Введение
Осуществляемый в России в настоящее время постепенный переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
На специфику российской безработицы повлиял целый ряд факторов, связанных с переходом от командной системы к рыночной, и сложной демографической ситуацией.
Особенности безработицы в РФ состоят в том, что по-прежнему существует скрытая безработица, не учитывались и не учитываются в настоящий момент особенности рынка труда на региональном уровне, не созданы условия для нормального функционирования рынка труда в стране в целом, актуальной остаётся проблема потери квалифицированных кадров.
Объектом исследования данной курсовой работы является рынок труда и безработица.
Целью работы является анализ ситуации на рынке труда, особенностей российской безработицы.
При достижении данной цели были решены следующие задачи:
– изучены теоретические основы;
– дана характеристика безработицы, её форм, причин и последствий;
– проанализированы статистические данные по составу, структуре и динамике безработицы в стране и Курганской области;
– показано влияние начавшегося Мирового финансового кризиса.
– предложены основные мероприятия по преодолению безработицы;
– представлены направления борьбы с безработицей в РФ.
В ходе выполнения курсовой работы были использованы теоретические материалы, нормативные и законодательные акты, статистические данные.
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1 Сущность безработицы
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть населения трудоспособного возраста не может найти работу.
Безработица расцветает во время экономического спада в стране, когда сокращается число рабочих мест. Но и в нормальных условиях развития экономики имеет место безработица – это так называемая «естественная» безработица – безработица в пределах 4 – 5%, которую можно считать экономически приемлемой. Основными причинами безработицы являются: высокая заработная плата (классическая теория); низкий уровень спроса (кейнсианство); недостаточная гибкость рынка труда (монетаризм).
Основными параметрами, характеризующими состояние занятости являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые, безработные, уровень безработицы. Непосредственно количественно безработица измеряется следующими параметрами:
1. уровнем безработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы;
2. продолжительностью безработицы – временем пребывания в качестве безработного.
По российскому законодательству, безработным признается любое лицо в возрасте 15–72 лет, которое одновременно удовлетворяет следующим условиям:
– не является занятым и не имеет заработка;
– занимается поиском работы, т.е. обращается в государственную или коммерческую службу занятости, использует или помещает объявления в печати, непосредственно обращается к работодателю, использует личные связи, или предпринимает шаги к организации собственного дела;
– готов приступить к работе.
1.2 Формы безработицы и их специфика
Современные экономисты рассматривают безработицу, как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи, большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина её возникновения и продолжительность. Исходя из этого, основными видами безработицы считаются: структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также частичная, скрытая и сезонная.
Фрикционная (добровольная) – порождается естественным желанием людей сменить сферу деятельности или место жительства, попробовать себя в новой должности, получить более высокую зарплату на другом предприятии или просто отдохнуть от работы некоторое время. При фрикционной безработице каждый желающий рано или поздно найдёт подходящую для себя работу. Поэтому, главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. Фрикционная безработица – явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.
Структурная – безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономике, которая возникает при несовпадении профессиональной структуры безработных и структуры предлагаемых рабочих мест. Такое несоответствие возникает по двум основным причинам. Во-первых, научно-технический прогресс и социально-политическое развитие общества увеличивают потребность в одних профессиях и делают менее востребованными другие профессии. Например, переход экономики России к рыночной системе хозяйствования вызвал резкое увеличение потребности в специалистах экономического профиля и привел к сокращению потребности в инженерах. Во-вторых, неравномерное развитие отраслей в регионе приводит к изменению структуры вакансий, к которой не может быстро приспособиться структура безработных из-за недостаточной мобильности трудовых ресурсов и по другим причинам. Структурная безработица имеет долгосрочный характер, поскольку для подготовки и переподготовки большого числа специалистов требуется продолжительное время. Избежать структурной безработицы невозможно. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.
Циклическая безработица вызвана экономическим спадом и связанным с ним сокращением спроса на труд. Различают добровольную и вынужденную циклическую безработицу. Добровольная отвечает равновесному состоянию рынка, достигнутому после сокращения спроса на труд. При этом все желающие работать при равновесном уровне оплаты труда смогут найти работу, а несогласные работать на таких условиях остаются добровольно безработными. Вынужденная циклическая безработица возникает, когда после прекращения спроса на труд ставка заработной платы снижается и рынок остаётся в неравновесном состоянии. В результате желающие работать при сложившемся уровне оплаты труда не могут найти работу. Именно такая ситуация складывается на практике. Продолжительность циклической безработицы определяется длиной экономического цикла. Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8–10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.
Еще один из видов безработицы – сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ – массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим – фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.
1.3 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы
Особенности функционирования рынка труда обусловлены спецификой обращающегося на нем товара; производным характером спроса на него, зависимостью предложения от демографической ситуации; уровнем оплаты труда, который должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы. В российских условиях ситуация усугубляется тем, что становление рыночных отношений сопровождалось возникновением массы новых проблем, которые наложились на старые:
– сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы, достигавшей, по разным оценкам, 10 – 25% работающих; – значительное количество вакансий, при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;
– большие масштабы занятости неквалифицированным трудом (до 25 млн. человек);
– неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;
– существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда);
Данные проблемы в сочетании со спадом производства, неблагоприятными сдвигами в отраслевой структуре, снижением уровня жизни, социальным расслоением населения, усилением негативных демографических тенденций породили в сфере занятости гамму новых проблем. Переплетаясь и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.
В соответствии с мнением экспертов, увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
– подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию);
– частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
– условная безработица (непостоянная работа);
– временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
– потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
– безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
– безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
– вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
– безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
– безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
– первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
– безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
– безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
– безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
– безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
– безработица, возвращающихся из мест лишения свободы;
– безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
– безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
Важнейший фактор обостряющий старые и новые проблемы, – обесценение труда. Статистические данные по России показывают тенденции в оплате труда прямо противоположные тем, которые характерны для развитого рынка труда. Разрыв между средней зарплатой в высокооплачиваемых отраслях (нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, газовой промышленности, а также кредитно-страховой сфере) и средней по стране, а тем более минимальной, остается колоссальным. Заработки руководящих работников нередко на порядок превышают среднюю зарплату рядовых работников. Заработную плату ниже прожиточного минимума, получает почти каждый четвертый в стране.
Относительная слабость материальных стимулов в предложении труда для отдельных групп объясняется весьма скромными представлениями об обеспеченности, сохранившимися у рабочих и служащих с советских времен. Уровень достатка, при котором человек начинает ценить свободное от работы время, для многих категорий российских трудящихся наступает при получении ими довольно скромных доходов (по сравнению с заработками работников тех же профессий и квалификаций в развитых странах).
Безработица оказывает негативное влияние на все стороны общественной жизни, поскольку трудовая деятельность формирует человека как такового и является источником социально-экономического прогресса.
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда, социально-экономических, финансовых, политических, семейных, эмоциональных и медицинских последствий безработицы. Рассмотрим основные последствия безработицы:
Ухудшение качества трудовых ресурсов. Во-первых, длительная безработица приводит к потере специалистами своей квалификации. Во-вторых, стрессовые ситуации, связанные с увольнением и безуспешными поисками работы, отрицательно сказываются на здоровье населения.
В-третьих, профессиональная и территориальная миграция трудовых ресурсов, которая приводит к более эффективному их использованию, сковывается опасениями людей потерять работу в период высокой безработицы.
Сокращение доходов и уровня жизни населения. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.
Безработица порождает бедность и нищету, разрушает средний класс общества, который составляет социальный базис экономики развитых стран. В результате имущественное расслоение в обществе усиливается, что нередко приводит к социально-политической нестабильности.
Увеличение преступности. Число преступлений не находится в прямой связи с уровнем безработицы, однако удельный вес неработающих в общей численности правонарушителей чрезвычайно высок. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы.
Усиление стимулов к добросовестному труду. Угроза безработицы стимулирует работников к более эффективного и добросовестному труду. Высокий уровень безработицы среди лиц с низким уровнем образования является для них сигналом о необходимости повышения квалификации, он способствует увеличению спроса на образование в обществе и улучшению качества трудовых ресурсов.
Сокращение объёма национального производства. Его по праву считают важнейшим следствием безработицы. Поскольку, полная занятость-состояние экономики, при котором отсутствует циклическая безработица, т.е. имеются наиболее благоприятные условия занятости. Уровень безработицы при полной занятости называют естественным уровнем безработицы, а соответствующий реальный валовой внутренний продукт – потенциальным ВВП. Исключением является период войны, когда фрикционная и структурная безработица искусственно ограничены и фактический уровень может опуститься ниже естественного значения, а фактический объём производства превысить потенциальный ВВП.
Отставанием ВВП называют относительное отклонение фактического ВВП от его потенциального значения:
Отставание ВВП=, где
ВВПф и ВВПп – фактическое и потенциальное значения валового внутреннего продукта, соответственно.
Законом Оукена называют формулу, связывающую величину отставания ВВП и уровень безработицы. Эта формула получена американским экономистом А. Оукеном (1928–1980) эмпирическим путём в результате обработки и анализа статистических данных. Согласно этому закону, увеличение уровня безработицы на 1% приводит к увеличению отставания ВВП на 2–3%, т.е. выполняется приближённое равенство:
Отставание ВВП=2,5(УБф – УБе), где
УБф и УБе – фактический и естественный уровень безработицы, соответственно.
Пример. Естественный уровень безработицы равен 5%, а её фактический уровень равен 7%.Потенциальный ВВП равен 8000 млрд. руб. Тогда согласно закону Оукена, отставание ВВП составит приблизительно 2,52%=5%.Это значит, что из-за безработицы теряется 1\20 часть максимально возможного объёма производства, т.е. 400 млрд. руб.
2. Проблемы безработицы в Российской Федерации
2.1 Анализ динамики безработицы в России (Курганской области)
Источником регулярных данных о занятости и безработице в России служат результаты обследований, проводимых государственными органами статистики, научными учреждениями, общественными организациями и др. Проанализируем статистические данные по динамике безработицы в стране за 2003–2008 гг., представленные в таблице №1.
Таблица 1-Анализ безработицы в стране за 2003–2008 гг.
ДАННЫЕ ПО СТРАНЕ: |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (тыс. чел.) |
144168 |
143474 |
142754 |
142221 |
142009 |
142538 |
ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (тыс. чел.) |
72391 |
72950 |
73432 |
74167 |
75159 |
75737 |
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ (тыс. чел.) |
5959 |
5675 |
5263 |
5312 |
4588 |
6050 |
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ (тыс. чел.) |
1638,9 |
1920,3 |
1830,1 |
1742,0 |
1553,0 |
2035,0 |
УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%) |
11,7 |
10,1 |
9,4 |
9,0 |
7,9 |
7,7 |
УРОВЕНЬ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%) |
3,0 |
3,4 |
3,2 |
3,2 |
2,7 |
3,6 |
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (руб.) |
5498,5 |
6739,5 |
8554,9 |
10633,9 |
13593,4 |
16453,5 |
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (руб. в месяц) |
2342 |
2856 |
3046 |
3421 |
3859 |
4005 |
Итак, как видно из таблицы, рынок рабочей силы испытывает постоянные колебания. Численность экономически активного населения в период с 2003 по 2007 гг. постепенно увеличивается на 3346 тыс. чел., наблюдается снижение количества безработных граждан, и, следовательно, уровень безработицы приобретает тенденцию к снижению с 11,7% до 7,7%. Однако в конце 2008-начале 2009 гг., в связи со сложившейся общемировой ситуацией, кадровая ситуация в стране приняла следующий оборот. По итогам декабря 2008 года уровень безработицы в стране составлял 7,7%. В конце 2008 года наблюдался «умеренный рост» безработицы, который обуславливался сокращением занятости в строительстве, торговле, сфере услуг и финансовом секторе. С начала года имеют место массовые сокращения во всех сферах деятельности. На конец января 2009 года, численность безработных составляла 6,1 млн. человек, что составляет 8,1% от всего трудоспособного населения страны. По скромным прогнозам, к концу года число безработных может увеличиться до 7 млн. человек.
Что касается Курганской области, проанализировав данные таблицы №2 можно сделать следующие выводы: Общая численность населения постоянно сокращается. Численность экономически активного населения за период с 2003-по 2008 гг. снизилась с 200 тыс. человек до 183,2 тыс. человек, преимущественно в результате большой миграции молодёжи и квалифицированных кадров в другие регионы, а также за счёт снижения рождаемости и увеличения смертности. Число безработных граждан периодически меняется. Уровень безработицы в отдельные годы резко понижается, или, наоборот повышается на 1,5–2%.
Таблица 2-Динамика безработицы в Курганской области
ДАННЫЕ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ: |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (тыс. чел.) |
339,3 |
334,3 |
330,0 |
326,0 |
326,0 |
321,4 |
|
ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (тыс. чел.) |
200,0 |
195,9 |
190,7 |
185,5 |
186,0 |
183,2 |
|
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ (тыс. чел.) |
16,8 |
8,0 |
11,3 |
9,3 |
10,5 |
16,8 |
|
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ (тыс. чел.) |
3,6 |
3,4 |
3,1 |
2,9 |
2,5 |
3,4 |
|
УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%) |
8,4 |
4,1 |
6,0 |
5,0 |
5,6 |
5,9 |
|
УРОВЕНЬ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%) |
1,8 |
1,8 |
1,4 |
1,6 |
1,4 |
1,5 |
|
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (руб.) |
4690 |
5896 |
6833 |
8725 |
10365 |
12183 |
|
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (руб. в месяц) |
2081 |
2500 |
2897 |
3252 |
3377 |
3570 |
На начало 2009 года количество граждан, зарегистрированных в качестве безработных, увеличилось на 18%, по сравнению с 2008 годом. Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, сократилась за январь 2009 года на 48% – с 3366 до 1615 вакансий. Общее количество работников, предполагаемых к высвобождению по состоянию на 10 февраля, около 3 тысяч человек, что составляет 5,8% от числа работающих. Большинство из них – работники промышленных предприятий.
Пик безработицы в области будет отмечен в марте – апреле. В летние месяцы ожидается снижение уровня безработицы, связанное с организацией в этот период общественных работ (дорожно-ремонтных, полевых, по благоустройству территорий и др.).В целом же, по Курганской области предполагается, что в 2009 году среднегодовая численность безработных граждан не превысит 16,5 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы не выйдет за пределы 4% по отношению к численности экономически активного населения.
2.2 Занятость молодежи и женщин: проблемы, выходящие на первый план. Проблема обеспечения занятости женщин в России является наиболее острой
Её решение требует совместных усилий органов государственной власти, женских общественных организаций, службы занятости, а также значительных финансовых вложений.
По данным 2008 года, в общей численности безработных по стране, мужчины составляют 3146 тыс. человек, женщины 2904 тыс. человек.
Сегодня, в ситуации крайней нестабильности, именно женщины составляют большинство «новых российских бедных», именно они в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере занятости и на рынке труда и чаще, чем другие категории занятых, теряют свой социальный статус в сфере занятости.
Вот как выглядит среднестатистический портрет безработной женщины: старше сорока, служащая с высшим или средним специальным образованием, уволена в связи с высвобождением или по собственному желанию. У каждой третьей – несовершеннолетние дети. Каждая пятая была инженером или техником. Каждая шестая – в предпенсионном возрасте. Необходимость зарабатывать на жизнь, как основной приоритет поиска работы, у женщин выражен сильнее, чем у мужчин; существенно возросли претензии безработных женщин к размеру заработной платы; женщины начали отказываться от работы из-за отсутствия правовых и социальных гарантий, особенно в частном предпринимательстве. К старым нерешенным проблемам, таким, как низкий уровень квалификации и заработной платы, добавились новые – ухудшение структуры свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Для снижения остроты проблемы занятости женщин определены приоритетные направления работы:
• повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда через переобучение;
• формирование банка вакансий для женщин;
• создание дополнительных рабочих мест;
• создание условий для занятости на временных и общественных работах;
• реализация программ социальной адаптации.
Ещё один чётко определённый устойчивый сегмент рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы – незанятая молодёжь.
Молодёжный рынок труда имеет свою специфику:
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодёжи, её социально-профессиональной неопределённостью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодёжи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечёт за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, для молодёжного рынка труда специфична низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодёжь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодёжная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодёжи, которая нигде не работает и не учится.
В-четвёртых, молодёжный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Существующая в настоящее время в России система профессионального образования не способна в полной мере удовлетворять потребности экономики в квалифицированных профессиональных кадрах. Она не имеет устойчивой связи с рынком труда и не оказывает управляющего воздействия на устранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Сегодня полученное однажды образование уже не обеспечивает конкурентоспособности граждан на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. В особенности, в трудном положении оказываются выпускники, не имеющие опыта, поскольку работодатели заинтересованы в найме сформировавшихся специалистов, в результате чего многие обладатели дипломов приобретают статус безработного, либо трудятся не по специальности. Например, по данным 2008 года из всей численности выпускников признаны безработными: 15,7% лица с высшим образованием; 19,5% со средним профессиональным образованием; 21,3% с начальным профессиональным; 38,9% с полным общим; 2,7% с основным общим и 1,9% не имеют образования.
Ежегодно из числа выпускников каждый четвёртый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии.
Кроме того, часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам.
Проблема занятости молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние не является удовлетворительным.
2.3 Профессиональное обучение, переподготовка безработных
Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о гарантии трудоустройства лиц успешно окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших стажировку на предприятии. Государственные органы в свою очередь, обязуются оплачивать часть заработка работника во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются засчёт государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях.
Большим минусом является то, что подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности в настоящий момент времени и не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В экономически развитых регионах страны сейчас практикуется обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности. Вовлекаются в эту сферу прежде всего те, кто длительное время ищет работу. Для этого в некоторых областях организованы специализированные бизнес-центры.
Около 40% безработных, направленных на получение дополнительной специальности – выпускники учебных заведений.
2.4 Социальная реабилитация безработных с высшим образованием
В экономически развитых странах чем выше уровень образования человека, тем больше шансов получить желаемую и высокооплачиваемую работу. В России же люди с высшим образованием имеют незначительные шансы получить работу. Как свидетельствует статистика, подавляющее число лиц, ищущих работу-это люди с высшим образованием. Только по Курганской области ежегодно около 38% безработных имеют высшее образование. Большая часть ищет применение своим знаниям и способностям в других регионах, либо заграницей. Те, кто долгое время не могут найти работу, регистрируются в центрах занятости, как безработные. Для них ведётся поиск подходящей работы. Причём, из 36% безработных в России с высшим образованием, только 21% трудоустраиваются по специальности. Остальные заняты в сферах деятельности не соответствующих их квалификации и образованию, на общественных работах (преимущественно женщины и молодёжь), либо направлены на переобучение и повышение квалификации.
3. Пути снижения безработицы в РФ
3.1 Экономические последствия безработицы: оценка потерь
безработица кризис занятость
Рассмотрим основные социально-экономические последствия безработицы, относительно человека и государства.
Для наглядности сведем в таблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень).
Таблица 3 - Основные социально-экономические последствия безработицы.
МИКРОУРОВЕНЬ |
МАКРОУРОВЕНЬ |
Чувство неуверенности в будущем. |
Сокращение излишней численности рабочей силы. |
Потеря самоуважения в связи с потерей работы. |
Рост объемов скрытой безработицы. |
Усиление депрессивных состояний. |
Совершенствование профессиональной структуры рабочей силы. |
Распад семей безработных |
Сокращение престижа квалифицированного труда. |
Рост девиантного поведения |
Увеличение мобильности рабочей силы. |
Падение материального достатка семей безработных граждан |
Усиление социальной напряженности в обществе |
Потеря квалификации безработными. |
Дифференциация доходов среди населения. Массовая бедность. |
Затраты на помощь безработным |
|
Снижение налоговых поступлений. |
|
Падение валового национального продукта |
Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан.
Экономические потери от безработицы можно рассчитать следующим образом:
П =Ч СВ, где:
П-потери от циклической безработицы;
Ч-число лиц с частичной занятостью и лиц в вынужденных отпусках;
С-средняя продолжительность циклической безработицы;
В-средняя месячная выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Аналогичным образом можно оценить экономические потери от структурной безработицы:
П=ЧСВ, где:
П-потери от структурной безработицы;
Ч-число лиц, высвобожденных вследствие структурных изменений;
С-средняя продолжительность структурной безработицы;
В-средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Наиболее сложной представляется оценка потерь, вызванных фрикционной безработицей:
П=ЧСВК+АР, где:
П-потери от фрикционной безработицы;
Ч- число лиц, высвобожденных вследствие фрикционной безработицы;
С- средняя продолжительность фрикционной безработицы;
В - средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли);
К – коэффициент снижения выработки;
АР – административные расходы по увольнению, подбору, найму работников.
В совокупности потери от безработицы всех видов включают в себя расходы на содержание службы занятости, выплату пособий по безработице и оказание материальной помощи.
SП= П+ П+ П+Р, где:
SП – совокупные экономические потери;
Р-расходы Федеральной службы занятости за исключением затрат на создание новых рабочих мест, переподготовку и переобучение работников, содействие предпринимательству.
Реальная величина экономических потерь обусловлена темпами снижения объёмов производства и соответствующем ему уровнем безработицы:
У= 100%, где:
У-уровень безработицы в процентном отношении;
Ч-численность экономически активного населения.
Многие специалисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной, и в сумме составляющей естественный уровень безработицы:
У= ((Ч+ Ч) Ч)100%
Величина потерь при естественном уровне безработицы, безусловно должна быть меньше совокупных потерь от безработицы в период экономического кризиса:
SП SП, где:
SП-совокупные экономические потери при естественном уровне безработицы.
Динамика потерь при нормальном функционировании национальной
экономики полностью зависима от величины безработицы и от того насколько эффективна деятельность Федеральной службы занятости, какую отдачу приносят затраты по преодолению безработицы и содействию трудоустройству.
За решение проблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок труда – основной регулятор занятости.
Вместе с тем решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства.
3.2 Факторы преодоления длительной безработицы
В связи с увеличением срока длительности безработицы, принимающей застойные формы, в стране необходимо принимать специальные меры по преодолению длительной безработицы. Для этого целесообразно будет сделать следующее:
– принимать программы по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих граждан;
– приобщить безработных к системе общественных работ;
– создавать условия для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе финансировать и кредитовать безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью;
– создавать новые рабочие места в сельской местности, развивать сельское хозяйство;
– обеспечивать условия для повышения качества рабочих мест;
– особое внимание следует уделить регулированию трудовых отношений;
– организовать социальное партнёрство профсоюзов, предпринимателей и государства
– оказывать содействие трудоустройству молодёжи, женщин и лиц с ограниченными способностями (инвалидов);
– создавать рабочие места в перспективных отраслях экономики.
Российская система защиты от безработицы
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.
Современная политика российского государства в области занятости населения регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет государственная служба занятости – ГСЗ.
Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.
Главным направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере должно является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:
– обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
– регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
– разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех
участников трудовых отношений. Жёсткие административные меры, в случае его нарушения;
– формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
– предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;
– дополнительные меры по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями;
– инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих
по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
– усиление государственного регулирования миграционных процессов;
– социальная защита безработных, финансирование активных мер борьбы с безработицей;
В целом, российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако, этот опыт абсолютно неэффективен применительно к российским условиям.
Заключение
В России всегда недостаточно внимания уделялось и уделяется рационализации соотношения между экономически активным и неактивным населением, повышению общественной производительности труда, территориальной особенности формирования трудовых ресурсов, поощрению развития финансово-промышленных групп, борьбе с организованной экономической преступностью в сфере предпринимательства, регулированию трудовой миграции из страны, приближению минимальных доходов населения к стоимости прожиточного минимума, росту числа населения, живущих за чертой бедности.
Решение проблемы снижения уровня безработицы до минимального и обеспечения высокого уровня занятости трудоспособного населения страны, необходимо искать на путях роста заработной платы и повышения жизненного уровня населения.
Кроме того, должна быть повышена производительность труда до такого уровня, который позволит обеспечить увеличение заработной платы работников во всех сферах экономики и рост прибыли предприятий и фирм в размерах достаточных для осуществления накопления капитала, увеличения объёмов производства и, следовательно, расширения спроса на рабочую силу, обеспечения высокого уровня занятости населения и минимизации безработицы.
В целом переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда остаются важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России. Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательства в стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях.
Список использованных источников
Факторы преодоления длительной безработицы. Фофанова Н.А // Человек и труд. – 2003.– №5. - с. 29–30.
Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта; динамика факторов эффективности профессионального обучения и переподготовки безработных. Четвертина Т.Ю. // Вопросы экономики. – 2002.– №11. - С. 59–76.
Формирование рынка труда и занятость населения. Михайлов О.Г. // Российский экономический журнал. – 2004.– №3.-С. 4–11.
Российская модель занятости: причинно-следственный анализ. Соколова Т.В. // Человек и труд. – 2003.– №5. – С. 52–55.
Экономические последствия безработицы: оценка потерь. Бреев Б.А, Костенко Т.С, Нанавян А.И // Общество и экономика. – 2002.– №5. – С. 98–112.
Рынок труда: Учебное пособие / Под ред. проф. Шлендера П.Э. – М.:
Вузовский учебник, 2004
Политэкономия (Экономическая теория):Учебник для вузов /Под ред. Валового Д.В. Издание 3-е. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005
Безработица. Плакся В.И.: Учебник. - М.: ИНФА, 2005.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Интернет.