Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Художественная самодеятельность

Введение 2

1. История художественной самодеятельности 3

2. Художественная самодеятельность сегодня 7

Заключение 10

Список литературы 11


Введение


Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).

На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного, городского, областного и даже Российского масштаба.

Цель реферата – анализ современной художественной самодеятельности.

1. История художественной самодеятельности


В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.

После Октябрьской революции 1917 в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).

Большое распространение получили коллективы “Живая газета”, “Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (Театр рабочей молодёжи). КПСС и Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б)”О пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности.

Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1937 на московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли: “Укрощение строптивой” (клуб “Каучук”) и “Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”) Шекспира, “Мещане” (Дом культуры им. Горбунова) и “Васса Железнова” (Клуб им. Кухмистерова) Горького, “Очная ставка” братьев Тур (клуб “Красный деревообделочник”) и др. В 1940-41 проведён Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских).

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. На Всесоюзных смотрах в конце 40-х - начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: “Ревизор” Гоголя (Ленинградский университет), “Шторм” Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), “Егор Булычев и другие” Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград), “Аттестат зрелости” Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др.

С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода “Большевик” в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве).

Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода).

Обогащение художественной сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры советского народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся” (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания “народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500.

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.


Художественная самодеятельность


Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности. В 1950-е гг. возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. (Центральный орган по делам художественной самодеятельности в Чехословакии, Центральный дом народного творчества в ГДР, институт народного искусства в Венгрии).

Устраиваются смотры, фестивали. В Болгарии в 1956-74 проведено 4 республиканских фестиваля художественной самодеятельности; в 1973 здесь было свыше 15 тыс. коллективов художественной самодеятельности. (более 500 тыс. участников), которые дали свыше 68 тыс. спектаклей, обслужив более 21 млн. зрителей. В Венгрии в художественной самодеятельности участвует 8-10% населения (12-18% молодёжи). В Чехословакии в 1974 насчитывалось около 23 тыс. ансамблей (около 4 млн. чел). В 1975 в ГДР в художественной самодеятельности участвовало около 1,4 млн. чел.; 20 тыс. самодеятельных коллективов Польши дают ежегодно 120 тыс. представлений для 35 млн. зрителей.

Коллективы художественной самодеятельности (хоры, вокальные ансамбли, оркестры и др.) существуют на средства отдельных частных лиц, общественных организаций. В начале 30-х гг. в Германии, Австрии одной из форм объединения трудящихся были Олимпиады рабочих коллективов, в создании и деятельности которых участвовали видные прогрессивные деятели культуры. Любительское хоровое исполнительство распространено во Франции; важное значение приобрела деятельность Народной музыкальной федерации. В 1956 в Париже состоялась Международная хоровая олимпиада. Многочисленные хоровые объединения имеются в Финляндии, Швейцарии (“Швейцарский союз рабочих певцов” и др.). В Швеции функционируют свыше 60 любительских оркестров. В США работают студенческие оркестры (духовой оркестр Мичиганского университета и др.), хоры, вокальные ансамбли, театральные труппы.


2. Художественная самодеятельность сегодня


Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются – проведение общегородских праздников, массовых гуляний.

В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

Основные мероприятия, которые не обходятся без художественной самодеятельности – это: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты детей, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери и многие другие.

Художественная самодеятельность


В России каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество слепых не представляет своей жизни без художественной самодеятельности и имеет следующие коллективы:

1. Народный коллектив театр “Внутреннее зрение” - многократный лауреат смотров и конкурсов. В репертуаре театра более 10 спектаклей, в том числе: “Доходное место” А.Н. Островского, “Гарольд и Мод” К. Хиггинса, “Закат” И. Бабеля, “Оркестр” Ж. Ануя и др. В труппе театра более 30 человек и половина из них – люди с ослабленным зрением (инвалиды 1 и 2 группы). В 1997 году театр стал Лауреатом фестиваля профессиональных театров к 100-летию Федерико Гарсии Лорки, а в 2001 году – Лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров “Протеатр”.

2. Народный театр звука “Русская рапсодия” возник на основе любительского оркестра русских народных инструментов Всероссийского общества слепых, творчество которого стало выходить за рамки деятельности привычного инструментального состава и достигло профессионального уровня. Одним из подтверждений тому является присвоение коллективу в 1998 г. звания “НАРОДНЫЙ”. Стиль коллектива соединяет в себе традиции и современность. Наряду с народными мотивами звучат русская классика, авторские песни и романсы, эстрадные ритмы. Разнообразные по количеству инструментов ансамблевые составы способствуют мобильности, удовлетворяют вкусы любой аудитории.

3. Класс академического вокала. В репертуаре солистов класса – арии и романсы из опер русских и зарубежных авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт и др.), старинная музыка (Гендель, Глюк, Кариссими и др.), песни и ансамбли прошлых лет (Хренников, Новиков, Дунаевский, Соловьёв-Седой и др.), городской романс и народные песни (Русские, украинские, неаполитанские…).

4. Народный коллектив Хор русской песни приглашает всех, кто любит задушевные русские песни, частушки, плясовые и шуточные наигрыши. По составу коллектив смешанный, преобладают женские голоса. Пение основано на народной манере, что придаёт особые тембровые краски звучанию хора.

5. Ансамбль “Старинушка” исполняет фольклорные, народные, авторские и современные песни. Выступления этого небольшого мобильного коллектива очень нравятся публике.

6. Шоу-группа премьер – молодёжный коллектив, имеющий в своём репертуаре вокально-хореографические миниатюры, чтецкие и танцевальные номера, классические произведения, эстрадные песни, зачастую объединённые увлекательным сюжетом. Отличительные черты группы – совместное творчество и синтез жанров, поэтому участники могут проявить себя сразу в нескольких качествах: сценариста, исполнителя, постановщика номеров, создателя костюмов и реквизита.

Заключение


Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что художественная самодеятельность занимает очень важное место в культуре нашей страны. Необходимо ее дальнейшее развитие, т.е. необходимо создать условия для дальнейшего творческого развития самодеятельных, фольклорных коллективов при национальных общинах.

На уровне регионов можно создать банки данных о таких коллективах с использованием компьютерных технологий. Самодеятельным коллективам необходимо оказывать содействие в участии на конкурсах и фестивалях народного творчества.

Список литературы


Массовость и мастерство. Проблемы и практика художественной самодеятельности. - М., 1996;

Евкин С.И., Шехтман Л.Б., Художественная самодеятельность России. - М., 1987;

Фольклор и художественная самодеятельность. - Л., 1988.


Похожие работы:

  1. • Художественная самодеятельность СССР 60-80-х годов
  2. • Художественная самодеятельность как фактор ...
  3. • Сущность и специфика самодеятельного художественного ...
  4. • Теория самодеятельного творчества
  5. • Марафон безопасности
  6. • Классический танец как средство формирования ...
  7. • Специфика сельской культурно-досуговой работы
  8. • Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов
  9. • Самодеятельные хоровые коллективы, как вид ...
  10. • Различные формы проведения досуга
  11. • Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров ...
  12. • Досуговые формы деятельности и их эволюция
  13. • Индивидуальный подход к личности в процессе обучения ...
  14. • Социально-культурное творчество - эффективное средство ...
  15. • Социология досуга
  16. • Эстетическое воспитание
  17. • Измайлов Лион Моисеевич
  18. • Характеристика Могилёвского района
  19. • Технологии организации творческих коллективов
Рефетека ру refoteka@gmail.com