Рефетека.ру / Социология

Контрольная работа: Предмет и объект социально-экономической статистики

Введение


По мере развития общества учетно-статистические работы становились глубже по содержанию, шире по кругу обследуемых объектов и совершеннее по применяемым правилам.

В период становления капитализма значительно возросла потребность в статистической информации о размерах и размещении промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объемах производства и рынках сбыта товаров, рынках труда, сырьевых ресурсов и т.д.

Расширение и усложнение учетно-статистических работ, охватывавших массовые явления на обширных территориях, требовало установления общих правил обработки и анализа массовых числовых данных. Созревала необходимость в теоретическом осмыслении и обобщении статистической практики. Накопленные фактические материалы служили хорошей исходной базой для создания статистической теории. Все это в комплексе привело к зарождению во второй половине XVII в. научной статистики, которая стала развиваться по двум направлениям.

Первое направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа статистики. Второе направление развития статистической науки возникло в Англии и известно как школа политической арифметики. В школе политической арифметики выделялись два основных направления:

демографическое (основанное Д. Граунтом, Э. Галлеем), в рамках которого изучались закономерности воспроизводства населения, были составлены для страхового дела таблицы смертности с определением вероятности дожития до определенного возраста;

статистико-экономическое (основанное У. Петти), уделявшее главное внимание методам количественного анализа хозяйственных процессов.


1. Социально-экономическая статистика


Термин «статистика» (происходит от латинского слова status — состояние, положение вещей) употреблялся в значении «политическое состояние», отсюда итальянское stato — государство и statista — знаток государств. В научную литературу это слово вошло в XVIII в. и вначале понималось как «государствоведение». Но статистическая наука возникла еще раньше, в середине XVII в., в ответ на потребность государства иметь сводные, обобщенные по странам данные о наличии ресурсов для ведения производства, торговли, организации межгосударственных отношений и др. В этот период статистика называлась политической арифметикой. Это была наука, в которой сочетались начала политической экономии и статистики. Ее родоначальником был английский ученый У. Петти. В первой половине XIX в. в работах А. Кетле и его последователей была сделана попытка представить статистику как науку о закономерностях общественных явлений. Однако эти закономерности рассматривались метафизически. Законы общества отождествлялись с законами природы («социальная физика» А. Кетле). Затем в статистике получила распространение формалистическая трактовка предмета статистической науки, сводящая его к количественным отношениям в отрыве от качественного содержания явлений.

Большой вклад в статистическую практику и науку внесли русские ученые и общественные деятели. В трудах М.В. Ломоносова, И.К. Кирилова, В.Н. Татищева, а позднее и К.И. Арсеньева получили развитие идеи комплексного экономико-статистического описания страны. А.Н. Радищев сформулировал ценные предложения в области судебной статистики. В работах Д.П. Журавского показана роль группировок в статистике, предложена система статистических показателей для изучения общественной жизни. История статистики изложена в работах Ю.Э. Янсона. П.Л. Чебышев и его ученики сформулировали математическую базу для научно обоснованного применения выборочного метода. А.А. Чупров занимался методами установления зависимости между явлениями, разрабатывал теоретические основы математической статистики.

В настоящее время статистика (социально-экономическая статистика) — это общественная наука, которая изучает закономерности формирования и изменения количественных отношений общественных явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием.

Социально-экономическая статистика, или статистика, — это: 1) отрасль знаний — наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной; 2) отрасль практической деятельности — сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни; 3) совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность;

4) отрасль статистики, использующая методы математической статистики для изучения социально-экономических процессов и явлений.


1.1 Показатели СЭС


Социально-экономическая статистика представляет собой научную дисциплину, которая занимается изучением количественных характеристик массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере. Данные социально-экономической статистики обеспечивают систематическое количественное описание различных экономических и социальных процессов, происходящих в обществе. Эта дисциплина включает в себя такие разделы, как социально-демографическая статистика, статистика уровня жизни населения, статистика труда и занятости, статистика цен, статистика инвестиций, статистика национального богатства, статистика различных отраслей (транспорта, строительства, населения, сельского хозяйства и т. д.).

В социально-экономической статистике используются следующие показатели:

• показатели динамики цен;

• показатели объема и себестоимости произведенной продукции;

• показатели численности и состава населения;

• показатели уровня жизни населения;

• показатели доходов и расходов населения;

• показатели трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

• показатели производительности и оплаты труда;

• показатели наличия основных и оборотных фондов;

• макроэкономические показатели.

Вышеперечисленные показатели рассчитываются различными методами с помощью инструментов общей теории статистики. Важным условием в статистической методологии выступает обеспечение сравнимости данных во времени и пространстве и в международном плане.


1.2 Задачи СЭС


Основными задачами социально-экономической статистики являются:

• предоставление сведений, необходимых государственным органам управления для принятия соответствующих решений в области формирования социально-экономической политики и государственных программ;

• информирование всех заинтересованных лиц и учреждений о состоянии экономики и социальной сферы государства и групп населения;

• предоставление данных о результатах социально-экономического развития страны научно-исследовательским учреждениям, общественно-политическим организациям.

Перечисленные задачи социально-экономической статистики находятся в тесном взаимодействии с реализацией программы социально-экономического развития страны. В современной социально-экономической статистике важное значение придают показателям экономической конъюнктуры, отражающим изменения объема производства валового внутреннего продукта (ВВП) в зависимости от увеличения или уменьшения уровня использования мощностей и, как следствие, изменение потребительского спроса. Показатели экономического роста свидетельствуют об изменении объема производства ВВП в результате повышения производственных мощностей, привлечения инвестиций, повышение производительности труда.

Помимо вышеперечисленных важной задачей социально-экономической статистики являются анализ государственного бюджета, исследование его структуры, динамики, источников формирования и направлений расходования. В связи с этим используются различные абсолютные и относительные показатели, в том числе показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП для оценки эффективности фискальной и денежной политики. Другая не менее важная задача – это исследование факторов, влияющих на норму сбережений. В качестве таких факторов выступают размер ставки банковского процента, размер располагаемого дохода, доходность депозитов и т. п.

В настоящее время в России активно развиваются внешнеэкономические связи, поэтому возникает повышенная заинтересованность в надежных статистических данных о внешней торговле, в проведении статистического наблюдения за валютными курсами, в анализе факторов, влияющих на динамику курса валют.

Следующей важной задачей социально-экономической статистики является анализ деятельности денежного и фондового рынков и их воздействия на становление различных макроэкономических показателей.

В связи с этим статистические органы обязаны, опираясь на взаимосвязанную систему статистических показателей, всесторонне и в полной мере характеризующую отношения между социально-экономическими явлениями, собирать, обрабатывать и предоставлять для дальнейшего анализа всю необходимую информацию для формирования политики и принятия управленческих решений в сфере экономики и социальной жизни общества. Изучение трудовых, материальных и финансовых ресурсов страны – еще одна важная задача социально-экономической статистики, которая решается с помощью системы национальных счетов методом составления баланса активов и пассивов.

Наблюдение за состоянием окружающей среды и проведение ее мониторинга также входит в обязанности статистических органов, которые должны осуществлять контроль за истощением запасов природных ископаемых и предоставлять необходимую информацию о состоянии природных ресурсов и условиях их потребления.


2. Объект СЭС


Каждая наука имеет свой объект, предмет и методологию познания реального мира. Объект науки – это явления реального мира, на которые наука распространяет свое познание. Предмет науки составляет тот специфический для данной науки круг вопросов, которые подлежат исследованию при изучении наукой своего объекта познания. Принципы, методы и приемы изучения предмета науки образуют методологию этой науки.

Объектом изучения социально-экономической статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. Это связывает социально-экономическую статистику со всеми другими науками, изучающими общество, протекающие в нем процессы закономерности его развития, — с политической экономией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, социологией и др. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой специфический аспект изучения — какие-либо характерные существенные свойства, стороны, отношения явлений общественной жизни, определенные сферы деятельности людей и т.п.

Но имеют ли общественные явления такие свойства, такую сторону, которая могла бы изучаться только социально-экономической статистикой и, следовательно, составить предмет познания статистической науки? Ответ на этот вопрос очень не прост. На протяжении всей истории развития социально-экономической статистики по этому вопросу возникали и поныне возникают споры. Как отмечалось в гл. 1, одни утверждают, что социально-экономическая статистика имеет специфический предмет познания и потому является наукой, другие отрицают наличие у нее только ей присущего предмета познания и считают ее учением о методе (статистическом методе исследования). Последние утверждают, что все то, что изучает социально-экономическая статистика, является предметом других наук. Однако нужно различать объект и предмет познания. Уже из того, что сказано выше об общественных науках, ясно, что один и тот же объект, в зависимости от сложности и многообразия его свойств, отношений и т.п., может изучаться и во многих случаях изучается рядом наук.


3. Предмет социально-экономической статистики


Имеет предмет познания и социально-экономическая статистика. Естественно, возникает вопрос: какие же объективные свойства явлений общественной жизни составляют предмет познания статистической науки?

Явлениям общественной жизни наряду с качественной определенностью присуща и количественная определенность. Обе эти стороны неразрывно связаны между собой. В каждый данный исторический момент социальные и экономические явления имеют определенные размеры, уровни, между ними существуют определенные количественные соотношения.

Таковы, например, численность населения страны на определенную дату, соотношение между численностью мужчин и женщин, темпы роста валового внутреннего продукта, темпы его прироста и многое другое. Вот эти объективно существующие размеры, уровни, количественные отношения, находящиеся в состоянии непрерывного движения и изменения, представляющие собой в общем количественную сторону экономических и социальных явлений, закономерности их изменения, и составляют предмет познания социально-экономической статистики.

Таким образом, социально-экономическая статистика изучает количественную сторону массовых социальных и экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, т.е. качественно определенные количества и проявляющиеся в них закономерности. Она изучает производство в единстве производительных сил и производственных отношений, влияние природных и технических факторов на количественные изменения в общественной жизни, влияние развития общества, производства на окружающую среду.

Социально-экономическая статистика изучает производство, потребление материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.

При помощи системы количественных показателей социально-экономическая статистика дает характеристику качественных сторон явлений общественных отношений, структуры общества и т.п.

Предметом изучения социально-экономической статистики являются и процессы, протекающие в народонаселении, — рождаемость, браки, продолжительность жизни и т.п.

В статистических данных проявляются характерные особенности, тенденции, закономерности развития социальных и экономических явлений и процессов, связи и взаимозависимости между ними.

Социально-экономическая статистика выработала систему научных понятий, категорий и методов, посредством которых она познает свой предмет. Важнейшую часть этой системы составляет система основных показателей состояния и развития экономической и социальной жизни общества.

Многие явления становятся точно определенными, значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными в форме количественных статистических показателей. Нельзя, например, составить ясного представления об урожайности какой-нибудь культуры в стране без обобщенного статистического выражения ее в виде средней урожайности или представить себе размеры производства автомобилей без статистических данных о выпуске автомобилей промышленностью страны и т.п.

Нельзя без количественных характеристик представить себе с достаточной ясностью и многие экономические категории общего характера, категории политической экономии. Что такое, например, строение общественного капитала? Это средняя величина из строений его в отраслях хозяйства страны. К. Маркс следующим образом разъясняет понятие строения отрасли и хозяйства в целом: «Многочисленные индивидуальные капиталы, вложенные в определенную отрасль производства, более или менее отличаются по своему строению друг о друга. Средняя из их индивидуальных строений дает нам строение всего капитала данной отрасли производства. Наконец, общая средняя из этих средних строений всех отраслей производства дает нам строение общественного капитала данной страны...»


Заключение


На современном этапе в России статистические органы должны использовать новые современные технологии сбора, обработки, передачи и распространения статистической информации.

Расширяется применение методов выборочного наблюдения при изучении деятельности разных хозяйственных субъектов и различных социальных процессов.

Основу информационных систем должны составлять системы управления базами данных, мощные пакеты для проведения анализа, современные средства предоставления информации для конечного использования. Дальнейшее развитие электронного обмена информацией связано с переходом на более совершенные телекоммуникационные системы с использованием возможностей сети интернет.

Переход к международной методологии вносит изменения в представления о производственной экономической деятельности, пересматривается отношение к сфере услуг, уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности, вводится новое деление экономики на секторы, вводятся новые понятия резидентов, трансфертов, экономической территории, анклавов и т.д.


Использованная литература


1. Статистика. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.-288с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»). Рудакова Р.П., Букин Л.Л., Гаврилов В.И.

2. Л.А. Голуб. Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

3. В.Н. Салин, Е. П. Шпаковская. Социально-экономическая статистика. Учебник. - М.: ЮРИСТЪ, 2002.

4. Социально-экономическая статистика: практикум / Под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. - М.: Финансы и статистика, 2004.

5. И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. Общая теория статистики. Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Государственная программа перехода ПМР на международную систему бухгалтерского учета и статистики. Постановление правительства ПМР №56 от 25 февраля 2000 г.

Похожие работы:

  1. • Общая теория статистики
  2. • Метод и задачи социально-экономической статистики
  3. • Предмет, методы и задачи социально-экономической ...
  4. • Система показателей, основные группировки и ...
  5. • Основные направления реформирования социально-экономической ...
  6. • Социально-экономическое развитие муниципального ...
  7. • Социальная статистика в системе общественных наук
  8. • Статистика финансов предприятия
  9. • Социально-экономическая статистика
  10. • Общая теория статистики
  11. •  ... концепции эволюции социально-экономических систем
  12. • Курсовая по статистике
  13. • Социально-экономическая статистика
  14. • Социально-экономическая статистика
  15. • Система управления социально-экономическим развитием ...
  16. • Государственное управление социально-экономическим развитием ...
  17. •  ... управления социально-экономическим развитием ...
  18. • Социально-экономический потенциал России
  19. • Определение показателей социально-экономической ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com