Учётно-финансовый факультет
Реферат по теме:
Проблема безработицы в современной России
Выполнила студентка 3-го курса
Мельникова А.М.
Поверила к.э.н. Урумова Ф.М.
Москва – 2009 г.
Оглавление
1. Теоретические концепции безработицы
1.3 Основные формы безработицы
1.4 Методы измерения безработицы
1.5 Методы борьбы с безработицей
2. Статистический анализ уровня безработицы в России
2.1 Факторы, способствующие безработице в России
Введение
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
В настоящее время выбранная мной тема очень актуальна, так как полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства, а так же кризисного положения нашей страны.
Цель реферата: Исследование безработицы в России.
Основными задачами при написании реферата по данной теме являются:
изучить основные понятия и сущность безработицы;
выявить основные причины ее возникновения;
рассмотреть возможные меры по борьбе с безработицей;
проанализировать состояние безработицы по России сделать соответствующие выводы.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
1. Теоретические концепции безработицы
1.1 Понятие "безработица"
Согласно общепринятому определению безработица - это незанятость экономически активного населения. Под экономически активным населением понимаются граждане, которые имеют или могут иметь собственный доход. В экономические активное население не входят дети, пенсионеры, женщины в отпуске по уходу за ребенком и инвалиды. Официальный безработный должен не иметь работы, искать работу и быть готовым в любой момент приступить к исполнению должностных обязанностей. Существует множество видов безработицы. Мы будем говорить об показателях зарегистрированной безработицы и большое внимание обратим на вынужденную безработицу, к росту которой привел экономический кризис 2008-2009 годов. Под уровнем безработицы подразумевается доля безработных к общему количеству экономически активного населения, выраженная в процентах.1
1.2 Причины безработицы
Причиной безработицы может стать относительно избыточное население, "лишнее" по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. Безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу "по душе" и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). Особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - уменьшение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т.д. В некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.
1.3 Основные формы безработицы
1. Фрикционная безработица. Означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периоды являются добровольными.
Этот тип безработицы объединяет людей, которые либо являются незанятыми в связи с переходом с одного места работы на другое, либо уже нашли работу и собираются вскоре приступить к ней, а также работников отраслей с сезонным характером (сельское хозяйство, строительство).
2. Структурная безработица. Этот термин служит для обозначения ситуации, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов. Эти периоды объясняются структурными сдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы.
Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.
Полная занятость совместима с естественным уровнем безработицы. Объем производства, который можно произвести в условиях полной занятости, выражает производственный потенциал экономики.
3. Циклическая безработица. Это безработица, вызванная циклическим сжатием производства. Разность между фактической величиной нормы безработицы и величиной естественной нормы называется циклической безработицей.
Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины. Его размер рассчитывается на основе закона Оукена. Так как занятые участвуют в производстве товаров, а безработные - нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального объема ВНП. Эта отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП получила название закона Оукена, т.к. экономист Артур Оукен первым исследовал эту зависимость.
Закон Оукена - экономический закон наличия обратной зависимости между уровнем безработицы, превышающим естественный, и величиной валового национального продукта страны:
каждые 2%, на которые реальный ВНП превышает свой естественный уровень, сокращает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы;
каждые 2% сокращения реального ВНП увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.
Безработный в США - лицо, старше 16 лет, неработающее, но активно ищущее работу в течение 4 месяцев или ожидающее возврата на работу в течение четырех недель.
Внеэкономические издержки безработицы выражаются в деквалификации незанятой рабочей силы, распаде нравственных устоев и морали, в острых социальных и политических коллизиях. 2
Рабочая сила = Занятые + Безработные.
1.4 Методы измерения безработицы
В настоящее время в мировой практике применяются два основных метода измерения безработицы:
на основе данных соответствующих служб о зарегистрированных безработных
общенациональных выборочных обследований домохозяйств.
Предпочтение, как правило, отдастся одному из методов. В США, Канаде, Японии, Австралии и большинстве скандинавских стран преобладают ежемесячные выборочные обследования, которые служат главным источником информации об уровне, динамике, структуре, длительности и других параметрах безработицы. В большинстве европейских стран полагаются на данные о зарегистрированных безработных.
Каждый из методов имеет спои достоинства и недостатки. Выборочное обследование населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо при чинам оказались вне поля зрения служб занятости. Кроме того, данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений. В то же время возможности применения названного метода ограничены.
Во-первых, для регулярного и качественного проведения опросов на основе репрезентативной (в том числе по регионам) выборки и оперативной обработки их результатов требуются соответствующее технологическое обеспечение, квалифицированные кадры и не малые финансовые затраты. Во многих развивающихся странах это стало серьезной преградой на пути широкого распространения данного метода. Россия также столкнулась со значительными финансовыми и технологическими трудностями при организации и проведении общенационального обследования рабочей силы.
Во-вторых, любое выборочное обследование в отличие от сплошного наблюдения объективно предполагает наличие статистической ошибки. В процессе дробления выборки (например, при региональном анализе) ошибка выборки становится все более значимой. На определенном этапе выборка может потерять репрезентативность.
В-третьих, те или иные концептуальные положения, составляющие выборки, вопросы анкеты периодически пересматриваются, что приводит к несопоставимости данных за различные периоды времени.
Преимущества учета безработицы на основе данных регистрации заключаются в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчетность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделить сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка груда от долговременных тенденций их изменения. Сплошная статистика дает возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение безработных по отдельным категориям, так как в этом случае дезагрегирование само по себе не снижает достоверность показателей.
1.5 Методы борьбы с безработицей
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
экономическое стимулирование молодежной занятости;
создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
2. Статистический анализ уровня безработицы в России
2.1 Факторы, способствующие безработице в России
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
Анализ официальной статистики в сфере занятости показывает, что органы государственной власти игнорируют проблемы дискриминации. Имеющаяся статистика отслеживает уровень безработицы по признакам пола; возраста; семейного положения (при этом учитывается факт состояния в браке, а не наличия или отсутствия детей); инвалидности. Не находит отражения в официальной статистике уровень безработицы среди этнических и религиозных меньшинств, беременных женщин и матерей малолетних детей, беженцев, вынужденных переселенцев, просителей убежища, лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц без регистрации по месту жительства, лиц, состоящих в профсоюзах и являющихся профсоюзными активистами, освободившихся из мест лишения свободы.
Между тем, практически во всех регионах отмечается дискриминация женщин, особенно в связи с беременностью и наличием малолетних детей, инвалидов, пожилых людей. В анкетах, на собеседованиях одним из обязательных для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как мужчинам такой вопрос не задается. Большинство вакансий имеют возрастной ценз, причем в отношении женщин более строгий, чем для мужчин. Для мужчин он обычно составляет до 45 лет, в то время как для женщин до 35 лет. Нижний предел, как правило, устанавливается косвенно за счет требования наличия определенного опыта работы, что затрудняет трудоустройство для лиц, впервые ищущих работу. Отмечены случаи дискриминации по национальному признаку в отношении цыган, казахов, лиц других национальностей. Прием на работу инвалидов связан для работодателя с возникновением дополнительных обязанностей в части создания соответствующих условий труда, что приводит к значительным трудностям в трудоустройстве инвалидов, отмечаемых во многих регионах. Беженцы, вынужденные переселенцы, просители убежища, как правило, испытывают трудности при трудоустройстве в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Статистические данные по фактам дискриминации членов профсоюзов и профсоюзных активистов отсутствуют, однако региональные данные указывают на то, что такие случаи имеются.
Дискриминация в связи с занятием профсоюзной деятельностью или принадлежностью к профсоюзам вообще является достаточно распространенной и проявляется в таких формах как: необоснованное увольнение; установление неравной оплаты (либо невыплата премий членам профсоюзов); препятствия в продвижении по службе (в частности, отказ в направлении на обучение для повышения квалификации, необходимой для продолжения работы); отказ в переводе в реорганизуемые предприятия вместе с остальными работниками (известны случаи, когда реорганизация или реструктуризация проводится именно с целью избавиться от работников, являющихся членами профсоюза, профсоюзных активистов).
2.2 Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2009 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости)
Росстат подвел итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю августа).
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2009г. составила, по предварительным данным, 76,6 млн.человек, или 54% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 70,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
В августе 2009г. численность экономически активного населения была выше, чем в мае 2009г., на 0,7 млн.человек, или на 0,9%. Это увеличение определяется ростом численности занятого населения.
Численность безработных, классифицируемых с применением критериев МОТ, в августе 2009г. по сравнению с маем 2009г. снизилась на 0,5 млн.человек, или на 7,3%, что связано с влиянием фактора сезонности. По сравнению с августом 2008г. численность безработных была выше на 1,5 млн.человек, или в 1,3 раза.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в августе 2009г. составил 7,8% и был на 2,0 процентного пункта выше, чем в августе 2008г., и на 0,7 процентного пункта ниже, чем в мае 2009 года.
Численность безработных и уровень безработицы в августе 2009г. были в среднем на треть ниже, чем в августе 1999 года.
Численность занятого населения в августе 2009г. по сравнению с августом 2008г. снизилась на 1,6 млн.человек, или на 2,2%, по сравнению с маем 2009г. - увеличилась на 1,2 млн.человек, или на 1,7%, что прежде всего связано с влиянием фактора сезонности.
Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в августе 2009г. составил 63,3% против 64,5% в августе 2008г. и 62,0% в мае 2009 года.
Экономическая активность населения
2008 г. в среднем |
По квартальным обследованиям (без корректировки сезонных колебаний) |
Август 2009 г. прирост, снижение (-) по сравнению с |
||||
август 2008г. | май 2009г. | август 2009г. | августом 2008г. | маем 2009г. | ||
Тыс.человек | ||||||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) | 75757 | 76608 | 75878 | 76569 | -39 | 691 |
занятые | 70965 | 72136 | 69395 | 70562 | -1574 | 1167 |
безработные | 4792 | 4472 | 6483 | 6007 | 1535 | -476 |
В процентах | ||||||
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 67,7 | 68,5 | 67,8 | 68,7 | 0,2 | 0,9 |
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 63,4 | 64,5 | 62,0 | 63,3 | -1,2 | 1,3 |
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) | 6,3 | 5,8 | 8,5 | 7,8 | 2,0 | -0,7 |
____________________ 1) В среднем по четырем квартальным обследованиям (по состоянию на последнюю неделю февраля, мая, августа, ноября). |
По данным обследования населения по проблемам занятости в августе 2009г., в численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 734 тыс.человек (12,2%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 266 тыс.человек (36%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 295 тыс.человек (40%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 173 тыс.человек (24%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
В августе 2009г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (как и в мае 2009г.), в 2,5 раза.
1) По данным обследования населения по проблемам занятости: 1992-1998гг. - октябрь, 1999-2008гг. - ноябрь, 2009г. - август.
2) По данным Роструда: 1992-2008гг. - на конец года, 2009г. - на конец августа.
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в августе 2009г. составила 46,4% и была на 1,2 процентного пункта выше, чем в мае 2009 года.
Доля городских жителей среди безработных составила 65,9% и уменьшилась по сравнению с маем 2009г. на 1,6 процентного пункта.
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В августе 2009г. это превышение составляло 1,6 раза.
Структура численности безработных и уровень безработицы по полу и месту проживания
Всего | Мужчины | Женщины | Городское население | Сельское население | |
В % к итогу | |||||
Август 2008г. | 100 | 52,3 | 47,7 | 60,6 | 39,4 |
Май 2009г. | 100 | 54,8 | 45,2 | 67,5 | 32,5 |
Август 2009г. | 100 | 53,6 | 46,4 | 65,9 | 34,1 |
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения),% | |||||
Август 2008г. | 5,8 | 6,0 | 5,7 | 4,7 | 9,3 |
Май 2009г. | 8,5 | 9,2 | 7,9 | 7,7 | 10,9 |
Август 2009г. | 7,8 | 8,3 | 7,4 | 6,9 | 10,7 |
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2009г. составил 34,3 года (в мае 2009г. - 35,0 года), в том числе безработных мужчин - 34,4 года, безработных женщин - 34,3 года.
Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,3%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,1%.
Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,3%), а также 20-24 года (16,6%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2009г. составил 18,5%, в том числе среди городского населения - 17,4%, среди сельского населения - 21,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,0 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,5 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 35,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных. По сравнению с маем 2009г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) сократилась на 3,1 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) увеличилась на 1,9 процентного пункта.
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в августе 2009г. составила, соответственно, 37,4% и 23,5%. По сравнению с маем 2009г. доля застойной безработицы среди сельских жителей увеличилась на 0,7 процентного пункта, среди безработных городских жителей - на 2,0 процентного пункта.
Наличие опыта работы.
В численности безработных 29,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2009г. их численность составила 1,8 млн.человек.
Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (20,0% - за счет молодежи до 20 лет, 52% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет). По сравнению с маем 2009г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, увеличилась на 3,7 процентного пункта.
В августе 2009г. среди безработных на 5,4 процентного пункта по сравнению с маем 2009г. сократилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, на 0,2 процентного пункта увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию.
Структура безработных по наличию опыта работы и обстоятельствам незанятости
Безработные | Имеют опыт работы | Из них оставили прежнее место работы в связи с | Не имеют опыта работы | ||
высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией организации, собственного дела | увольнением по собственному желанию | ||||
В процентах | |||||
Август 2008г. | 100 | 68,7 | 15,6 | 21,8 | 31,3 |
Май 2009г. | 100 | 74,5 | 30,6 | 19,5 | 25,5 |
Август 2009г. | 100 | 70,8 | 25,2 | 19,7 | 29,2 |
Безработица по округам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.
Вывод
Безработица не является каким-то абсолютно оторванным от экономики страны показателем. Безработица - это один из главных макроэкономических индикаторов, который непосредственно отражает текущее состояние экономики страны. Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а следовательно и снижению покупательской способности. Вследствие падения внутреннего спроса на товары длительного пользования, падают доходы компаний, ориентированных на внутренний рынок. Кроме того, рост безработицы влияет на снижение заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Хотя это и приводит к снижению издержек предприятий, но это не меняет общую экономическую ситуацию. Безработица также снижает кредитование физических лиц, кредитование снижается в частности из-за того, что возрастает доля "плохих" кредитов, кредитов по которым существенно задержаны выплаты.
Меры по сокращению безработицы: государству довольно трудно регулировать уровень безработицы непосредственно. В России в 2009 году действует федеральные и муниципальные программы занятости на общественных работах и переподготовки кадров за счет государства. Однако это капля в море. Чтобы существенно снизить безработицу нужно создавать предпосылки для создания рабочих мест в частном секторе, нужно создавать преимущества и льготы для открытия малых предприятий. К сожалению, в России этому препятствуют бюрократия и коррупция на местах. Меры по борьбе с произволом чиновников проводятся, но для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему требуется значительное время.
Взгляд в перспективу на безработицу в России: начиная с лета 2009 года армию безработных пополнят выпускники ВУЗов. Государство пытается работать опережающими темпами и 27.07.09 был принят закон о разрешении создания малых предприятий на базе ВУЗов, штат которых будет формироваться из выпускников. Однако эта мера является частичной, так как подобные предприятия не смогут работать на полную мощность. У них нет той коммерческой мощи и навыков, которые формируются годами. Конкуренция на внутреннем рынке (а они будут ориентированы именно на внутренний рынок) высока, а спрос небольшой. Поэтому к осени можно ожидать роста уровня безработицы до 11-12%. А затем со второй волной кризиса безработица может вырасти и до 14-15%. Реальный же уровень безработицы в России к концу 2009 года при пессимистичном сценарии может составить 25%.4
Список литературы
Т.А.Фролова. Макроэкономика: конспект лекций: Изд-во ТРТУ, 2006
Видяпин В.И. Общая экономическая теория. М: Логос, 2006
Мэнкью Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 2003.
Никифорова А.А., “Рынок труда: занятость и безработица" Москва, 2001г.
Бункина М.К. Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. М.: Эльф К - пресс. 2003.
http://www.forexcome.ru/ - Брокерский сайт
http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
http://www.glossary.ru/ - Служба тематических толковых словарей
http://www.infocrisis.ru/ - Уровень безработицы в России, последствия. Рост безработицы в условиях кризиса. Причины и проблемы безработицы в России.
http://www.aup.ru/books/m173/ - Административно-управленческий портал.
Приложения
Приложение 1
Данные по субъектам Российской Федерации.
Экономически активное и экономически неактивное население в возрасте 15-72 лет (по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в августе 2009г.) 1)
Экономически активное население, тыс. человек | В том числе | Уровень экономической активности населения, в % | Уровень занятости, в % | Уровень безработицы, в % | ||
занятые | безработные | |||||
Российская Федерация | 76569,5 | 70562,3 | 6007,2 | 68,7 | 63,3 | 7,8 |
Центральный федеральный округ | 20428,9 | 19348,1 | 1080,7 | 69,5 | 65,8 | 5,3 |
Белгородская область | 790,1 | 753,4 | 36,8 | 65,8 | 62,7 | 4,7 |
Брянская область | 669,1 | 598,5 | 70,6 | 66,4 | 59,4 | 10,5 |
Владимирская область | 766,4 | 697,0 | 69,4 | 67,8 | 61,6 | 9,1 |
Воронежская область | 1185,8 | 1079,6 | 106,2 | 66,7 | 60,7 | 9,0 |
Ивановская область | 553,9 | 494,0 | 59,9 | 65,7 | 58,6 | 10,8 |
Калужская область | 578,1 | 551,2 | 26,9 | 73,2 | 69,8 | 4,6 |
Костромская область | 375,2 | 349,4 | 25,7 | 69,6 | 64,8 | 6,9 |
Курская область | 597,2 | 540,4 | 56,8 | 66,4 | 60,1 | 9,5 |
Липецкая область | 625,5 | 605,8 | 19,8 | 68,7 | 66,5 | 3,2 |
Московская область | 3745,2 | 3544,6 | 200,6 | 70,0 | 66,2 | 5,4 |
Орловская область | 427,4 | 389,8 | 37,6 | 66,9 | 61,0 | 8,8 |
Рязанская область | 571,0 | 525,4 | 45,6 | 63,2 | 58,1 | 8,0 |
Смоленская область | 578,9 | 546,8 | 32,1 | 75,4 | 71,2 | 5,6 |
Тамбовская область | 534,1 | 499,1 | 34,9 | 62,4 | 58,4 | 6,5 |
Тверская область | 729,3 | 666,4 | 62,8 | 68,8 | 62,9 | 8,6 |
Тульская область | 808,2 | 771,9 | 36,3 | 66,3 | 63,3 | 4,5 |
Ярославская область | 742,4 | 679,3 | 63,2 | 71,9 | 65,8 | 8,5 |
г. Москва | 6151,1 | 6055,5 | 95,6 | 72,5 | 71,4 | 1,6 |
Северо-Западный федеральный округ | 7692,6 | 7090,7 | 601,9 | 71,8 | 66,2 | 7,8 |
Республика Карелия | 364,8 | 334,4 | 30,3 | 67,0 | 61,4 | 8,3 |
Республика Коми | 560,0 | 479,7 | 80,3 | 73,1 | 62,6 | 14,3 |
Apxaнгельская область | 705,1 | 657,5 | 47,5 | 70,9 | 66,2 | 6,7 |
в том числе Ненецкий авт.округ | 24,4 | 22,4 | 2,0 | 76,2 | 70,0 | 8,1 |
Вологодская область | 688,0 | 608,0 | 80,0 | 72,8 | 64,3 | 11,6 |
Калининградская область | 502,6 | 443,2 | 59,5 | 67,0 | 59,1 | 11,8 |
Ленинградская область | 929,1 | 867,3 | 61,8 | 71,1 | 66,4 | 6,7 |
Мурманская область | 500,7 | 464,5 | 36,2 | 72,5 | 67,3 | 7,2 |
Новгородская область | 340,8 | 310,6 | 30,2 | 68,0 | 62,0 | 8,9 |
Псковская область | 376,0 | 335,8 | 40,2 | 69,5 | 62,1 | 10,7 |
г. Санкт-Петербург | 2725,5 | 2589,6 | 135,8 | 74,2 | 70,5 | 5,0 |
Южный федеральный округ | 11693,5 | 10462,1 | 1231,5 | 66,6 | 59,6 | 10,5 |
Республика Адыгея | 201,3 | 183,8 | 17,6 | 58,8 | 53,7 | 8,7 |
Республика Дагестан | 1316,7 | 1130,4 | 186,2 | 67,2 | 57,7 | 14,1 |
Республика Ингушетия | 207,8 | 99,5 | 108,3 | 57,9 | 27,7 | 52,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 411,1 | 374,7 | 36,4 | 59,4 | 54,1 | 8,8 |
Республика Калмыкия | 143,9 | 123,5 | 20,4 | 66,5 | 57,1 | 14,2 |
Карачаево-Черкесская Республика | 223,9 | 197,4 | 26,4 | 69,2 | 61,0 | 11,8 |
Республика Северная Осетия - Алания | 377,5 | 344,1 | 33,5 | 71,0 | 64,7 | 8,9 |
Чеченская Республика | 575,2 | 386,2 | 189,0 | 70,1 | 47,1 | 32,9 |
Краснодарский край | 2605,6 | 2413,8 | 191,9 | 64,8 | 60,0 | 7,4 |
Ставропольский край | 1446,1 | 1322,7 | 123,3 | 68,3 | 62,5 | 8,5 |
Астраханская область | 557,7 | 517,8 | 39,9 | 71,5 | 66,4 | 7,2 |
Волгоградская область | 1384,5 | 1278,7 | 105,8 | 67,8 | 62,6 | 7,6 |
Ростовская область | 2242,2 | 2089,5 | 152,7 | 66,8 | 62,3 | 6,8 |
Приволжский федеральный округ | 16376,8 | 15122,0 | 1254,8 | 69,3 | 64,0 | 7,7 |
Республика Башкортостан | 2119,7 | 1930,1 | 189,6 | 68,1 | 62,0 | 8,9 |
Республика Марий Эл | 376,5 | 338,2 | 38,3 | 68,5 | 61,5 | 10,2 |
Республика Мордовия | 452,4 | 426,5 | 26,0 | 68,6 | 64,7 | 5,7 |
Республика Татарстан | 1959,5 | 1830,3 | 129,2 | 66,8 | 62,4 | 6,6 |
Удмуртская Республика | 825,0 | 747,4 | 77,6 | 69,2 | 62,7 | 9,4 |
Чувашская Республика | 699,2 | 625,9 | 73,3 | 70,1 | 62,8 | 10,5 |
Пермский край | 1531,4 | 1414,9 | 116,6 | 72,6 | 67,0 | 7,6 |
Кировская область | 767,8 | 672,2 | 95,5 | 70,0 | 61,3 | 12,4 |
Нижегородская область | 1883,0 | 1758,7 | 124,2 | 71,9 | 67,2 | 6,6 |
Оренбургская область | 1104,9 | 1011,6 | 93,3 | 66,9 | 61,2 | 8,4 |
Пензенская область | 734,3 | 697,8 | 36,5 | 67,1 | 63,7 | 5,0 |
Самарская область | 1802,2 | 1697,3 | 104,9 | 71,2 | 67,0 | 5,8 |
Саратовская область | 1413,1 | 1297,0 | 116,1 | 69,0 | 63,4 | 8,2 |
Ульяновская область | 707,8 | 674,2 | 33,6 | 68,0 | 64,8 | 4,8 |
Уральский федеральный округ | 6618,5 | 6083,7 | 534,8 | 68,6 | 63,0 | 8,1 |
Курганская область | 456,8 | 407,4 | 49,4 | 61,8 | 55,1 | 10,8 |
Свердловская область | 2312,1 | 2077,6 | 234,5 | 66,8 | 60,0 | 10,1 |
Тюменская область | 1960,8 | 1852,4 | 108,4 | 72,7 | 68,6 | 5,5 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ |
915,9 | 852,1 | 63,8 | 75,2 | 70,0 | 7,0 |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 325,7 | 315,4 | 10,2 | 75,2 | 72,8 | 3,1 |
Челябинская область | 1888,8 | 1746,3 | 142,5 | 68,6 | 63,5 | 7,5 |
Сибирский федеральный округ | 10270,4 | 9249,1 | 1021,3 | 67,2 | 60,5 | 9,9 |
Республика Алтай | 108,2 | 96,3 | 12,0 | 70,8 | 63,0 | 11,1 |
Республика Бурятия | 452,8 | 387,8 | 65,0 | 61,9 | 53,0 | 14,4 |
Республика Тыва | 131,3 | 111,0 | 20,2 | 58,7 | 49,7 | 15,4 |
Республика Хакасия | 286,2 | 260,4 | 25,8 | 68,4 | 62,2 | 9,0 |
Алтайский край | 1314,6 | 1185,6 | 129,0 | 67,2 | 60,6 | 9,8 |
Забайкальский край | 562,3 | 505,5 | 56,8 | 65,9 | 59,3 | 10,1 |
Красноярский край | 1615,0 | 1509,0 | 105,9 | 70,6 | 65,9 | 6,6 |
Иркутская область | 1352,4 | 1155,9 | 196,4 | 69,5 | 59,4 | 14,5 |
Кемеровская область | 1431,2 | 1295,8 | 135,4 | 64,7 | 58,6 | 9,5 |
Новосибирская область | 1436,9 | 1296,1 | 140,8 | 69,0 | 62,2 | 9,8 |
Омская область | 1034,8 | 948,5 | 86,3 | 65,3 | 59,8 | 8,3 |
Томская область | 544,8 | 497,1 | 47,7 | 65,8 | 60,0 | 8,8 |
Дальневосточный федеральный округ | 3488,7 | 3206,6 | 282,2 | 67,6 | 62,2 | 8,1 |
Республика Саха (Якутия) | 492,0 | 455,9 | 36,2 | 68,3 | 63,3 | 7,3 |
Камчатский край | 203,5 | 190,5 | 13,0 | 72,1 | 67,5 | 6,4 |
Приморский край | 1092,9 | 1012,9 | 80,0 | 68,0 | 63,0 | 7,3 |
Хабаровский край | 747,1 | 674,4 | 72,6 | 66,1 | 59,6 | 9,7 |
Амурская область | 443,4 | 404,6 | 38,9 | 64,9 | 59,2 | 8,8 |
Магаданская область | 98,0 | 91,8 | 6,2 | 73,1 | 68,5 | 6,4 |
Сахалинская область | 292,7 | 271,5 | 21,2 | 70,4 | 65,3 | 7,2 |
Еврейская авт.область | 86,5 | 74,7 | 11,9 | 59,1 | 51,0 | 13,7 |
Чукотский авт.округ | 32,7 | 30,4 | 2,2 | 83,7 | 78,0 | 6,8 |
____________________ 1) Данные предварительные. |
Приложение 2
ГЛОССАРИЙ
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
1. | Безработица | - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения страны, желающего трудиться, не может найти подходящую работу. |
2. | Занятый | - это индивид, работающий не менее одного часа в неделю и получающий денежное вознаграждение, или неоплачиваемый работник в семейной фирме, работающий не менее 15 часов в неделю. |
3. | Фрикционная | - это безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. |
4. | Структурная | - это безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. |
5. | Циклическая безработица | - если рабочих мест вообще меньше. |
6. | Сезонная безработица | - это к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. |
7. | Добровольная безработица | - это, вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать. |
8. | Производительность труда | - это показатель эффективности трудовой деятельности работников, отношение стоимости используемых ресурсов к стоимости произведенной продукции. |
9. | Выборочное обследование | - населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо при чинам оказались вне поля зрения служб занятости. |
10. | Учет безработицы на основе данных регистрации | - заключаются в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчетность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделить сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка груда от долговременных тенденций их изменения. |
1 Брокерский сайт. http://www.forexcome.ru/issues/11/
2 Т.А.Фролова. Макроэкономика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006
3 http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
4 http://www.forexcome.ru/ Брокерский сайт