Содержание
Введение
1. Организация труда на предприятии
1.1 Организация обслуживания рабочих мест. Системы, формы и принципы обслуживания
1.2 Принципы, системы и формы обслуживания рабочих мест
2. Нормирование труда
2.1 Задание 1
2.2 Задание 2
2.3 Задание 3
2.4 Задание 4
2.5 Задание 5
Заключение
Список использованных источников
Введение
Особенностью современного менеджмента в сфере нормирования трудовых процессов является создание программ по нормированию труда, основанных на системном подходе.
Разработка программ предполагает предварительное финансово экономическое обоснование совершенствования нормирования труда тех или иных групп или категорий работников. При этом в качестве основного показателя, как правило, используется размер прибыли на единицу затрат. Затем определяется весь комплекс работ, очередность и сроки их выполнения, возможности использования современных методов и технических средств, программного обеспечения решения поставленных задач и т.п.
Состав и содержание работ по нормированию труда на предприятии определяются основными функциями норм труда и задачами нормирования трудовых процессов работников в определенных организационно технических условиях производства.
Нормирование труда - это процесс установления необходимых затрат труда и его результатов, оптимальной численности работников различных категорий и групп, их удельных соотношений в обшей численности персонала предприятия, необходимых соотношений между численностью работников и количеством единиц оборудования /машин, установок, приборов и т.п./
В то же время нормирование труда представляет собой вид деятельности по решению вопросов нормирования труда в конкретных производственных условиях. Результаты работы по нормированию труда в значительной степени определяются профессиональных уровнем специалистов по труду, их опытом и, что не менее важно, умением контактировать с работниками в процессе нормирования и организации их труда.
1. Организация труда на предприятии
1.1 Организация обслуживания рабочих мест. Системы, формы и принципы обслуживания
Одним из элементов организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация их обслуживания.
Организация обслуживания рабочего места связана с установлением системы взаимодействия какого-либо рабочего места и работника, занятого на нем, с другими рабочими местами и работниками, которые призваны обеспечивать его бесперебойную и качественную работу. Организация обслуживания рабочего места близка по характеру к кооперации труда. И здесь и там имеет место взаимодействие между рабочими местами. Различие между ними состоит в том, что при кооперации взаимодействуют работники, технологически связанные выполнением определенной работы. При обслуживании рабочего места такой прямой взаимосвязи нет. Здесь вспомогательные службы помогают работникам выполнять свои производственные функции независимо от того, в каком технологическом процессе они (работники) заняты.
Для того чтобы лучше уяснить особенности такого взаимодействия, необходимо рассмотреть виды или функции обслуживания рабочих мест и их структуру.
Структура обслуживания образуется из обслуживания средств труда, предметов труда и работника. Это показано на рисунке 1.
Обслуживание средств труда предполагает ремонт и межремонтное обслуживание основного и вспомогательного оборудования; хранение, выдачу и поддержание в работоспособном состоянии технологической и организационной оснастки; ремонт, поддержание в рабочем состоянии и уборку зданий, сооружений, уборку территории; энергообеспечение оборудования и помещений; транспортное обеспечение работ по ремонту оборудования (доставка оборудования от рабочего места, где оно установлено, к месту ремонта), по доставке на рабочее место технологической и организационной оснастки.
Рисунок 1 - Структура функций обслуживания
Обслуживание предметов труда состоит из работ по обеспечению рабочих мест сырьем, материалами, полуфабрикатами, по комплектованию, хранению и транспортировке их; по проведению стартового контроля качества сырья материалов, полуфабрикатов, получаемых со стороны, промежуточного и финишного контроля качества изделий.
Обслуживание работников складывается из проведения мероприятий по охране труда и технике безопасности, обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочем месте (температуры и влажности воздуха, освещенности и др.). Работники нуждаются в наличии питьевого водоснабжения, туалетов. Для работников на производстве может быть организовано медицинское обслуживание, общественное питание, хозяйственно-бытовое обслуживание (наличие раздевалок, душей, стирка, химчистка и ремонт спецодежды, ремонт спецобуви и т.п.).
Указанные виды обслуживания не являются обязательными для всех отраслей деятельности, некоторые виды обслуживания могут быть объединены. Все это определяется конкретными особенностями производства. Состав видов обслуживания и его объем должны быть обоснованы и соответствующим образом организованы.
В содержание работ по осуществлению ремонтного обслуживания оборудования входит составление дефектных ведомостей - документа, в котором излагается подробный перечень всех ремонтных работ по видам оборудования. На основании дефектных ведомостей проводится планирование ремонтных работ и их проведение по видам ремонта (мелкого, среднего, капитального). Межремонтное обслуживание оборудования включает в себя профилактические его осмотры с целью установления состояния отдельных узлов и частей машин и механизмов, различных соединений, движущихся частей, электрооборудования, ограждений, устройств по обеспечению безопасности и устранение выявленных неисправностей.
Наладка и настройка оборудования проводится в начале работы и, по необходимости, во время работы. Такую работу часто закрепляют за основными работниками. Применяются следующие формы организации наладочных работ: индивидуальная, когда за наладчиком закрепляется определенное количество оборудования, которое он обслуживает один; смешанная, когда наладку и переналадку осуществляет наладчик, а подналадку - основной работник; бригадная, когда все работы по наладке, переналадке и подналадке осуществляет бригада. Смазка оборудования проводится на основе карт смазки, в которых указываются по однородным группам оборудования места и периодичность смазки, а также замены и пополнения смазочных материалов. Для облегчения поиска мест смазки на оборудовании они должны быть окрашены в определенный цвет, соответствующий цвету емкости для хранения таких смазок.
Энергообеспечение проводится в соответствии с графиками подачи и отключения по каждому виду энергии (электрической, пара, горячей и холодной воды, сжатого воздуха) и по каждому объекту.
Поддержание в рабочем состоянии, хранение и выдача технологической и организационной оснастки предполагает выполнение работ по инструментальному обслуживанию рабочих мест, которое складывается из получения и рационального хранения инструмента, выдачи или доставки его к рабочим местам, обмен вышедшего из строя инструмента, его восстановление. Подобные действия необходимо проводить с обслуживанием рабочих мест мерительным инструментом, запасными частями, организационной оснасткой.
Поддержание в рабочем состоянии и уборка зданий, сооружений, территории включает в себя, во-первых, ремонтно-строительные работы, заключающиеся в ремонте зданий и сооружений, где располагаются рабочие места (стен, потолков, полов, дверей, оконных проемов, лестничных клеток и т.д.), в проведении малярных, штукатурных, кровельных и других строительных работ при монтаже или демонтаже оборудования; во-вторых, уборочные работы в помещениях и на территории, вывоз мусора.
Большое значение имеет подготовительно-технологическая функция, состоящая из работ по обеспечению рабочих мест сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, канцелярскими товарами и другими предметами труда. Здесь проводятся работы, связанные с получением, хранением, сортировкой, комплектацией и выдачей необходимых предметов труда.
Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на предприятии обеспечивают перемещение из одного подразделения в другое и между рабочими местами предметов труда, оснастки, оборудования, готовых изделий и связанные с этим их погрузку и разгрузку.
Контрольная функция обслуживания направлена на осуществление контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции. Здесь производится стартовый контроль поступивших средств, межоперационный промежуточный контроль изделий, проходящих разные стадии производства, финишный контроль готовой продукции, клеймение годных деталей и изделий.
Функции обслуживания непосредственно работников заключаются в создании на рабочих местах соответствующих санитарно-гигиенических и других условий, о чем было сказано выше.
Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с требованиями НОТ, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанных группы вопросов:
1) установить, в каких видах обслуживания нуждается данное рабочее место и его работник;
2) по каждому виду обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать его объем в смену (месяц, год);
3) определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания;
4) персонифицировать обслуживание, то есть закрепить виды обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями.
Физическая норма обслуживания может быть представлена разными показателями. Для сырья, материалов, полуфабрикатов это может быть объем их разовой доставки или величина их неснижаемого запаса на рабочем месте. Для ремонтных работ может быть указан вид ремонта: мелкий, средний, капитальный и его продолжительность. Для энергообслуживания указываются его вид и параметры (напряжение и сила тока, давление и температура пара и горячей воды и др.). Для межремонтного обслуживания оборудования, хозяйственного обслуживания рабочего места указываются виды работ и их продолжительность и т. д.
Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т. д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерывно».
Таким образом, хорошо организованным будет такое обслуживание, при котором работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда. А работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.
1.2 Принципы, системы и формы обслуживания рабочих мест
Научная организация обслуживания рабочих мест достигается путем соблюдения некоторых принципов. Основные из них - системность, комплексность, плановость, предупредительность, своевременность, надежность, оперативность, экономичность.
Системность - важнейший принцип НОТ при построении или проектировании обслуживания заключается в том, что организация обслуживания должна быть продумана досконально, здесь не должно быть второстепенных вопросов. Каждый вид обслуживания должен быть тщательно проработан с точки зрения организации работы внутри функционального подразделения, занятого его выполнением, а также с учетом его взаимосвязи с другими видами обслуживания и с организацией работы того рабочего места, которое подлежит обслуживанию.
При системном подходе важно точно сформулировать цель работы. А она состоит в том, что работа по обслуживанию должна быть подчинена потребностям обслуживаемых рабочих мест. Обслуживание происходит от слова «служить». В этом нет ничего, подчеркивающего второсортность. Это такая работа. Без нее производство существовать не может, но она носит подчиненный характер.
Комплексность обслуживания состоит в том, что необходимо организовать в равной степени хорошо все виды обслуживания. Если при высоком уровне обслуживания по одним функциям, будут упущения по другим, то в целом система обслуживания не будет отвечать своим требованиям. Комплексная проработка организации обслуживания означает ее всесторонность, охват всех вопросов обслуживания по всем производственно значимым функциям обслуживания. Полнота обслуживания достигается согласованностью по времени всех видов обслуживания.
Плановость обслуживания означает, что оно должно быть частью внутрипроизводственного планирования. Обслуживание не должно быть стихийным, его следует организовывать на основе расчетов потребности в видах, сроках и объемах обслуживания для каждого рабочего места. Планирование обслуживания необходимо проводить заблаговременно, регулярно, в строго определенные и обоснованные промежутки времени. Плановость достигается тогда, когда система обслуживания полностью согласуется с системой оперативного планирования сменных заданий и обеспечивает четкую последовательность работы вспомогательных служб и рабочих в соответствии с содержанием основного процесса.
Предупредительность обслуживания означает такую его организацию, которая не допускает остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность - это заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчетах запасов сырья, материалов, топлива, инструментов на рабочем месте, необходимых для бесперебойной работы.
Руководствуясь принципом предупредительности, ремонтировать оборудование следует не тогда, когда оно вышло из строя, а тогда, когда подошло время для предупредительного ремонта, не смотря на то, что оборудование еще на ходу и его можно использовать. То же относится к запасам на рабочем месте предметов труда, технологической оснастки и др. Они должны постоянно пополняться и быть такими, которые обеспечивают непрерывность производственного процесса. Чтобы достигнуть предупредительности обслуживания, предметы переменного оснащения рабочего места комплектуются заранее: к началу работы все необходимое должно находиться на рабочем месте.
Своевременность обслуживания состоит в строгом соблюдении установленного регламента обслуживания. Все должно делаться вовремя, в установленный срок. От этого зависит четкость работы обслуживаемого рабочего места, поэтому соблюдение такого принципа имеет большое значение.
Надежность обслуживания - это такое его качество, которое достигается системой дублирования, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполнении функции обслуживания. Работник, получающий обслуживание, должен быть уверен в том, что оно произойдет вовремя, в нужном объеме и требуемого качества. Надежность обслуживания - это признак высокой его организации.
Оперативность заключается в способности системы обслуживания быстро реагировать на непредвиденные сбои в обслуживании и устранять недостатки. Этот принцип непосредственно связан с принципом надежности, они дополняют друг друга.
Экономичность означает, что, организуя систему обслуживания, необходимо рассчитывать разные варианты ее осуществления и выбрать тот из них, который при соблюдении всех вышеперечисленных принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств. Принцип экономичности обеспечивается использованием наиболее совершенных технологий обслуживания и установлением величины трудовых и материальных затрат на основе научно обоснованных нормативов для расчета таких затрат.
Практика показывает, что недостатки в организации обслуживания являются причиной примерно двух третей всех внутрисмен-ных потерь рабочего времени. Чем полнее и совершеннее система обслуживания, тем более организованно протекает процесс труда и эффективнее используется рабочее время.
Существуют разные системы организации обслуживания рабочих мест, которые определяются степенью централизации и специализации вспомогательных работ. Среди них: децентрализованная, централизованная и смешанная системы.
При децентрализованной системе функции обслуживания выполняются либо самими работниками на каждом рабочем месте, либо специальными вспомогательными работниками, имеющимися в каждом подразделении.
Такая система, как правило, далека от совершенства. Ее преимущества для отдельных подразделений состоят в их полной автономности. Руководитель подразделения имеет в своем непосредственном подчинении вспомогательных работников, которые в случае необходимости выполняют работу в соответствии со своей функциональной и профессиональной принадлежностью. Это удобно для такого руководителя: исполнитель всегда «под рукой», не нужно обращаться к другим подразделениям за помощью, все вспомогательные работы выполняются своим силами.
Недостатки децентрализованной системы обслуживания рабочих мест состоят в том, что вспомогательный персонал используется с низкой эффективностью. Это объясняется, во-первых, тем, что в автономном подразделении практически невозможно иметь набор всех необходимых работников-специалистов, причем разной квалификации, для выполнения всего разнообразия вспомогательных работ. Для отдельного подразделения это было бы слишком накладно. Поэтому приходится ограничивать число таких работников. Но ведь каждая работа требует определенной квалификации, а при ограниченной численности вспомогательных работников их квалификация в редких случаях будет соответствовать квалификации работ. В одном случае придется ставить высококвалифицированного работника на выполнение простых работ и тем самым переплачивать ему, в другом - недостаточно квалифицированный работник вынужден будет выполнять работы большой сложности, что чревато браком или низким качеством выполнения работ.
Во-вторых, при децентрализованной системе обслуживания довольно трудно обеспечивать нормальную и стабильную занятость всех вспомогательных работников. Возможны ситуации, когда потребность в каком-либо виде обслуживания временно отсутствует, тогда возникает проблема, чем занять работников. Но нередки и ситуации, когда появляется необходимость в большом объеме каких-то определенных работ, а числа работников для их выполнения не хватает, тогда прибегают к сверхурочным работам, к «авралам», к переброске основных работников на выполнение вспомогательных работ, что также чревато потерями для предприятия.
Указанные недостатки могут быть устранены за счет централизации вспомогательных работ внутри крупного подразделения, или в целом на предприятии, а в отдельных случаях целесообразно создавать специализированные предприятия для централизации вспомогательных работ в пределах города или региона.
Централизованная система обслуживания создает возможности для организации эффективного использования вспомогательного персонала1. Эффективность достигается за счет того, что в рамках крупного подразделения или предприятия, сосредоточенного на выполнении какой-то функции по обслуживанию рабочих мест, можно создать специализированные участки по выполнению разных работ. На такие участки можно установить специализированное оборудование, подобрать соответствующий персонал, обеспечить их постоянной работой за счет возрастания общего объема работ.
Централизованное обслуживание имеет существенные экономические и организационные преимущества по сравнению с децентрализованным обслуживанием за счет повышения возможности маневрирования персоналом, так как в необходимый момент можно более рационально использовать обслуживающих работников, концентрируя их усилия на определенных участках, эффективно механизировать их труд.
При централизованном обслуживании улучшаются возможности для организации строгого внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает качество обслуживания, его надежность, своевременность, экономичность.
Минусы централизованной системы обслуживания состоят в том, что для реализации своих достоинств и преимуществ она требует высокой организации труда и производства. Если же этого нет, то преимущества централизации функций обслуживания могут быть перекрыты недостатками, вызываемыми нарушением плана обслуживания, невыполнением в срок заказанных работ. Вот почему столь прогрессивная система обслуживания плохо приживается в отечественной практике. Необязательность некоторых исполнителей, незначительная материальная ответственность их за срыв сроков выполнения заказов на обслуживание вынуждают предприятия довольствоваться децентрализованным обслуживанием.
В чистом виде указанные выше системы обслуживания встречаются редко. Наиболее распространена смешанная система обслуживания, при которой одна часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть - децентрализованно. В смешанной системе обслуживания сохраняются достоинства и недостатки обеих выше рассмотренных систем. А общий итог плюсов и минусов зависит от того, какая доля вспомогательных работ централизована, а какая нет. Чем выше удельный вес централизованных работ, тем может быть выше эффективность обслуживания рабочих мест.
Выбор системы обслуживания определяется конкретными производственными условиями. Критерием для выбора оптимальной системы обслуживания рабочих мест должен быть минимум затрат рабочего времени и материальных расходов на обслуживание при высоком качестве последнего.
На предприятиях различают также формы организации обслуживания рабочих мест. Ими могут быть дежурное, планово-предупредительное и стандартное обслуживание.
Дежурное обслуживание - это обслуживание по вызову, его организуют, как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства. При этом обслуживающий персонал вызывают на рабочее место по мере необходимости. Такая организация обслуживания не всегда гарантирует его своевременность, допускает возможность остановок производственного процесса, непроизводительных потерь рабочего времени, но отличается относительной простотой.
Планово-предупредительное обслуживание наиболее часто применяется в серийном производстве и проводится по планам-графикам (расписанию). Эта форма организации обслуживания требует большей подготовительной работы, чем дежурное обслуживание, характеризуется четким ритмом работы служб обслуживания и минимальной вероятностью простоев рабочего места из-за несвоевременности обслуживания.
Стандартное обслуживание используют в поточно-массовых производствах. Это наиболее совершенная форма организации обслуживания рабочих мест. Оно проводится в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандарт-планам. Эту форму организации обслуживания называют стандартной еще и потому, что, будучи обоснованной и разработанной, система обслуживания включается в стандарт предприятия, который представляет собой обязательный для всего персонала документ.
В наиболее полных стандартах предприятия организация обслуживания каждого рабочего места представляется всеми ее четырьмя компонентами: видами, нормами, регламентами и персонификацией обслуживания. Стандарт предприятия - это полноценный документ, на основании которого можно установить эффективную систему обслуживания производства.
Стандартное обслуживание характеризуется высокой экономичностью, отсутствием простоев по вине обслуживающих рабочих, но требует четкой организации основного производства. -
На основе анализа сведений о затратах времени по видам работ разрабатывают схемы функционального разделения труда, где указывают исполнителя, вид и условия исполняемой работы. На следующем этапе проектируются мероприятия, направленные на совершенствование системы обслуживания рабочих мест с учетом научно обоснованной связи процессов обслуживания с основным производственным циклом. В результате может быть сформирована оптимальная система обслуживания, обеспечивающая непрерывность всего производственного процесса.
2. Нормирование труда
2.1 Задание 1
Используя данные фотохронометражных наблюдений (Таблица 1), установить нормированное (Нвыр) задание на 8-часовую рабочую смену сдатчикам готовой продукции (в рулонах), если по действующим на предприятии нормативам время обслуживания рабочего места составляет 10 мин., время на отдых и личные надобности в смену - 20 мин.
Таблица 1 - Затраты оперативного времени на элементы операции по результатам хронометража
№ п/п | Наименование элементов операции | Оперативное время, мин. (по вариантам задания) |
А | 1 | |
1 2 3 4 |
Взять рулон ткани длиной 80-100 м с тележки и положить на стол Проверить записи всех реквизитов в реестре, записать длину рулона и отложить его Записать номер рулона партии в накладную и передать приёмщику склада Заготовить реестр, сверить правильность записи в реестре с записями реестра склада |
0,07 0,14 0,16 0,09 |
Решение
Норма времени определяет необходимые затраты времени одного работника или группы работников на выполнение единицы работы в конкретных организационно-технических условиях.
Норма выработки определяет количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним работником, их группой или бригадой (звеном) за данный отрезок времени (час, смену). Нормы выработки измеряются в натуральных единицах (штуках, метрах и т.п.) и выражают необходимый результат деятельности работников.
Нормированное задание определяет необходимый ассортимент и объем работ, которые должны быть выполнены одним работником или их группой (бригадой, звеном) за данный отрезок времени (смену, сутки, месяц). Как и норма выработки, нормированное задание определяет необходимый результат деятельности работников. Однако в отличие от нормы выработки, нормированное задание может устанавливаться не только в натуральных единицах, но и в нормо-часах, нормо-рублях. В связи с этим, норма выработки может рассматриваться как частный случай нормированного задания.
Определим показатель операционного времени на совершение операции по формуле:
Топ=tвз.р.+tп.з.+tз.н.+tзаг.р.(1)
Где Топ – операционное время, уходящая на выполнение задания, мин.;
tвз.р. – временные затраты на операцию - взять рулон ткани длиной 80-100 м с тележки и положить на стол, мин.; ;
tп.з. - временные затраты на операцию - проверить записи всех реквизитов в реестре, записать длину рулона и отложить его, мин.;
tз.н. - временные затраты на операцию - записать номер рулона партии в накладную и передать приёмщику склада, мин.;
tзаг.р. - временные затраты на операцию - заготовить реестр, сверить правильность записи в реестре с записями реестра склада, мин.
Нормы времени и их разработка в различных типах производства и отраслях имеют свои особенности:
- для выполнения одной и той же работы в единичном, серийном и массовом производствах требуется различное время;
- т.к. повторяемость тех или иных работ в производствах различного типа неодинакова, то неодинакова и допускаемая точность нормирования;
- различная степень точности нормирования обуславливает различные затраты труда нормировщиков на выполнение аналитической и расчетной работы при обосновании и внедрении норм;
- в различных типах производства неодинаков объем аналитической работы при изучении нормируемых операций.
Нормы времени имеют много разновидностей и занимают центральное место в системе норм труда, поскольку на их основе определяются другие виды норм.
Топ = 0,07 + 0,14 +0,16 + 0,09 = 0,46 мин.
Определим рабочее время за вычетом времени на обслуживание и время отдыха:
Нр.вр. = ТСм – ТВр.обсл. – ТВр.отд.,(2)
гдеНр.вр. – норма рабочего времени, мин.;
ТСм – полное рабочее время, мин., ТСм = 8 х 60 = 480 мин.
ТВр.обсл. – время обслуживания рабочего места, 10 мин.;
ТВр.отд. - время на отдых и личные надобности, 20 мин.
Нр.вр. = 480 – 10 – 20 = 450 мин.
Нормированное задание определяет необходимый ассортимент и объем работ, которые должны быть выполнены одним работником или бригадой за данный отрезок времени.
Определим нормированное задание по формуле:
, (3)
где
рул.
Ответ: нормы времени применяют в основном для нормирования труда рабочих разных профессий, занятых выполнением однородных работ в течении смены, нормированное задание на 8-часовую рабочую смену составит 978 рулонов.
2.2 Задание 2
Для нормировщиков установлены следующие нормы нагрузки (по числу рабочих): для кузнечно-прессовых цехов - 100 чел., сборочных - 150 чел., механических - 75 и вспомогательных цехов - 200 чел.
Используя данные, рассчитать необходимую численность нормировщиков.
Таблица 2 – Исходные данные
№ п/п | Показатель | Данные |
А | 1 | |
1 |
Число рабочих-сдельщиков на предприятии. чел. из них: | 2500 |
2 | в кузнечно-прессовых цехах, % | 20 |
3 | механических, % | 29 |
4 | сборочных, % | 36 |
5 | вспомогательных, % | 15 |
Решение
1 Находим численность рабочих по цехам отношением общего числа рабочих сдельщиков к процентному отношению рабочих в цехах.
Чpi =, (4)
Где Пнорм.нагр.i – показатель нормы нагрузки по соответствующим цехам, %;
Чpi – численность рабочих по цехам, чел.
1.1 Для кузнечно-прессового цеха:
Чк = = 500 чел.
1.2 Для механического цеха:
Чм = 725 чел.
1.3 Для сборочного цеха:
Чсб = 900 чел.
1.4 Для вспомогательного цеха
Чвсп = 375 чел.
2 Определим численность нормировщиков по цехам отношением общего числа рабочих в цехе к норме нагрузки (по числу рабочих) на одного нормировщика.
Чнi = ,(5)
гдеЧнi - численность нормировщиков по цехам, чел.;
Ннi – норма нагрузки по соответствующему цеху, чел.
2.1 Для кузнечно-прессового цеха:
ЧНк = = 5 чел.
2.2 Для механического цеха:
ЧНм = 10 чел.
2.3 Для сборочного цеха:
ЧНсб = 6 чел.
2.4 Для вспомогательного цеха:
Чнвсп = 2 чел.
3. Находим общее число нормировщиков на предприятии.
Чн = ЧНк + ЧНм + Чнсб + Чнвс
Чн = 5+10+6+ 2 = 23 чел.
Различные виды норм устанавливаются исходя из необходимых затрат времени на осуществление элементов производственного процесса. Нормативы численности определяют регламентированную численность работников, необходимых для выполнения заданного объема работы.
На основе рассмотренных классификаций норм и нормативов можно отметить следующие различия между ними.
1 Норме соответствуют строго определенные значения факторов, определяющие ее величину в условиях конкретного производственного процесса. В отличие от этого нормативы устанавливаются для множества значений факторов. Именно поэтому единые и типовые нормы относятся к нормативным материалам.
2 Нормативы многократно используются для установления различных норм на работы данного вида. Норма устанавливается только для конкретной работы.
3 Нормативы действуют длительное время (пока сохраняется данная зависимость между нормой и факторами). В отличие от этого нормы должны пересматриваться при изменении условий, на которые они были установлены.
Ответ: Необходимое число нормировщиков на предприятии составляет 23 человек, для кузнечно-прессового цеха – 5 чел.; для механического цеха –10 чел.; для сборочного цеха - 6 чел.; для вспомогательного цеха - 2 чел. в зависимости от нормативов нагрузки на предприятии на том или ином цехе.
2.3 Задание 3
Рассчитать комплексную норму времени и норму выработки при 8-часовой рабочей смене на ремонт шасси вагонов для бригады в составе 7 человек, работающей на единый наряд с оплатой по конечным результатам. На основании данных расчета и фактических затрат времени на операцию определить процент выполнения норм бригадой. Состав работы, операционные нормы и фактические затраты времени приведены в таблице 3. Коэффициент эффекта бригадной работы (Кэф) для данного вида бригады равен 0,93. Время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности составляет 12%.
Таблица 3 – Исходные данные
№ п/п | Операции | Повторяемость операции | Норма оперативного времени, чел.-ч (ton) | Фактические затраты оперативного времени, чел.-ч (по вариантам) |
А | 1 | 2 | 3 | |
1 | Ремонт ступени кронштейна | 1 | 0,11 | 0,10 |
2 | Замена рессорных державок | 1 | 0,84 | 0,85 |
3 | Ремонт рессорных державок | 4 | 0,25 | 0,24 |
4 | Срезание буксовых ламп | 2 | 0,22 | 0,21 |
5 | Ремонт буксовых ламп | 2 | 0,25 | 0,23 |
6 | Крепление буксовых ламп | 2 | 0,29 | 0,30 |
7 | Замена болтов шасси | 10 | 0,04 | 0,05 |
8 | Ремонт скользунов | 3 | 0,22 | 0,20 |
9 | Ремонт тягового аппарата | 1 | 2,08 | 2,05 |
10 | Подноска и спуск регуляции | 1 | 3,54 | 3,53 |
Решение
Норма времени является наиболее распространенной формой выражения нормированных затрат труда. Затраты времени выражаются в нормированных человеко-часах. Норма времени определяет необходимые затраты времени одного работника или группы работников на выполнение единицы работы в конкретных организационно-технических условиях.
Комплексная норма времени – количество рабочего времени требуемое для выполнения комплекса взаимосвязанных работ одного технологического процесса.
Норма выработки – количество продукции (работы), которое должно быть изготовлено одним работником или группой работников в единицу рабочего времени в конкретных организационно-технических условий.
1 Определение операционного комплексного времени нормированного:
tоп. компл. = tоп1 х n1+ … + tоп10 х n10,(6)
где tоп. компл. – операционное комплексное нормированное время выполнения задания, чел.-ч;
tопi – норма оперативного времени i-ой операции, чел.-ч;
ni – повторяемость операции.
tоп. компл. = 1 x 0,11 + 1x0,84 + …. + 1 x 3,54 = 10,15 чел.-ч.
2 Комплексная норма времени
Базой для установления комплексной нормы времени являются операционные нормы времени, рассчитанные на индивидуальную работу.
Топ. компл. = tоп. компл. х ( 1 + ),(7)
гдеТоп. компл. – комплексная норма времени на выполнение работы, чел.-ч;
К – сумма подготовительно-заключительного времени на обслуживание рабочего места, на отдых и личные надобности.
Топ. компл. = 10,15 х (1 + ) = 11,37 чел.-ч.
3 Учет коэффициента эффективности бригадной формы работы
Нвр компл. бр. = Топ. компл. х Кэф. бр.,(8)
Нвр компл. бр. = 11,37 х 0,93 = 10,57 чел.-ч
4 Определение комплексной нормы выработки бригады
Нормы выработки применяют для нормирования труда рабочих любых профессий в тех случаях, когда в течении периода времени, один рабочий или группа рабочих выполняют какую либо работу.
Определим норму выработки рабочих бригады:
,(9)
Где Тсм – количество часов в рабочей смене, ч;
Ч – численность рабочих, чел.
ед.
5 Определение фактических затрат операционного времени
tоп. факт. = tоп факт1 х n1+ … + tоп факт 10 х n10,(10)
tоп. факт. = 1 x 0,10 + 1x0,85 + …. + 1 x 3,53 = 10,07 чел.-ч.
6 Определение фактической нормы времени
Топ. факт = tоп. факт. х ( 1 + ),(11)
Топ. факт = 10,07 х (1 + ) = 11,28 чел.-ч
7 Определение процента выполнения норм бригадой
Процент выполнения норм бригадой может быть определен по формуле:
Вн= ,(12)
Вн = =100,79%
План бригадой был перевыполнен на 0,79%.
Ответ: комплексная норма времени составила 11,37 чел.-ч., норма выработки составила 5,3 ед., бригада перевыполнила нормативы на 0,79%.
2.4 Задание 4
Определить снижение нормативной трудоемкости в процентах и нормо-часах, экономическую эффективность от пересмотра норм и процент выполнения норм в новых условиях (после пересмотра норм), используя данные таблицы 4.
Таблица 4 – Исходные данные
№ п/п | Показатели | Норм. |
А | 1 | |
1 | Базисная трудоемкость, н.-ч | 12500 |
2 | Отработанное время, чел.-ч | 10420 |
3 | Процент повышения норм выработки после пересмотра, % | 8 |
4 | Средняя тарифная ставка (часовая), р. | 33 |
5 | Дополнительная заработная плата, % | 22 |
6 | Отчисления в фонды социальной направленности, % | 26 |
Решение
Нормативная трудоемкость - это время выполнения операции, рассчитанное на основе действующих норм времени по соответствующим технологическим операциям для изготовления единицы изделия или выполнения работы. Нормативная трудоемкость выражается в нормо-часах. Для перевода ее в фактические затраты времени она корректируется с помощью коэффициента выполнения норм, который увеличивается по мере роста квалификации рабочего.
Фактическая трудоемкость - это фактические затраты времени одного рабочего на выполнение технологической операции или изготовление единицы изделия в данный период.
Плановая трудоемкость - это затраты времени одного рабочего на выполнение технологической операции или изготовление единицы изделия, утвержденные в плане и действующие в течение планового периода.
1 Определим процент выполнения норм в новых условиях по формуле:
П= 100% + %повышения,(13)
П = 100% + 8% = 108%
2 Определим нормативную базисную трудоемкость после пересмотра норм:
Тн2 = ,(14)
где Тн2 – нормируемое время на выполнение работе после пересмотра норм, н.-ч;
Тф – время, фактические затраченное на выполнение работ, чел.-ч;
Тн2 = =11253,6 н.-ч.
3 Определим снижение нормативной трудоемкости в процентах
П = ,(15)
Где П – процент снижения нормативной трудоемкости, %.
П = 11,08%
4 Определим снижение нормативной трудоемкости в нормочасах:
∆Т = Тн1 – Тн2,(16)
∆Т = 12500-11253,6 = 1246,4 н.-ч.
5 Определим экономическую эффективность после пересмотра норм
Э = ∆Т х С х Кдоп х Ксоц
Где Э – экономический эффект после пересмотра норм, р.;
С – средняя тарифная ставка, р.;
Кдоп – процент дополнительной заработной платы, %;
Ксоц – процент отчислений в фонды социальной направленности, %.
Э = 1246,4 х 33 х 1,22 х 1,26 = 63227 р.
Экономический эффект - разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами. Различают положительный и отрицательный экономический эффект. Положительный экономический эффект достигается в случае, когда результаты (продукт в стоимостном выражении) превышают затраты. Этот эффект называется прибылью. Для его получения необходимо расширение производства, либо экономия ресурсов на единицу продукта, либо и то, и другое. Если затраты превышают результаты, имеет место отрицательный экономический эффект, т. е. убыток.
Эффект как разница между стоимостью продукта и затратами на его производство возникает, при прочих равных условиях, в двух случаях: во-первых, когда возрастает продукт (рост объема производства); во-вторых, когда сокращаются затраты (экономия ресурсов).
В экономических расчетах наиболее распространены три показателя экономического эффекта:
- годовой - разность между годовым продуктом и годовыми затратами;
- интегральный - сумма годовых эффектов или разность между суммарным продуктом и суммарными затратами за расчетный период;
- среднегодовой - средняя из годовых эффектов за расчетный период.
В нашем случае, экономия от пересмотра норм составила 63227 р., т.к. значение экономического эффекта положительная величина, соответственно пересмотр норм выгоден.
Ответ: экономия составила 63227 р.
2.5 Задание 5
По исходным данным таблицы 5 рассчитать показатели, характеризующие состояние нормирования труда в бригадах:
а) качество действующих норм (удельный вес технически обоснованных норм, напряженность норм);
б) определить процент выполнения норм по сменному времени и по фактически отработанному времени на сдельных работах;
в) дать предложения по улучшению нормирования труда в бригаде.
Таблица 5 – Исходные данные
№ варианта |
Бригада | Рабочие | Выполнено, н. -ч | Факт, отраб. время на сдельных работах по табелю, чел.-ч | Внутрисменные потери, ч | |
всего |
в т.ч. по ТОН |
|||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2 |
№ 2 |
1 | 178 | 178 | 162 | - |
2 | 198 | 178 | 162 | - | ||
3 | 208 | 164 | 162 | 10 | ||
4 | 118 | 118 | 102 | - | ||
5 | 274 | 54 | 162 | - | ||
6 | 180 | 180 | 162 | 7 |
Решение
а) Удельный вес технически обоснованных норм
1.1 Определим затраты труда всех рабочих бригады
Т = ∑ t1 + … + ti,(17)
Где Т – затраты труда всех рабочих бригады, н.-ч;
ti – затраты труда i-го рабочего, н.-ч.
Т = 1156 н.-ч.
1.2 Определим затраты труда по технически обоснованным нормам
Тн = ∑ tн1 + … + tнi,(18)
гдеТн – технически обоснованные затраты труда всех рабочих бригады, н.-ч;
ti – технически обоснованные затраты труда i-го рабочего, н.-ч.
Тн = 872 н.-ч.
1.3 Определим удельный вес технически обоснованных норм труда
Уд.вес ТОН = ,(19)
Уд.вес ТОН =
Данный показатель позволяет судить о том, что из полных затрат труда рабочих, технически обоснованными являются 75,43%.
2 Определим напряженность норм
2.1 Определим время, фактически отработанное на сдельных работах по табелю
Тф = ∑ tф1 + … + tфi,(20)
гдеТф –фактические затраты труда всех рабочих бригады, чел.-ч;
ti –фактические затраты труда i-го рабочего, чел.-ч.
Тф = 912 чел.-ч.
2.2 Определим коэффициент напряженности норм
Кн = ,(21)
Кн = 0,79
Т.к. коэффициент напряженности норм ниже единицы, это свидетельствует о не напряженности труда.
б) Выполнение норм
1 Определим выполнение норм по сменному времени
Псм = ,(22)
гдеТн – затраты труда на выпуск годной продукции, н.-ч;
Тд – дополнительные затраты труда в связи с отклонением углов от нормальных, н.-ч;
Тбр – затраты труда на исправление брака, допущенного не по вине рабочего, н.-ч;
Тф.сд – фактически отработанное время на сдельных работах, ч;
Тпр – время простоя и потери рабочего времени внутри смены, ч;
Тn – время использования рабочих сдельщиков на повременных работах в течении смены, ч.
Псм = =124,43%
2 Определение выполнения норм по фактически отработанному времени
Потр = ,(23)
Потр = = 126,75%
Т.к. процент выполнения норм по фактически отработанному времени выше процента выполнения норм по сменному времени, то при нормальных условиях работы установленные нормы были выполнены на 100%.
в) предложения по улучшению нормирования труда в бригаде;
Нормы, установленные аналитическим методом и обоснованные научными исследованиями и передовым производственным опытом, называются технически обоснованными (техническими) нормами. Они обосновываются также и с точки зрения экономики, физиологии, психологии и социологии. Технически обоснованные нормы позволяют более эффективно использовать материальные элементы производства: основное и вспомогательное оборудование, технологическую оснастку.
Исследования в области науки и техники дают возможность установить рациональные технологические режимы (например, режимы резания металлов) и режимы работы оборудования, определяющие основное (технологическое) время для большей части технологических процессов на промышленных предприятиях. Экономические науки позволяют определить наиболее целесообразные пропорции в затратах труда работников различных специальностей и квалификации, живого и овеществленного труда, с тем чтобы заданная работа выполнялась с минимальными суммарными затратами общественного труда. На основе исследований в области психофизиологии и социологии труда определяют: оптимальное содержание трудового процесса и его элементов - приёмов, трудовых действий и движений; оптимальный уровень интенсивности труда; режимы труда и отдыха работающих, обеспечивающие высокую работоспособность и длительное сохранение жизнедеятельности человека, возможности для его всестороннего и гармонического развития.
Основные задачи совершенствования нормирования труда в условиях научно-технического прогресса:
- расширение сферы нормирования труда с тем, чтобы нормы устанавливались в основном для всех рабочих, инженерно-технических работников и служащих в сфере материального и нематериального производства;
- обеспечение прогрессивного уровня и равной напряжённости норм труда; пригодность норм и нормативов с точки зрения степени их дифференциации для решения круга технико-экономических расчётов, выполняемых при проведении работ по организации труда и производства;
- обоснованность норм с точки зрения техники, экономики производства и психофизиологии труда;
- достаточная степень точности норм и нормативов;
- возможность использования норм и нормативных материалов для текущих и перспективных расчётов; динамичность норм и нормативов в соответствии с темпами научно-технического прогресса, изменением организационно-технических условий производства, ростом квалификации и навыков рабочих.
Лучшие результаты достигаются там, где внедрение прогрессивных норм проводится одновременно и во взаимосвязи с совершенствованием технологии, организации труда и производства, усилением материального и морального стимулирования повышения уровня нормирования труда.
Заключение
Для успешной реализации основных задач системы нормирования труда на предприятии (организации) рекомендуется провести:
- оценку фактического состояния нормирования труда по основным показателям и деятельности службы по труду;
- выбор наиболее рациональных форм и систем управления нормированием труда в зависимости от масштаба и организационной структуры предприятия и других факторов;
- анализ охвата нормированием труда различных категорий работников и возможностей расширения сферы нормирования труда в целях определения степени загруженности каждого работника, его вклада в общий результат;
- анализ качества действующих норм затрат труда в целом по предприятию и на каждом рабочем месте с учетом степени их напряженности;
- изучение имеющихся методических рекомендаций и нормативно-информационных материалов, применяемых для измерения затрат рабочего времени и установления оптимальных затрат труда (по времени и численности);
- оценку эффективности использования компьютерных технологий для нормирования и проектирования трудовых процессов.
Рабочее место считается первичным звеном структуры предприятия. Из рабочих мест формируются его низовые подразделения, из которых, в свою очередь, формируются подразделения более высокого порядка, а из них еще более крупные подразделения и т.д.
Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.
Список использованных источников
рабочее место обслуживание выработка
Баев И.А., Варламова З.И., Васильева О.Е. и др. Нормирование труда: Учебник для вузов 4-е изд./ Под ред. академика В.Н. Семенова – С-Пб: Питер, 2006.- 384 с.
Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник / Под ред. Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2004. – 320 с.
Бычин В.Б., Малинин С.В., Шубенкова Е.В. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Г. Одегова. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2006. – 464 с.
Гиляровская Л.Т. Нормирование труда: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 615 с.
Денисов А.Ю. Жданов С.А. Нормирование труда. М.: Дело и Сервис, 2002. – 416 с.
Зайцев М.Г. Нормирование труда: Компьютерно-ориентированный подход: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002. - 304 с.
Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Нормирование труда. М.: Филин, 2008. – 257 с.
Колас Б. Нормирование труда. Проблемы, концепции, методы. М., Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 547 с.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 768 с.
Организация и нормирование труда: Учебное пособие для вузов/Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Финстатинформ, 2007.-301 с.
Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2008.-304 с.