Перевезенцев С. В.
Столичный город — это всегда место проживания царской семьи и многочисленных государевых родственников. В XIV–XVII вв. в Москве государи и их семейства жили в Кремле, но, кроме того, имелись различные царские села и поместья под городом, в которых цари со своими семьями проводили значительное время, особенно летом, иногда проживая в них по несколько месяцев. До нашей поры сохранились эти царские села — Коломенское и Измайлово, а некоторые остались только в названиях нынешних московских районов — Преображенское, Семеновское… А вот московские бояре жили и в Кремле, и за его стенами. Боярские дворы иногда занимали целые «кварталы», в центре которых стояли каменные палаты — двух-трехэтажные дома, устроенные в традиционном русском стиле, нарядно украшенные архитектурным декором.
В XVIII в. новым явлением в облике Москвы стали дворцы, создаваемые в новом, западноевропейском стиле. Московские дворцы XVIII–XIX вв. считаются подлинными архитектурными и художественными жемчужинами столицы. Московская архитектура XVIII в., с одной стороны, развивалась в русле продолжения архитектурных традиций XVII в., а, с другой, активно и творчески впитывала западноевропейские новшества. Москва стала настоящей школой архитектурных кадров. В XVIII в. городе действовала «архитектурная команда» во главе с князем Д.В. Ухтомским. Именно из школы Ухтомского вышли два выдающихся московских зодчих — В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.
А вот Санкт-Петербург уже в XVIII в. прославился как город дворцов. Конечно, первенствующее место принадлежало императорским дворцам — Летнему и Зимнему, Мраморному и Мариинскому, а также пригородным поместьям — Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине… Именно императорские дворцы отличались наибольшим богатством внешнего декора и внутреннего убранства, ибо должны были свидетельствовать о мощи и богатстве самой России. Но и придворная знать стремилась не отстать от российских монархов. Дворцы А.Д. Меншикова, Воронцовых, Юсуповых, Шереметевых, Строгановых, Белосельских-Белозерских и многих других аристократов поражали современников и потомков своими совершенными архитектурными формами. А для возведения дворцов приглашались самые знаменитые иностранные архитекторы — Д. Трезини, В. Растрелли, Д. Кваренги, Ж.-Б. Леблон и другие.
МОСКВА
Коломенское — подмосковное село, в излучине Москвы-реки, на правом холмистом берегу с глубокими оврагами и ключами, впадающими в реку. С конца XIV века Коломенское было загородной резиденцией московских великих князей и царей.
Первое упоминание о селе Коломенском относится к 1328 г. К тому времени Коломенское, вероятно, было уже крупным селением. В начале XVI в. великий князь Василий III Иванович построил здесь загородный дворец, а в 1532 г. — шатровую церковь Вознесения, в честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV Грозного. Церковь Вознесения — самый древний из сохранившихся памятников зодчества в Коломенском. Еще одно сохранившееся строение XVI в. — церковь Иоанна Предтечи в Дьякове, приселье Коломенского.
В XVI–XVII вв. наряду с княжескими хоромами и придворными церквами здесь обширное место занимали фруктово-ягодные “государевы сады”. Леса и прочие угодья вокруг села стали местом царских соколиных охот. На лугах в пойме реки паслись табуны.
В Смутное время, летом 1605 г. в Коломенском был устроен военный лагерь Лжедмитрия I. Он состоял из шатров, огражденных стеной с 4 башнями и воротами. В октябре 1606 г. Коломенское было занято войсками Ивана Болотникова. В июле 1610 г. в Коломенском на короткое время обосновался Лжедмитрий II.
В 1660-е гг. в Коломенском возвели пятиглавую, на высоком подклете церковь во имя иконы Казанской Божией Матери, чуть позже — Водовзводную башню и двое каменных ворот.
Своего расцвета Коломенское достигло в середине XVII в. — в царствование Алексея Михайловича. Царь часто и подолгу жил здесь со всей семьей. В Коломенском он справлял праздники, выстаивал обедни в придворных храмах. В 1667–1668 гг. обветшавшие царские хоромы были снесены, вместо них построили большой дворец Алексея Михайловича. Постройкой заведывали плотники Семен Петров и Иван Михайлов, а внутренней росписью занимались лучшие русские иконописцы, в т.ч. прославленный Симон Ушаков. Дворец состоял из 24 разнообразных теремов — в виде шатров, бочек, крещатых боков, палаток и др., связанных между собой переходами. Некоторые постройки возвышались на 40–50 метров.
Дворец был украшен золоченой резьбой, слюдяными окнами, оловянными гребнями, затейливыми решетками, раскрашенными столбиками и карнизами, которые украшали фантастические изображения зверей, птиц и растений. Мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий поставил по сторонам от проемов Передних ворот с Часобитной башней особое устройство “львова рыканья” — медных механических львов, которые встречали гостей, в т.ч. иноземных послов, грозным рычанием. Он поместил часы на надвратную башню каменных Красных (Передних) ворот, выходивших к Москве-реке и церкви Вознесения. Дворец Алексея Михайловича поразил современников необыкновенным живописным богатством. Симеон Полоцкий называл его “осьмым дивом” света. Дворец простоял ровно 100 лет. Сохранились его гравированные изображения, деревянная модель и план.
В первые годы своего царствования Петр I любил бывать в Коломенском. Иногда по случаю его прибытия проводились парадные шествия, потешные маневры. Но с начала XVIII в. село и царская усадьба приходили в упадок. Царский дворец и другие строения запустели и постепенно разрушались. В 1768 г. обветшалый дворец разобрали.
С 1923 г. усадьба Коломенское — филиал Государственного Исторического музея. В 1930–1959 гг. сюда были перевезены памятники русского деревянного творчества — домик Петра I из Архангельска, воротную башню из Николо-Карельского монастыря, башню Братского острога из Сибири, медоварню из подмосковного села Преображенское.
Особую ценность в Коломенском представляют реликтовые растения — дубрава, в которой возраст отдельных деревьев достигает 600–800 лет, липовая аллея начала XIX в. Редкой живописностью отличается глубокий Государев овраг, крутые склоны которого поросли лесом, а на дне расположены пруды. Недалеко от Коломенского находится археологический памятник — Дьяковское городище.
Ныне Коломенское — уникальный по красоте историко-архитектурный заповедник. Здесь проводятся различные народные гуляния и праздники.
В наши дни, в начале XXI века дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском был полностью восстановлен по старым чертежам. Конечно, это так называемый «новодел», возведенный с помощью современных технологий и из современных материалов. Однако… красиво!
Измайлово известно с 1389 г., а царской вотчиной стало во времена Ивана IV Васильевича Грозного. В конце XVI в. село перешло к боярину Н.Р. Захарьину-Юрьеву и с той поры принадлежало роду бояр Романовых. В 1654 г. владельцев Измайлова стал царь Алексей Михайлович. Во второй половине XVII века здесь началось строительство царской резиденции, центром которой стала усадьба на острове, окруженном искусственными прудами — Серебряным и Виноградным. А для въезда на остров соорудили каменный мост длиной около 100 м. До сей поры сохранилась проездная трехъярусная Мостовая башня, которая была одновременно и воротами и звонницей. Когда Алексей Михайлович бывал в Измайлово, то на втором этаже заседала Боярская дума, почему башня и получила свое второе прозвание — Думская.
Центром дворцовой усадьбы стал Государев двор — по периметру которого построили одноэтажные каменные хозяйственные постройки. На восточной и западной сторонах двора были сооружены Парадные въездные ворота. Еще одни ворота находились в центре стены, разделявшей двор на хозяйственную и парадную части. К сожалению, эти ворота не сохранились.
Первый деревянный дворец, имевший около 300 башен возвели еще в 1665 г. Позднее построили новый деревянный дворец, радовавший глаз резными крыльцами. В этом дворце жила вторая супруга Алексея Михайловича — Наталья Кирилловна Нарышкина и ее сын Петр Алексеевич, который часто плавал по измайловским прудам на своем ботике.
В 1671–1679 гг. костромичи-каменщики под водительством «каменных дел подмастерья» Ивана Кузнечика был возведен собор Покрова Божией Матери — монументальный пятиглавый храм, отличающийся нарядным внешним убранством. Разноцветные изразцы, целиком заполняющие поля закомар и опоясывающие верх барабанов исполнил известный мастер Степан Полубес.
Вдоль берега р. Серебрянки был разбит регулярный сад, в котором разводили шиповник, крыжовник, барбарис, сирень, многообразные фруктовые деревья. Рядом находился огород с лекарственными растениями, а позади дворца устроили виноградник. В царской усадьбе действовали мельницы, медоварни, маслобойни, разводился племенной скот, а для содержания диких животных был создан специальный зверинец — обнесенный оградой большой участок леса.
Новый импульс к развитию Измайлово получило в царствование императрицы Анны Иоанновны, которая, когда жила в Москве в начале 1730-х гг., избрала эту усадьбу в качестве своей главной загородной резиденции. По имени села императрицей был назван новый, третий по счету, гвардейский полк — Измайловский. Большая любительница развлечений, Анна Иоанновна в 1731 г. повелела устроить в Измайлово новый зверинец, в который присылали редких зверей из Казанской и Астраханской губерний, Персии. В зверинце было немало экзотических животных — дикобраз, сайгак, тигр, львы и даже антилопа гну. С тех пор за этой местностью два века, до 1931 года сохранялось название Измайловский зверинец.
В XIX в. в Измайлово по проекту архитектора К.А. Тона построили Николаевскую военную богадельню для ветеранов Отечественной войны 1812 г. В 1865 г. открылась опытная пасека Императорского русского общества акклиматизации животных и растений, которая существует и поныне. Кроме того, сохранились парковый павильон, устроенный в 1860-е гг. архитектором П.С. Кампиони в русском стиле, а также выставочный павильон, сооруженный в 1880-е гг.
В 1974–1985 гг. на территории усадьбы Измайлово проведены реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены корпуса Государева двора.
Во второй половине XX века, невдалеке от Государева двора в Измайлово были сооружены туристско-гостиничный комплекс «Измайлово», дворец спорта, жилые дома. Еще с 1930-х гг. часть лесного массива превратили в ПКиО «Измайлово», в котором создана Аллея Победы в честь воинов, павших в боях Великой Отечественной войны. Продолжением парка является Измайловский лес, в пределах которого находятся несколько временных и постоянных ручьев, тринадцать прудов, самый крупный из которых — Лебедянский. Самая большая достопримечательность Измайловского леса — старые липовые и дубовые рощи. В восточной части леса сохранились полуторавековые сосны и ели, а у Красного пруда находится уникальная лиственничная роща. Многие ценные участки Измайловского парка объявлены памятниками природы.
Петровский подъездной дворец был выстроен М.Ф. Казаковым для императрицы в 1755–1783 гг. Он был построен на дороге из Петербурга в Москву в тогдашних московских предместьях и предназначался для временной остановки императрицы во время ее приездов в первопрестольную. Именно в этом дворце предполагалось делать последнюю остановку перед въездом в город.
М.Ф. Казаков разработал четкую симметричную планировку дворцовых зданий, разделив саму дворцовую усадьбу на два двора — внутренний и парадный. В центре находится сам дворец — трехэтажное здание, увенчанное большим куполом на высоком барабане со многими окнами. Фасад дворца украшен фигурными оконными проемами, а парадное крыльцо подпирают фигурные колонны. Сам дворец и служебные корпуса окружены стеной-оградой с высокими зубчатыми башенками — 10 больших и 11 малых башен. Эта композиция делает сам дворец похожим на крепость.
Дворцовые здания и стена-ограда выстроены из красного кирпича и богато украшены белокаменным резным декором, а также разноцветными керамическими деталями. Пышное декоративное убранство и яркие цвета придают Петровскому дворцу необычный, живописный облик, в котором причудливо сочетаются формы неоготики и московского зодчества XVII в. В 1826–1836 гг. дворец ремонтировался, тогда же внутренняя отделка здания в целом ряде помещений заменили убранством в стиле ампир.
В 1827 г. вокруг дворца был разбит Петровский парк по проекту архитектора А.А. Менеласа. В парке размещались большой летний Петровский театр, деревянное здание «воксала» для концертов и танцев, качели, беседки, тенистые аллеи. Уже вскоре Петровский парк стал одним из любимых место народных гуляний. На рубеже XIX–XX вв. в парке были открыты модные рестораны, среди которых особой популярностью пользовались рестораны «Яр» и «Стрельна». В XX столетии на территории парка был построен стадион «Динамо» — первое крупное спортивное сооружение в Москве.
В советское время в Петровском дворце размещалась военная академия. В 1990-е гг. дворец был возвращен городу, в нем проведен внешний ремонт, осуществляется ремонт и реконструкция внутренних помещений.
Название «Царицыно» усадьба получила в 1775 г., когда по распоряжению императрицы Екатерины II Алексеевны это место было куплено в государеву казну. До того место называлось по-разному. К примеру, когда им владел князь Д. Кантемир, оно звалось Черной грязью — очень распространенным именем в Подмосковье. В 1722 г. по заказу Д. Кантемира здесь возвели храм Троицы (Богоматери «Живоносный Источник»). В 1883 г. к храму пристроили трапезную и колокольню.
В 1776–1785 гг. архитектор В.И. Баженов практически полностью построил в Царицыне архитектурно-парковый ансамбль в стиле неоготики. Но в 1786 г. по приказу императрицы Екатерины II строения были частично разрушены. Гнев государыни вызвало обилие масонской символики, которую Баженов разместил на стенах дворцов и зданий. До 1797 г. усадьбу достраивал М.Ф. Казаков, однако усадьба Царицыно так и осталось незавершенной.
Усадьба Царицыно расположено на высоком холме, круто спускающимся к прудам. Здания усадьбы строились из красного кирпича с фигурной белокаменной отделкой, что придавало им яркий праздничный вид. По мысли В.И. Баженова, центр всей усадьбы составляли два дворца, соединенные галереей с ажурной аркой ворот. Рядом располагался Большой Кавалерский корпус, позади — Хлебный дом. Конный двор и башня с часами так и не были достроены. Местность в Царицыне пересечена многими глубокими оврагами, через которые были устроены богато декорированные Большой и Фигурный мосты. Вдоль пруда в парке усадьбы расположились Малый дворец, Оперный дом, Кавалерский дворец с круглым залом, Фигурные (Виноградные) ворота. В начале XIX в. усадебный парк дополнили новыми мостиками и павильонами, из которых сохранились галерея «Миловида», купольный павильон «Нерасстанкино» и беседка «Золотой сноп» («Храм Цереры»).
В усадьбе постоянно ведутся ремонтно-восстановительные работы, с 1993 г. усадьба стала музеем-заповедником, восстановлено большинство зданий, в том числе дворец, в котором ныне располагается музей.
Вокруг усадьбы раскинулся лесопарк, в котором имеются старинный липовый парк. Но особая гордость усадьбы — знаменитые царицынские пруды. Система искусственных прудов в Царицыне была сооружена в XVIII в., в ходе строительства самой усадьбы: Верхнецарицынский, Нижнецарицынский, Шипиловский и Борисовский.
В сегодняшней Москве сохранилось не так много старинных боярских палат, тем большее значение они представляют в столичном культурном наследии. Палаты бояр Романовых в Зарядье — одни из самых известных в Москве. Первые палаты на этом месте были построены в конце XV в., а с середины XVI столетия вошли в состав усадьбы Никиты Романовича Захарьина-Юрьева — деда Михаила Федоровича Романова, ставшего первым русским царем из романовской фамилии. В начале 1630-х гг. палаты передали в собственность Знаменского монастыря. В 1674 г., после недавнего пожара, строение было восстановлено и поновлено, использовалось в качестве келейного корпуса для монастырской братии. В 1856–1859 гг. по распоряжению императора Александра II здание было реставрировано и реконструировано (надстроен 3-й этаж — деревянный терем). В 1859 г. здесь открылся музей «Дом бояр Романовых». И ныне в здании размещается музей «Палаты в Зарядье», как филиал Государственного Исторического музея. В палатах воссозданы кабинет боярина, трапезная палата, женская светлица, сени, помещения подклети, демонстрируется богатый интерьер и оружие XVII в.
Знаменитые палаты бояр Волковых — князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке в настоящее время представляют собой живописную группу красно-белых зданий, увенчанных островерхой кровлей с коньками, флюгерами и резными подзорами. В основе палат — два здания, объединенные в конце XVIII века в одно сооружение. В интерьерах сохранились изразцовые печи начала XVIII века. Кроме все прочего, палаты известны тем, что во флигеле усадьбы в 1801–1803 гг. вместе с родителями жил А.С. Пушкин.
В глубине между Большим и Средним Овчинниковскими переулками расположено двухэтажное каменное кубическое здание — палаты конца XVII — начала XVIII вв. Снаружи здание оформлено плоскими широкими лопатками, четкими горизонтальными линиями профилированных карнизов. Простые прямоугольные окна без наличников помещены в заглубленные ниши. Подобный «деловой» внешний вид здания, почти лишенного декора, возможно, обусловлен тем, что оно использовалось как помещение для овчинного производства.
Начало дворцовому строительству в Москве положил Лефортовский (Меншиковский) дворец на Яузе (ныне — 2-я Басманная улица). По заказу Петра I дворец начинался строиться в 1697 — 1698 гг. для адмирала Ф.Я. Лефорта (архитектор Д.В. Аксамитов). В начале XVIII в. дворец перешел к А.Д. Меншикову и в 1707 — 1708 гг. был достроен. Парадный двор был окружен замкнутым прямоугольником корпусов с торжественным, тяжелым по пропорциям въездом. Со стороны двора эти корпуса имели аркады первого этажа, заложенные в XIX веке. Оба этажа охватывает коринфский пилястр, основанный на классических ордерских принципах. В 1796–1798 годах по проекту М.Ф. Казакова во дворе выстроили служебные корпуса.
Единственным хорошо сохранившимся памятником русского барокко XVIII в. является дом-усадьба Апраксиных-Трубецких на Покровке, сооруженное в 1766–1769 гг. Дом имеет сложный объем с выпукло-вогнутой формой фасадов. В богатом лепном декоре господствует характерный для стиля рококо мотив раковины — наличники, картуши. Затейливый фасад и отделка дома послужила тому, что москвичи прозвали его «дом-комод», а одну из ветвей рода Трубецких, приобретших дом в 1770 г., стали звать «Трубецкие-комод».
В 1784–1788 гг. напротив Кремля на Ваганьковском холме была построена городская усадьба П.Е. Пашкова, которая известна под названием «Пашков дом». Предположительно архитектором дворца-усадьбы был В.И. Баженов. К Кремлю, на Моховую улицу выходил садовый фасад здания, а на склоне холма разбили террасный сад (уничтожен в 1930-х гг.). Со Староваганьковского переулка въезд на территорию усадьбы обрамляет величественная арка. С момента создания Пашков дом стал играть важнейшую роль в формировании силуэта центральной части Москвы.
В 1786–1790 гг. на Страстном бульваре возле Петровских ворот был построен грандиозный главный дом усадьбы Гагариных. Авторство дома приписывают архитектору М.Ф. Казакову. Трехэтажная средняя часть дома украшена 12-колонным портиком, поставленным на выступ первого этажа. После пожара 1812 г. здание было перестроено в 1825–1828 гг. перестроено архитектором О.И. Бове, после чего приобрело выраженные черты стиля ампир.
Монументальный трехэтажный дворец московского главнокомандующего З.Г. Чернышова на Тверской улице строилось М.Ф. Казаковым в 1778–1782 гг. в стиле зрелого классицизма. После смерти Чернышева казна приобрела его дом и сделала официальной резиденцией московских главнокомандующих (генерал-губернаторов). В 1937–1938 гг. здание было отодвинуто в глубь участка, а в 1946 г. надстроено по проекту Д.Н. Чечулина.
Дворец графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина на Разгуляе в конце XVIII–XIX веках был истинным центром культурной жизни бывшей Басманной слободы. Дворец был выстроен в 1790-х годах неизвестным московским зодчим в стиле зрелого классицизма. Усадьба на стыке Новой и Старой Басманной улиц включала главный дом, здания служб, флигеля, обширный сад и пруд. Фасад трехэтажного массивного здания декорирован торжественным восьмиколонным портиком, а в угол дома, обращенный к Елоховской площади, вписана полуротонда с ионической колоннадой. В пожаре 1812 г. не только сильно пострадало само здание, но и погибла уникальная коллекция древних рукописей и книг А.И. Мусина-Пушкина, среди которых была и рукопись «Слова о полку Игореве». С 1835 г. в здании усадьбы разместилась Вторая Московская гимназия. В 1930 г. здание было надстроено, и в нем расположился Дом Красной Армии. Сейчас здесь находится Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева.
Одной из достопримечательностей Москвы стал дворец князя А.Б. Куракина на Старой Басманной улице. Дворец был построен по проекту архитектора Р.Р. Казакова в 1799–1801 г. на месте бывшего дома П.И. Демидова. Здание, имевшее черты позднего классицизма, вместе с примыкающими крыльями образовывали парадный двор, в который вела сквозная арка украшенная портиком. Интерьеры дворца отличала пышная отделка — позолоченные карнизы, стены и колонны из искусственного мрамора, штофные обои и живописные плафоны. Но князь А.Б. Куракин в новом дворце почти и не жил, сдавая его внаем. В 1836 г. здание дворца приобрела казна, и здесь разместился Константиновский межевой институт, а с 1873 г. — Московский архив Министерства юстиции. В 1883 г. сюда переехало Александровское коммерческое училище. Ныне в здание бывшего дворца находится Московский государственный университет инженерной экологии.
Составной частью московской культуры XVIII столетия была дворянская усадебная культура. Загородные дворцы в ближайших окрестностях Москвы устраивались с большой роскошью. Самыми известными усадебными комплексами XVIII в. были Кусково и Останкино, принадлежавшие роду графов Шереметевых. В строительстве дворцов в Кусково и Останкино принимали участие зодчие Аргуновы, А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин, Ю.И. Кологривов, Д. Антонов, К.И. Бланк с использованием проектов Ф. Кампорези, Е.С. Назарова и других.
Кусково — обширный и удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль. В начале столетия эти земли принадлежали знаменитому фельдмаршалу П.Б. Шереметеву, сподвижнику Петра I. При нем здесь были поставлены различные деревянные постройки. Первое каменное сооружение — Спасская церковь (1737–1739) — была построена в стиле барокко и украшена статуями на крыше и в нишах восьмигранного барабана. Позднее к церкви пристроили колокольню со шпилем в формах классицизма.
Основной комплекс строений выполнен в 50–80-е гг. XVIII в. Главный дом, сооруженный на берегу Большого пруда — одноэтажный деревянный дворец с антресолями, портиками, анфиладной планировкой и парадным залом. Интерьеры дворца замечательны по своему богатству и изяществу, в их убранстве сочетаются изобретательные эффекты барокко и утонченные приемы классицизма.
В разных местах парка были созданы многообразные уголки, имеющие «национальную» специфику. Двухэтажный Голландский домик стал центром «голландского участка. В другом конце парковой аллеи — «итальянский» уголок, с фонтаном и статуями в небольшом саду перед двухэтажным Итальянским домиком. Летний Грот, расположившийся у крестовидного пруда, — уникальное сооружение с неповторимой отделкой из морских ракушек и натурального камня. Протяженной здание Оранжереи замыкало главную ось ансамбля. Садовый партер украшен мраморными статуями. Перспективу восьми парковых аллей завершает центрический Эрмитаж. В память о двух посещениях усадьбы императрицей Екатериной II перед дворцом установлены мраморный обелиск и колонна со статуей Минервы.
Село Останкино перешло во владения Шереметевых в 1743 г. Еще в конце XVII в. здесь была сооружена церковь Троицы. В девяностых годах XVIII в. в Останкино сложился дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма. В 1791–1798 гг. было выстроено главное двухэтажное здание. Сначала возвели театральный зал. Он сразу же занял центральное место всего дворца, выполнял одновременно роль банкетного и бального зала. Зал отличается благородной простотой пропорций, в прямоугольной своей части окружен по сторонам колоннадами, в полукруглой имеет бельэтаж с колоннами. Величественность и нарядность отделки дополняет великолепное впечатление, которое возникает при обозрении зала.
К залу позже пристроили павильоны с проходными галереями и ряд залов, использовавшихся для размещения картин. Монументальный фасад украшен по центру шестиколонным коринфским портиком, а по сторонам — четырехколонными ионическими. Дворец увенчан плоским куполом на широком, прорезанном круглыми окнами барабане, со стороны парка его фасад оформляют десятиколонная лоджия и тройные венецианские окна. В итоге деревянное, оштукатуренное здание дворца приобрело торжественный и величественный облик.
К главному корпусу дворца примыкают «Египетский» и «Итальянский» павильоны, которые отличаются изящностью скульптурного и архитектурного декора, связаны с пространством прилегающей части парка. Лепные рельефы фасадов выполнены Ф.Г. Гордеевым и Г.Т. Замараевым.
Потолки Останкинского дворца украшены декоративными расписными плафонами и белой лепниной. Стены обиты тканями, широко использована золоченая деревянная резьба. Полы составлены из наборного паркета из дорогих пород дерева. В дворце представлены мебель, хрустальные люстры и жирандоли, а также часы и вазы из бронзы, стекла и мрамора, исполненные искусными мастерами в конце XVIII в. В Картинной галерее дворца собраны произведения западноевропейской живописи XVII–XVIII вв., произведения крепостных художников из рода Аргуновых. Во дворце находятся многочисленные копии с античных статуй, а также скульптурные работы А. Кановы, Ф.Г. Гордеева, Э. Фальконе.
К дворцу примыкает обширный парк, основу которого составляет 200-летняя дубрава, а также липы, вязы, клены, среди которых нередки 100-летние экземпляры.
С середины XIX века архитектурный и социальный облик Москвы претерпел значительные изменения. Многие барские усадьбы стали переходить в руки разбогатевших купцов, коммерсантов, фабрикантов и заводчиков. В самых престижных районах появляются принадлежащие им особняки причудливых форм. Так, в 1894–1899 гг. был построен особняк Арсения Морозова на ул. Воздвиженке, выполненный архитектором В.М. Мазыриным в «мавританском стиле» с роскошными интерьерами. Особняк стал памятью о понравившемся А. Морозову средневековом замке в Синтре, который он видел в Португалии. Столь же удивительными стали особняки Кнопова в Колпачном переулке в готическом стиле, И.Е. Цветкова в Соймоновском переулке и П.И. Щукина на Пресне, выполненные под русскую старину.
В начале XX в. в московской архитектуре возобладала эклектика, когда использовались декоративные элементы самых различных стилей. Но преобладающим становится стиль «модерн», пришедший на смену «русскому стилю». По мнению специалистов, именно в Москве стиль модерн прошел полный цикл своего развития. В рамках модерна развивался «неорусский стиль». Наиболее отчетливо новая стилистика проявилась в произведениях архитектора Ф.О. Шехтеля: особняки Рябушинского на Малой Никитской и Шехтеля в Ермолаевском пер., дом Миндовского на Поварской ул.
Выстроенный в 1900–1902 гг. особняк С.П. Рябушинского, стал одним из лучших памятников московского модерна. Архитектор использовал разновысокие объемы, которые сумел сплавить в своеобразную ассиметричную группу с мощной пластикой балконов и крыльца. На фасаде эффектно выделяются переплеты криволинейных окон. Стены особняка снаружи отделаны глазурованной облицовкой, выполненной в пастельных тонах. Изысканную цветовую гамму дополняет мозаичный фриз с изображением бледно-лиловых ирисов. Кованная ограда вокруг дома исполнена в характерных для модерна округло-ломанных формах. В особняке сохранился уникальное внутреннее убранство: лепнина потолков, плавно соединенных со стенами, обшитыми деревянными панелями, резные двери и наличники, кованные светильники. Ныне в здании располагается музей-квартира А.М. Горького, который жил здесь с 1931 г. до самой смерти.