Введение
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.
Рассмотрим развитие и реализацию одного из главных конституционных институтов, составляющего смысл существования любой конституции, — права и свободы человека и гражданина, которые характеризуются в ст.2 Конституции Российской Федерации как высшая ценность, подлежащая признанию, соблюдению и защите государством.
Перечень конституционных прав и свобод и их конституционные гарантии в основном выглядят безупречно. Что же касается их реализации, то ситуация у нас в стране далеко не безоблачна — конституционные и законодательные гарантии нередко не соблюдаются, и сегодня, более десять лет после принятия Конституции и вступления ее в силу, сколько-нибудь существенного улучшения не видно.
Многие, в том числе и правоведы, оценивают это десятилетие различно, подчас противоположным образом, но, независимо от этого, очевидно, что страна существенно изменилась. Соответственно изменился взгляд на Конституцию: мы лучше понимаем, в чем она нам помогает, а в чем помочь не может, надо ли нам сохранять ее в неизменном виде или следует как-то исправить либо даже вообще заменить другой. Но понимание это у всех неодинаково, потому что общество наше остается расколотым, а это значит, что Конституция пока что не выполнила своей интегративной задачи. Может ли она выполнить ее в дальнейшем — вопрос, на который следует ответить в результате всестороннего анализа ее десятилетнего воздействия на общество, который, естественно, невозможен в рамках статьи, посвященной лишь одной из конституционных проблем.
К сожалению, реализация Конституции Российской Федерации пока что во многом не оправдывает надежд ее разработчиков. Впрочем, сейчас вполне очевидно, что такие ожидания не имели под собой сколько-нибудь заметных социальных оснований.
Рассмотрим развитие и реализацию одного из главных конституционных институтов, составляющего смысл существования любой конституции — права и свободы человека и гражданина, которые характеризуются в ст.2 Конституции Российской Федерации как высшая ценность, подлежащая признанию, соблюдению и защите государством.
Перечень конституционных прав и свобод и их конституционные гарантии в основном выглядят безупречно. Что же касается их реализации, то ситуация у нас в стране далеко не безоблачна — конституционные и законодательные гарантии нередко не соблюдаются, и сегодня, спустя десять лет после принятия Конституции и вступления ее в силу, сколько-нибудь существенного улучшения не видно.
Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы – изучение основных личных прав и свобод человека в РФ.
Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:
Изучить понятие и содержание прав и свобод;
Изучить основные конституционные права и свободы, и классификацию;
Рассмотреть конституционные гарантии прав человека по конституции РФ.
1. Понятие и развитие прав
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие "свобода", идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с тем "свобода" при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей.
В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
Наиболее важным является трактовка свободы как категории права, его важнейшего принципа.
Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.
Классификация прав и свобод человека направлена на достижение различных целей и проводится на базе самых разнообразных классификационных оснований.
Одно из оснований такой классификации – генерационное (от лат. generatio - рождение, размножение, поколение). Согласно этому подходу права могут быть отнесены к поколениям прав человека, под которыми понимаются основные этапы развития этих прав, связанные с формированием представлений об их содержании, а также с изменением механизмов их обеспечения.
В настоящее время можно выделить четыре поколения прав человека.
Первым поколением традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, отражающих так называемую "негативную" свободу, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Речь идет о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры. Весьма образно эту идею выразил Н.М. Коркунов: " Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное".1
Права первого поколения интерпретируются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколения являются лишь "социальными притязаниями", т.е. не столько правами, сколько привилегиями, направленными на перераспределение национального дохода в пользу социально слабых.
Второе поколение - социально-экономические права человека - сформировалось в XIX в. В процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса.
Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и Второй мировой войны, - между мировыми социальными системами.
Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. В Конституции СССР 1936г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже, несмотря на то, что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и хотя бы этим оказывала и оказала воздействие на мировое общественное сознание. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем они носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не устанавливает какие-либо жесткие критерии осуществления этих прав. Например, в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер"1
Признание второго поколения прав человека означало существенные изменения в их концепции. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.1
По мнению Е.А. Лукашевой, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией). Подобная точка зрения высказана и К. Васаком, который к третьему поколению прав относит только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникации. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., международных пактах 1966г. и др.).
Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. XX в. По мнению Ф.М. Рудинского, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности, связанных с клонированием и другими открытиями в области биологии.
А.Б. Венгеров называет четвертое поколение правами человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.). "Четвертое поколение - это правовой ответ вызову XXI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества".1
О.Ю. Малинова предполагает, что "возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав".2 Аргументирует она это тем, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты новых прав со старыми. В результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться.
2. Права и свободы по Конституции РФ
В зависимости от содержания права человека можно подразделить на лчные, плитические, эономические, социальные и культурные права и свободы.
Данный вид классификации является традиционным, так как перечисленные группы прав закреплены в международных и национальных документах. Конституция РФ также придерживается этого деления, хотя это не выражается напрямую, но прослеживается в порядке следования статей.
2.1 Личные права и свободы
Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.
Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.
Личные или гражданские права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. К таким правам следует отнести право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции) и др.
2.2 Политические права и свободы
Эти права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве.
Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право на объединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и др.
2.3 Экономические, социальные и культурные права
В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы. Рассматриваемая группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике.
Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Такими правами являются право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), частной собственности (ст. 35), свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и др.
Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Конституция РФ к таким правам относит право на отдых (ч. 5 ст. 37), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и др.
Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на образование (ст. 43), на участие в культурной жизни (ст. 44 Конституции РФ) и др.
3. Конституционныегарантии прав и свобод
Права человека - универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Конституция обеспечивает гарантии для реализации наших прав и обязанностей.
Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно ("каждый имеет право на жилище"), другие — как гарантия ("гарантируется свобода массовой информации"), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона ("право частной собственности охраняется законом", "материнство и детство, семья находятся под защитой государства"). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако формулировка "гарантируются" звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образование только "каждый вправе", поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки "охраняются государством" и "находятся под защитой закона" по существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).
Однако наряду с таким "попутным" решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи (ст. 45—54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).
Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.
Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах — Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. и др. По действующему законодательству, например, возмещению, подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.
Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.
В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.
Заключение
Положение человека, его права, свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в Российской Федерации, предметом охраны и защиты иных законов — источников конституционного права.
Совокупность конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции).
Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.
Направленность политических, социально-экономических и административных реформ, проводимых в России в последнее десятилетие, имеет своей конечной целью — реализацию в полном объеме провозглашенных в Конституции РФ прав и свобод человека. Они и могут быть осуществлены, только если станут свободным выбором свободных людей, активно и осознанно участвующих в реформировании общества.
Вместе с тем, любое вторжение государства, политических партий и даже общественных организаций в сферу прав и свобод человека воспринимается болезненно, и отзывается падением заинтересованности гражданина в реформировании общества. Для России, где нет исторической традиции уважения, защиты и обеспечения прав граждан, и сегодня приоритетным является продвижение идеи ценности человеческой личности, защиты человека от произвола государства и иных структур.
В поисках ответа на новые вызовы европейские страны уже пришли к убеждению о необходимости усиления внимания со стороны государства к проблемам обеспечения личных прав. Это не только разработка и принятие новых правовых актов, но и использование административно-управленческого ресурса.
Перечень конституционных прав и свобод и их конституционные гарантии в основном соответствуют мировым стандартам развитых стран. Что же касается их реализации, то ситуация у нас в стране достаточно серьезная - конституционные и законодательные гарантии нередко не соблюдаются.
Реализацию прав и свобод нельзя рассматривать вне связи с функционированием правоохранительной системы и правосудия, которые как раз и призваны обеспечивать их защиту. Это тем более важно потому, что традиционная психология российского чиновника побуждает его так вести свою работу, чтобы удобно было, прежде всего, ему, а не тем лицам, которые нуждаются в его административных услугах.
Кроме этого необходимо повышению правовой и политической культуры населения.
Наиболее важными направлениями повышения уровня правосознания является преодоление не только юридического невежества, т. е. неосведомленности о правах, предоставленных законом, и порядке их судебной защиты, но и пассивности пострадавших от нарушения прав, их добровольного отказа от каких-либо попыток защитить свои законные интересы.
Наконец, необходимо предостеречь от иллюзий достигнуть такого состояния, когда все права будут детально и непротиворечиво закреплены законом, субъекты, обязанные их соблюдать, перестанут допускать разного рода злоупотребления и ошибки, а граждане станут свято исполнять свои обязанности.
Библиографический список
Правовые акты
Конституция Российской Федерации (в последней редакции Закона о поправке к Конституции от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ// Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831).
Научная литература
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: учебник. -М, - 2000 -370с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник. - М., 2004 -242 с.
Водолагин С. Концепция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. – 2001. - № 8. – С.24-26.
Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России : учебник / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Эксмо, 2006
Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. СПб., 2001. С. 347.
Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 79-89.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учебник. –М., 2001 -283с.
Коркунов Н.М. Общественное значение права. - СПб., 1892. – 276 с .
Малинова О.Ю. Три поколения прав человека //Пчела. - 2003. - N43. – С. 169-172.
Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института: учеб. пособие / под ред. А.Ю. Сунгурова. - Спб., 2003. - 542 с.
Крылов Б.С., Михалева Н.А. Конституция суверенной России: учебник. - М, 2004 -420с.
1 Коркунов Н.М. Общественное значение права. - СПб., 1892. – С. 76.
1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831).
1 Малинова О.Ю. Три поколения прав человека // Пчела. - 2003. - N 43. – С 87.
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - М., 2004.- С 169.
2 Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института : учеб. пособие / под ред. А.Ю. Сунгурова. - Спб., 2003. – С 83.