Содержание
Введение
1. Актуальность подтверждения соответствия продукции и услуг техническим регламентам, стандартам, условиям договоров РФ
2. Правовые основы подтверждения соответствия продукции и услуг РФ
2.1 Гражданский кодекс РФ
2.2 Закон РФ “О защите прав потребителей”
2.3 Федеральный закон о техническом регулировании
2.4 Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”
3. Подтверждение соответствия продукции и услуг на автомобильном транспорте
3.1 Продукция и услуги, подлежащие подтверждению соответствия на автомобильном транспорте
3.2 Формы подтверждения соответствия продукции и услуг
3.3 Системы сертификации продукции и услуг
4.Сертификация услуг по ТО и Р АМТС
4.1 Организационная структура СДСУ
4.2 Перечень услуг сертифицируемых в СДСУ
4.3 Порядок добровольной сертификации услуг
4.4 Схема сертификации услуг по ТО и Р АТМС
4.5 Структура услуг по ТО и Р АМТС, подлежащих добровольной сертификации в СДСУ
5. Технические требования к сертифицируемой услуге. Ремонт Двигателей
Литература.
Введение
Целью контрольной работы является развитие и закрепление у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков работы по сертификации услуг на автомобильном транспорте на примере добровольной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (ТО и Р АМТС).
Контрольная работа состоит в описании сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, изучении нормативной базы (законы РФ, ГОСТ и другие нормативные документы), регламентирующей обязательное или добровольное подтверждение соответствие продукции и услуг требованиям нормативных документов.
1. Актуальность подтверждения соответствия продукции и услуг техническим регламентам, стандартам, условиям договоров РФ
Сегодня основными направлениями деятельности Госстандарта России являются: разработка проекта закона "О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям".
По этому документу необходимо провести согласование с отдельными министерствами и ведомствами, представить законопроект в Правительство Российской Федерации, доработать с учетом замечаний Правительства и принять участие в работе по прохождению законопроекта в Государственной Думе; проведение анализа применения декларации о соответствии (во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г 766.) и представление в Правительство Российской Федерации предложений об изменении и дополнении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии; разработка новой Концепции стандартизации и сертификации в сфере услуг; разработка Правил сертификации продукции и услуг, включая Правила подтверждения соответствия продукции установленным требованиям в Российской Федерации (взамен Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации), Изменения "Положения о Системе сертификации ГОСТ Р", правил по сертификации услуг общественного питания, услуг по ремонту бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, услуг на автомобильном транспорте, услуг розничной торговли; постепенный переход на сертификацию систем качества на соответствие стандартам ИСО 2000; перерегистрация систем обязательной сертификации в связи с изменением законодательства в области сертификации; развитие добровольной сертификации на соответствие всем требованиям стандартов.
Если еще несколько лет назад сертификация продукции имела статус обязательной, то сегодня эта процедура вышла далеко за эти рамки. Кроме общеизвестных видов обязательной сертификации продукции, необходимой при прохождении таможни или в случае продажи продукции, появилось достаточно много разновидностей добровольных сертификатов, при помощи которых производители завоевывают доверие потребителей своих товаров и услуг. Кроме того, сертификация продукции служит преградой для появления на рынке недоброкачественных или опасных для жизни и здоровья товаров. Сертификация продукции осуществляется специально уполномоченными государственными органами и регулируется Законами "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг".
2. Правовые основы подтверждения соответствия продукции и услуг РФ
2.1 Гражданский кодекс РФ
Гражданским Кодексом предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Основные начала гражданского законодательства
1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Отношения, регулируемые гражданским законодательством
1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
2.2 Закон РФ “О защите прав потребителей”
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
2.3 Федеральный закон о техническом регулировании
Закон регулирует отношения, возникающие при установлении как обязательных требований, так и добровольных правил и характеристик в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также по оценке соответствия. В терминологической части Закона введены некоторые новые понятия, ранее не применяемые российским законодательством.
"Технический регламент" определен как документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В Законе подробно изложены положения, касающиеся технических регламентов, содержащие обязательные к исполнению требования. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Следует отметить, что документы по техническому регулированию, включающие в себя обязательные требования, должны соответствовать уровню научного и материально-технического развития страны, национальной экономики. При этом техническое регулирование должно проводиться в соответствии со следующими принципами (ст. 3 Закона):
- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- независимость органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единые система и правила аккредитации;
- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента.
Основной целью принятия технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов (химическую, биологическую, ядерную и радиационную безопасность, взрывобезопасность и т.д.). Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции и процессам являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
К документам в области стандартизации Закон относит национальные стандарты (замена в терминологии "государственный стандарт" на "национальный стандарт" подчеркивает его необязательный характер, но в то же время возможность его добровольного применения на всей территории Российской Федерации), правила стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций.
Стандартизация в соответствии с Законом осуществляется на основе добровольного применения стандартов, максимального учета при их разработке законных интересов заинтересованных лиц, применения международных стандартов как основы разработки национального стандарта, обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Закон "О техническом регулировании" ориентирован на создание условий, максимально приближенных к тем, которые регулируют рынок в промышленно развитых странах, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Однако так называемая добровольность стандартов в развитых странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают этому термину. В отечественной трактовке добровольность обычно эквивалентна произволу, когда можно по своему разумению или исходя из складывающейся обстановки использовать или не использовать стандарты
2.4 Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Подтверждение соответствия продукции и услуг на автомобильном транспорте
3.1 Продукция и услуги, подлежащие подтверждению соответствия на автомобильном транспорте
Объектами сертификации на автомобильном транспорте являются: продукция, услуги и иные объекты, которыми могут являться процессы, работы, системы качества и пр.
К сертифицируемой продукции относятся изделия, используемые на автомобильном транспорте в качестве предметов и средств труда:
- автотранспортные средства (автобусы, грузовые и легковые автомобили, специальные и специализированные автомобили и др.);
- эксплуатационные материалы (нефтепродукты, и автопрепараты);
- гаражное оборудование.
К услугам могут быть отнесены:
- услуги в области перевозки грузов и пассажиров;
- услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и др.
3.2 Формы подтверждения соответствия продукции и услуг
Форма подтверждения соответствия определяет порядок документального удостоверения продукции или иных объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
- обязательной сертификации.
Приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое по требованиям технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях.
Обязательное подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям.
Объектом обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирование соответствия) может быть только продукция, выпускаемая в России. Формы и схемы подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов третьей стороной (не зависящей ни от изготовителя или поставщика, ни от потребителя продукции).
Обязательная сертификация осуществляется только органом по сертификации, который для этой цели привлекает на договорной основе испытательные лаборатории (центры), принимает решение о выдаче сертификата соответствия, ведет реестр выданных сертификатов, приостанавливает или прекращает действие сертификатов.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя по договору между заявителем и органом по сертификации, который проводит добровольную сертификацию. Она осуществляется для установления соответствия ОТР национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации или условиям договоров. Под системой сертификации имеется в виду совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом. Она может быть создана юридическим лицом (лицами) или индивидуальным лицом (лицами). В ней определяется перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым производится добровольная сертификация, правила выполнения работ и их оплаты, применение знака соответствия.
Система добровольной сертификации регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.
3.3 Системы сертификации продукции и услуг
1. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.
В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.
В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.
2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Госстандартом России порядке.
4.Сертификация услуг по ТО и Р АМТС.
4.1. Организационная структура СДСУ.
Организационную структуру системы сертификации услуг по ТО и Р АМТС образуют:
- Национальный орган по сертификации - Госстандарт России (Управление стандартизации и сертификации в сфере услуг);
- Центральный орган по сертификации (Департамент автомобильного транспорта Минтранса России);
- Апелляционные комиссии;
- Методические центры Системы;
- органы по сертификации услуг по ТО и Р АМТС;
- испытательные лаборатории (центры);
- исполнители услуг (заявители).
4.2. Перечень услуг сертифицируемых в СДСУ.
(см. пункт 4.5)
4.3. Порядок добровольной сертификации услуг.
4.1. Сертификация услуг (работ) по ТО и Р АМТС включает: подачу заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; оценку соответствия услуг (работ) установленным требованиям; принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия; выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами).
4.2. Подача заявки на сертификацию
4.2.1. Для проведения сертификации услуг (работ) по ТО и Р АМТС заявитель направляет в аккредитованный ОСУ заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения ее экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке (данная информация может быть представлена в виде анкеты - вопросника). Форма заявки должна соответствовать правилам по сертификации \\\"Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе\\\", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 \\\"Об утверждении правил по сертификации \\\"Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе\\\" (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 1998 г. № 3475-ВЭ не нуждается в государственной регистрации).
При отсутствии у заявителя информации о таком органе он может получить ее в ЦОС или Госстандарте России.
При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги (работы) заявитель вправе направить заявку в любой из них.
4.3. Рассмотрение и принятие решения по заявке
4.3.1. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации.
4.3.2. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием: в случае положительного решения - наименования и кодов услуг (работ), по которым будет проведена сертификация; нормативных документов; схемы сертификации; в случае отрицательного решения - причин отказа.
4.3.3. Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки).
4.3.4. Выбор схемы сертификации Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить любую из схем сертификации, предусмотренную настоящими Правилами. Критерии и условия выбора схем учитывают особенности оказания конкретных услуг (выполнения работ), требуемый уровень доказательности, возможные затраты исполнителя услуг (работ) (заявителя) на проведение работ по сертификации. В случае выявления в ходе экспертизы заявки несоответствия организационно - технических возможностей заявителя условиям применения и требованиям выбранной им схемы орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование нецелесообразности проведения сертификации по данной схеме и назначить иную схему сертификации. 4.4. Оценка соответствия услуг (работ) установленным требованиям
4.4.1. Оценка соответствия услуг (работ) ведется органами по сертификации в соответствии с требованиями нормативных документов. В процедурах оценки органами по сертификации могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие сертифицируемых услуг (работ) установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации, в т.ч.: результаты социологических и экспертных оценок; протоколы испытаний; акты проверок, сертификаты, заключения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг и работ (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов); результаты анализа (экспертизы) технических документов, используемых исполнителем услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных документов.
Технические документы, используемые исполнителем и влияющие на характеристики, проверяемые при сертификации, подлежат анализу на соответствие требованиям нормативных документов.
Сертификат соответствия на услуги (работы), для которых в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации необходимо проведение проверок (контроля) другими федеральными органами исполнительной власти, может быть выдан только при наличии необходимых документов федеральных органов исполнительной власти (сертификат пожарной безопасности, санитарно - эпидемиологическое заключение и др.). В сертификате соответствия должны быть ссылки на указанные документы.
4.4.2. Процедуры оценки соответствия услуг (работ) проводятся в соответствии со схемами сертификации.
Схемы сертификации включают в себя следующие процедуры:
а) оценку оказания услуг (выполнения работ):
при схеме 1 - оценку мастерства исполнителя услуг (работ);
при схеме 2 - оценку процесса оказания услуг (выполнения работ);
при схеме 3 - анализ состояния производства.
б) проверку результатов услуг (работ);
в) инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ).
Проведение сертификационных процедур должно осуществляться в полном объеме для каждой из заявленных услуг (работ).
4.4.3. Оценка оказания услуг (выполнения работ)
4.4.4. Проверка результатов услуг (работ)
Проверка результатов услуг (работ) предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется путем контроля условий обслуживания и выборочной проверки отремонтированных или прошедших техническое обслуживание АМТС, отобранных по плану проведения сертификации. В случае отсутствия (трудности выявления) прямой взаимосвязи между результатами ремонтных воздействий и параметрами АМТС, регламентируемыми нормативными документами, выборочная проверка может быть дополнена либо заменена контрольным проведением работниками заявителя отдельных операций (групп операций) процесса оказания услуги (выполнения работы).
Проверка результатов услуг (работ) осуществляется на месте оказания услуг (выполнения работ) с использованием технологического оборудования и средств измерений заявителя.
4.4.5. Оформление результатов оценки
При проведении сертификации производится оформление официальных документов (протоколов, актов), фиксирующих результаты оценок и проверок и подтверждающих обоснованность принятия решения по результатам сертификации. Результаты оценки соответствия услуг (работ) представляются в виде \\\"Акта оценки соответствия услуг (работ)\\\", оформляемого на основе документов, состав которых в общем случае включает: по схеме 1 - \\\"Акт (протокол) оценки мастерства исполнителя услуг (работ)\\\"; по схеме 2 - \\\"Акт (протокол) оценки процесса оказания услуг (выполнения работ)\\\"; по схеме 3 - \\\"Акт (протокол) анализа состояния производства\\\"; \\\"Акт отбора образцов\\\"; Акт (протокол) проверки результатов услуг (работ)\\\".
4.5. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия. Выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия
4.5.1. Орган по сертификации услуг на основе анализа протоколов, актов и других документов, подтверждающих соответствие услуг (работ) установленным требованиям, принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.
4.5.2. В случае положительного решения орган по сертификации услуг оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в государственном реестре и выдает заявителю.
Формы бланков сертификата соответствия и приложения к нему, а также правила их заполнения соответствуют правилам по сертификации \\\"Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе\\\".
Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата соответствия с учетом результатов сертификации и сроков действия нормативных документов на сертифицированные услуги (работы), но не более чем на 3 года.
Вместе с сертификатом соответствия орган по сертификации выдает заявителю лицензию на применение знака соответствия согласно \\\"Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия\\\" (утверждены Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. № 12, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный номер 825).
Форма и общие правила применения знака соответствия должны соответствовать \\\"Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции\\\", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. № 14, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный номер 1138 (Газета \\\"Российские вести\\\" от 08.08.96).
Знак соответствия наносится исполнителем услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту АМТС на сопроводительной технической документации (квитанциях, наряд - заказах, бланках и т.д.), вывесках, рекламных и печатных изданиях, связанных с оказанием сертифицированных услуг (работ).
4.5.3. В случае отрицательного решения орган по сертификации оформляет его в виде решения об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
В случае отказа в выдаче сертификата соответствия орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного надзора и контроля для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги (работы).
4.6. Инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ)
4.6.1. Инспекционный контроль осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, в течение срока его действия с целью установления соответствия сертифицированных услуг (работ) требованиям, подтвержденным при сертификации.
В случае прекращения деятельности ОСУ, выдавшего исполнителю сертификат соответствия, решение вопроса о проведении инспекционного контроля за сертифицированными этим ОСУ услугами (работами) осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.
4.6.2. Инспекционный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и включает в себя следующие виды работ: анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг (работ); разработку программы инспекционного контроля; создание комиссии для проведения инспекционной проверки; проведение инспекционной проверки; оформление результатов и принятие решения.
4.6.3. Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг (работ), стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год.
4.6.4. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях: поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг (работ) от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг (работ), общественных объединений потребителей; при получении информации органов ГИБДД МВД России по результатам расследования причин дорожно - транспортных происшествий автомототранспортных средств заявителя, а также по результатам проведения государственных технических осмотров АМТС; при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и условиями действия сертификата соответствия.
4.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, содержащим заключение о подтверждении (приостановке, отмене) действия выданного сертификата соответствия. При этом в акте фиксируются результаты выборочной проверки, состав и содержание которой должны соответствовать примененной при проведении сертификации схеме.
4.6.6. В случае несоответствия услуг (работ) установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия.
Информация о приостановлении или отмене сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения территориальных органов государственного контроля и надзора для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги (работы).
4.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, разработанных исполнителем и согласованных с органом по сертификации, в соизмеримые сроки возможно устранение причин несоответствия.
4.6.8. При проведении корректирующих мероприятий ОСУ: приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; информирует об этом территориальные органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
4.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
4.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
4.7. Сертификация на новый срок
4.7.1. При окончании срока действия сертификата соответствия или его отмене исполнитель имеет право подать заявку на проведение сертификации на новый срок в любой орган по сертификации. В этом случае сертификация осуществляется в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе.
4.7.2. Если держатель сертификата соответствия не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия подает заявку на проведение сертификации на новый срок в орган, выдавший сертификат соответствия, то при этом сертификация проводится в соответствии с порядком, установленным настоящей главой с учетом результатов предыдущей сертификации заявителя.
4.4. Схема сертификации услуг по ТО и Р АТМС.
+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+
| | Оценка | Оценка | Сертифи- | Выборочная | Инспекци- |
|Номер | мастер- | процесса | кация си- | проверка ре- | онный |
|схе- | ства | оказа- | стемы ка- | зультатов | контроль |
|мы(1) | исполни-| ния | чества | услуги | |
| | теля | услуги | | | |
+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+
|1. | + | | | + | + |
+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+
|2. | | + | | + | + |
+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+
|5.(2) | | | + | | + |
+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+---------------+
Примечания:
(1) Номера схем сертификации указаны в соответствии с номерами схем, установленными документом "Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг".
(2) Сертификация систем качества осуществляется органами, аккредитованными на сертификации систем качества в соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р.
4.5 Структура услуг по ТО и Р АМТС, подлежащих добровольной сертификации в СДСУ
№ услуги | Наименование услуги |
1. |
Техническое обслуживание легковых автомобилей. |
1.1 | Регламентные работы по видам технического обслуживания |
1.2 | Контрольно-диагностические работы |
1.3 | Регулировка фар |
1.4 | Регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей |
1.5 | Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей |
1.6 | Электротехнические работы на автомобиле |
1.7 | Регулировка тормозной системы |
1.8 | Регулировка рулевого управления |
1.9 | Регулировка системы зажигания |
2. |
Ремонт легковых автомобилей |
2.1 | Замена агрегатов |
2.2 | Ремонт двигателей |
2.3 | Ремонт рулевого управления и подвески |
2.4 | Ремонт тормозной системы |
2.5 | Подготовка к окраске и окраска |
2.6 | Шиномонтажные работы, балансировка колес |
2.7 | Ремонт местных повреждений шин и камер |
2.8 | Ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей |
2.9 | Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей |
3 |
Техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов |
3.1 | Регламентные работы (по видам технического обслуживания) |
3.2 | Контрольно-диагностические работы |
3.3 | Регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей |
3.4 | Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей |
3.5 | Регулировка фар |
3.6 | Электротехнические работы на автомобиле |
3.7 | Регулировка тормозной системы |
3.8 | Регулировка рулевого управления |
3.9 | Регулировка системы зажигания |
4. |
Ремонт грузовых автомобилей и автобусов |
4.1 | Замена агрегатов |
4.2 | Ремонт двигателей |
4.3 | Ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей |
4.4 | Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей |
4.5 | Ремонт рулевого управления, передней оси и подвески |
4.6 | Ремонт тормозной системы |
4.7 | Подготовка к окраске и окраска |
4.8 | Шиномонтажные работы |
4.9 | Ремонт местных повреждений шин и камер |
5. |
Прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту АМТС |
5.1 | Регламентные работы по системе питания газобаллонных автомобилей |
5.2 | Ремонт топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей |
5.3 | Переоборудование автомобилей для работы на сжатом природном или сжиженном нефтяном или природном газах |
5.4 | Проверка герметичности и опрессовка газовой системы питания газобаллонных автомобилей |
5.5 | Установка дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары) |
5.6 | Предпродажная подготовка |
5.7 | Определение токсичности отработанных газов |
5.8 | Ремонт, установка, тонирование и бронирование стекол автомобиля |
5.9 | Ремонт системы выпуска отработанных газов |
5.10 | Техническое обслуживание кузовов, рабочих органов, оборудования и оснастки специальных и специализированных автотранспортных средств в части регламентных работ по видам технического обслуживания |
5.11 | - электротехнических работ |
5.12 | - контрольно-диагностических работ |
5.13 | - регулировочных работ |
5.14 | Ремонт кузовов, рабочих органов, оборудования и оснастки специальных и специализированных автотранспортных средств в части монтажно-демонтажных работ, связанных с заменой агрегатов и узлов |
5.15 | - ремонта агрегатов и узлов управления |
5.16 | - ремонта гидравлического оборудования и гидроприводов рабочих органов |
5.17 | - ремонт арматуры уплотнительных и запорных устройств |
Литература
«Лицензирование и сертификация на АТ»: Задания к контрольной работе/НГАУ; Сост. А.А. Журба. – Новосибирск 2006. – 10с.
«Лицензирование и сертификация на АТ»: Ч-1. Федеральные законы / А.А. Журба, Н.А. Усатых / НГАУ, ИИ. – Новосибирск, 2006. – 105 с.
«Лицензирование и сертификация на АТ»: Ч-1. Системы сертификации / А.А. Журба, Н.А. Усатых / НГАУ, ИИ. – Новосибирск, 2006. – 112 с.
ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методы проверки/Госстандарт России. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001 – 27 с.