Организация интегративных уроков музыки в школе определяется нами как путь к творческому отражению жизненных реалий в доступной для учащихся художественной форме — игры-драматизации, которая помогает становлению и развитию личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей.
В музыкальном образовании она выступает в качестве:
- средства достижения педагогических целей и задач (развитие художественно-творческих и музыкальных способностей, мышления, воображения, креативности);
- метода творческого взаимодействия педагога и учеников;
- организационной формы занятий. На интегративных уроках музыки игра-драматизация обычно организуется по сюжету литературного или сценического произведения, в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в "лицах", при помощи комплекса выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены (группировки).
Сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация. Л.С. Выготский считал, что в любой игре присутствует драматизация [1].
Для выявления особенностей применения метода драматизации в музыкальном образовании выделим и проанализируем его основные функции — культурологическую, воспитательную, развивающую, коммуникативную, гносеологическую, компенсаторную, обучающую и терапевтическую.
Культурологическая функция — одна из важнейших: учащиеся не только получают впечатления от произведений художников, поэтов, композиторов, но и учатся воспринимать окружающую действительность по законам эстетики, что, в свою очередь, активизирует формирование и развитие их художественных интересов, вкусов и потребностей, помогает в создании художественно-игровых образов.
Благодаря знакомству с разнообразными произведениями искусства формируются не только эстетические чувства, восприятия, оценки, идеалы, но и художественная культура каждого учащегося.
Воспитательная функция заключается в том, что у учащихся вырабатываются ценностные ориентации, развивается инициатива, самостоятельность, взаимопомощь, класс объединяется в единый коллектив.
Различные по содержанию игры-драматизации способствуют воспитанию эстетических вкусов и потребностей, волевых качеств и мировоззрения, помогают накоплению нравственно-эстетического опыта ученика [2].
В процессе драматизации развиваются быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание, память, мышление в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов, художественные способности, поэтому можно говорить о ее развивающей функции. Реализация последней осуществляется с помощью различных ролей, проигрывание которых способствует развитию образно-ассоциативного мышления, игрового видения, воображения и фантазии.
С развивающей тесно связана коммуникативная функция, обеспечивающая формирование навыков общения. Выступая в определенной роли, учащиеся взаимодействуют с другими участниками, приобретая таким образом навыки общения.
Гносеологическая функция заключается в познании новых фактов, событий, явлений окружающей жизни с помощью зрительного, слухового и музыкального восприятия, воспитании умения "наблюдать" за развитием музыкально-сценического образа и драматического действия.
Драматизация компенсирует у детей потребность в эмоциональном общении, а также создает оптимальные условия для развития художественных способностей, так как ученик может проявить себя не только в одном виде художественной деятельности, а в нескольких одновременно. Таким образом, данный метод выполняет компенсаторную функцию.
Драматизация как учебный метод способствует усвоению разносторонних знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам, театральному искусству, живописи, вырабатывает исполнительские умения и навыки. Поскольку в процессе драматизации театрализуются не только персонажи литературных и художественно-сценических произведений, по и элементы музыкального языка, которые изучают школьники в процессе урока, можно выделить обучающую функцию.
Терапевтическая функция метода драматизации известна давно. В медицине широко применяется термин "психодрама". Самое общее определение значения психодрамы — это соединение театра с терапией, которое позволяет создать условия для естественного выражения своего "я" в выбранной роли, лучше попять самого себя, снять конфликтные ситуации в коллективе.
Необходимо отметить, что в практической деятельности педагога нередко возникают ситуации, требующие особого вмешательства. Они характеризуются аффективными нарушениями во взаимоотношениях учащихся как между собой, так и с конкретным учителем.
Для решения этой проблемы используется способность драматизации к разрешению детских конфликтов па материале художественных произведений, в которых есть развернутый сюжет, наличие конфликта и яркие театральные образы (положительные и отрицательные герои).
Использование метода драматизации па интегративном уроке музыки определяется нами как способ теоретического и практического овладения музыкальным материалом, художественными знаниями, умениями и навыками, соответствующий задачам личностно ориентированного музыкального образования.
Традиционный и интегративный урок музыки имеют общие параметры — цель, задачи, мотивы, способы управления деятельностью учащихся, однако различаются по содержанию и технологиям проведения.
В первом случае цель и образовательные задачи открыты, преобладают учебные мотивы, обучение осуществляется через включение в учебную деятельность; во втором они скрыты (или открыты, по опосредованы художественно-игровой задачей), преобладают игровые мотивы, стремление войти в игровую ситуацию, обучение происходит посредством включения в полихудожественную и игровую деятельность.
Традиционно в способе управления учебной деятельностью школьников преобладает прямое обучающее воздействие; на иитегративном уроке организуется инновационная, познавательная, игровая и полихудожественная деятельность, сочетающая косвенное и прямое воздействие па учащихся.
Мы выделяем несколько видов интегративных уроков музыки:
• уроки овладения новыми знаниями (моноурок, построенный па изучении одного классического, художественного, драматического произведения или творчества одного композитора, художника, драматурга, или урок-беседа);
• уроки формирования и усвоения умений и навыков (включающие театрализованные игры и драматизации);
• уроки обобщения и систематизации знаний (урок-конкурс, урок-путешествие);
• уроки повторения, комплексного применения знании, умений и навыков (включают в себя различные виды художественной деятельности и самостоятельную работу учащихся — вокальные, инструментальные, драматические импровизации, диалоги, инсценировку песен, сказок, иллюстрации к рассказам): комбинированные уроки, па которых решаются одновременно несколько образовательных задач (урок-концерт, урок-образ, урок-спектакль) — заключительные уроки четверти, полугодия, года.
Проведение игры-драматизации на интегративном уроке музыки требует от педагога не только специальных музыкальных способностей, по и знания элементов актерской техники и основ режиссуры, ярко выраженной эмпатии - способности к внутреннему, душевному перевоплощению. Вследствие этого педагог-музыкант выступает в качестве: актера, режиссера, драматурга; постановщика музыкального спектакля, инсценировок, музыкальных конкурсов, путешествий. КВН; дирижера, импровизатора, концертмейстера; лектора, рассказчика; психотерапевта; игротехника.
Интегратнвный урок складывается из различных видов художественной деятельности, однако представляет собой целостную систему, основанную на межпредметных связях. Его важнейшей задачей является воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства.
Как целостная художественно-педагогическая форма, он должен иметь свои специфические методические особенности: организацию сопереживания, постижения нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков.
Включение в интегратпвным урок музыки игр-драматизаций позволяет не только внести детей в мир большого искусства, но и организовать его по законам театрального действия.
Например, правомерно говорить о сюжете урока музыки, однако, в отличие от театральной постановки музыкально-сценического произведения, урок включает не только само действие, но может содержать биографические сведения о композиторах, писателях, драматургах, об истории создания художественных произведений, т.е. то, что должен знать учащийся при изучении предмета.
Само произведение, предназначенное для инсценирования, может включаться не целиком, а фрагментарно.
В ходе урока музыки один и тот же ученик может оказаться не только активным участником музыкально-сценического действия, по и зрителем, слушателем, критиком, композитором, режиссером, дирижером, билетером и т.п.
Следовательно, организация музыкально-образовательного процесса в условиях драматизации создает оптимальные условия для художественно-творческого развития учащихся и способствует их духовному росту.
Отметим ряд специфических задач, стоящих перед педагогом при проведении интегративных уроков музыки. Они заключаются в следующем:
- развитие эмоциональной идентификации в процессе разыгрывания ролей;
- развитие музыкальности, музыкально-творческих способностей, творческого воображения и мышления в художественно-игровой среде;
- получение, закрепление и накопление музыкально-исполнительского опыта, музыкальных знаний, умений и навыков в художественно-творческой деятельности;
- формирование художественных интересов, вкусов и потребностей средствами различных видов искусства.
Для реализации той или иной художественно-педагогической идеи интегративного урока педагог-музыкант должен опираться на такие принципы художественной дидактики, как интонационность, целостность, образность, ассоциативность и вариативность.
Идея целостного подхода к интегративному уроку музыки может реализоваться при двух условиях: тематической целостности урока и освоении одних и тех же закономерностей музыкального и вербального языка в различных видах художественной деятельности (исполнении, слушании, импровизации, декламации).
Образному единству задач на уроке искусства способствует выделение художественно-педагогической идеи, главное в которой — жизненное содержание, проникновение в "интонационный строй" художественного произведения.
Художественно-педагогическая идея — это главная мысль урока (или группы уроков), которая пронизывает все виды художественной деятельности и частнометодические задачи, продвигает детей и учителя к личностному, социально значимому результату, обеспечивает процесс развития, общение па уроке, окрашивая и выводя па уровень общечеловеческих ценностей каждый его момент.
Принципиально важным становится то, что художественно-педагогическая идея позволяет учителю вывести учебную тему в ее воспитательный пласт. Кроме того, она является своеобразным творческим замыслом урока, может иметь различное воплощение и в музыке, и в поэзии, и в живописи, и в драматическом искусстве.
Следовательно, художественно-педагогическая идея способствует созданию различных проблемных ситуаций, формирует эстетические идеалы, развивает познавательные интересы, стимулирует творческое воображение и фантазию детей, развивает ассоциативность их мышления [3].
Нам представляется важным, чтобы педагог умел подбирать музыкально-дидактический репертуар, словесный текст и воплощать их в форме игры-драматизации, которая создает необходимую атмосферу для восприятия художественного материала и постижения Духа музыки.
Таким образом, с помощью контрастных по характеру музыкальных произведений, каждое из которых наполнено определенной атмосферой, своеобразным сочетанием видов художественно-творческой деятельности школьников, с помощью театрализованной формы проведения интегративного урока создается "симфония" атмосфер.
Создание Духа урока музыки — это творческая задача каждого педагога-музыканта, для решения которой необходимо иметь художественное чутье, педагогическую интуицию, владеть элементами сценического мастерства и режиссуры, уметь внутренне перевоплощаться, а также учитывать эмоциональный, интеллектуальный и музыкальный уровень развития школьников конкретного класса.
Следовательно, организация интегративных уроков музыки в условиях взаимодействия и синтеза искусств поможет создать оптимальные условия для раскрытия многосторонних художественных способностей и установок учащихся, будет способствовать формированию сотворческой деятельности и гуманизации отношении педагога-музыканта и его учеников.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 2001.
2. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. М., 2003.
3. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 2008. № 2.