Содержание
1. Расчёт коэффициента технической готовности
1.1 Расчёт коэффициента технической готовности оборудования
1.2 Проектирование режимов работы лесосечных машин
2. Планирование потребности оборудования и показателей его использования
2.1 Планирование списочного количества машин
2.2 Проектирование транспортного освоения лесного фонда
3. Планирование объема работ и затрат на техническое обслуживания и текущий ремонт
5. Планирование суммы амортизации
6. Планирование затрат на топливно-смазочные материалы
6.1 Планирование затрат на ТСМ
6.2 Проектирование расхода топлива и смазочных материалов
7. Смета расходов на техническое обслуживание и текущий ремонт
Исходные данные
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели
Годовой объем лесозаготовок, тыс. м3 | 300 |
Состав насаждений | Ель |
Средний объем хлыста, м3 | 0,14 |
Валка леса | Б/п "Урал" (с помощником) |
Обрезка сучьев на лесосеке | Б/п "Тайга" |
Трелевка | ТТ-4 |
Расстояние трелевки, м | 250 |
Погрузка хлыстов на верхнем складе | ПЛ-1 |
Вывозка | МАЗ-509А |
Среднее расстояние вывозки, км | 45 |
Тип дороги | Грунтовая естественная |
Расстояние нулевого пробега, км | 1,6 |
Раскряжевка хлыстов на нижнем складе | ЛО-15С |
Выход деловой древесины, % | 81/19 |
Средняя длина деловой древесины/дров, м | 5/2 |
Коэффициент перевыполнения норм на всех видах работ | 1,14 |
Эффективный фонд рабочего времени (на всех видах работ), дни | 275 |
Коэффициент превышения календарных дней над рабочими (на основных и вспомогательных работах) | 1,2 |
Таблица 2
Нормативы времени работы машин
Показатели | Виды оборудования | ||||
Трелевочные тракторы | Сучкорезные машины | Лесопогрузчики | Лесовозные автомобили | Раскряжевочные установки | |
Количество машино-смен (в %), отработанное техникой: не бывшей в капремонте, бывшей в капремонте |
70 30 |
81 19 |
68 32 |
75 25 |
85 15 |
Количество машино-смен, отработанное техникой на прочих работах (в % к числу машино-смен на основных работах) | 8 | - | 2 | 9 | - |
Коэффициент сменности на основных работах | 1 | 1,2 | 1,3 | 2,4 | 2,7 |
Коэффициент сменности в ремонтных службах | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Норматив резервных машин | 1: 4 | 1: 4 | 1: 4 | 1: 6 | - |
Таблица 3
Балансовая стоимость оборудования
Наименование оборудования | Балансовая стоимость, руб. | Наименование оборудования | Балансовая стоимость, руб. |
Трелевочные тракторы - ТТ-4 | 817000 | Лесопогрузчики - ПЛ-1 | 865000 |
Автомобили лесовозные - МАЗ-509А | 880000 | Раскряжевочные установки - ЛО-15С | 2260000 |
Таблица 4
Продолжительность простоя в ТО, час: в ТР - час/100 мото-часов (для лесосечного оборудования); час/1000 км пробега (для автотранспорта); час/100 машино-часов (для нижнескладского оборудования).
Виды ТО | ТТ-4 | ПЛ-1 | МАЗ-509А | ЛО-15С |
ТО-1 | 3 | 4 | 4 | 7 |
ТО-2 | 10 | 10 | 14 | 7 |
ТО-3 | 14 | 14 | - | - |
СО | 7 | 7 | 3 | 4 |
ТР | 9 | 9 | 4 | 7 |
КР | 25дн. | 25 дн. | 22 дн. | 15 дн. |
Таблица 5
Периодичность выполнения ТО: ТР - мото-часы (для лесосечного оборудования); км пробега (для автотранспорта); машино-часы (для нижнескладского оборудования).
Виды ТО | ТТ-4 | ПЛ-1 | МАЗ-509А | ЛО-15С |
ТО-1 | 50 | 100 | 2500 | 100 |
ТО-2 | 250 | 300 | 12500 | 400 |
ТО-3 | 1000 | 900 | - | - |
СО | 2 раза | 2 раза | 2 раза | 2 раза |
ТР | - | - | - | - |
КР | 6000 | 4500 | 150000 | 14000 |
Таблица 6
Трудоемкость одного ТО, чел.час: удельная трудоемкость ТР - чел.час/100 мото-часов (для лесосечного оборудования); чел.час/1000 км пробега (для автотранспорта); чел.час/100 машино-часов (для нижнескладского оборудования).
Виды ТО | ТТ-4 | ПЛ-1 | МАЗ-509А | ЛО-15С |
ТО-1 | 5 | 6 | 6 | 13 |
ТО-2 | 12 | 14 | 27 | 19 |
ТО-3 | 28 | 30 | - | - |
СО | 2 | 9 | 5 | 8 |
ТР | 30 | 32 | 14 | 24 |
Таблица 7
Затраты на ремонтные материалы и запчасти: руб./100 мото-часов (для лесосечного оборудования); руб./1000 км пробега (для автотранспорта); руб./100 машино-часов (для нижнескладского оборудования).
Виды ТО | ТТ-4 | ПЛ-1 | МАЗ-509А | ЛО-15С |
Запчасти | 534,4 | 697,8 | 337,6 | 635,4 |
Ремонтные материалы | 81,2 | 104,7 | 50,6 | 254,2 |
Введение
Планирование является одной из основных функций управления предприятием.
В технико-экономических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и т.п.
Целями планирования являются: оптимизация распределения объемов работ по отдельным видам продукции, лесопунктам, участкам; распределение сортиментной программы; оптимальное использование лесосечного фонда; обеспечение максимальной загрузки и производительности основного оборудования, снижение издержек на производство и реализацию продукции.
В процессе эксплуатации производственное оборудование подвергается физическому износу, скорость и уровень которого зависит от своевременности проведения технического обслуживания и ремонта. Для продления сроков службы оборудования, обеспечения надежности в эксплуатации применяется система планово-предупредительных ремонтов, для чего необходимо планировать количество технических обслуживании и ремонтов, трудозатраты на их проведение, расход запасных частей и фонда заработной платы ремонтных рабочих.
Таким образом, планирование на предприятии должно охватывать все стороны его деятельности: производство продукции, ремонт основных фондов, приобретение материалов, топлива, энергии, реализацию готовой продукции и т.п. Следовательно, планирование на предприятии является залогом его успешной деятельности, что вызывает необходимость изучения форм и методов его осуществления.
Целью данного курсового проекта является изучение способов планирования различных показателей деятельности лесозаготовительного предприятия.
Объектом является лесозаготовительные процессы (рубка, трелёвка, раскряжевка).
Задачи курсового проекта является расчёт плановых показателей деятельности лесозаготовительного предприятия по всем стадиям лесозаготовительного процесса: расчёт коэффициента технической готовности; определение списочного количества машин; исчисление затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт и т.д.
Предмет работы - расчёт плановых показателей по всем видам машин и оборудования используемых в лесозаготовках.
1. Расчёт коэффициента технической готовности
1.1 Расчёт коэффициента технической готовности оборудования
Техническая готовность каждого вида лесозаготовительного оборудования характеризуется коэффициентом, который определяется на плановый период как отношение машино-дней нахождения машин в исправном состоянии к машино-дням нахождения их в хозяйстве. На конкретный момент времени такой коэффициент может быть получен делением количества машин в исправном состоянии на общее их наличие по списку.
Величина коэффициента технической готовности (Kт.г) рассчитывается для каждого вида (марки) машины, оборудования.
В основу расчетов положены нормативы периодичности и продолжительности простоев при выполнении ремонтного обслуживания в соответствии с действующим в отрасли "Положением о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования" [4].
Метод расчета значений коэффициента технической готовности (Kт.г) основан на том, что на протяжении всего срока службы машина нуждается в техническом обслуживании и ремонте, проведение которых чередуются с временем работы оборудования; в итоге его пребывание на предприятии подразделяется на циклы.
Под межремонтным циклом понимается промежуток времени между двумя капитальными ремонтами или от начала эксплуатации до первого капитального ремонта. Время цикла (Тц) находится по формуле:
Тц = Т1 + Т2,
где Тц - продолжительность межремонтного цикла, в календарных днях;
Т1 - дни нахождения машин в исправном состоянии, в календарных днях;
Т2 - дни нахождения машин в неисправном состоянии, в календарных днях.
Определив составляющие цикла, легко можно найти значения коэффициента технической готовности (Kт.г):
Kт.г = Т1/Тц.
Т1 и Т2 находятся на основании нормативов в зависимости от типа машин.
Для лесосечного оборудования:
,
где Пт - периодичность выполнения капитального ремонта, мото-час;
Кпер - коэффициент перевода из мото-часов в машино-часы (Кпер = 1,18 для агрегатных машин, 1,54 - для трелевочных тракторов ТТ-4 и ТДТ-55);
К1 - коэффициент превышения календарных дней над рабочими (на основных и вспомогательных работах),
К1= =1,2;
tсм - продолжительность смены, 7 часов; Ксм - коэффициент сменности.
Для лесовозного парка:
,
где Па - расстояние от начала ввода до первого капитального ремонта, км;
Всм - сменный пробег, км:
,
где 2 lср - двойное среднее расстояние вывозки от верхнего до нижнего склада, км;
q - рейсовая нагрузка, м3/рейс;
К0 - коэффициент нулевого пробега:
,
где l0 - расстояние нулевого пробега (от гаража до трассы), км;
Нсм - сменная норма выработки, м3:
,
где Тсм - продолжительность рабочей смены, мин;
ТПЗ - время на подготовительно-заключительную работу и обслуживание рабочего места на смену, мин;
ТОТЛ - время на личные потребности и медицинский осмотр на смену, мин;
t0 - время нулевого пробега 1 км в обоих направлениях, мин;
К - коэффициент, учитывающий влияние расстояния вывозки на время пробега (более 40 км );
Т1 - время пробега 1 км в обоих направлениях, мин;
Т2 - время пребывания автопоезда под погрузкой и выгрузкой на рейс, мин.
Для нижнескладского оборудования:
,
где ПН - время от начала ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта, машино-часы.
Т2 - время нахождения машин в ремонте.
,
где ТКР - время капитального ремонта, дни; ТТР - время текущего ремонта, рабочие дни; ТСО - время сезонного обслуживания, рабочие дни; ТТО - время текущего обслуживания, рабочие дни. Для лесосечного оборудования:
,
где - продолжительность смены ремонтной службы, 7 часов;
- коэффициент сменности в ремонтной службе.
Для лесовозного парка:
.
Для нижнескладского оборудования:
.
,
где ПТО-3 - периодичность выполнения ТО-3;
НТО-3 - часы на одном обслуживании.
,
где ПТО-2 - периодичность выполнения ТО-2;
НТО-2 - часы на одном обслуживании.
,
где ПТО-1 - периодичность выполнения ТО-1;
НТО-1 - часы на одном обслуживании.
,
где 183 - полгода;
НСО - часы на одном обслуживании.
А) Расчет коэффициента технической готовности для самоходной сучкорезной машины ТТ-4:
[кал. дней];
[дней];
[дней];
[дней];
[дней];
[дней];
[кал. дней];
Тц = 1584 + 175 = 1759 [кал. дней];
Kт.г = 1584/1759 = 0,90.
Б) Расчет коэффициента технической готовности для челюстного погрузчика ПЛ-1:
[кал. дней];
[дней];
[дней];
[дней];
[дней];
[дня];
[кал. дней];
Тц = 700 + 110 = 810 [кал. дней];
Kт.г = 700 / 810 = 0,864.
Г) Расчет коэффициента технической готовности для лесовозного тягача МАЗ-509А:
;
[м3];
;
[км];
[кал. дней];
[дня];
[дня];
[дней];
[дня];
[кал. дней];
Тц = 859,34 + 137,56 = 996,9≈ 997 [кал. дней];
Kт.г = 859,34/996,9 = 0,862.
Д) Расчет коэффициента технической готовности для раскряжевочной установки ЛО-15С:
[кал. дней];
[дней];
[дней];
[дней];
[дня];
[кал. день];
Тц = 889+ 271 = 1160 [кал. дней];
Kт.г = 889/1160 = 0,766.
1.2 Проектирование режимов работы лесосечных машин
Для установления оптимальных режимов работы лесосечных машин проведено исследование зависимости коэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ЛП-18А от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов.
При Ксм=1,0:
T1= (4500*1,18*1,2) /7*1=910 (дн.)
Кт.г=910/1060=0,86
При Ксм=1,5:
T1= (4500*1,18*1,2) / (7*1,5) =607 (дн.)
Кт.г=607/ (150+607) =0,80
При Ксм=2,0:
T1= (4500*1,18*1,2) /7*2=455 (дн.)
Кт.г=455/ (150+455) =0,75
При Ксм=2,5:
T1= (4500*1,18*1,2) /7*2,5=364 (дн.)
Кт.г=364/ (150+364) =0,71
На основании полученных расчётов построим график зависимости коэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ЛП-18А от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов.
Рисунок 1
График зависимости коэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ЛП-18А от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов
По результатам исследования построен график зависимости коэффициента технической готовности трактора ЛП-18А от использования на операции трелёвки различных по интенсивности режимов работы. По результатам проведённого исследования можно сделать вывод, что при использовании на трелёвке интенсивных режимов работы возрастает износ трелёвочных тракторов, что влечёт за собой снижение коэффициента технической готовности и увеличение затрат на технологическое обслуживание и текущий ремонт.
2. Планирование потребности оборудования и показателей его использования
2.1 Планирование списочного количества машин
Цель разработки плана - выявить потребность предприятия в машинах и механизмах; установить степень удовлетворения этой потребности наличным парком машин; определить основные технико-экономические показатели их использования. Планирование списочного количества машин и технико-экономических показателей их использования ведется в следующей методологической последовательности:
Определяем потребность в машино-сменах для основных работ путем деления годового объема производства на плановую сменную норму выработки:
Определяем потребность в машино-сменах на прочих работах (в процентах от машино-смен на основных работах):
Определяем количество машино-дней в работе путем деления суммы машино-смен, отработанных на основных работах, и машино-смен на прочих работах на коэффициент сменности:
Определяем количество работающих машин путем деления машино - дней в работе на число дней работы одной машины в год:
Определяем количество резервных машин по нормам:
на шесть работающих автомобилей - 1 резервный;
на четыре работающих трактора - 1 резервный,
Определяем потребность в списочных машинах путем деления числа исправных машин (работающие + резервные) на коэффициент технической готовности:
Выработку на списочный механизм - делением годового объема работ на списочное количество машин.
Коэффициент календарного использования - делением машино-дней в работе на машино-дни в хозяйстве.
Для лесовозного транспорта дополнительно определяются:
Годовой пробег парка машин (Ln), тыс. км:
,
lср - среднее расстояние вывозки, км;
V - годовой объем производства, м3;
q - рейсовая нагрузка, м3/рейс;
К0 - коэффициент, учитывающий нулевой пробег.
Грузовая работа (Q) в тонно-км:
, g - объемный вес древесины, т/м3 (принимается 0,8)
11) Годовой пробег одной машины (L1):
, Nс - списочное количество машин.
Таблица 8
Планирование списочного количества машин и технико-экономических показателей их использования
Показатели | Ед. изм. | Наименование машин и оборудования | |||
ТТ-4 | ПЛ-1 | МАЗ-509А | ЛО-15С | ||
Объем работы | тыс.м3 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Среднее расстояние вывозки | км | 45 | |||
Нагрузка на рейс | м3 | 15 | |||
Действующая норма выработки на машино-смену | м3 | 79 | 174 | 14,046 | 79,07 |
Коэффициент перевыполнения действующих норм | 1,14 | 1,14 | 1,14 | 1,14 | |
Плановая производительность на машино-смену | м3 | 90,06 | 198,36 | 16,012 | 90,14 |
Отработать машино-смен на основных работах | маш. -см. | 3331,11 | 1512,4 | 18735,95 | 3328,16 |
Отработать машино-смен на других работах: на прочих работах (производствах) | маш. -см. | 266,49 | 30,248 | 1686,24 | - |
Отработано машино-смен всего | маш. -см. | 3597,6 | 1542,65 | 20422, 19 | 3328,16 |
Коэффициент сменности | 1 | 1,3 | 2,4 | 2,7 | |
Количество машино-дней в работе | маш. -дн. | 3597,6 | 1186,65 | 8509,25 | 1232,65 |
Число дней работы в году по режиму | дни | 275 | 275 | 275 | 275 |
Количество работающих машин | шт. | 13,082 | 4,315 | 30,943 | 4,482 |
Количество резервных машин | шт. | 3,27 | 1,08 | 5,16 | - |
Количество исправных машин | шт. | 16,352 | 5,395 | 36,103 | 4,482 |
Коэффициент технической готовности | 0,9 | 0,86 | 0,862 | 0,766 | |
Списочное количество машин | шт. | 18 | 6 | 42 | 6 |
Годовая выработка на списочную машину | м3 | 16666,67 | 50000 | 7142,86 | 50000 |
Коэффициент календарного использования парка машин | 0,55 | 0,54 | 0,56 | 0,56 | |
Грузовая работа | тыс. т. -км | 10800 | |||
Годовой пробег парка машин | тыс. км | 1864,08 | |||
Годовой пробег одной машин | тыс. км | 44,38 |
2.2 Проектирование транспортного освоения лесного фонда
Для оптимизации транспортной схемы освоения лесного фонда проведено исследование зависимости производительности труда на вывозке леса автопоездами с верхнего склада на нижний от среднего расстояния вывозки.
При lcp=55км:
Нсм= [ (420- (36+10+4+4*1,5) / (0,944*8,3*55+30)] *20=15,79 (м3)
При lcp=65км:
Нсм= [ (420- (36+10+4+4*1,5) / (0,944*8,3*65+30)] *20=13,50 (м3)
При lcp=75км:
Нсм= [ (420- (36+10+4+4*1,5) / (0,944*8,3*75+30)] *20=11,79 (м3)
При lcp=85км:
Нсм= [ (420- (36+10+4+4*1,5) / (0,944*8,3*85+30)] *20=10,46 (м3)
Построим график по результатам исследования.
Рисунок 2
Зависимость сменной вывозки леса от среднего расстояния вывозки
По результатам исследования построен график зависимости сменной выработки автопоезда на вывозке леса от среднего расстояния вывозки. Результаты проведенного исследования показали, что при увеличении средней вывозки, снижается сменная норма выработки автопоезда. Это обстоятельство вызывает необходимость более глубоких исследований, действующих схем транспортного освоения лесного фонда для обоснованного выбора оптимального способа лесозаготовок при повышении среднего расстояния вывозки. При увеличении среднего расстояния трелёвки более чем на 100 км, предпочтительным является вахтовый способ освоения лесного фонда.
3. Планирование объема работ и затрат на техническое обслуживания и текущий ремонт
Программа ремонтных производств включает два вида расчетов: определение годовых объемов работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту (ТО и ТР) всего парка оборудования и объемов капитальных ремонтов (КР), необходимых для поддержания машин в постоянной технической готовности и, следовательно, их высокой работоспособности. Объем ТО и ТР определяется по трудозатратам и выражается в нормо-часах и человеко-днях; объем КР - по трудозатратам в нормо-часах. Нормативы трудозатрат: трудоемкость одного ТО и удельная трудоемкость ТР в нормо-ч на 100 мото-ч для машин и оборудования на лесосечных работах, на 100 маш.-ч для оборудования нижних складов и на 1000 км пробега для подвижного состава лесовозного транспорта изложены в [4].
Планирование объема работ
Осуществляем в данном курсовом проекте:
умножением числа машино-смен, требуемых для выполнения годового объема работ, на продолжительность смены (7 часов) и на коэффициент перехода от машино-часов к мото-часам (Кпер = 0,65 - для трелевочных тракторов, 0,85 - для агрегатных машин), определяется общее число мото-часов, которое необходимо отработать лесосечным оборудованием данной марки в год (Нгод);
для автотранспорта определяется общий пробег, в км;
для нижнескладского оборудования наработка в машино-часах.
Планирование объема трудозатрат на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования ведется в данном курсовом проекте в разрезе каждого вида машин и выполняется в следующей последовательности.
Определение количества ТО и ремонтов:
Nк.р. = Нгод / Пт,
где Nк.р. - количество капитальных ремонтов (сколько в данном парке машин будет кап. ремонтов за год); Нгод - планируемый объем работ; Пт - периодичность проведения кап. ремонтов.
,
где ПТО-3 - периодичность выполнения ТО-3, мото-ч.;
NТО-3 - число обслуживаний ТО-3 за год.
,
где ПТО-2 - периодичность выполнения ТО-2;
NТО-2 - число обслуживаний ТО-2 за год.
,
где ПТО-1 - периодичность выполнения ТО-1;
NТО-1 - число обслуживаний ТО-1 за год.
,
где nсп - списочное количество машин;
NСО - число сезонных обслуживаний за год.
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
,
где tТО-3 - норматив трудоемкости одного ТО-3, чел. -ч.
,
где tТО-2 - норматив трудоемкости одного ТО-2, чел. -ч.
,
где tТО-1 - норматив трудоемкости одного ТО-1, чел. -ч.
,
где tСО - норматив трудоемкости одного сезонного обслуживания, чел. -ч.
,
где tТР - норматив удельной трудоемкости текущего ремонта, чел. -ч/100 мото-ч для лесосечного оборудования, чел. -ч/1000 км для автомашин, чел. -ч/100 маш. -ч для нижнескладского оборудования.
,
где Чр.р - численность рабочих на ремонте;
ЭФВ - эффективный фонд времени.
А) Определение трудозатрат на ТО и ТР для самоходной сучкорезной машины ТТ-4:
Определение количества технических обслуживаний и ремонтов за год:
[мото-часов];
[капитальных ремонта в год];
[капитальных ремонтов в год];
[капитальных ремонта в год];
[капитальных ремонтов в год];
[капитальных ремонтов в год].
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[человека на 18 трелевочных тракторов].
Б) Определение трудозатрат на ТО и ТР для челюстного погрузчика ПЛ-1:
Определение количества технических обслуживаний и ремонтов за год:
[мото-часов];
[капитальный ремонт в год];
[капитальных ремонтов в год];
[капитальных ремонтов в год];
[капитальных ремонтов в год];
[капитальных ремонтов в год].
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[человек на 6 челюстных погрузчика ПЛ-1].
В) Определение трудозатрат на ТО и ТР для лесовозного тягача МАЗ-509А:
Определение количества технических обслуживаний и ремонтов за год:
[км];
[капитальных ремонтов в год];
[капитальных ремонта в год];
[капитальных ремонта в год];
[капитальных ремонтов в год].
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[человек на 20 лесовозных тягача марки МАЗ-509А].
Г) Определение трудозатрат на ТО и ТР для раскряжевочной установки ЛО-15С:
Определение количества технических обслуживаний и ремонтов за год:
[мото-часов];
[капитальный ремонт в год];
[капитальных ремонтов в год];
[капитальных ремонтов в год];
[капитальных ремонтов в год].
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[чел. -ч];
[человека на 6 раскряжевочные установки ЛО-15С].
[человека на 42 машины].
4. План по труду
План по труду и заработной плате является важнейшим разделом перспективных и текущих планов предприятия и тесно связан с остальными разделами.
Целью данного плана является обоснование максимально возможного роста производительности труда с тем, чтобы обеспечить выполнение производственной программы с минимальной численностью работников и минимальными затратами по заработной плате.
В основу расчета положены исходные данные в виде объемов по видам работ каждого производства, установленных при планировании производственной программы лесоэксплуатации, а также нормативная база, представленная обоснованными плановыми нормами выработки, нормами времени, тарифными ставками и положениями по премированию работников предприятия. В данном плане осуществляются расчеты по планированию производительности труда, численности и фонда заработной платы по каждой фазе лесозаготовительного производства и в целом по лесозаготовкам в соответствии с [5].
Найдем комплексную норму выработки на лесосечных работах (валка, обрезка, трелевка):
а) валка - бензомоторная пила МП-5 "Урал" - = 0, 194 чел. -ч/м3;
б) обрезка сучьев на лесосеке Б/п "Тайга" - = 0,412 чел. -ч/м3;
в) трелевка леса трактором ТТ-4 - = 0,177 чел. -ч/м3 (см. табл.10), где , , - норма времени на валке, обрезке, трелевке соответственно.
; чел. -ч/м3;
м3/ чел. -дн.
Таблица 10
Расчет комплексных норм выработки, норма времени и расценки на лесосечных работах
Операции | Норма выработки на 1 чел. -дн., м3 | Норма времени на 1 м3, чел. -ч. | Расценка за 1 м3, коп. |
Валка леса | 72 | 0, 194 | 19,9 |
Трелевка деревьев | 17 | 0,412 | 41,2 |
Обрезка сучьев | 79 | 0,177 | 18,2 |
ИТОГО |
168 |
0,783 |
79,3 |
Комплексные нормы выработки по погрузке, вывозке и раскряжевке определены ранее, при планировании списочного количества этих машин.
Трудовые затраты (ТЗ) на основных работах рассчитываются по плановым нормам выработки, установленным на человеко-день.
или ,
т.е. ,
где V - объем работ, тыс. м3;
, - норма выработки, достигнутая на предприятии и запланированная, м3/чел. -дн.;
К - коэффициент перевыполнения норм.
Затем определяется комплексная норма выработки по комплексу лесозаготовительных работ, м3/чел. -дн.:
.
Комплексная норма выработки на одного рабочего лесозаготовок (годовая) составит, м3/чел. -год:
.
Численность рабочих на лесозаготовках, чел.:
.
Планирование заработной платы осуществляется последовательно по видам основных и дополнительных частей ее и в разрезе каждого вида основных и подготовительно-вспомогательных работ.
Для определения годового фонда основной заработной платы необходимо годовую потребность в человеко-днях умножить на дневную заработную плату, учитывающую премиальные и другие надбавки, включая надбавки по районному и северному коэффициентам. В рассматриваемом примере расчеты фондов заработной платы выполнены для предприятия, находящегося в многолесном районе (районы Крайнего Севера), где установлен районный коэффициент к заработной плате 1,2 и северная надбавка 50 %. Размер премии в среднем принят в расчетах на основных работах лесозаготовок до 30 %. Плановый фонд заработной платы на оплату отпусков принят по видам лесозаготовительных работ в размере 12,7 % к основному фонду заработной платы. Размер вознаграждения за выслугу лет принят в плане для лесозаготовительных работ в среднем 10 % от тарифного фонда заработной платы. Среднедневная тарифная ставка по операциям определяется на основе действующих часовых тарифных ставок рабочего соответствующего разряда путем умножения ее на продолжительность рабочего дня.
Если же оборудование обслуживается звеном рабочих (например, раскряжевочную установку), то определяется средняя тарифная ставка:
р.
Среднедневная тарифная ставка на лесосечных работах определяется по комплексной сдельной расценке и комплексной норме выработки:
р.
Завершается разработка плана по труду сводом показателей потребности в кадрах и фонда заработной платы в единую таблицу (см. табл.11), в которой дополнительно рассчитываются показатели производительности труда и средней заработной платы (см. табл.12).
Плановые показатели в сводном плане сопоставляются с отчетными за прошлый, где и определяются результаты по росту производительности труда и средней заработной платы.
Таблица 11
Расчет трудозатрат и фонда заработной платы по видам производств
Вид работы | Объем работы, тыс. м3 | Достигнутая норма выработки, м3/чел. -дн. | Коэффициент перевыполнения норм | Плановая норма выработки, м3/чел. -дн. | Трудозатраты, чел. -дн | Среднедневная тарифная ставка, руб. | Дневная зарплата, руб. | Годовой ФЗП, тыс. руб. | Дополнительная зарплата, тыс. руб. | Вес годовой ФЗП, тыс.руб. | |||
Сдельная | Итого (с премией, рай. коэфф. и сев. надбавкой) | Основной ФЗП | В том числе тарифный | На отпуска и гос. обязанности | Вознаграждение за выслугу лет | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Лесосечные | 300 | 8,94 | 1,14 | 10, 19 | 29440 | 7,09 | 8,08 | 17,86 | 525,8 | 237,92 | 64,67 | 23,79 | 614,26 |
Погрузка | 300 | 174 | 1,14 | 198,36 | 1512,4 | 8, 19 | 9,34 | 20,64 | 31,22 | 14,12 | 3,84 | 1,41 | 36,47 |
Вывозка | 300 | 14,046 | 1,14 | 16,01 | 18738,3 | 5,95 | 6,78 | 14,98 | 280,7 | 127,08 | 34,53 | 12,7 | 327,93 |
Нижний склад | 300 | 39,54 | 1,14 | 45,07 | 6656 | 5,95 | 6,78 | 14,98 | 99,7 | 45,14 | 12.26 | 4,51 | 116,47 |
ИТОГО |
300 |
5,32 |
6,06 |
56346,7 |
6,8 |
7,75 |
1095,13 |
[м3/чел. -дн.]. [м3/чел. -год].
Таблица 12
Сводный план по труду и фондам заработной платы на год
Наименование показателей | Единицы измерения | План на год |
Численность рабочих на лесозаготовительных и прочих работах | чел. | 309472,61/275 = 113 |
Комплексная выработка на 1 рабочего лесозаготовок | м3 | 1463 |
Фонд заработной платы рабочих на лесозаготовках | тыс. руб. | 1095,13 |
Среднемесячная заработная плата одного рабочего на лесозаготовках | руб. | 1095,13/ (13 * 113) = 807,62 |
5. Планирование суммы амортизации
Амортизация осуществляется в целях накопления средств для последующего восстановления и воспроизводства основных средств.
Цель данного раздела - определение амортизационных отчислений по видам основных фондов.
Амортизационные отчисления по каждому виду основных фондов (ОФ) рассчитываются исходя из среднегодовой стоимости этих фондов и установленных норм амортизации.
Среднегодовая стоимость основных фондов (ОФср) определяется из выражения:
,
где Nc - среднесписочная потребность в оборудовании, шт.;
Цо - оптовая цена единицы ОФ, р.;
КТ.З - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы.
Норма амортизации определяется предприятиями самостоятельно и зависит от срока полезного использования объекта амортизации.
В данном примере годовая норма амортизации по лесосечному оборудованию составляет 25 %, по раскряжевочной установке - 10 %. Нормы амортизационных отчислений для автомобилей грузоподъемностью более 2 т установлены на 1000 км пробега на полное восстановление - 0,3 %.
Поправочные коэффициенты к нормам амортизации следует применить:
за работу с прицепом - 1,1;
за работу по лесовозным дорогам - 1,3.
При необходимости применения к одной и той же норме амортизационных отчислений m поправочных коэффициентов, общий поправочный коэффициент будет на (m - 1) единиц меньше, тогда общий коэффициент применительно к нашим условиям составит:
1,1 + 1,3 - 1 = 1,4.
Норма амортизации с учетом поправочных коэффициентов будет равна:
0,3* 1,4 = 0,42 %.
Годовой пробег одного автомобиля КРАЗ-255Л равен 43,46 тыс. км, тогда норма амортизационных отчислений к стоимости автомобиля пересчитывается следующим образом:
0,42 * 43,46 = 18,25 %.
Это значение пересчитанной нормы амортизации заносится в таблицу 13 для определения суммы амортизации по автотранспорту. Здесь же подсчитывается сумма амортизационных отчислений и для остального лесозаготовительного оборудования.
Затем подсчитывается общая сумма амортизационных отчислений, которая относится в смету затрат на производство по элементу с тем же названием, а по объектам заносится в калькуляцию себестоимости содержания основных видов ОФ.
Таблица 13
Расчет амортизационных отчислений
Объект амортизации | Количество единиц | Цена за единицу, тыс. р. | Стоимость ОФ, тыс. р. | Норма амортизации, % | Сумма амортизационных отчислений, тыс. руб. |
ТТ-4 | 18 | 857,85 | 15441,3 | 25 | 3860,33 |
ПЛ-1 | 6 | 908,25 | 5449,5 | 25 | 1362,38 |
МАЗ-509А | 42 | 924 | 38808 | 18,64 | 7233,81 |
ЛО-15С | 6 | 2373 | 14238 | 10 | 1423,8 |
Итого | 72 | - | 73936,8 | - | 13880,32 |
6. Планирование затрат на топливно-смазочные материалы
6.1 Планирование затрат на ТСМ
Для определения потребности в виде топлива необходимы технически обоснованные нормы расхода его по каждому потребителю, стоимость топлива рассчитывается в оптовых ценах, установленных действующими прейскурантами.
Таблица 14
Расчет стоимости топлива и смазочных материалов
Наименование топлива и смазочных материалов | Единицы измерения | Объем работ | Ед. измерения нормы расхода | Норма расхода на ед. объема | Потребность в топливе и смазочных материалах | |||
Коли-чество, тыс. литров | Коли-чество, тонны | Цена за ед-цу, р. | Сумма, тыс. р. | |||||
Тракторы ТТ-4 |
||||||||
Дизтопливо трелевка | тыс. м3 | 300 | кг/1000 м3 | 554 | - | 166,2 | 20000 | 3324 |
Дизтопливо прочие работы | маш. -час | 1865,43 | кг/маш. -час | 5,5 | - | 10,26 | 20000 | 205,2 |
Автобензин | т | 176,46 | % | 1,0 | - | 1,765 | 18000 | 31,76 |
Масла: | ||||||||
Моторное масло для двигателя | т | 176,46 | % | 3,0 | - | 5,294 | 35000 | 185,28 |
Моторное масло для гидросистемы | т | 176,46 | % | 2,0 | - | 3,529 | 40000 | 141,17 |
Трансмиссионное масло | т | 176,46 | % | 0,9 | - | 1,588 | 50000 | 79,405 |
Пластичная смазка | т | 176,46 | % | 0,2 | - | 0,353 | 55000 | 19,41 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3906,82 |
Бензопилы МП-5 "Урал 2" |
||||||||
Бензин (летний сезон) | тыс. м3 | 300 | кг/1000 м3 | 74 | - | 22,2 | 18000 | 399,6 |
Масло моторное | тыс. м3 | 300 | кг/1000 м3 | 20 | - | 6 | 35000 | 210 |
Смазка УТ-2 | тыс. м3 | 300 | кг/1000 м3 | 0,2 | - | 0,6 | 55000 | 33 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
642,6 |
Бензопилы "Тайга" |
||||||||
Бензин (летний сезон) | тыс. м3 | 300 | кг/1000 м3 | 95 | - | 28,5 | 18000 | 513 |
Масло моторное | тыс. м3 | 300 | кг/1000 м3 | 25 | - | 7,5 | 35000 | 262,5 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
775,5 |
Челюстной лесопогрузчик ПЛ-1 | ||||||||
Дизтопливо погрузка | тыс. м3 | 300 | кг/1000 м3 | 155 | - | 46,5 | 20000 | 930 |
Дизтопливо прочие работы | маш. -час | 211,74 | кг/маш. -час | 6 | - | 1,27 | 20000 | 25,4 |
Автобензин | т | 47,77 | % | 1,0 | - | 0,478 | 18000 | 8,60 |
Масла: | ||||||||
Моторное масло для двигателя | т | 47,77 | % | 3,0 | - | 1,433 | 35000 | 50,16 |
Моторное масло для гидросистемы | т | 47,77 | % | 2,5 | - | 1, 194 | 40000 | 47,77 |
Трансмиссионное масло | т | 47,77 | % | 1,0 | - | 0,478 | 50000 | 23,885 |
Пластичная смазка | т | 47,77 | % | 0,4 | - | 0, 191 | 55000 | 10,51 |
Итого | - | - | - | - | - | - | - | 1096,32 |
Автомобиль МАЗ-509А | ||||||||
Дизтопливо вывозка | тыс. км | 1864,08 | л/100 км | 42 | 782,91 | 645,9 | 20000 | 12918 |
Дизтопливо прочие работы | тыс. тонно-км | 10800 | л/100 тонно-км | 1,3 | 140,4 | 115,83 | 20000 | 2316,6 |
Масла: | ||||||||
Моторное масло | тыс. л | 12664,08 | л/100 л | 3,2 | 405,2 | 364,68 | 35000 | 12763,8 |
Трансмиссионное масло | тыс. л | 12664,08 | л/100 л | 0,4 | 50,66 | 46,1 | 50000 | 2305,03 |
Специальные масла | тыс. л | 12664,08 | л/100 л | 0,1 | 12,66 | 11,01 | 40000 | 440,57 |
Пластичная смазка | тыс. л | 12664,08 | кг/100 л | 0,3 | 37,99 | 37,99 | 55000 | 2089,45 |
Итого | - | - | - | - | - | - | - | 32833,45 |
6.2 Проектирование расхода топлива и смазочных материалов
Для снижения затрат на топливно-смазочные материалы, осуществляемых при вывозке леса с верхнего склада на нижний склад, проводится исследование зависимости расхода ТСМ от среднего расстояния трелёвки.
При = 55:
W= [ (2*55*200000) /20] *1,03=1133000
При = 65:
W= [ (2*65*200000) /20] *1,03=1339000
При = 75:
W= [ (2*55*200000) /20] *1,03=1545000
При = 85:
W= [ (2*55*200000) /20] *1,03=1751000
По результатам исследования построим график.
Рисунок 3
График зависимости расхода ТСМ от среднего расстояния трелёвки
Результаты исследования показали, что расход ТСМ увеличивается при увеличении среднего расстояния трелёвки. Поэтому целесообразно при больших расстояниях вывозки осуществлять вывозку леса с двумя или трями прицепами.
7. Смета расходов на техническое обслуживание и текущий ремонт
После выполнения расчетов по элементам затрат приступают к разработке смет по важнейшим вспомогательным производствам: текущему ремонту основных средств, содержанию основных машин и механизмов, ремонту и содержанию лесовозных дорог и др.
Все затраты на ТР и ТО основных средств планируются в разрезе номенклатуры калькуляционных статей, приведенных соответственно в таблице 15.
Таблица 15
Смета расходов на текущий ремонт и техническое обслуживание
Основные фонды | Статьи затрат, руб. | ||||||
Основная зарплата вспомогательных рабочих | Дополнительная зарплата вспомогательных рабочих | Отчисления на соц. нужды (26%) | Ремонтные материалы и запчасти | Услуги вспомогательных производств | Прочие затраты (3%) | ВСЕГО затрат | |
ТТ-4 |
48314,75 | 14015,14 | 16361,77 | 102241,27 | 33360,40 | 6446,8 | 221340,14 |
ПЛ-1 |
23138,66 | 3370, 20 | 6892,30 | 102241,27 | 33360,40 | 3685,24 | 126526,57 |
МАЗ-509А |
228136,77 | 33228,62 | 67955 | 72391,54 | 155592 | 16719,12 | 874023,05 |
ЛО-15С |
228136,77 | 6539,8 | 13374,39 | 176163,48 | 30622,44 | 8148,0 | 279748,26 |
Итого |
- | - | - | - | - | - | 1501638,02 |
Для ТТ-4:
Тариф=8340,11*3=25020,33
Основная заработная плата=25020,33*1,15*1,7=48314,75
Дополнительная заработная плата = 48914,75* 0,13* 25020,33* 0,18* 1,7=14015,14
Ремонтные материалы и зап. части= (543,4+81,2) *16369,08/100=102241,27
Услуги вспомогательных производств=8340,11*4=33360,40
Для ПЛ-1:
Тариф=3945,21*3=11835,63
Основная заработная плата=11835,63*0,15*1,7=23138,66
Дополнительная заработная
плата=23138,66*0,13+11835,63*0,18*0,17=3370, 20
Ремонтные материалы и зап. части = (697,8+104,7) /100*9178,77=73659,63
Услуги вспомогательных производств=3945,21*4=15780,84
Для МАЗ-509А:
Тариф=38898*3=116694
Основная заработная плата=116694*1,15*1,7=228136,77
Дополнительная заработная
плата=228136,77*0,3+116694*0,18*0,17=33228,62
Ремонтные материалы и зап.части=
(337,6+50,6) /1000*186480=72391,54
Услуги вспомогательных производств=38898*4=155592
Для ЛО-15С:
Тариф=7655,61*3=22966,83
Основная заработная плата=22966,83*1,15*1,7=44900,15
Дополнительная заработная
плата=44900,15*0,13+22966,83*0,18*0,17=6539,8
Ремонтные материалы и зап.части= (635,4+254,2) /100*19802,55=176163,48
Услуги вспомогательных производств=7655,61*4=30622,44
8. Калькуляция себестоимости
Калькуляция себестоимости содержания транспорта и основных механизмов в данной работе составляется на: автомобили; трелевочные тракторы; механизмы, работающие на верхних и нижних складах, по маркам.
Плановые калькуляции себестоимости содержания транспорта и основных механизмов разрабатываются на год (без разбивки по кварталам на весь объем работ и принятую единицу учета в разрезе статей затрат).
Все затраты по перечисленным в таблице 16 статьям уже определены ранее в соответствующих элементных расчетах и сметах, здесь же они собираются в статьи по месту осуществления затрат.
Объемы работ могут быть определены по нормативам трудозатрат в человеко-днях на содержание машин, устанавливаемых на одну машино-смену, и количества отработанных машино-смен, рассчитанных при планировании производственной программы.
Стоимость топлива и смазочных материалов для каждого вида оборудования переносится из таблицы 14. Сумма амортизации по каждому виду оборудования переносится из таблицы 13. Затраты на текущий ремонт и техобслуживание рассчитаны в таблице 15.
Таблица 16
Вид транспорта, механизма | ЛП-18А | ЛП-30 | ПЛ-2 | КРАЗ-255Л | ЛО-15С | |||||
Калькулируемая единица | Машино-смена | Машино-смена | Машино-смена | Машино-смена | Машино-смена | |||||
Кол-во ед. | 1681 | 2571 | 949 | 12111 | 1653 | |||||
Статьи затрат | Затраты | Затраты | Затраты | Затраты | Затраты | |||||
на ед. | сумма | на ед. | сумма | на ед. | сумма | на ед. | сумма | на ед. | сумма | |
Осн. з/пл. вспомогательных рабочих | 2,89 | 4858,55 | 2,89 | 7430,89 | 2,89 | 2742,87 | 2,89 | 35004,08 | 2,89 | 4777,62 |
Доп. з/пл. вспомогательных рабочих | 0,62 | 139,52 | 0,62 | 1589,89 | 0,62 | 586,85 | 0,62 | 7489,35 | 0,62 | 1022,2 |
Отчисления на социальные нужды | 0,91 | 1533,5 | 0,91 | 2345,4 | 0,91 | 865,73 | 0,91 | 11048,29 | 0,91 | 1507,95 |
Топливо | 1069 | 1797600 | 2542 | 6535980 | 1248 | 1184170 | 1154,82 | 13986033,4 | - | - |
Амортизация | 137,74 | 1739400 | 1023,34 | 2631000 | 933,61 | 886000 | 471,44 | 5709600 | 410,16 | 678000 |
Затраты на ТР и ТО | 58 | 97757,73 | 672,45 | 172870,9 | 56,82 | 53921,15 | 42,04 | 509160,67 | 72,23 | 119398,09 |
Прочие расходы (3%) | 65 | 109265,68 | 109,12 | 280536,5 | ||||||
ВСЕГО | 2231,68 | 3751454,98 | 3746,3 | 9631753,5 |
Калькуляция себестоимости содержания транспорта и основных механизмов на отчетный год
(сумма - руб.)
Заключение
В данной работе изложены методы планирования важнейших разделов техпромфинплана по основным работам на лесозаготовках на примере только некоторых видов машин. На самом деле планирование проводится по всему комплексу лесозаготовительных работ, включая подготовительные и вспомогательно-обслуживающие производства, и охватывает при этом более широкий круг разделов и смет указанного плана.
Также в работе были рассмотрены и изучены методы планирования важнейших разделов технического, промышленного и финансового плана по основным работам на лесозаготовках на примере некоторых видов машин, а именно, трелёвочных тракторов, челюстных погрузчиков, сучкорезных машин, автомобилей и раскряжёвочных установок. На самом деле планирование проводится по всему комплексу лесозаготовительных работ, включая подготовительные и вспомогательно-обслуживающие производства, и охватывает при этом более широкий круг разделов и смет указанного плана.
В работе были изучены способы планирования таких показателей как: коэффициент технической готовности, себестоимость содержания транспортных и основных механизмов, стоимость топлива и смазочных материалов, фонд заработной платы и т.д.
Библиографический список
Горемыкин, А.Л. Планирование на предприятии [Текст] / А.Л. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. - М.: Филинъ, 2001. - 328 с.
Единые нормы выработки и расценки на лесозаготовительные работы. - М.: Экономика, 1989. - 84 с.
Положение о техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования лесозаготовительной промышленности. - М.: Химки, 1990. - 288 с.
Сердечный, В.Н. Нормы расхода топливно-смазочных материалов в лесной промышленности: Справ. / В.Н. Сердечный, Н.А. Бызов, А.К. Хаймусов. - М.: Лесн. пром-сть, 1990. - 432 с.
Смирнова, А.И. Планирование на предприятии. Планирование производственной программы лесоэксплуатации и лесосплава [Текст] / А.И. Смирнова, К.И. Щетинина, В.И. Гавриленко. - Л.: ЛТА, 1985. -76 с.