Белорусский государственный университет
Государственный институт управления и социальных технологий
Контрольная работа
по дисциплине: "Концепции современного естествознания"
Сравнительная характеристика понятий "научная революция" и "научная эволюция" (на примере развития естествознания)
Минск 2006
Содержание
1. Соотношение понятий "знание" и "научное знание"
2. Специфика развития науки: революционные, эволюционные и инволюционные стадии, их соотношение и смена в динамике естествознания, на примере истории становления естествознания
3. Всегда ли развитие науки несет в себе благо для общества?
4. Существуют ли "научные" мифы?
1. Соотношение понятий "знание" и "научное знание"
Отличительные признаки научного знания:
Особые объекты познания (их нельзя познать лишь с помощью обыденного опыта – микромир, мегамир, законы социума и т.д.);
Особый язык науки (научные термины и понятия);
Основу исследования составляет научный метод (путь, способ познания);
Для научного экспериментирования нужны специальные аппараты;
Научное исследование должны вести специально подготовленные и обученные люди;
Истинность знания в науке всегда подтверждается экспериментом;
Научное знание отличает системность, целостность;
Цель науки – поиск истины, получение нового объективного знания о мире.
2. Специфика развития науки: революционные, эволюционные и инволюционные стадии, их соотношение и смена в динамике естествознания, на примере истории становления естествознания
Для начала рассмотрим сами понятия научной эволюции и научной революции.
Период постепенного приращения, накопления знаний носит название научной эволюции.
Коренная смена, ломка устаревших основополагающих представлений о мире и установление новых, носит название научной революции.
Динамика научного знания характеризуется последовательно сменяющимися стадиями эволюционного и революционного развития. Одним из важнейших результатов научной революции является утверждение нового стиля мышления в науке.
По мнению историков науки, естествознание прошло три стадии исторического развития и в конце 20- начале 21 в.в. вступает в четвёртую. Первый этап развития естествознания носит название доклассического. Его характерными чертами являются -- накопление общих, практических знаний о природе, формирование конкретных естественнонаучных знаний в области математики, астрономии, химии, биологии на эмпирической базе. Древние цивилизации дали миру множество конкретных знаний о природе, но им не было свойственны ни фундаментальность, ни теоретичность. Предпочтение отдавалось интуиции и сверхчувственному познанию.
Появление и зарождение естественнонаучных знаний связывают с Древней Грецией 7 -- 8 вв. до н.э. Именно в Греции появляются первые научные программы, возникают такие формы познавательной деятельности, как
систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализацию. Первыми научными программами стали:
математическая программа (Пифагор, Платон)
учение атомизма (Левкипп, Демокрит)
программа Аристотеля
В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философское учение о Боге). В этой ситуации наука становится средством решения чисто практических задач. В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия.
Период конца 16 -- начала 17 столетия связывают в естествознании с формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований, его часто именуют аналитическим, или точным естествознанием (либо периодом становления классического естествознания). Наука вытесняла религию в качестве интеллектуального авторитета. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны.
В естествознании постепенно складывались предпосылки для новых крупных научных революций, начавшихся в конце 18-- начале 19 века и охвативших одновременно несколько областей знания. Это были так называемые комплексные научные революции (коренная смена, ломка устаревших научных представлений), протекавшие в рамках классической науки и мировоззрения (физика, химия, химическая атомистика, эволюционная теория Ламарка в биологии, теория развития Земли, палеонтология Кювье, эмбриология Бэр).
Особое значение имели революции, связанные с тремя великими открытиями второй трети 19 в. -- клеточной теории Шлейденом и Шванном, закона сохранения и превращения энергии Майером и Джоулем, создание Дарвином эволюционного учения. Затем последовали открытия, продемонстрировавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (А.М. Бутлеров, 1861), периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869), химической термодинамики (Вант-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (Сеченов, 1863), электромагнитной теории света (Максвелл, 1873).
В 19 и начале 20 века естествознание вступило в свой золотой век. Во всех его важнейших областях произошли удивительные открытия. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан с верой в науку и ее способность до неузнаваемости преобразить состояние человеческого знания, обеспечить здоровье и благосостояние людей.
Сложившаяся ситуация в науке и мировоззрении требовала своего разрешения. Оно появилось в ходе новейшей революции в естествознании, начавшейся с 90-х годов 19 века и продолжавшейся до середины 20 века. Это была глобальная научная революция, по своим результатам и значению сравнимая с революцией 16--17 веков. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, кардинально изменила философские, методологические, гносеологические, логические основания науки в целом, создав феномен современной науки.
Другим результатом научной революции стало утверждение неклассического стиля мышления, привела к замене созерцательного стиля мышления на деятельностный.
3. Всегда ли развитие науки несет в себе благо для общества?
Наука часто обвиняется в тех грехах, в которых повинна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которой она функционирует и развивается. В настоящее время, очевидно, что развитие науки может приводить к отрицательным последствиям, влияющим на все человечество в целом. Актуальным становится вопрос о социальной ответственности всех людей, а не только ученых за возможность использования из открытий и достижений. В настоящее время сформировалась направление, называемое этикой науки, дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.
В качестве примера можно привести пример из истории второй мировой войны. Р.Оппенгеймера называют отцом атомной бомбы. Он являлся координатором и руководителем проекта создания атомной бомбы. Она была создана и испытана сначала в Неваде, а потом и в Хиросиме и Нагасаки. Позднее Оппенгеймер, осознавая тяжесть ответственности, ушел из проекта и стал заниматься деятельностью, направленной на предотвращение использования атомных бомб.
Вышесказанное утверждает нас в мысли, что представляется весьма важным познакомится с основными концепциями естествознания. Это необходимо для того, чтобы: во-первых, сознательно применять их в своей деятельности, во вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной научной картине мира, которую дает естествознание.
Непрекращающаяся гонка технического прогресса, требующая все новых сил и всё новых экономических ресурсов, выбивает человека из колеи, разрывая природную связь с Землёй. Рушатся традиционные устои и ценности. Опасное загрязнение воды, воздуха, почвы планеты, вредоносное воздействие на животную и растительную жизнь, вымирание бесчисленных видов, коренные нарушения в экосистеме всей планеты -- все эти серьёзные проблемы заявили о себе все громче и настойчивей. Эти факты, которые отчетливо проявляются в современном естествознании мировоззрении , говорят об их кризисе, разрешить который сможет только новая глобальная мировоззренческая революция, частью которой будет и новая революция в науке. Такая же кризисная ситуация сложилась и в других сферах человеческой культуры. Поиск путей выхода из этого глобального кризиса еще только идет, черты будущего постмодернистского мировоззрения, как и новой постнеклассической науки, еще только намечаются.
Прежде всего, наука должна будет осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения.
4. Существуют ли "научные" мифы?
Одним из научных мифов можно назвать возникшую в конце 60-х годов идею кварков, как гипотетических проточастиц, из которых формируются элементарные частицы (Г.Цвейг, М.Гелл-Ман). Заветная мечта всех физиков - выявить универсальность всех фундаментальных сил, объединить все физические взаимодействия в одной теории. Но на данный момент учёные не располагают средствами для эмпирического изучения этого предположения. Первым обнадеживающим успехом на этом пути стало объединение электромагнитного и слабого взаимодействия в единое электрослабое взаимодействие.
Есть попытки создать теорию большого объединения (так называется теория объединения электромагнитного, слабого и сильного взаимодействий, включая гравитацию). Соответствующие теоретические построения называют суперобъединением. Сегодня физики считают, что они смогут создать эту теорию на основе появившейся недавно теории суперструн. Эта теория должна объединить все фундаментальные взаимодействия при сверхвысоких энергиях.
Список использованных источников и литературы
Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания.– М.: МГУК
Потеев М.И. Концепции современного естествознания --СПб.: Питер
Югай Г. А. Общая теория жизни -- М.: Мысль, 1985 г.
Павлова О.С. Концепции современного естествознания -- Мн.: БГУ
www.tut.by