Федеральное агентство по образованию
НОУ Институт современных технологий и экономики (ИСТЭК)
Кафедра Экономики и менеджмента
Факультет Финансово-экономический
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование на предприятии»
на тему: «Анализ годового плана экономического развития предприятия на примере ООО «Пансионат «Югра»»
Выполнил студент группы О5-ТЭТ-01
Токарев Валерий Юрьевич
Допущена к защите
Руководитель (нормоконтролер) работы
А.Н. Шинкевич
2008 г.
Федеральное агентство по образованию
НОУ Институт современных технологий и экономики (ИСТЭК)
Кафедра экономики и менеджмента
Факультет финансово-экономический
Задание
на курсовое проектирование
Студенту Токареву Валерию Юрьевичу группы 05-ТЭТ-01
факультет Финансово-экономический
специальность 08.05.02-экономика и управление на предприятии
Тема работы «Разработка годового плана экономического развития предприятия на примере( ООО «Пансионат «Югра»)»
Содержание задания : введение, теоретические основы планирования на предприятии , разработка годового плана экономического развития, основные показатели деятельности предприятия в планируемом году, заключение, список использованных источников
Объем работы: 40 – 45 с
Рекомендуемая литература
Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2ч. Ч.1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание»,2000.-312с.
Горемыкин В.А. Планирование на предприятие: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 328с.
Срок выполнения с « »__________по« »_______________2008 г
Срок защиты: по« »_______________2008 г
Дата выдачи задания « »_______________2008 г
Дата сдачи работы на кафедру « »_______________2008 г
Руководитель работы_____________________ (А.Н. Шинкевич)
Задание принял студент___________________(В.Ю.Токарев)
Реферат
Курсовая работа с.56, рис.2, табл.19, источников 10, приложение 1
СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ, ГОДОВОЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТЧЕТНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
Тема: Разработка годового плана экономического развития предприятия (на примере ООО «Пансионат «Югра»).
Объект: фирма ООО «Пансионат «Югра».
Цель: изучение основ планирования деятельности на конкретном предприятие и выявление у предприятия резервов повышения эффективности его производительности. Показать необходимость и большую эффективность перспективного планирования деятельности предприятия.
В работе широко освещены теоретические основы планирования экономического и социального развития предприятия, а именно: задачи и роль планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, экономические условия формирования планов, основные показатели плана экономического.
На основе проведенных исследований и полученных данных в конце работы приведены конкретные предложения по усилению действенности планирования на предприятии в части изыскания резервов для повышения эффективности производства в рыночных условиях. В результате проведения предлагаемых мероприятий на предприятии ожидается экономический эффект 932,706 тыс.руб.
Содержание
Введение
1. Методологические основы планирования в рыночной экономике
1.1 Роль и место планирования в управлении предприятием
1.2 Формы и виды планирования. Факторы влияющие на их выбор
1.3 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации
2. Разработка годового плана экономического развития предприятия на 2009 г
2.1 Краткая характеристика предприятия и исходные данные для разработки плана экономического и социального развития предприятия
2.2 Планирование технического и организационного развития
2.3 Планирование производственной программы
2.4 Планирование материального обеспечения производства
2.5 Планирование труда и заработной платы
2.6 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
2.7 Планирование социального развития коллектива
2.8 План по охране природы и окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов
3 Сводные показатели проекта плана экономического и социального развития предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Современный кризис экономики – это, прежде всего, кризис ее производственной сферы, основным звеном которой является предприятие. Все направления реформирования экономики в той или иной мере затрагивают предприятие. Именно здесь находится центр всех преобразований. Реформировать предприятия приходится в сложных условиях, которые характеризуются высокой степенью зависимости от импорта сырья и энергоносителей, дефицитом оборотных средств, ограниченностью бюджетных средств, которые могут быть выделены для стимулирования сферы материального производства.
В то же время практика показывает, что на неритмично работающих предприятиях организация планирования, как правило, находится на низком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы их реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему внутрифирменного стратегического планирования.
Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведь формальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут и системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и проч. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности и росту прибыли.
В условиях динамизма внешней среды стало практически невозможным обеспечивать нормальную работу предприятий, обращая внимание только лишь на текущую ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиций поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно – технологическое развитие приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней. Концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.
Процесс планирования начинается с ясного понимания того, что же нужно делать. Он начинается с общих целей, что дает возможность выбрать направление работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач.
В данной работе будет подробно рассмотрен процесс планирования деятельности гостинично-ресторанного предприятия, его сущность, стоящие перед ним задачи, доказана важность планирования для эффективного управления предприятием индустрии гостеприимства.
В качестве объекта исследования рассматриваются предприятие ООО «Пансионат « Югра», функционирующие в условиях конкурентного рынка.
Предметом исследования является совокупность теоретических и методических вопросов формирования системы планирования фирмы ООО «Пансионат «Югра».
Целью курсовой работы является разработка годового плана экономического развития предприятия ООО «Пансионат «Югра».
1. Методологические основы планирования в рыночной экономике
1.1 Роль и место планирования в управлении предприятием
Прежде чем начать какое-либо дело человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадиям постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия [1].
Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель должен решить три задач: что, как и для кого производить. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса (рисунок 1) [2].
Для применяемых в курсовой работе терминов нами приняты следующие определения.
План в самом общем смысле слова – это образ чего – либо, модель будущего, система мер, направленная на достижение поставленных целей.
План предприятия ( фирмы, компании) – заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции или оказания услуг[2].
Рисунок 1 – планирование в системе предпринимательства
Планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. В общем случае это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.
Бизнес – план - это документ, представляющий собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия; описание функционирования создаваемой или реконструированной фирмы; В малом бизнесе бизнес – план и план предприятия могут совпадать и по объему, и по содержанию.
Технико – экономическое обоснование (ТЭО) проекта – важнейший этап предыинвестиционной стадии предпринимательского проекта. Его цель – принятие окончательного решения о наличии необходимых условий для практического осуществления проекта, и выбор из множества альтернатив наиболее рационального варианта.
Проект – это замысел ( задача, проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.
Предпринимательский проект – это проект организации и производства продукции, проведения работ и оказания услуг в любой сфере деятельности, направленный на удовлетворение потребности людей и получения прибыли. Структура предпринимательского проекта предприятия приведен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура предпринимательского проекта предприятия
Таким образом, план как необходимый элемент эффективного управления предприятием представляет собой[1]:
рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес – проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие: планирование, организация, координация и регулирование, учет, контроль и анализ, активизация и стимулирование (рисунок 3). Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Функции управления всегда направлена на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управлений предприятия является центральной [2].
Рисунок 3 – Связь планирования с другими функциями управления
Функции планирования служат основой для принятия управленческих решений и представляют собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а так же поиск решении, которые обеспечивают развитие производства и его частей в оптимальном режиме.
Планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций:
инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально – экономической среде;
координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
документирование – представление действий в документальной Фоме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработки планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Первые четыре основных принципа планирования ( непрерывность, единство, гибкость и точность) сформулировал А. Файоль, а принцип участия обосновал А. Ансофф. Однако в теории и практике планирования учитывают до 16 – 17 принципов ( таблица 1).
Таблица 1 – Основные принципы внутрифирменного планирования