СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Обоснование семейной политики
1.1 Социальная сущность семейной политики
1.2 Необходимость семейной политики
1.3 Цели семейной политики
2 Описание организации социальной защиты семьи
2.1 Социальная защита семьи в различных ее аспектах
2.2 Организация социальной защиты семей в Амурской области
2.3 Стратегия укрепления института семьи в России
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Эти и подобные им проблемы делают работу по изучению социальной защите семьи особенно актуальной.
Государственная семейная политика – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.
Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.
Необходимость семейной политики определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, неравноправным положением семьи среди социальных институтов, ослаблением посреднической роли семьи во взаимосвязи личности и общества, т.е. всем тем, что именуется кризисом семьи как социального института, что делает данную тему актуальной.
Объектом работы является государственная семейная политика и социальная защита семьи в Российской Федерации.
Предмет составляет структура и организация государственной семейной политики и социальной защиты семьи.
Цель работы – ознакомление с теоретическим аспектом структуры государственной семейной политики и социальной защиты семьи.
Задачи:
- обосновать необходимость государственной семейной политики, определив ее социальную сущность и цели;
- описать организацию социальной защиты семьи на примере Амурской области (2007 г.);
- ознакомиться со стратегией на укрепление института семьи в России.
1 ОБОСНОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная сущность семейной политики
Понимание семейной политики в значительной степени зависит от того, как трактуется социальная сущность семьи. Семья – это общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства и (или) производства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержки существования) членов семьи.
Во всякой нормально функционирующей системе, в том числе и в семье, по разного рода социальным, экологическим и физическим причинам происходит разрушение ее полноты, начиная с первых дней вступления в брак и заканчивая завершающими стадиями ее жизненного цикла. Стихийные бедствия, эпидемии, экологические катастрофы, войны, болезни, несчастные случаи, смерти приводят к нарушению жизнедеятельности, изменениям состава семьи и ее распаду. Все эти явления целесообразно именовать дезорганизацией семьи, сопровождающейся той или иной степенью невыполнения семейных функций и даже исчезновением отдельных семей – но без угрозы существованию самой семьи как социального института. Семейная дезорганизация, вызванная стихийными бедствиями, сразу же становится объектом социальной политики государства, дезорганизация в ходе повседневной жизни обычно попадает в поле зрения семейной защиты.
Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечает глубоко личным потребностям миллионов людей. По-видимому, угасание этих личных потребностей и желаний ярче всего характеризует кризис семьи как социального института и в этом смысле кризис самого общества. Отсюда должна исходить оценка репродуктивной функции семьи – отказ от деторождения вообще или от рождения двух и более детей свидетельствует о кризисном процессе.
Сегодня многообразие семейных структур сведено до тотальной малодетности, до обезличенной стандартности массовой однодетности и многоразводности. Это само по себе резко снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи как социального института.
1.2 Необходимость семейной политики
Семейная политика – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на внедрение в жизнь той модели семьи с двумя родителями и несколькими детьми, которая отвечает потребностям личности и общества. Это политика укрепления семейного образа жизни, семьецентризма самого общества, фамилистической культуры и цивилизации.
Цель политики не в «возрождении» «традиционной» или «патриархальной» семьи, а в социальном конструировании современной семейности, которая оказывается привлекательной для супругов, родителей и детей и одновременно для общества, поскольку автономная семья в своем функционировании реализует социетальные функции. При этом семейная политика это даже не деятельность, направленная исключительно на семью. На самом деле семейная политика – это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье и личности.
Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.
Принцип суверенности семьи означает, что семья как институт независима от института государства, не является подчиненным институтом в системе социальных институтов и как самостоятельная система, обеспечивающая воспроизводство населения и социализацию новых поколений, практикует те формы совместной социальной и экономической деятельности родителей и детей, которые отвечают благополучию отдельных семьей и самореализации личности. Этот принцип тесно связан с принципом свободы выбора. Просемейная политика ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание подлинных социальных, экономических и социально-психологических возможностей реализации тех альтернатив, которые сегодня не возникают в силу безальтернативного провала в малодетность.
Принцип общественного договора означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи и государства как равноправных социальных институтов. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики говорит о единстве целей семейной политики для всей страны. Обеспечение единства целей семейной политики в стране достигается посредством учета региональных особенностей в региональных программах семейной политики.
Субъектами семейной политики являются наряду с государством разнообразные объединения граждан – партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко – демографических) интересов. Важно, чтобы все эти объединения (группы интересов) имели четко сформулированные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к семье. Новая технология формирования и реализации семейной политики выражается принципом социального участия.
1.3 Цели семейной политики
Стратегической, долгосрочной целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Для того чтобы эту цель выразить более определенно и конкретно, необходимо учитывать тот факт, что сегодня не только в нашей стране, но и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, осколочные формы и разновидности семьи, квазисемейные и внесемейные формы существования, причем степень общественного принятия и одобрения этих девиантных по сути форм нарастает.
Именно поэтому достижение стратегической цели семейной политики – укрепления семьи как социального института – требует специальных усилий со стороны общества и государства, поощрения полных семей с 3 - 4 детьми. Это исторически беспрецедентная деятельность, никогда не практиковавшаяся в прошлом, так как лишь 50 лет назад в развитом мире стала массовой потребность в малодетной и многоразводной семье. Никогда прежде не было такого, чтобы преобладающий тип брака, родительства, семьи определялся потребностями людей. Прежде все сущее в семейной жизнедеятельности оказывалось итогом не полностью реализованных потребностей, т.е. условия жизни, понимаемые широко, препятствовали осуществлению желаний. Меры стимулирования рождаемости в прошлые века казались эффективными, поскольку были направлены на улучшение жизненных обстоятельств, а не на изменение потребностей, ценностей, социокультурных норм.
К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране не способствует пониманию семейной политики как преобразования всего строя жизни, ценностных приоритетов. Но если общественное мнение иногда проявляет интерес к специальной семейной политике, то оно не выходит за пределы улучшения материальных условий жизни, т.е. за рамки тактических задач. Проведение просемейной политики предполагает также существенную корректировку других видов социальной политики (жилищной, образовательной, здравоохранительной и т.д. и т.п.).
Определение целей семейной политики, ее стратегии и тактики, а тем более ее проведение – не одномоментный акт, а социальный процесс, развернутый во времени, затрагивающий всех и вовлекающий в себя как органы государственной власти, так и широкие слои населения, социальные и территориальные общности, партии, общественные движения, группы и объединения.
Отказ от понимания семейного политики как решения проблемы кризиса семьи обусловлен представлениями о легкости изменения условий жизни семей. Игнорирование сложности проблемы управления потребностями с другой стороны часто связывается с ее политизацией – удобно изображать стремление к повышению ценности семьи «вмешательством» в приватную жизнедеятельность.
Вместе с тем, социологический подход ко всему, что связано с проведением семейной политики, позволяет увидеть в правительственном бездействии не злой умысел, а социально-политический процесс, итог не рационального выбора наилучшего решения из всех возможных, а некий компромисс политических сил. Поэтому правительственные шаги фрагментарны, сводятся к разрозненным мерам денежной помощи, которые скорее служат целям самосохранения политиков и чиновников, чем укрепления семьи.
2 ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ
2.1 Социальная защита семьи в различных ее аспектах
Социальная защита многодетных семей. Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.
На органы народного образования возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).
Органы социальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.
Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.
Органы здравоохранения предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.
Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования. Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, Церковь – духовное окормление, благотворительную и психологическую поддержку.
Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей. Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.
Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации. Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.
Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематически проводится изучение нормативных документов; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с артистами, поэтами).
Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей.
Социальная защита неполных семей. Служба занятости: поиск удобной работы для родителей. Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения.
Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье. Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций. Исполнительная власть: жилье. Церковь: духовная, материальная и натуральная помощь. Торговые организации: снабжение продуктами питания и др. Психолог: проблемы психологического климата в семье. Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.
Проблема диспансеризации стариков-хроников (трудности с лекарствами, квалифицированной медицинской и стационарной помощью, дороговизна предметов ухода (судно, резиновые круги для профилактики пролежней, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты и т.д.); проблема ухода за старшими, больными членами семьи; из-за неблагоприятного внутрисемейного психологического климата семья представляет фактор риска для заболеваний нервной системы — неврозы, бессонница) и т.д. У старшего поколения могут быть старческие психозы, снижение интеллекта. В связи с трудностями устройства детей в дошкольные учреждения, высокой их оплатой, часто возникающими простудными заболеваниями, некачественным питанием дети не посещают детские сады. Дети, растущие и воспитываемые дедушками и бабушками в домашних условиях, меньше болеют, находятся в лучшем положении, чем детсадовские. Разрушение семейных традиций приводит к уничтожению любви и взаимного уважения.
Социальная защита большой семьи. Органы здравоохранения наблюдают за здоровьем старшего поколения (особенно если старики не могут посещать поликлиники), лекарственным обеспечением (льготным для детей и стариков), здоровьем всех членов семьи. Служба занятости занимается вопросами трудоустройства среднего поколения в связи с обстановкой в семье, при необходимости – трудоустройством старшего поколения.
Переход к рыночной экономике, неблагоприятная экологическая обстановка, тяжелый физический труд, вредное производство – все это привело к увеличению онкологических заболеваний, заболеваний сердечно сосудистой системы, психическим отклонениям.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы указывает, что защита окружающей среды и ее рациональное использование играет важнейшую роль для устойчивого развития детей. Необходимо повышать качество окружающей среды, бороться с заболеваниями, недоеданием, снижать коэффициент смертности, совершенствовать социальные услуги, разорвать порочный круг нищеты.
Социальная защита молодой семьи. С целью поддержки молодой семьи в соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России», утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1279, предполагается решение следующих задач: развитие механизмов, направленных на поддержку семей с малолетними детьми; развитие сети информации и консультаций для молодых семей; содействие решению жилищной проблемы и занятости молодых женщин, имеющих детей; содействие в приобретении молодыми семьями товаров длительного пользования, получении образования.
Часть задач, направленных на поддержку молодых семей, уже реализуется в Федеральных программах: «Дети России», «Жилище», «Занятость населения», а также в региональных программах.
Помимо этого необходимы: координация усилий различных государственных общественных структур; систематизация и взаимоувязка принятых и действующих социальных программ в той части, где они затрагивают проблемы молодой семьи; расширение различных форм кредита специально для молодых семей: целевых, льготных, долговременных (на 10—15 лет) кредитов для приобретения земли, строительства, организации фермерского хозяйства, «семейной фирмы» и др.; предоставление кредитов на образование взрослых членов семьи и их детей; создание условий для занятости, первоочередного повышения квалификации и переподготовки молодых женщин, имеющих детей, в том числе создание возможностей вечернего и заочного повышения квалификации, получения образования для матерей, находящихся в длительном отпуске по уходу за ребенком; создание благоприятных условий для домашнего воспитания детей дошкольного возраста через сеть надомных услуг социальных работников; разработка системы льгот в области охраны здоровья граждан, подтвержденных законодательством РФ, республик в составе РФ и правовыми актами автономных краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (пользование лечебно-профилактическими учреждениями и др.); создание сети разнообразных консультаций для молодых семей (социально-психологической помощи, медико-генетических, экономических, юридических, бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудовым вакансиям для сезонной и надомной работы, а также по возможностям переквалификации, по вопросам семейного предпринимательства).
В области охраны репродуктивного здоровья программа предусматривает комплекс мер, основанных на принципе права супругов и отдельных лиц свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и на получении необходимых для этого информации, образования и средств, создание условий для оказания психологической, юридической помощи молодым супругам. Эта работа связана прежде всего с организацией служб социальной помощи и центров «Молодежь и семья», «Молодая семья» и прочих, разработкой и принятием региональных программ по поддержке социально малозащищенных семей.
Основная деятельность служб «Молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучных социально-психологических условиях, медико-социальный патронаж несовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семей и лиц, нуждающихся в постоянной заботе. Основная деятельность служб «Молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучных социально-психологических условиях, медико-социальный патронаж несовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семей и лиц, нуждающихся в постоянной заботе.
Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.
Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).
2.2 Организация социальной защиты семей в Амурской области
В настоящее время сложились четыре основные формы государственной помощи семье: денежные выплаты на детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и др. льготы; адресная помощь семье (выдача одежды, обуви, детского питания, питание беременных женщин); социальное обслуживание семей. Непосредственно социальное обслуживание возложено на государственные органы социальной защиты населения.
Социальная защита семьи на региональном уровне осуществляется Министерством социальной защиты населения Амурской области, управления и отделы социальной защиты населения. Согласно положению, Министерство в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства осуществляет следующую деятельность:
- в пределах своей компетенции координирует разработку и реализацию областных программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, нуждающихся в государственной поддержке;
- в пределах своей компетенции осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей законодательством РФ и Амурской области;
- разрабатывает и осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;
- совместно с заинтересованными органами местного самоуправления городов и районов, общественными организациями разрабатывает и осуществляет меры, направленные на устранение детской безнадзорности, социального сиротства, профилактику асоциальных явлений среди подростков, коррекцию девиантного поведения несовершеннолетних, а также меры, связанные с охраной прав детей, созданием нормальных условий для их жизнедеятельности;
- участвует в создании системы государственной поддержки одаренных детей-сирот и детей из малообеспеченных семей;
- совместно со структурными подразделениями Администрации области, органами местного самоуправления городов и районов, негосударственными организациями и объединениями обеспечивает отдых и оздоровление детей в период школьных каникул.
Социальное обслуживание семьи осуществляется в следующих учреждениях социальной защиты населения: Центры помощи семье и детям, Консультативные пункты, по месту жительства, Телефоны доверия, Социальные приюты, Социальные гостиницы.
В связи с провозглашением «Года семьи» в муниципальных детских садах Амурской области появится более пятисот дополнительных мест. Планируется открыть дополнительные группы для детей дошкольного возраста, что позволит обеспечить дополнительными местами 537 детей.
Кроме того, мерами социальной поддержки будут продолжать пользоваться многодетные и малообеспеченные семьи. Так, содержание детей из многодетных семей в дошкольных образовательных учреждениях составляет 50 %. Также, в зависимости от того, сколько детей посещают детский сад, родителям компенсируются затраты на оплату за детский сад. По замыслу властей, все эти меры помогут решить проблему устройства детей в детские сады.
23 ноября 2007 года состоялся Первый форум матерей Амурской области, в котором приняли участие более 500 женщин со всех городов и районов области, в том числе многодетные, приемные матери, активисты женских общественных организаций, представители различных сфер деятельности, интеллигенции и бизнеса. В рамках форума 10 матерей были награждены почетными знаками «Материнская слава», 14 матерей - призами от международной общественной ассоциации благотворительных фондов «МАМА», 5 матерей - патриаршей медалью «Орден Петра и Февронии», ценными подарками были награждены 5 приемных матерей, 3 участницы областного слета «Бабушка – Золотое сердце», 5 победителей областного конкурса «Супермама-2007», 5 отцов, самостоятельно воспитывающих детей. Каждая участница форума получила информационные материалы, памятные подарки. В здании ОКЦ, где проводился форум, действовал консультационный пункт с участием специалистов министерств социальной защиты населения, образования и науки, здравоохранения, отделения Пенсионного фонда России по Амурской области. Также были организованы выставки альбомов многодетных семей, детских сочинений, поделок, рисунков, посвященных Дню матери, товаров народного потребления. Для иногородних участниц форума утром 23 ноября была организована экскурсия по городу, а вечером предложены билеты на спектакль в Амурском областном театре драмы.
Статистика: в 2007 году в Благовещенске родилось на 80 малышей больше, чем в прошлом. Рост рождаемости составил 5 %. Выходит, что в Благовещенске создают условия, для того чтобы рождались дети и можно было растить их. По всей России идет рост рождаемости. И очень приятно, что город Благовещенск не выпал из этой обоймы. Тенденция с увеличением рождаемости сохраняется уже третий год. Врачи отмечают, что малышей становится все больше. Рождаемость увеличивается, но проблема с детскими садами остается. Один из показателей качества жизни – это здоровье детей. В национальном проекте мы идем по графику с диспансеризацией. В 24-х школах открыты кабинеты врачей, в шести – есть стоматология. Есть и муниципальная стоматология, куда дают направление в соцзащите тем семьям, которые не могут своих детей лечить в частных клиниках. Сегодня необходимо увеличивать сумму питания для детей, поддерживать тех, кто не в состоянии обеспечить своих детей.
Проблема социального сиротства действительно остро стоит в нашем городе. Только за 10 месяцев 2007 года более ста детей остались без попечения родителей. Тогда как в семьи ушло всего трое детей. Проблема есть, и городские власти собираются ее решать. Депутаты на днях обсуждали новую муниципальную программу «Социальная поддержка приемных семей». Что это за программа и каковы ее цели? – Все семьи, которые взяли на воспитание детей, состоят на учете. Им оказывается достаточно хорошая поддержка. У нас развита система опекунства. Поэтому мы хотим, чтобы в социальной программе было отражено все: и приемные семьи, и опекунство, и поддержка их в жилищных условиях, и стимулирование здорового образа жизни в полноценной семье для каждого ребенка.
В 2007 году и милиция заговорила о том, что в нашем городе снижается уровень детской и подростковой преступности. Комиссия по делам несовершеннолетних, созданная при городской администрации, очень плотно работает и с УВД, и с управлением образования, и с другими службами. Они и должны спасать родителей от алкоголизма, тунеядства, а ребенка вернуть в семью. Мы добились того, что на 30 уменьшилось количество семей, которые лишены родительских прав
В 2007 году в нашем городе впервые прошел конкурс «Супермама». Он прошел накануне Дня матери. Конкурс стал значимым событием и понравился как участницам и организаторам, так и зрителям. Победительницей стала Ирина Игруша. Она получила все почести и приняла участие в областном конкурсе «Супермама». Это мероприятие будет теперь проводиться на постоянной основе. Такие конкурсы очень и очень нужны.
2.3 Стратегия укрепления института семьи в России
Просемейная политика является единой на всей территории нашей страны и достигаются посредством соединения усилий государства и общественных организаций. Усиление потребности в детях и повышение доли семей с тремя детьми происходит не сразу, для этого требуется не менее 30 лет, поскольку лаговый эффект социальных норм ослабевает через одно демографическое поколение как минимум. Увеличение репродуктивных норм требует укрепления посреднической роли семьи в отношениях государства и личности, приватизации семейной жизни и возврата ряда перехваченных у семьи другими социальными институтами функций, повышения автономности семьи в экономической и социальной деятельности.
В связи с этим необходимо принятие закона о просемейной политике по укреплению полной семьи с несколькими детьми в качестве приоритетной деятельности государства. В целях правовой защиты интересов семьи надо придать государственный статус фамилистической экспертизе на всех уровнях федерального устройства. Необходимо заключение общественного договора между институтом семьи (и его представителем в лице соответствующего министерства) и институтом государства по инвестированию семьи как единственного института по воспроизводству населения и полнокровной социализации подрастающих поколений. Следует уравнять деятельность института семьи с профессиональной деятельностью в остальных отраслях народного хозяйства, всемерно расширять формы соединения семьи и работы, семьи и образования, семьи и рекреации на компьютерной основе посредством укрепления совместной деятельности родителей и детей. В целях расширения семейной собственности и переориентации рыночной экономики на семью необходимо разработать в специальных исследовательских центрах государственную политику соединения роста уровня жизни с ростом размера семьи посредством увязки доходов семьи со льготными налогами и кредитами.
Долгосрочные цели семейной политики в рамках институциональной социологии семьи формулируются на основе принципов фамилизма и связаны с ликвидацией неравноправного положения семьи среди государственных институтов. Должна быть усилена роль семьи как единственного института, способного в дальнейшем реализовать функцию воспроизводства населения и социализации детей лишь при условии роста влияния семьи на все социальные сферы деятельности по реализации ими требований семейного образа жизни, семье центризма. Ориентация общества и государства на усиление ценности семьи с детьми означает приоритетность фамилизма в ряду других жизненных благ. Эта перестройка иерархии ценностных приоритетов общественного мнения, личности и государства означает преобразование всего строя жизни, производства и потребления, коммерции, частных и государственных структур на семейность.
Прежде всего, требуется организация деятельности правительства не только вокруг привычных задач управления, обеспечения безопасности, занятости населения, уровня жизни, поддержки бюджета, охраны порядка и т.п., но и задач по экзистенциальному сохранению нации, по упрочению среднедетного типа семьи. Минимизация негативных для семьи последствий, возникающих в системе социальных действий, возможна не за счет усиления контроля, а благодаря фамилистической профилактике целей и средств деятельности во всех отраслях народного хозяйства.
Повышение эффективности управления государственной собственностью будет способствовать созданию федерального фонда семьи и укреплению материального фундамента семейной политики. Активизация средств массовой информации и рекламы на пропаганде семейного образа жизни, на повышении ценности материнства и отцовства как социально значимых профессий и на росте престижа всех семейно-родственных ролей окажется важным вкладом в нейтрализацию сегодняшних внесемейных ориентации населения.
Рекомендации по устранению тех трудовых, транспортных, коммунальных и прочих предписаний, где ущемляются права семьи как института и права полной семьи с несколькими детьми. Устранить все подушные начисления за коммунальные услуги, воду, газ, электричество и т.д. при рождении в семье всех детей любой очередности, а также при усыновлении, попечительстве.
Уменьшать квартплату и плату за дачу, огородный участок пропорционально увеличению числа детей в семье. Проезд на внутригородском транспорте должен быть дешевле для детей и родителей с двумя и более детьми. Плата за междугородний проезд поездом, автобусом, пароходом, самолетом для членов семей с тремя и более детьми должна быть снижена.
Нормативы прожиточного минимума должны составляться не для индивида, а на семью из четырех человек с разнополыми несовершеннолетними детьми. Прожиточный минимум трудоспособного индивида — холостяка должен быть меньше, чем у пенсионера, инвалида, сироты. Минимальная заработная плата индивида должна учитывать семейное состояние (у одиночки-холостяка она должна быть меньше, чем у одного родителя с ребенком, и меньше, чем у отца или матери внутри семейного минимума). Пенсия по старости должна начисляться также с учетом числа рожденных и воспитывавшихся детей и даже умерших.
Рекомендации по материальному обеспечению приоритета семьи с детьми над всеми остальными социальными категориями граждан в системах социального обеспечения и страхования. Отпуск на производстве определять в зависимости от семейного состояния, к примеру: две недели — для одиночки, холостого и разведенного, три недели — для состоящих в браке и с одним ребенком, четыре недели – с двумя, пять недель – с тремя детьми, шесть недель – с четырьмя и более детьми. Больничный лист – родителям с тремя и более детьми увеличить на день-два. При государственном и прочем страховании жизни увеличение числа детей должно уменьшать процентные ставки. Суммы, сдаваемые на хранение в банки, надо дифференцировать по семейному статусу. Ввести семейный вклад (для полных семей с несколькими детьми) с льготными процентными начислениями в сравнении с иными категориями вкладчиков.
Рекомендации по преимущественному росту уровня жизни в полных семьях с несколькими детьми. Создать систему ДНК (доходов-налогов-кредитов), поощряющую семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, безразводную семью в сравнении с многоразводной и среднедетный стиль родительского поведения в сравнении с малодетным:
- в семьях, где профессионально заняты и получают заработную плату и муж и жена, обеспечить семейную надбавку при рождении второго и следующих по очередности детей пропорционально общесемейному доходу одному из супругов по их выбору;
- в семьях с двумя и более детьми ввести надбавку тому из обоих работающих супругов, кто занят в системе надомного труда;
- в однодоходных семьях ввести надбавку к заработной плате работающего вне семьи родителя пропорционально увеличению числа детей в семье, начиная со второго;
- в однодоходных семьях обеспечить льготы по организации надомного труда и реализации продукции;
- определить часть заработной платы, не облагаемую подоходным налогом, в зависимости от числа детей и в процентах от получаемой заработной платы;
- часть заработной платы, не облагаемая налогом, в семьях с двумя заработными платами должна быть, к примеру, в два раза меньше, чем в семье с одной заработной платой;
- ввести дифференцированный подоходный налог в зависимости от числа детей в семье — чем детей больше, тем налог меньше на 1 или 2%;
- обязать ЦБ РФ предусмотреть льготы для тех банков, кто предоставляет кредиты полной семье с несколькими детьми для общесемейной деятельности в семейном жилище. Эти кредиты не для индивидов, а на семью в целом – в случае развода сроки выплат и их размеры пересматриваются;
- создать разветвленную сеть кредитов для молодой семьи (со стажем брака до 5 лет и с возрастом супругов до 25 лет и имеющих ребенка в данном первом браке) – кредиты для обзаведения жильем (квартирой, домом) – по рыночным ценам. Кредит погашается по частям – при рождении второго третьего и четвертого ребенка (допустим, наполовину при рождении четвертого ребенка).
В целях повышения уровня жизни семей с приемными детьми реконструировать практику усыновления детей в так называемых многосемейных домах таким образом, чтобы усыновление могло стать нормой в малодетных семьях с обоими родителями, причем надо поощрять материально и социально усыновление 1- 2 детей в семьях, уже имеющих ребенка, – это один из путей профессионализации родительства и укрепления семьи.
В заключение следует подчеркнуть, что в основу семейной политики целесообразнее всего положить системный подход, учитывающий сложную социальную сущность семьи. Структурно-функциональный анализ позволяет сочетать уравнивание положения семьи среди социальных институтов с задачами эффективного функционирования семьи как нуклеарной группы, как отдельной семьи, имеющей свою историю от возникновения до естественного распада.
Системная организация деятельности по осуществлению просемейной политики (единой по целям и централизованной) связана с достижением согласованности всех управленческих звеньев — государственных, политических, образовательных, коммерческих, общественных и др. Эта согласованность лучше всего достигается, если взамен обычной работы по реализации отдельных рекомендаций создаются на основе семейно-демографических программ проекты типа нормативных прогнозов — что именно, как и когда должно быть сделано для осуществления конкретных целей и задач политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные принципы семейной политики – это автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах; приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития; равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.
Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости; партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов; доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе.
Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов; - комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции; профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.
Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах. В результате преобразований в России созданы рыночная модель хозяйствования, негосударственный сектор экономики, новые отношения рынка труда.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).
Основными задачами социальной защиты являются:
1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;
2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т. д.).
Основными принципами социальной работы с семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т. д.
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – 2-е изд., - М.: 2005. – 640 с.
2 Антонов А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов. – М.: 2005. – 368 с.
3 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.
5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск: Сиб УПК, 2006. – 194 с.
7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.