ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Понятие и классификация конституционных прав и свобод
1.1 Понятие прав и свобод человека
1.2 Различные подходы к классификации прав человека
ГЛАВА 2 Развитие в конституции Российской Федерации и законодательстве РФ идей высшей ценности прав человека
2.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.2 Защита прав и свобод человека и гражданина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с Нового времени, проблематика прав человека занимает едва ли не центральное место в западной философии права. Представление о правах человека как формальном выражении способов и условий социального бытия людей, с государством и обществом образуют неотъемлемую часть правовой теории. При этом права человека обычно берутся в своем сугубо ценностном аспекте, как некий социальный идеал. Не случайно принято говорить о современной идеологии прав человека – мировоззрении, базирующемся на признании прав человека безусловной и основополагающей социальной ценностью, степень реализации которой в рамках той или иной социальной организации служит критерием её оценки в качестве надлежащей, правильной, справедливой1.
Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ.
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направление и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы.
Государство через законы закрепляет права и свободы человека и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым даёт Конституция.
Правовое государство не может существовать без соответствующего отношения к правам людей, необходимо урегулировать многообразие общественных отношений, возникающих в процессе их реализации. Именно для этого и существуют соответствующие нормы Конституции и федеральных законов.
Но в процессе реализации указанных выше норм, неизбежны нарушения и злоупотребления, ведущие к правовому нигилизму.
Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свобод человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации, утверждение и развитие демократии – мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации1.
Целью данной работы является анализ содержания конституционных норм, определение их содержания, выявление тенденций развития института прав и свобод человека, гарантированность обеспечения государством реализации прав и свобод человека.
I ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
1.1 Понятие прав и свобод человека
Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), а развернуто закрепляться со времен американской и французской революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст. 1)1.. Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).
Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
Предусмотренные Конституцией РФ механизмы (условия и средства), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и всестороннюю их охрану. Обычно выделяется две группы гарантий. Во-первых, это общие гарантии - сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; развитой экономический строй, состояние экономики страны; состояние политического режима, политическая атмосфера, наличие (или отсутствие) развитых институтов гражданского общества и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности, основных прав и свобод граждан. Во-вторых, это специальные гарантии - закрепленные в Конституции механизмы, средства - гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод1.
Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.
На пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция. Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные.
Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.
В то же время конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.
Понимание отношений человека и государства как правоотношений не зарегламентированно. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства — в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным1.
Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).
Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.
Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» 1.
«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» 2.
В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.
Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.
Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.
Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью1. «Гуманный пафос школы естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат государства над личностью» 2.
Различие между понятиями “право” и “свобода” в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.
Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55 ч.1).
Глава Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей, часть посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающие специфику самих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
Государство через законы закрепляет права и свободы человека и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их
претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладёт Конституция1.
Итак, права человека носят естественный и #M12291 820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков #M12291 820000863гражданского общества#S и правового государства. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
1.2 Различные подходы к классификации прав человека
В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы.
Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. По этому признаку они делятся одними авторами на личные права и свободы; политические, социально-экономические права и свободы; другими — на личные права и свободы; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина 2.
В соответствии со сферами деятельности индивида можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека, из международных пактов по правам человека, и включает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.
Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это «не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, а суверенный, не отчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения; не народ существует для государства и правительства, а государство и правительство – для народа, не народ для конституции, а конституция для народа»1.
Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам2.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Политические права и свободы включают: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.
Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29). В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, целесообразно рассматривать такое понятие как «гражданство» – выше приводилось определение этого института, данное в Законе о гражданстве РФ.1 Нужно отметить, что, несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности.
«Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» 2.
К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи. Своеобразие этой группы прав и свобод состоит в том, что данные права и свободы выражаются в условной форме, связывающей их осуществление в зависимости от реальных возможностей экономики, уровня развития социальной и духовной жизни общества, а также в форме перспектив, пожеланий, целей и идеалов для деятельности государства, для становления и совершенствования социального государства3.
Говоря о правах социально-экономических, необходимо отметить, что помимо положений, регулирующих экономические права и свободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не только и не столько правах, сколько о гарантиях.
Культурные права - Осуществление этих прав и свобод человека в демократическом социальном государстве предполагает гарантии на свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 45).
Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в российской федерации занимают так называемые «права по защите других прав». «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство….»1 - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.
Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей предполагает выделение в их составе определённых групп этих элементов правового статуса личности, обладающих некоторыми общими чертами и признаками, и осуществляется по следующим основаниям:
По источнику их закрепления – международные, конституционные, отраслевые, корпоративные права, свободы и обязанности;
По времени появления – права, свободы и обязанности, относящиеся к первому, второму или третьему поколениям;
По кругу лиц, на которых они распространяются, - общие и специальные права, свободы и обязанности;
По гражданской принадлежности их субъекта – права, свободы и обязанности человека и права, свободы и обязанности гражданина;
По субъекту их реализации – индивидуальные права и коллективные права, свободы и обязанности, а также права наций и народов;
По адресату соответствующих правовых предписаний – нормы, адресованные самому индивиду или другим субъектам права как выражение дуализма «свободы для» и «свободы от» - негативные и позитивные права, свободы и обязанности;
По сфере их действия – личные (гражданские), политические (публично-политические), экономические, социальные, культурные и правозащитные (правоохранительные) права, свободы и обязанности1.
Поскольку данная классификация построена на основе иерархии правовых актов и содержащихся в них норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в зависимости от их юридической силы, каждая из названных групп, по сути, составляет один из относительно самостоятельных уровней правового статуса личности.
Среди прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в зависимости от времени их появления в юридической науке выделяют первое, второе и третье поколение прав, свобод и обязанностей. К первому поколению, относятся большинство личных или гражданских, политических, а также некоторые имущественные и правозащитные или правоохранительные права, свободы и обязанности.
Второе поколение привело к закреплению в конституциях и отраслевом законодательстве экономических и социальных прав, свобод и обязанностей.
К третьему поколению прав, свобод и обязанностей относят культурные, национально-культурные и национальные, а также экологические и с некоторых пор и права в сфере информации.
Перечисленные три поколения выделены с учетом исторического развития мирового конституционного процесса. Вместе с тем в истории каждой национальной правовой системы возможно вычленение своих этапов конституционного развития2.
II РАЗВИТИЕ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ ИДЕЙ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина
Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.
Права человека, которые, несомненно, представляют собой социальную ценность, могут быть предметом не только идеологической дискуссии, но и рационально-научной, в данном случае юридической, интерпретации. Тут принципиальное значение имеет не то, являются ли права человека и другие ценности, релевантные государственно-правовой сфере, собственно юридическими или носят более широкий, универсальный, моральный характер, а то, поддаются ли они юридической интерпретации1.
Любая социальная ценность, неюридична. Дело в том, что ценность в своём деятельностном аспекте, т.е. функционирующая в качестве ориентира для деятельности, обладает весьма ограниченным и своеобразным регулятивным потенциалом. Ценности – это не четкие нормы и стандарты поведения, а определенные идеалы, задающие только общую направленность деятельности, но не её конкретные параметры.
Ценность определяет конечную цель, которая требует реализации. Ценность как бы санкционирует деятельность, но не предлагает других критериев легитимации образующих её действий, кроме их эффективности в отношении достижения этого результата. Таким образом, ценность-цель оправдывает любые средства, лишь бы они были эффективны в заданных обстоятельствах, а ценность-средство является таковой поскольку способствует достижению ценности-цели.
Возможность именно юридического истолкования той или иной ценности (сведения её к принципу права) зависит от её содержания, от того, заключает ли она в себе элементы именно правовой нормативности, что в свою очередь, обусловливается типом правопонимания, в рамках которого предпринимаются попытки такого истолкования.
Таким образом, права человека, изначально взятые как ценность, и идея их приоритета в системе ценностей нуждаются в юридической интерпретации в качестве принципа верховенства прав человека, что предполагает выявление его регулятивного смысла и обоснование адекватных ему параметров правопорядка1.
Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников2.
Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов власти.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи (ст. 45—54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия1.
Общие гарантии - сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; развитой экономический строй, состояние экономики страны; состояние политического режима.
Специальные гарантии - закрепленные в Конституции механизмы, средства - гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод2.
Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 613.
Наиболее обстоятельно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, когда речь идет о привлечении его к уголовной
ответственности, о лишении его свободы (ст. 46 – 54). Система гарантий состоит из экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий.
Экономические гарантии – это закрепленные конституцией формы собственности и основанная на их базе система хозяйствования;
Политические – система органов государства и общественно-политических организаций, призванных привлекать граждан к управлению государством и обществом;
Социально-нравственные – это социальная справедливость и совесть, позволяющие гражданам правильно понимать права, свободы и обязанности, правильно ими пользоваться и исполнять;
Юридические гарантии – закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства1.
Цели ограничений прав Конституция РФ установила в ч. 3, ст. 55, в которой закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Важными принципами статуса личности являются равенство и равноправие. Равенство – характеризует правовой статус личности. В ст. 19 выделены основные его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человек и гражданина; равные права и свободы мужчин и женщин. Это понимается как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.
В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом1.
Гарантии личных прав человека:
1) Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где четко определяются случаи, ограничивающие это право;
2) Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: «Закон о средствах массовой информации»; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства (ст.110) и т.д.;
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина;
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ);
Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) – это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основах федеральной жилищной политики» и т.д.);
Право на определение национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе «О языках народов РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом каждому гарантируется право осуществлять основные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком при обращениях в государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения и т.д.1;
Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) – никто не может быть принужден в выборе религии, смене вероисповедания;
Право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29).
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30—33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические — гражданам.
Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30)
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ.
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы.
Право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34) – право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством;
Право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования (ст. 35);
Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36) – эта сфера отношений, также как и сфера предпринимательства, находится в стадии оформления. Это право не может быть абсолютным, в связи установленными конституционно нормами об охране окружающей среды;
Право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку (ст. 37)
Права в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных:
права на охрану материнства и детства (ст.38) - социальное здоровье общества определяется по защищенности семьи, прав детей. Семейный кодекс вполне правомочно рассматривает прав материнства, отцовства и детства. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права – так трудовой законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних;
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение мед. помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения (ст.41);
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42) - так называемое экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее (ст. 58 КРФ). УК РФ включает в свой состав главу «Экологические преступления», (гл. 26);
Право на образование (ст. 43); - Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека.
Гарантии культурных прав: свобода творчества; право на защиту интеллектуальной собственности; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44).
2.2 Защита прав и свобод человека и гражданина
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование.
Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных. Суд присяжных, состоящий из рядовых граждан, призван самостоятельно, отдельно от судьи, решать только один вопрос: о виновности (или невиновности) подсудимого. Воплощая жизненный опыт присяжных заседателей, этот суд способен дать необходимую оценку доказательствам и личности обвиняемого.
Российская Конституция гарантирует каждому такую защиту его прав и свобод (ст. 46). Она наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
К числу закрепленных в Конституции средств относятся: право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); гарантированная Конституцией каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46); предусмотренное Конституцией право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53); положение Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54); установленный в Конституции запрет, обращенный к законодателю, не издавать законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55); закрепленные в Конституции гарантии правосудия: презумпция невиновности (ст. 49), право каждого задержанного, заключенного под стражу пользоваться помощью адвоката (ст. 48), запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора и др. судебная защита.
Судебная власть в России представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Главная её функция – вешение правосудия, которое может осуществляться только судом в особой процессуальной форме1.
Межгосударственные органы защиты прав и свобод человека и гражданина. Такими органами являются: Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение Российской Федерации к факультативному протоколу данного Пакта одновременно означает право каждого гражданина РФ на обращение в Комитет по правам человека.
Европейский Суд по правам человека. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации. Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо1. Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты.
Новое законодательство России расширяет перечень форм и средств самозащиты. В случаях, оговоренных в законодательстве, допускается возможность привлечения специальных средств для предотвращения непосредственной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан. В частности, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»2 предоставляет гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье, газовое оружие, газовые пистолеты и др.), в том числе огнестрельного, для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости3.
Комитеты ООН. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.
Возмещение вреда. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством.
Неотменяемость прав и свобод. Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться.
Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рождения и на имя. Законодательство устанавливает ряд прав несовершеннолетних.
Право на юридическую помощь предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Права и свободы человека и гражданина ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника (ст. 48 Конституции РФ; ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах). Указанные конституционные права в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах1.
Юридические гарантии «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина».2
Объектом обжалования могут выступать нормативно-правовые акты: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д., а также правоприменительные акты, решения и действия государственных органов, местного самоуправления и их должностных лиц. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба, а также о компенсации морального вреда, причиненных ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан1.
Каким же образом государство использует перечисленные инструменты? Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:
Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;
Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;
Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;
Развитие общественно-политической активности граждан;
Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;
Повышение правосознания и правовой культуры каждого;
Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.
следует отметить, что классификация гарантий, так же как и классификация основных прав и свобод достаточно условна.
Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ.
В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и значимы для общества. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются как условие его существования.
Человеку предоставлены многообразные способы защиты своих прав и свобод. В наше время судебная защита действительно является самой эффективной, потому что самостоятельно не всегда удаётся наказать обидчика, прийти к обоюдному соглашению. Сейчас «на каждом шагу» происходит нарушение прав человека. Должностные лица злоупотребляют своими полномочиями и не всегда можно доказать это.
Соблюдение прав и свобод человека, их реализация, а значит и построение правового государства возможны лишь когда всё, что закреплено на бумаге, будет реализовано на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех – свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод – неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций»1.
Многолетняя деятельность ООН, других международных органов и организаций в том числе и регионального уровня показывает, что международная защита прав человека в наши дни состоит в том числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению их эффективной работы.
В результате усилий и мер, предпринятых в ходе международного сотрудничества государств, были выработаны многие рекомендации, решения и договоры о демократических правах и свободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнения государствами своих обязательств в этой гуманной области международных отношений.
Конституция России, признавая идеологическое многообразие и частную собственность, в значительной степени опирается на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшие достижения.
Среди основных проблем возникающих в процессе реализации гражданами своих прав, можно выделить следующее: ппренебрежительное отношение самих же людей к своим правам и свободам, непринятие их значимости в их жизни; стремление обладать правами и не нести никаких обязанностей по отношению к обществу и государству; отсутствие ответственности, способной предостеречь правонарушителей от нарушения закона в части, касающейся прав и свобод; нарушения закона со стороны органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собой повышение риска правонарушений со стороны граждан.
В то же время, «мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу»1. Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждан того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебные пособия:
1. Бабаев, В.К. Теория государства и права /В.К. Бабаев - М.: Юристъ. – 2001;
2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007;
3. Батыра, К.И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ К.И. Батыра - М.: Спарк. – 1997;
4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права/ А.Б. Венгеров - М.: Юриспруденция. – 2000;
5. Енгибарян, Р.В. Конституционное право/ Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян – М.: Юристь. – 2000;
6. Жарков, Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения/ Б.Н. Жарков - М.: Знание. – 1988;
7. Клименко А.В. Обществознание: учеб.пособие/ А.В. Клименко, В.В. Румынина. М.: Дрофа, 2007;
8. Козлова, Е. И. Конституционное право России/ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин – М.: Юристъ. – 2003;
9. Лукашев, Е.А. Права человека / Е.А. Лукашев - М.: Норма. – 2001;
10. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузова, А.В. Малько - М.: Юрист. – 1997;
11. Мелков, Г.М. Международная защита прав и свобод человека/ Г.М. Мелков - М.: Юридическая литература. – 1990;
12. Никулин , В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Никулин - Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-та. – 2006;
13. Румянцев, О.Г. Юридический энциклопедический словарь/ О.Г. Румянцев, В.Н Додонов - М.: Норма. – 1997;
14. Стрекозов, В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации/ В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев - М.: Зерцало. – 1997;
15. Червонюк, В.И Конституционное право России/ В.И Червонюк – Москва. – 2004;
16. Шульженко, Ю.Л. Конституционное право. Курс лекций/ Ю.Л. Шульженко – М.: Проспект. – 2007;
Журналы и официальные документы:
1. Об оружии: ФЗ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ / СЗРФ
2. О гражданстве российской Федерации от 28 ноября 1991г/ СЗРФ
3. Варламов, Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации/ Н.В. Варламов// Государство и право. – 2009. - № 2
4. Конституция Российской Федерации. - М.: АСТ-Астрель. - 2009.
1 Варламов, Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации/ Н.В. Варламов// Государство и право. – 2009. - № 2 - С. 24
1 Клименко А.В. Обществознание: учеб.пособие/ А.В. Клименко, В.В. Румынина. М.: Дрофа. – 2007. С-301
1 Батыр, К.И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ К.И. Батыра - М.: Спарк. - 1997. С. 263.
1 Червонюк, В.И Конституционное право России/ В.И Червонюк – Москва. – 2004 С. - 128-129
1 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007. С. - 182
1 Лукашев, Е.А. Права человека / Е.А. Лукашев - М.: Норма – 2001. С. – 1.
2 Румянцев, О.Г. Юридический энциклопедический словарь/ О.Г. Румянцев, В.Н Додонов - М.: Норма. – 1997. С. 245
1 Бабаев, В.К. Теория государства и права / В.К. Бабаев - М.: Юристъ. – 2001. С. 184
2 Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузова, А.В. Малько - М.: Юрист. – 1997. С. 325
1 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007. С. 249
2 Стрекозов, В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации/ В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев - М.: Зерцало. – 1997. С. 123 - 124
1 Мелков, Г.М. Международная защита прав и свобод человека/ Г.М. Мелков - М.: Юридическая литература. - 1990.С. 6.
2 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007 С. 191
1 О гражданстве российской Федерации: ФЗ от 28 ноября 1991/ СЗРФ
2 Венгеров, А.Б. Теория государства и права/ А.Б. Венгеров - М.: Юриспруденция. – 2000. С. 98.
3 Енгибарян, Р.В. Конституционное право/ Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян – М.: Юристь. – 2000. С. 103
1 Конституция Российской Федерации. - М.: АСТ-Астрель. - 2009. ст. 1
1 Енгибарян, Р.В. Конституционное право/ Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян – М.: Юристь. – 2000. С. - 105
2 Шульженко, Ю.Л. Конституционное право. Курс лекций/ Ю.Л. Шульженко – М.: Проспект. - 2007. С. 139-141
1 Варламов, Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации/ Н.В. Варламов// Государство и право. – 2009. - № 2 - С. 24
1 Варламов, Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации/ Н.В. Варламов// Государство и право. – 2009. - № 2 - С. 24
2 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007. С. 294
1 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007. С. 294-295
2 Червонюк, В.И Конституционное право России/ В.И Червонюк – Москва. – 2004. С. 130
3 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007. С. 295
1 Никулин , В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Никулин - Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-та. – 2006. С. 32-33
1 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007. С. 296-301
1 Козлова, Е. И. Конституционное право России/ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин – М.: Юристъ. – 2003. С. 262
1 Клименко А.В. Обществознание: учеб.пособие/ А.В. Клименко, В.В. Румынина. М.: Дрофа, 2007.
С. 444
1 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007. С. 306
2 Об оружии: ФЗ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ / СЗРФ
3 Червонюк, В.И Конституционное право России/ В.И Червонюк – Москва. – 2004. С. 130
1 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007. С. 299-304
2 Козлова, Е. И. Конституционное право России/ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин – М.: Юристъ. – 2003. С.191
1 Червонюк, В.И Конституционное право России/ В.И Червонюк – Москва. – 2004. С. 128-129
1 Жарков, Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения/ Б.Н. Жарков - М.: Знание. - 1988. С. 6.
1 Мелков, Г.М. Международная защита прав и свобод человека/ Г.М. Мелков - М.: Юридическая литература. - 1990. С. 6.