МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. Каразина
Институт экономики и международных отношений
Экономический факультет
Кафедра финансов и кредита
Индивидуальное задание
По курсу "Бюджетная система"
На тему: "Расходы государственного бюджета Украины"
Выполнила:
студентка группы ЭФ-43
Симагина А. Ю
Проверила:
Швайко М. Л.
Харьков 2010
Содержание
Расходы государственного бюджета сущность расходов государственного бюджета
Анализ расходов государственного бюджета Украины
Проблемы и перспективы государственного бюджета по расходной части
Введение
Государственный бюджет Украины - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.
Согласно Закону Украины " О государственном бюджете Украины на 2010 год", расходы Государственного бюджета Украины "включают бюджетные назначения, установленные законом о Государственном бюджете Украины на конкретные цели, связанные с реализацией государственных программ".
Непосредственным объектом исследования в работе служат расходы государственного бюджета Украины.
Цель работы в соответствии с предметом всесторонне исследовать объект путем изучения теоретических аспектов и статистических данных, изучить современные тенденции, выявить проблемы и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели предполагается решить такие задачи:
обобщить основные понятия, связанные с расходами государственного бюджета;
перечислить основные статьи расходов государственного и местного бюджетов Украины;
анализировать статистические данные о расходах государственного бюджета за предыдущие периоды и дать им оценку;
Определить дальнейшие перспективы развития расходной части государственного бюджета.
Расходы государственного бюджета сущность расходов государственного бюджета
Расходы Государственного бюджета - это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных средств по направлениям законом.
Направления использования бюджетных расходов обусловлены целой совокупностью факторов, основными из которых являются:
Необходимость содержания государственных учреждений;
Уровень развития регионов государства;
Связь расходов из общего государственного бюджета с расходами местных бюджетов;
Формы предоставления бюджетных средств;
Другие факторы, которые могут иметь важное значение в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации в государстве.
Расходы Государственного бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами - Бюджетным кодексом, Законом о Государственном бюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органов власти.
Начиная с 2000 года в Государственном Бюджете, в его расходной части предусматриваются два фонда - общий и специальный.
В Законе Украины “О бюджетной системе Украины" предусмотрены такие виды расходов как текущие расходы и расходы развития.
Текущие расходы - это затраты бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которые действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и иных мероприятий, которые не относятся к расходам развития. В составе текущих расходов в отдельности выделяются расходы бюджета, обусловленные расширением сети перечисленных выше объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.
Расходы развития - это затраты бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
К расходам, которые финансируются из Государственного бюджета относятся расходы на: государственное управление; судебную власть; международную деятельность; фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; образования; специализированные школы; культуру и искусство; охрану здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; государственные специальные программы; физическую культуру и спорт; государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики; государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики, государственные программы относительно охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности создание и пополнение запасов и резервов; обслуживание государственного долга; проведение выборов и референдумов; другие по программы, которые имеют исключительно государственное значение.
Финансирование отдельных программ экономического и социального направлений месту реализации этих программ осуществляется через механизм межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты - это отношения между государством, Автономной республикой Крым и местным самоуправлением для обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.
Законом Украины "О Государственном Бюджете Украины на 2010 год" утвержден следующий перечень защищенных статей расходов общего фонда на отчетный год по экономической структуре расходов: оплата труда работников бюджетных учреждений; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; обеспечение продуктами питания; оплата коммунальных услуг и энергоносителей; обслуживание государственного долга; текущие трансферты населению; текущие трансферты местным бюджетам.
Государственный бюджет Украины должен содержать объяснение всех расходов, за исключением расходов, связанных с государственной тайной (секретных расходов). Секретные расходы, предусмотренные на деятельность органов государственной власти, в интересах национальной безопасности включаются в Государственный бюджет Украины без детализации. Контроль за проведением секретных расходов осуществляется Счетной палатой и Министерством финансов Украины в порядке, определенном Верховной Радой Украины.
Анализ расходов государственного бюджета Украины
Расходы Государственного бюджета Украины за 2009 год были выполнены в объеме 242437,2 млн. грн, что на 947,1 млн. грн. Это на 0,4 процента больше аналогичного показателя 2008 года. Уровень выполнения годового плана в 2009 году составил 88,4 процента плана, утвержденного Верховной Радой Украины на 2009 год, против 95,4 процента в 2008 году.
В полном упадке оказалась государственная инвестиционная политика. В 2009 году такое понятие, как развитие, было фактически забыто. Финансирование капитальных расходов было осуществлено в объеме в 2,5 раза меньше чем в 2008 году. По общему фонду произошло падение капитальных расходов почти в 12,3 раза. В структуре расходной части государственного бюджета доля капитальных расходов уменьшилась на 6,3 % до 4,3 %. Удельный вес капитальных расходов государственного бюджета в ВВП в 2009 году равнялась 1,1 процента против 2,7 процента в 2008 году.
По общему фонду государственного бюджета в 2009 году было открыто ассигнований на проведение расходов в объеме 188699,4 млн. грн, что соответствует 97,1 процента плана отчетного периода. [Приложение Б, Рис. Б2] Недофинансирование связано, в частности, с экономией:
Расходов на обслуживание государственного долга (государственные заимствования осуществлена позже графика);
Расходов на субвенции социального характера в связи с их финансированием в соответствии с фактически зарегистрированных обязательств;
Расходов, предусмотренных статьей 57 Закона Украины "Об образовании" в связи с завершением расчетов по выплате задолженности;
Отсутствием решений о распределении средств резервного фонда и т.д.
Кассовые расходы по общему фонду государственного бюджета в 2009 году проведены в сумме 187748,0 млн. грн., Или 96,6 процента годового плана.
Ресурсы государственного бюджета направлялись, в первую очередь, на финансирование основных защищенных статей бюджета (статья 27 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2009 год"), в частности заработной платы с начислениями, денежного обеспечения военнослужащих, пенсий, стипендий, приобретение медикаментов и перевязочных материалов и т.д. [приложение А, табл. А1]
Кассовые расходы социального направления по общему фонду государственного бюджета за 2009 год составили на 4,8 процента больше, чем годовой показатель 2008 года. Однако в реальном измерении расходы на оплату труда работников бюджетных учреждений в 2009 году против 2008 года уменьшились на 6,4 процента.
В 2009 году на общегосударственные функции использованы средства меньшие на 12,1 процента по сравнению с 2008 годом. В общем объеме расходной части их доля в 2009 году снизилась на 0,93 до 6,52 процента. [приложение Г, рис. Г1]
Объем расходов государственного бюджета на оборону за 2009 год по сравнению с 2008 годом уменьшился на 17,6 процента, или на 2069,7 млн. гривен. Удельный вес расходов на оборону в структуре расходной части государственного бюджета снизилась на 0,9 до 4,0 процента.
По сравнению с предыдущим годом расходы государственного бюджета на обеспечение общественного порядка, безопасность и судебную власть уменьшились на 2,9 процента. В структуре расходов государственного бюджета их доля в течение 2009 года снизилась на 0,3 п.п. до 10 процентов.
Объем расходов на экономическую деятельность уменьшился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 14,1 процента. В структуре расходной части государственного бюджета на 2,3 до 13,7 процента.
По сравнению с 2008 годом объем расходов на охрану окружающей среды уменьшился на 18,2 процента, или на 405,9 млн. гривен. В структуре расходов государственного бюджета их доля составляла 0,75 процента в 2009 году по сравнению с 0,92 процента в 2008 году.
Расходы государственного бюджета на развитие жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 39,0 процента, или на 173,3 млн. гривен. Их доля в структуре расходов государственного бюджета в соответствии снизилась на 0,07 в. п.до 0,11 процента.
Расходы на здравоохранение в целом за 2009 год выросли на 2,3 процента по сравнению с прошлым годом. В общем объеме расходной части их доля в 2009 году выросла на 0,06 в. п. до 3,11 процента.
Расходы государственного бюджета на духовное и физическое развитие за 2009 год выросли на 1,3 процента по сравнению с 2008 годом. Удельный вес этих расходов в общем объеме расходной части государственного бюджета возросла на 0,12 в. п. по сравнению с 2008 годом до 1,33 процента в 2009 году.
Расходы на образование за 2009 год выросли на 11 процентов по сравнению с 2008 годом. Их удельный вес в в общей структуре расходов государственного бюджета увеличилась на 0,9 п.п. до 9,9 процента в 2009 году.
Расходы государственного бюджета на социальную защиту и социальное обеспечение за 2009 год по сравнению с прошлым годом возросли на 1,4 процента. Удельный вес этих расходов в структуре расходной части государственного бюджета их доля соответственно равнялась 21,25 процента в 2009 году против 21,04 процента в 2008 году.
Таким образом, расходы Сводного бюджета Украины в 2009 году составили 307399,4 млн. грн, что на 1804,4 млн. грн, или на 0,6 процента меньше аналогичного показателя 2008 года. Удельный вес расходов сводного бюджета в ВВП в 2009 году составила 33,6 процента против 32,6% в 2008 году.
В структуре расходов государственного бюджета по экономической классификации среди основных расходов текущего характера следует выделить значительный рост по сравнению с 2008 годом [табл]:
Расходов на выплату процентов (дохода по обязательствам) (в 2,2 раза до 9,9 млрд. грн.)
Расходов на медикаменты и перевязочные материалы (на 32,9 процента до 2,5 млрд. грн.)
Расходов на выплату пенсий и пособий (на 18,3 процента до 49,6 млрд. грн.)
Расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей (на 17,9 процента до 3,1 млрд. грн.)
Расходов на продукты питания (на 9,5 процента до 1,8 млрд. гривен).
Закон Украины "О Государственном бюджете на 2010 год" предусматривает, как видно из таблицы [приложение Г, табл. Г3], увеличение расходов на 33%, которые в большей мере превышают доходную часть, по сравнению с предыдущим периодом. Ожидается, что дефицит достигнет 57,7 млрд. грн, что примерно в полтора раза превышает установленный годом ранее.
Проблемы и перспективы государственного бюджета по расходной части
Первое с чем сталкивается государство - это нецелевое использование средств. Проблема нецелевого использования бюджетных средств.
Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных средств в Украине стало массовым явлением.
Например, исполнение расходной части бюджета в 2009 году характеризовалось системным "ручным управлением" средствами, хроническим недофинансированием всех программ, нецелевым и неэффективным использованием средств, а часто просто и их хищением. Контрольно-ревизионным управлением и Счетной палатой Украины в 2009 году в ходе проверок выявлен ряд нарушений и злоупотреблений. А также из-за непрозрачности системы государственных закупок в 2009 году потеряно около 40 млрд. гривен. К тому же, органами ГлавКРУ в 2009 году проведена проверка около 10 тыс. бюджетных учреждений и выявлены нарушения, которые привели к потерям финансовых и материальных ресурсов на общую сумму более 3, млрд. гривен.
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование.
Следует добавить, что осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе. А повышение оплаты труда государственных служащих проводить только в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях должно происходить, в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.
Огромная проблема украинского бюджета - его обремененность социальными выплатами. В начале 1990-х резкое падение доходов и уровня жизни большей части населения спровоцировало расширение гарантий социальной защиты. Именно поэтому доля социальных расходов в совокупных расходах государства и в ВВП неуклонно росла. Это продолжалось и в период экономического оживления. Так, доля социальных расходов в совокупных расходах государства выросла с 17% в 1999 году до 27% в 2008-м. Но следует учитывать, что ни уровень реальных заработных плат, ни уровень пенсий до сих пор не соответствует уровню таковых в странах-соседях, а платежеспособность населения и уровень жизни в 1990году не были высокими.
За последнее 10 лет в Украине произошло значительное увеличение расходов правительства (бюджета государства, ПФ и фондов общего социального страхования). Если в 1999 году их объем составлял 35,9% ВВП, то в 2008 году - 46,1%, то есть расходы государства выросли на 10,2% ВВП, причем 6,5% ВВП приходится на расходы ПФ, увеличившиеся с 9,3% ВВП в 1999 году до 15,8% ВВП в 2008 году.
С 2005г. от 25 до 45% расходов ПФ финансируется не за счет страховых взносов работодателей и наемных работников, а за счет средств гос. бюджета.
В текущем году почти каждая пятая гривна расходов государственного бюджета Украины направлялась на обеспечение пенсионных выплат - эти расходы за 6 мес. 2009 года составили почти 6% ВВП.
В бюджете, кроме социальных, значительно увеличились расходы на государственное управление - с 1,1% ВВП в 1999 году до 2,6% ВВП в 2008 году, а также расходы на общественный порядок, безопасность и судебную власть - с 1,4 до 2,9% ВВП.
Рост расходов на содержание аппарата принуждения государства был связан как с опережающей динамикой заработной платы государственных служащих, так и со значительным увеличением их количества. Если общее число занятых в экономике страны в 2008 году по сравнению с 1999 годом уменьшилось на 3,9%, то количество государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления выросло на 55,3%.
Вследствие долгосрочного наращивания социальных расходов их доля в сводном бюджете в 2005-2008гг. увеличилась до 22-28% по сравнению с 12-15% в 1999-2001гг, а в 2010 увеличилась на 8% по сравнению с 2009.
Заключение
Расходы бюджета - особенная экономическая категория, которая отображает отношения с целью учета затрат государства на осуществление своих полномочий. Расходы бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами органов государственной власти.
Главной "особенностью" расходов Государственного бюджета Украины является, по моему мнению, их непрозрачность и однозначность. Следует подвергать большей огласке не только статьи расходов, но и суммы, которые выделяются на это, пусть даже самые малые. Таким образом, государство сможет обезопасить себя от "разворовывания" бюджетных средств, коим сейчас принято называть "нецелевое использование". Необходимо также ужесточить контроль над использованием этих средств, чтобы ситуация с нарушением норм законодательства самим Кабинетом Министров не была уместной.
С другой стороны, необходимо решить ситуацию с государственным долгом, иначе большая часть расходов будет идти не на социальные выплаты, а на борьбу с ним.
Насчет социальных выплат, статистические данные показывают, что расходы на социальную защиту, так же как и на образование за последнее имеют положительный прирост, но к сожалению, на данный момент это не афишируется и незримо.
Спорт, расходы на который меньше 1 процента, охрана окружающей среды, наука, культура, здравоохранения до сих пор нуждаются в значительных ресурсах государства.
Список литературы
Бюджетний Кодекс України, Закон вiд 21.06.2001 № 2542-III
Артус М.М., Хижа Н.М. Бюджетна система України: навч. посіб. для студ. вищ. навч. Закладів. - К.: Видавництво Європейського ун-ту, 2007. - 220с.
Василик О.Д., Павлюк К.В. Державні фінанси України: Підруч. для студ. екон. спец. вищих навч. закл. / Київський національний ун-т ім. Тараса Шевченка. - К.: Центр навчальної літератури, 2003. - 606с.
Державні фінанси: Навч. посібник / За ред.В.Д. Базилевича. - 2-ге вид., доп. і перероб. - К.: Атіка, 2004. - 368с.
Деркач Н.И., Гордеева Л.П. Бюджет и бюджетный процесс в Украине. - Днепропетровск: Пороги, 1995. - 256с.
Міністерство фінансів. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.minfin.gov.ua
Свободная энциклопедия Википедия. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/