Содержание
Исходные данные
Введение
1. Расчет производственной программы по перевозке грузов
2. Расчет материальных затрат по перевозке грузов
3. Расчет затрат на оплату труда
4. Расчет стоимостных показателей
5. Расчет финансовых показателей
Заключение
Список литературы
Исходные данные
Марка автомобиля КрАЗ 65101
Грузоподъёмность 16000 т.
Расход топлива на 100 км. пути 36 литров.
Вид топлива − дизельное. Цена за 1л. 22,0 руб. на 12.2010 г.
Колесная формула 6х4, колёс 10 шт.
Скорость техническая 37 км/ч
Работа за городом. Категория дорог 2
Стоимость 2500 тыс. руб. на 09.2010 г.
Шины 1200 R20, 320R- 508 Цена за 1шт. 8000 руб. на 12.2010 г.
Категория N3 (более 12 т.)
Марка прицепа КрАЗ А181В2, колёс 8 шт.
Грузоподъёмность прицепа 12500 т.
Снаряжённая масса прицепа 5500 т.
Стоимость 800 тыс. руб. на 09.2010 г.
Вид груза шпала деревянная и другие подобные грузы относится к 1 классу
Разгрузка механизированная (краном) за 1 подъём от 1 до 3 т.
Режим работы 5-ти дневный. Время в наряде 11 ч.
Водители 1-го класса.
Время погрузки − 3мин/т., разгрузки - 3 мин/т. прицепа
Время погрузки − 3.41 мин/т., разгрузки − 3.41 мин/т. автомобиля
Введение
Термин "экономика", образованный от двух греческих слов "эйкос"- хозяйство и "номос"- закон, в переводе с древнегреческого означает "законы хозяйствования". Таким образом, экономика – это все виды деятельности людей, которые позволяют обществу, обеспечивать себе материальные условия для существования.
Транспорт — важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д.
В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Большое значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.
Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.
Автотранспортная отрасль− является одной из наиболее доступных отраслей с точки зрения приватизации собственности. Купить один или несколько автомобилей в частное или коллективное пользование, не столь сложно и дорого, чем крупное производственное предприятие.
1. Расчет производственной программы по перевозке грузов
Время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку,
где qa= 16000 (грузовик), 12500 (прицеп) − грузоподъемность, т / 1 /
γст = 1− коэффициент использования грузоподъемности статический.
tп, tр = 3(грузовик),3.41(прицеп) − время простоя под погрузкой и разгрузкой на 1тонну, мин.
По заданию грузовой автомобиль имеет бортовой кузов, разгрузка происходит краном по 1 − 3 тонны за один подъём, разгрузка механизированная.
(1.1)
Количество ездок одного автомобиля в день с грузом,
где Тн= 11− время в наряде, ч; Vт= 37 − среднетехническая скорость автомобиля, км/ч; β = 0,66 − коэффициент использования пробега; lег= 38 − время ездки с грузом, ч
Среднесуточный пробег,
Расчет производительности одного автомобиля за сутки.
в тоннах,
(1.4)
в тонно-километрах,
(1.5)
Автомобили-дни в хозяйстве,
(1.6)
где Асс= 7 − среднесписочное количество автомобилей, ед.
Дк = 365 − дни календарные, д.
Автомобили-дни в эксплуатации,
(1.7)
где αв = 0,74 − коэффициент выпуска автомобилей на линию.
Автомобили-часы в эксплуатации,
(1.8)
Общее число ездок с грузом в год,
(1.9)
Общий пробег автомобилей,
(1.10)
Пробег автомобилей с грузом,
(1.11)
Грузооборот,
(1.12)
Объем перевозок,
(1.13)
Таблица 1
Показатели производственной программы по перевозке грузов. | |||
Наименование показателей | Единица измерения | Условные обозначения | Величина показателей |
Автомобили-дни в эксплуатации | ад. | АДэ | 1 890,7 |
Автомобили-часы в эксплуатации | ач. | АЧэ |
|
Количество ездок автомобиля с грузом | ездок | nег | 2,4 |
Общий пробег | км. | Lобщ |
|
Грузооборот | ткм. | Pгод |
|
Пробег с грузом | км. | Lгр |
|
Объём перевозок | т. | Qгод |
|
2. Расчет материальных затрат по перевозке грузов
Расчет потребности в автомобильном топливе,
(2.0)
где Нувел 100 км = 257,4 − норма расхода топлива на 100 км пробега, увеличенная при работе автомобиля с прицепом или тягача с полуприцепом, л
Н100 ткм = 36 − норма расхода топлива на 100 т. км, л. установить по виду топлива, на котором работает автомобиль
Д =9 − суммарная надбавка к норме топлива, %
При работе за городом, Д
(2.1)
где Дз. вр.= 9 − надбавка среднегодовая при работе в зимнее время, %
где Нз. вр = 18 − предельная величина надбавки при работе в зимнее время,
Мз = 6 − количество месяцев действия зимней надбавки, мес.
12 − количество месяцев в году, мес.
(2.3)
где Ндоп = 1,3 − норма расхода топлива на собственную массу прицепа или полуприцепа, л
mприцепа - собственная масса прицепа или полуприцепа, т
Расчет затрат на топливо,
(2.4)
, руб.
где = 22,0 – стоимость 1л. топлива (бензина, дизельного топлива), руб.
Расчет удельного расхода топлива,
где g = 0.825 − плотность топлива, кг/дм3
Марка автомобиля КрАЗ 65101, топливо дизельное .
Расчет затрат на смазочные и прочие эксплуатационные материалы,
где 18 − доля затрат на смазочные и прочие эксплуатационные материалы, %
Расчет затрат на восстановления износа и ремонт шин,
где nк = 18 − количество колес автомобиля, автомобиля с прицепом или
автомобиля с полуприцепом (без запасного),
Нш = 1,42 − норма на восстановление износа и ремонта шин на 1000 км пробега, %
Ц1ш = 8000 − цена одной шины, руб.
где Lш = 63 тыс. км − норма эксплуатационного ресурса шин,
90 − процент стоимости комплекта шины, %
Расчет затрат на материалы ТО и ТР,
где Нм = 9,95 − норма затрат на материалы на 1000 км пробега, руб.
Куд = 45 − коэффициент удорожания.
Расчет затрат на запасные части,
где Нзч = 6,66 – норма затрат на запасные части на 1000 км пробега, руб.
Расчет прочих материальных затрат,
где 5 - доля затрат на прочие материальные затраты от суммы затрат, %
Расчет общих материальных затрат,
(2.12)
Таблица 2
Материальные затраты | |||
Наименование показателей | Единица измерения | Условные обозначения | Величина показателей |
Затраты на топливо | тыс. руб. | Зт |
|
Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы | тыс. руб. | Зсм |
|
Затраты на восстановления износа и ремонт шин | тыс. руб. | Зш |
|
Затраты на материалы ТО и ТР. | тыс. руб. | Зм.то |
|
Затраты на запасные части | тыс. руб. | Ззч |
|
Прочие материальные затраты | тыс. руб. | Зпроч |
|
Общие материальные затраты | тыс. руб. | Змат.общ |
|
3. Расчет заработной платы работников
Расчет штатной численности водителей, чел.
где Чпз = 1047,52− общие часы подготовительно-заключительного времени, ч.
ФРВ = 1975 − годовой фонд рабочего времени, ч.
η = 1− коэффициент, учитывающий рост производительности труда
где tпз = 0,38 − время (норма) подготовительно-заключительного этапа с учетом медицинского осмотра на одну смену, ч.
tсм - продолжительность рабочей смены, ч.
ФРВ - годовой фонд рабочего времени, ч
где Дк = 365 − количество календарных дней в году,
Дв = 53− количество выходных дней в году,
Дп = 11− количество праздничных дней,
Доо = 24 − количество дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска,
Ддо = 10 − количество дней ежегодного дополнительного отпуска,
Дб = 5 − количество дней неявок на работу по болезни,
Дго = 1 − дни освобождения от работы в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей,
Дпп = 5 − количество предпраздничных дней,
Дпв = 49 − количество предвыходных дней,
Дппо = 2 − количество предпраздничных дней, совпадающих с отпуском,
Дпво = 4 − количество предвыходных дней, совпадающих с отпуском,
t1= 2 − время, на которое сокращается рабочая смена в предвыходные дни,
t2 = 1− время, на которое сокращается рабочая смена в предпраздничные дни
Расчет тарифной ставки водителей,
где ЗП1= 3582 − отраслевая минимальная месячная тарифная ставка водителя1 разряда, руб.,/ /
Ктар = 2,2 − тарифный коэффициент, с учетом характеристики работ и разряда водителя,
ФРВмес = 166 − среднемесячный фонд рабочего времени, ч.,
Расчет заработной платы по тарифу водителей,
(3.4)
Расчет доплаты за классность водителей,
где Кс = 25 − надбавка за классность, %
Расчет премии водителей,
где П = 30 − премия от заработной платы по тарифу, %
Расчет основной заработной платы водителей,
(3.7)
Расчет выплаты за выслугу лет в северном регионе водителей,
где Ксев = 30 − надбавка за стаж работы в Северных регионах, %
Расчет выплаты по районному коэффициенту водителей,
где Крк = 20 − районный коэффициент, учитывающий надбавку за работу на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, %
Расчет основной заработной платы водителей с учетом выплат,
(3.10)
, тыс. руб.
Расчет среднего годового процента дополнительной заработной платы водителей,
Расчет дополнительной заработной платы,
Расчет фонда оплаты труда водителей,
(3.13)
Расчет среднемесячной оплаты труда одного водителя,
где 1000 - коэффициент перевода
12 - количество месяцев в году
Расчет фонда оплаты труда ремонтных рабочих,
где Нзп= 16,07 − норма затрат на заработную плату ремонтных рабочих на 1000 км пробега, руб.
Кув =40 – коэффициент увеличения заработной платы рабочих по ремонту,
Кдоп =1,5 – коэффициент доплаты к заработной плате рабочих по ремонту,
Расчет фонда оплаты труда прочих рабочих,
где 20 - процент от фондов оплаты труда водителей и ремонтных рабочих, %
Расчет общего фонда оплаты труда работников,
(3.17)
Таблица 3
Состав затрат на оплату труда работников | |||
Наименование показателей | Единица измерения | Условные обозначения | Величина показателей |
Заработная плата водителей по тарифу | тыс. руб. | ЗПтар |
|
Доплата за классность водителей | тыс. руб. | Дкл |
|
Премия водителей | тыс. руб. | Пвод |
|
Основная заработная плата водителей | тыс. руб. | ЗПосн |
|
Выплаты за выслугу лет в северном регионе | тыс. руб. | Вср |
|
Районный коэффициент | тыс. руб. | Врк |
|
Дополнительная заработная плата | тыс. руб. | ЗПдоп |
|
Фонд оплаты труда водителей | тыс. руб. | ФОТвод |
|
Фонд оплаты труда ремонтных рабочих | тыс. руб. | ФОТремраб |
|
фонд оплаты труда прочих рабочих | тыс. руб. | ФОТпроч. раб. |
|
Общий фонд оплаты труда работников | тыс. руб. | ФОТобщ |
|
Среднемесячная заработная плата одного водителя | тыс. руб. | ЗПвод |
|
4. Расчет стоимостных показателей
Сметы затрат на перевозки
Змат.общ = − общие материальные затраты.
ФОТобщ = − общие расходы на оплату труда работников.
Расчет отчислений по единому социальному налогу,
где 26 - ставка единого социального налога, %
Расчет нормы амортизации,
где n = 7 − срок полезного использования автомобиля, лет.
12 - количество месяцев в году.
Расчет амортизации транспортных средств,
где Са/м = 2500 − стоимость автомобиля (первоначальная или восстановительная), тыс. руб. Спр = 800 − стоимость прицепа (первоначальная или восстановительная), тыс. руб. Nа/м = Nпр − 7 количество автомобилей, шт. 12- количество месяцев в году
Расчет амортизации прочих основных средств, тыс. руб.
где 22- процент амортизации прочих основных средств от амортизации транспортных средств, %
Расчет общей амортизации основных средств,
(4.5)
Расчет прочих расходов,
Расчет общих расходов на перевозки,
(4.7)
Расчет структуры расходов на перевозки
Расчет процента общих материальных расходов,
Расчет процента расходов на оплату труда,
Расчет процента расходов по единому социальному налогу,
%
Расчет процента расходов на амортизацию основных средств,
Расчет процента прочих расходов,
Расчет себестоимости единицы транспортной продукции
Расчет себестоимости перевозки 1т груза,
Расчет себестоимости перевозки 1ткм груза,
Расчет себестоимости 1км пробега,
Расчет себестоимости автомобиля-часа,
Таблица 4
Общие показатели расходов на перевозки | ||||
Наименование показателей | Единица измерения | Условные обозначения | Величина показателей | % расходов |
Общие материальные расходы | тыс. руб. | Змат.общ. |
|
|
Расходы на оплату труда | тыс. руб. | ФОТобщ. |
|
|
Отчисление по ЕСН | тыс. руб. | ЕСН |
|
|
Общая амортизация | тыс. руб. | Аобщ. |
|
|
Прочие расходы | тыс. руб. | Рпроч. |
|
|
Общие расходы на перевозки | тыс. руб. | Рперев.общ |
|
|
5. Расчет финансовых показателЕЙ
Расчет тарифа на перевозку 1т груза,
где R = 14,7 − уровень рентабельности перевозок, %
Расчет доходов на перевозки груза,
. (5.1)
Расчет прибыли от перевозки груза,
(5.2)
Расчет затрат на один рубль дохода,
Расчет рентабельности услуг на перевозки груза,
Капиталовложения на покупку,
(5.6)
Срок окупаемости капиталовложения
Таблица 5
Финансовые показатели | |||
Наименование показателей | Единица измерения | Условные обозначения | Величина показателей |
Тариф на перевозку 1т. груза | руб. | Т1т |
|
Доходы от перевозки груза | тыс. руб. | Дперев.общ |
|
Прибыль от перевозки груза | тыс. руб. | Пперев. |
|
Затраты на 1 рубль дохода | коп. | З1рубдоход |
|
Рентабельность услуг от перевозки груза | % | Rуслуг |
|
Заключение
Для перевозки запланированного объёма потребуется:
Затрат материальных − тыс. руб.
Оплата водителям и работникам − тыс. руб.
Налоги (ЕСН) − тыс. руб.
Амортизация − тыс. руб.
Прочие расходы − тыс. руб.
Водителей – 11 чел.
Автотранспорта – 7 КрАЗ 65101 с прицепом КрАЗ А181В2
Финансовый результат перевозок:
Расходы − тыс. руб.
Доходы − тыс. руб.
Прибыль − тыс. руб.
Рентабельность – 12,7 %
При таком сроке окупаемости экономически не выгодно приобретать в собственность технику. Следует рассмотреть такие варианты, как аренда, лизинг или найм сторонних перевозчиков. Так же можно повысить доходы и понизить расходы, увеличить прибыль, повысив эффективность предприятия.
Повышения эффективности предприятия можно добиться повышением технической скорости автомобилей, увеличение технической готовности автомобилей и коэффициента выпуска автомобилей. Добившись повышения этих показателей мы уменьшаем материальные затраты: на топливо и ГСМ (расход уменьшается), также уменьшаются расходы на ремонт и восстановление подвижного состава, за счёт повышения трудовой дисциплины, обучения и повышения квалификации работников предприятия. Применение современных методов управления снизит время обработки заявок и накладные расходы. Внедрение спутникового слежения позволит своевременно реагировать на изменение дорожной обстановки по пути следования, неполадки с транспортом и отслеживать перемещение груза в реальном времени, как перевозчиком, так и владельцем груза. Нахождение в парке АТП автомобилей с разной грузоподъёмности позволяет более гибко и с меньшими расходами осуществлять перевозку грузов разного веса, объёма. Выведение не профильных функций в аутсорсинговую компанию также позволит снизить накладные расходы.
Список литературы
1. Единые нормы времени по перевозке грузов автомобильным транспортом.
М.: Экономика, 2000
2. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. М.: Транспорт, 2003
3. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном
транспорте. М.: НИИАТ, 2003
4. Прейскурант № 13-01-01. Единые тарифы на перевозку грузов
автомобильным транспортом. М.: Прейскурантиздат, 1989
5. Туревский И.С. Экономика и управление на автотранспортном
предприятии. М.: Высшая школа, 2005
6. "Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспортных средств и складские работы", утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2000 №76