МОУ Бахтызинская СОШ
Нижегородская область
Вознесенский район
Программа утверждена:
(Чухманов М.В.)
10.09.2006года
Программа кружка "Мы познаем мир" на 2006-2009год
Автор программы:
Плаксина Л.В
с.Бахтызино.2009год
Паспорт
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка "Мы познаём мир" действует на базе МОУ Бахтызинской СОШ. Руководителем кружка является учитель географии Плаксина Л.В (стаж работы -32, учителя географии- 10 лет, заместителя по воспитательной работе-17 лет) Программа разработана и составлена на 3 года, она рассчитана на учащихся 6-9 классов.
Работа по реализации программы направлена на достижения следующей цели: Создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.
Пояснительная записка
Современный мир быстро шагает вперед, давая нашим детям много хорошего, интересного и много того, что воспитывает наших детей патриотами нравственно-духовными людьми.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально – экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом, широкое распространение мнения о том, что из страны надо уезжать -эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.
Очень часто СМИ пропагандирует ценности не присущие для русского православного человека, забываются традиции, история нашего народа, родного края, мало обращается внимания на то, что находится рядом с нами, восхищаемся чем-то заграничным не видя, что мы живем рядом с замечательными людьми, имеющими богатую трудовую и личную биографию, что наш народ имеет прекрасные традиции, наши края прекрасны своей стариной и современностью, со святынями русского православного человека- как Дивеевский монастырь, обитель Серафима Саровского, Темников и Санаксарский монастырь,где покоятся мощи Ф.Ф. Ушакова- адмирала русского флота, причисленного к ликам святых.
К этим святыням поклониться приезжают люди со всей страны и даже из-за границы.
В районе много святых родников, нуждающихся в изучении охране.
По данным последних социологических исследований около 80% россиян считают себя православными, более точно интерпретируя эти данные можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений , художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком- невозможно любить Россию, не зная, что находится в генетической памяти народа.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них, помнишь и чтишь обычаи и традиции своего народа
На занятиях кружка подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края, состоит из следующих разделов:
Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал кружка актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны: сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Занятия кружка тесно связаны с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы
В ходе работы кружка будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
ЦЕЛЬ работы кружка - развитие личности ребенка: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение через непреходящие ценности народной культуры к духовному опыту народа.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование системы ценностных ориентаций:
а) уважение к истории нашего края;
б) утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения русского православного человека
2. Развитие устной коммуникативной способности учащихся:
а) развитие умения вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;
б) развитие умения составить самостоятельно вопросник на заданную тему;
в) развитие умения участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности:
а) умения сформулировать проблему исследования;
б) овладеть методикой сбора, оформления материала;
в) умения оформлять статью, презентацию, реферат.
2. Условия реализации программы
1. Занятия кружка будут проходить:
в Бахтызинской средней общеобразовательной школе;
в краеведческом музее р/п Вознесенское;
в домах уважаемых односельчан или их родственников.
2. В селе есть жители, которые хотят оставить свои знания и опыт потомкам.
3. Есть любознательные дети, которые хотят узнать историю села, истории православных храмов, истории, связанные с Преподобным Серафимом Саровским, со святыми и целебными родниками.
4. В школе есть фотоаппарат, компьютер которые будут задействованы для проведения занятий и исследовательской работы.
5. В ходе выполнения программы кружка, кроме основного состава будут привлекаться учащиеся 5 класса с целью дальнейшего участия в краеведческой деятельности.
6. Краеведческо-туристическая работа достаточно специфическая и сложная, требующая много времени и большой отдачи, поэтому, естественно, необходима индивидуальная работа с кружковцами.
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Походы, экскурсии
Конкурсы, викторины
Участие в краеведческих чтениях и конкурсах
Составление презентаций
Что должен знать и уметь воспитанники.
*Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания.
* Составлять доклады, рефераты
* Применять полученные знания на практике.
* Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний.
Содержание программы.
1. Методы работы по краеведению.
Перед кружковцами ставятся задачи: научиться брать интервью, уметь составить опросник для беседы, быстро и грамотно записать все ответы.
Опросить и записать воспоминания своих родственников об истории возникновения села Бахтызино, о его развитии, об истории деревень, которые существовали рядом с нашим селом, о знатных и уважаемых людях села, о истории храмов нашего района, о родниках нашего района, легендах нашего района.
К этому заданию привлечь учащихся 5-7 классов.
Вызвать интерес у детей к составлению родословной своей семьи.
2. Работа с документальными источниками краеведческой информации.
Познакомить детей с правилами работы в архивах и музеях. Посетить архив администрации Вознесенского района.
Познакомиться с работой краеведческого музея р/п Вознесенское
Научить детей сбору первичной информации из архивных документов.
3. Работа с живыми источниками краеведческой информации.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов собирательной активности. Целью проводимой работы является воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование личности детей на основе изучения истории села, встреч и бесед со старожилами села. Для этого кружковцы будут посещать дома родственников знатных людей, ветеранов труда и войны. Из бесед узнают биографии, награды, профессию, стаж работа, состав семьи, кем стали дети, какой вклад данный человек и его семья внесли в развитие села, собрать фотоматериал, сделать новые фотографии
4.Работа по изучению и охране родников нашего района.
Умение проводить анализ воды, обследование растительности и животного мира около родников. Собрать воспоминания очевидцев, узнавать, почему носят такое название и чем славятся, бережно относиться к природе
5. Изучение геологии нашего района.
Изучение геологического прошлого нашего района, проведение походов и практических работ по изучению горных пород нашего района. Посещение краеведческого музея
Содержание программы строится по 5 направлениям
1. Изучение истории родного края.
Сбор материала об истории основания села Бахтызино, история людей нашего района;
Посещение краеведческого музея.
Изучение истории района, его геологического прошлого
2.Изучение традиций народа:
Сбор материала о народных праздниках: "Святки", "Рождество", "Троица" и другие.
Сбор материала по народным обрядам.
Сбор русских народных прибауток, стишков.
Сбор легенд нашего района.
3. "Чистый родник".
Сбор материала о родниках нашего района, сказаниях и легендах о святых источниках.
Охрана источников и родников.
Храмы нашего района.Проведение экскурсии и поездок по храмам: Дивеевского монастыря, Санаксарского монастыря, храмов нашего района.
Сбор материала о храмах нашего района.
Храм Вознесенья в р/п Вознесенское
Знакомство с духовно – нравственной культурой.Знакомство с жизненными подвигами Ушакова Ф.Ф., Серафима Саровского, сподвижницы Анастасии.
Методическое обеспечение.
По теме "Методы работы по краеведению":
Планируется проведение теоретических занятий-6 часов;
Практических по проведению интервью, сборов воспоминаний, рассказов очевидцев по истории села, храмов, родников, легенды нашего края-8 часов.
По теме: "Работа с документальными источниками краеведческой информации".
Планируется проведение теоретических занятий -6 часов
Проведение практических по работес архивными материалами, фотографиями -6, посещение краеведческого музея р/п Вознесенское -3 часа
По теме "Работа с живыми источниками краеведческой информации".
Планируется проведение теоретических занятий – 6 часов;
Встречи с местными жителями( сторожилами, знатные люди, ветераны войны) -11 часов
По теме "Работа по изучению и охране родников нашего района, геологического прошлого нашего края":
Планируется проведение теоретических занятий-8 часов;
Проведение походов на родники, карьеры-8 часов.
По теме "Изучение православной культуры нашего края".
Планируется проведение теоретических занятий – 42 часа;
Проведение экскурсий, походов и посещение храмов-34 часа.
На обобщение отводится- 57 часов;
Из них:
1).Написание рефератов: изучение материалов-7 часов;
Написание самих рефератов—10 часов
2).Составление презентаций: сбор материала-5 часов;
Составление самих презентаций-5 часов.
3).Подготовка и выступление на краеведческих чтениях:
на подготовку к выступлениям и сбор информации-7 часов;
на участие в Логиновских чтениях-9 часов.
4).На подготовку и участие в районных и областных конкурсах
на подборку материала -7 часов;
на подготовку практического участия-12 часов.
Планируется проведение экологических игр:
1). Путешествие в страну комнатных растений.
2). По заповедникам
3). Кто сложит длиннее пищевую цепь 4).Составь правила поведения в лесу
При проведении походов и поездок по монастырям будут привлекаться родители.
Техническое оснащение занятий.
Магнитофон.
Использование компьютера.
Аудио и видео диски.
Компасы.
Палатки и туристическое снаряжение.
Фотоаппарат,
Кассеты для магнитофона,
Стулья и столы.
Формы подведения итогов реализации программы.
По окончания реализации программы участники кружка должны подвести итоги.
Формами итогов должны быть:
1). Оформление рефератов .
2) Участие в районных конкурсах и краеведческих Логиновских чтениях.
3) Участие в областных конкурсах "Юных исследователей"
2). Оформление альбома о родниках нашего района
3). Оформление стенда о работе кружка.
4). Участие в православных конкурсах.
5). Совершение экскурсий в Дивеевский и Санаксарский монастыри.
6). Анкетирование учащихся
7). Печатание собранного материала в СМИ
8). Оформление материала о геологическом прошлом нашего района.
Ожидаемые результаты
В ходе работы кружка дети получают возможность подробнее познакомиться с историей родного края, с биографией героев Советского Союза нашего района и уважаемых людей.
Дети учатся навыкам собирать краеведческий материал, грамотно брать интервью, оформлять в виде рефератов, альбомов, приобретают навыки публичного выступления.
Повышается уровня воспитанности учащихся, и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения русского православного человека
Учебно – тематический план на 3 года (по2 часа в неделю-204ч)
№п/п | Тема | Количество часов | Формы учебных занятий | ||||||
Теория | Практические | Всего | |||||||
1 год | 2год | 3год | 1год | 2год | 3год | ||||
1 |
Методы работы по краеведению Интервью, воспоминания, рассказы очевидцев по истории села, храмов, родников, легенды нашего края. |
2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 14 | Консультации, практические занятия |
2 |
Работа с документальными источниками краеведческой информации. Работа с архивными материалами, фотографиями, посещение краеведческого музея р/п Вознесенское |
2 | 1 | 3 | 2 | 5 | 2 | 15 | Лекции, просмотр выставок, изучение архивных материалов. |
3 |
Работа с живыми источниками краеведческой информации. Общение с местными жителями( сторожилы, знатные люди, ветераны войны) |
3 | 1 | 2 | 2 | 6 | 3 | 17 | Интервью, индивидуальная работа, сбор устной информации, видео и фотоматериалов. |
4. |
Работа по изучению и охране родников нашего района, геологического прошлого нашего края Походы на родники, карьеры. Проведение анализа воды. Изучение растительного и животного мира у родников. Изучение геологических пород в карьерах и на берегах реки Ведяжи. |
3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 16 | Изучение материалов по геологическому прошлому нашего края, посещение музея, Походы на родники, изучение растительного и животного мира района. |
5. |
Изучение православной культуры нашего края. Изучение жизни Преподобного Серафима Саровского, Ф.Ф Ушакова, А.Невского. Сбор материала по истории храмов нашего района. Совершение походов по местам пустынножительства Анастасии на территории Старой Курихи, знакомство с жизнью святых |
4 1 5 10 |
2 1 2 1 |
1 1 4 10 |
1 1 4 4 |
2 1 10 6 |
1 1 5 2 |
11 6 30 33 |
Изучение жизни святых, сбор материала о храмах нашего района, посещение Дивеевского и Санаксарского монастырей, старой Курихи |
6. |
Обобщение материала. Оформление рефератов, составление презентаций, выступление с беседам перед учащимися. Участие в краеведческих Логиновских чтениях и областных конкурсах ИТОГО |
2 2 1 |
2 2 2 3 |
3 3 3 3 |
3 1 3 3 |
4 2 3 6 |
3 2 3 3 |
17 10 16 19 |
Написание рефератов, монтаж фотоматериалов и видео. Отчет о проделанной работе. Участие в краеведческих Логиновских чтениях, областны конкурсах "Юный исследователь", "Окно в мир", "Мир глазами детей", к-сах рисунков и сочинений. 204 часа (по 2 часа в неделю) |
Используемая литература
1 "На земле Вознесенской" Составитель главный редактор газеты "наша жизнь" Н.А. Шемяков. Вознеснеское-Арзамас 2009
2.В.И. Логинов "Отчий край".
3. Л.В.Суворова. "Мироведение".
Христианская жизнь. Клин. 2004г.
4. А.И. Тюрина, В.Д.Федотов. "История Горьковской области".
Горький, 1989год.
5. Т.А.Смирнова. "Хрестоматия по географии материков и океанов". Москва "Просвещение" 1987год.
5. Н. Филатов. "Нижегородские мастера".
Горький, Волго-Вятское книжное издательство 1988год.
6.В.Никуйник . "Памятка русскому человеку". Москва1993год.
7. Н.В. Филатов "Нижегородский край".
Н.Новгород 1994год.
8. "Развитие исследовательской деятельности учащихся" -Москва "народное образование, 2001г.
10.В.В. Артемов "Чудеса в православии и будущем России"
Москва. Вече. 2006.
11. Александр Киселев "Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории" Москва "Русская книга" 1992г.
12. " О родниках нижегородских". Священник Василий Варламов.
Православная педагогика. 2001г.
13. Журнал "Фома".
14.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва "Просвещение" 1982 год.
15.Туристско-краеведческие кружки в школе. Методические указания для руководителей. Под редакцией В.В.Титова. Москва "Просвещение" 1988 год