План работы:
Введение. История Царского Села
Екатерининский дворец
Знаменская церковь
Камеронова галерея
Царскосельский Лицей
Павильон «Эрмитаж»
Палладиев мост
Адмиралтейство
Александровский дворец
Фёдоровский городок
Памятники воинской славы
«София»
Дворцовая электростанция
Дом Статкевича
Собор Святой Екатерины
Заключение
Библиографический список
Введение
Город Пушкин (носящий это имя с 1936 года; до 1918-Царское Село, затем-Детское Село) занимает особое место в истории России и в истории русской культуры. С середины 18 века Царское Село было одной из парадных летних резиденций российских монархов, а в годы правления последнего российского императора Николая II являлось его основной резиденцией.
Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.
Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.
Царское Село всегда представляло огромный интерес для историков культуры и искусства. О нем писали монументальные исследования, статьи и заметки. Но пушкинские дворцово-парковые ансамбли принадлежат к числу тех памятников мирового искусства, интерес к которым никогда не ослабевает, к которым вновь и вновь обращается каждое новое поколение историков, литераторов, искусствоведов, не рискуя при этом исчерпать тему1.
В течении 18 и 19 веков сложился неповторимый облик Царского Села, одного из самых красивых и благоустроенных малых городов России, созданного лучшими отечественными и зарубежными мастерами градостроительного, архитектурного, садово-паркового искусства, городского хозяйства.
Богат город Пушкин своей историей и присущей только ему своеобразной красотой. Архитектура дворцов и парков сделала город всемирно известным. О нем знают во всех уголках планеты2.
Царское Село являет собой величественный архитектурный ансамбль, превосходящий своими размерами и великолепием все другие резиденции России3.
С Царским Селом связаны имена Г. Державина, Н. Карамзина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Беляева, А. Ахматовой и многих других, не менее известных деятелей русской культуры.
Царское Село - парадная летняя императорская резиденция, место официальных приемов русской знати и иностранных дипломатов — представляет собой роскошный дворцово-парковый ансамбль, воплотивший в себе все своеобразие русской и европейской художественной культуры 18 столетия.
Итальянское барокко, античные и готические, китайские и древнерусские мотивы — все причудливо переплелось в этом удивительном городе.
Искусно организованный водный ландшафт, продуманно спланированные регулярные и пейзажные парки дополнили и обогатили общую картину Царской резиденции. К созданию этого великолепия приложили свою руку, умение и сердце многие выдающиеся художники и зодчие. Здесь творили И. Браунштейн, А. Квасов, С. Чевакинский, Ф. Растрелли, В. Неелов и сыновья, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, А. Менелас, И. Монигетти, Ф. Валериани. Это далеко не полный перечень знаменитейших имен и фамилий.
Городские постройки не уступают дворцово-парковому ансамблю. Город завораживает геометрической строгостью улиц, напоминающих аллеи регулярного сада. Поражает роскошь дворцовых фасадов, монументальность соборов и храмов.
Екатерининский дворец
История города Царское Село неразрывно связана с дворцово-парковым ансамблем и восходит к началу 17 века.
В 1717-1724 годах в Царском Селе по проекту архитектора И.Ф. Браунштейна был возведён первый каменный дворец, который имел простые формы, характерные для русской архитектуры 18 века. К этому же времени относится и зарождение Екатерининского парка.
С 40-х годов 18 века начался новый этап в развитии Царского Села. Дворец к 1746 году был увеличен пристройками.
Строительство Екатерининского дворца, названного в честь матери императрицы Елизаветы, началось по проекту архитектора Михаил Григорьевич Земцова в 1743г. Но как выглядел этот проект и что им было задумано, было точно неизвестно. В собрании Берхольца в Швеции обнаружена копия проекта, пролившая свет на этот вопрос. Земцов умер, и строительство было поручено его помощнику А.В. Квасову, который продолжал руководство работами до 1746г4.
В 1745 году руководство строительством перешло к архитектору С.И. Чевакинскому. Совместно с Квасовым, а позднее с гениальным Растрелли Бартоломео Франческо. Он работал здесь в течение пятнадцати лет.
Чевакинский-автор проекта дворцовой церкви и одноэтажных галерей, которые соединяли церковь с дворцом и левый флигель с оранжереей5. При этом оранжерея была надстроена до уровня церкви и превращалась в портретный зал. Так окончательно определилась длина дворца-325 м.
После переделок Чевакинского дворец представлял комплекс сооружений из пяти зданий, связанных галереями. Эта раздробленность не удовлетворяла владельцев, и в 1752 году, после окончания Чевакинским отделки дворца, Ф.-Б.Растрелли начал вновь большие работы по его расширению и закончил их в 1756 году.
Екатерининский дворец - выдающийся памятник русского барокко. Он отличается и огромными размерами, и яркой голубизной стен, и позолотой церковных куполов. Если учесть, что при Ф.Б. Растрелли он имел вызолоченную скульптуру на венчающей балюстраде, а атланты и маскароны в обрамлении окон также были покрыты позолотой, то можно представить, какое впечатление производил дворец в середине 18 века. Протяженный фасад дворца не кажется монотонным благодаря богатой, пластически насыщенной игре форм его обработки, в которой главное значение имеет ритм колонн.
На завершающем этапе строительства Растрелли сохранил основные компоненты здания, сложившиеся до него. Зрительно можно сразу определить бывшие галереи и флигели. Осуществляя свой замысел, Растрелли сохранил общие контуры композиции ансамбля, определившиеся при его предшественниках, но при этом все переделал по своему6.
В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.
30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.
В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н.В. Барановым, А.А. Кедринским, Н.Е. Тумановой и др.
Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.
В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна.
Знаменская церковь
Рядом со строящимся дворцом для Екатерины I, постепенно росла «служительская слобода», положившая начало будущему городу. Здесь сложилась первая обширная площадь – старейшая в городе; она формировалась вокруг первой деревянной церкви, Успенской, построенной в 1716 г. В 1717 году на ее месте построили новую церковь – Благовещенскую, но через 10 лет она сгорела от удара молнии.
По приказу цесаревны Елизаветы архитектор И.Я. Бланк приступил к постройке каменной церкви в честь иконы Знамения Божьей Матери.
Знаменская церковь — действующий православный храм в городе Пушкине, расположен на Дворцовой улице, в центре города, рядом с Екатерининским дворцом. Храм является старейшим сооружением Царскосельского дворцово-паркового ансамбля, первым каменным зданием Царского Села.
Знаменская церковь остается единственной сохранившейся до наших дней постройкой И.Я. Бланка и является ярким примером здания эпохи петровского барокко. Это был архитектурный стиль, в котором слились влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. Таким образом, петровское барокко не является барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он, безусловно, отражает подспудную, еще неявную архитектурную тенденцию Петровской эпохи и помогает объяснить дальнейшую эволюцию русской архитектуры к зрелому барокко сер. XVIII столетия. Этому стилю свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
Камеронова галерея
В 1780-е годы в парке появились постройки Ч. Камерона, включенные в дворцовый комплекс. Это вызвано не только потребностями владельцев, но и сменой художественных вкусов на рубеже 70-80-х годов 18 века, в переходный период от барокко к классицизму. Владельцы желали иметь строения в новом стиле, чтобы не отставать от художественных веяний Европы. В результате недалеко от дворца появились сооружения в классическом стиле.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Здание Камероновой галерей служило залом для парадных обедов и прогулок в плохую погоду. Оно сооружено в 1783-1787 годах. Белая ионическая колоннада из сорока восьми колонн, над мощным цокольным основанием. Вдоль колонн установлены бронзовые копии бюстов римских императоров, всемирно известных ученых, философов, поэтов. Со стороны озера галерею завершает грандиозная лестница. Внизу широкая, фланкированная мощными пилонами, служащими постаментами для огромных бронзовых статуй Геркулеса и Флоры, она раздваивается и изгибается вокруг площадки первого этажа7.
С северо-запада к Камероновой галерее примыкают Холодные бани - уникальный комплекс сооружений, воссоздающий облик античных римских терм. В первом этаже - помещения для купаний. Во втором - шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений. Архитектурное оформление полностью выдержано в духе римской античности, соединяющей геометричность линий и богатство декоративного убранства. Цокольный этаж выложен массивными блоками пудостского камня.
Главный фасад второго этажа павильона обращен к висячему саду и Камероновой галерее и обустроен такими же, как на галерее, колоннами ионического ордера.
Свою приверженность к античному искусству Ч. Камерон демонстрирует не только на фасадах, но и во внутреннем устройстве и планировке здания.
Галерея Камерона – лучшее из произведений зодчего. В ней в полной мере сказалось присущее ему умение, творчески используя образцы античного искусства, создавать совершенные по формам и пропорциям сооружения8.
Царскосельский Лицей
В год окончания строительства Камероновой галереи И.В. Неелов начал работы по возведению напротив дворцовой церкви четырехэтажного флигеля, соединенного с дворцом широкой аркой, переброшенной через Садовую улицу. Это новое здание предназначалось для дочерей Павла Петровича и сохранило неизменным свой первоначальный облик.
Композиция его главного фасада, обращенного в сторону дворца и дворцовой церкви, была обусловлена необходимостью объединить новый флигель и старый церковный корпус в целостный архитектурный организм. Неелов сумел очень тактично и умело подойти к стоявшей перед ним задаче включения в барочный дворцовый ансамбль нового здания, решенного в формах классицизма.
Переход, соединяющий новый флигель с церковным флигелем екатерининского дворца, Неелов решил мастерски. Его стены прорезаны тремя арками – средней широкой и двумя боковыми узкими. Арки красиво прорисованы и удачны по пропорциям9. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей.
Постройкой флигеля завершилось формирование ансамбля большого Екатерининского дворца.
В 1811 году В.П. Стасов приспособил этот флигель для вновь созданного учебного заведения – Лицея.
В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А. Кедринского восстановил интерьеры.
Павильон «Эрмитаж»
В середине 18 века придворцовый парк украсился павильоном «Эрмитаж».План Эрмитажа был разработан М.Г. Земцовым в 1744- 1754 годах. Изумительный по красоте маленький шедевр русской барочной архитектуры, павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке Царского Села в 1756 году был полностью завершен по проекту Ф.Б.Растрелли10. Эрмитаж можно справедливо считать шедевром садово-парковой русской архитектуры.
Композиция плана Эрмитажа обусловила особенности его внешнего облика. Вблизи фасады предстают в очень сложных ракурсах. Издалека, из аллей, ведущих к павильону, они видны только частями.
Композиционная основа характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Ф. Растрелли, также принявший участие в постройке павильона, обогатил фасады колоннами из пудостского известняка. Благодаря этому Эрмитаж производит впечатление затейливой раззолоченной игрушки. Фасады на малых фронтонах украшают аллегорические статуи, вазы, лепные украшения. Два больших фронтона оформлены клеймами с сидящими фигурами. На окнах и дверях сделана декоративная обработка.
Неразрывная связь с окружающим пространством, композиционная целостность, изумительное мастерство пластической разработки фасадов и, наконец, глубокое и полное воплощение идеи синтеза архитектуры, живописи и скульптуры в декоративном оформлении Эрмитажа ставят его в один ряд с высшими достижениями русской и мировой архитектуры 18 столетия11.
Палладиев мост
В Екатерининском парке есть строение, восходящее к архитектурным образам Итальянского Ренессанса, - Палладиев мост, или Сибирская мраморная галерея. Мраморный мост представляет собой гранитную колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися по обе стороны лестницами. По сторонам большой и пологой центральной арки Мраморного моста расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над пролетами малых арок. Они связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами забраны балюстрадами из фигурных балясин. За основу композиции моста его автор В.И. Неелов взял проект выдающегося зодчего Ренессанса Андреа Палладио. Мост выполнен из различных пород сибирского мрамора, мост-галерея был установлен в 1774 году.
Адмиралтейство
На южном берегу большого пруда, Екатерининского парка, обращает на себя внимание Адмиралтейство.
Адмиралтейство – одно из самых удачных произведений Неелова В.И. Адмиралтейство - симметричный ансамбль из трёх павильонов, которые имеют своеобразный силуэт, напоминающий крепостные сооружения. На фоне красных кирпичных стен рельефно выделяются декоративные детали - наличники, тяги. Оконные проемы имеют остроугольные завершения. Проемы в башнях разнообразны по очертаниям: ромбические, круглые, щелевидные, с полуциркульным верхом. Башни увенчиваются зубчатыми парапетами Красный кирпич стен, стрельчатая форма окон, зубчатые завершения башен - это все свидетельство увлечения мотивами готической архитектуры в украшении парков второй половины 18 века. Здания Адмиралтейства были построены в память присоединения Таврической области к России и прославляли морские победы России.
В 20-е гг. XIX в. по проектам А.А. Менеласа возведены архитектурные сооружения в духе средневековой готики - Белая башня, Арсенал, Шапель и другие. Они придали парку своеобразный романтический характер. За длительный период развития Царского Села поколения талантливых мастеров сумели объединить здания, характерные для архитектуры барокко классицизма и романтизма, в единый ансамбль.
Александровский дворец
На территории архитектурного ансамбля Царского Села, в северной части Александровского парка, среди живописных пейзажей стоит замечательный дворец с двухвековой историей. Это Александровский, или Новый, Царскосельский дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II . В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена.
Проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Дж. Кваренги. По общему замыслу, по архитектурным формам он был одинаково чужд и барокко, и исканиям переходного периода, нашедшим своё отражение в псевдокитайских парковых сооружениях12. Строил дворец также и архитектор П. Неелов. В последующей отделке и перестройке интерьеров Александровского дворца участвовали такие известные архитекторы, как Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, В.П. Стасов, А. Тон, Д. Ефимов, А. Штакеншнейдер, А. Видов, С. Данини, Р. Мельцер. Дворец в стиле классицизма представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двумя флигелями по обеим сторонам. В центре главного северного фасада — великолепная сквозная колоннада коринфского ордера, состоящая из двух рядов колонн. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Дворец открыт со всех сторон. Его фасады, почти лишены украшений, легко обозримы13.
Интерьеры дворца, созданные по проекту Дж. Кваренги, также соответствовали классическим канонам.
В конце 1760-х и в 1770-х годах в русской архитектуре широко распространилось увлечение так называемыми «ложными» стилями – готическим и китайским. По существу в них не было ничего ложного, как и в сооружениях, повторяющих форму античного зодчества. Самым ранним памятником псевдоготики в царском Селе было Адмиралтейство14.
В конце 18 века в Царском Селе возник целый комплекс «китайских» сооружений. В 1777-1779 годах в Александровском парке по проекту А. Ринальди и И.В. Неелова был построен придворный Китайский театр; в 1778-1786 годах в Екатерининском парке, напротив Китайской деревни по проекту Ю.М. Фельтена – Китайская беседка15.
Федоровский городок
В начале прошлого столетия на части территории Александровского парка началась постройка зданий Фёдоровского городка. В эти годы в русской архитектуре получил распространение стиль модерн, культивировавшийся на Западе. Однако передовые архитекторы, такие, как И.В. Жолтовский, А.И. Таманян, И.А. Фомин, В.А. Щуко, Н.Е. Лансере, выступали против этого направления и предпринимали попытки возрождения композиционных приемов и мотивов русского зодчества 18-начала 19 столетия, а А.В. Щусев обратился к формам древнерусской архитектуры.
Архитекторами, построившими Фёдоровский городок – глубоко своеобразный по замыслу, обширный ансамбль, решенный в формах древнерусского зодчества, были В.А. Покровский и С.С. Кричинский.
Комплекс был задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских усадеб, как правило, состоящих из нескольких палат и теремов и обнесённых оградой. Крепостная стена в некоторых местах носила, кроме декоративного, и функциональный характер — она служила переходом между зданиями. В его архитектуре прослеживается подражание владимиро-суздальской и московской архитектуры XII—XVII веков. В плане комплекс представляет собой неправильный многоугольник.
Из числа зданий Федоровского городка первым, в 1910 – 1912 годах, был построен Фёдоровский собор. Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось 20 августа 1909 года. Закладкой фундамента руководил академик А.Н. Померанцев, а проект храма и дальнейшее его строительство осуществил архитектор академик В.А. Покровский. Собор создан по образцу Благовещенского собора в Москве - домовой церкви семьи Романовых. Собор возведен на фундаменте из тесаного камня в точном соответствии с планом. Визуально собор двухъярусный. Первый ярус образует входы - парадные крыльца с примыкающими флигелями-галереями, а во втором ярусе простенки между сложнопрофилированными пилястрами прорезаны окнами и завершены килевидными закомарами. Купол собора установлен на высоком фонаре и увенчан крестом.
Вслед за постройкой собора началось строительство Фёдоровского городка, обнесенного каменной стеной с башнями по углам. Внутренняя планировка зданий городка - трапезная, офицерский лазарет, солдатский лазарет. В их оформлении использовались такие мотивы древнерусского зодчества, как наружные крыльца, переходы, шатры над башнями.
Строители Фёдоровского городка шли по пути воссоздания памятников русского гражданского зодчества 16-17 веков, но в свободной трактовке, без точного следования определенным образцам. Созданный ими ансамбль – интересное свидетельство творческих исканий русских зодчих начала 20 века16.
Памятники воинской славы
Особое место в царском Селе занимают памятники воинской славы- выдающиеся художественные произведения.
По проекту В.П. Стасова на юго-восточной границе Екатерининского парка были сооружены ворота «Любезным моим сослуживцам»,в стиле ампир. Ворота были построены с необыкновенной скоростью: восемь цельных шестиметровых колонн и все детали отлили за несколько месяцев. Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес -100,5 т. Величие триумфальных ворот подкрепляет и ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа. Накладки в виде вырезанных полукруглых щитов, украшенных головами медуз, копьевидные прутья в пролете ворот, шестигранные щиты с львиными головами оттеняют массивность монолитных чугунных колонн. Ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа, удачно дополняет величие триумфальных ворот. Полностью ворота были собраны 19 августа 1817 года17. Ворота были поставлены в память войне с Наполеоном. На их месте в 1817 году стояла деревянная казарма для лейб - казаков, содержащих караул18.
На самой окраине Екатерининского парка, высятся монументальные Гатчинские, или Орловские ворота. Сооруженные по проекту Ринальди в 1777-1782 годах, ворота, посвященные фельдцейхмейстеру Григорию Орлову19. Монументальная пятнадцатиметровая арка, сложенная из цельных мраморных блоков белого, серого, синеватого, розового и красного цветов. Первоначально Орловские ворота не имели металлических створ: сделанные спустя шесть лет после установки ворот по проекту Кварнеги, они, не смотря на тонкость рисунка и совершенство исполнения, нарушили замысел Ринальди, превратив триумфальную арку в ворота20. Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три яруса. Нижний ярус - массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем. Второй ярус - пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами, составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен классического типа антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами. Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролетом шириной пять метров и глубиной более четырех метров. Рельефное обрамление верхней части арки выделено замковым камнем. Сочетание мраморной арки с легкой ажурной металлической решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского парка, придает воротам особое изящество.
«София»
Вдоль южной границы Екатерининского парка, находится район Царского Села, часть которого когда-то носила название София. Уездный город София был основан здесь в 1780 году по проекту И. Лейма и Ч. Камерона.
В 1782 году на центральной площади Софии по указу Екатерины II был заложен каменный Софийский собор, спроектированный Ч. Камероном. Строительство собора было закончено в 1788 году.
Если Царское Село оставалось парадной резиденцией Ее величества, то София, с самого начала своего существования, строится как военное поселение. В квартале, образованном Кадетским бульваром и Саперной улицей, располагается комплекс построек в стиле древнерусского крепостного зодчества. В высокие крепостные стены встроены башни и жилые дома.
Одна из красивейших улиц Царского Села -Павловское шоссе.
Здания на Павловском шоссе созданы в конце 19 века по проектам архитектора С.А. Данини: дома Жуковского, Сверчкова, Данини - деревянные дома, в облике которых чувствуется влияние русской национальной архитектуры.
Розовая дача княгини З.И. Юсуповой. Архитектор И. Монигетти в 1856 году построил эту изумительную усадьбу. Дом, по форме напоминающий огромную раковину построен в стиле «рококо». Фасады жилого дома по своему архитектурному убранству напоминают Эрмитаж в Екатерининском парке, выполненный Ф.Б. Растрелли. Архитектурный облик здания отличала яркая красочная цветовая гамма фасадов. Красиво прорисованный купол, завершавший центральный зал, делал силуэт сложного в плане здания запоминающимся. Дача имела выраженный характер паркового павильона. Под террасой, выходящей в парк, были устроены «гроты» из натурального камня. Интерьеры дома также были оформлены по примеру лучших дворцово-парковых построек.
С 1808 по 1832 годы городским архитектором Царского Села являлся назначенный Александром I шотландский архитектор Вильям Гесте. Зодчий начал работу с составления генерального плана застройки города: Царское Село было разбито на кварталы, застроенные симметрично расположенными зданиями. Кварталы делились на участки с садами и огородами. В генеральном плане были заложены четыре площади: торговая, административная, полукруглая и Знаменская. Началось новое заселение Царского Села, куда из Софии перевели присутственные места и жителей, которым были розданы новые земельные участки в соответствии с утверждённым новым планом города. София опустела. На её месте устроили военное поле, а Софийский собор стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка.
Дворцовая электростанция
Внутри квартала, ограниченного Садовой, Леонтьевской, Средней улицами и Певческим переулком, находится первая, по времени постройки в Царском Селе, электрическая станция и одна из двух водонапорных башен.
Здание Певческой водонапорной башни было построено в 1887 году по проекту архитектора Видова. В этом же здании помещалась городская электрическая станция.
Начало городского электрического освещения, относится к тому же 1887 году, когда устраивался водопровод. Царское Село является первым городом в Европе, который исключительно был освещен электричеством.
В 1896 году, в Царском Селе приступили к постройке дворцовой электрической станции. Необходимость в такой постройке возникла после того, как Николай II окончательно поселился в Царском Селе. Кроме того, разрастающийся город стал ощущать нехватку мощностей небольшой городской электростанции, находившейся в Певческой башне.
Здание станции построено архитектором Данини, а оборудование станции и устройство электрического освещения были исполнены инженером Шведе. От этой станции освещались Александровский, Большой Екатерининский и Владимирский дворцы, все дворцовые здания21.
С.А. Данини построил здание неоштукатуренным в так называемом стиле английской готики, удачно вписав его в окружающую застройку.
Для англо - готического стиля характерен высокий цоколь, рустованные наружные стены, прорезанные прямоугольными окнами на двух этажах и стрельчатыми на всю высоту здания. Готические стрельчатые окна с металлическими рамами мелкой квадратной расстекловки завершены вверху ромбовидной средневековой вязью и оформлены сандриками в стиле всей постройки. Стены венчают зубчатый парапет и шесть островерхих готических башенок, гармонирующих с ажурным металлическим ограждением кровли. Скругленный угловой фасад украшают высокое ложное готическое окно и лопатка с тремя узкими стрельчатыми окнами. Архитектурный облик постройки дополняют металлический забор и металлическая же декоративная решетка перед угловым фасадом здания.
Дом Статкевича
В 1909 году петербургским архитектором Г.Г. Голи для действительного статского советника Статкевича было построено здание в стиле «северного модерна». Зародившись в скандинавских странах, этот стиль получил большое распространение в Санкт-Петербурге и его пригородах. Внешний облик особняка имеет практически все характерные признаки этого направления: свободную планировку и развитую объемную пластику, цоколь, мелкую клетчатую расстекловку оконных переплетов, имитацию черепичного покрытия декоративного балкона и башни, а также рельефную металлическую кровлю развитых сложных очертаний и, наконец, орнаментальные мотивы, стилизующие декоративную пластику архитектуры раннего романского средневековья. Завершает внешний облик здания угловая башня, нависающая над входом в цокольный этаж.
Ныне в этом здании размещается музей современного искусства "Царскосельская коллекция".
дворец царское село архитектурный
Собор Святой Екатерины
Главное сооружение, находившееся на центральной площади Царского Села – Собор Святой Екатерины. Собор построен в 1835-1840 годах по проекту мастера, так называемого русско-византийского стиля, К.А.Тона. Этот стиль господствовал в архитектуре 50-х годов XIX столетия. Собор создан одноэтажным, с подвалом. В подвале размещались ризница, кладовая и склеп для умерших. Тут находились могилы генерала Я.В. Захаржевского и протоиерея собора Иоанна Александровича Кочурова. Собор был рассчитан на 2000 прихожан. Главный вход был обращен на запад в сторону нынешнего музея Царского Села. Стены по цоколю и три крыльца - западное, северное и южное - были облицованы специальными плитами. Отдельные входы с восточной стороны вели в алтарь и подвал. На главных входах с арками располагались барельефы и лепные изображения святых и ангелов.
Со всех сторон собор был оштукатурен и выбелен. Окна устроены в цоколе, по три на каждой из сторон в алтаре и на хорах. Кровля, покрытая медью - четырехскатная без подзоров. Главы собора установлены на фонари и увенчаны восьмиконечными вызолоченными крестами. В 1939 году собор, как и все церкви К. Тона, был уничтожен.
В настоящее время Собор Святой Екатерины и Соборная площадь воссоздаются. Воссозданный Собор святой Екатерины будет полностью тождественен своему предшественнику. Специалисты строят собор по архивным фотографиям и планировочным решениям других церковных сооружений, спроектированных знаменитым зодчим Константином Тоном.
Заключение
Трагические страницы в истории города связаны с Великой Отечественной войной, когда г. Пушкин оказался в прифронтовой полосе и попал в зону фашистской оккупации. Город превращен в руины, в парках были вырублены вековые деревья. После войны началось постепенное возрождение и самого города, и его дворцов и парков. Сегодня архитектурно-художественный заповедник и сам город вновь обрели свой неповторимый облик и являются одним из важнейших культурных центров России.
После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем. И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Судьба памятников зависит от культуры народа, и только коренная перестройка системы исторического и эстетического образования, начиная с раннего детства, поможет спасти ценности многовековой культуры. Огромные утраты архитектурного наследия, понесенные за длительный период варварского, нигилистического отношения к истории и культуре, невосполнимы22.
Библиографический список:
Бунатян Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина-2-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1987.
Вильчковский С.Н.-Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911года. «Титул»., СПб, 1992.
Демьянов И.И. - Слово о городе Пушкине., Лениздат.,1972.
Кедринский А. А. - Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских реставраторов. - М.: Изобраз. искусство, 1999.
Петров А.Н. - Город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1977.
Семенникова Н. -Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987.
1 Семенникова Н. – Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. – С.6.
2 Демьянов И.И. Слово о городе Пушкине., Лениздат., 1972. – С.9.
3 Бунатян Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1987. – С.5.
4 Кедринский А.А. – Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.31.
5 Демьянов И.И. Слово о городе Пушкине., Лениздат., 1972. – С.16.
6 Семенникова Н. – Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. – С.12.
7 Семенникова Н. – Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. – С.35.
8 Петров А.Н. – город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.85.
9 Семенникова Н. – Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. – С.87.
10 Кедринский А.А. – Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.83.
11 Петров А.Н. – город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.101.
12 Там же. С.160.
13 Петров А.Н. – город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.160.
14 Там же. С.111.
15 Бунатян Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1987. – С.19.
16 Петров А.Н. С.179.
17 Семенникова Н. С.43.
18 Вильчковский С.Н. – Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. «Титул»., СПб, 1992. – С.54.
19 Семенникова Н. С.27.
20 Там же. С.69.
21 Вильчковский С.Н. – Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. «Титул»., СПб, 1992. – С.66.
22 Кедринский А.А. – Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.179.