Министерство образования и науки Украины
Херсонский государственный морской институт
Факультет заочного обучения
РЕФЕРАТ
тема : Судовые документы по СУБ (Система управления безопасностью)
студента 4 курса Андрюшина Александра Александровича
шифр Е 3 – 6 -01
2008
Мировое сообщество, обеспокоенное крупными авариями морских судов, тяжелыми условиями жизнедеятельности экипажей судов, а так же существенным ухудшением экологического состояния морских акваторий, разработало большое количество международных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию транспортного и рыболовного флота, способам его эксплуатации. Наибольшие усилия в этом направлении были предприняты Международной Морской Организацией IMO и Международной Организацией Труда - МОТ. Начиная с сороковых годов, эти организации разработали ряд международных конвенций по обеспечению безопасности человеческой жизни на море, защите окружающей среды от загрязнения с судов, обеспечению нормальных условий жизни и труда для экипажей морских судов. Немаловажную роль в морском транспортном процессе играет и так называемый "человеческий фактор".
В целях сведения к минимуму отрицательного влияния некомпетентности судо0вых специалистов, ИМО установлены минимальные требования как к составу экипажу так и к подготовке членов экипажа.
При разработке и применении упомянутых конвенций функции контроля за их исполнением возлагались на два соответствующих института. Прежде всего, это государство, под чьим флагом плавает судно (государство флага). Вторым контролирующим органом должна являться специализированная организация - классификационное общество. Ответственность же за исполнение конвенционных требований возлагались на владельца судна. Однако практика показала, что какие бы жесткие требования к судам не предъявлялись со стороны международных организаций, эти требования не выполнялись. Государство флага, с одной стороны, является заинтересованным лицом и старается предоставить своим судовладельцам наиболее благоприятные условия работы (с экономической точки зрения). С другой стороны, государство флага не всегда имеет возможность осуществлять действенный и постоянный контроль как за состоянием судна, так и за его работой.
В соответствии с вышесказанным введен надзор со стороны классификационных обществ различных стран. Для этой цели был разработан Международный Кодекс по Управлению Безопасностью МКУБ (ISM Code). Его основное назначение - обеспечение безопасности на море, предотвращение человеческого травматизма или жертв, избежание ущерба окружающей среде и имуществу.
Кодекс предписывает "Каждая компания должна разрабатывать, претворять в жизнь и поддерживать системы управления безопасностью (СУБ)":
Система управления безопасностью включает в себя:
*Политику безопасности и защиты окружающей среды;
*Инструкции и процедуры, обеспечивающие безопасное использование судов и защиту окружающей среды в соответствии с требованиями международного законодательства и законами страны флага;
*Определение уровней полномочий и способов взаимодействия между и внутри берегового и судового персонала;
*Процедуры сообщения о происшествиях и несоответствии МКУБ;
*Процедуры подготовки к возможным экстремальным случаям и реагирования на них;
*Процедуры внутренних проверок и изменений в управлении.
Отсутствие сертификации по МКУБ автоматически переводит судоходную компанию в разряд аутсайдеров. Она выпадает из международного судоходства, так как не подтвердила качество своих услуг и соответствие стандартам безопасности.
Документы СУБ судна, кроме нормативно - правовой базы компании, должны включать документы, регламентирующие обеспечение безопасную эксплуатацию и предотвращение загрязнения на конкретном судна. Последние представляются в виде письменных распоряжений капитана, учитывающих особенности судна, членов экипажа, перевозимых грузов и района плавания.
Судовая документация должна содержать обязательный перечень судовых документов и чертежей, отражающих фактическое состояние судна, его конструкций и оборудования. Документация СУБ судна должна быть на русском и английском языках.
Судовые документы должны находиться на судах в оригинале за исключением Свидетельства о праве собственности на судно и документа о соответствии компании, которые могут быть представлены копиями, заверенные нотариусом.
Список необходимых судовых документов, которые должны быть на борту каждого морского судна, формы этих документов, содержание, порядок заполнения и выдачи определяются законодательством страны флага судна и условиями целого ряда международных конвенций, резолюций, договоров и соглашений.
Обязательный перечень документов того или иного конкретного судна обусловлен его эксплуатационным назначением, регистровой вместимостью, районом плавания и другими обстоятельствами.
Отсутствие на судне какого-либо документа, требуемого законом государства флага или международным договором, как правило, влечет за собой неблагоприятные правовые и материальные последствия для судна и соответственно для его судовладельца.
Инспекция Регистра морского судоходства, осуществляя надзорную деятельность, выдает на суда и направляет в соответствующие подразделения документы, подтверждающие выполнение правил Регистра морского судоходства и международных конвенций.
Эти документы хранятся на судне и предъявляются инспектору Регистра морского судоходства по первому его требованию, а также инспекции портового надзора при проверке судна перед выходом в море.
Судовые документы по их содержанию можно условно разделить на три составные группы :
1. документы, определяющие правовой статус морского судна (эти документы свидетельствуют о национальной принадлежности судна, право собственности на него и гарантируют обеспечение гражданской и административной ответственности);
2. документы, удостоверяющие состояние судна (годность к плаванию, вместимость, санитарное, противопожарное, техническое и т.п.) или его частей и механизмов;
3. документы, отражающие организацию и условия повседневной деятельности судна (например, судовой, машинный журналы, расписание по тревогам, судовая роль и т.п.). Указанные в первых двух группах судовые документы выдаются следующими компетентными органами:
инспекциями Регистра морского судоходства;
инспекциями портового надзора морских торговых (рыбных) портов приписки судна;
государственными инспекциями по маломерным судам;
органами санитарно-эпидемиологической службы;
органами пожарного надзора.
Документы третьей группы составляются или заполняются непосредственно администрацией морского судна по единой, установленной в централизованном порядке форме и надлежащим образом заверяются в соответствии с утвержденными правилами.
При проверке готовности судна к выходу в море проверяется наличие соответствующих судовых документов и сроки их действия. На каждом судне должны быть следующие документы:
Свидетельство на право плавания под Государственным флагом России (бессрочное) или государства принадлежности судна (судовой патент).
Свидетельство о праве собственности на судно.
Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность мореплавания. Выдается от имени Правительства России в соответствии с резолюцией ИМО. Имеет герб России, составляется на русском и английском языках, выдается только на суда загранплавания на срок не более 5 лет.
Мерительное свидетельство. Выдается всем судам, на которые Международная конвенция по обмеру судов 1969 г. не распространяется. Имеет герб России, составляется на русском языке.
Свидетельство о годности к плаванию. Выдается на морские суда валовой вместимостью 100 per .т. и более, а также на все речные и все морские несамоходные и морские самоходные суда валовой вместимостью менее 100 per. т. сроком на 4 года с ежегодным подтверждением в течение 3 месяцев до или после истечения каждого годичного срока со дня выдачи Свидетельства.
Свидетельство на разовый переход. Выдается судну, не имеющему права плавания в данном районе, только при условии выполнения и соблюдения специальных указаний Морского регистра судоходства.
Классификационное свидетельство. Выдается на морские самоходные суда валовой вместимостью 100 рег.т. и более сроком на четыре года; ежегодно подтверждается в течение 3 месяцев до или после истечения каждого годичного срока со дня выдачи Свидетельства.
Международное свидетельство о грузовой марке. Выдается от имени Правительства России в соответствии с требованиями действующей Международной конвенции о грузовой марке. Срок действия Свидетельства 5 лет; ежегодно подтверждается в течение 3-х месяцев до или после истечения каждого годичного срока освидетельствования. Имеет герб России, составляется на русском и английском языках.
Региональное свидетельство о грузовой марке. Выдается от имени Правительства России в соответствии с требованиями Регионального соглашения о грузовой марке. Срок действия - 5 лет, ежегодно подтверждается.
Свидетельство о грузовой марке судна неограниченного района плавания, ограниченного района плавания 1-11, ограниченного района плавания Ш. Это свидетельство выдается на морские самоходные суда, на которые распространяются Правила о грузовой марке морских судов Регистра морского судоходства. Срок действия Свидетельства - 5 лет, ежегодно подтверждается в течение 3 месяцев от даты очередного освидетельствования.
Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки. Выдается от имени Правительства России при наличии оснований, предусмотренных действующей Международной конвенцией о грузовой марке, и на оговоренный ею срок; ежегодно подтверждается. Имеет герб России, составляется на русском и английском языках.
Классификационное свидетельство на холодильную установку. Выдается от имени Правительства России на все суда с классифицируемыми холодильными установками сроком на 5 лет, ежегодно подтверждается в течение 3 месяцев от даты очередного освидетельствования.
Свидетельство об изъятии. Выдается от имени Правительства России при наличии оснований для освобождения от выполнения отдельных требований, предусмотренных Конвенцией СОЛАС-74, на оговоренный срок. Имеет герб России, составляется на русском языке.
Пассажирское свидетельство. Выдается от имени Правительства России на морские пассажирские суда. Срок действия 5 лет с ежегодным подтверждением в течение 3 месяцев до или после истечения каждого годичного срока от даты очередного освидетельствования.
Свидетельство о безопасности пассажирского судна. Выдается на срок не более 12 месяцев.
Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению и Приложение к нему. Выдается на грузовые суда при условии выполнения требований Части VI "Противопожарная зашита" "Правил классификации постройки морских судов". Части II "Спасательные средства" и Части Ш "Сигнальные средства "Правил по конвенционному оборудованию морских судов". Срок действия Свидетельства и Приложения к нему не более 24 месяцев. Имеет герб России, составляется на русском и английском языках.
Перечень оборудования для свидетельства о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению. Срока действия не имеет.
Перечень допущенного оборудования, обеспечивающего безопасность грузового судна. Выдается всем грузовым судам, на которые распространяются требования СОЛАС - 74/78. Срока действия не имеет.
Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции. Выдается от имени Регистра судам, на которые распространяются требования СОЛАС - 74/78. Срок действия не более 5 лет.
Свидетельство о соответствии конструкции и оборудования судна требованиям Правила 54 Главы 11-2 поправок 1981 года к международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 r.(SOLAS-74). Выдается от имени Регистра на суда, отвечающие требованиям Правила 54 главы 11-2 поправок 1981 г. к международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (SOLAS-74). Срок действия не более 5 лет. Составляется на русском и английском языках.
Свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию. Выдается от имени Регистра судам, на которые распространяются требования СОЛАС - 74/78. Срок действия не более 1 года.
Перечень оборудования для свидетельства о безопасности грузового судна по радиооборудованию. Выдается от имени Регистра судам, на которые распространяются требования СОЛАС - 74/78. Срока действия не имеет.
Свидетельство о пригодности судна для перевозки навалочных грузов. Выдается от имени Регистра в соответствии с положениями Кодекса по безопасной перевозке навалочных грузов и Международного кодекса морской перевозки опасных грузов. Срок действия не более 5 лет. Составляется на русском и английском языках.
Перечень навалочных грузов. Срока действия не имеет.
Дополнение к свидетельству о пригодности судна для перевозки навалочных грузов. Выдается в случае перевозки химических опасных грузов, перечисленных в Приложении "В" Кодекса ИМО.
Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью. Выдается от имени Регистра в соответствии с положениями Международной конвенции МАРПОЛ -73/78. Срок действия не более 5 лет. Составляется на русском и английском языках.
Дополнение к международному свидетельству о предотвращении загрязнения нефтью. Выдается от имени Регистра в соответствии с положениями Международной конвенции МАРПОЛ -73/78. Срок действия не более 5 лет. Составляется на русском и английском языках.
Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами. Выдается от имени Регистра в соответствии с положениями Международной конвенции МАРПОЛ -73/78. Срок действия не более 5 лет. Составляется на русском и английском языках.
Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором. Выдается от имени Регистра судам, плавающим под флагом Украины и совершающим международные рейсы, в соответствии с требованиями Правил по предотвращению загрязнения с судов. Срок действия не более 5 лет. Составляется на русском и английском языках.
Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами и мусором. Выдается от имени Регистра судам в соответствии с требованиями Правил по предотвращению загрязнения с судов, плавающим под флагом Украины и совершающим международные рейсы.
Основные международные документы, которые должны находиться на борту судна (перечень документов постоянно корректируется)
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 (SOLAS-74).
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973, измененная Протоколом 1978 к ней (MARPOL- 73/78).
Международная конвенция о грузовой марке, 1966 (ILLC-66).
Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 (COLREG-72).
Международная конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты, 1978/1995 (STCW-78/95).
Международный кодекс безопасной перевозки зерна насыпью.
Резолюция А.715 (17). Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих лесные грузы на палубе.
Резолюция А.714 (17). Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза.
Резолюция А. 434 (XI). Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов.
Резолюция А.716(17). Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (IMDG Code).
Международный кодекс по спасательным средствам, с поправками (LSA Code).
Резолюция А.787 (19). Процедуры контроля судов государством порта.
Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, том 3 (IAMSAR).
Международное руководство по судовой медицине.
Сборники резолюций IMO.
Обязательные судовые документы
свидетельство о праве плавания под Государственным флагом;
свидетельство о праве собственности на судно;
свидетельство на класс;
международное мерительное свидетельство;
международное свидетельство о грузовой марке или международное свидетельство об изъятии для грузовой марки;
документ о безопасном укомплектовании экипажем;
дипломы и сертификаты членов экипажа;
судовая роль;
судовой журнал;
машинный журнал;
радиожурнал;
санитарный журнал;
свидетельство о грузовых устройствах;
свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию;
свидетельство о дератизации или свидетельство об освобождении от дератизации;
свидетельство о медицинской аптечке;
международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
журнал нефтяных операций;
документ о соответствии компании;
свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ).
На пассажирских судах дополнительно:
свидетельство о безопасности пассажирского судна;
свидетельство об изъятии (если судну на основании в соответствии с положениями СОЛАС-74 предоставляется изъятие).
Дополнение к свидетельствам и документам грузового судна
свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции;
свидетельство по безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению;
наставление по креплению груза;
свидетельство по изъятии (если судну в соответствии с СОЛАС-74 предоставляется изъятие);
свидетельство о соответствии специальным требованиям для судов, перевозящих опасные грузы;
манифест об опасных грузах на борту и их расположении или подробный грузовой план;
свидетельство о пригодности судна для перевозки зерна;
свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;
Дополнение к документам судна, перевозящего вредные жидкие
химические вещества наливом
международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом;
журнал грузовых операций;
Дополнение к свидетельствам и документам танкеров и химовозах
свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных грузов наливом;
дополнение к свидетельствам:
свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом;
свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом;
международное свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом.
Дополнительные документы для судов специального назначения
свидетельство о безопасности судов специального назначения:
на водолазных комплексах:
свидетельство о безопасности водолазного комплекса;
уровни шума (протокол замера шумов);
на судах с динамическими принципами поддержания:
свидетельство по конструкции, оборудованию и снабжению;
разрешение на эксплуатацию.
Полный перечень документов, их нахождение и ответственные за их ведение должен быть указан в MASTER LIST.
Литература
1. «Положение о минимальном составе экипажей самоходных судов», М.,РосКонсульт, 2005
2. Конвенция о спасении «SALVAGE»
3. СУБ