Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Филиал в г. Барнауле
РЕГИОНАЛЬНАЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА
Контрольная работа
по дисциплине "Социология"
на тему: «Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»
Вариант № 20
2008 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
2. Социальная защита семьи
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России?
Заключение
Список использованной литературы
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом.
По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью».
Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики.
Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами».
Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.
Главными целями семейной политики являются:
• обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;
• повышение качества жизни российских семей;
• создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
• обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.
1. Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.
Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иных социальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.
Вместе с тем не является нарушением принципа суверенности семьи пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.
2. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.
В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действительности нет.
Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.
Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.
3. Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.
Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.
Следовательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. В то же время, чем дальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, определяющие личную заинтересованность в рождении и социализации новых поколений. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и социализации.
4. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них необходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффективной реализации специфических функций семьи.
Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной политики.
5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.
В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это, наряду с государством, разнообразные объединения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроизводству населения вообще. Такая новая технология формирования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия [5, С.135].
Социальное участие:
• это форма реализации прав и свобод личности и семьи. Оно предполагает право и возможность каждого человека и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие самое прямое и непосредственное отношение к их важнейшим потребностям и интересам;
• обеспечивает улучшение качества решений и программ, касающихся семьи. Семейная политика перестает быть чем-то навязанным сверху, она как бы становится общим достоянием всех соучастников, которые идентифицируют себя с нею;
• это демократический посредник, медиатор между государством и его гражданами. Социальное участие укрепляет и улучшает связи между ними, повышая вероятность реализации программ и решений;
• минимизирует социальную напряженность и уменьшает вероятность социальных конфликтов, конфигураций между гражданами и государством;
• способствует развитию чувства ответственности за собственную судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отношению к государству и обществу, а с другой, — патернализм этого государства по отношению к своим гражданам:
• это первый шаг к социальной активности и реальной политической вовлеченности, к формированию демократической политической культуры.
2. Социальная защита семьи
Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
• расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;
• установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
• содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
• развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Социальная защита семьи базируется на следующих принципах:
1. Реалистичность и связанная с ней эффективность семейной политики. Это означает, что выбираются те факторы, на которые можно повлиять хотя бы в перспективе: разрабатывается система льгот, организуется просвещение семьи и обществ.
2. Дифференциация подхода к различным типам семей. В социальной защите принята классификация семей по типам: маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая. В зависимости от типа семьи проводится и социальная защита.
3. Работа по активизации жизненного потенциала семьи. В основе этого принципа лежит английская пословица «Лучше человека научить ловить рыбу, чем один раз накормить его этой рыбой». То есть социальная работа призвана показать человеку, семье выход из кризисной ситуации, а идти по пути преодоления кризиса семья будет самостоятельно.
4. Равенство всех семей на поддержку государством. Независимо от типа, к которому относится семья, от существа имеющейся проблемы любая семья может обратиться в органы социальной защиты за помощью.
Государственная семейная политика ориентирована на социальную защиту семьи. Основные направления этой социально значимой деятельности в современных условиях можно свести к следующему:
1. Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность. Это означает: отказаться от пережитков патерналистской стратегии государства, свойственной дорыночной социально-экономической системе, изменить соотношение платных и бесплатных услуг в структуре жизненных благ семьи в сторону платных. Но для этого заработная плата работника должна стать достаточной для содержания его самого и его семьи.
2. Создать материально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки для возрождения и расширения производственной функции семьи. В условиях становления рыночных отношений этому будут способствовать различные виды частной (семейной) собственности: фермерские хозяйства, семейные промышленные, торговые, коммунальные и иные предприятия, а в государственном секторе экономики — семейный подряд и надомное производство.
3. Изменить отношение общества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и производства. В частности, следует женщин, занятых воспитанием детей, надомным трудом, уравнять в правах на социальное страхование и помощь государства в случае болезни и получении пенсии по возрасту с теми женщинами, которые работают на государственных, частных, смешанных предприятиях и в учреждениях.
4. Более адресно, дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т. п.
5. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей — заключение трудовых договоров с гарантиями предоставления единовременного кредита на приобретение (строительство) жилья, на обзаведение домашним хозяйством, предметами длительного пользования и т. п.
6. Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и соответствующей индексацией.
7. Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений, упрочения семьи как важного социального организма воспроизводства человека и общества, их полноценного развития [5, С. 136-138].
Семейная политика затрагивает интересы населения, всех слоев общества, она активизирует общественную и политическую деятельность, ее проведение на федеральном, региональном и локально-террриториальном уровнях может объединить или расколоть общество, поэтому столь важно, чтобы общественное мнение было готово к преобразованиям подобного рода и поддерживало их. Семейная политика не должна быть делом только отдельных групп и организаций, ее успех прямо зависит от степени вовлеченности в эту деятельность всего общества – прежде всего от степени социального участия населения, в том числе предпринимателей, финансистов, менеджеров, от взаимодействия правительственных и неправительственных учреждений, научных, общественно-политических, профсоюзных, культурных и религиозных организаций, от направленности средств массовой информации, литературы и искусства [1, С.347-348].
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России?
Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы.
Радикальные трансформации, которые выпали на долю России, глубоки, интенсивны и крупномасштабны. Уменьшение роли патерналистского государства и появление лиц, способных развивать активность через частное владение и частный капитал, - это революционные преобразования. Они ведут к ломке старых и формированию новых ценностей и приоритетов.
На протяжении 70 лет тоталитарный режим определял все жизненные планы каждого гражданина и навязывал определенный и «адекватный» образ жизни. При этом он подавлял инициативу и предпринимательскую активность со стороны индивидов. Идея независимости семьи и ответственности за принятие решений, связанных с добычей средств к существованию и сохранением статуса, ―абсолютно новая парадигма. Семья как социальный институт для многих стала основным источником психологической стабильности, так как после нескольких десятилетий государственно контролируемой экономики приспособиться к рыночной людям удается с большим трудом. Выживание семей имеет большую значимость для выживания и успеха России. Рассмотрим три наиболее важные проблемы.
Первая проблема – существенное ухудшение здоровья нации и фактическая тенденция к естественной убыли населения. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в России вызывает большую озабоченность. Снижается рождаемость, стареет население, увеличивается количество однодетных и бездетных семей, растет внебрачная рождаемость. По переписи 2002 г. численность населения Российской Федерации составила около 145,5 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 — 0,9 млн человек в год).
Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (один—два ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости (до 30 % детей рождается вне зарегистрированного брака). Сложившаяся ситуация с рождаемостью дополняется еще и опасностью возрастания у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний. В стране ежегодно рождается не менее 80 тысяч неполноценных детей [3, С. 237].
Неблагоприятные социально-экономические факторы породили механизм депопуляции регионов страны, что влечет за собой ухудшение возрастной структуры населения и, следовательно, уменьшение контингента трудоспособного населения. В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению негативных тенденций демографического развития России, усиление в этих процессах роли государственной семейной политики.
Вторая проблема, проистекающая из рыночных преобразований экономики, ― поляризация доходов и связанное с ней «отсутствие» среднего класса как фундамента стабильности (в России средний класс составляет 25% населения). Рост дифференциации доходов стал беспрецедентным для нации; он был весьма интенсивным с 1992 г. Поляризация доходов является результатом: 1) существенно возросшей дифференциации заработков, 2) зарегистрированной и незарегистрированной безработицы, 3) сверхприбылей отдельных предприятий, 4) вторичной занятости отдельных групп работников, 5) приватизации, которая обогатила тонкий слой населения. В результате оказались две России не только с точки зрения потребительского рынка – появились люди с различным поведением, идеологией, имеющие разные предпочтения и ориентации в жизни.
Третья проблема является продолжением второй – это экстремальная бедность и маргинализация части населения. 25% граждан России живут в нищете, а бедных в стране еще больше. Именно в этой группе возникло стабильное деклассированное население (около 1% населения), у которого не было возможности для социальной мобильности. Это бездомные и нищие, которые потеряли все ресурсы в новых рыночных условиях. Сюда входят также беспризорные дети и проститутки.
Конечно, некоторые источники этих проблем имеют долговременные причины и связаны с экономической неэффективностью коммунистической системы. Однако резкий переход к капиталистическому образу жизни сделал многих людей беспомощными. Для них общество распалось на куски, и они потеряли устойчивость. Социальная атмосфера, особенно в городах, насыщена стрессами и напряжением, поэтому проблемы антисоциального поведения растут. Во всем этом хаосе наиболее стабильной структурой для многих русских людей остается семья.
Падение общественного производства и рыночные отношения привели к усилению экономических функций семьи. Экономическая значимость семейной ячейки растет с развитием надомничества, формированием семейных производств, расширением самообслуживания семей. Запасы основных продуктов и садовые участки часто являются базой для физического выживания людей. Кроме того, семья выполняет функцию психологического убежища, служит оплотом стабильности в обществе, наполненном враждебностью, агрессивностью и взаимным недоверием. В семье также решаются острейшие проблемы, связанные с группами социального риска – инвалидами, наркоманами, вернувшимися из тюрем, отказниками и безработными [2, С. 27-28].
Семья как институт могла бы стать катализатором формирования среднего класса, столь необходимого для эффективности экономических реформ. Сильные браки были бы в этом большой поддержкой.
Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия. В семье устойчивы представления о необходимости формирования у молодежи уважительного отношения к определенной профессии, необходимости осуществления будущей трудовой деятельности и т.п. [4, С. 469]
Кроме этого, каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.
Таким образом, семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России. Если государство начнет поиски социальной политики, которая будет поддерживать семьи.
Заключение
Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
В социологии семья рассматривается одновременно как малая социальная группа и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально-значимые потребности общества.
1) Главными целями семейной политики являются:
• обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;
• повышение качества жизни российских семей;
• создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
• обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.
2) Социальная защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни.
Основные приоритеты социальной защиты семьи:
• расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;
• установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
• содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
• развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Социальная защита семьи базируется на следующих принципах:
1. Реалистичность и связанная с ней эффективность семейной политики. (разрабатывается система льгот, организуется просвещение семьи и обществ).
2. Дифференциация подхода к различным типам семей. (маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая). В зависимости от типа семьи проводится и социальная защита.
3. Работа по активизации жизненного потенциала семьи. Социальная работа призвана показать человеку, семье выход из кризисной ситуации, а идти по пути преодоления кризиса семья будет самостоятельно.
4. Равенство всех семей на поддержку государством. Независимо от типа семьи, от существа имеющейся проблемы любая семья может обратиться в органы соц. защиты за помощью.
Основные направления семейной политики:
1. Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее эк. самостоятельность.
2. Создать материально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки для возрождения и расширения производственной функции семьи. Этому будут способствовать различ. виды частной (семейной) собственности: фермерские хоз-ва, торговые, коммунальные и иные предприятия, сем. подряд и надомное пр-во.
3. Следует женщин, занятых воспитанием детей, надомным трудом, уравнять в правах с теми женщинами, которые работают.
4. Более адресно, дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т. п.
5. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей
6. Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет,
3) Семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России. Если государство начнет поиски социальной политики, которая будет поддерживать семьи.
Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Значение семьи в жизни общества и личности огромно. Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, который обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми. Теперь женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Социальная защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни.
Список использованной литературы
1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI веке. –
М., 2000.
2. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: Изд-во Проспект, 2005.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.:Центр, 2003. – 224 с.
5. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. – М.: Academia, 1999. – 272с.
6. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
7. Социология. Наука об обществе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений // Под общ. ред. проф. В.П. Андрющенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 1996.