Рефетека.ру / Педагогика

Курсовая работа: Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины"


Математический факультет

Кафедра теории вероятностей


Курсовая работа


Разработка факультатива

«Оптимальный портфель ценных бумаг»


Исполнитель:

студентка группы H.01.01.01 М-41

Афонасьева С.М.


Научный руководитель:

доктор физико-математических наук,

профессор кафедры Алгебры и геометрии

Монахов В.С.


Гомель 2004

Содержание

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Введение

1. План-конспект уроков

1.1 Первый урок

1.1.1 Введение

1.1.2 Введение понятий дескретной случайной величины, вероятности с помощью задач

1.1.3 Домашнее задание

1.2 Второй урок

1.2.1 Проверка домашнего задания

1.2.2 Введение понятий математического ожидания, среднеквадратичного отклонения, ковариации

1.2.3 Домашнее задание

1.3 Третий урок

1.3.1 Проверка домашнего задания

1.3.2 Введение понятий вектор, матрица

1.3.3 Умножение матриц. Свойства

1.3.4 Домашнее задание

1.4 Четвертый урок

1.4.1 Проверка домашнего задания

1.4.2 Транспонирование

1.4.3 Определитель матрицы

1.4.4 Домашнее задание

1.5 Пятый урок

1.5.1 Проверка домашнего задания

1.5.2 Обратная матрица

1.5.3 Домашнее задание

1.6 Шестой урок

1.6.1 Математическая постановка задачи

1.6.2 Решение задачи

1.7 Седьмой урок

Заключение

Список литературы

Введение

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Во многих школах существуют профильные классы, и наблюдается тендениция роста их числа. Их цель - профориентация и качественная подготовка учащихся к вступительным экзаменам в выбранные учебные заведения. Также профильные классы позволяют сформировать теоретическую базу, необходимую для успешного обучения специальности. Однако, некоторые классы не в полной мере выполняют эти задачи. Это может происходить из-за того, что основные дисциплины высших и средне-специальных учебных заведений не включены в курс средней школы. Конечно, трудно, да и не нужно вводить все специальные предметы, необходимые для овладения профессией, в программу школьного обучения. Но некоторые краткие спецкурсы, факультативы все же необходимы. Рассмотрим предметы десятых экономических классов: основы экономики, основы потребительского права. Оба предмета носят развивающий характер и не раскрывают специфики работы экономиста. Основы экономики является обязательным предметом для всех факультетов

ВУЗов, а основами потребительского права хорошо было бы владеть всем, а не только экономистам. Также происходит непреднамеренное замалчивание о тесной связи экономики и математики. В результате - у школьников может сложится упрощенное представление об экономике.

Цели данной работы: разработка факультатива для лицейских экономических классов по теме "Оптимальный портфель ценных бумаг". Факультатив должен показать один из аспектов работы экономиста, установить связь между экономикой и математикой, способствовать профориентации учащихся, ознакомить учащихся с азами теории вероятности. Учащимся предлагается сформировать оптимальный портфель Тобина максимальной эффективности из нескольких ценных бумаг по предложенной формуле. Но существует разрыв между их уровнем знаний и требуемым для вычислений. В формуле Тобина используются понятия векторной алгебры (вектор, матрица, определитель, транспонирование и др.) и ТВиМС (случайная величина, математическое ожидание, дисперсия, ковариация и др.). Необходимо восполнить данный разрыв, при этом не загружая учащихся лишней (не нужной для решения поставленной задачи) информацией, не растягивая общее время курса. Для этого все математические понятия были введены при помощи несложных задач, примеров, а только потом сформулированны нестрогие (интуитивные) определения.

Работа содержит теоретические сведения, задачи, примеры для усвоения учащимися, а также предлагается способ подачи информации и комментарии по проведенным урокам для преподавателя. Поэтому она может использоваться и учителем при подготовке к занятиям, и учениками при самостоятельном изучении темы.

1. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКОВ

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.1 Первый урок

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.1.1 Введение

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"На финансовом рынке обращается, как правило, множество ценных бумаг: государственные ценные бумаги, муниципальные облигации, корпоративные акции и т.п. Если у участника рынка есть свободные деньги, то их можно отнести в банк и получать проценты или купить на них ценные бумаги и получать дополнительный доход. Но в какой банк отнести? Какие ц.б. купить? Малорисковые ц.б., как правило, и малодоходны, высокодоходные, как правило, более рисковые. Экономика может дать ответ на этот вопрос.

Набор ценных бумаг, находящихся у участника рынка, называется его портфелем. Существует несколько вариантов формирования портфелей. Основные из них - портфель осторожного и портфель рискового инвесторов. В первом случае необходимо минимизировать риск, а во втором максимизировать доход (из-за этого возрастает риск). Американский экономист Марковиц (Markovitz) в 1953г. предложил математическую формалицацию задачи формирования оптимального портфеля, за что позднее получил Нобелевскую премию. Через несколько лет после исследования Марковица другой крупнейший американский экономист Тобин (Tobin - тоже в последствии лауреат Нобелевской премии) заметил, что если на рынке есть безрисковые бумаги (к таким с некоторой натяжкой можно отнести государственные ц.б.), то решение задачи об оптимальном портфеле сильно упрощается. Используя формулу, полученную Тобином, из заданных ц.б. мы сформируем оптимальный портфель. Но для этого нам необходимо познакомится с азами математической статистики и алгебры.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.1.2 Введение понятий дискретной случайной величины, вероятности с помощью задач

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"Задача1. Подбрасывают монету. Какова вероятность выпадания орла, решки?

(Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг",Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг")

-Как это проверить? Необходимо подбросить монету большое число раз. Допустим 1000, подсчитать сколько раз выпал орел. И это число разделить на 1000. Получится около Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". А если подкинуть монету 3 раза, и все три раза может выпасть орел, получим вероятность выпадания орла 1. Поэтому необходимо выполнять как можно больше опытов.

Здесь событие выпадания орла равновероятно событию выпадания решки.

Отступление. Анекдот. У мужчины спросили какова вероятность того, что он встретит на улице динозавра. "Ну, не знаю. Одна миллиардная." Тот же вопрос задали девушке, и она ответила. "Пятьдесят на пятьдесят - или встречу или не встречу."

- На первый взгляд логика в ответе девушки есть. А мы подойдем к вопросу с научной точки зрения и найдем вероятность опытным путем. Проведем 1000 опытов, т.е. 1000 раз выйдем на улицу и посчитаем сколько раз встретим динозавра. Потом это число разделим на 1000 и, скорее всего, получим ноль. А бедная девушка будет встречать динозавра каждый второй свой поход на улицу.


Задача 2. С какой вероятностью из колоды можно вытянуть туз пик с первого раза? Колода 54 карты.

(Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг")

В этом примере событие вытягивания любой одной карты равновероятно событию вытягивания любой другой карты. Т.к. карт 54, то вероятности равны Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" Т.е. события равновероятны, если вероятности того, что они произойдут равны.


Задача 3. Ребенок играет с десятью буквами разрезной азбуки "М,М,А,А,А,Т,Т,Е,И,К". Найти вероятность того, что раскладывая буквы, он получит слово "математика".

Необходимо показать как происходит выбор букв. Всего 10 букв, из них две буквы М. Нам не важно какую из них выбрать, значит вероятность, того что первой будет стоять буква М Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Вытаскивание буквы - это простое событие, а нам нужно найти сложное - получени слова. Для этого нам нужно, чтобы выполнились все события одновременно, т.е. их произведение.

(Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг")


Задача 4. Игральная кость подбрасывается три раза. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - количество выпаданий четного числа. Какие значения принимает Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и с какой вероятностью?

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"18Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"38Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"38Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"18Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Вызвать ученика к доске. Сколько раз может выпадать четное число очков? От нуля до трех. Нарисуем таблицу. Сколько граней на кубике с четным числом очков? Три. А сколько всего граней? Шесть. Значит с какой вероятностью при одном броске выпадет четное число? Отношение количества четных граней к общему количеству граней. Найдем с какой вероятностью ни разу не выпадет четного числа очков. А если выпадет один раз четное количество очков? Это может произоти следующим образом: при первом подбрасывании - четное, втором и третем - не четное; при втором - четное, при первом и третем - нечетное; при первом и втором - нечетное, при третем - четное. Найдем эти три вероятности и сложим их, получим вероятность того, что четное число очков выпало один раз. Очевидно, что Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - выпадает случайно. Будем называть ее величиной, а полученную таблицу распределения.

Заметим, что Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Это понятно, т.к. все сумма всех событий составляет полную вероятность, а она равна 1.


Задача 5. Игральная кость бросается шесть раз. Найти вероятность того, что

а) единица выпала 1 раз;

б) тройка выпала два раза.

Рассказать для примера а). Всего у нас шесть опытов - выбрасываний кубика. Из них единица выпадает один раз, а пять раз выпадают остальные пять цифр. Единица может выпасть первой, второй, третей, четвертой, пятой, шестой. Необходимо это учесть. Делаем аналогично задаче 4.

Для примера б). У нас тройка выпадает 2 раза. Первой и второй, первой и третей, и т.д., пятой и шестой. Сколько этих пар? 15. а) Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

б) Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Комментарий. Для эффективной работы необходимо заинтересовать учащихся, создать диалог. Можно поинтересоваться какие предметы экономического цикла они изучают, поговорить о них, рассказать какие экономические дисциплины изучают в ВУЗах. Заметить, что вся практическая экономика связана с математикой.

Во время решения задач все действия необоходимо проговаривать. Если решение остается непонятым - повторить его.

При правильном подходе материал первого урока не вызывает сложностей у учащихся.]

1.1.3 Домашнее задание

Задача решается аналогично третей.


Задача 6. Человек забыл последние три цифры телефона, но, помня что они различны, набрал номер наудачу. Найти вероятность того, что был набран нужный номер.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Задача решается аналогично четвертой.


Задача 7. Вероятность попадания в цель при одном выстреле - 0.8. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - число попаданий в цель при трех выстрелах. Постоить ряд распределения.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


1.2 Второй урок

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.2.1 Проверка домашнего задания

1.2.2 Введение понятий математического ожидания, среднеквадратичного отклонения и ковариации с.в.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"Рассмотрим задачу 4 прошлого урока. Найдем сколько раз в среднем, выпадает четное число на кубике за три опыта. Кто нибудь знает? 1,5 - это понятно интуитивно. А теперь проверим при помощи формулы. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Величина Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" называется математическим ожиданием и показывает какая с.в. в среднем выпадает.

Свойства мат.ожидания.

1) Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

2) Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

3) Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Задача 1. С.в. задана рядом распределения. Найти Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Мат.ожидание - это величина, которая показывает какая с.в. в среднем выпадает. Но в некоторых случаях этой информации не достаточно. Например,нам известна средняя доходность акций, но для более рационального распределения средств необходимо знать на сколько может изменится эта доходность. Т.е. отклонение доходности. Для этого в МС используют среднеквадратичное отклонение Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" с.в. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Задача 2. Найдем Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" для задачи 1.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

В нашем случае математическое ожидание - это средняя ожидаемая доходность, а среднеквадратичное отклонение - это риск ц.б.


Задача 3. Я задумал три цифры. Вы должны написать их в той же последовательности. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - это число угаданных вами цифр. Какие значения принимает Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и с какой вероятностью. Найти математическое ожидание и среднеквадратичное отклонение.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Для решения нашей задачи по формированию портфеля необходимо учитывать как влияет одна с.в. на другую. Допустим у нас акции нефтедобывающих компаний двух видов. Если цены на нефть упадут, то доходность снизится у обеих ц.б. А если у нас ц.б. Лукойл и МТС, то падение цен на нефть слабо отразится на доходность компании связи. Реже встречаются случаи,когда падение цен одной ц.б. влечет за собой рост цен другой. В экономике две ц.б. у которых происходит одновременный рост называются ц.б. с прямой корреляционной зависимостью. Если одна ц.б. падает в цене, а другая растет, то это обратная корреляционная зависимость. Если же изменение цен одной не влечет измененение цен другой, то это бумаги называют некоррелированными.

Очевидно, нам придется вводить еще одну численную характеристику с.в.- ковариацию. Пусть даны с.в. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Ковариация Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" показывает зависимость с.в. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Точнее, это коффициент корреляции показывает зависимость с.в. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" -коффициент кореляции с.в. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Он всегда меньше или равен единице. Причем если Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг", то с.в. связаны линейной зависимостью. Если Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг", то с.в. независимы.

При нехватке времени о коэффициенте корреляции можно не рассказывать, т.к. при решении поставленной задачи он не используется. Однако, он полезен для самоконтроля (Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг")


Задача 4. Случайные величины заданы таблицей распределения. Наити их ковариацию и коэффициент корреляции.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

При введении дисперсии и ковариации необходимо записать основную формулу через мат.ожидание. Вызвать ученика к доске, и направляя его получить формулы удобные для использования на практике. При этом необходимо опираться на свойства математического ожидания, проговаривая или предлагая вспомнить подходящее ученикам. По ходу урока приходится неоднократно проговаривать что такое с.в., что показывает среднеквадратичное отклонение, коэффициент корелляции. Сложности возникают с тем, что школьники не привыкли обозначать математические величины двумя буквами. В этом случае можно провести аналогию между функцией и математическим ожиданием, показать что Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - это аргумент, а Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - это функция, которая переводит набор чисел Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" в число Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Как показали проведенные уроки, данный урок занимает 2 академических часа. ]

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.2.3 Домашнее задание

Задача 5. Случайные величины заданы таблицей распределения. Наити их ковариацию и коэффициент корреляции.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


1.3 Третий урок

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.3.1 Проверка домашнего задания

1.3.2 Введение понятий вектор, матрица

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"Пусть дан вектор на координатной плоскости. Как его можно записать? (Координатами (х,у).) А в пространстве? (x,y,z)А в каком пространстве живем мы? (4, (x,y,z,t)). Пара чисел (x,y) называется двухмерным вектором, тройка чисел (x,y,z) - трехмерным, (x,y,z,t)- четырехмерным. Их вводят для краткости записей и рассматривают как один элимент. Вектора можно обозначать, опять же для краткости. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

В общем виде можно вектор можно записать так Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Это n-мерный вектор. Вектора бывают и бесконечномерные, но их мы рассматривать не будем.


Задание 1. Приведите примеры векторов.

Каким образом записывают результаты футбольных матчей? (При помощи таблиц.)

Пусть в группе В играли пять команд по круговой системе. Результаты игры отображены в таблице.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Где 2- победа,1- ничья,0- поражение.

Эту таблицу также можно назвать матрицей.

Опр. Таблицу вида


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


будем называть матрицей размерности Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Для краткости будем обозначать матрицы большими латинскими буквами.

Вектор является частным случаем матрицы при m=1.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.3.3 Умножение матриц. Свойства

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"Как сложить две матрицы?

Опр. Суммой матриц Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" размерности Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" называется матрица Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" размерности Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Пример.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Как суммировать матрицы вы уже знаете. Теперь придумайте как умножить матрицу на число.


Опр. Произведением Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" матрицы Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" размерности Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и числа Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" называется матрица Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" размерности Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Пример.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Кроме введенных операций нам понадобится умножение матриц.


Опр. Произведением матриц Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" называется матрица Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг", где Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Необходимо показать и озвучить практический способ умножения матриц: строка умножается на столбец. Берем первую строку матрицы А, ставим ее вертикально напротив первого столбца матрицы В, умножаем элементы этой строки и столбца, которые стоят напротив др.др., складываем произведения. Это первый элемент матрицы С. Теперь таким же образом умножаем эту строку на второй столбец - получаем второй элемент первой строки матрицы С. И т.д. Получим первую строку новой матрицы. Для того, чтобы получить вторую строку, проделываем тоже самое со второй строкой матрицы А.

Пример.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Задача 1. Выполнить умножение.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.3.4 Домашнее задание

Задача 2. Выполнить умножение.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


1.4 Четвертый урок

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.4.1 Проверка домашнего задания

1.4.2 Транспонирование

Опр. Замена строк матрицы на ее столбцы (а стольбцов на строки) называется транспонированием. Обозначается Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Пример.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.4.3 Определитель матрицы

Поставим каждой матрице по определенному правилу в соответствие число и назовем его определителем матрицы.

Например:


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Таким образом вычисляют определители двхмерной и трехмерной матриц. Эта схема вычисления называется мнемоническим правилом. Для четырехмерной матрицы не удобно составлять такие схемы. Существует строгое правило нахождения определителя матрицы n-го порядка. Но мы будем работать только с трехмерными матрицами.

Необходимо обратить внимание на то, что матрица пишется в круглых скобках, а определитель матрицы - в прямых.


Задача 1. Найти определители матриц А и Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" из Примера.

Обратить внимание, на то что определитель матрицы не совпадает с определителем транспонированной матрицы.


Задача 2. Найти определители матриц.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.4.4 Домашнее задание

Задача 3. Найти произведение матриц А и В из задачи 2. Вычислить определитель полученной матрицы.


Задача 4. Найти значение выражения Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Матрицы из задачи 2.

Необходимо сказать, что последовательность выполнения операций, такая же как и для чисел, но первым выполняют транспонирование.


1.5 Пятый урок

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.5.1 Проверка домашнего задания

1.5.2 Обратная матрица

Опр. Если Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг", то Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" обозначают Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и пишут Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Где Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - матрица с единицами на главной диагонали и нулями на остальных местах. Показать главную диагональ.

Для того, чтобы найти обратную матрицу нам необходимо найти т.н. алгебраическое дополнение.

Пусть дана матрица


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


число


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


называется алгебраическим дополнением элемента Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Алгебраическое дополнение можно найти для любого элемента матрицы.


Опр. Алгебраическим дополнением элемента Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" называется произведение Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" на определитель матрицы после вычеркивания из нее i-й строки и j-го столбца.

Теперь можно найти и обратную матрицу.

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Задача 1. Найти обратную матрицу.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


3.5.3 Домашнее задание

Задача 1. Найти обратную матрицу.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


1.6 Шестой урок

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.6.1 Математическая постановка задачи

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"Итак, имеем две рисковые ц.б., заданные таблицей роста/падения цен и одну безрисковую, заданную процентом годовых. Необходимо сформировать портфель максимальной эффективности.


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"


Доходность безрисковой ц.б. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Если сегодня стоимость портфеля Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг", а через год она окажется равной Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг", то Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" естественно назвать доходностью портфеля в процентах годовых. Т.е. доходность портфеля - это доходность на единицу стоимости.

Аналогично доходности всего портфеля находится доходность каждого вида акций. Т.е. нам нужно составить таблицу доходностей для ц.б. первого и второго видов. Например, для ц.б. первого вида доходность за первый год будет Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг", за второй год - Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Таким образом находим доходности за все 12 лет для каждого вида акций. Получаем таблицу с двумя столбцами и 11 строками.

Как правило, доходность бумаг колеблется во времени, так что будем считать ее случайной величиной. Найдем среднюю ожидаемую доходность Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" и среднее квадратичное отклонение Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" И назовем их соответственно эффективностью и риском i-ой ценной бумаги. Эффективностью портфеля назовем Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Т.е. математическое ожидание доходности портфеля.А величину Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" (1) (где Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"-ковариация i-ой и j-ой с.в.) назовем риском рисковой части портфеля портфеля.

Обозначим Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - доля безрисковой ц.б. в портфеле. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" - вектор долей первой и второй ц.б. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Тогда естественно, должно выполнятся равенство Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Пусть Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" -ожидаемая эффективность бумаг. V- матрица Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" ковариаций ценных бумаг. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг" -риск портфеля.

Используя введенные обозначения, поставим математическую задачу. Как отмечалось выше: Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". Если возвести обе части равенства (1) в квадрат и записать в матричной форме, то получим Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг". И теперь основное: необходимо добиться максимального значения эффективности портфеля, т.е. Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1.6.2 Решение задачи

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"Решение задачи найдем по формуле:


Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".


В результате проделанных операций получим двухмерный вектор - доли рисковых акций в портфеле. Доля безрисковой акции в портфеле найдется из равенства Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг".

Находить решение поставленной задачи удобнее разбив формулу по действиям. Если учащиеся хорошо усвоили предыдущий материал, то вычисления не вызовут ни каких затруднений, т.к. не содержат нового материла.


1.7 Седьмой урок

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Напомнить результаты постановку математической задачи. Записать результ, к которому пришли на прошлом уроке. Продолжить решение.

Доли акций могут оказаться больше 1, или даже отрицательными. Если доля акции отрицательная - необходимо пройзвести операцию short sale. Суть этой операции состоит в следующем: инвестор, формирующий портфель, обязуется через какое-то время поставить бумаги i-го вида (вместе с доходом, который они принесли бы владельцу за это время). За это он сейчас получает их денежный эквивалент. Эти деньги он присоединяет к своему капиталу и покупает рекомендуемые оптимальным решением ц.б. Т.к. ценные бумаги других видов более эффективны, то инвестор оказывается в выигрыше. Можно обойтись и без операции short sale, если инвестору доступны займы денежных средств по безрисковой ставке. Тогда налагают дополнительное условие Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

Заключение

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

В результате проделанной работы был составлен факультативный курс по теме "Оптимальный портфель ценных бумаг". Он позволяет учащимся профильных экономических классов глубже понять суть работы экономистов, увидеть тесную связь между математикой и экономикой, сделать профессиональный выбор. В ходе факультативных занятий школьники знакомятся с основными понятиями ТВиМС.

Факультатив содержит только необходимые для решения поставленной задачи (формирование оптимального портфеля Тобина максимальной эффективности из предложенных ценных бумаг) понятия. Однако, изученный материал позволяет сформировать у учащихся представление о ТВиМС.

Факультатив расчитан на 10, 11 профильные математические и экономические классы с высоким уровнем успеваимости. Проведенные в 10 экономическом классе МПГ №56 г.Гомеля занятия показали, что школьники способны усаваивать данный материал. Однако время уроков 2-6 необходимо увеличить до 2 академических часов.

Литература

Разработка факультатива "Оптимальный портфель ценных бумаг"

1. Малыхин В.Н. "Оптимальный портфель и пакеты" м.: ОЛМА-ПРЕСС. 2000

2. Малыхин В.Н. "Финансовая математика" М.: ИНФРА-М, 1999

3. Маршалл Дж. "Финансовая инженерия" М.: ИНФРА-М, 1998

4. Малинковский Ю.В. Лекции по ТВиМС

5. Бузланов А.В. Лекции по алгебре и теории чисел

6. Журнал "Математика в школе", 1975-1985

Похожие работы:

  1. • Позиционные системы счисления
  2. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  3. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  4. • Охрана труда при работе на компьютере
  5. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  6. • Технология HTML
  7. • Публий Теренций Афр
  8. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  9. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...
  10. • Латинский язык: Практические задания для студентов заочного ...
  11. • Основы латинского языка
  12. • Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...
  13. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
  14. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  15. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  16. • Проект концептуального анализа развития туризма в ...
  17. • Способы отрицания в современном немецком языке
  18. • Исследование уровня безопасности операционной системы Linux
  19. • Восточные славяне в древности
  20. • Changes and specimens of the English language
Рефетека ру refoteka@gmail.com