Содержание
Глава I. Личные права и свободы
1.2 Содержание личных прав и свобод
Глава II Правовая регламентация прав и свобод
2.1 Развитие концепции прав и свобод
2.2 Проблемы правовой регламентации прав и свобод
Введение
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направление и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы человека всегда выступает государство, создаваемое самими людьми для поддержания условий реализации свободы.
Государство через законы закрепляет права и свободы человека и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладёт Конституция1.
Личные права и свободы именуются также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотчуждаемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод.
Личные права и свободы человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. Эти права выражают естественное состояние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.
Актуальность данной темы состоит в том, что в сознании многих людей укоренилось представление о правах как об абстрактных категориях, не имеющих на практике никакого принципиального значения и соответствующих средств защиты.
Правовое государство не может существовать без соответствующего отношения к правам людей, необходимо урегулировать многообразие общественных отношений, возникающих в процессе их реализации. Именно для этого и существуют соответствующие нормы Конституции и федеральных законов.
Но в процессе реализации указанных выше норм, неизбежны нарушения и злоупотребления, ведущие к правовому нигилизму.
Целью работы является проанализировать содержание конституционных норм, определить их содержание, выявить тенденций развития института прав и свобод человека.
Задачами данной работы являются разграничить понятие прав и свобод, раскрыть их содержание, выявить основные проблемы их реализации.
Значительный вклад в науку государственного права внесли такие крупные ученые, как профессора А.И. Лепешкин, Б.В. Щетинин, С.С. Кравчук, К.Ф. Шеремет, В.Ф. Коток, Г.В. Барабашев, Л.Д. Воеводин, И.М. Степанов, Н.Я. Куприц, В.С. Основин, И.Е. Фабер2.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые определяют стабильность в обществе и степень соблюдения законов, складывающиеся вокруг такого института как личные права и свободы человека и гражданина.
Предметом исследования являются понятие и сущность прав и свобод, проблемы связанные с их реализацией.
В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод обработки информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Личные права и свободы
1.1 Категории права и свободы
В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающиеся правомочия личности.
Субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность честной жизни и т.п.) конкретным действием с указанием конкретного субъекта3 (например, граждане РФ).
Свобода личности чаще всего увязывается с правомочиями, обеспечивающими сферу самостоятельности личности или защищающими от вмешательства в её внутренний мир4.
Достаточную условность между правом и свободой можно обнаружить в Конституции, где право может одновременно рассматриваться и как свобода личности.
Например, согласно ст. 26 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включающая в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Именно эта условность зачастую даёт основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные права личности».
Особенностями личных прав и свобод является то, что эта группа прав призвана, прежде всего, ограждать жизнь и свободу человека, его неприкосновенность и достоинство. Они не связаны с гражданством, присущи любому лицу и обычно рассматриваются как естественные, неотчуждаемые права5.
Также для правильного понимания сущности прав и свобод следует различать понятия «человек» и «гражданин».
Человек как высокоорганизованное существо обладает от рождения качествами (чувствами, разумом, достоинством), определяющим его суть и отличающими его от иных живых существ. Названные качества присущи всякому индивиду безотносительно от наличия или отсутствия устойчивой связи и конкретным государством.
Гражданин это тот же человек, только обладающий дополнительными качествами социально-политической причастности, устойчивой юридической связи с определенным государством, порождающей их взаимные права и обязанности (граждане например, имеют субъективное избирательное право, право на занятие государственной и муниципальной должности, несут обязанность защищать государство)6.
Конституция РФ проводит описанное разделение индивида, однако не всегда последовательно. В одних случаях используется термин «лица», который легко соотносится с термином «человек». И лишь дважды речь идёт о «личности» (ч. 1 ст. 21, ст. 64). Это даёт основание некоторым исследователям полагать, что Конституция устанавливает основы правового статуса человека и гражданина7, а не личности.
В заключение главы можно сделать вывод о том, что право (свобода) – это установленная Конституцией РФ возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами, как в личных, так и в общественных интересах.
1.2 Содержание личных прав и свобод
В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают перечень последних, но и отражены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях.
Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:
Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав человека и гражданина. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальных и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.
Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Расширяя гарантии права на жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможности применения смертной казни. Эта мера наказания: сохраняется временно, может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры, назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности.
Достоинство – это не просто абстрактная формальная категория. Достоинство личности, как отмечается в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир. «Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.)»8.
Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма работает еще очень плохо.
Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.
Значительное место в системе личных прав занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписку, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста.
Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.
Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях – в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения – может быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.
Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. При чем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда. Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни.
Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом9.
Новым в конституционном закреплении личных прав является и включение такой важной формы свободы личности как свобода передвижения.
В ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.
Существовавшая с 1932 г. Прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья и т.п. приводили к фактической невозможности человека свободно решать вопрос о своем месте жительства.
В настоящее время сделаны первые шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации о свободе передвижения от 25 июня 1993 г10.
Он закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и жительства в пределах страны. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.
Однако для претворения в жизнь данного закона пока еще отсутствуют необходимые условия. Этому препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.
Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых установлен особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное положение, или опасные для проживания в связи с массовыми инфекционными заболеваниями).
Конституция признает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в страну.
К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять учитывать национальную принадлежность.
Закрепление этого права вытекает их отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.
Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционна норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26). В официальных анкетах не допускается постановка вопроса о национальности.
Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессии, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.
Федеральным законом11 предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.
Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.
Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.
Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.
Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.
Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.
Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются, свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).
Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.
Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них – общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.
К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.
Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.
Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.
Закон12 предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.
В заключение главы следует сделать вывод о том, что в современном российском законодательстве реализации прав и свобод граждан придано большее значение, чем раньше, в этом и выражается сущность правового государства. Права и свободы, закрепленные в Конституции реализуются посредством соответствующих федеральных законов.
Глава II Правовая регламентация прав и свобод
2.1 Развитие концепции прав и свобод
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. базируется на принципиально новой концепции прав человека, взаимоотношения его с государством по сравнению с той, которая получила свое отражение в советских конституциях.
Отказ от постулат, провозглашенных в последних и переход к новым принципам был ознаменован принятием Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. «Декларации прав и свобод человека», а затем Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. «Декларации прав и свобод человека и гражданина».
Можно выделить основные изменения, к которым привело принятие Конституции 1993 г.:
1. Новое законодательство России ознаменовали собой отказ от классового подхода в закреплении правового статуса личности. Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению её свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, непризнание права человека на свободу мысли.
2. Впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека»; в социалистической же доктрине человек и его права не признавались как самозначные категории, существовало понятие «права граждан», а права «человека» и «гражданина» как было показано выше неравнозначны, они отражают различные аспекты статуса личности.
3. Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, в отличие от социалистической, где центровым понятием был коллектив.
4. Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности.
5. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека не отчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения13. Советская теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.
6. В Конституции России впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.
Согласно ст. 17 Конституции в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В советском государстве сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР.
Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).
В заключение главы можно сделать вывод о том, что впервые в истории России права и свободы человека и гражданина признаны высшей ценностью, многое делается для исправления ошибок прошлого и выработки новых методов защиты законных интересов граждан.
2.2 Проблемы правовой регламентации прав и свобод
В России на настоящий день сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны принято большое количество нормативных актов, ставящих своей целью поддержание стабильности общества и претворение в жизнь Конституционных принципов, с другой – все они временами становятся лишь декларациями, провозглашающими права и свободы, но на деле слабо их защищающие.
Например, согласно ч.1 ст. 20 Конституции каждый имеет право на жизнь, а ст. 19 указывает, что все равны перед законом и судом (ч.1) и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения (ч. 2). Однако, ознакомившись с содержанием ст. 105 и 317 Уголовного кодекса РФ, можно убедиться, что равенство этого права практически не обеспечивается. За убийство гражданина предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет, а за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов предусмотрено лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, т.е. во-первых, жизнь указанных субъектов ценится по разному, во-вторых, различие это проводится именно по признаку должностного положения.
Следующий пример касается достоинства личности (ст. 21 Конституции) и защита чести и доброго имени (ст. 23).
Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ч. 1 ст. 129 УК РФ) в отношении граждан предусматривает максимальное наказание в виде исправительных работ на срок до одного года, а для лица, распространившего клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ч. 1 ст. 298) максимальным наказанием является лишение свободы на срок до двух лет.
Несомненно, судьи и представители государственной власти в целом, в связи со своим высоким статусом нуждаются в более действенных способах защиты, но это не означает, что для защиты указанных лиц нужно устанавливать столь привилегированные санкции, чем для рядовых граждан.
В современной российской юридической науке и законодательстве, как ив международно-правовых документах, отсутствует единое понимание «права на неприкосновенность частной жизни» и определение понятия «частной жизни». Уголовный закон также не раскрывает содержание понятия «частная жизнь», указывая лишь на то, что неприкосновенны сведения о частной жизни человека, составляющие его личную или семейную тайну, т.е. понятие «частная жизнь» нуждается в более точном определении.
По мнению некоторых автором, частная жизнь характеризуется как социальное явление и в большей степени как «физическая и духовная область, которая контролируется самим индивидом и является свободной от внешнего воздействия, в том числе и от правового регулирования». Специалист в области прав человека указывают на то, что содержание понятия частной жизни непосредственно связано со свободой мысли, совести, религии, свободой выражения своего мнения, свободой передвижения, правом создавать семью и др.14
Контроль и запись телефонных и иных переговоров граждан, несомненно, являются эффективным инструментом раскрытия преступлений. Вместе с тем прослушивание означает серьезное вторжение государства в частную жизнь граждан. Его можно легко использовать "не по назначению" - для установления тотального контроля за образом мыслей, высказываниями и взаимоотношениями людей. В этой связи задача законодателя видится в том, чтобы, не нанося ущерба качеству раскрытия преступлений, защитить частную жизнь граждан от незаконного и необоснованного вмешательства.
По российскому законодательству контроль телефонных и иных переговоров представляет собой меру ограниченного применения. Прослушивание допустимо только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 1 ст. 186 УПК РФ). Принимая во внимание весьма существенное ограничение прав граждан при прослушивании и отсутствие у них возможности защитить эти права, закон следует дополнить положением о том, что данная мера может быть применена только при невозможности получить интересующие следствие сведения иными способами.
Части 1, 2 ст. 186 УПК РФ определяют, чьи переговоры и на каком основании могут быть записаны и прослушаны. Названных в законе субъектов можно разделить на две группы - в зависимости от их процессуального положения и целей, которые ставят при этом органы уголовного преследования:
а) обвиняемый, подозреваемый, иные лица - при наличии достаточных оснований полагать, что их телефонные и иные переговоры могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела;
б) потерпевший, свидетель, их близкие родственники, родственники, близкие лица - при наличии угрозы совершения против них преступных действий.
В первом случае целью контроля и записи переговоров является получение доказательственной информации по делу; во втором - защита перечисленных лиц от преступных посягательств. Различные цели определяют различные формальные основания контроля переговоров. В первом случае следователю необходимо получить решение суда, во втором - заявление указанных лиц либо - при отсутствии такого заявления - решение суда.
Применительно к субъектам первой группы представляется необходимым конкретизировать понятие "сведения, имеющие значение для уголовного дела". В противном случае прослушивание может стать инструментом для сбора любой информации, характеризующей личность обвиняемого (подозреваемого), что недопустимо. Думается, что фактическими основаниями контроля переговоров названной категории лиц могут быть: получение доказательственной информации о преступлении, его участниках, местах сокрытия орудий и объектов преступной деятельности; розыск скрывшегося обвиняемого (подозреваемого)15.
Таким образом, следует признать, что современное российское уголовно-процессуальное законодательство в части прослушивания телефонных и иных переговоров в целом отвечает мировым стандартам.
Проблема обеспечения общественной безопасности и правового (законного) ограничения прав и свобод человека в современных условиях приобретает особую остроту и требует самого пристального внимания. Вряд ли можно поставить под сомнение актуальность этой проблемы для российского общества, и события последних лет демонстрируют новые тенденции в расстановке приоритетов: на первое место по общегосударственной важности выходят вопросы обеспечения общественной безопасности, неизбежно связанные с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что исследование вопросов соотношения безопасности общества и соблюдения прав человека затрагивает в первую очередь рассмотрение личных прав человека (гражданина). В данном контексте не разграничиваются права гражданина и человека, поскольку каждый гражданин прежде всего человек16.
Также требует рассмотрения на свободное перемещение по территории Российской Федерации, установленное в ч. 1 ст. 27 Конституции.
В ст. 87 установлено, что случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, режим военного положения определяется федеральным конституционным законом17.
Исходя из смысла данной нормы Конституции иных оснований для введения Президентом Российской Федерации на территории России или в отдельных ее местностях военного положения, кроме агрессии против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы, федеральным законодательством предусмотрено быть не может. Изложенные условия введения военного положения имеют исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Что касается чрезвычайного положения, то, как следует из ст. 56 и 88 Конституции, оно может вводиться Президентом при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Такие обстоятельства могут составлять довольно широкий перечень (например, попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, эпидемии и другие ситуации, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, и другие условия), определяемый соответствующим федеральным конституционным законом18.
Таким образом, с принятием Конституции основания введения военного и чрезвычайного положения впервые были строго разграничены, чему, впрочем, на первых порах не уделялось особого внимания в научной и учебной литературе по конституционному праву19.
Вместе с тем специальные конституционные законы, которые должны были четко конкретизировать причины введения военного и чрезвычайного положений и их режимы, несмотря на очевидную необходимость их оперативной разработки и рассмотрения, не принимались в течение довольно длительного времени. В этой связи совершенно обоснованно мнение Б.А. Страшуна о том, что промедление с принятием федеральных конституционных законов (включая и названные) отрицательно сказывается в целом на демократическом развитии нашего государства20.
С учетом изложенного был сделан вывод о том, что законом могут предусматриваться ограничения отдельных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на время военного положения, но только в соответствии с вышерассмотренными требованиями норм международного права. Непременное соблюдение этого требования является предпосылкой обеспечения безопасности личности в условиях военного положения.
В заключение главы можно сделать вывод о том, что в настоящее время в России отсутствует такое состояние права, которое позволило бы причислить нашу страну к разряду подлинно правовых государств. Необходимо не только неукоснительно соблюдать права и свободы граждан, но и уделять внимание законодательству, соблюдению основных принципов указанных Конституцией.
Заключение
Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода.
Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Среди основных проблем возникающих в процессе реализации гражданами своих прав, можно выделить следующее:
Пренебрежительное отношение самих же людей к своим правам и свободам, непринятие их значимости в их жизни;
Стремление обладать правами и не нести никаких обязанностей по отношению к обществу и государству;
Отсутствие ответственности, способной предостеречь правонарушителей от нарушения закона в части, касающейся прав и свобод;
Нарушения закона со стороны органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собой повышение риска правонарушений со стороны граждан.
Если в целом проанализировать основные тенденции развития Конституции и связанных с нею общественных отношений в части личных прав и свобод человека и гражданина, то можно выделить следующие направления, которые будут являться путями решения указанных выше проблем:
Пересмотр существовавшего в СССР подхода к понимаю
правового статуса личности, отказ от классового подхода и ущемления личности ради интересов государства;
Повышение уровня правосознания отдельно взятого человека и
всего общества в целом. Невозможно построить правовое государство без четкого соблюдения законов и пренебрежительном отношении к ним со стороны граждан;
Отказ от декларирования конституционных принципов и
последовательный переход к претворению их на практике;
Дополнение нормативно-правовых актов новыми нормами и
отраслями, которые смогут способствовать наиболее полной реализации гражданами своих прав;
Контроль и применение ответственности за нарушение
конституционных норм, регулирующих личные права и свободы, ужесточение наказания за неисполнение указанных норм права.
В одной работе невозможно отразить всё, что было пересмотрено в связи с проведением реформ 90-ч годов. Соблюдение прав и свобод человека, их реализация, а значит и построение правового государства возможны лишь когда всё, что закреплено на бумаге, будет реализовано на практике.
Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 N 1-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375
Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277
ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465
Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1 // "Российская газета", N 152, 10.08.1993
Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // "Российская газета", N 32, 08.02.1992
Статьи журналов:
Н.С. Волкова, «Общественная безопасность и законодательство о правах человека», "Журнал российского права", 2005, N 2 с. 41
М.С. Дунаева, «Проблемы защиты частной жизни граждан при осуществлении контроля и записи переговоров». "Адвокатская практика", 2003, N 3 с. 34
Б.Н. Кадников «К вопросу о понятии частной жизни человека». Международное публичное и частное право», 2007 № 1 с. 47
С.В. Пчелинцев «Проблемы реализаций положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве», "Журнал российского права", 2003, N 11
Учебники и учебные пособия:
Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву. М.: Юристъ, 2002 г. – 343 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.:Норма, 2006 г. – 784 с.
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации: Учбеник. М.: Юристъ, 2002 г. 445 с.
А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2003, с. 134.
Страшун Б.А. Федеральное конституционное право России. М.: Норма, 1996. 388 с.
Чиркин В.Е.. Конституционное право России: учебник, 2-е издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2003 г. с. 192.
Основы государства и права. Уч. пособие под ред. О.Е. Кутафина. М.: 2001 г. с. 85-88.
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 2002 г. – с.37.
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2006. с. 249.
2 Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву. М.: 2002 г. с. 37
3 А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2003, с. 139.
4 Козлова Е.И., Кутафин Е.И. Указ. соч., с.214-215.
5 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник, 2-е издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2003 г. с. 192.
6 А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2003, с. 134.
7 Основы государства и права. Уч. пособие под ред. О.Е. Кутафина. М.: 2001 г. с. 85-88.
8 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 2002 г. – с.37.
9 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации: Учбеник. М.: Юристъ, 2002 г. с. 200.
10 Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1 // "Российская газета", N 152, 10.08.1993
11 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465
12 Ст. 7 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // "Российская газета", N 32, 08.02.1992
13 Ст. 17, ч. 2 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
14 Б.Н. Кадников «К вопросу о понятии частной жизни человека». Международное публичное и частное право», 2007 № 1 с. 47
15 М.С. Дунаева, «Проблемы защиты частной жизни граждан при осуществлении контроля и записи переговоров». "Адвокатская практика", 2003, N 3 с. 34
16 Н.С. Волкова, «Общественная безопасность и законодательство о правах человека», "Журнал российского права", 2005, N 2 с. 41
17 Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 N 1-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375
18 Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277
19 С.В. Пчелинцев «Проблемы реализаций положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве», "Журнал российского права", 2003, N 11
20 Страшун Б.А. Федеральное конституционное право России. М.: Норма, 1996. с. 6-8