Государственный деятель. Происходил из очень старого дворянского рода. Под руководством матери — женщины выдающегося ума, энергии и высоких нравственных качеств — Блудов получил прекрасное домашнее образование. В 1800 г. поступил на службу под начало Бантыш-Каменского в Московский архив Коллегии иностранных дел, где вращался среди “архивных юношей”, спасавшихся от общей дворянской карьеры — военной службы; из них Блудов особенно сошелся с Дашковым, а через него познакомился и впоследствии подружился с Жуковским. По восшествии на престол императора Александра I Блудов перешел на службу в Петербург, в Коллегию иностранных дел. Вместе с лучшей частью петербургской молодежи он увлекался либеральным направлением молодого императора и приветствовал предполагаемые реформы. В 1807 г. Блудов получил первое дипломатическое поручение в Голландию к королю Людовику Бонапарту. В 1810 г. Блудов был назначен правителем дипломатической канцелярии графа Каменского, командовавшего Дунайской армией в турецкую войну. Позднее он занимал дипломатические должности в Стокгольме и в Лондоне. Граф Каподистрия дал
Блудову поручение знакомить иностранную печать с настоящим положением дел в России и через английские газеты защищать нашу политику от нападок заграничной прессы.
Блудов стал горячим поклонником Каподистрии и его политической системы: он разделял его отрицательное отношение к Священному союзу и к Меттерниху, не верил австрийской дружбе, видел в Австрии нашего естественного соперника во влиянии на балканские дела. Вместе с русским общественным мнением Блудов стоял за вмешательство России в борьбу Греции против Турции. Каподистрия называл Блудова “перлом русских дипломатов”.
По возвращении из Англии Блудов работал над переводом и изданием “Документов для истории дипломатических сношений России с западными державами 1814—1822 гг.”. В этой работе ему приходилось разрабатывать русский дипломатический язык.
С отставкой Каподистрии кончилась дипломатическая карьера Блудова. В 1825 г. император Николай I назначил Блудова делопроизводителем верховной следственной комиссии по делу 14 декабря. Для Блудова это была нелегкая задача, так как многие из декабристов были ему хорошо знакомы. Составленный им “Доклад о тайных политических обществах” послужил материалом для приговора Верховного суда.
По окончании дела о декабристах Блудов был назначен статс-секретарем и товарищем министра народного просвещения. В 1827 г. им был составлен указ о непринятии детей крепостных крестьян в учебные заведения. В 1828 г. министром народного просвещения (на место Шишкова) был назначен граф Ливен, и главное управление делами иностранных вероисповеданий перешло к его товарищу (т.е. заместителю) Блудову. В этой должности Блудов по указанию государя сблизился с Иосифом Семашко и вместе с ним готовил воссоединение униатов с Православной Церковью. С 1832 г. Блудов руководил Министерством внутренних дел, в 1837 г. назначен министром юстиции, в 1839 г. — главноуправляющим II отделения Собственной Его Величества канцелярии, членом Государственного •^совета и председателем департамента законов. В 1842 г. ему пожаловано графское достоинство. Под редакцией Блудова II отделение выпустило два издания Свода законов (1842 и 1857 гг.). В 1845г. обнародовано составленное II отделением “Уложение о наказаниях”.
С 1857 г. Блудов участвовал в подготовке крестьянской реформы. В 1861—1862 гг. председательствовал в Государственном совете и комитете министров. В государственной деятельности Блудова трудно указать на одно, раз принятое направление. Он всегда отдавался господствующему настроению и изменял свои взгляды согласно видам правительства. Он был на службе всегда лишь честным и талантливым исполнителем верховной воли. В юности Блудов принимал живое участие в литературном движении начала XIX в. Знаменитый “Арзамас” получил свое название от сатирической статьи Блудова: “Видение в Арзамасе”. В шутливом “Парнасском адресе-календаре” Воейкова Блудов обозначен как “государственный секретарь бога Вкуса при отделении хороших сочинений от бессмысленных и клеймлении последних печатью отвержения ”. Почти все главные художественные произведения той эпохи читались в доме Блудова еще в рукописях. Вяземский в своем послании так приветствует Блудова: “Ты друг и брат певца Людмилы, ты другом был Карамзина”. Во имя этой старой дружбы Блудов издал последний, неоконченный том “Истории ” Карамзина и заведовал изданием посмертных стихотворений Жуковского. Блудов считался в свое время превосходным стилистом; ему часто поручалось составление манифестов. В 1855 г. он был назначен президентом Академии наук и сохранил эту должность до самой своей смерти.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/