Содержание
1. Историческая справка СССР 60-80-х годов
2. Развитие художественной самодеятельности 60-80-х годов
3. Виды и жанры художественной самодеятельности 60-80-х г
1. Историческая справка СССР 60-80-х годов
Два десятилетия в истории нашей страны, получившие впоследствии условное название "застой", в сфере отечественной науки и культуры таковыми вряд ли являются. Эта эпоха "коллективного руководства" партией и государством во главе с Л. И. Брежневым отличалась, прежде всего, высокой стабильностью правления партийной и государственной номенклатуры. Она отмечена также усилившимся процессом размежевания в среде научной и творческой интеллигенции.
На фоне консервации политической системы "развитого социализма", реанимации ряда сталинских догматов, ужесточения цензуры, роста нетерпимости к любым проявлениям инакомыслия, в середине 60-х гг. в СССР возникает неформальное общественное движение по защите гражданских прав и свобод. Это движение оппозиционной отечественной интеллигенции получило название диссидентства.
Диссидентство в СССР, охватившее в основном представителей творческой и научной интеллигенции, на протяжении всего периода своего существования оставалось немногочисленным и слабым. Его участники жестоко преследовались властями, а лозунги и действия не находили поддержки в широких общественных слоях.
Первой публичной акцией советских диссидентов стала немногочисленная демонстрация на Пушкинской площади в Москве 5 декабря 1965 г., участники которой выступили под правозащитными лозунгами с протестом против судебного преследования писателей А. Синявского и Ю. Даниэля. Ставший первым открытым политическим процессом после краткого периода "оттепели" суд над двумя писателями, которые осмелились опубликовать свои литературные произведения на Западе, произвел гнетущее впечатление на интеллигенцию.
Почти одновременно с правозащитным движением в Советском Союзе появляется бесцензурная печать - так называемый "самиздат". Он получил распространение в среде либерально настроенной интеллигенции.
Увидели свет многочисленные литературные и публицистические произведения, издание которых официальным путем было невозможно из-за цензурных соображений. Из рук в руки передавались машинописные листы со стихами О. Мандельштама, Б. Пастернака, И. Бродского, А Ахматовой, повестями и рассказами М. Зощенко, А Платонова, М. Булгакова, Е. Замятина, Венедикта Ерофеева, А. Зиновьева и других запрещенных авторов.
Подавление "Пражской весны" 1968 г. обернулось для Советского Союза резким усилением консервативных тенденций в идеологии и культуре, стремлением властей подчинить своему контролю все сферы жизни общества, не допуская никаких проявлений инакомыслия. Из редакций газет и журналов увольнялись прогрессивно мыслящие журналисты и редакторы. В 1970 г. с поста главного редактора "Нового мира" был вынужден уйти AT. Твардовский. Эта отставка ознаменовала собой ликвидацию последнего оплота и рупора либеральной интеллигенции, которым журнал являлся с начала 60-х гг.
В "застойное" двадцатилетие брежневского правления руководство культурой обрело внешне демократические формы (это проявлялось, в частности, в регулярном проведении съездов союзов творческой интеллигенции, учителей и преподавателей вузов, а также различных научных и научно-практических конференций). Однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, все решения были заранее подготовлены и согласованы с партийными органами и были в основном декларативными.
Под лозунгом неуклонного повышения уровня жизни советских людей росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры, но качественных изменений в развитии отечественной культуры и науки для широких слоев общества не происходило: значительное распространение получило явление, которое А. Солженицын назвал "образованщиной". Ряды интеллигенции активно пополнялись теми, кто, получая диплом о высшем образовании, кандидатской или докторской степени, фактически не отвечал традиционным российским понятиям об интеллигентности.
С конца 60-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования в сфере образования, науки и культуры. Создавались невыносимые условия для претворения оригинальных научных, творческих проектов, не укладывавшихся в окаменевшие каноны марксистско-ленинской идеологии, выходивших за рамки устоявшихся представлений и стереотипов. Все большее количество талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными.
Особенно ярко признаки консервации режима проявились в реабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи "Большого террора" с конца 60-х гг. фактически стала запретной. Вместо нее начал формироваться образ гениального полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 60-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии, а затем и государства.
Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями. Развитие постиндустриального общества на Западе, расширение масштабов его информатизации оказывали сильное влияние на формирование массовой культуры в СССР. Широкое распространение получили новые средства массовой информации: радио и телевидение (цветное с конца 60-хгг.), магнитные ленты и видеокассеты. Все это значительно расширило доступ широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Тем самым людям открывалась картина отрыва СССР от достижений западной цивилизации и фактического отставания "самого передового строя" от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догматах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций".
В 60 - 70-е годы руководство страны взяло курс на дальнейший рост образовательного уровня населения. Было введено всеобщее пшное среднее образование. Уже в 1975 г. 86 % молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96 % выпускников 8-летней школы продолжало учебу в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных технических специалистов среднего звена. Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения числа учреждений профессионально-технического образования (ПТУ и техникумов), а также профориентацией в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников средней школы и реалиями производства, с его высоким удельным весом тяжелого неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной психологической проблемой в рамках социальной адаптации молодежи.
Развитие науки в СССР в середине 60 - 80-х гг. в целом не может быть охарактеризовано как "застой". За счет массированного финансирования целевых фундаментальных научно-исследовательских программ (до 25 млрд. руб. в 1980 г.) сеть научных учреждений и исследовательских центров стабилизировалась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. Начали формироваться научно-производственные объединения (Ленинградское оптико-механическое объединение), военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО "Энергия") и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.
В 70-е годы создали свои лучшие произведения Писатели В.М. Шукшин, А.В. Вампилов, Ю.В. Трифонов, Ю.В. Бондарев, Б.Л. Васильев, В.Г. Распутин, Ч. Айтматов, В.И. Белов, Б.А. Можаев. В 1971 г. ушел из жизни Самобытный талантливый русский поэт Н. Рубцов, творчество которого, как и творчество композитора Г.В. Свиридова, было посвящено главной теме — Родине.
Большой подъем испытало советское театральное Искусство. Среди других коллективов новизной трактовок отличались постановки Московского театра (рамы и комедии на Таганке и театра имени Ленин-Щото Комсомола. Центром музыкальной жизни оставался Большой Академический театр в Москве. На весь мир гремели имена Д.Ф. Ойстраха, СТ. Рихтера, Э.Г. Гилельса Заметным явлением стала советская эстрада и ее признанные корифеи Э. Пьеха, И. Кобзон, Л. Лещенко,
С Ротару. В 70-е началась магнитофонная революция. Большой популярностью в массах пользовались песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора, А. Дольского и др. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли. Одним из первых был «Аквариум» под руководством Б. Гребенщикова.
Не все творческие работники вписывались в официальные структуры и отношения. В 1966 г. за публикацию произведений на Западе были осуждены писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1974 г. выслали из страны А.И. Солженицына. За границей оказались кинорежиссеры А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Рострапович. Авангардные направления в искусстве находились в полузапрете. Не исполнялись произведения композитора А. Шнитке. С середины 70-х была введена система государственных заказов в области кинематографии. Родилось понятие полочного фильма. Ограничивалось знакомство советской публики с искусством Запада.
Важнейшей научно-технической задачей в этот период стал переход на новые источники получения энергии.
Развитие советской культуры и искусства в период с 1965 по 1985 гг. также отражало двойственность политической и социальной ситуации в стране. Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политике неосталинизма в обществе сохранялся потенциал творческой энергии, сформированный в период "оттепели". Культура в СССР стала намного более открытой в отношении восприятия достижений других стран и народов. В отечественной литературе и искусстве создавались подлинные шедевры художественного творчества, имевшие мировое значение. Кроме того, именно в сфере художественного освоения действительности формировалась духовная оппозиция закостенелой партийно-бюрократической системе.
Фактически культура и искусство в СССР существовали как бы на двух уровнях - официальном, признанном руководством страны, и неофициальном.
Эпоха "развитого социализма" явилась периодом наиболее полного расцвета возможностей социально-экономической формации, основанной на абсолютизации государственной собственности и тотальном планировании. Одновременно она стала периодом заката "строительства коммунистического общества в СССР". Именно этим объясняется двойственность в развитии общества, особенно ярко проявившаяся в культурной сфере.
СССР действительно был "самой читающей страной в мире", к тому же читающей между строк. В каждом произведении - будь то роман, статья в газете, пьеса - вдумчивый читатель пытался найти скрытый подтекст, намек на запрещенную тему. Но в отличие от сталинских времен, после разоблачений и откровений "оттепели" поиски творческой интеллигенции, ее размышления о будущем страны и общества в целом уже не наталкивались на жесткую позицию властей и не грозили публичными расправами. Режим "либерального коммунизма", господствовавший в СССР в период брежневского правления, в отношении оппозиции взял на вооружение тактику умолчания либо частичного, полулегального разрешения произведений, не укладывавшихся в рамки соцреализма. Это проявлялось в ограниченных показах для небольших аудиторий художественных кинолент, в проведении неафишируемых выставок авангардистов, в публикации сокращенных, журнальных вариантов литературных произведений.
2. Развитие художественной самодеятельности 60-80-х годов
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др.
Художественная самодеятельность одна из форм народного творчества. Включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).
В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.
Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т. д.
Работу клубного самодеятельного коллектива непосредственно организует его руководитель, осуществляющий набор участников, планирование и проведение учебно-воспитательной и концертно-исполнительской деятельности. Руководитель обязан регулярно проводить учебные занятия продолжительностью не менее трех часов. Органом общественного самоуправления является общее собрание участников, которое избирает совет коллектива.
Коллективам художественной самодеятельности осуществляющим активную деятельность по коммунистическому воспитанию, имеющий высокий идейно-художественный уровень репертуара и исполнительского мастерства, учебно-воспитательной и творческой работы, может быть присвоено звание «народно самодеятельного коллектива».
Общее руководство осуществляется художественным руководителем.
Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского с.-х. института, рижский танцевальный ансамбль «Гатве»), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор «Гаудеамус», Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода). На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли.
Еще большее расширение границ организации художественной самодеятельности характерно для культурных и культурно-спортивных комплексов. Июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС указал на необходимость распространять опыт создания в каждом районе культурно – спортивных комплексов с подчинением их независимо от ведомственной принадлежности местным Советам. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» (1985г.) подчеркивает необходимость широкого развития в условиях культурно-спортивных комплексов различных форм самодеятельности, в том числе – на основе самоокупаемости.
Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания трудящихся. Обогащение художественной сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры сов. народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию «О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся» (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975—77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В коллективах Художественная самодеятельность в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания «народный» (театров, цирков, филармоний и т. п.), составляло свыше 4500.
Устраиваются смотры, фестивали. В Болгарии в 1956—74 проведено 4 республиканских фестиваля Художественная самодеятельность; в 1973 здесь было свыше 15 тыс. коллективов.
Благодаря развитию комплексного подхода к организации самодеятельного творчества усиливается взаимосвязь клубной художественной самодеятельности с художественной самодеятельностью трудовых учебных коллективов.
Трудовые коллективы – одна из основных сфер развития художественной самодеятельности 80-х годов. Самодеятельность трудового коллектива может успешно развиваться лишь при постоянной помощи и поддержке администрации, партийной, профсоюзной и комсомольской организации предприятия.
Непосредственным организатором художественной самодеятельности в трудовом коллективе является комиссия по культурно-массовой работе профсоюзного комитета.
Особого внимания требовало совершенствование организации художественной самодеятельности в сельскохозяйственных трудовых коллективах.
Постоянное внимание в стране уделяется развитию художественной самодеятельности учащихся.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает необходимость расширять сеть и улучшать деятельность школ и групп продленного дня, обеспечив в них систематические занятия детей художественным творчеством.
В качестве одной из важнейших задач в этом документе выдвинуто значительное повышение уровня художественного образования и эстетического воспитания школьников. Один из путей решения этой задачи – создание школ – комплексов, которые впервые возникли в Белгородской области.
Культурно-просветительная работа школ-комплексов тесно связывает их с сельскими клубными учреждениями.
В 80-е годы на базе ряд школ-комплексов и сельских клубов создаются творческие коллективы и студии, объединяющие школьников и молодежь.
Детская художественная самодеятельность служит хорошей базой развития самодеятельности взрослой.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает широкое развитие детской и подростковой художественной самодеятельности непосредственно по месту жительства.
Еще одна сфера художественной самодеятельности – высшие учебные заведения. Эта работа проводится на базе студенческих клубов, в тесном взаимодействии с общественными организациями и ректорами вузов.
Активизация художественной самодеятельности в учебных заведениях способствует регулярное проведение смотров, конкурсов художественной самодеятельности студенческих групп, отделений, факультетов.
Значительное место по работе в организации художественной самодеятельности занимает подготовка и проведение конкурсных выступлений. Такие выступления проходят в рамках фестивалей, смотров, конкурсов самодеятельного художественного творчества, а также отдельных его видов и жанров.
В 1972 году был проведен Всесоюзный конкурс исполнителей бального танца. С этого времени такие конкурсы стали традиционными. За десятилетие конкурсные мероприятия стали все больше охватывать новые виды, жанры и формы художественной самодеятельности.
Все большей популярностью в нашей стране пользуются фольклорные фестивали. К участию в них привлекаются отдельные исполнители, коллективы художественной самодеятельности, любительские объединения и клубы собирателей фольклора.
Кроме конкурсов и смотров отдельных видов и жанров самодеятельного искусства в нашей стране регулярно проводятся Всесоюзные олимпиады, конкурсы, смотры художественной самодеятельности в целом.
Важную роль в подъеме культуры современного села сыграли Всероссийские смотры сельской художественной самодеятельности 1963 – 1965 годов и 1972 – 1973 годов.
Важным этапом в развитии самодеятельного художественного творчества явилось проведение в 1975 - 1977 годах I – го Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся.
С октября 1983 года по май 1985 года в нашей стране проходил Всесоюзный смотр самодеятельного художественного творчества, посвященный 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Смотр был призван способствовать совершенствованию организации досуга трудящихся, развитию всех видов и жанров самодеятельного творчества.
Он включал в себя конкурсы самодеятельных коллективов, праздники песни и музыки, марш-парады духовых оркестров. В смотре участвовало более 30 млн. человек.
Таким образом, Всесоюзные фестивали и смотры включают в себя конкурсные мероприятия, но не ограничиваются ими, и представляют собой массовые общественные компании по пропаганде и развитию советского самодеятельного искусства.
Поимо фестивалей, смотров, конкурсов художественной самодеятельности важное значение имеет постоянное участие самодеятельных коллективов в культурном обслуживание населения.
Работа художественной самодеятельности по культурному обслуживанию населения складывается из нескольких направлений: выступление в рамках всенародных праздников, общественно-политических компаний; участие в праздниках, неделях, днях, декадах искусства; в трудовых праздниках и т.д.
Самодеятельное искусство является составной частью культурных программ проходящих в стране спортивных состязаний, в том числе – культурной программы Олимпиады – 80 в Москве.
Одной из главных задач концертно-исполнительской работы коллективов художественной самодеятельности является повышение идейно-художественного уровня их репертуара.
Требование к репертуару художественной самодеятельности определяются партийными и правительственными решениями, которые всегда нацеливали и нацеливают его на высокий идейно-художественный уровень. В репертуаре самодеятельных коллективов основное место отводится таким актуальным темам, как борьба за мир и социальный прогресс, солидарность с народами, борющимися за свое освобождение, трудовые свершения советских людей.
Очень остро о необходимости совершенствование репертуара говорилось на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС. Указывалось в частности, что на волне популярности эстрадного искусства подчас выплывают музыкальные ансамбли с программами сомнительного свойства, что выносит идейный и эстетический ущерб слушателя.
В репертуар художественной самодеятельности необходимо включать произведения, в которых содержится «правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличие того, что меняет движения общества вперед»…
Самодеятельный репертуар – это органическая часть всей репертуарной политики, не противоречащая по своим художественным качествам исполнению в любом – и самодеятельном, и профессиональном коллективе, но обладающая такими свойствами, которые позволяют получать высокий идейно-художественный результат силами профессионалов.
Формирование и отбор, и отбор репертуара для художественной самодеятельности возглавляет репертуарно-редакционная коллегия Министерства культуры СССР, созданная в соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978 г.) и репертуарно редакционные коллегии союзах республик.
За счёт талантливых участников художественная самодеятельность пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству Художественная самодеятельность привлекаются мастера профессионального искусства.
3. Виды и жанры художественной самодеятельности 60-80-х г
Различные виды и жанры художественной самодеятельности развивались неравномерно. Несколько сокращается хоровая, театральная и отчасти хореографическая самодеятельность. Одновременно наблюдается рост вокально-инструментальных ансамблей, кино- и фотообъединений, агитационно-художественных бригад, коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Вместе с тем, только в государственных учреждениях культуры страны насчитывается в настоящее время 50 тыс. любительских объединений и клубов по интересам, из которых 16 тыс. – художественной искусствоведческой направленности.
Музыкальная самодеятельность.
Исполнительские коллективы музыкальной самодеятельности составляет более 20% всей художественной самодеятельности клубных учреждений Министерства культуры СССР, а количество их участников – около 40%. В РСФСР музыкальная самодеятельность опережает все другие виды самодеятельного искусства по количественным показателям. Наибольшее распространение она имеет в профсоюзных клубных учреждениях. В государственной клубной сети она занимала (по статистике 1981года) 4-5 место после театральной самодеятельности, агитационно-художественных бригад и хореографических коллективов.
За период с 1974 по 1979 годы по стране наблюдалось сокращение коллективов хоровой самодеятельности, которое затем несколько затормозилось. Период наибольшего спада приходится на первый год после завершения I Всесоюзного фестиваля. С 1980 года происходит в целом количественный рост музыкальной самодеятельности. Наиболее заметный рост наблюдается в инструментальных жанрах. В последние годы изменилось количественное соотношение между хоровыми и инструментальными коллективами в пользу последних. Тем не менее, хоровые коллективы составляют почти половину всех музыкальных коллективов государственных клубных учреждений. Значительно выросло и их исполнительское мастерство.
Среди всех хоровых коллективов, больше всего хоров народной песни. За последнее время увеличилось число камерных хоров, сельских хоровых капелл, растет число хоровых студией. Одновременно наблюдается тенденция к росту числа ансамбля песни и танца.
Вокально-инструментальные ансамбли по количественным показателям опережают все другие жанры музыкальной самодеятельности. В рамках ВИА развивается и авторская самодеятельность.
В 1984 году Министерство культуры СССР по согласованию с ВЦСПС было утверждено Положение о самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, регламентирующие их деятельность, регулярно стали проводится паспортизации и аттестации ВИА в научно-методических центрах и МДСТ.
В самодеятельности стали возникать так называемые рок-группы, деятельность которых выражает не только музыкальную, но и определенную идейную ориентацию некоторой части молодежи.
Активно развивается в стране музыкальная фольклорная самодеятельность. Характерным для фольклорных музыкальных коллективов является сочетание исполнительской деятельности с поисковой. Участники таких коллективов нередко принимают участие в экспедициях по сбору фольклорных произведений, изучают старинные обряды, быт.
Среди музыкальных объединений можно выделить одножанровые (клубы самодеятельной песни) и многожанровые (клубы любителей музыки).
С середины 70-х годов в нашей стране получают распространение клубы политической и патриотической песни.
Новой интересной формой музыкальной самодеятельности стали клубы любителей песни. Участники таких клубов обычно не ставят перед собой цель подготовки концертных выступлений. Их деятельность направлена в основном на изучение и коллективное разучивание лучших народных песен и песен советских композиторов и на исполнение их в своем кругу «для себя».
Театральная самодеятельность.
В начале 80-х годов в РСФСР театральная самодеятельность по количеству участников и коллективов занимала четвертое место, однако в системе государственных клубных учреждений являлась ведущей. Этот вид самодеятельного искусства развивался, прежде всего, в селе и меньше – в городе.
Характерным для самодеятельных театров является многообразие творческих подчерков и стилей. В названиях театра отражается их творческое кредо (театр - клуб, театр - студия), жанровые признаки (театр поэзии, театр балета), возрастной признак (ТЮЗ – театр юного зрителя).
Новым явлением театральной самодеятельности стали фольклорные театры. Песенный фольклор изначально включает в себя элементы театрального представления.
Участники театральной самодеятельности нередко одновременно становятся и участниками любительских объединений.
Агитационно-художественные бригады.
Агитационно-художественные бригады создаются в РСФСР, главным образом, на базе сельских государственных клубных учреждений, в которых по своему количеству занимали в начале 80-х годов второе место, после театральной самодеятельности. Свою родословную агитационно-художественные бригады ведут с времени Первой русской революции.
Помимо агитбригад, существуют различные агитационно-художественные коллективы.
Агитбригада объединяет, как правило, от 10 до 20 человек. Агиттеатр – наиболее развитая и сложная форма агитколлектива, отличающийся наибольшей художественной образностью в решении агитационных задач. Для него характерен высокий уровень актерского мастерства участников, более глубокая драматургия и режиссура, более широкий диапазон художественно-выразительных средств. Численность такого коллектива достигает нередко 40 человек.
Хореографическая самодеятельность.
Самодеятельная хореография – один из ведущих видов самодеятельного искусства, занимавший в РСФСР по количеству коллективов и участников третье место. Примерно в одинаковой степени она распространена, как и в городе, так и в сельской местности. Процесс развития хореографической самодеятельности сопровождается появлением в стране десятков народных театров балета, ставящих спектакли различных жанров.
Развиваются фольклорные танцевальные группы, ансамбли классического танца.
Одной из перспективных форм развития хореографической самодеятельности являются школы и клубы любителей бального танца. Такие клубы могут иметь сложную структуру, включающую ряд творческих секций (исполнительскую, искусствоведческую, кино-фото группу), а также секции по организации массовых мероприятий (вечера отдыха и танцев, концертов и т.д.).
Изобразительное и декоративно-прикладное самодеятельное творчество.
Эти виды самодеятельного творчества уступают пока по своим количественным показателям музыкальной, хореографической и театральной самодеятельности. Большое распространение они имеют в профсоюзных клубных учреждениях по сравнению с государственными. В них растет число студий изобразительного искусства, клубов и объединений самодеятельных художников. В г. Суздале создан первый в стране музей самодеятельного изобразительного творчества народов СССР.
В декоративно-прикладном самодеятельном творчестве развиваются как традиционные народные промыслы, так и современные формы: лаковая миниатюра, роспись по стеклу, макраме, ткачество, чеканка, вышивка.
Регулярно проводятся в стране выставки самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.
Фото - и киносамодеятельность.
Фото - и киносамодеятельность – наиболее молодые виды самодеятельного искусства. В фотосамодеятельности наряду с устоявшимися формами (фотокружок, фотостудия, фотоклуб) появляются многочисленные слай-клубы.
В некоторых республиках организуются добровольные общества фотоискусства, которые объединяют профессиональных и самодеятельных фотографов. Общества проводят выставки, семинары, фотофестивали в сельских районах.
В начале массового развития киносамодеятельности в нашей стране относятся к пятидесятым годам. Если на первых стадиях развития кинолюбительства преобладали видовые или туристические фильмы, то затем, с развитием коллективных форм творчества, все большее место стали занимать хроникально-документальные фильмы о трудовой деятельности людей, их жизни и быте, отдыхе и занятиях спортом. Традиционные жанры киноискусства: киноочерк, кинорепортаж, киножурнал, игровые и мультипликационные любительские ленты, фильмы-плакаты. Новые требования к организации и руководству киносамодеятельностью вытекают из постановления ЦК КПСС и Советом Министерств СССР « О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии» (1984г.,6 июня).
Комплексные виды самодеятельности.
Одной из ведущих тенденций в современной исполнительской художественной самодеятельности является интеграция различных видов и жанров искусства, искусства и технического творчества: вокально-инструментальные ансамбли с элементами театрализации и хореографии, дискотеки и т.п.
Дискотеки – один из наиболее распространенных видов молодежных самодеятельных объединений. Их участники готовят и проводят тематические и танцевальные программы. В тематических программах демонстрация музыкальных записей обычно дополняется текстом ведущего, видеорядом, пантомимных и хореографических номеров. Тематическая программа может иметь ярко выраженный публицистический характер, а может тяготеть к художественной деятельности и строится по законам того или иного вида искусства.
Нормативным документом, регулирующим создание и деятельности дискотеки, является «Примерное положение о самодеятельной дискотеке».
По проблеме дискотек в 80-е годы принят ряд специальных документов. Среди них постановление коллегии Министерства культуры СССР и Секретариата ЦК ВЛКСМ « О мерах по дальнейшему улучшению деятельности любительских объединений, клубов по интересам и дискотек», постановление коллегии Министерства культуры СССР и Секретариата ЦК ВЛКСМ «О дополнительных мерах по повышению идейно-художественного уровня работы дискотек» (1982г.).
Тенденция к объединению различных видов и форм художественной деятельности проявляется и в развитии клубов любителей искусства.
В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978г.) подчеркнута необходимость повышения качества учебно-воспитательной работы с участниками. Актуальность данной задачи еще более усилилась в связи с призывом июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС более эффективно использовать богатый арсенал средств просвещения и воспитания, применять их более активно, творчески, учитывая, в частности, значительно возросший уровень образованности и запросов советских людей.
Недостаточно отработаны теоретические аспекты учебно - воспитательной работы в самодеятельном коллективе. Не достигнуто единства и в трактовке каждой из двух сторон учебно - воспитательного процесса.
Таким образом, единого подхода к определению понятия и сути учебно-воспитательной работы пока не существует
Список литературы
Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: учеб. пособие / Т.И. Бакланова. – М.,1992.
Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. – М.1992
Бакланова, Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР Учеб. пособие / Бакланова Т. И ; Моск. гос. ин-т культуры. - М.: МГИК, 1986.
Зуев М.Н. История Россия: Учебник для вузов / М.Н Зуев. – М., 2000.
Маркова А.Н. История России. Учеб. Пособие для вузов / А.Н. Маркова. – М., 2002.
6. Романенко А.В. Пособие по истории России / А.В. Романенко. – Санкт – Петербург., 1996.