Рефетека.ру / Педагогика

Учебное пособие: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Урок по теме: «»

Авдеева Н.В., учитель биологии ГОУ СОШ №121 г. Москвы

Цель: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества

Задачи:

воспитательные - продолжить формирование бережного отношения к природе;

образовательные – повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам,

ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,

научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре;

развивающие - продолжить знакомство с растениями своего региона.

Формы работы: рассказ учителя, дискуссия, эвристическая беседа.

Оборудование: таблица «Дубрава», «Ярусность».

Термины урока: ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительное сообщество.

Ход урока.

Организационный момент.

Контрольная работа по теме лишайники.

Изучение нового материала


Учитель Ученик
Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие? Растения, Бактерии, Грибы
Какое Царство нами еще не изучено? животные
Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно? Нет, совместно
Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно Растительное сообщество
Давайте вспомним определение Растительное сообщество- совместно произрастающие растения
Какие типы растительных сообществ вы знаете? Луг, болото, лес и т.д.

Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества

Тема записывается на доске:

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Запись темы в тетрадь
Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание? Деревья
А в следующий момент? Кустарники, травы
Как правильно называется, то что мы перечислили Жизненные формы

Если приглядеться, можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью.

Ярусы:

Деревья

Низкие деревья

Кустарники

Травы

Мхи и лишайники

Запись определения в тетрадь.

Учитель показывает ярусы на таблице.

Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате

Ученик после прочтения книги отвечает, пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски
Куда следует отнести мхи и лишайники растущие на деревьях? Отвечают с корректировкой учителя- межярусный слой
А если мы сделаем вертикальный разрез почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате Учащиеся комментируют и приходят к выводу, что есть и подземная ярусность

А всем ли растениям одинаково живется в лесу? Давайте подумаем.

Учитель корректирует ответы учащихся

Одни растения произрастают на свету, другие в тени

Одни в холодных местах, другие в теплых и т.д.

Учитель подводит итог: на растения влияют: освещенность влажность, температура, которые называются факторами среды

Записывают в тетрадь:

факторы среды- освещенность влажность, температура

Давайте вместе заполним схему:

Группы растений по отношению к:

Свет: Вода: Температура:


Работа с учебником с записью в тетрадь:

Свет: Вода:

Теневые ксерофиты

Светолюбивые мезофиты

Теневыносливые гидрофиты

Температура:

Теплолюбивые

холодостойкие



Закрепление материала: работа с терминами в конце § 62

Домашнее задание: § 62, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа, выписать в тетрадь растения хвойных и лиственных лесов.

Рефетека ру refoteka@gmail.com