СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Современный рынок труда, механизм функционирования
1.1 Труд
1.2 Рынок труда
2. Классическая теория занятости
3. Безработица
3.1 Основные формы безработицы в современных условиях
3.2 Безработица в России
4. Решение и регулирование макроэкономической проблемы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересовработников и работодателей.
Я выбрала тему курсовой работы "Занятость и безработица в национальной экономике". Почему?
Тема занятости и безработицы актуальна была много столетий назад, а в последние годы, годы научно-технического прогресса, она проявляется особенно остро. Для Российской экономики эта проблема усугубляется еще и переходом от командно-административной экономики к рыночной.
Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас сталкивался прямо или косвенно с этой неприятной, стрессовой и глобальной проблемой. Я, например, неединожды.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую проблему. Считается что стресс, полученный при извещении об увольнении, по своей силе равнозначен реакции на смерть близкого родственника или на сообщение о неизбежности тюремного заключения.
При безработице недоиспользуется экономический потенциал общества.Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства. Поэтому в стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей. А сбалансированный экономический рост экономики - тот идеальный вариант развития, когда все элементы хозяйственной системы работают согласованно, обеспечивая поступательный рост благосостояния всех участников производства.
При продолжительной безработице теряется квалификация освободившихся работников. Даже при последующем включении в производственный процесс работник выходит на нормальный устойчивый уровень производительности труда примерно в полугодовой срок. И весь этот период адаптации работник недодает в результатах своего труда по сравнению с постоянными рабочими кадрами той или иной квалификации в разных условиях труда.
А также безработица-это: фактор роста преступности, потери общества, снижение покупательского спроса, сокращение сбережений, снижение инвистиционного спроса, сокращение предложения и, вследствие этого, спад производства.
Но есть и другая, оборотная сторона проблемы безработицы. Специалисты рыночной экономики никогда не ставят перед собой задачу обеспечения полной занятости, как это было записано в сталинской конституции. Считается, что в известной мере умеренная безработица является благом для экономического роста. Что при этом, на первый взгляд абсурдном заявлении имеется ввиду?
Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или приструктурных перестройках.
Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цехи оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых, уже освоенных рабочих местах. Капиталовложения оказались омертвленными. Эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
Наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
Страх потерять работу и влиться в число безработных является самым лучшим организатором дисциплины труда и, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.
В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
1. Современный рынок труда, механизм функционирования
1.1 Труд
Что есть труд? Труд, по характеристике Энгельса, есть "первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека".
Подлинное значение труда, действительное место материального производства во всей общественной жизни было впервые открыто марксизмом. Это открытие составило эпоху в развитии человеческой мысли. Оно заложило несокрушимый фундамент научного социализма. Ибо из того положения, что трудом велик человек, вытекал непреложный вывод, что владыкой мира будет труд. Труд есть деятельность человека, людей, обладающая тремя основными признаками: осознанностью действий, энергозатратностью, наличием полезного, общественно признанного результата.
Осознанность означает, что человек вначале создал в своем сознании проект, модель действий, а затем уже приступил к осуществлению заранее выработанных намерений.
Энергозатратность труда проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается дополнительная физическая и умственная энергия.
Наконец, труд характеризуется результативностью. Любая деятельность завершается определенным результатом, имеет некоторый итог. Иногда говорят, что сам факт наличия действий, процесса их осуществления и есть результат. Так вот, труду свойствен не просто результат, а общественно полезный результат.
Переход к рыночной экономике неизбежно влечет за собой необходимость рынка труда и рабочей силы. Практически немыслима экономика, в которой рыночные отношения распространены на все материально-вещественные, финансовые, информационные факторы производства, но не затрагивают самый активный фактор — труд. В такой экономике ее части были бы несовместимы между собой в том смысле, что невозможно согласовать, соединить воедино и обеспечить эффективное функционирование элементов экономической системы, базирующихся на принципиально разных типах производственных отношений. (7)
1.2 Рынок труда
Рынок труда — наиболее сложный элемент рыночной экономики. Переплетение интересов работника и работодателя при найме и увольнении, циклически изменяющееся состояние экономики, уровень инвестиционной активности, величина трудовых доходов населения, сложившиеся традиции в трудовой сфере, специфика национального поведения и другие факторы оказывают существенное влияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда. Поэтому рынки труда имеют ярко выраженные специфические национальные черты. Рынок труда можно определить как систему социально-экономических отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами средств производства, предъявившими спрос на наемную рабочую силу, по поводу вовлечения рабочей силы в производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения, предоставления рабочих мест.
Уже сам факт признания собственности граждан на свою рабочую силу, на свои способности осуществлять трудовую деятельность поневоле влечет за собой право человека свободно избирать область приложения своих трудовых усилий и реализовать свои способности по цене добровольного соглашения с трудонанимателем. Так что установление неограниченного права собственности человека на использование своих трудовых способностей есть движение к рыночной экономике, статус которой и позволяет осуществить это право наяву. Позволяя работнику свободно предлагать свою рабочую силу по собственной цене, рынок дает ему возможность потребовать полную плату за талант, способности, квалификацию, трудолюбие, трудовое умение. В то же время, приобретая рабочую силу по цене спроса, рынок препятствует возможности получать за труд больше, чем он того стоит. Иначе говоря, рынок труда есть подлинный ценитель рабочей силы, формирующий, выявляющий естественную цену труда, а в более широком смысле — и цену человека как носителя труда, работника. Тем самым рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы, чтобы иметь основания дороже продать свой трудотовар нанимателю, уверенно состязаться с конкурентами, меньше опасаться попасть в число безработных .Отсюда и произрастают высокие показатели эффективности и качества труда в рыночной экономике (7).
Какие черты характерны совершенно конкурентному рынку труда?
1. При найме конкретного вида труда друг с другом конкурируют большое число фирм.
2. Данный вид труда независимо друг от друга предлагают многочисленные работники, имеющие одинаковую квалификацию.
3. Ни фирмы, ни работники не осуществляют контроля над рыночной ставкой заработной платы. И поэтому ни те ни другие не могут задавать уровень заработной платы и соглашаются с тем, который складывается на рынке (2).
Предложение труда может быть рассмотрено на трех уровнях: предложение труда со стороны отдельного рабочего; предложение труда индивидуальному предпринимателю; рыночное предложение конкретного вида труда.
Индивидуальное предложение труда определяется его вмененными издержками, которые характеризуют обусловленные трудом жертвы: работа может быть неприятной и даже вредной для здоровья, работа сокращает продолжительность досуга. Каждый дополнительный час работы определяет и дополнительные, или предельные, жертвы, т.е. вмененные издержки растут. Кривая обусловленных трудом жертв (MDU) имеет положительный наклон (рис. 1.1). Эта же кривая будет представлять собой, по сути, и кривую индивидуального предложения труда, поскольку чем больше неудобств, связанных с трудом, тем выше должна быть заработная плата, чтобы человек согласился работать (рис. 1.2).
Кривая предложения труда отдельного работника не всегда будет восходящей. При определенных обстоятельствах количество предлагаемых работником часов труда может сокращаться в силу определенных причин.
Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда (6).
2. Классическая теория занятости
Основными задачами Федеральной службы занятости России являются:
разработка в пределах своей компетенции с участием другихцентральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предложений по проведению государственной политики занятости населения;
обеспечение реализации органами государственной службы занятости мероприятий в области занятости, направленных на сокращение периода поиска гражданами работы, содействие в трудоустройстве безработных и иных лиц, ищущих работу, развитие профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения, самостоятельной занятости, оказание услуг работодателям по подбору кадров для заполнения вакансий, предотвращение длительной безработицы, оказание социальной помощи безработным;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области занятости населения, страхования на случай потери работы. (5)
Таблица 2.1. Трудоустройство населения органами государственной службы занятости* (тысяч человек)
Численность граждан, ищущих работу | |||||||
1995 | 5122,4 | 2217,9 | 43,3 | ||||
2001 | 5523,7 | 3740,5 | 67,7 | ||||
2003 | 6033,9 | 4026,9 | 66,7 | ||||
2005 | 6438 | 4075,8 | 63,3 | ||||
2006 | 6177,6 | 3937,1 | 63,7 | ||||
Втом числе: | |||||||
занятые трудовой деятельностью | |||||||
1995 | 169,9 | 17,9 | 10,5 | ||||
2201 | 206,6 | 120,8 | 58,5 | ||||
2003 | 183,7 | 122,6 | 66,7 | ||||
2005 | 172,5 | 116,6 | 67,6 | ||||
2006 | 184,9 | 126,6 | 68,5 | ||||
Учащиеся, желающие работать в свободное время | |||||||
1995 | 849,1 | 806,1 | 94,9 | ||||
2201 | 1556 | 1505,9 | 96,8 | ||||
2003 | 1465,1 | 1421,8 | 97 | ||||
2005 | 1225,3 | 1194,2 | 97,5 | ||||
2006 | 1120,8 | 1089,2 | 97,2 | ||||
Незанятые трудовой деятельностью | |||||||
1995 | 3937,3 | 1362,5 | 34,6 | ||||
2201 | 3761 | 2113,9 | 56,2 | ||||
2003 | 4385,1 | 2482,5 | 56,6 | ||||
2005 | 5040,3 | 2765 | 54,9 | ||||
2006 | 4871,9 | 2721,3 | 55,9 | ||||
Из них ищущие первую работу | |||||||
1995 | 619,2 | 194,5 | 31,4 | ||||
2001 | 2449,1 | 1964,8 | 80,2 | ||||
2003 | 2488 | 1916,7 | 77 | ||||
2005 | 2470,5 | 1828,9 | 74 | ||||
2006 | 2344,5 | 1719,5 | 73,3 | ||||
Пенсионеры | |||||||
1995 | 166,1 | 31,4 | 18,9 | ||||
2001 | 167,1 | 73,3 | 43,9 | ||||
2003 | 257,9 | 110,4 | 42,8 | ||||
2005 | 338,6 | 134,8 | 39,8 | ||||
2006 | 365,3 | 139,5 | 38,2 |
* Источник: www.gsk.ru
Исходя из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что в стране есть и существует проблема безработицы. С каждым годом количество ищущих работу, и, следовательно, армия безработных увеличивается. Проблема финансового неудовлетворения и нищания стала касаться всех слоев населения, не исключив пенсионеров и студентов.
Что можно сказать о работе службы занятости? Трудоустраиваемость населения производится в среднем процентов на 40%. С чем связана эта проблема постараюсь ответить как человек, неоднократно обращавшийся за помощью: небольшая база вакантных мест и, ко всему прочему не совсем корректное поведение отдельных работников по отношению к ищущим работу. Нет понимания и сострадания. Со стороны государства- нет расширения в сфере трудовых ресурсов.
Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
Содержание термина "занятость" включает в себя как потребность людей в различных видах деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы.
Целью обеспечения продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов. (7)
В рыночной экономике "полная занятость" определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Это значит, что допустим определенный уровень безработицы. В рыночной экономике он считается нормальным или оправданным. Допустимый уровень безработицы- это естественная безработица и составляет 5-6% безработных.
Экономисты считают, что естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Это объясняется тем, что если экономика страны постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, то как то безработица неизбежна: ведь люди иногда уходят на другие предприятия, а сезонные работы заканчиваются(3).
Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на принципе исключительного права граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Государство отвечает за реализацию права граждан на труд, содействует занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять(7).
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и т.д.(5)
В рамках данной концепции занятость обеспечивается, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется в условиях экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в России обозначилась проблема многократной и неформальной занятости в виде частично укрываемой трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Неформальная занятость способна переходить в открытую безработицу, кроме того, она негативно воздействует на трудовую мораль, расширяет "теневую" экономику. Многократная занятость отягощает работников и снижает отдачу труда.
В условиях рыночных отношений существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что гораздо труднее выполнить первое условие. Благодаря принятию в России законов о труде и занятости, Трудового кодекса возникла правовая база реализации рыночных принципов функционирования системы занятости.(9)
Свободно избранная занятость все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как противоречит выработанным годами традициям и установкам. Необходим коренной поворот в экономическом мышлении и социальных императивах. Законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода. Легализованы как законные, общественно признанные формы трудовой деятельности работа на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.(7)
Следует отметить, что официальная статистика неточно отражает картину реального состояния рынка труда. Она практически не охватывает тех работников, которые не регистрируются в государственных учреждениях. Обладая высокой конкурентоспособностью на рынке труда, они не прибегают к услугам бирж труда, поскольку считают, что обращение в службу не соответствует их социальному статусу и может помешать дальнейшей трудовой карьере.
Среди незанятых не подлежат регистрации и те, кто крайне низко оценивают преимущества занятости в общественном секторе экономики и предпочитают не работать вообще. В эту группу входят матери, воспитывающие детей, лица предпенсионного возраста и др. В ходе социологических наблюдении сотрудниками института проблем занятости выявлены случаи, что фактически безработные стремятся сделать фиктивные отметки в трудовой книжке и получить рекомендации для дальнейшей, трудоустройства, адекватного их запросам. Часто работники не обращаются в службу занятости, предполагая ее ограниченные возможности в трудоустройстве. Исследование показало, что среди высвобожденных работников каждый второй трудоустроился самостоятельно, а из тех, кто работу не нашел, лишь около половины обратились за помощью в службу занятости.
Вместе с тем среди зарегистрированных на биржах труда в качестве незанятых приблизительно половина фактически не ищут работу. Многие из этих людей работают неофициально, и их удерживает на бирже желание иметь социальный статус и гарантии; в некоторых случаях они надеются с помощью службы занятости все же найти себе подходящую постоянную работу.
Среди регистрируемых на биржах труда все чаще появляются люди, которые не хотят работать в принципе, но не возражают получать в течение года фактически не заработанный доход. Так, на учете состоят много лиц предпенсионного возраста, которые не обнаруживают стремления к трудоустройству и рассчитывают на досрочный выход на пенсию; многодетные матери и некоторые другие категории.
Таким образом, реальная незанятость среди населения фактически превышает данные официальной статистики на численность тех, кто ищет работу и не зарегистрирован, и уменьшается на число зарегистрированных граждан, работу фактически не ищущих.
Напряженность на рынке труда исходит сегодня от крупных предприятий, не сумевших успешно адаптироваться к условиям рынка и в отношении которых государственная помощь маловероятна. К такого рода предприятиям относятся ряд предприятий легкой, текстильной, металлургической промышленности и др. Особенно сложной ситуация будет в тех регионах, где предприятия этих отраслей доминируют. Разумный и обоснованный подход к регулированию занятости, дифференцированное отношение к рынкам труда с определенной отраслевой и региональной спецификой могут позволить избежать социальных кризисов и снизить неизбежные негативные последствия экономического развития для российских граждан(3).
Рис.2.1
Как видно из рисунка 2.1 критическая ситуация складывается в Красноярском и Алтайском крае, Свердловской и Иркутской областях, Республике Дагестан.
Изменение экономической и социально-политической ситуации в стране за последние несколько лет вызвало к жизни ряд новых явлений в сфере занятости населения. К ним можно отнести сегментацию рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, развитие малого предпринимательства и др. Занятых в экономике в настоящее время условно можно разделить на три группы: занятых в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальном секторах.
Неформальный сектор в его современном виде - это совершенно новое явление для российской экономики. Отдельные формы неформальной занятости существовали в России и в дореформенный период (портные, няни, репетиторы ...). Однако в процессе перехода к рыночным отношениям состав, масштабы, характер неформальной занятости и ее роль в экономике резко изменились. За несколько лет занятость в неформальном секторе достигла значительных масштабов, к его услугам в той или иной мере прибегает большинство населения. Неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состояние занятости населения и социально-экономическую ситуацию в целом.
Таким образом, проблема неформальной занятости тесно переплетается с проблемами адекватной оценки социально-экономической ситуации в стране, определения реального уровня производства и потребления. Для решения этих проблем необходимо представить специфику неформального сектора, его масштабы и тенденции развития.
Однако, это явление еще недостаточно изучено, в научной литературе освещается значительно меньше, чем другие аспекты рынка труда. До сих пор отсутствует четкое определение неформального сектора, общепризнанные критерии отнесения работающих к формально или неформально занятым. Неформальная занятость в России - явление специфическое, отличное от неформального сектора в других странах, поэтому международные рекомендации в этой области не могут автоматически применяться в российских условиях(9).
3. Безработица
Основной проблемой, которая возникает в ходе цикла деловой активности, является безработица. Безработица (безработные люди) — явление, когда часть экономически активного (работоспособного) населения постоянно или временно не работает.Она имеет место в том случае, когда люди, способные и желающие работать:
1) не имеют работы;
2) занимаются поиском более престижной или высокооплачиваемой работы; 3) готовы приступить к работе за любую (даже мизерную) плату (учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды).Однако официальная статистика учитывает только тех из них, кто обращается за пособием по безработице.
Для рыночной экономики типична безработица. Почему?(3)
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде английского экономиста-священника Т.Мальтуса "Опыт о законе народонаселения"
(конец XVIII в.). Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
Она стала известным подспорьем для экономической политики государств с низкими доходами и высокой рождаемостью. В этих странах государство ведет активную политику по ограничению рождаемости.
Маркс критиковал теорию Мальтуса и критику можно считать справедливой только в одном: теория не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Значит, источник безработицы следует искать в самой экономической хозяйственной системе, а не вне ее.
К. Маркс довольно тщательно исследовал безработицу в "Капитале" (вторая половина XIX в.). Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, ибо если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что накопление капитала происходит еще более высокими темпами. Происходит цикличность процесса.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после К. Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сопутствуют хозяйственному развитию, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы во многом определяется тем, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного.
Падение потребительского спроса снижает интерес к вложению капитала, и, как следствие, сокращается спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже не может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге "Теория безработицы" (1923) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда и имеет возможность сократить рабочий персонал. Действует принцип: лучше взять одного человека на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5—6 человек с меньшей зарплатой. В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Это не совсем верно, ибо какие-то нюансы проблемы Пигу улавливает. Но эта теория не может дать все же полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положения о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем зарплаты.(6)
3.1 Основные формы безработицы
В пропагандистской литературе периода так называемого государственного социализма отмечалось, что рынок, капитализм порождает безработицу, а социализм — устойчивую занятость и даже дефицит рабочей силы.
Такое утверждение нельзя признать научным, ибо рынок труда любой системы при разных его вариантах — от рынка с ограниченным спросом (нормальный, здоровый рынок) до рынка с ограниченными ресурсами (советский рынок дефицитного типа) — дает одновременно избыток рабочей силы (безработицу) и дефицит рабочей силы по отдельным специальностям, когда спрос на нее выше предложения. Однако точка сбалансирования безработицы и дефицита рабочей силы в этих экономиках находится на разных уровнях.
Рис. 3.1.1
Рис.3.1.2
Рыночная экономика - высокая безработица(рис. 3.1.1) сосуществует с незначительным дефицитом рабочей силы.
Дефицитная (плановая система)экономика – дефицит рабочей силы носит искусственный характер(рис.3.1.2). Это избыточная рабочая сила, оседающая на предприятиях.(6)
В экономической теории используют два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Чтобы измерить долю безработных, сначала мы должны определить, кто в обществе может и готов работать. Общее население страны делится на три группы:
1. Моложе 16 лет и те, кто постоянно находится в некоторых государственных учреждениях(больницы для душевнобольных, исправительные учреждения). По данным Госкомстата РФ, размещенных на официальном сайте htpp//www/gks.ru, эта цифра составляет для России 22718 тыс. чел.*
2. "Не входят в состав рабочей силы", включает группа взрослых людей. Которые потенциально трудоспособны, но не работают и не стремятся к этому( домохозяйки, студенты и т.д). Эта цифра, если ссылаться на вышепреведенный источник, составляет 29351 тыс.чел.
3. Рабочая сила. Общая численность экономически трудоспособного населения составляет 90152 тыс. чел.*(2)
Доля безработных = Число безработных : Рабочую силу * 100
Для России доля безработных=4579:90152*100=5,1%
Различают безработицу:
фрикционную;
структурную;
институциональную;
циклическую;
добровольную.
Фрикционная безработица связана с добровольной сменой людьми рабочих мест и соответствующей временной их незанятостью.До того момента, когда человек найдет новую работу и начнет на ней работать, он официально считается безработным. Таким же считают и тех, кто впервые ищет работу, сезонных рабочих и т. п. Фрикционную безработицу относят к разряду неизбежных явлений, так как всегда найдется немало людей, желающих по разным причинам поменять место работы. Мало того, ее считают в какой-то степени желательной, ведь она обеспечивает более высокую степень удовлетворенности человека своим трудом.
Структурную безработицу вызывает научно-технический прогресс. Технические и, главным образом, технологические изменения влекут сокращения рабочих мест либо делают ненужными одни профессии и дефицитными другие.
Однако технологические новации — далеко не единственная причина структурной безработицы. Она может быть также вызвана изменениями в потребительском спросе на отдельные виды товаров, миграцией населения и т. п.
Структурная безработица увеличивает спрос на новые, в том числе ранее не существовавшие профессии, к тому же, как правило, требующие более высокой квалификации. В связи с этим возникает необходимость переподготовки работников. Таким образом, принципиальным отличием фрикционного безработного от структурного является то, что первый уже имеет профессию и может себя продать как рабочую силу, второй же перед этим должен обязательно пройти переподготовку.
Циклическую безработицу вызывает уменьшение рабочих мест из-за изменений в цикле экономической активности. В любой момент в экономике неизбежны периоды замедления производственно-хозяйственной деятельности, когда существенно снижается спрос на товары и услуги и, соответственно, уменьшаются объемы их производства. Строго говоря, циклическая безработица — следствие недостаточных объемов совокупных расходов населения. Росту циклической безработицы способствует, в частности, установление государством законов о минимальной заработной плате.
Антиподом безработицы является полная занятость трудоспособного населения. Под нею понимают выполнение населением определенных действий или иных функций, которые позволяют получить средства на удовлетворение своих потребностей. С теоретической точки зрения полная занятость просто невозможна. Ведь ликвидация фрикционной и структурной безработицы равносильна прекращению развития и остановке жизни вообще. Поэтому суммарный уровень этих видов безработицы считают естественным фоном безработицы. На этом основании практическая статистика исключает их из определения всеобщей занятости. Фактически во всем мире считают занятость полной, если безработными являются не более 4—5% общего числа трудоспособного населения. В этом случае такой уровень означает, что циклическая безработица несет существенные экономические потери для общества.(4)
3.2 Безработица в России
Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.
Безработица в России выступает как технологическая, структурная и региональная.
Для экономики России переход к рынку будет означать резкий поворот к естественной безработице. Естественный уровень безработицы будет свидетельствовать о том, что заработал рынок рабочей силы, т. е. освободился от неоправданного государственного вмешательства.(3)
Табл.3.2.1 Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу)
безра ботные, всего | в том числе возрасте, лет | средний возраст безра ботных | ||||||||||
до20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60-72 | |||
Всего | ||||||||||||
1995 | 100 | 11,5 | 18 | 13,9 | 14,4 | 14 | 11 | 7,6 | 4,2 | 4 | 1,6 | 33,1 |
2001 | 100 | 8,8 | 17,9 | 12,4 | 12 | 12,9 | 13,6 | 10,5 | 6,7 | 2,6 | 2,6 | 34,7 |
2003 | 100 | 10,1 | 18,8 | 12,8 | 11,1 | 11,3 | 12,1 | 11 | 7,8 | 2,8 | 2,3 | 34,4 |
2005 | 100 | 10,5 | 17,9 | 13 | 11,3 | 9,5 | 11,2 | 11,6 | 9 | 3,6 | 2,4 | 34,8 |
2006 | 100 | 9,5 | 21,6 | 13,9 | 9,3 | 10 | 10 | 12,2 | 8,4 | 3,8 | 1,3 | 34,1 |
Мужчины | ||||||||||||
1995 | 100 | 10,1 | 18,4 | 14,2 | 14,6 | 14,6 | 11 | 7,3 | 3,8 | 4,5 | 1,5 | 33,2 |
2001 | 100 | 8,9 | 17,9 | 13,1 | 11,9 | 12,4 | 13,5 | 10,7 | 6,2 | 3 | 2,4 | 34,5 |
2003 | 100 | 9,9 | 19,1 | 13,5 | 11,3 | 11,4 | 12,2 | 10,1 | 7,2 | 3 | 2,3 | 34,2 |
2005 | 100 | 10,3 | 19,5 | 12,7 | 11,5 | 9 | 11,8 | 10,9 | 8,1 | 4,1 | 2,1 | 34,5 |
2006 | 100 | 8,8 | 21,9 | 14,4 | 9,1 | 10,7 | 9,3 | 12,5 | 7,9 | 4,1 | 1,4 | 34,2 |
Женщины | ||||||||||||
1995 | 100 | 13,1 | 17,5 | 13,5 | 14,2 | 13,2 | 10,9 | 8 | 4,6 | 3,4 | 1,7 | 33 |
2001 | 100 | 8,7 | 18 | 11,4 | 12,1 | 13,5 | 13,7 | 10,3 | 7,3 | 2 | 2,9 | 34,8 |
2003 | 100 | 10,3 | 18,4 | 11,9 | 10,9 | 11,2 | 12 | 12 | 8,4 | 2,4 | 2,4 | 34,7 |
2005 | 100 | 10,8 | 16 | 13,4 | 11,1 | 10,1 | 10,4 | 12,5 | 10 | 3 | 2,8 | 35,2 |
2006 | 100 | 10,4 | 21,3 | 13,3 | 9,6 | 9,2 | 10,7 | 11,9 | 9 | 3,6 | 1,1 | 34,1 |
* Источник:данные с сайта www.gsk.ru
Безработица — относительно новый для России феномен.Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда.
Негативное воздействие безработицы на экономику и социальное благополучие населения признано всеми. Поэтому во всем мире функционируют специальные, как правило, государственные органы, в задачу которых поставлено снижение такого воздействия. Наиболее часто их называют — биржами труда, службами содействия найму. В России такие органы названы службой занятости.
Законом "О занятости населения в РСФСР" государство отказалось от существовавших ранее монопольных прав на использование трудовых ресурсов. В нем впервые в стране определено, что занятость — это не только труд на государственных предприятиях, но и работа в любых других видах хозяйств.
Вместе с тем для решения проблем, связанных с безработицей, упомянутым законом предусмотрена единая для России служба занятости. В ее обязанности входит выполнение всех функций, которые характерны для аналогичных органов в других экономически развитых странах.
Службы занятости входят в число важных структур рыночного Хозяйственного механизма. Обычно они представляют собой посреднические учреждения, которые работают под руководством министерств труда или аналогичных им структур и осуществляют следующие функции: регистрацию безработных и вакантных мест, Трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу или поменять место работы, изучение спроса и предложений рабочей силы и предоставление информации о соответствующей конъюнктуре, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку безработных, выплату пособий.
Законом о занятости, дополненном несколько позже Указом Президента РФ № 723 от 02.07.92 г. "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными", установлены основные условия получения пособия по безработице.
Минимальный стаж работы, необходимый для получения пособия, составляет 12 недель за предыдущий год. Размер пособия по безработице гарантирован не ниже величины минимальной заработной платы. Время, в течение которого безработный получал пособие, включается в общий трудовой стаж.
Ситуация с использованием трудовых ресурсов, как показывают прогнозные оценки, в ближайшее время будет и дальше усложняться. Большинство предприятий, в стремлении улучшить свое собственное положение, неизбежно станет заниматься повышением эффективности производства и, следовательно, высвобождением рабочей силы. Уже сейчас российское общество стоит перед сложным выбором: либо сохранять рабочие места при неэффективной экономике, либо повышать рентабельность производства, испытывая гнет социальной напряженности из-за роста безработицы. Специалисты прогнозируют реальную безработицу в ближайшее время на уровне 9,5—11%. (Для справки — в экономически развитых европейских странах средний уровень безработицы колеблется между 14 и 16%).
Предупреждение безработицы и смягчение ее последствий может быть достигнуто с помощью комбинации различных мер экономического и организационного характера — создание условий для количественного и качественного роста объемов производства, сокращение продолжительности рабочей недели, создание действенной системы подготовки и переподготовки кадров, предвосхищающей необходимость смены рабочих мест.(4)
4. Решение и регулирование макроэкономической проблемы
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой заработной плате, предлагают:
содействовать снижению заработной платы;
разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности поощрять развитие социальной сферы.
Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий . Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.).
Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие, — потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.
Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.
Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на
авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.
В условиях России, когда кризис может носить затяжной характер, последовательное использование монетарной программы невозможно.(6)
Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в современной России:
Совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения.
В целях совершенствования системы финансирования государственной политики занятости населения Минтрудом России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения". Проектом закона предусмотрены меры, направленные на сокращение периода безработицы на основе внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятого населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан. Данный законопроект в январе 2002г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу.
2. Повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости.
Разработка такого механизма позволит более гибко перераспределять средства федерального бюджета как на субъекта РФ, так и между субъектами РФ. Вместе с тем в условиях ограниченности средств федерального бюджета стоит задача расширения привлечения средств из других источников, и прежде всего из бюджетов субъектов РФ и средств работодателей.
3. Совершенствование прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы:
развитие межотраслевой координации работ по обеспечению занятости населения;
расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями в органы службы занятости;
формирование локальных банков вакансий с учетом оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума;
усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства.
Это позволит органам службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.
4. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке
труда:
осуществлять разработку среднесрочного и долгосрочного прогноза структуры работников по укрупненным группам профессий и специальностей;
разработать механизм обеспечения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней;
создать и внедрить в работу учреждений профессионального образования технологии содействия эффективному трудоустройству выпускников;
разработать меры, стимулирующие работодателей к развитию внутрифирменного обучения персонала.
5. Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости включает в себя два основных направления:
внедрение в деятельность органов службы занятости современных технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан, обращающихся к услугам службы занятости, продолжительность участия граждан в активных и пассивных программах содействия занятости населения, предоставлять более качественные услуги;
оптимизацию структуры и численности работников органов службы занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению.(3)
В целях разработки комплексного подхода к реализации перечисленных выше мер по поддержанию занятости населения Российской Федерации Минтруда России предлагает подготовить и внести в Правительство РФ Концепцию действий на рынке труда Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также плана действий по ее реализации.
В связи с этим необходимо обратить самое пристальное внимание на постановку вопроса, сделанную Президентом РФ В. В. Путиным в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 г.: "В сфере предоставления социальных услуг особенно нужна эффективность, прозрачность и четкость".(4)
Заключение
Исследовав вопрос рынка труда в России я могу заключить, что особенностью формирования рынка труда в России является гипертрофированное развитие скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов производства могут быть высвобождены.
Из классических форм безработицы в экономике России отмечается рост фрикционной и структурной форм. Уровень циклической безработицы вырос после финансового кризиса в августе 1998 года, но снизился с началом промышленного подъема 1999 года. Вместе с тем растет застойная (хроническая) безработица, связанная с низкой мобильностью и слабой конкурентоспособностью безработных на рынке труда.
Число фрикционных безработных на конец 1990 г. оценивалось в 500 тысяч человек. На начало третьего тысячелетия оно возросло почти в четыре раза. Общее же число безработных в 2002 г. составило 6,1 млн. человек, в 2007г. Эта цифра равняется 4,5млн.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению уровня безработицы. Общий потенциал безработных в России в 1997г. оценивался в 15% экономически активного населения, а к середине 2001 года он снизился до 8,5%, на сегодняшний день по данным Госкомстата уровень безработных составляет вполне допустимый уровень естественной безработицы- 5,1%.
Безработица в России носит ярко выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей ВПК.
Государственными мерами борьбы с безработицей в России являются:
-создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;
-поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;
-долгосрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;
-расширение программ переподготовки;
- социальная помощь безработным через пособия по безработице.
Однако, в целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной безработицы во многих регионах становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие структурно- регрессивных спадов производства, кризисно- депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и т.д.)
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Список использованной литературы
Курс экономики / под ред. Райзберга Б.А.-М.: Инфра-М, 2007
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс, Т.1, М., Инфра-М, 2007.
Носова С.С. Экономическая теория, М., Кнорус, 2007.
Пелиха А.С. Экономика предприятия, М., МарТ, 2005.
Трудовой кодекс РФ
Экономическая теория / Под ред. Видяпина В.И.-М.: Инфра-М, 2007.
Курс экономики / под ред. Райзберга Б.А.-М.: Инфра-М, 2007.
Трудовой кодекс РФ – М., Элит, 2008.
Всероссийский портал http:/www.irek.ru
Всероссийский портал http:/www.gsk.ru