Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Социально-экономическое развитие муниципального образования

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования

1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования

1.2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований

1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности

Глава 2. Практика управления социально-экономическим развитием Максимовского сельского поселения

2.1 Характеристика Максимовского сельского поселения

2.2 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Источники пополнения бюджета

2.3 Основные направления деятельности администрации Максимовского сельского поселения по улучшению социально-экономического положения населения

3.1 Природные ресурсы поселения и их использование для создания зоны массового отдыха населения

3.2 Проект по развитию пляжа – реализация проекта

3.3 Основные финансовые условия реализации проекта

Заключение

Список литературы


Введение


Условия экономического развития муниципальных образований в нашей стране за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей.

В целом, применительно к современной России можно говорить о качественных сдвигах в сфере местного экономического развития. Значение этих сдвигов нередко ускользает из внимания за текущими трудностями, однако оно поистине революционно. Конституцией Российской Федерации 1993 года, отделившей местное самоуправление от государственной власти, и Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены основные принципы местного самоуправления. Российские муниципалитеты получили самостоятельность, основанную на разграничении компетенции разных уровней власти, определении предметов совместного ведения и передачи части полномочий сверху вниз. Экономической основой местного самоуправления в России стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами. Муниципальные органы власти получили возможность и обязанность заниматься развитием собственной экономики в интересах проживающих на их территории людей. Этим и объясняется актуальность темы дипломной работы.

Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.

Задачи курсовой работы:

Исследовать теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образовании, в том числе, социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования:

На практике рассмотреть управление социально-экономическим развитием муниципального образования, а именно, Максимовского сельского поселения Иркутского района Иркутской области;

Определить финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием муниципального образования: статьи пополнения и расходования местного бюджета;

Предложить, как один из вариантов пополнения бюджета Максимовского сельского поселения, проект по развитию платной рекреационной зоны.


Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования


1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования


Формирование и функционирование механизма реализации социально-экономической политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов. По своей сути механизм реализации социально-экономической политики представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов социально-экономической жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить интересы населения, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти федерального и регионального уровней, разработать социально-экономическую стратегию и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по ее реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Механизм реализации социально-экономической политики имеет сложную структуру: субъект социально-экономической политики; государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социально-экономических отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; объект социально-экономической политики - социально-экономические процессы в обществе во всем их содержательном многообразии разнообразных формах проявления; системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социально-экономической политики; методы реализации социально-экономической политики; предметно-политическая деятельность по решению задач социально-экономической политики на различных стадиях Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социально-экономической политики дополняется и другими элементами.

При формировании социально-экономической политики неизбежно встает вопрос о приоритетах социально-экономической политики, т.е. социально-экономических задачах, которые признаются обществом как на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения (тактические, или краткосрочные приоритеты), так и на этапе долгосрочного развития (стратегические приоритеты). Принцип приоритетности в социально-экономическом развитии общества активно используется практически во всех странах мира, в том числе и высокоразвитых. Тактические и стратегические приоритеты определяются в ходе организации и управления экономическим системами всех уровней. Под приоритетными направлениями понимаются такие направления социально-экономической политики, которые в наибольшей степени приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Федерации.

Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона.

Главной приоритетной целью социально-экономической политики субъекта Федерации (СЭПСФ) должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение о том, что «Российская Федерация - социальное государство» и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют ее конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели.

Здесь, на наш взгляд, важную роль призван сыграть такой комплексный показатель, как «качество жизни населения». Этот показатель характеризует уровень обеспечения населения комплексом потребностей в целом и по его категориям. Об этом говорил и Л.И. Абалкин, отмечая, что «главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс ..., а качество человека». В современных условиях приоритеты развития человека, качество человеческого потенциала являются основными факторами общественного прогресса в XXI в. В этой связи вложения в образование, науку, культуру представляют собой не вычет из общественного блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений представляются самыми эффективными.

Традиционные показатели уровня развития социально-экономических систем, такие как, например, валовой внутренний продукт (в субъектах Федерации валовой региональный продукт), объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем производства сельскохозяйственной продукции и тому подобные не являются точными и, что очень важно, достаточными критериями для оценки благосостояния страны или отдельных ее регионов. Валовой внутренний продукт как экономический показатель не учитывает и не отражает изменений, происходящих в приоритетах социальных ценностей общества в целом, в предпочтениях различных социальных групп и отдельных людей. Но именно эти факторы в настоящее время становятся все более и более важными. Даже интенсивные темпы валового экономического роста, порождающие общество изобилия товаров, не являются идеалом, стремление к которому в безусловном порядке обеспечивает рост благосостояния и социальную умиротворенность граждан.

Необходимо порвать с экономизмом и продвигать регулирующую деятельность, учитывать все составные элементы экономики, с тем, чтобы она служила счастью людей, а не только росту продуктивности, рентабельности и конкурентоспособности.

На смену чисто экономическим валовым показателям должен прийти новый, более сложный и полный критерий - «качество жизни населения», компонентами которого является ряд социально-экономических факторов, в состав которых входит большое число различных социально-экономических показателей или индикаторов, в том числе и ранее используемые традиционные экономические показатели.

Качество жизни отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, качество жизни - это насколько хорошо живется людям. Данное интегральное понятие активно используется в международной практике, особенно при сопоставлениях уровней экономического и социального развития стран. Так, Всемирным банком выпускается ежегодник, в котором в системе показателей для международных сопоставлений имеется группа показателей, характеризующая качество жизни (Quality oflife).

Система интегральных показателей, характеризующих качество жизни населения, в мировой практике встречается в различных формах. Интересна система показателей, предложенная В.В. Трейрером, А.И. Кашириным, Ю.М. Швырковым. (Таблица 1.1)


Таблица 1.1 Система интегральных показателей, характеризующих целевую функцию «качество жизни населения»

п/п

Аспекты понятия «качество жизни населения» Интегральные понятия, характеризующие выделенные аспекты
1 Благосостояние Доходы, деловая активность
2 Здоровье Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и др.), занятие физкультурой и спортом, достаточное и рациональное питание, организация отдыха и лечение
3 Образование Дошкольное образование, общее среднее образование, среднее и высшее, специальное образование, повышение квалификации персонала, общая образовательная программа для населения, развитие способностей одаренных личностей
4 Жилищные условия Обеспеченность жильем, качество жилья, благоустройство и инфраструктура территории жилого фонда
5 Духовная жизнь и культура Развитие религиозного и духовного самосознания населения, пропаганда морально-нравственных ценностей религии, развитие литературы и искусств, книжное дело, театр и прочие зрелищные заведения, художественная самодеятельность и народные промыслы
6 Обеспеченность товарами и услугами Номенклатура предоставляемых товаров и услуг, в том числе местными производителями и по импорту; качество товаров и услуг, цены
7 Социальное обеспечение Пенсии, пособия, помощь малоимущим и инвалидам
8 Экология Контроль за состоянием и защита окружающей среды, утилизация отходов, восстановительные природоохранные мероприятия
9 Безопасность Преступность, безопасность на производстве, безопасность транспортных средств, безопасность на дорогах, безопасность жилищ, защита от терроризма, защита от стихийных бедствий и др.
10 Права человека Соблюдение конституционных прав человека

В таком случае, используя данную систему интегральных показателей, характеризующих целевую функцию «качество жизни населения», процесс формирования социально-экономической политики может быть представлен в виде совокупности работ, которые следует выполнять в определенной последовательности. В целом этот процесс будет выглядеть следующим образом:

Определяется система показателей, характеризующих качество жизни населения муниципального образования.

Определяется фактическое значение показателей качества жизни муниципального образования.

Определяется уровень качества жизни дифференциальным методам и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых в предшествующем периоде, общегосударственные, международные стандарты).

Выявляются причины отрицательных и положительных отклонений фактических значений показателей качества жизни муниципального образования от показателей, принятых за базу.

Определяются резервы (возможности) улучшения показателей качества жизни за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов.

Определяются возможности улучшения качества жизни населения муниципального образования за счет бюджетных средств.

Определяются возможности улучшения качества жизни населения муниципального образования за счет внебюджетных средств.

Выявляются возможности улучшения качества жизни населения за счет привлеченных, заемных средств.

Устанавливаются целевые значения показателей качества жизни населения с учетом всех реальных возможностей и ограничений.

Определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений показателей качества жизни населения муниципального образования

Формируются условия, благоприятные для достижения целевых значений показателей качества жизни населения. Производится правовая (законодательная) информационная, техническая, кадровая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.

На заключительном этапе проверяется готовность к реализации разработанной социально-экономической политики муниципального образования, принимаются решения о ее практической реализации.

Формирование социально-экономической политики затрагивает интересы практически всех граждан и предприятий региона, определяет будущее его развития. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно чиновникам. Определение перспектив социально-экономического развития и формирование приоритетных направлений социально-экономической политики должно иметь надежное научное обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских и экспертных институтов, а также населения и общественно-политических организаций. Нельзя забывать и о том, что необходима также четкая правовая регламентация данного процесса.


1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований


Прежде чем говорить о социально-экономическом развитии муниципальных образований, нужно определить компетенцию органов местного самоуправления в данной сфере. В общем случае объем компетенции, прав и обязанностей местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией) и инициативой органов местного самоуправления. Необходимо разделять предметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местного самоуправления.

Попытаемся выделить те вопросы, которые обычно относятся к предметам ведения местного самоуправления: Основное благоустройство (территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).

Установив перечень предметов ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей. Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия.

Право распоряжения муниципальным имуществом, в частности установление арендной платы в отношении муниципальной собственности, перечня неотчуждаемых объектов, создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий и т.д. Право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами.

Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями. Право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно при планировке и перепланировке города. Речь также может идти о муниципализации общественно значимых предприятий.

Право принуждения, осуществление которого возможно при наличии принудительной силы, что требует предоставления местному самоуправлению права содержать муниципальную полицию (милицию), которая при необходимости может подразделяться на полицию общественной безопасности, санитарную, экологическую и т. д.

Определившись с компетенцией органов местного самоуправления, перейдем непосредственно к вопросу социально-экономического развития муниципальных образований

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.

Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития. Рассмотрим структуру концепции социально-экономического развития муниципального образования.

Структура концепции обусловлена системой целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, включает несколько разделов:

1.Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации

2.Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития

3.Основные направления реализации стратегических цепей

4.Подпрограммы

5.Механизмы реализации

Для этих разделов характерно следующее содержание.

1.При анализе стартовых условии и оценке исходной социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна.

Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.

2.При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

а) сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);

б) полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).

В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

3.Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы:

а) развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;

б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;

в) социальная политика;

г) обустройство территории — градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;

д) экологическая политика;

е) развитие человеческого потенциала территории;

ж) совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.

4.Подпрограммы.

В составе концепции пли стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

На основе обшей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

5. Механизм реализации концепция социально-экономического развития

В этом разделе должны быть рассмотрены:

-формы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии;

-источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т.д.);

-механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т.д.)


1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности


К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:

-содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;

-содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

-участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;

-организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

-организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

-создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

-создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;

-реализация муниципальной молодежной политики

Разработка конкретной системы мероприятии в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ.

Муниципальная социальная политика в сельской местности должна быть ориентирована на достижение следующих целей:

–развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы;

–создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности, содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

–расширение труда в сельской местности путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов сельских жителей;

–создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов самоуправления.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

–стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

–улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

–повышение роли физической культуры и спорта для предупреждения заболеваний поддержания высокой работоспособности населения, профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

–повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

–активизация культурной деятельности на селе;

–повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, основные пути решения поставленных задач могут быть следующими:

–приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях;

–разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований;

–повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий нового типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

–создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также других внебюджетных источников, содействие организации и функционирования в сфере социального обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;

формирование правового и методического обеспечения социального развития села.


Глава 2. Практика управления социально-экономическим развитием Максимовского сельского поселения


2.1 Характеристика Максимовского сельского поселения


Первые строения монахи поставили недалеко от ключика, что в Старых Мамонах. Зимой в строениях не жили, но с наступлением теплого времени на небольших полях появились люди. Раскорчевка склона горы привела к расширению пашни, которая была необходима в лесном краю.

В Максимовский сельский совет входили населенные пункты:

- с. Мамоны;

- с. Максимовщина;

- д. Малая Еланка;

- д. Вдовино;

- з. Запань.

Население Поселения составляют объединенные общностью решения вопросов местного значения граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами правом на осуществление местного самоуправления в Поселении.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

-Глава сельского поселения

-Дума сельского поселения

-Администрация сельского поселения

Глава Поселения является высшим должностным лицом Поселения, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Поселения, осуществляет представительные и иные функции в соответствии с законодательством РФ и Уставом Максимовского сельского поселения. Глава Поселения возглавляет администрацию Поселения, исполняет полномочия председателя Думы Поселения и избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет (срок от 2 до 5 лет определяется самостоятельно)

Ежегодно не позднее чем через 3 месяца после окончания соответствующего календарного года Глава Поселения отчитывается перед населением Поселения. Отчет Главы Поселения подлежит опубликованию в установленном порядке. В указанном отчете отражаются:

1) итоги деятельности органов местного самоуправления Поселения за соответствующий календарный год;

2) перспективные планы социально-экономического развития Поселения на очередной календарный год;

3) информация об обеспечении органами местного самоуправления Поселения прав жителей Поселения в сфере занятости, образования, культуры, здравоохранения и иных по усмотрению Главы Поселения.

По состоянию на 1 января 2009 года в состав Максимовского сельского поселения входят следующие населенные пункты:

-с. Мамоны - 873 хозяйств, проживает 1748 человек;

-с. Максимовщина - 583 хозяйства, проживает 1167 человек;

-д. Малая Еланка - 334 хозяйств, проживает 690 человек;

-д. Вдовина - 18 хозяйств проживает 28 человек;

На территории муниципального образования действуют:

- ООО « Максимовское»;

- ОАО «Труд»

- 2 средних школы;

- 2 детских сада;

- 4 фельдшерских пункта;

- 2 дома культуры, 2 библиотеки.


2.2 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Источники пополнения бюджета


Изучим основу формирования системы местных финансов Максимовского сельского поселения за 2008 год. Основой системы местных финансов являются сборы от имущественных налогов с физических лиц и сборы с предприятий и частных предпринимателей за аренду земли.

Составим несколько сводных таблиц, которые отразят количество финансовых средств за 2008 год, для Максимовской сельской администрации. Данные о количестве подсобных хозяйств за 2008 год в Максимовском сельском округе с учетом налога на землю приведены в таблице 2.1.


Таблица 2.1

Количество личных подсобных хозяйств в Максимовском сельском поселении за 2008 год с суммарным учётом налога на землю

п/п

Наименование сельского поселения Количество хозяйств Количество земли в сотках Общая стоимость тыс. руб.
1. Мамоны 873 12981 213675,65
2. Максимовщина 583 8740 143773
3. Малая Еланка 334 5008 82431,68
4. Вдовино 18 360 5925,6

Итого: 1808 27089 445805,93

На территории поселения кроме личных подсобных хозяйств расположено два предприятия, с которых также взимается налог на землю. Его количественный показатель отражен в таблице 2.2.


Таблица 2.2

Сводная таблица взимаемого налога на землю с предприятий расположенных на территории Максимовского сельского поселения

Название предприятия Количество арендуемой земли, гектар Стоимость земли за 1 сотку, руб. Сумма налога за общее количество арендуемой земли, тыс.руб.
ООО «Максимовское» 4 25 10,0
ОАО «Труд » 5 25 12,5
Итого: 9 25 22,5

Основной, и пожалуй самой значительной статьей дохода в местный бюджет, является налог на имущество физических лиц, который отражен в таблице 2.3.


Таблица 2.3

Общая сумма дохода с налога на имущество физических лиц

Общее количество Строений Строения стоимостью до 300 тыс. руб. Строения стоимостью от 300 до 500 тыс. руб. Строения стоимостью от 500 тыс.р. до 1 млн.р. Строения стоимостью от 1млн.руб до 2 млн. руб. Строения стоимостью от 2 млн. руб. до 3 млн.р. Строения стоимостью от 3 млн.р. до 5 млн.руб.
1808 47,5 % 27 % 18 % 5 % 2 % 0,5 %

859 Строений 488 строений 325 строений 90 строений 36 строения 9 Строений
Общая стоимость

243

млн. 460 тыс.руб.

238 млн.

827

тыс.руб.

289 млн.

250 тыс.руб.

135 млн.

руб.


94млн

932

Тыс.руб.

35млн.512

тыс.руб.


Ставка налога в процентах к суммарной инвентаризационной стоимости

0,2 % 0,3 % 0,4 % 0,6 % 0,9 % 1,2 %
Общее количество взимаемых налогов

486 тыс.

920 руб.

716тыс.

481 руб.

1млн

157 тыс.

руб.

810 тыс.

руб.

854тыс.

388руб.

426тыс.14руб.
Итого: 4450934 руб.

В таблице 2.4. представлены данные о взимаемом налоге на имущество с предприятий расположенных на территории Максимовского сельского поселения.


Таблица 2.4

Сводная таблица взимаемого налога на имущество с предприятий расположенных на территории Максимовского сельского поселения

Название предприятия Стоимость имущества, млн. руб. Процентная ставка налога на имущество Сумма налога за общую стоимость всего имущества, тыс.руб.
ООО «Максимовское» 5 2% 100
ОАО «Труд» 10 2% 200
Итого: 15 2% 300

Налог на землю с частных предприятий расположенных на территории Максимовского сельского поселения представлен в таблице 2.5.


Таблица 2.5

Сводная таблица взимаемого налога на землю с частных предприятий расположенных на территории Максимовского сельского поселения

Наименование частного предприятия Количество арендуемой земли, в сотках Сумма налога за общее количество арендуемой земли, руб.
ЧП «Сафронова» 2 50
ЧП «Старновская» 1,5 37,5
ЧП «Тувакмедов» 2 50
ЧП «Эдэм» 1 25
ЧП «Улыбка» 3 75
ЧП «ИОВА» 2,5 62,5
ЧП «Бонус» 2 50
ЧП «Ласточка» 2,2 55
Итого: 16,2 405

Как видно из выше представленной таблицы, на территории поселения осуществляют свою деятельность восемь частных предпринимателей. Однако, доля дохода в местном бюджете от арендованной ими земли совсем незначительна.

По составленным таблицам всех прогнозируемых доходов за 2008 год, осталось подвести общий итог по совокупности всех доходов (таб. 2.6).


Таблица 2.6

Сводная таблица общих прогнозируемых доходов на 2009 год

Название налога. Общая сумма за взимаемый налог, руб.
Налог на имущество с физических лиц 4450934
Налог на землю с физических лиц 445805,93
Налог на имущество с предприятий 300000
Налог на землю с предприятий 22500
Налог на землю с частных предпринимателей 405
Итого: 5219644,93

Прогнозируемый доход на 2009 год составляет сравнительно небольшую сумму. Главная задача при формировании местного бюджета на 2009 год рационально использовать полученную сумму.


2.3 Основные направления деятельности администрации Максимовского сельского поселения по улучшению социально-экономического положения населения


Для начала проведем расчёт непрямых административных затрат на сотрудников (таблица 2.7).


Таблица 2.7

Зарплата сотрудников администрации Максимовского поселения

Должность Сумма за месяц, тыс.руб. Общая сумма за год, тыс.руб.
Заработная плата главы поселения 15 180
Заместитель главы 10 120
Главный бухгалтер 9 108
Зам. Главного бухгалтера 8 96
Бухгалтер 6 72
Начальник ЖКХ 9 108
Специалист 6 72
Техничка 2 24
Водитель 4 48
Итого: 69 828

В таблице 2.8 приведены общие эксплуатационные затраты.


Таблица 2.8

Эксплуатационные затраты

Виды расходов Ежегодная сумма затрат, руб.
Содержание здания и коммунальные расходы 21 600
Закупка бумаги и других канцелярских товаров 34 000
Услуги телефонной связи 6 000
Обслуживание компьютеров 10 000
Обслуживание копировальных работ 10 000
Запчасти и бензин для транспорта 300 000
Итого: 381 600

Общее количество административных расходов составляет – 1209600 руб. Количество высвобожденных денег составляет – 4010044,93 руб.

Местная администрация наделена в социальной сфере следующими полномочиями:

– организует и координирует с учетом национально-культурных традиций населения работу учреждений социально-культурного назначения, обеспечивает их материально-техническое снабжение, создает в школах внебюджетные фонды за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;

– вносит предложения в соответствующие органы об объявлении памятниками природы, истории и культуры объектов местного значения, находящихся на территории поселения и представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, охраняет памятники истории и культуры и организует использование памятников, переданных в ведение органов местного самоуправления;

– оказывает жителям помощь в назначении пенсий;

– организует учет лиц, которые получают социальную помощь за счет средств местного бюджета, в соответствии с решениями представительного органа распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, может назначать при наличии собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;

– организует для обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, здании, сооружений и т.п. за счет средств местного бюджета и привлеченных средств;

– принимает меры по улучшению жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому, способствует устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

– предоставляет в пределах своих полномочий установленные льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, принимает меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание и семьи граждан;

– назначает опекунов и попечителей, контролирует выполнение ими своих обязанностей;

– получает от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведения о высвобождении работающих, заслушивает сообщения руководителей предприятий, организаций по этим вопросам.

Ранее на территории Максимовского сельского поселения по многим из выше перечисленных вопросов работа либо не проводилась вообще, либо проводилась, но не в полном объеме. Одним из направлений совершенствования работы в данной области является создание социального центра по оказанию психологической, воспитательной и материальной помощи населению. Рассмотрим основные первоочередные статьи затрат, возникающих на предстоящий год и требующих повышенного внимания.

Значительная часть бюджета запланирована на предотвращение наводнений и паводковых ситуаций, т.к. часть территории поселения располагается по берегу реки Иркут. Для укрепления набережной части завозится гравий, приобретаются бетонные основы.

За все время существования Максимовского сельского поселения не было организовано стационарного места захоронения мусора и отходов, на территории самого поселения нет контейнерных площадок для мусора. В бюджет на 2009г эта статья расходов закладывается. Предусматривается покупка мусорных контейнеров для каждой улицы, очистка загрязненных территорий и еженедельный вывоз мусора.

На данный момент в Максимовском сельском поселении организовано две спортивные секции для взрослых и детей от 14 лет. В 2009г планируется открытие дополнительной секции для детей младше 14, в рамках этого мероприятия планируется строительство детской площадки и закупка спортивного инвентаря. На обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий планируется 250000 рублей. Одной из статей расхода на предстоящий год становится проблема закупки дополнительных компьютеров для школы в количестве 5 штук и составляет приблизительно 150000 рублей.

Проанализировав деятельность муниципальных властей можно сделать вывод, что запланированных собственных бюджетных средств не хватит на решение все сложившихся проблем. Поэтому перед администрацией поселения становится задача изыскивать возможности для роста собственных доходов бюджета. В 3-й главе представлен проект по рациональному использованию имеющих ресурсов с целью пополнения бюджета.


Глава 3. Направления мобилизации дополнительных источников собственных доходов бюджета поселения


3.1 Природные ресурсы поселения и их использование для создания зоны массового отдыха населения


Специалисты различных отраслей знания единодушны в том, что наиболее важен и эффективен в условиях постоянных психических перегрузок активный отдых на природе. Этот вид отдыха можно назвать специальным термином «рекреация» от латинского (восстановление).

Большинство местных жителей и жителей микрорайона Ново-Ленино имеют земельные участки, участки в коллективных садах, т.е. дачи, на которых проводят значительное количество свободного времени, начиная с мая и заканчивая сентябрем. Однако в жаркие летние месяцы сотни людей стремятся провести выходные дни на лоне природы. Но кто – то должен организовать использование природы, чтобы после первого отдыха не осталось место, заваленное мусором. Словом, как наилучшим образом удовлетворить потребность в чистом воздухе, тишине, красивых пейзажах и новых впечатлениях.

Если оценивать местоположение Максимовского сельского поселения, то преимущества можно извлечь из следующих основных факторов:

- относительная близость Максимовского сельского поселения к областному центру Иркутской области – г. Иркутску, представляющему в данном случае достаточно большое скопление потенциальных потребителей каких-либо предлагаемых услуг;

- относительная близость Максимовского сельского поселения к кольцевой автодороге вокруг микрорайона Ново-Ленино, которая представляет участок федеральной трассы Красноярск – Иркутск – Чита, что также может предоставить потребителей. Кроме того, на протяжении уже достаточно долгого периода времени планируется строительство объездной автодороги вокруг г. Иркутск, и в этом случае фактически единственно возможным вариантом ее прохождения является прохождение именно по территории Максимовского сельского округа. В этом случае возможно резкое развитие инфраструктуры района и собственного сельского образования;

- наличие некоторых природных достопримечательностей, расположенных непосредственно на территории самого поселения, либо на территории, прилегающей к поселению. Прежде всего, речь здесь идет о реке Иркут. Она не пригодна для организации судоходства из-за очень сложного рельефа дна (хотя по своим размерам, вполне можно было бы организовать соответствующие маршруты), но зато является достаточно хорошим местом для занятий активными видами спорта на воде. Соответственно и возникла идея организации обустроенной пляжной зоны, причем практически в черте города Иркутска.

Что касается недостатка района, то главный недостаток – это, безусловно, абсолютная неразвитость инфраструктуры сельского поселения. В настоящее время большая часть объектов, которые могут быть использованы для развития каких-то проектов, находятся в очень плохом (полуаварийном состоянии). Хотя многие работы все-таки уже были сделаны: в частности были расчищены территории, произведено их частичное благоустройство. Однако для эксплуатации зоны отдыха необходимы определенные вложения средств в дальнейшее развитие инфраструктуры.


3.2 Проект по развитию пляжа – реализация проекта


Проектом, который предлагается для реализации, предполагается развитие рекреационно-спортивной зоны, которая будет иметь различное функциональное назначение:

- Создание на территории пляжной зоны небольшого спортивного центра, в частности, волейбольной, минифутбольной, баскетбольной площадок, которые также могут предоставляться в аренду.

- Кроме того, на территории пляжа планируются мини-площадки для детей в виде горки и песочниц.

- Совместно с предоставлением возможности пользования пляжной зоной, планируется организация некоторых сопутствующих услуг, в том числе предоставление услуг по пользованию автостоянкой.

В качестве места расположения пляжной зоны планируется территория, на которой ранее планировалось организовать пионерский лагерь, для чего она уже частично была подготовлена (очищена от деревьев и иных насаждений, проведен ряд водоотводных мероприятий, поскольку ранее в паводковый период территория попадала в зону затопления). Схема местности и примерное расположение базы показано на рис. 3.1.


Социально-экономическое развитие муниципального образования

Рис. 3.1. Расположение места для организации зоны отдыха


Зона отдыха расположена в одной из излучин реки Иркут вблизи трассы Иркутск – Максимовщина, которая обслуживается и маршрутными такси, и автобусами муниципального транспортного предприятия, что также делает удобным местоположение базы.

Если говорить о конкуренции на данном секторе рынка, то у Максимовского сельского поселения есть все предпосылки для того, чтобы успешно выступить на данном рынке. Связано это с тем, что в настоящее время в Иркутске и ближайших пригородах фактически не организован отдых аналогичный тому, который предлагает администрация Максимовского сельского поселения. Действительно, оборудованных пляжных зон на территории Иркутска практически нет, а если они и имеются, то владельцы территорий фактически предоставляют лишь минимальный набор услуг на самом пляже, но без организации мест для парковок и т.п.

Основными конкурирующими территориями для данного проекта являются:

- пляжная зона в районе Плотины ГЭС (район ул. Якоби и Мухиной);

- пляжная зона в районе ледокола «Ангара», микрорайон Солнечный;

- пляжная зона в районе острова Юность;

- пляжная зона в микрорайоне Боково (район Иркутска-2);

- заливы Иркутского водохранилища.

В настоящий момент можно сказать, что развитие пляжной инфраструктуры на каждом из этих объектов находится в зачаточном состоянии. Так, например, практически ни на одной из зон нет даже элементарного пляжного инвентаря (лежаков, кабинок для переодевания). Кроме того, функционирование всех пляжей фактически осуществляется на бесплатной основе, а основной доходы арендаторы соответствующих площадей получают от продажи продуктов питания на территории пляжной зоны. В результате, большая часть пляжных зон достаточно быстро превращается в свалку мусора, отдыхать на которой совершенно неприятно.

Несколько иная ситуация имеет место на заливах Иркутского водохранилища. Но и там ситуация с экологией стоит достаточно остро – на берегу масса бытового мусора, а дно и прибрежная полоса достаточно сильно загрязнены предметами, опасными для здоровья человека (остатками битого стекла и т.п.). Кроме того, большая часть подобных территорий вообще никому не принадлежит (на праве собственности на землю), а используется частными предпринимателями на правах аренды, причем если плата осуществляется за минимальный по площади участок, то фактически затем используется весь пляж.

Еще одна особенность состоит в том, что все обозначенные выше организованные пляжные территории находятся в акватории Ангары или Иркутского водохранилища. Данные территории вообще практически не предназначены для организации пляжного отдыха в традиционном понимании этого слова, поскольку температура воды на данных пляжах даже в самые жаркие сезоны очень редко превышает 20 C. Иное дело территория, на которой планируется организация данного отдыха. Река Иркут является одной из самых теплых рек нашего региона, а, кроме того, многочисленные небольшие протоки и небольшие заливы, также в изобилии имеющиеся на реке, позволяют осуществлять здесь купальный сезон практически с начала июня (с первых жарких дней, когда температура воды вполне может достигать и +25С) и до конца августа. Кроме того, дно Иркута также гораздо лучше приспособлено для купания, поскольку является в некоторых местах песчаным, а не глинистым или илистым, как на большей части заливов и иных пляжных территорий.

Проведем SWOT анализ планируемого проекта (его нельзя называть предприятием, поскольку данный проект будет реализовываться фактически администрацией Максимовского сельского поселения и фактически будет являться частью деятельности именно администрации).(Таблица 3.1.)

Таким образом, мы видим, что основными сильными сторонами планируемого проекта является его относительная новизна (организованный пляжный отдых, а также отсутствие необходимости в прохождении многочисленных согласований (барьеры) при реализации проекта, поскольку сама администрация округа будет курировать данный проект ).

Большим плюсом для реализации проекта является возможность использования уже имеющихся (созданных ранее) объектов инфраструктуры, которые должны способствовать реализации проекта и могут быть в нем использованы.


Таблица 3.1.

SWOT анализ организации в целом по рынку

Сильные стороны:

- возможность самостоятельного принятия решения по реализации конкретного проекта;

- предоставление услуг защиты здоровья и имущества отдыхающих;

Слабые стороны:

- отсутствие опыта работы в данной области;

- необходимость поиска специального персонала;

- удаленность от основных районов города (за исключением Ленинского округа), что создает препятствия для обеспечения необходимого потока;

Возможности:

- слабая конкуренция в предполагаемом районе расширения бизнеса в летний сезон;

- возможность ориентации на разные аудитории;


Угрозы:

- высокая ценовая конкуренция со стороны неорганизованного туризма и пляжного туризма в других частях города;

- относительно небольшая целевая аудитория, на которую ориентируется данный отдых

- сезонный характер работы;


Кроме того, в Максимовском сельском округе имеются те люди, которые могут стать персоналом базы, в том числе имеется и два инструктора, знания которых могут помочь в реализации проекта. Однако необходим и дополнительный персонал.

Слабой стороной данного проекта является то, что он носит достаточно четко выраженный сезонный характер. Например, летние услуги можно предоставлять фактически только в течение максимум 3-х месяцев. Затем наступает межсезонье, и лишь ближе к концу 2-го квартала начинается следующий летний сезон. Естественно, что это будет мешать успешной реализации проекта, поскольку основной упор в его реализации сделан на рентабельные летние месяцы, а зимний период используется лишь для поддержания относительно безубыточного функционирования.

Кроме того, достаточно существенной угрозой является то обстоятельство, что целевая аудитория, на которую ориентирован проект, является достаточно небольшой в Иркутском регионе, а соответственно необходимо предпринять определенные маркетинговые мероприятия для того, чтобы привлечь потенциальных потребителей и из других регионов (прежде всего, пригородов, поскольку ориентироваться даже на Ангарск и Шелехов практически невозможно).

Таким образом, проект имеет и сильные, и слабые стороны, но в принципе представляется вполне возможным его реализация.


3.3 Основные финансовые условия реализации проекта


Главная особенность данного проекта состоит в том, что фактически он начинает реализовываться не на «пустом месте», а уже на территории, которая прошла определенную подготовку.

Планируется достаточно благоприятная маркетинговая ситуация для реализации проекта. При этом весь проект делится на три части, по характеру предоставляемых услуг:

- пользование пляжной зоной, цена за которую устанавливается через стоимость одного часа;

- пользование стоянкой автомобилей, которая также оценивается исходя из стоимости одного часа;

- пользование волейбольной, баскетбольной и мини-футбольной площадкой, которые также располагаются непосредственно на территории спортивной базы.

Работы предполагают очистку дна на ближайшем участке к берегу. Кроме того, в это же время будет завезено несколько автомобилей песка для благоустройства территории пляжной зоны.

Рассчитаем затраты на проведение подготовительных работ (см. таблицу 3.2).


Таблица 3.2

Расчет затрат на проведение подготовительных работ

Название этапа Сумма расходов на реализацию, руб.
Очистка территории и ее озеленение 122 000
Подготовительные работы к сезону 165 000
Производство (стоянка автомобилей) 41250
Производство (пользование миниполем для баскетбола) 41250
Производство (пользование пляжем) 41250
Производство (аренда волейбольной (минифутбольной) площадки) 41250
Итого 287 000

В целом проект рассчитан на 3 года, хотя после этого предоставление услуг по пользованию пляжной территорией не закончится. Общая стоимость подготовительных работ оценивается по смете суммой 165000 руб. (огораживание территории, огораживание стоянки для автомобилей, закупка необходимого инвентаря), общая сумма расходов на очистку территории и ее озеленение составляет около 122000 руб. (очистка территории, благоустройство) и суммарно планируемый объем инвестиций, которые будут осуществляться в январе–мае 2009 года, составляет соответственно 287000 рублей. При этом проект будет финансироваться за счет средств собственного бюджета Максимовского сельского поселения.

Уровни цен на соответствующие услуги, приведены по каждому их виду в таблице 3.3


Таблица 3.3

Уровни цен на предлагаемые услуги

Услуга

Цена/1 час (руб.)

Стоянка автомобилей 50,0
Пользование пляжем 50,0
Пользование миниполем для баскетбола 400,0
Аренда волейбольной (минифутбольной) площадки 300,0

Таким образом, достаточно очевидно, что проект можно позиционировать на рынке именно с точки зрения предоставления услуг по отдыху с сопутствующими услугами.

Для проведения анализа кроме инвестиций и цен на соответствующие услуги необходимы данные и о планируемом объеме поставок соответствующих услуг каждого вида. Он приведен в таблице 3.4.


Таблица 3.4.

Планируемый объем поставок услуг каждого вида

Услуга

Ед. изм.

1кв. 2009г.

2кв. 2009г.

3кв. 2009г.

4кв. 2009г.

1кв. 2010г.

2кв. 2010г.

Стоянка автомобилей Час 0,00 1 000,00 2 000,00 0,00 0,00 1 300,00
Пользование пляжем Час 0,00 3 000,00 6 000,00 0,00 0,00 3 500,00
Пользование миниполем для баскетбола Час 0,00 80,00 160,00 0,00 0,00 90,00
Аренда волейбольной (минифутбольной) площадки Час 0,00 0,00 100,00 0,00 0,00 50,00

Услуга

Ед. изм.

3кв. 2010г.

4кв. 2010г.

1кв. 2011г.

2кв. 2011г.

3кв. 2011г.

4кв. 2011г.

Стоянка автомобилей

Час 2 600,00 0,00 0,00 1 600,00 3 200,00 0,00

Пользование пляжем

Час 7 000,00 0,00 0,00 4 000,00 8 000,00 0,00
Пользование миниполем для баскетбола Час 180,00 0,00 0,00 100,00 200,00 0,00
Аренда волейбольной (минифутбольной) площадки час 100,00 0,00 0,00 50,00 100,00 0,00

Данная таблица отражает в себе действие фактора сезонности, то есть реализация всех услуг прогнозируется только во 2-3 квартале, в то время как 1 и 4 квартал имеют нулевые объемы реализации. Также особенностью является то, что в данном случае объемы сбыта несколько возрастают от 2009 года к 2011 году, то есть проект должен становиться все более успешным от года к году.

В таблице 3.5 приведены основные виды общих накладных расходов по проекту. Они сгруппированы в три основных группы, то есть расходы по управлению организацией, расходы по производству и расходы на рекламу, которая должна стать основным маркетинговым мероприятием по реализации проекта.


Таблица 3.5

Общие издержки по проекту

Название Сумма (руб.) Платежи
Управление

Накладные расходы 5 000,00 Только 3 летних месяца
Производство

Обновление инвентаря 10 800,00 По сложной схеме (во время реализации проекта)
Закупка материалов 9 000,00 По сложной схеме (во время реализации проекта)
Маркетинг

Реклама 3000,00 Только 3 летних месяца
Буклеты 1500,00 Только 3 летних месяца

Таким образом, большая часть общих издержек осуществляется ежеквартально в течение всего проекта, за исключением расходов по подготовке буклетов и рекламных расходов, которые организация несет каждые шесть месяцев, что связано с необходимостью дифференцированного подхода к рекламе – нет смысла рекламировать данный проект осенью и зимой, но имеет смысл делать это перед открытием сезона и летом, что связано с сезонным характером работ.

Рассмотрим расходы на оплату труда персонала, расчет представим в таблице 3.6.


Таблица 3.6

План по персоналу проекта

Должность

Кол-во

Расходы на оплату труда

Управление



Администратор-контролер

1

8000 руб. в мес * 3 месяца = 24000

Производство

Инструктор

2 5000 руб. в мес. на 1 чел.* 2 чел. * 3 мес. = 30000
Уборщица 2 5000 руб. в мес. на 1 чел. * 2 чел. * 3 мес. = 30000
Медицинская сестра 1 3000 руб. * 3 мес. = 9000
Итого 6 93000 руб. в квартал

На основании всех представленных данных можно провести анализ окупаемости инвестиционного проекта, результаты которого сведены в таблицу 3.7.


Таблица 3.7.

Интегральные показатели окупаемости проекта

Показатель

Значение показателя

Ставка дисконтирования

13,00 %

Дисконтированный период окупаемости

16 мес.
Средняя норма рентабельности 145,52 %
Чистый дисконтированный доход, руб. 644 575

Таким образом, проект является окупаемым и имеет достаточно высокое значение чистого дохода и высокое предельное значение внутренней нормы окупаемости. Так, при начальных затратах около 287 тыс. руб., размер чистого приведенного дохода за 36 месяцев реализации проекта составляет 644575. руб., то есть более чем в 2 раза больше. То есть первоначальные затраты уже окупились, и плюс к этому проект обеспечил доход на уровне еще 2,6-х кратной величины первоначальных затрат.

Одним из направлений оценки проекта является формирование прогнозной отчетности, которая строится с учетом полученных результатов по проекту. Отчет о прибылях и убытках на три года представлен в таблице 3.8.


Таблица 3.8

Отчет о прибылях и убытках при планируемых показателях реализации проекта за период 2009-2011 гг.

Строка

1кв. 2009г.

2кв. 2009г.

3кв. 2009г.

4кв. 2009г.

1кв. 2010г.

2кв. 2010г.

Валовый объем продаж
241398,71 522254,05

328929,09
Налоги с продаж
43451,77 94005,73

59207,24
Чистый объем продаж
197946,94 428248,32

269721,85
Налог на имущество 14970,74 14928,53 14886,32 14844,11 14801,89 14759,68
Административные издержки 5000,00 5120,57 5244,04 5370,50 5500,00 5613,32
Производственные издержки
2200,00 4400,00

2200,00
Маркетинговые издержки 4000,00
4195,24
4400,00
Зарплата административного персонала
8000,00 24000,00

8000,00
Зарплата производственного персонала
23000,00 69000,00

23000,00
Суммарные постоянные издержки 9000,00 38320,57 106839,28 5370,50 9900,00 38813,32
Амортизация 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00
Другие доходы 125000,00




Другие издержки 165274,90 120562,61



Убытки предыдущих периодов
125916,12 197030,89 44714,04 72603,65 104980,54
Налогооблагаемая прибыль -71920,64 -197030,89 -44714,04 -72603,65 -104980,54 -11190,32

Чистая прибыль

-71920,64

-197030,89

-44714,04

-72603,65

-104980,54

-11190,32

Строка

3кв. 2010г.

4кв. 2010г.

1кв. 2010г.

2кв. 2011г.

3кв. 2011г.

4кв. 2011г.

Валовый объем продаж 671412,94

409233,15 832865,39
Налоги с продаж 120854,33

73661,97 149915,77
Чистый объем продаж 550558,61

335571,18 682949,62
Налог на имущество 14717,47 14675,26 14633,04 14590,83 14548,62 14506,41
Административные издержки 5728,98 5847,03 5967,50 6072,48 6179,32 6288,03
Производственные издержки 4400,00

2200,00 4400,00
Маркетинговые издержки 4583,19
4774,00
4943,45
Зарплата административного персонала 24000,00

8000,00 24000,00
Зарплата производственного персонала 69000,00

23000,00 69000,00
Суммарные постоянные издержки 107712,17 5847,03 10741,50 39772,48 108522,77 6288,03
Амортизация 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00
Суммарные непроизводственные издержки 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00 7675,00
Другие доходы





Другие издержки





Убытки предыдущих периодов 11190,32
28197,28 61246,82

Чистая прибыль

207025,81

-28197,28

-61246,82

68646,18

290859,37

-28469,43


Период окупаемости данного проекта, как видно из представленного отчета, составляет 16 месяцев. Особенностью проекта является то, что являясь окупаемым, он не приносит организации прибыли в 2 кварталах из 4-х. Это связано с сезонным характером работ и ориентацией на летние периоды, а также затратами на те активы, на которые не были направлены инвестиции.

Проект является окупаемым и может быть реализован.

В качестве иных вариантов направлений изыскания дополнительных источников доходов поселения, а также мер социально-экономического развития мы можем предложить следующие:

привлечение частных предпринимателей для организации торговли

продуктами питания и напитками;

создание небольшого сезонного зоопарка для городских детей (в зоне отдыха), которые в настоящее время не видели самых обыкновенных и неприхотливых по содержанию животных (коз, овец, кроликов, петухов, гусей, индоуток, цесарок, индюков и т.п.);

решение проблемы аграрного и сельскохозяйственного туризма, который при положительном результате принесет доход местным жителям (аренда жилых помещений для длительного отдыха).

Нужно отметить, что администрация Максимовского муниципального образования за счет рационального использования природных ресурсов приобретет для себя возможность получения дополнительных финансовых средств, которые в дальнейшем будут использованы в развитии социальной политики. Для этого можно провести ряд конструктивных мер. А именно создание социального центра по оказанию психологической, воспитательной и материальной помощи населению. К работе данного центра привлечём депутатов местной думы. Определим конкретные задачи этого центра:

1) оказание материальной помощи многодетным и малообеспеченным семьям:

определить точное количество многодетных семей, выявить уровень материального положения в семьях;

определить точное количество малообеспеченных семей (неполные семьи, пенсионеры, семьи с детьми инвалидами);

2) организация работы с подрастающим поколением:

выявить точное количество детей из неблагополучных семей;

уточнить количество детей страдающих тяжёлыми заболеваниями и нуждающихся в помощи;

3) оказание помощи в открытии спортивных кружков и клубов.

Для того, чтобы иметь реальное представление о количестве необходимых финансовых средств для работы этого центра, составим расчёты, опираясь на данные 2008 года (таблица 3.9).


Таблица 3.9

Планируемая социальная помощь населению

Программы. Количество семей Размер помощи на одну семью, руб. Общий размер помощи, руб.

Помощь малообеспеченным семьям с детьми

Помощь многодетным семьям

Помощь пенсионерам (остро нуждающимся)

Помощь детям инвалидам

Итого:

43

25

96

4

168

1000

1000

1200

2000

5200

43000

25000

115200

8000

191200


Кроме перечисленных групп населения предполагается помощь, тем, кто нуждается в ремонте жилья, отоплении и т.д. Эту группу в большинстве своем составляют одинокие пожилые люди. По состоянию на 1 января 2009 г. в помощи нуждаются 56 человек, из них ветеранов ВОВ 15 человек.

К работе данного центра также планируется привлечь двух специалистов, которые будут непосредственно работать с населением, проводить работу в области психологической поддержки, воспитательные мероприятия, а также содействовать в развитии культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Эти специалисты будут приняты для работы на постоянной основе через Центр занятости населения Иркутского района.

Таким образом, реализовав проект платной рекреационной зоны, администрация Максимовского сельского поселения окажет дополнительную помощь нуждающимся группам населения и создаст центр психологической поддержки всем слоям населения, т.е. можно считать создание центра одним из стратегических ориентиром работы администрации.

В завершение всего изложенного хотелось бы показать основные стратегии и тактики в области социально-экономического развития Максимовского сельского поселения( см.табл.3.10, и 3.11)

Стратегии и основные тактики

Способствовать развитию уже имеющегося бизнеса, а также привлекать и оказывать поддержку новому бизнесу


Таблица 3.10

Тактика Деятельность Результаты

Определить и наметить те отрасли, которые являются наиболее подходящими для обеспечения устойчивой занятости, например, развитие отрасли лесной обрабатывающей промышленности, туризма,

рыболовства, сельского хозяйства и т.д

Размещение информации

о привлекательности территории поселения на различных ярмарках и конференциях, с целью привлечения инвесторов.

Использовать технологии успешного проведения торговых выставок

Полная занятость населения

Дополнительные доходы в местный бюджет за счет налоговых поступлений

Развитие поселения в целом

Разработать систематизированную программу, нацеленную на удержание бизнеса Разработка льготных условий, различные виды содействия со стороны местной администрации Защищенность населения от безработицы

2.Способствовать развитию инфраструктуры для поддержки наиболее перспективных для поселения видов бизнеса и туризма (земля, сооружения и приспособления, транспорт, и т.д.)


Таблица 3.11

Тактика Деятельность Результаты
Определить специфические требования к инфраструктуре, предъявляемые существующим в поселении бизнесом и разработать план обслуживания (обустройства) промышленных земель для целей размещения ожидаемых в будущем целевых секторов бизнеса( в частности планируется обустройство территории при расширении асфальтового завода, строительство лесопилочного комбината и новые, пока не выявленные отрасли бизнеса)

Всеми возможными методами способствовать развитию инфраструктуры. В частности планируется выделение земельного участка для расширения асфальтового завода, при этом учитываются все необходимые требования для этого. Ввиду удаленности его от населенного пункта, администрация Максимовского сельского поселения предоставляет автобус для доставки работников в утреннее и вечернее время.

Выделение земельных участков с развитой инфраструктурой, либо находящейся в непосредственной близости к ней частным предпринимателям

Создание дополнительных мест захоронения промотходов

Предоставления трансформаторных линий, подвод низковольтного электричества к местам планируемого развития бизнеса

Расширение производства, как следствие увеличение количества рабочих мест за счет местных трудовых ресурсов.

Расширение новых сфер бизнеса


3.Распределить доходы местного бюджета таким образом, чтобы решить все первоочередные и требующие незамедлительного решения вопросы.


Таблица 3.12

Тактика Деятельность (проводимые мероприятия) Результаты
Обезопасить население от ежегодных стихийных бедствий

-Для укрепление набережной части реки завозится гравий, покупаются бетонные основы. Для этих целей необходимо выделять значительные суммы бюджета, потому как решение проблем подобного характера не в полном объеме надлежащих результатов не принесут.

Обеспечить первичные меры пожарной безопасности

- Население не потерпит убытков, связанных с ежегодной паводковой ситуацией
Очистить территорию поселения от накопившегося мусора и привести в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами -Для этих целей необходимо организовать место стационарного захоронения мусора, закупить мусорные контейнера для каждой улицы и организовать еженедельный вывоз мусора -Улучшится внешний облик территории и экология поселения, не будет возникать стихийных мест захоронения мусора. А также уменьшится травматизм в метах отдыха
Капитальный ремонт дорог В рамках соглашения администрации Максимовского сельского поселения и ОАО «Труд» обеспечить строительство и ремонт дорожного полотна в пределах территории поселения -Качественные дороги и подъездные пути улучшат жизнь местного населения и создадут дополнительную привлекательность для территории поселения
Телефонизация отдельных групп поселения Обеспечить телефонной связью инвалидов и пожилых одиноких людей Своевременная медицинская и иная помощь

Заключение


Если раньше фактически формирование расходных статей бюджетов было подчинено требованиям бюджетов более высоких уровней, а также зависело от финансирования соответствующих мероприятий, то теперь Максимовское поселение может гораздо более активно участвовать в реализации различных проектов.

Предполагается развитие пляжной зоны отдыха, которая будет иметь различное функциональное назначение:

- создание на территории пляжной зоны небольшого спортивного центра, в частности, волейбольной, баскетбольной и минифутбольной площадок, которые также могут предоставляться в аренду. Создание детских площадок.

Кроме того, совместно с предоставлением возможности пользования пляжной зоной, планируется организация некоторых сопутствующих услуг, в том числе предоставление услуг по пользованию автостоянкой.

Если говорить о конкуренции на данном секторе рынка, то у Максимовского сельского поселения есть все предпосылки для того, чтобы успешно выступить на данном рынке. Связано это с тем, что в настоящее время в Иркутске и ближайших пригородах фактически не организован отдых аналогичный тому, который предлагает администрация Максимовского сельского поселения. Действительно, оборудованных пляжных зон на территории Иркутска практически нет, а если они и имеются, то владельцы территорий фактически предоставляют лишь минимальный набор услуг на самом пляже, но без организации мест для парковок и т.п.

В результате, миссией разрабатываемого проекта является такая организация данной зоны, которая бы предоставляла возможность действительно хорошего пляжного отдыха, но при этом обеспечивала бы необходимый уровень безопасности для участников.

Главная особенность данного проекта состоит в том, что фактически он начинает реализовываться не на «пустом месте», а уже на территории, которая прошла определенную подготовку. В целом проект рассчитан на 3 года на период с 01.01.2009 по 31.12.2011.


Список литературы


1. Д.А. Тихонов, Местное самоуправление и муниципальная антонимия в современной России. - М.: Современные тетради, 2005. — 216с.

2. Токвиль Л. Демократия и Америка, М., 1991. С. 65.

3. Самоуправление // Малая советская энциклопедия.

4. Барабашев Г.В. Местное самоуправление — трудное дитя России //Барабащев Г.В. Местное самоуправление. М., 1999 г. С. 292.

5. Митрохин С. Местное самоуправление: аргументы, проблемы, мифы // Местное самоуправление: теория и практика. 2-е изд. М, 1998. С. 43.

6. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. М., 2002. С, 411.

7. Ильин Д.Ю. О статусе: главы местной власти// Вестник уставного суда Санкт-Петербурга, 2002.-№ 2.

8. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. - Ростов п/д: Март, 2001.

9. Иванов К.П. Проблемы этнической географии. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

10. Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире. Тезисы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 5-6 декабря, 2008. — Екатеринбург, 2008.

11. Мозохин С.И., Мозохин Д.С. Самоуправляемая деревня. — М.: Муниципальная власть, 2003.

12. Петриков А. Актуальные проблемы экономической и социальной политики в аграрной сфере // Аграрная реформа. Экономика и право. — 2007, № 6.

13. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. - М.: Муниципальная власть, 2000.

14. «Муниципальный менеджмент», под ред. Морозовой Т.Г, М., - 2008 г.

15. «Территориальное управление в условиях рынка», М., - 1993 г.

16. «Муниципальное планирование», Санкт-Петербург, - 1996 г.

17. «Настольная книга работника местного самоуправления», Волгоград, -1997 г.

Похожие работы:

  1. •  ... экономическим развитием муниципальных образований
  2. • Монитиринг муниципального развития
  3. • Социально-экономическое развитие муниципального ...
  4. •  ... управления социально-экономическим развитием ...
  5. • Стратегическое планирование развития муниципального ...
  6. •  ... компетенции в муниципальном образовании: полномочия, ...
  7. • Управление развитием муниципального образования
  8. • Анализ социально-экономического прогнозирования ...
  9. • Муниципальный социально-экономический мониторинг
  10. • Программа СЭПИН - универсальная технология развития ...
  11. • Система управления социально-экономическим развитием ...
  12. • Экономические методы муниципального управления
  13. • Управление социальным развитием территории на примере ...
  14. • Процесс разработки стратегии развития муниципального ...
  15. • Формирование и функционирование муниципального ...
  16. • Социологический подход к муниципальному управлению
  17. • Муниципальное право
  18. • Опыт и реализация стратегии социально-экономического ...
  19. • Структура закона Саратовской области
Рефетека ру refoteka@gmail.com