Основное содержание менеджмента определяется предметом менеджмента, объектами его изучения. При этом менеджмент занимает определенное место в общей системе знании о рыночной экономике, находясь в одном ряду с экономической теорией и маркетингом (рис. 1.1 ).
Рис. 1.1. Место менеджмента в науке о рыночной экономике
Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей (рис. 1.2).
1. Целеполагание (миссия, цели, задачи). В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению.
2. Организация (организационная структура и организаторская работа). Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие.
3. Система управления (органы и объекты управления). Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи).
4. Деловые коммуникации. Рассматриваются процессы передачи информации, делового общения как внутри организации между ее участниками, так и с внешним миром.
5. Функции менеджмента. Рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером (что он должен делать).
6. Методы менеджмента. Рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает ее целей (как он это должен делать).
7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент). Рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации.
8. Разрешение конфликтов. Рассматриваются происхождение и природа конфликтов в организации и пути их устранения.
9. Стиль менеджера и имидж организации. Рассматриваются соответствующие понятия, роль стиля и имиджа в достижении организацией своих целей, а также необходимые для этого рекомендации.
10. Выработка и принятие управленческих решений. Рассматриваются теория и практика рационального выбора менеджером наилучшего в данных условиях (оптимального) способа действий.
11. Прогнозирование. Рассматриваются формы и методы предвидения менеджером проблемной ситуации и их использование для практической деятельности.
12. Риск (риск-менеджмент). Рассматривается происхождение риска менеджера. Обосновываются способы рационального поведения в условиях неопределенности ситуации и связанного с этим неизбежного риска.
13. Управление финансами и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент). Рассматриваются основные документы, описывающие финансовую деятельность организации, анализируются показатели, характеризующие ее финансово-хозяйственное состояние.
14. Стратегический менеджмент. Рассматриваются формы и методы выработки линии поведения (политики) организации на длительную перспективу.
15. Новации, инвестиции и организационное развитие. Рассматриваются формы и методы новаций и инвестиций, осуществляемых организацией, а также пути совершенствования ее организационной структуры и способов функционирования.
16. Этика менеджмента и организационная культура. Рассматриваются нравственные нормы и ценностные ориентиры организации.
17. Развитие основных идей менеджмента. Рассматриваются (в исторической последовательности) основные концепции, принципы и школы менеджмента, их современная роль и место.
Научный менеджмент широко использует как описательные методы, свойственные гуманитарным наукам, так и количественные методы точных наук: прикладную математику, методы исследования операций (экономико-математические методы), в том числе теорию вероятностей и математическую статистику, математическое планирование (математическое программирование), теорию конфликтных ситуаций (теорию игр и статистических решений), теорию массового обслуживания, теорию управления запасами и др.
За многие десятилетия существования менеджмента как теории и практики управления организациями в условиях рыночной экономики была выработана достаточно полная и стройная система терминов этой научной дисциплины и направления деятельности. С некоторыми из этих терминов мы уже познакомились. Это ознакомление будет продолжено и раскрыто на протяжении всей книги применительно к конкретной тематике. Здесь мы остановимся лишь на тех терминах, которые имеют основополагающее значение.
Термин «управление» в самом общем виде означает воздействие определенного органа на объект, направленное на достижение цели. В этом универсальном определении, идущем от кибернетики, в качестве органов управления могут выступать как менеджеры-руководители, так и биологические либо технические управляющие системы (мозг, управляющее устройство), а в качестве объектов управления – как предприятия, так и органы живого организма либо технические устройства. Под целью при этом понимается конечная задача производственной, биологической или технической системы.
С позиций кибернетики можно также говорить об управлении как о процессе целенаправленного преобразования информации. Орган управления передает на объект управления командную информацию, объект выполняет команду и сообщает о происшедших изменениях органу управления. Сообщение это носит название информации состояния или обратной связи. Получив информацию состояния, орган управления преобразует ее в командную информацию, направляет ее на объект и т. д.
В результате переработки информации в органе управления рождается управленческое решение – выбор лучшего варианта действий из нескольких возможных.
В более узком смысле управление организацией – это процесс выполнения определенных функций (прогнозирования и планирования, активизации и стимулирования, координации и регулирования, учета, контроля и других), необходимых для формулирования и достижения намеченных целей.
Близким по смыслу к термину «управление» является понятие «руководство». Однако это не синонимы. Руководство предполагает в качестве объекта управления или его важнейшего элемента – человека. Можно сказать: «руководство трудовым коллективом», «руководство предприятием». Но нельзя говорить: «руководство станком»,«руководство автомобилем», хотя управлять можно и тем и другим. Приведем два оригинальных и глубоких по смыслу определения понятия «руководство»:
– это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, производительную и эффективную организацию;
– это деятельность, дающая возможность достичь своих целей чужими руками.
Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, управление (руководство) организацией в условиях рыночной экономики, как правило нацеленное на прибыль и осуществляемое на профессиональной основе специально отобранным подготовленным специалистом, нанятым для этой цели собственником, получило название менеджмента.
В качестве исключения главной целью менеджмента может быть не извлечение прибыли, а достижение уставных целей организации (например, в организациях социальной сферы).
Лицо, осуществляющее менеджмент, называют менеджером. В отдельных случаях менеджер может выступать в качестве собственника имущества, которым он управляет.
Поскольку в наших официальных нормативных документах (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации) термин «менеджмент» отсутствует и в полностью аналогичном смысле употребляется термин «руководство», можно в практических целях считать эти понятия синонимами. То же можно сказать и о паре «руководитель – менеджер».
Одним из центральных понятий менеджмента является понятие организации. Слово «организация» применяется в трех различных значениях:
– организация как объект – объединение граждан по определенному принципу;
– организация как структура – форма связей и взаимоотношений между элементами;
– организация как процесс – упорядочивание с целью добиться определенного результата.
В данной книге, если это специально не оговорено, понятие «организация» используется в его первом значении.
Организация – это совокупность людей, чья деятельность сознательно направляется и согласовывается применительно к общей цели.
С правовой точки зрения организации выступают в качестве юридических лиц. Юридическим лицом признается организация, обладающая имуществом, имеющая имущественные и неимущественные права, отвечающая имуществом по своим обязательствам и выступающая в качестве истца и ответчика в суде.
Организации – юридические лица создаются в форме предприятий и учреждений.
Предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Под предпринимательской деятельностью (или предпринимательством) следует понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Весьма близким по смыслу к предпринимательству является понятие «бизнес» – деятельность, направленная на удовлетворение потребности населения в товарах и услугах с целью получения прибыли. Поскольку в наших официальных нормативных документах (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации) термин «бизнес» не применяется, в практических целях оба названных термина используются как синонимы. То же можно сказать и о паре «предприниматель – бизнесмен».
Промышленное, торговое или хозяйственное предприятие – юридическое лицо часто называют фирмой (или компанией). Фирме присваивается определенное название.
Предприятия – главное поле деятельности менеджеров, работающих в коммерческой сфере.
Учреждения – это организации, создающиеся для решения социально-культурных, управленческих пли иных некоммерческих задач, например учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, а также органы государственного и муниципального управления. Менеджменту учреждений присущ ряд особенностей, о которых еще пойдет речь.
Важнейшим и вполне самостоятельным направлением менеджмента является маркетинг. Коротко говоря, маркетинг – это управление спросом. Более полно можно определить маркетинг как изучение рынка, создание товара, продвижение товара на рынок и организацию продаж с целью получения максимально возможной прибыли. И еще одно оригинальное и емкое определение: маркетинг – это деятельность по превращению потребностей населения (в товарах и услугах) в прибыль фирмы.
Менеджмент осуществляется в определенной среде – мире, с которым он соприкасается, взаимодействует, обменивается информацией и материальными ресурсами. Различают внутреннюю среду организации (организационную структуру, систему и органы управления) и внешнюю среду (партнеров, покупателей, конкурентов, органы власти, общественные организации).
Менеджмент нуждается во всестороннем, надежном обеспечении – инфраструктуре управленческой деятельности. Под инфраструктурой здесь понимается комплекс учреждений и организаций, обслуживающих менеджмент. Это органы государственного и местного управления, юридические организации, учебные и консультационные организации, аудиторская служба, внешнеэкономические учреждения, банки и биржи, рынки и аукционы, системы связи, оргтехника и компьютерное обеспечение, фирмы, оказывающие инженерно-консультационные услуги (инжиниринг).
Поскольку менеджмент связан с постоянным получением, переработкой и передачей информации, видное место в нем отводится проблемам работы с информацией, делового общения. Эти проблемы объединяет понятие «деловые коммуникации».
Основным источником, с помощью которого менеджер достигает своей главной цели – получения максимально возможной прибыли, являются ресурсы предприятия, его экономический потенциал. Различают материальные, интеллектуальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы. Задача менеджера – использовать эти ресурсы наилучшим образом. Исходя из этого можно дать еще одно весьма существенное определение: менеджмент – это деятельность по рациональному распределению ресурсов, обеспечивающему получение максимальной прибыли.
В свете всего сказанного о менеджменте становится понятным, что эта деятельность опирается не только на соответствующую науку, сумму специальных знаний, но в не меньшей степени представляет собой своеобразное искусство, требующее от менеджера таланта и вдохновения. Уместно привести по данному поводу следующую полезную мысль: «искусство от науки отличается тем, что наука это мера, а искусство – чувство меры».
Сегодня менеджмент как наука и практическая деятельность представляет собой разветвленную и достаточно сложную систему знаний. Для облегчения ориентировки в этой системе целесообразно классифицировать менеджмент применительно к кругу рассматриваемых вопросов, областям применения, объектам управления, решаемым проблемам и приоритетам (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Классификация менеджмента
В зависимости от круга рассматриваемых вопросов различают общий и специальный менеджмент. Общий менеджмент включает описание его предмета и методов, истории развития, терминологии, классификации и других вопросов, которые являются едиными для менеджмента в целом. К специальному менеджменту относят вопросы, возникающие при менеджменте в различных областях деятельности, применительно к определенным объектам управления, для различных проблем и приоритетов.
В зависимости от областей применения различают менеджмент в коммерческой сфере (предпринимательство-бизнес, коммерция), в политической сфере (государственное и муниципальное управление), в социальной сфере (образование, культура, здравоохранение, социальная работа, социальные процессы).
В зависимости от характера объектов управления различают менеджмент для управления организациями (предприятиями, учреждениями), персоналом (персонал-менеджмент), финансами (финансовый менеджмент), рисками (риск-менеджмент), инвестициями, новациями, развитием, маркетингом, внешнеэкономической деятельностью и т. д.
В качестве решаемых проблем менеджмент рассматривает целеполагание, функции и методы управления, структуру организации и ее систему управления, стиль, имидж и организационную культуру, этику управления, среду и инфраструктуру управления, деловые коммуникации и способы разрешения конфликтов, выработку и принятие решений, прогнозирование ситуаций, кризисное управление, стратегическое управление фирмой.
В зависимости от приоритетной нацеленности на прибыль различают менеджмент в коммерческих организациях (предприятия) и некоммерческих организациях (общественные и религиозные организации, объединения, фонды, учреждения). управление менеджмент имидж культура
Несмотря на естественность и простоту данной классификации, она не очень удобна для изучения менеджмента, ибо не предполагает необходимого в учебном процессе принципа движения от простого к сложному, от отдельных частей к целому, от элементов к системе (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Логическая последовательность прохождения курса менеджмента
Библиографический список
1. Азбука бизнеса. - СПб.: ИПК РП, 2008. - 74 с.
2. Правила успеха. - СПб.: ИПК РП, 2009. - 58 с.
3. Уроки бизнеса. – СПб.: Образование, 2009. – 190 с.
4. Азбука менеджмента. - СПб.: Союз, 2007. - 269 с.