В. Сорокин, начальник отдела аккредитации и контроля в области сертификации ЦОД ГПС МЧС России
В 1992 году Правительство Российской Федерации приняло постановление «О поэтапном введении в 1992 году обязательной сертификации товаров (работ, услуг)». А с 1993 года Государственной противопожарной службой выполнялся полный комплекс работ по сертификации средств обеспечения пожарной безопасности. Проводились они в соответствии с законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг».
В том же году между МВД и Госстандартом России было подписано соглашение о взаимодействии в области сертификации и аккредитации, основные положения которого вошли в Федеральный закон «О пожарной безопасности». Во исполнение его требований в целях предотвращения появления на рынке пожароопасной продукции, содействия потребителям в компетентном её выборе, а также для защиты от недобросовестности изготовителей и подтверждения показателей качества изделий создана Система сертификации продукции в области пожарной безопасности. Она является составной частью Системы контроля качества в стране и признана изготовителями продукции.
В 1996 году были разработаны и утверждены ГУ ГПС основополагающие нормативные правовые акты, определяющие функционирование Системы сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее ССПБ), и Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Указанные нормативные правовые акты зарегистрированы в Минюсте России в апреле 1996 года. ССПБ внесена в Государственный реестр Госстандарта России.
В июле 1996 года ВНИИПО аккредитован в ССПБ в качестве органа по сертификации продукции и услуг, на него возложены рабочие функции центрального органа ССПБ.
2 сентября 1996 года был утвержден «Организационный проект развития системы сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности». Он предусматривал разработку в минимальные сроки нормативной и экспериментальной базы для проведения сертификации в ССПБ, а также аккредитацию для этого испытательных лабораторий и соответствующих органов. Выполнение проекта рассчитывалось на период с 1996 по 1998 годы. На реализацию его предполагалось затратить 5 млрд неденоминированных рублей. При этом возмещение бюджетных затрат на развитие экспериментальной базы ВНИИПО планировалось обеспечить за счет доходов от работ по сертификации. В процессе осуществления организационного проекта затраты бюджета были полностью возмещены. Так, в 1998 году объем выполненных работ по сертификации ВНИИПО составил более 9.3 млн рублей. В период с июля по декабрь 1996 года согласно организационному проекту было разработано более 50 норм пожарной безопасности, определяющих требования пожарной безопасности к конкретной продукции и методы ее испытания. Испытательная база института в основном приведена в соответствие с этими нормамами.
Приказом ГУ ГПС утверждены документы, устанавливающие требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям и порядок их аккредитации. 22 ноября 1997 года подписано Соглашение Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации о взаимодействии.
В 1998 году при Управлении Государственного пожарного надзора Главного управления Государственной противопожарной службы создан самостоятельный отдел лицензирования и сертификации. В этом же году по решению руководства ГУ ГПС ВНИИПО прекратил выполнять рабочие функции центрального органа ССПБ, которые в полном объеме были возложены в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг« на отдел лицензирования и сертификации Главка ГПС.
18 июня 2003 года приказом МЧС России №312 «Об утверждении Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности в Российской Федерации» введены новые правила работы Системы.
26 апреля 2006 года утверждены руководителем центрального органа Системы сертификации в области пожарной безопасности требования к органам по сертификации, испытательным лабораториям, экспертам, а также по ведению реестра и документы, определяющие деятельность в системе.
С 1996 года по настоящее время в ССПБ аккредитованы и действуют 62 испытательные лаборатории и 43 органа по сертификации, в том числе на базе подразделений ФПС-26 лабораторий и 10 органов по сертификации. В Системе действуют 221 аттестованный эксперт. Сертификация продукции в области пожарной безопасности проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1013 по следующим основным направлениям:
материалы строительные, отделочные, облицовочные;
огнезащитные покрытия;
пожарная техника, оборудование и огнетушащие средства;
пожарная и охранно-пожарная сигнализация;
строительные конструкции, в том числе противопожарные двери, вентиляторы дымоудаления и т.д.;
ткани, одежда, игрушки, мебель, в том числе боевая одежда пожарных;
электротехнические, электронные изделия;
кабельная продукция;
прочие изделия, в том числе приборы отопительные, работающие на различных видах топлива.
В настоящее время Система функционирует на основании статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ.
Лаборатории и органы сертификаций распределены в различном количестве на территории Российской Федерации (см. табл.).
За время существования ССПБ начиная с 1996 года сертифицировано более 5000 видов продукции, проведено более 25000 сертификационных испытаний, выдано более 20 000 сертификатов пожарной безопасности (ПБ).
За первое полугодие 2007 года (по состоянию на 20.08.2007 г.) выдано 2198 сертификатов ПБ, отказано в выдаче 16 сертификатов, по различным основаниям отменено 276, приостановлено действие 41 сертификата.
Центральным органом Системы за первое полугодие 2007 года проведено 44 инспекционных проверки за деятельностью организаций, аккредитованных в ССПБ: 18 проверок -органов по сертификации, 26 испытательных лабораторий. Две проверки организаций осуществлялись с целью их аккредитации в ССПБ.
Анализ результатов выполненного контроля выявил, что в ряде органов по сертификации и в испытательных лабораториях (центрах) имеются следующие типичные нарушения:
допускается оформление и представление отчетной документации с нарушениями действующих нормативных правовых актов;
отчеты направляются в центральный орган Системы несвоевременно;
органы по сертификации сообщают сведения для занесения в Государственный реестр сертифицированной продукции в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации позже установленных сроков;
испытательные лаборатории (центры) в протоколах испытаний в графе «Заявитель испытаний» указывают данные предприятия заявителя сертификационных испытаний, а не наименование органа, который проводит работу по сертификации определённой продукции и является заявителем для испытательной лаборатории;
в протоколах испытаний не всегда приводятся сведения об идентификации поступивших на испытание образцов и т.д.
За первое полугодие 2007 года проведено два заседания комиссии по аккредитации и аттестации при центральном органе ССПБ. Аккредитовано организаций в ССПБ в качестве органов по сертификации четыре, испытательных лабораторий (центров) восемь.
Отказано в аккредитации одной организации.
Рассмотрены материалы и принято решение по аттестации (переаттестации) 20 экспертов ССПБ. Отменено действие семи сертификатов компетентности экспертов ССПБ. Отказано в аттестации в качестве эксперта по сертификации продукции и производств трём кандидатам в эксперты. Следует отметить, что отдельные предприятия в целях извлечения максимальной прибыли уменьшают себестоимость выпускаемой продукции, главным образом за счет снижения её качества и ухудшения пожарно-технических характеристик. Органами Государственного пожарного надзора выявляются факты изготовления фальсифицированной продукции с предъявлением заказчику поддельных сертификатов и технической документации. В этих условиях для обеспечения пожарной безопасности объектов контроль со стороны инспекторского состава ГПН за соответствием продукции требованиям пожарной безопасности становится одним из основных направлений деятельности Государственного пожарного надзора.
Положительным опытом работы в этом направлении стал судебный процесс об изготовлении и применении фальсифицированных противопожарных дверей, прошедший в Санкт-Петербурге в мае 2007 года. Этот случай выявили сотрудники Государственного пожарного надзора Санкт-Петербурга. Во вновь возведенном жилом доме в Приморском районе (озеро Долгое) были установлены противопожарные двери без маркировки знаком соответствия пожарной безопасности.
Примером эффективной работы может служить деятельность Государственного пожарного надзора Центрального района города Калининграда. При проведении в мае июле 2007 года проверки соблюдения правил реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, в магазине ООО «Клондайк Центр», было обнаружено серьёзное нарушение. Товар в количестве 157 наименований находился в продаже без сертификата и без знака соответствия. Решением арбитражного суда Калининградской области названное ООО привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Должностные лица ГПН при осуществление мероприятий по контролю чаще стали использовать меры административного воздействия к правонарушителям по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ (продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия).
За первое полугодие 2007 года составлено 1285 протоколов об административных правонарушениях по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, что в 2,7 раза больше аналогичного периода 2006 года. Однако до настоящего времени недостаточно применяются следующие установления КоАП РФ: ч. 4 ст. 20.4 (выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности), ч.2 ст. 19.19 (нарушение правил обязательной сертификации), ч.1 ст. 19.19 (нарушение обязательных требований государственных стандартов).
Территориальным органам Государственного пожарного надзора необходимо активнее использовать предоставленные им права, укреплять контакт с Федеральной таможенной службой (ФТС) в соответствии с Соглашением о взаимодействии при получении информации. Эта работа направлена на выполнение важной государственной функции по защите интересов добросовестных предпринимателей.
В целях осуществления положений Соглашения между МЧС России и ФТС России в 2007 году планировалось выполнить ряд следующих мероприятий:
1. Подготовить совместный приказ (распоряжение, соглашение) о создании рабочих групп из должностных лиц территориальных органов ГПН МЧС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ФТС России, в котором определить:
структуру, функции, порядок и периодичность получения и предоставления информации;
ответственных лиц за выполнение данного направления работы;
порядок приостановления (запрещения) ввоза продукции, не отвечающей требованиям пожарной безопасности;
-порядок привлечения специалистов к контрольно надзорным мероприятиям;
организацию взаимодействия по вопросам таможенного оформления товаров, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, при перемещении их через таможенную территорию Российской Федерации;
сотрудничество в области защиты прав потребителей, в случаях когда предупреждение, выявление опасного для жизни и здоровья товара и применение определенных санкций к нарушителям требуют взаимодействия обеих сторон;
содействие должностным лицам территориальных органов ГПН МЧС России по субъектам Российской Федерации и территориальных органов ФТС России в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания для этого надлежащих условий;
допуск таможенными органами должностных лиц территориальных органов ГПН МЧС России по субъектам Российской Федерации для выполнения под их контролем отдельных действий, относящихся к компетенции Государственного пожарного надзора;
обеспечение конфиденциальности информации, обмен опытом, экспертными знаниями и т.д.
2. Внести в местные органы самоуправления предложения об издании нормативных актов, предусматривающих вопросы взаимодействия территориальных органов ГПН МЧС России по субъектам Российской Федерации и территориальных органов ФТС России по пресечению правонарушений в части осуществления контроля за соответствием продукции обязательным требованиям пожарной безопасности.
3. В каждом конкретном случае при выявлении нарушений немедленно принимать меры административного воздействия в соответствии с действующим законодательством.
В целом все перечисленные задачи на 2007 год реализованы для заслона пожароопасной продукции.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/