Н.С. Тараканова.
В настоящее время в промышленном комплексе Российской Федерации происходят структурные сдвиги за счет более быстрого роста отраслей, производящих конечную продукцию. В соответствии с перспективным вариантом развития экономики, по оценкам Минэкономразвития, этот комплекс отраслей в 2009 г. обеспечит более 37% общего прироста промышленности.
Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Высокий прирост прогнозируется в производстве пищевых продуктов (124%), текстильном и швейном производстве (134%), издательской и полиграфической деятельности (122%). Темпы роста производства продукции машиностроения также сохранятся на высоком уровне. Наиболее заметно будут развиваться производство электрооборудования (129%), производство машин и оборудования (119%).
Для ОАО «РЖД» и всего железнодорожного транспорта структурные изменения в промышленности определяют необходимость, приоритетные направления и темпы развития транспортного комплекса.
В соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» и Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года железнодорожный транспорт развивается в направлении интеграции транспорта России в европейскую и мировую транспортные системы с учетом национальных интересов. Повышение уровня безопасности транспортной деятельности осуществляется в этой связи на основе комплекса мер по снижению негативного влияния транспорта на окружающую среду, повышению уровня транспортной доступности для хозяйствующих субъектов и населения, улучшению качества транспортного обслуживания в части своевременности перевозок грузов и обеспечения их сохранности, повышения скорости и комфортности перевозок пассажиров.
Продолжающийся прирост грузооборота транспортной системы страны определяет необходимость поддержания высокого уровня обеспечения безопасности движения, что, в свою очередь, требует и соответствующих финансовых вложений.
Анализ причин нарушений безопасности движения показывает, что их значительное количество обусловлено недостаточно высоким уровнем профессионализма и низкой технологической дисциплиной персонала, непосредственно участвующего в перевозочном процессе. Это связано в том числе и с тем, что на рынке транспортных услуг помимо ОАО «РЖД» с каждым годом увеличивается количество независимых участников перевозочного процесса, деятельность которых нуждается в системной интеграции и стандартизации, т. к. существенно влияет на безопасность движения поездов.
Соответственно, это требует дальнейшего совершенствования подходов к организации работ по обеспечению безопасности движения как в ОАО «РЖД», в процессе реализации стратегической программы Компании, так и в других организациях – участниках перевозочного процесса.
Повышение безопасности движения поездов является приоритетным направлением развития железнодорожного транспорта России и ОАО «Российские железные дороги» как владельца инфраструктуры и значительной части подвижного состава. В отрасли и компании многое делалось и делается для поддержания должного уровня надежности технических средств и безопасности движения поездов.
Уровень эксплуатационной безопасности, существующий на железнодорожном транспорте России, является самым высоким по сравнению с другими видами отечественного транспорта. Это не только свидетельствует об эффективности усилий в данной сфере, но и предъявляет особые требования к обоснованности изменений в данной системе.
Следует отметить, что за годы существования ОАО «РЖД» наблюдается положительная динамика большинства показателей безопасности движения. Уменьшается число крушений и сходов поездов, как грузовых, так и пассажирских, а также количество погибших в этих происшествиях. Стабильно низким является число аварий.
Однако к настоящему времени исчерпаны практически все возможности системы управления безопасностью по дальнейшему развитию и расширению функциональности. Поэтому достижение цели, обеспечения гарантированной (нормативной) безопасности при минимальном объеме ресурсов, требует применения новых принципов, методов и средств перехода к новому целевому состоянию системы управления безопасностью перевозок.
Одним из направлений обеспечения транспортной безопасности является формирование системы технического регулирования на железнодорожном транспорте.
Другим направлением работы является формирование системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и ее преломление применительно к системе управления безопасностью движения.
Повышению безопасности движения, социальной ответственности Компании способствуют меры государственного регулирования, в числе которых, наряду с техническим регулированием, должны оказать свое положительное воздействие:
– страхование гражданской ответственности Компании;
– лицензирование железнодорожной деятельности;
– аккредитация как признание компетентности физических или юридических лиц выполнять работы на железнодорожном транспорте при соблюдении ими требований к объектам железнодорожного транспорта;
– аттестация железнодорожного персонала;
– метрологическое обеспечение деятельности, влияющей на безопасность;
– государственное расследование причин транспортных происшествий с поездами, их учет и разработка мероприятий по их предотвращению в будущем.
Вместе с тем, безопасность движения поездов – категория не только техническая, но и экономическая. Поддержание безопасности требует затрат, как капитальных, так и текущих, а нарушения безопасности, как правило, сопровождаются большим или меньшим ущербом.
В то же время дефицит инвестиционных ресурсов, высокий износ основных фондов железных дорог, недостаточная системность в решении вопросов бюджетирования обостряют проблему обеспечения безопасности движения. Ее решение требует комплексного научного обоснования, в том числе в увязке с общей проблемой обеспечения экономической безопасности отрасли.
Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах показывает, что в деле по предупреждению аварийности еще много нерешенных вопросов. Нарушения безопасности движения осложняют перевозочный процесс, создают негативный фон в общественном мнении о работе Компании.
В наиболее короткие сроки можно достичь существенного повышения уровня безопасности перевозок, прежде всего, в результате реализации ряда мероприятий, к которым относится автоматизация ряда операций, в том числе:
– пооперационный контроль (надзор) за своевременностью и качеством исполнения технологических процессов;
– контроль остаточного ресурса технических средств;
– расчет фактических и прогнозируемых показателей безопасности перевозок;
– выработка оперативных рекомендаций по предотвращению нарушений условий безопасных перевозок.
Это позволит определять причины нарушений безопасности движения допущенных по вине ОАО «РЖД», а также и других участников перевозочного процесса. Реализация мер безопасности на транспорте должна обеспечить:
• защиту корпоративных интересов при определении ответственности за нанесенный ущерб в результате нарушения безопасности движения другими участниками перевозочного процесса и рациональное решение проблем системного и качественного устранения причин таких нарушений;
• стимулирование повышения уровня безопасности движения всеми участниками перевозочной деятельности;
• предоставление достоверных данных о случаях нарушений безопасности движения.
Предлагаемые подходы предопределяют требуемый высокий уровень социальной ответственности Компании и, соответственно, высокий статус Компании в отечественной экономике.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/