Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова
Педагогический факультет
Кафедра Педагогики и Методики начального обучения
Курсовая работа
по Педагогике
Роль деятельности и общения в воспитании младших школьников
Выполнила: студентка 3 курса
ПиМНО-22
Молдабекова А.Ж.
Научный руководитель:
Капинос Н.В.
Караганда - 2008
Введение
Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются преемственностью её с другими звеньями образования и непреходящей, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребёнка. В этой связи основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.
Современные условия характеризуются гуманизацией воспитательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Процесс гуманизации проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. школьник рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Для субъективного рассмотрения данной темы курсовой работы необходимо охарактеризовать возрастные особенности младшего школьника.
Поскольку в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами различной деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы и способности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Основными среди них являются: общение, учебная деятельность, труд и игра.
Например, игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе школьников. Она может успешно использоваться и как форма воспитания, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Поскольку вопрос совершенствование воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников, организация всего воспитательного процесса, должен использовать все виды деятельности и общение детей.
Цель данной курсовой работы: выявить роль деятельности и общения в воспитании младших школьников.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы:
Изучить научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании;
Провести анализ опытной воспитательной работы по формированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности младших школьников;
Сделать выводы.
Курсовая работа опирается на исследования классиков педагогики Команского Я.А., Ушинского К.Д., Сухомлинского В.А., ведущих педагогов-психологов. Наиболее глубоко и содержательно младший школьный возраст представлен в работах Д Б Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л И Айдарова, А. К Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.).
Глава I. Научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании
1.1 Сущность и значение деятельности и общения в воспитательном процессе
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспитание" употребляется в широком и узком смысле.
В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.
В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.
Воспитание является двусторонним действием; с одной стороны — деятельность педагога, с другой — деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество. Учитель — это лицо, которое осуществляет воспитание (т.е. передает опыт поколений); кроме того, это может быть должностное лицо, занимающееся воспитательной работой в учебно-образовательном учреждении.
Основой воспитательного процесса, главным источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность и общение. Чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс,— такова его закономерность. (Бабанский)
Деятельностью, социальными действиями порождаются отношения реальных личностей. С. Л. Рубинштейн, известный психолог, утверждал, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Становление личности он рассматривал через становление ее основных отношений. В системе многообразных социальных отношений, в которые вступает личность, особое значение имеют воспитательные отношения, возникающие и развивающиеся в совместной деятельности, подчиненной целям воспитания. (Рубинштейн)
Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с нравственными принципами воспитания. (бабанский)
Деятельность можно определить как специфический вид активности ребенка, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. [16]
Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем школьникам, они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения детей. Это - общение, учение, игра и труд.
Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития ребенка, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [24, с.211]. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс и т.п.).
Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. "Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» - писал Л. С. Выготский. [7]
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение школьником знаний, умений и навыков. В основном, учение организованно и осуществляется в специальных образовательных программах. Но оно может быть и неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством личностного развития школьника.
Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же, как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы - прежде всего, ребенка надо научить учиться.
Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Но какие предметы подвергаются изменению со стороны самого ребенка. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя - собственный предмет учебной деятельности.
Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [31]
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один ребенок, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность ребенка каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение ребенка, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Отношения, складывающиеся между детьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о ребенке. Игровое поведение и игровые отношения не так влияют на реальные взаимоотношения младших школьников, как учебная деятельность и труд.
Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни детей. Они имеют по преимуществу развивающее значение. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на воспитание ребенка в целом.
Особое место в системе деятельности школьника занимает трудовая деятельность. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
Участие детей в формах трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе - формализм. Ребенок как будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Однако это знание не применяется на практике. Когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то прибегает обычно к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельности применения этих знаний на практике.
Цель трудовой деятельности школьников в формировании общетрудовых умений интеллектуального характера, умений выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности.
Далее необходимо выявить значение каждого вида деятельности и общения школьника для построения полноценного воспитательного процесса. Проведем анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения отношения выдающихся ученых к организации воспитательного процесса и включению в него разнообразной деятельности детей.
Прежде всего, воспитание школьников осуществляется в процессе их учебной деятельности. Колоссальные потенциальные возможности для воспитательного процесса имеет как грамотно построенный учебный материал (дидактический и программный), так и сама личность учителя.
В учебном материале должно содержаться большое количество морально-этических суждений, нравственных коллизий, он должен глубоко затрагивать эмоциональную сферу школьников, стимулировать развитие нравственно-этических чувств. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у детей положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для полноценного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». [15, с.556]
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагогики считают ведущей деятельностью ребенка.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных воспитательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. [7]
В школьные годы круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение как деятельность выходит на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними.
Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, обнажает красоту гуманных, чутких отношений людей друг к другу. Всё это готовит почву для формирования гуманных человеческих отношений [20, с.56].
Только в процессе общения со сверстниками, в коллективе складывается среда, в которой у ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.
Какова же главная сила, объединяющая детей в коллектив? Какова та сила, которая ведет к духовно обогащающему единению людей? Что же создает подлинную гармонию личного и общественного? На важнейшие вопросы современной практики и теории воспитания В. А. Сухомлинский отвечает так: «Эта сила — забота человека о человеке. Ответственность человека за человека. Ответственность человека перед коллективом, обществом». [31] И этот тезис В. А. Сухомлинский развертывает в своих трудах всесторонним образом, определяя единство развитого общения и гармонического становления личности школьника.
Другим важным направлением воспитательного процесса школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие личностные качества, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают в трудовой деятельности.
Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, в трудовой деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Божович Л.И. также подчеркивала большое значение труда для формирования всесторонне развитой личности младшего школьника. «Задача школы заключается не только в том, чтобы дать определенное количество знаний. Нужно также воспитать ребенка. Школа пытается сформировать личностные качества в ходе учебной деятельности. Учебная деятельность сама по себе не может полностью обеспечить формирование этих качеств, она не имеет для этого благоприятных условий. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме. В труде более ощутимо выступает необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенного результата. Именно поэтому труд имеет особо важное значение для воспитания школьника». [4]
Какое значение имеет сотрудничество и взаимодействие детей в ходе развития воспитательного процесса? Можно сделать вывод о том, что в деятельности каждого отдельного младшего школьника коллектив и общение играют незаменимую роль, положительную. Данный вывод согласуется с мнением Пиаже, который в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям "ребенок - взрослый". В группе сверстников, отношения равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым (какими бы демократичными они не были) - иерархические и несимметричные. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой и организации совместной игровой, учебной и трудовой деятельности. [25]
Таким образом, для развития индивида как полноценно развитой нравственной личности общение и коллективная учебная, игровая и трудовая деятельности представляются незаменимыми.
Остановимся более подробно на особенностях использования различной деятельности и общения в воспитании младших школьников.
1.2 Особенности использования деятельности и общения в воспитании младших школьников
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. (Психологический словарь).
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства нельзя считать окончательными и неизменными. Можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют произвольность и осознанность всех психических процессов, кроме интеллекта, и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. [10, с.15]
В этом возрасте все более глубокими и осознанными становятся высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Когда 6-7-летний ребенок приходит в школу, наступает самый сложный и интересный этап его жизни. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.
Во взаимоотношении игры и учебной деятельности в младшем школьном возрасте доминирующее значение имеет игра. В младшем школьном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре. В ней выделяется отдельная учебная задача. Неправильно думать, что игра в школьном возрасте полностью теряет свое значение, она сохраняется, но происходят значительные изменения в характере самой игровой деятельности. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает значение игры с достижением известного результата (спортивные игры, интеллектуальные игры). В школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя деятельностями: игра начинает подчиняться учебной деятельности.
Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д. Б. Эльконин. [17, с.91] Как характеризовать учебную деятельность младшего школьника? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточная характеристика. В игре ребенок тоже усваивает знания (дидактические игры, например). В младшем школьном возрасте усвоение - косвенный продукт какой-то другой деятельности.
Мерилом сформированных качеств личности выступают не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности — общение, игра, труд, учение — важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. И формирование личности в процессе деятельности школьников обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью младших школьников становится методом воспитания. Поэтому необходимо рассмотреть содержание деятельности учителя в организации воспитания и основы воспитательной работы.
Глава II. Анализ опытной воспитательной работы по формированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности младших школьников
2.1 Методика работы воспитателя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективной деятельности
Как уже было выявлено, общение и совместная деятельность младших школьников имеют особое значение для воспитательного процесса. От уровня сформированности коллективной деятельности зависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущей в процессе формирования нравственного развития детей. Дружеские взаимоотношения во всех видах деятельности младших школьников дополняют и расширяют возможности формирования нравственных качеств.
Нравственное воспитание младших школьников осуществляется как через совместные мероприятия, общие дела, так и через рефлексивную деятельность детей, через размышления, диалоги, дискуссии и т. д. Вся система занятия, их содержание, методы проведения направлены на развитие самосознания учащихся. Именно эта направленность определяет атмосферу, стиль и тон жизни детского коллектива. Таким образом, происходит не только личностное нравственное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование детского коллектива как значимой социально-психологической группы.
Эксперимент по формированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности младших школьников проводился в 1 В классе СШ №35 им. Ю.Н.Павлова г.Караганды, в составе 27 учащихся.
Рассмотрим систему работы по организации воспитания нравственности у младших школьников в процессе совместной деятельности. Данная система является реальным воплощением следующих смыслообразующих идей:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- дружным коллектив может стать, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в коллективе доброжелательная атмосфера, если каждый стремится понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- достойное решение — это самостоятельный ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из ее индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- умение быть самостоятельным — это целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее младшего школьника.
На этих занятиях никто никого не учит, но каждый, учится. Учится, размышляя. Размышляя о жизни, о своем собственном нравственном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах. О своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними.
Каждое занятие, как правило, начинается с разминки. Ее цель — создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы-чувство».
Так как дети нуждаются в оценивании взрослыми их деятельности, то оно происходит в виде словесного, интонационного, мимического выражения воспитателем своего заинтересованного, уважительного отношения к сказанному, изображенному, сочиненному детьми.
Повторение и объяснение нового материала по формированию нравственных качеств выступают чаще всего как беседа, дискуссия и т. п.
Занятия по воспитанию у ребенка умений жить вместе и быть самостоятельным иногда протекают достаточно шумно. И это запланированный, необходимый и неизбежный рабочий шум, поскольку надо дать возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, а слушать сверстников младшие школьники, как правило, еще не умеют. Вначале на занятиях преобладают развернутые, эмоциональные монологи детей. Затем все чаще участники общей работы включаются в диалог (воспитателя с ребенком, детей между собой и т. д.). Для этого детям надо многое уметь: слышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого и пр. Наконец, возникает групповая дискуссия, которая является почти обязательным элементом каждого занятия.
Организовать диалог, а тем более групповую дискуссию младших школьников, т. е. научить их включаться в коллективное обсуждение, корректировать свою позицию, приходить к общему решению, непросто. Главные средства учителя в этом отношении — вопросы и интонации.
Педагог задает вопросы, главным образом обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. Он вызывает детей на размышления, демонстрирует свою заинтересованность во мнении всех без исключения детей. При этом совершенно исключительное значение имеет преобладающая интонация ведущего. Он может использовать широкий веер интонаций:
- вопросительную;
- шутливую;
- восторга («Какой молодец! Как интересно!»);
- удивления («Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?!»);
- сомнения («Может быть, ты права. Мне кажется, это не всегда так. Надо подумать…»);
- сочувствия («Я понимаю, что это трудно…»);
- уверенности («Мы обязательно справимся с этим»).
В ответ дети максимально активно включаются в работу, ведь в силу возрастных особенностей им очень важно рассказать учителю о себе, обратить на себя его внимание, тем более что они не боятся дать неверный ответ, вызвать неодобрение или получить плохую отметку. В результате каждый старается высказаться, а те, на кого не хватило времени на занятии, очень обижаются, так что приходится продолжать обсуждение проблемы не на одном, а иногда и не на двух занятиях.
Основным условием успеха организации групповой дискуссии является неукоснительное соблюдение самим взрослым ряда правил совместного обсуждения. И напротив, организация дискуссии осложняется, если ведущий категоричен и безапелляционен, широко пользуется упреками, выражает пренебрежение к детям, унижает их, применяет угрозы.
Участвуя в дискуссии детей, важно не стремиться к тому, чтобы она обязательно привела к возникновению единого мнения среди младших школьников, к окончательному ответу на обсуждаемый вопрос. Открытость, незавершенность проблемы чрезвычайно полезна для детей, склонных в этом возрасте к поверхностному, упрощенному восприятию окружающего мира и его противоречий.
Несмотря на насыщенность воспитательных занятий общением, достаточно часто на них царит тишина. Ребенок размышляет о непростых вопросах своего и человеческого бытия, о человеке среди людей; вспоминает конкретные, актуальные для него ситуации из собственной жизни или из книг, фильмов, рассказов других людей; выполняет творческие работы. Разумеется, такая тишина приходит в класс не сразу и не по приказу. Она возникает лишь в особой атмосфере, создание которой — забота учителя. Речь идет об атмосфере искренности, терпимости, заинтересованного поиска истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. В такой атмосфере ребенку легче понять самого себя, разобраться в своих чувствах, уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о чем-либо. И в то же время ему легче научиться прислушиваться к чужим мнениям, уважать точку зрения каждого сверстника, окружающих его взрослых и т. д. В такой атмосфере и взрослому легче уйти от стереотипов поведения и мышления.
Такая демократичная атмосфера не возникает в детской среде сама собой. Ее создание и поддержание полностью зависит от мастерства педагога — от того, насколько он готов к импровизации на занятиях; насколько важно для него развитие ребенка. Очевидно, что не каждый учитель готов к такой работе. Создание такой атмосферы в детском сообществе — дело нелегкое, хотя бы потому, что отношение к ребенку как к человеку, а не «кибернетическому устройству» по усвоению и воспроизводству информации нетрадиционно для наших школ. Иногда противятся этому и родители. Но если у ребенка не будет опыта жизни в атмосфере уважения, ненасилия и терпимости, ему трудно будет стать самостоятельным и продуктивным человеком.
Важнейшими условиями поддержания такой атмосферы в детской среде являются: деликатность взрослых, признание за детьми не только права на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятыми, но и права на личную тайну, на неприкосновенность своего внутреннего мира. Вот почему педагогу важно преодолевать излишнюю категоричность (детей, свою, других взрослых), стараться ходить от позиции держателя истины в последней инстанции, не быть гиперактивным на занятиях.
Созданию такой атмосферы помогают некоторые особенности самих воспитывающих занятий. Например, вопросы, которые на них обсуждаются, не имеют единственно верных ответов. Детям не предъявляются образцы для обязательного воспроизведения. Занятия насыщены изобразительной деятельностью и пр. Взаимную доброжелательность, терпимость, поисковую и рефлексивную активность поддерживают и литературные тексты, обсуждаемые на занятиях, и разминки, и творческие задания, и игры.
Для того, чтобы цели воспитывающих занятий были достигнуты, важно работать не только с сознанием, но и с эмоциями младших школьников. Существует целый ряд технологических приемов сотрудничества с детьми на эмоциональном уровне. Известна сила воздействия на органы чувств экспрессивной словесной информации, музыки, динамичных по сюжету рисунков, ярких цветовых пятен, движения, в том числе и ритмически оформленного, и пр. В связи с этим большой интерес представляет технология использования цветописи. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определенное настроение связывается на подсознательном уровне с определенным же цветом. Регулярная фиксация младшим школьником своего настроения с помощью цвета (цветописи) наглядно показывает учителю, какое настроение преобладает в классе, есть ли дети, чье настроение не совпадает с общим, кто из детей требует к себе особого внимания, насколько дети дружелюбны, внимательны, терпимы друг к другу, эффективна ли работа с коллективом.
В то же время регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребенка. Оно может стать для него стимулом более осознанного отношения к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Вот потому едва ли не с первого занятия младшим школьникам предлагается в конце каждого дня, проведенного в школе, отражать свое настроение. Для этого можно на стене класса вывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом им сообщается, что, например, желтый кружочек обозначает «мне интересно», зеленый — «мне неинтересно», красный — «мне хорошо», синий — «мне плохо».
Возможен и другой вариант отражения школьниками своего настроения. В классе вывешивается изображение двух лиц: веселого и хмурого. Перед уходом каждый ребенок приклеивает рядом с одним из этих лиц кружочек любого цвета. В этом случае младший школьник свободен в своих цветовых ассоциациях, но его настроение все равно оказывается зафиксированным.
Воспитательное значение цветописи состоит не в том, чтобы унифицировать эмоциональное состояние каждого младшего школьника. Ежедневно фиксируя свое эмоциональное состояние, видя внимание учителя к этому процессу, каждый ребенок убеждается в том, что и он сам, и его сверстники значимы друг для друга, равноправны в коллективе. Кроме того, дети привыкают осознавать свои чувства, интересоваться настроением друг друга, соотносить свое поведение с настроением окружающих, учатся понимать внутренний мир людей, т. е. становятся более зрелыми.
Систематически осуществляемая детьми цветопись усиливает процессы образования дружного коллектива, развивает в них стремление быть самостоятельными и поддерживает оптимизм, чувство эмоционального благополучия. Учитель ежедневно анализирует ее, делает выводы и сообщает о них детям так, чтобы их интерес к отражению своего настроения не пропадал и чтобы они были правдивы при этом.
Развитие у детей умения сотрудничать и в то же время быть самостоятельными происходит благодаря не только специфическому содержанию и особой организации специальных занятий, но и созданию особого контекста всей жизни группы. Этот контекст создается демократизмом отношений между взрослыми и детьми, организацией разнообразной, интересной для тех и других совместной деятельности, постоянным педагогическим анализом происходящих в группе процессов. Очевидно, что воспитание у детей умения жить вместе и быть самостоятельными осуществляется и продолжается и вне специальных занятий: на обычных занятиях, праздниках, во время экскурсий и прогулок. Таким образом, успех этой работы зависит не только от того, кто ведет специальные занятия, хотя от него в первую очередь.
2.2 Выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников
Цель исследования заключается в определении уровня нравственной воспитанности до проведения эксперимента воспитания нравственных качеств у детей в процессе становления детского коллектива и в процессе коллективной деятельности. Исследование проводилось двумя экспериментами. После проведения экспериментов на основе результатов сделаны выводы.
Нравственное воспитание процесс противоречивый и длительный. Для того чтобы узнать достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень сформированности каких-либо качеств. Выявить степень соответствия его запроектированному помогает диагностика. Данные диагностического изучения сопоставляются с начальными характеристиками, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания. Критерии нравственной воспитанности – это показатели уровня сформированности различных качеств.
Работа по выявлению результативности нравственного воспитания младших школьников проводилась в сш. №35 1 «В» классе г.Караганды, в составе 27 учеников. Для выявления результативности при формировании нравственных качеств были использованы следующие критерии сформированности нравственных качеств:
Уровень сформированности нравственных навыков в поведении воспитанника в процессе коллективной деятельности.
Уровень доброжелательности, выражающийся в выставлении самооценки и оценок нравственным качествам товарищей.
В анализе уровня сформированности нравственных навыков в поведении воспитанника в процессе коллективной деятельности тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.
Важнейшую роль в нравственном воспитании младших школьников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств в процессе становления детского коллектива были определены следующие показатели:
Потребность в приветливости, вежливости в общении со сверстниками
Умение быть внимательным к другому ребенку, замечать его настроение, помогать или не мешать в выполнении деятельности.
Осознанное отношение к своим поступкам и поступкам сверстников
Данные для определения уровня сформированности учитель собирает в ходе различной совместной деятельности детей, отмечая для себя их позитивные и негативные поступки, например, при проведении тестового занятия «Помоги другому». В попытке охватить более широкий спектр проявления нравственного опыта были учтены оценочные суждения детей, ответы, высказывания, особенности реального поведения.
Далее данные анализируются и обрабатываются. В результате учитель каждому ребенку проставляет соответствующий ему показатель сформированности нравственных качеств.
Данные показатели определились по уровням:
а) Высокий – ставился за сформированность потребности соблюдать приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, умение быть внимательным к другим детям, анализировать свои поступки и поступки сверстников.
б) Средний – ставился за сформированность потребности соблюдать приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, но допускались небольшие недочеты в умении быть внимательным к другим детям; не всегда осознанное отношение к своим поступкам.
в) Низкий – ставился за то, что ребенок не всегда соблюдает приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, не умеет быть внимательным к другим детям, действует только по аналогии, не умеет самостоятельно анализировать свои поступки, делает это только под руководством учителя.
Данное исследование проводится в два этапа: до и после проведения работы по формированию нравственных качеств детей в совместной деятельности.
При анализе уровня доброжелательности, выражающемся в выставлении самооценки и оценок нравственным качествам товарищей проводится следующий эксперимент.
Подготовка эксперимента. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка класса, 3 игрушечных домика.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми младшего школьного возраста. Ребенок оценивает нравственное качество сверстников и себя. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.
Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии «самых добрых» (говорят, что они «делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре»), а в другую стопку — фотографии детей «не очень добрых» («не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками» и т.д.). Фотографии детей, которые «только иногда бывают добрыми», складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.
Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.
Обработка данных. Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу (образец в таблице 1). Детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами, — -1.
коллективный общение воспитательный школьный
Таблица 1 – Образец сравнительной оценки нравственных качеств у себя и сверстников
Фамилия, имя ребенка |
Оценка сверстников |
Самооценка |
Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.
Поскольку количество детей, участвующих в эксперименте – 27, то уровень доброжелательности вычисляется, исходя из следующих значений коэффициента:
- 18 и более положительных баллов – В (высокий уровень доброжелательности);
- 10 и более положительных баллов – С (средний уровень доброжелательности);
- менее 10 – Н (низкий уровень доброжелательности).
В процессе выявления уровня сформированности нравственных навыков в поведении дети показали следующие результаты:
- количество учащихся с высоким уровнем сформированности нравственных навыков увеличилось на 8 человека и составляет 48%
- количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственных навыков уменьшилось на 5 человек и составляет 44,5%
- количество учащихся с низким уровнем сформированности нравственных навыков уменьшилось на 3 человека и составляет 7,5%.
В процессе выявления уровня доброжелательности дети показали следующий результат (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты проведения эксперимента по формированию нравственных качеств
№ уровня | Было: (1 срез) | Стало: (2 срез) | ||
Чел. | % | Чел. | % | |
В С Н |
11 13 3 |
40,7 48,2 11,1 |
16 11 0 |
59,3 40,7 0 |
- количество учащихся с высоким уровнем доброжелательности увеличилось на 5 человек и составляет 59,3%
- количество учащихся со средним уровнем доброжелательности уменьшилось на 2 человека и составляет 40,7%
- количество учащихся с низким уровнем сформированности доброжелательности уменьшилось на 3 человека и составляет 0 %.
В результате проведения работы по формированию нравственных качеств в процессе коллективной деятельности у детей подготовительной группы повысился уровень нравственной воспитанности. Проведенная работа оказалась эффективной, т.к. воспитание нравственных качеств активизирует процесс становления детского коллектива, формирует доброжелательные и дружные отношения в нем, что благотворно отражается на воспитательном процессе в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогом были выбраны оптимальные формы и методы работы, направленные на формирование нравственных качеств детей в процессе становления детского коллектива. При планировании и проведении эксперимента были учтены возрастные особенности младших школьников.
Заключение
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности, но также имеют большое значение и другие виды деятельности младшего школьника. Каждая из форм организации воспитательного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности детей.
Учебная деятельность ребенка является совсем иной деятельностью, чем игра, она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования. Ребенок учится реально изменять самого себя, а не символически. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития школьника.
В отличии от учебной деятельности игра является средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Также важно включать в воспитательный процесс трудовую деятельность. Учебная деятельность сама по себе не может полностью обеспечить формирование нравственных качеств, она не имеет для этого благоприятных условий. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме.
Использование различных коммуникативных методов (общения) в организации воспитательной работы позволяет построить продуктивные отношения детей друг с другом, сформировать коллектив, познать состояние “вместе”, резонанс ощущений самочувствия души, рождения дружбы, товарищества, братства. Такая воспитательная работа предполагает использование в учебной и внеклассной работе форм общения в диадах, триадах, групповых, классных форм и т.д.; помощь учителя в поиске друга, реализации симпатий младших школьников.
Традиционно воспитание младших школьников осуществляется лишь через освоение ими содержания учебных предметов и организацию их учебной деятельности. Педагог, организующий воспитание детей с помощью игровых методов, методов, использующих трудовую деятельность, а также через развитие общения младших школьников, получает дополнительную возможность воздействовать на познавательную и волевую сферы ребенка, позитивно влиять на успешность его воспитания.
Таким образом, в работе по формированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности и общения младших школьников были сделаны следующие выводы:
- У младших школьников в процессе совместной деятельности любого вида, будь то игра, учение или труд, активно сплочение коллектива.
Взаимоотношения у детей довольно устойчивые.
Удачным методом нравственного воспитания является совместная деятельность.
У детей возраста семи лет уже можно сформировать вполне осмысленные нравственные представления в процессе совместной деятельности.
Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию нравственных основ дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в классе. Да и потом в дальнейшей учебной деятельности дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти нравственные качества ценятся в людях.
Список используемой литературы
Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов – М.: Просвещение, 1983г.
Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.
Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М.: Просвещение, 1980.
Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986г.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
Гаврилова Г.П. О воспитании нравственности чувств- М.: 1984г.
Государственные стандарты начального образования Республики Казахстан. – Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, 1998 г., 223 стр.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// «Вопросы психологии», 1992. № 3—4. С. 14—19.
Дробицкий О.Г. Проблемы нравственности - М.: 1997г.
Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1
Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955г.
Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учебное пособие для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Педагогика и методика начального обучения». – Караганда: Издательство КарГУ, 2004. – 211 с.
Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. М., т.3. 1959. с. 556-557
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
Лецких Л.А. Развивающий конон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина // Начальная школа – 1997г. №3, стр.91
Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1988
Лушников А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для студентов педагогических высших учебних заведений. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. Гос. Пед. ун-т. Екатеринбург, 1994г.
Макаренко А.С. Цель – воспитание – Соч. М.: 1958 т.5, стр.353
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002г.
Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. пособие / Автор – составитель В.П. Шульгина. (Серия «Школа радости»). Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 320 с.
Педагогика (под ред. П.И. Пидкасистого). М., Российское педагогическое агентство, 1996.
Петровский А.В. Общая психология, М.: Просвещение, 1976г..
Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
Подласый И.П. Педагогика - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000г.
Психология и педагогика /Учебное пособие/ М., - Нов, 1999г.
Рувинский Л.И. Психолого – педагогическая проблема нравственного воспитания - М., «Педагогика» 1981г.
Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1978. – 351 с.
Столетов В.Н. Диалоги о воспитании.- М.: Педагогика.- 1978
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянская школа, 1972.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988 г.
Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности// «Вопросы психологии», 1999, N 6
Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.
Приложение 1
Таблица сформированности нравственных навыков в поведении младших школьников в процессе совместной деятельности 1 В класс СШ №35 г.Караганды
№ | Фамилия, Имя ученика | 1 | 2 | 3 | средний балл |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. |
Бийгериева Жанета Бакай Руслан Бекешев Тимур Богданова Анна Блум Татьяна Буранбаева Сабина Вылобкова Ксения Высоцкий Кирилл Галенда Наталья Гева Максим Григорьев Александр Гриневецкая Кристина Давиденко Геннадий Данилюк Григорий Курочкина Виктория Лир Анастасия Маковский Константин Николаева Виолетта Пятков Александр Савкина Екатерина Смагулов Руслан Ступак Виктория Тайжанова Асель Теуту Анна Шишканова Наталья Шенгоф Вадим Ярмак Афанасий |
В В С В С С В В В С С В С С С С С В В С С В В В В С С |
С В С С С С В С С С С С С Н С С Н С С С Н С В В С Н Н |
С С Н В С В С Н С В С С Н Н Н Н Н С Н С Н С С С С Н Н |
С В С В С С В С С С С С С Н С С Н С С С Н С В В С Н Н |
1. Потребность соблюдать правила и нормы культурного поведения в повседневной жизни.
2. Умение самостоятельно превращать знания и чувства в повседневную норму поведения.
3. Осознанное, аналитическое отношение к своим поступкам и поступкам сверстников.
Приложение 2
Таблица сформированности нравственных навыков в поведении младших школьников в процессе совместной деятельности 1 В класс СШ №35 г.Караганды
№ | Фамилия, Имя ученика | 1 | 2 | 3 | Сред. балл |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. |
Бийгериева Жанета Бакай Руслан Бекешев Тимур Богданова Анна Блум Татьяна Буранбаева Сабина Вылобкова Ксения Высоцкий Кирилл Галенда Наталья Гева Максим Григорьев Александр Гриневецкая Кристина Давиденко Геннадий Данилюк Григорий Курочкина Виктория Лир Анастасия Маковский Константин Николаева Виолетта Пятков Александр Савкина Екатерина Смагулов Руслан Ступак Виктория Тайжанова Асель Теуту Анна Шишканова Наталья Шенгоф Вадим Ярмак Афанасий |
В В С В С С В В В С С В С С С С С В В С С В В В В С С |
С В С С С С В С С С С С С Н С С Н С С С Н С В В С Н Н |
С С Н В С В С Н С В С С Н Н Н Н Н С Н С Н С С С С Н Н |
С В С В С С В С С С С С С Н С С Н С С С Н С В В С Н Н |
1. Потребность соблюдать правила и нормы культурного поведения в повседневной жизни.
2. Умение самостоятельно превращать знания и чувства в повседневную норму поведения.
3. Осознанное, аналитическое отношение к своим поступкам и поступкам сверстников.
№ уровня | Было: (1 срез) | Стало: (2 срез) | ||
чел. | % | чел. | % | |
В С Н |
5 17 5 |
18.5 63 18.5 |
13 12 2 |
48 44.5 7.5 |
Приложение 3
Таблица сформированности доброжелательности учащихся 1 В класса СШ №35 г.Караганды
№ | Фамилия, Имя ребенка | 1 срез | 2 срез |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. |
Бийгериева Жанета Бакай Руслан Бекешев Тимур Богданова Анна Блум Татьяна Буранбаева Сабина Вылобкова Ксения Высоцкий Кирилл Галенда Наталья Гева Максим Григорьев Александр Гриневецкая Кристина Давиденко Геннадий Данилюк Григорий Курочкина Виктория Лир Анастасия Маковский Константин Николаева Виолетта Пятков Александр Савкина Екатерина Смагулов Руслан Ступак Виктория Тайжанова Асель Теуту Анна Шишканова Наталья Шенгоф Вадим Ярмак Афанасий |
В С С В С В В С В С Н В С В С С В В С С Н В С В С С Н |
В В С В С В В В В С С В С В С В В В С В С В С В С В С |
№ уровня | Было: (1 срез) | Стало: (2 срез) | ||
Чел. | % | Чел. | % | |
В С Н |
11 13 3 |
40,7 48,2 11,1 |
16 11 0 |
59,3 40,7 0 |
Приложение 4
Игра «Цветик-семицветик», проведенная на внеклассном занятии с учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды
Цель: способствует умению делать выбор, сотрудничать с окружающими.
Оборудование: цветок, красные и желтые фишки.
Ход игры.
Каждый играющий, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит «весь свет». Дети по очереди с лепестками кружатся, произнося известные всем слова:
«Лети, лети, лепесток…»
Если желание ребенка связано с удовлетворением личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную.
Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы. Можно обсудить с детьми, какие желания понравились и почему.
2 вариант. Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они совершают «полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.
Приложение 5
Тестовое занятие «помоги другому», проведенное на уроке рисования с учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды
Подготовка исследования. Приготовить для каждого испытуемого по чистому листу бумаги и по 2 листа с незавершенными рисунками, карандаши.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми и состоит из 2 серий.
Первая серия. Реальный выбор. Ребенку предлагают закрасить картинку, сделав выбор:
I ситуация — самостоятельно закрасить картинку;
II ситуация — помочь ребенку, у которого не получается рисунок;
III ситуация — закрасить незакрашенный рисунок ребенка, у которого все хорошо получается.
Дети, нуждающиеся в помощи, и тот, кто справляется с рисунком, в комнате отсутствуют. Взрослый объясняет, что они «вышли за карандашами». Если испытуемый решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.
Вторая серия. Вербальный выбор. Испытуемого ставят в условия выбора (см. первую серию) с помощью рассказа, в котором фигурируют 2 ребенка. У одного из них работа (постройка из снега) идет успешно, а у другого — нет. Ребенок делает выбор одной из трех ситуаций.
Обработка данных. Результаты оформляют в таблицу 2, приведенную ниже.
Таблица 2
I серия | II серия | Всего детей | ||||
Ситуация | ||||||
I | II | III | I | II | III | |
Поскольку оказание помощи другому человеку в данной ситуации не ущемляет никаких интересов ребенка, ее можно трактовать как показатель наличия сочувствия. Делают выводы о том, оказывает ли ребенок помощь под влиянием сочувствия или просто предпочитает совместную деятельность индивидуальной.
Приложение 6
Сюжетные незаконченные рассказы, используемые на внеклассных занятиях с учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды
Воспитатель: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.