Перевезенцев С. В.
Известно, что Летний дворец Петра I — это самый ранний и самый скромный из петербургских дворцов. На левом берегу Невы в том месте, где из нее вытекает река Фонтанка, первую царскую резиденцию — деревянное здание «голландского» фасада — возвели еще в 1704 г. В 1708–1712 гг. архитектор Д. Трезини построил вместо деревянного дома, небольшой каменный дворец, который и стали называть Летним. В работе по внутренней и внешней отделке дворца принимал участие архитектор А. Шлютер.
Прямоугольное, двухэтажное здание дворца, перекрытое четырехскатной черепичной кровлей, было довольно скромным и не отличалось каким-то особенным великолепием. Лишь позднее фасады здания украсили 29 рельефами на мифологические темы, в которых в художественной форме были отражены события Северной войны. Скромность внешнего и внутреннего убранства объяснялась тем, что летний дворец не был предназначен для официальных приемов, а служил императорским жилищем, в котором Петр I с семьей жил с апреля по октябрь.
На каждом этаже дворца расположено по семь комнат. Первый этаж император отвел под свои покои, второй этаж предназначался для его жены Екатерины Алексеевны и детей. Поэтому в дворце было два кабинета, а также токарня, в которой государь занимался токарным делом, танцевальная, детская, спальня, столовая и гардеробная. Из скромного убранства царских покоев сохранились изразцовые печи, резные дубовые панно, живописные потолочные плафоны. Великолепное впечатление производит огромный, во всю стену барометр, с тремя круглыми табло, которые показывают атмосферное давление, направление и силу ветра. Над Летним дворцом возвышается флюгер — фигура Святого Георгия Победоносца.
Вокруг дворца по повелению Петра I в 1704–1730 гг. был разбит Летний сад. Регулярный, со строго геометрической сеткой аллей, сад был тогда новинкой в России. К тому же в саду установили многочисленные статуи, бюсты, скульптурные группы на античные сюжеты, что было тоже новостью в отечественном садово-парковом искусстве. В 1773–1786 гг. со стороны Невы Летний сад обнесли изящной кованной решеткой, выполненной по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. С тех пор решетка Летнего сада стала одним из самых ярких символов Санкт-Петербурга.
Михайловский (Инженерный) замок строился в 1792–1800 гг. для императора Павла I. Сохранилось несколько преданий, объясняющих почему Павел I решил устроить для себя новый императорский дворец, впрочем, их истинность не поддается проверки. Одно известно точно, дворец получил свое имя в честь небесного покровителя императора — архангела Михаила. Неизвестно точно и имя архитектора — в разных исследованиях называют имена В. Баженова и В. Бренны. Последние исследования показали, что проект замка принадлежал все же В. Баженову, но строивший Михайловский дворец В. Бренна частично изменил и дополнил баженовский проект.
Новый царский дворец был построен в стиле средневекового замка. По заказу императора один из фасадов дворца опоясала оригинальная терраса-балкон, боковые фасады завершены башнями, внутренние помещения имели разную форму — круглые, овальные, многоугольные. Само здание в плане представляет собой квадрат с восьмиугольным внутренним двором. С четырех сторон замок окружали воды рек Мойки и Фонтанки, а также двух специально прорытых каналов — Церковного и Воскресенского. Через Воскресенский канал перекидывался цепной мост, который на ночь поднимали. Красно-коричневый цвет стен завершал несколько мрачное впечатление, которое производил замок.
Впрочем, основная «мрачность» Михайловского замка связана с событиями, которые развернулись в нем, вскоре после того, как император Павел переехал в него на жительство. Именно здесь в ночь с 10 на 11 марта 1801 г. император Павел был убит в результате заговора.
После этого почти два десятилетия дворец пустовал. В первой четверти XIX в. архитектор Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка — были засыпаны каналы, но сохранились мосты через них. Наконец, в 1819 г. его передали Инженерному училищу и уже с 1823 г. замок официально стал называться Инженерным. В этом училище инженерное образование получил множество выдающихся русских военных инженеров, в частности, герой Севастопольской обороны во время Крымской войны генерал Тотлебен, и герой Великой Отечественной войны генерал Д. Карбышев. А самым знаменитым выпускником училища стал великий русский писатель Ф.М. Достоевский.
Вокруг Михайловского (Инженерного) замка разбит Михайловский сад, напротив дворца установлен памятник Петру I, выполненный Бартоломео Растрелли-старшим. Этот памятник Растрелли начал делать еще при жизни Петра, закончил в 1746 г., однако он был установлен только императором Павлом. Поэтому неслучайно памятник украшает надпись «Прадеду правнук».
Первое упоминание о Петергофе относится к 1705 г. Здесь, в путевом дворце Петр I останавливался на пути из строившегося Петербурга в Кронштадт. С 1714 г., после первых значимых побед в Северной войне, началось строительство парадной царской резиденции.
Автором первого проекта дворца, возможно, был сам Петр I, ведь в основе первоначального варианта чертежей лежали его карандашные рисунки. Северный «парадиз», т.е. «рай», государь решил посвятить победам русской армии и флота в Северной войне. Замыслы русского государя воплощали в жизнь иностранные и русские мастера — архитекторы Ж.-Б. Леблон, И.Ф. Браунштейн, Н. Микетти, М. Земцов, скульптор Б. Растрелли. Позднее в работе над строительством Петергофа участвовали В.В. Растрелли, Н. Пино, К. Оснер, Т. Усов, И. Мордвинов.
Еще при жизни Петра I, за десять лет были созданы Верхний сад и Нижний парк, прорыт Морской канал, на гребне склона возведены Верхние палаты (Большой дворец), а перед ними Большой каскад — система фонтанов и водных каскадов, построены малые дворцы и множество фонтанов. Проообразом всего петергофского ансамбля отчасти послужила резиденция французских королей — Версаль. Более всего о нем напоминает планировка Верхнего сада, разбитого со стороны южного фасада дворца: прямые дорожки, газоны в форме геометрических фигур, бассейны с фонтанами. Центральный из них украшен скульптурной группой Б. Растрелли «Нептунова телега». Причем фигура мифического морского бога олицетворяла Петра I — нового властителя Балтики.
Большой дворец — это истинное произведение архитектурного и инженерного искусства. Построенный Ж.-Б. Леблоном дворец с самого начала подтапливало водами Финского залива, и поэтому архитектор соорудил подземный акведук для отвода вод из подвала. В самом дворце Леблон устроил сквозной вестибюль, проделал широкие двери и окна в Итальянском салоне, украсил его деревянными резными панелями и живописью.
В 1719 г. архитектор И.Ф. Браунштейн провел внутреннюю отделку дворца. Самым удачным его творением стал кабинет Петра I, украшенный резными дубовыми панелями. В 1745–1755 гг. по велению императрицы Елизаветы Петровны В.В. Растрелли перестроил и расширил Большой дворец: увеличил центральную часть, пристроил два боковых флигеля и соединил их галереями с боковыми корпусами — Церковным и Гербовым. Именно в таком виде Большой дворец дошел и до наших дней.
К центральной части Большого дворца, обращенного в сторону моря и Нижнего парка, примыкает уникальное, не имеющее аналогов сооружение — Большой каскад. Он представляет собой пятиарочный грот в основании дворца, обрамленный с трех сторон каскадными лестницами. На лестницах размещены 38 статуй и 213 мелких скульптурных произведений, а также 75 фонтанов. Большой каскад начал действовать в 1723 г., и в наши дни он представляет собой феерическое зрелище: по мощным уступам низвергаются потоки воды, в живописном узоре водяных струй сверкают позолотой статуи античных богов и героев. Центром скульптурного убранства Большого каскада стал фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва», установленный в 1735 г. в честь победы в Полтавском сражении.
На территории обширного Нижнего парка находятся малые дворцы. Дворец Марли — дом с прудами, садом, каскадом «Золотая гора» расположен в западной части парка. Эрмитаж — павильон уединения — находится у самого моря. Монплезир — любимый прибрежный дворец Петра построен в стиле «голландской» архитектуры в восточной части парка. К нему прилегают сады, фонтаны, каскад Драконов. Все эти сооружения соединены между собой и с Большим дворцом прямыми аллеями.
С 1770-х гг. вокруг первоначального ансамбля Петергофа начал складываться комплекс пейзажных парков. Дж. Кваренги для Екатерины II создал Английский парк с дворцом в стиле строгого классицизма. В 1820-е гг. А. Менелас построил Александрию — собственную дачу супруги императора Николая I Александры Федоровны — с домом (Императорским коттедж) и часовней Александра Невского в неоготическом стиле. В 1830–1850-х гг. архитектор А. Штакеншнейдер устроил Луговой парк с Никольским домиком и дворцом Бельведер на Бабигонском холме и несколько резиденций для детей Николая I.
Петергоф перенес тяжелейшие разрушения в годы Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские оккупанты почти полностью разрушили дворцы, погиб весь внутренний декор, даже полы и перекрытия кое-где рухнули. С 1952 г. в Петергофе начались восстановительные работы, но первых посетителей этот уникальный музей смог принять только через 12 лет.
Царское Село — это летняя загородная императорская резиденция под Петербургом. В начале XVIII в. на месте Царского Села находилась финская деревня «Саари Мойс» («возвышенная местность»). После того, как Ингерманландия была отвоевана у шведов в ходе Северной войны, Петр I в 1708 г. подарил «Сарскую мызу» вместе с окружающим лесом своей жене Екатерине. При ней был построен сначала деревянный, а затем каменный дворец (1717–1723 гг.) и разбит регулярный сад с террасами. С 1724 г. резиденция стала называться Царским Селом.
Расцвет Царского Села приходится на период царствования Елизаветы Петровны. Она затратила 1200 тыс. рублей на украшение своей любимой резиденции. В 1743–1751 гг. архитекторы М. Земцов, А. Квасов и С. Чевакинский перестроили и расширили дворец, построили церковь, служебные корпуса — циркумференции, — начали перепланировку парка и возведение павильонов, в том числе Эрмитажа.
В 1752–1756 гг. архитектор В.В. Растрелли окончательно преобразил Царское в «Русский Версаль». Он объединил все части строения Екатерининского дворца, выровнял их по высоте и подвел под общую кровлю, выделив центр (Средний дом). С западной стороны был создан Корпус под звездой с Парадной лестницей внутри, с восточной — церковь. Фасады дворца были украшены скульптурами и нарядно окрашены: на фоне бирюзовых стен своей белизной выделялись колонны и наличники, сверкали позолотой статуи и лепнина. Торжественный и праздничный Большой Екатерининский дворец в стиле русского барокко соответствовал великолепию императорского двора.
Богатство и блеск интерьеров еще более утверждали царственное величие дворца. На втором этаже Растрелли оформил серию великолепных залов парадной анфилады, главным из которых был Большой (Тронный) зал площадью 846 м. Он освещался 24 окнами. Зеркала в простенках, золоченые скульптуры, резьба по ценным породам камня, сверкающий паркет, набранный из различных пород дерева, создавали иллюзию необъятного, сверкающего пространства. Ее усиливал живописный плафон «Триумф России» (Дж. Валериани). К числу сокровищ дворца относилась знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I.
Растрелли расширил старый парк (позднее Екатерининский), достроил Эрмитаж, создал Грот, распланировал Новый или Верхний сад, который впоследствии стал регулярной частью Александровского парка.
В царствование Екатерины II, с 1760-х гг. и до конца XVIII столетия дворцово-парковый ансамбль Царского Села был дополнен новыми сооружениями в стиле классицизма. В этот период здесь работали А. Ринальди, В. Неелов, Ю. Фельтен, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. К лучшим постройкам относятся Палладиев мост В. Неелова, Ростральная и Морейская колонны, Кагульский обелиск, Орловские ворота А. Ринальди, посвященные, в основном, победам в русско-турецкой войне. Шедевром классицизма стал созданный Ч. Камероном комплекс, пристроенный к левому торцу дворца. Он включал Холодные бани, Агатовый павильон, Висячий сад и галерею, получившую имя архитектора. Неподалеку от него находится Александровский дворец, построенный Дж. Кваренги для будущего императора Александра I. К правому торцу дворца были пристроены Церковный флигель и корпус Лицея, возведенный архитектором И.В. Нееловым для детей Павла I. Здание Лицея было частично перестроено в 1811 г. В.П. Стасовым. В Новом саду был создан ансамбль «китайской деревни».
В 1810–1820 гг. был распланирован Александровский парк, расширен Баболовский и создан Фермерский парк. При Александре I в Екатерининском парке В. Стасов установил чугунные ворота в память победы в Отечественной войне 1812 г.
Рядом с дворцовыми постройками с самого начала XVIII в. стали возникать «казенные» и обывательские дома. Образовавшийся городок, подчинявшийся дворцовому ведомству, также называли Царским. В 1785 г. в связи с «Греческим проектом» Екатерины II рядом был основан город София с Софийским собором, построенным Ч. Камероном по образцу знаменитой Софии Константинопольской. В 1808 г. София и Царское Село были соединены в один город, ставший уездным (уезд назывался Софийским).
В годы Великой Отечественной войны Царское Село подверглось страшнейшим разрушениям, а особенно пострадал Екатерининский дворец, оказавшийся в руинах. Оккупанты вывезли из Царского огромное число ценностей и культурных памятников. С 1957 г. началось кропотливое восстановление Царского Села. К сегодняшнему дню из 55 залов, существовавших до 1944 г., величайшим трудом реставраторов и строителей восстановлено 22 зала.
Дворцовый комплекс Ораниенбаума сложился в XVIII в. Поначалу эти земли в 47 км от Петербурга на берегу Финского залива напротив острова Котлин принадлежали светлейшему князю А.Д. Меншикову. По велению царского любимца в 1711–1727 гг. здесь был построен загородный Большой Ораниенбаумский (Меншиковский) дворец на гребне высокой естественной террасы по проекту итальянца Д. Фонтана. Сам «увеселительный дом в Ораниенбауме» возводил мастер Г. Шедель.
После того, как в 1727 г. Меншиков был лишен власти и выслан из Петербурга, Ораниенбаумский дворец отошел для государственных нужд. В 1743 г. императрица Елизавета Петровна подарила дворец наследнику престола великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. В 1796 г. император Павел I преподнес дворец в дар своему сыну, будущему императору Александру I.
Дворец представлял собой сложную симметричную в плане фигуру. От двухэтажного центрального корпуса с высокой куполообразной крышей отходили одноэтажные дугообразные галереи с открытыми аркадами, которые заканчивались восьмигранными павильонами с куполами. В западном павильоне была придворная церковь, поэтому он получил название Церковный, а восточный павильон прозвали Японским, потому что в нем разместили более двухсот предметов японского и китайского фарфора.
Интерьеры дворца перестраивались и улучшались под руководством В.В. Растрелли в 1740-е гг. и А. Ринальди в 1770-е гг. По проекту Ринальди была сооружена великолепная лестница — спуск из дворца в Нижний сад с прямыми и закругленными маршами и полукруглым балконом. Марши лестницы оградили резными перилами и балясинами в виде фигурных ваз.
От берега Финского залива до северного фасада дворца был разбит регулярный парадный сад, который стали называть Нижним. Через сад от дворца к морю прорыли пятисотметровый канал с гаванью для небольших судов и шлюпок. В самом саду устроили цветники, фонтаны, установили скульптуры. Еще большим по размеру был Верхний парк. В нем вырыли два пруда, в одном из которых — Нижнем, прозванным «Малым увеселительным морем», — плавали небольшие парусные и гребные суда. Эта часть парка была столь прекрасна, что ее прозвали Швейцарией.
При великом князе Петре Федоровиче в Ораниенбауме построили военный городок «Петерштадт» с крепостью, валом и перекидным мостом через ров. По проекту А. Ринальди возвели небольшой двухэтажный дворцом, сохранившимся до сих пор. Здесь находились комендантский дом, дом офицеров, гауптвахта, казармы, арсенал.
По велению Екатерины II в 1762–1768 гг. А. Ринальди возвел в глубине парка дворец, который назывался «Голландским домиком» или «Собственной дачей». По краям к дворцу примыкали два крыла. В одном из них располагались личные покои Екатерины, а в другом — ее сына Павла Петровича. В ансамбль «Собственной дачи» входили также Кавалерийский корпус, Фрейлинский домик и Катальная горка. Современники особенно восхищались Катальной горкой, длина которой составляла 532 м. Спуски на горке были устроены разнообразными, с волнообразными подъемами и спусками. Но в XIX в. саму горка из-за ветхости разобрали, сохранив только трехэтажный павильон с открытыми террасами на каждом из этажей.
Позднее, уже в XIX в. этот дворец прозвали Китайским. Это название появилось оттого, что в отделке нескольких его помещений использовались мотивы китайского искусства. В 50-е гг. XIX в. архитектор А. Штакеншнейдер перестроил Китайский дворец, дополнив его вторым этажом, двумя передними — Большой и Малой, а также застекленной галереей.
Ораниенбаум знаменит еще и тем, что неподалеку от него, в селение Усть-Рудица, в 1753 г. М.В. Ломоносов открыл первую в мире фабрику по производству бисера и смальты для мозаики. М.В. Ломоносов, первым в России освоивший технику мозаичного художественного искусства, с помощью этой смальты выполнял замечательные картины, которые украшали как ораниенбаумский, так и многие другие петербургские дворцы. В память о великом русском ученом и поэте, в 1948 г. Ораниенбаум был переименован в город Ломоносов.
Артобстрелы и воздушные бомбардировки во время Великой Отечественной войны нанесли сильные разрушения ораниенбаумскому дворцовому ансамблю. Он был восстановлен только после многолетней реставрации. Но на счастье в дворцовых зданиях сохранилась подлинная внутренняя отделка, выполненная в XVIII в. Поэтому на сегодняшний день ораниенбаумские дворцы — единственные из дворцовых комплексов петербургских окрестий, которые привлекают туристов подлинной стариной внутренней отделки.
«Павловское начато строить в 1777 году» — гласит надпись на чугунном обелиске. Именно в 1777 г. у цесаревича Павла Петровича родился первый сын — Александр. В честь рождения внука императрица Екатерина II и подарила сыну село Павловское, находившееся неподалеку от Царского Села, а также окрестные земли в долине реки Славянки. После воцарения в 1796 г. император Павел переименовал село в Павловск.
Павловский дворцово-парковый ансамбль складывался в 1770-е — 1820-е гг. и с тех пор не изменялся. С начала 1780-х гг. строительными работами руководил архитектор Ч. Камерон. Центром усадьбы цесаревича архитектор сделал здание трехэтажного Павловского дворца с пологим куполом, который строился в 1782–1786 гг. В 1797–1799 г. архитектор В. Бренна преобразовал Павловский дворец в парадную императорскую резиденцию. Полукруглые галереи и боковые флигели надстроили вторым этажом, пристроили два новых дугообразных служебных корпуса.
После смерти императора Павла в 1801 г., дворец превратился в резиденцию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Пожар 1803 г. сильно повредил сам дворец, который позднее реконструировали архитекторы Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси. Смерть Марии Федоровны в 1828 г. окончательно прекратила использование Павловского дворца в качестве императорской резиденции, а в 1843–1844 гг. по проекту архитектора А. Штакеншнейдера здесь произвели некоторые переделки.
В конце XVIII в. по плану Ч. Камерона вокруг Павловского дворца разбили прекрасный парк. В конце Тройной липовой аллеи располагалось Парадное поле для проведения больших воинских парадов. В Собственном саду возвели павильон Трех граций — на каменной террасе шестнадцать колонн ионического ордера поддерживали двухскатную крышу. В центре павильона располагалась скульптурная группа Трех граций, выполненная скульптором П. Трискони. Эта скульптурная группа сохранилась неповрежденной. В саду расположили Колоннаду Аполлона, Храм Дружбы, мост Кентавров, около ста декоративных скульптур.
По воле императрицы Марии Федоровны и по проекту архитектора Тома де Томона в 1808–1810 гг. был возведен Мавзолей в память императора Павла I. На фронтоне Мавзолея выбита надпись: «Супругу-благодетелю». Внутри Мавзолея располагается траурная скульптурная группа, выполненная И.П. Мартосом.
Название «Гатчина», по-видимому, восходит к селению Хотчино, которое известно по письменным источникам с конца XV в. В XVIII в. эти земли — «Мыза Гатчина» — неоднократно переходили из рук в руку, ими владели царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, князь Куракин, наконец, граф Г.Г. Орлов, которому мыза была подарена в 1765 г. императрицей Екатериной II.
В 1766–1781 гг. по проекту А. Ринальди на берегу озера Белого был возведен напоминающий рыцарский замок Гатчинский дворец, состоявший из трехэтажного главного корпуса и двух флигелей, связанных с главным корпусом дугообразными галереями. Со стороны парка по углам главного корпуса архитектор построил две высокие башни — Сигнальную и Часовую. Еще две башни построили по углам флигелей. Дворец был облицован местным серо-желтым известняком. В парке устроили Зверинец — охотничьи угодья.
В 1783 г., после смерти Г.Г. Орлова, Екатерина II подарила его сыну Павлу Петровичу. После этого Гатчина стала главной резиденцией цесаревича, превращенная им в настоящую крепость с бастионами, рвом с подъемными мостами, военным плацем. Позднее архитектор В. Бренна надстроил двумя этажами оба флигеля.
Со смертью императора Павла, Гатчина перешла к вдовствующей императрице Марии Федоровне, а в 1828 г. — к императору Николаю I. В 1844 г. осуществили новую переделку дворца, надстроив на один этаж Сигнальную и Часовую башни. С 1857 г. в Гатчину из Петергофа перевели царскую охоту, для чего построили Егерскую слободу, а в огороженном Зверинце содержали животных для охоты.
Основой парковой композиции Гатчины служили водоемы — Белое и Серебряное озера, Карпинный пруд. Сам гатчинский парк изначально отличался многообразными и диковинными постройками. К примеру, грот «Эхо» на берегу Серебряного озера и соединенный с дворцом подземным ходом — слова, произнесенные в этом гроте неоднократно отражались от стен и потолка. В павильоне «Фазанария» на берегу Колпанской речки был устроен птичник.
В 1797–1798 гг. на берегу Черного озера по проекту архитектора Н. Львова был возведен Приоратский дворец и разбит Приоратский парк, предназначенные для приора — игумена Мальтийского рыцарского ордена.
Немецкая оккупация в годы Великой Отечественной войны нанесла неизбывный урон Гатчине. Восстановительные и реставрационные работы в Гатчине заняли много лет.
Мраморный дворец был построен в 1768–1785 гг. по проекту А. Ринальди и является наиболее выдающимся памятником архитектуры раннего русского классицизма. Многие детали здания как снаружи, так и внутри облицованы мрамором. Строители использовали 32 сорта мрамора, оттенки которого подобраны с необычайной изысканностью. Из Леванта и Тивдии доставили белый и цветной мрамор, с греческих островов — белый, с Урала — желтоватый. Это и позволило назвать сам дворец Мраморным. В 1844–1851 гг. внутреннее убранство дворца было перестроено под руководством архитектора А.П. Брюллова.
Изначально дворец предназначался Екатериной II для графа Г.Г. Орлова, но он умер раньше окончания строительства. Поэтому Мраморный дворец перешел в собственность императорской семьи — сначала им владел великий князь Константин Павлович, затем великий князь Константин Николаевич. Последним владельце дворца был великий князь Константин Константинович — знаменитый драматург и поэт, публиковавший свои сочинения под псевдонимом «К.Р.» (Константин Романов).
В 1937 г. в Мраморном дворце открыли филиал Центрального музея В.И. Ленина, а во дворе установили знаменитый ленинский броневик, с которого он произносил речь на Финляндском вокзале в апреле 1917 г. Ныне во в здании дворца расположился филиал Русского музея, а несколько лет назад во дворе установили памятник императору Александру III работы скульптора П. Трубецкого, который в 1909–1937 гг. стоял на Знаменской площади (ныне — площадь Восстания).
Михайловский дворец был построен архитектором К.И. Росси в 1819–1825 гг. по велению императора Николая I для брата великого князя Михаила Павловича, и стал первым творением Росси в Петербурге.
Архитектор расположил дворец в центре обширного ансамбля, включавшего 15 различных зданий, в том числе Михайловский театр, дом ордена Иезуитов, Дворянское собрание, дом Голенищева-Кутузова и другие. Перед дворцом раскинулась обширная площадь со сквером (ныне — площадь Искусств). Монументальное здание Михайловского дворца является образцом архитектуры высокого классицизма и истинным архитектурным шедевром.
Император Александр III повелел выкупить здание Михайловского дворца в казну и в 1898 г. здесь открылся Русский музей — крупнейшее собрание русского искусства в мире. В 1957 г. в сквере на площади перед дворцом был открыт памятник А.С. Пушкину (скульптор — М.К. Аникушин).
В 1818–1822 гг. на Елагином острове архитектор К.И. Росси перестроил для вдовствующей императрицы Марии Федоровны дворец, ранее принадлежавший обер-гофмейстеру императорского двора И.П. Елагину, по имени которого и получил название и сам остров. Отделку Овального зала с полуколоннами и кариатидами, Малиновой и Голубой гостиной, а также других помещений Росси осуществлял вместе с лучшими скульпторами того времени — С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. Кроме дворца Росси построил и другие здания в усадьбе — кухонный, конюшенный корпуса, оранжерею, музыкальный павильон. По проекту Росси и садовника Д. Буша вокруг дворца был разбит обширный пейзажный парк с искусственными прудами и каналами, островками и мостами. До 1917 г. уединенный дворец на Елагином острове был любимым местом летнего отдыха императорской семьи. В 1937 г. здесь устроили Центральный парк культуры и отдыха. Ныне во дворце располагается музей.
Мариинский дворец стал подарком императора Николая I своей дочери великой княгине Марии Николаевне к ее бракосочетанию с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Дворец строился в 1839–1844 гг. по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера на левом берегу р. Мойки напротив Исаакиевского на месте, где до того стоял дворец И.Г. Чернышева. В плане здание Мариинского дворца имеет сложную замкнутую конфигурацию с внутренним двором и напоминает флорентийские палаццо времен Ренессанса. Но фасад здания выполнен в соответствии с принципами классицизма.
Мария Николаевна с мужем поселились здесь в 1845 г. но через несколько лет дочь императора покинула дворец и он долгое время пустовал. В 1884 г. Мариинский дворец занял Государственный Совет. С 1945 г. во дворце разместился городской совет Ленинграда. Ныне в нем заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Другой пример архитектурного цитирования — раскинувшийся на Дворцовой набережной дворец, напоминающий флорентийское палаццо Строцци. Этот дворец был возведен в 1874 г. архитектором В. Шретером для великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III Во дворце отлично сохранились интерьеры. Сегодня здесь располагается Дом ученых.
А вот дворец для великого князя Михаила Николаевича, находящийся также на Дворцовой набережной, архитектор А.И. Штакеншнейдер построил в 1861 г. как своеобразную вариацию на тему ренессанса и барокко. Этот дворец стали называть Новомихайловским, потому что в Петербурге уже был один Михайловский дворец, построенный для великого князя Михаила Павловича. Сейчас во дворце размещаются Институт народов Востока и Институт материальной культуры.
С первых дней основания Санкт-Петербурга дом губернатора Ингерманландии (позднее — Петербургской губернии) Александра Даниловича Меншикова всегда был главным в городе. И тогда, когда это был еще небольшой деревянный домишко, и потом, когда Меншиков стал светлейшим князем и отстроил себе роскошный дворец на Васильевском острове, намного превосходивший богатством Летний дворец самого царя. Впрочем, этого от Меншикова требовал сам государь император Петр Алексеевич.
По Петербургу из уст в уста передавали один рассказ. Однажды Петр, прибыв к князю, был неприятно удивлен дешевыми шпалерами на стенах и отсутствием пышного внутреннего убранства. Меншиков пожаловался — он, мол, вынужден был содрать дорогие обои и продать мебель, чтобы расплатиться со штрафами, наложенными на него за растрату государственных средств. Петр рассердился и пригрозил: если к следующему его визиту все останется в таком же убогом виде, то светлейший понесет суровое наказание. Пришлось Меншикову исполнять царскую волю — он восстановил на стенах дорогие гобелены и штофы, вернул на место мебель и зеркала.
И это было не случайно — именно дворец Меншикова был одновременно дворцом Петра. Здесь давались пиры, проводились торжественные приемы и ассамблеи, отмечались свадьбы и даже семейные праздники царской фамилии. Так что и по воле государя, и для собственных прихотей светлейший князь держал у себя во дворце лучшую в столице кухню, огромное количество иностранных слуг, великолепный оркестр, роскошный выезд и пышно обставленные покои.
Дворец Меншикова сегодня — это второе здание, наряду с Летним дворцом Петра I, сохранившийся с первых лет существования города. Он начал строиться в 1710 г. по проекту архитектора Д. Фонтана, а завершался в 1714 г. архитектором Г. Шеделем. Впрочем, А.Д. Меншиков постоянно требовал каких-то переделок, поэтому строительные работы не прекращались вплоть до 1727 г., т.е. до той поры, когда отринутому от власти светлейшему князю пришлось покинуть Санкт-Петербург и отправиться в далекую ссылку. После этого Меншиковский дворец передали Сухопутному шляхетскому корпусу, преобразованному в XIX в. в кадетский корпус. Ныне во дворце размещается замечательный и уютный музей «Дворец Меншикова», являющийся филиалом Эрмитажа.
Трехэтажный дворец Меншикова изначально был усадьбой, с садом и огородом. Дворец представлял собой замкнутое в плане четырехугольное здание с трехчастным фасадом на Неву. Фасад прямоугольного центрального корпуса был поэтажно декорирован пилястрами, увенчан балюстрадой с резными статуями из дерева, а на боковых ризалитах — фронтончиками затейливой барочной формы и огромными золочеными княжескими коронами. В 1720-е гг. к центральному корпусу был пристроен флигель с западной стороны. Восточный флигель построили в 1758–1760 гг.
На «европейский манер» сквозь все центральное здание дворца, как в венецианских палаццо, проходили парадные сени. Торжественный вид вестибюлю придавали колонны тосканского ордера. В конце вестибюля — нарядная светлая лестница, украшенная лепниной, живописью, изразцами на окнах. На уровне второго этажа фасад здания опоясывала деревянная галерея. Через сени второго этажа можно было попасть в Большой зал, отделка которого поражала пышностью и великолепием. Большой зал не сохранился — еще во времена бытования во дворце кадетского корпуса этот зал переделали церковный, кроме того, сделали верхнюю площадку для еще одной лестницы.
Если на первом этаже размещались подсобные помещения и проживала прислуга, то семья А.Д. Меншиков и он сам жили на втором этаже. По существовавшим тогда правилам, дом делился на две половины — мужа и жены. Они объединялись общими парадными покоями, где супруги принимали гостей. Таких помещений во дворце было три — зал в центре и две приемные по сторонам.
Уже говорилось, что Меншиковский дворец отличался богатством внутренней отделки. Так, были использованы редкие тогда в России керамические плитки — плоские белые с синим рисунком, покрытые прозрачной глазурью. Парадный кабинет Меншикова называли Ореховой комнатой, ибо она была отделана ореховым деревом, а также небольшими панно из наборного ореха. Потолок кабинета украшал живописный плафон, написанный на холсте. К счастью, до наших дней отделка Ореховой комнаты, выполненная в 1716–1718 гг. дошла до наших дней практически без изменений. Комнаты на половине княгини были столь же роскошно украшены изразцами, тканями, деревом и обставлены дорогой разнообразной мебелью.
В XVIII в. в Санкт-Петербурге было возведено множество великолепных по своему внешнему и внутреннему убранству дворцов, принадлежавших самым значительным русским вельможам своего времени.
Один из них — трехэтажный дворец на Садовой улице, построенный в 1749–1757 гг. для канцлера М.И. Воронцова архитектором Ф.Б. Растрелли. Нарядному декору главного фасада в стиле барокко соответствует пышная отделка Большого зала и пятидесяти других парадных помещений дворца. Залы и комнаты дворца украшают лепнина, живописные плафоны и золоченая резьба. Дворец был окружен изящной чугунной решеткой. Позднее Воронцов продал свой дворец в государственную казну. При Павле I дворец стал местом пребывания Мальтийского ордена, а во дворе по проекту Д. Кваренги соорудили католическую капеллу. С 1810 г. во дворце размещался Пажеский корпус, а ныне там располагается Суворовское училище.
Для графа С.Г. Строганова в 1752–1754 гг. архитектор Ф.Б. Растрелли построил дворец на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Выполненный в стиле барокко, фасад Строгановского дворца украшен спаренными колоннами на уровне второго и третьего этажа, а простенки между окнами — медальонами с мужским профилем. Считается, что это портрет владельца дворца графа Строганова, но бытует и другое мнение — это портрет самого Растрелли. Внешнее убранство дворца дополняет пышная лепнина — львиные маски, кариатиды, раковины. В 1790-е гг. архитектор А. Воронихин провел работу по оформлению интерьеров каждого из пятидесяти дворцовых залов.
Построенные в елизаветинскую эпоху в стиле барокко дворцы графа П.И. Шувалова на Итальянской улице и графов Шереметевых на набережной Фонтанки принадлежат творчеству архитектора С.И. Чевакинского. Шуваловским дворцом позже владел А.А. Вяземский, при котором здание было частично перестроено и его фасады приобрели черты, характерные для архитектуры раннего классицизма. Ныне в нем находится дом санитарного просвещения. Шереметевский дворец, возведенный в 1750–1755 гг., получил еще одно название — Фонтанный дом. И здание дворца, и усадьба сохранились до наших дней. С 1990 г. во дворце располагается Музей театрального и музыкального искусства. В дворцовом флигеле с 1989 г. открыт музей А.А. Ахматовой, которая прожила здесь много лет.
На пересечение Невского проспекта и реки Фонтанки в 1741 г. началось возведение обширной усадьбы по проекту архитектора М.Г. Земцова, после его смерти в 1743 г. строительство продолжилось по проекту Г.Д. Дмитриева, а заканчивал строительство Ф.Б. Растрелли. По окончании строительства императрица Елизавета Петровна подарила дворец и усадьбу своему морганатическому супругу графу А.Г. Разумовскому. Но дворец стали называть Аничковым — это название происходит от Аничковой слободы рабочего батальона, которым руководил подполковник М.О. Аничков. Во времена Екатерины II дворец перешел в собственность светлейшего князя Г.А. Потемкина и был перестроен в 1778–1779 гг. архитектором И.Е. Старовым в духе раннего классицизма. Особенностью Аничкова дворца является его несколько странное положение по отношению к Невскому проспекту — дворец выводит на него боковым торцом, а главным фасадом — на набережную Фонтанки. Объясняется это тем, что в середине XVIII в. набережные рек играли большее значение в градостроительстве Петербурга, нежели Невский проспект. Недаром перед центральным входом дворца со стороны Фонтанки была вырыта небольшая гавань для захода и стоянки малых судов.
В начале XIX в. Аничков дворец перешел в собственность императорского Кабинета, а архитектор Д. Кваренги построил на берегу Фонтанки здание Кабинета, которое закрыло сам дворец. Чуть позже архитектор Л.И. Руска расширил здание Кабинета, пристроив к нему два флигеля со стороны дворца. В 1817–1818 гг. К.И. Росси перепланировал внутренние помещения Аничкова дворца, а также всю усадьбу, значительно уменьшив размеры дворцового сада. Во дворце стали жить цесаревичи, а в последние предреволюционные годы вдова императора Александра III императрица Мария Федоровна. После революции 1917 г. здесь размещался Музей города, с 1937 г. — Дворец пионеров, ныне называющийся Дворцом творчества юных. В 1936 г. в палехские живописцы расписали здесь «Комнаты сказок» на темы сказок Пушкина и рассказов Горького.
Напротив Аничкова дворца, на другом берегу Фонтанки, раскинулся дворец Белосельских-Белозерских, построенный в 1846–1848 гг. архитектором А.И. Штакеншнейдера в стиле необарокко (как Строгановский дворец). Терракотовые фигуры атлантов, поддерживающие колонны на фасадах, выполнены по модели скульптора Д.И. Иенсена. Сейчас здесь находится муниципальный культурный центр.
Дворец гетмана Украины и президента Академии наук К.Г. Разумовского, младшего брата А.Г. Разумовского, строился на левом берегу реки Мойки неподалеку от Невского проспекта в 1762–1766 гг. архитекторами А.Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом как типичная для того времени усадьба: главный особняк располагался в глубине двора за оградой с въездными воротами. Фасад главного корпуса декорирован колоннадой из шести колонн коринфского ордера, поставленных над аркадой первого цокольного этажа. В 1798 г. дворец передали Воспитательному дому, а затем Николаевскому женскому сиротскому институту. В 1829–1834 гг. к зданию пристроили лазаретный корпус и домовую церковь, были построены и другие особняки. Сейчас здесь находится Педагогический университет им. А.И. Герцена, во дворе перед главным входом установлен памятник А.И. Герцену.
Юсуповский дворец на берегу реки Фонтанки впервые построили в середине XVIII в., а в 1789–1792 гг. здание дворца перестроил Д. Кваренги, создавший здесь и пейзажный сад с прудами и каналами. Конфигурация этого дворцового комплекса сложная. Здание дворца было расположено в глубине сада с фасадом в сторону Садовой улицы, в на Фонтанку выходили двухэтажные жилые дома с аркой-воротами между ними.
Шедевр русского классицизма XVIII в., Таврический дворец на Шпалерной улице, возводил в 1783–1789 гг. архитектор И.Е. Старов. Дворец принадлежал светлейшему князю Г.А. Потемкину-Таврическому, присоединившему к России Крым (Таврию). В плане здание напоминает растянутую букву «П», раскрытую к Неве. В центре композиции — двухэтажное здание с шестиколонным портиком в античном стиле и плоским куполом на невысоком барабане. Оно соединено галереями с боковыми двухэтажными корпусами и вместе с ними образует обширный парадный двор. Внутренне убранство дворца отличалось величественностью, особенно Белоколонный и громадный Купольный залы. Но, к сожалению, интерьеры дворца не сохранились, ибо здание неоднократно перестраивалось. Так, после смерти Г.А. Потемкина, император Павел I передал дворец Конногвардейскому полку, и в Купольном зале устроили конный манеж. С 1906 г. в Таврическом дворце разместилась Государственная дума. После Великой Отечественной войны в здании дворца находилась Ленинградская высшая партийная школа, а ныне — Межпарламентская ассамблея СНГ.
Без малого два с половиной столетия стоит на изломе набережной реки Мойки знаменитый Юсуповский дворец. Первоначально на этом месте располагался двухэтажный каменный дворец П.И. Шувалова — блестящего царедворца елизаветинской поры. С 1795 г. дворец принадлежал графине А.В. Браницкой и ее дочерям. В марте 1830 г. дворец выкупил князь Н.Б. Юсупов, один из богатейших и образованнейших людей Европы. Дом предназначался для жены князя и его сына Б.Н. Юсупова.
По распоряжению Юсуповых архитектор А.А. Михайлов-второй осуществил реконструкцию дворца, во многом сохранив габариты старого здания с центральным шестиколонным портиком тосканского ордера. Одновременно были надстроены до третьего этажа боковые крылья. В результате фасад здания приобрел монументальный классический облик, дошедший до наших дней. Рядом архитектор возвел новый трехэтажный корпус с большим Белоконным залом. Этот корпус сомкнулся с основным зданием. В результате образовалась анфилада из шести больших парадных залов, оформленная в декоративной манере русского ампира. В 1832–1834 гг. Михайлов пристроил к дворцу еще один корпус, где находились пять залов для размещения семейного собрания художественных произведений и домашний театр.
В создании интерьеров Юсуповского дворца принимали участие многие русские и зарубежные мастера: А. Травин, П. и Т. Дылевы, М. Кропотов, А. Галанин, К. Кузнецов, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Торичелли, В. Мадерни, А. Трискорни, Я. Фратини и другие. Залы парадной анфилады бельэтажа и сегодня поражают воображение узорчатыми шелками, изысканной лепкой, благородными мраморами. Продолжают анфиладу Синяя и Красная гостиные, каждая из которых имеет неповторимое своеобразие. Благородством и элегантностью отличается убранство Танцевального зала. Но самым ослепительным стал Белоколонный зал, чей потолок покрыт изящной живописью, а стены охватывает колоннада коринфского ордера.
В 1840-е гг. швейцарский архитектор Б. Симон создал во в дворце зимний сад (не сохранился) и Гобеленовую гостиную, чьи стены были покрыты уникальными гобеленами, изготовленные в XVII — начале XVIII вв.
Новая серьезная перестройка дворца произошла в 1860 гг., когда им владел князь Н.Б. Юсупов-младший. По проекту архитектора И.А. Монигетти был заново оформлен нижний вестибюль, создана мраморная лестница из каррарского мрамора, стены вестибюля покрыл пышный лепной декор. Монтигетти создал и экзотическую Восточную гостиную, стены который были расписаны арабесковой вязью по золоченому фону, восьмигранная чаша бассейна украшена резным восточным орнаментом, а камин был отделан ониксом. Заново были отделаны несколько комнат на половине князя Юсупова, получивших название Зал Генриха II, Турецкий кабинет, Буфетная, Музыкальная, Кариатическая. На половине княгини появился Помпейский коридор, Персидская комната, вновь отделаны будуар и гостиная. Во дворце появились резные камины из мрамора, оникса и малахита, гарнитуры роскошной мебели. Значительной переделке был подвергнут интерьер театра.
В 1890-е гг. велась очередная реставрация дворца, охватившая весь комплекс помещений, велась под руководством архитектора А.А. Степанова. Тогда на месте зимнего сада была устроена Дубовая столовая, отделанная резными панелями из резного дуба, вновь дополнен и изменен интерьер домашнего театра, причем архитекторы использовал значительные элементы стиля рококо.
В 1911–1916 гг., когда владельцем дворца стал князь Ф.Ф. Юсупов граф Сумароков-Эльстон и его супруга Ирина Александровна, произошла последняя значительная переделка внутренних дворцовых помещений. Архитекторы А.П. Вайтенс и А.Я. Белобородов в стиле неоклассицизма оформили личные покои молодых хозяев. Художники В. Конашевич, Н. Тырса и С. Чехонин работали над декоративном оформлением комнат, в частности, Серебряного будуара княгини, но события 1917 г. прервала их труды.
Именно в этом дворце в декабре 1916 г. произошло трагическое событие — убийство Г. Распутина, в организации которого принимал участие князь Ф.Ф. Юсупов.
После революции 1917 г. Юсуповский дворец перешел в государственную собственность. В годы Великой Отечественной войны в результате прямых попаданий снарядов и бомб были повреждены фасад и фундамент дворца, многие залы и комнаты, а некоторые из них погибли в пожарах. Но в 1946–1955 гг. было восстановлено и открыто для посещений большинство залов. Уникальной операцией стало извлечение неразорвавшегося снаряда из стены дворцового театра. Восстановительные работы проводились и позднее, продолжаются они и сегодня. Ныне здесь находится Дворец культуры работников просвещения, проводятся экскурсии, в дворцовом театре проходят концерты.
Дворцовое строительство, расцветавшее в Санкт-Петербурге на протяжении более чем ста семидесяти лет, прекратилось в конце XIX в. В столичной архитектуре тогда наступила эпоха модерна. Представители царского семейства, аристократии, делового мира начали строить для себя особняки, изящные здания которых оказались разбросаны по всему городу.
На Петроградской стороне особенно выделяются особняки Кшесинской и Витте. Особняк для знаменитой балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской возводил в 1904–1906 гг. один из самых ярких представителей петербургского модерна А.И. Гоген. Здание отличается живописной ассиметричностью наружной композиции, неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочный материалов. Изящная высокая беседка установлена на углу ограды. Весной 1917 г. в особняк Кшесинской разместился Центральный Комитет большевиков. Рядом с особняком Кшесинской в 1910 г. архитектор Р. Мельцер построил особняк Брандта, в котором находились утонченные деревянные интерьеры, а особенно уютно и празднично выглядит деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Ныне в объединенных специальном переходе особняках Кшесинской и Брандта находится Музей политической истории.
Неподалеку, в начале Каменноостровского проспекта расположился особняк С.Ю. Витте, председателя кабинета министров Российской империи, одного из самых ярких деятелей отечественной истории. Двухэтажное здание особняка строилось в 1898 г. по проекту архитектора Э.Ф. Вирриха. Примечательной деталью особняка был лифт, ходивший с первого этажа на второй.
Ряд интересных загородных особняков был построен в начале XX в. на Каменном острове. К примеру, деревянный «Дом-сказка», возведенный в 1904 г. архитектором Р. Мельцером для самого себя — деревянный сруб, украшенный острыми двускатными объемами, нависающими друг над другом. А для Э.Г. Фолленвейдера в том же 1904 г. Р. Мельцер выстроил дом, как романтическую композицию с высокой черепичной крышей, увенчанной четырехгранной башней. Этот особняк прозвали «Теремок». Но ослепительно белые оштукатуренные стены дали повод к тому, что дом начали называть «Сахарной головой». Еще один удивительный дом, прозванный местными жителями «Золотой рыбкой», построил для себя в 1910 г. архитектор Ф.Ф. Постельс. Столь сказочное прозвище у дома появилось потому, что стены дома были облицованы живописными тонкими дощечками, напоминающими рыбную чешую.