МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
на тему
Сущность и содержание предпринимательской деятельности
Выполнила: Лаврова Лариса Витальевна,
студентка 2 курса факультета менеджмента
и информационных технологий
заочного отделения
Научный руководитель:
Аношина Юлия Федоровна,
к.э.н., доцент
2009
Оглавление
1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
2. Содержание предпринимательской деятельности
3. Задачи предпринимательской деятельности
4. Правовой фундамент предпринимательства
5. Влияние внешней и внутренней среды на предпринимательскую деятельность
Список используемой литературы
Введение
Я выбрала эту тему для своей курсовой - потому что считаю предпринимательство двигателем прогресса, именно предпринимательство всегда вливает новые силы и идеи в человеческую деятельность, обновляя и совершенствуя в конечном счете экономику.
Цель работы - раскрыть сущность, формы и особенности предпринимательской деятельности, т.к. хорошему менеджеру присущи многие качества хорошего предпринимателя. Для овладения профессией менеджер необходимо изучить предпринимательскую деятельность.
Предпринимательство необходимо для любой экономики, как свежий источник идей, а иногда и места для рабочей силы, как свежая струя, вливающая силы и вносящая необходимые перемены.
Предприниматели - люди нашедшие в себе смелость, силы не идти по накатанной кале или плыть по течению, устроившись к "хозяину" на работу, они хотят сами руководить, быть хозяевами своей жизни. Это первопроходцы, которые никогда не останавливаются на достигнутом, их влекут перемены и совершенствование во всем. Они по-моему достойны восхищения. Пусть даже если их постигла неудача, они находят в себе силы начинать все с нуля. Предприниматели - упорные, трудолюбивые люди, обладающие ценным качеством - они готовы рискнуть, это очень умные люди, которые готовы взять ответственность не только за себя, но и за людей, работающих под их руководством. Они всегда полны новых идей, идут "на шаг вперед" всех остальных потому что предпринимательская деятельность всегда связана с новаторством.
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что "предпринимать" означает "затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного": отсюда "предприниматель" - "предпринявший" что-либо.
Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").
В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную
ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица" 1.
Такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"2, Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства. Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке3.
Однако и это определение не отличается полнотой. Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:
инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; · действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; · специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.
Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства.
Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя [4]4 на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.
1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим институтом любо рыночной экономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это - движущая сила поступательного развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.
Под предпринимательской деятельностью надо понимать не любую деятельность, связную с производством и реализацией товаров и услуг, а лишь связанную с обязательным вовлечением в хозяйственный процесс инновационного, поискового элемента, который может заключаться в различных моментах - поиске и освоении нового рынка, производстве новых товаров путем изменения профиля существующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методов организации производства, контроля за качеством продукции, новой техники и технологий; нахождение и использование новых источников материальных и финансовых ресурсов.
Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей - предпринимателей. Предприниматель является самостоятельным экономическим агентом, действующим на свой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе и материальную. Он может не быть собственником всего функционирующего капитала, но должен обладать правами на его использование, скажем, "пучком" из четырех прав:
1) права владения, то есть права исключительного физического контроля над благами;
2) права использования, то есть права применения полезных свойств благ для себя;
3) права управления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
4) права на доход, то есть права обладать результатами от использования благ.
Чтоб получить возможность использовать указанные права, он должен оплатить полному собственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в виде арендной платы). Кроме этого, потребуется еще и определенного размера оборотный капитал (например, затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.). приступая к предпринимательской деятельности (или к видоизменению прежней деятельности), предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить? Решение и его эффективность предрешается качеством следующих логически связанных действий.
Во-первых, должна быть выработана предпринимательская идея, основывающаяся на возможности возглавляемой предпринимателем фирмы и потребностях рынка. Эта идея воплощается в конкретном образе какого-либо товара.
Поскольку предпринимательская идея возникает, как правило, на абстрактном уровне, зачастую интуитивно, необходимо, во-вторых, осуществить ее экспертную оценку. Для последней крайне важно наличие разнообразной достоверной объективной информации, получаемой, главным образом, в результате исследования рыночной конъюнктуры (маркетинга) по крайней мере, по следующим позиция:
1) Возможно ли реальное воплощение предпринимательской идеи в практику его деятельности.
2) Каково на рынке соотношение между спросом и предложением товара (услуги), в котором воплощена предпринимательская идея, или какова возможность возбуждения роста спроса, если этот товар обладает качественно новыми потребительскими свойствами.
3) Каковы могут быть продажная цена предполагаемого к производству товара, а также собственные затраты предпринимателя на его производство или издержки производства.
Таким образом, схема предпринимательского решения, в самом общем виде, может быть представлена следующим образом:
предприниматель > выдвижение предпринимательской идеи > оценка возможности реализации выдвинутой идеи в практику предпринимательской деятельности > оценка предпринимательской идеи с точки зрения практической ситуации, складывающейся на потребительском рынке > проведение необходимых расчетов для определения возможного предпринимательского эффекта от реализации выдвинутой идеи > экспертная оценка полученной информации и результатов проведенных расчетов > принятие предпринимательского решения.
Предпринимательство по своей природе является рисковой деятельностью, поскольку то или иное действие предпринимателя содержит в себе возможность определенных потерь. Если предприниматель не рискует, то не сможет воплотить свою идею в жизнь. Риск представляет собой вероятность убытков или сокращения доходов по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское решение.
Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска, тщательно анализировать его причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требует определенного объема знаний в области общеэкономической теории, конкретной экономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзя сбрасывать со счета и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошлом опыте и проницательности.
В современных условиях деловые качества предпринимателя должны включать в себя, по крайней мере:
способность к творчеству при выявлении потребностей рынка, выработке предпринимательской идеи, других описанных выше логически последовательных предпринимательских действий;
способность к принятию решений и ответственности за них, к контролю за их выполнением.
умение подобрать необходимых для достижения поставленной цели работников и партнеров, стимулировать их заинтересованность в максимально эффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами.
С переходом к экономике рыночного типа усиливается роль малого бизнеса. В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия преобладают. Они оперативно приспосабливаются к рыночным условиям, быстро обновляют ассортимент продукции, используют новшества, обеспечивают рабочие места для значительной части населения и способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей населения. Малые предприятия укрепляют рыночную среду, привлекают средства населения в хозяйственный оборот, снижают социальную напряженность в обществе. Страны с переходной экономикой разрабатывают и осуществляют специальные программы поддержки и развития малого бизнеса.
2. Содержание предпринимательской деятельности
Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл.1.1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.
Таблица 1.1. Классификация предпринимательской деятельности
Признаки классификации | Характеристика предпринимательской деятельности | |||
По сфере деятельности |
Производственная | Коммерческая | Финансовая |
Сфера потребления |
По организационно-правовому статусу |
Без образования Юридического лица |
Частное предприятие |
Фермерское хозяйство |
Общество с ограниченной ответствен-ностью |
Малое предприятие |
Смешанное товарищество |
Закрытое или открытое акционерное общество |
Совместное предприятие | |
По отношению к собственности | Индивидуальная (без применения наемного труда) | Частная | Государственная | |
По количеству собственников | Индивидуальная, частная | Семейная | Коллективная | Смешанная, совместная |
По масштабам производства и численности работников |
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Большое предприятие | |
По территориальному признаку |
Сельская, районная |
Городская, областная |
Региональная, национальная |
Зарубежная |
По отраслевой принадлежности | Строительная, текстильная |
Метало- обрабатывающая, горнодобывающая |
Пищевая, судостроительная |
Энергетика, транспорт, связь |
В настоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т.д.
Анализируя различные точки зрения по этому вопросу, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее "угадывает", на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие - своеобразную компенсацию за этот риск.
Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.
Предпринимательская деятельность может осуществляться:
1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги;
2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности (рис.1.1).
Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее (рис.1.2).
Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.
В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:
новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию (табл.1.3);
действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции (рис.1.3).
Результатом каждого типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:
получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;
удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.
В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:
накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
улучшение социальных условий сотрудникам организации;
оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;
оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.
Рис.1.2 Общая схема предпринимательской деятельности
Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.
3. Задачи предпринимательской деятельности
Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления. Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.
Достижение роста прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; снижение численности работников; разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидности организации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.
Рис.1.3 Действия предпринимателя по разработке новшеств
Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.
Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель , взаимодействующий:
с потребителем как основным его контрагентом;
с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;
c наемными работниками;
с партнерами по бизнесу.
Взаимодействие предпринимателя или его представителей соответствующих служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требует соблюдения установленных форм, норм и правил сотрудничества.
Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства является сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка - это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена - удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.
Сделка считается заключенной сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят от направления и формы сотрудничества партнеров.
Основными направлениями сотрудничества могут быть сфера производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.
В сфере производственных отношений используются такие формы сотрудничества, как организация совместных предприятий; организация смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.
Основными формами сотрудничества в сфере товарообмена (встречная торговля) являются: бартер, бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерные операции, в которых участвуют три стороны и более).
В сфере торговли применяются следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форвардная сделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственных связей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара.
Взаимодействие предпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится к факторингу и коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которой осуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная или международная).
Осуществлять предпринимательскую деятельность (заниматься предпринимательством) могут:
а) граждане России, не ограниченные по закону в своей деятельности;
б) граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законами РФ;
в) объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры).
Российское законодательство запрещает занятие предпринимательской деятельностью военнослужащим, должностным лицам органов прокуратуры, суда и других правоохранительных органов, лицам, призванным в системе органов государственной власти осуществлять контроль над деятельностью организаций, а также лицам, которым запрещено заниматься этой деятельностью по приговору суда.
Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.
Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20: 40: 40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
В конкурентной экономике учитываются не только внешние затраты (оплата счетов поставщиков и зарплата по тарифным соглашениям), но и внутренние (потенциальный доход от альтернативного использования капитала - сдачи в аренду, ссуды и т.д.). Затраты при этом рассматриваются как плата, достаточная, чтобы сохранить за предпринимателем финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Они включают и нормальный предпринимательский доход. Поэтому даже минимальная прибыль сверх этих совокупных затрат обеспечивает стабильное положение организации на рынке. Не останавливает производство и временная нерентабельность, если размеры убытка меньше постоянных затрат, на которые приходится идти независимо от объема работ (% по прежним ссудам, содержание зданий, управленческого аппарата и т.д.).
Таким образом, современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.
4. Правовой фундамент предпринимательства
Конституция РФ от 12.12.1997 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10 94, ч. II - 26.01.2002) - это своего рода "конституция" предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: "Об акционерных обществах" от 26.12.2002 г. №202-ФЗ; "О некоммерческих организациях" от 12.01.2002 г. №7-ФЗ; "О производственных кооперативах" от 8.05.2002 г. № 41-ФЗ; "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8.02.2003 г. № 14-ФЗ.
Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 12.05.2002 г., "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.2001 г.; "Об инвестиционной деятельности" от 26.06.1991 г.; "Об иностранных инвестициях" от 04.07.2001 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.
Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.
5. Влияние внешней и внутренней среды на предпринимательскую деятельность
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды. Это прежде всего рынок , рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.
Предпринимательская среда (рис.1.4) - общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.
Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешней средой (табл.1.4):
государственной политикой в данной области;
деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;
внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.
Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.
Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:
консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);
оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.
Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.
Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:
а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.;
б) налоговые льготы и послабления;
в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.
6. Формы предпринимательства
Существуют две формы предпринимательства:
частная;
государственная .
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является деловое предприятие (фирма). Оно представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и полученной чистой прибылью. Выделяют следующие относительно стабильные основные структурные признаки, характеризующие отдельные предприятия:
высшие цели, которых стремится достичь предприятие (социально-хозяйственные, корпоративные);
производственные цели;
виды хозяйственной деятельности;
региональное расположение;
организационно-правовая форма;
собственники предприятия;
связи с другими предприятиями (система длительных производственных соглашений);
принципиальное оснащение факторами производства (профессиональный уровень персонала, оборудование, технологии, информация);
качественное разграничение предприятий (малое, среднее, крупное).
Будучи юридическим лицом, предприятие и фирма как субъекты предпринимательской деятельности в принципе однозначны. Вместе с тем в экономической практике термин "фирма" - это обобщающее понятие хозяйствующего субъекта и может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило, подразумевают однопрофильное производство. Предприятие как юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. У юридического лица должен быть самостоятельный баланс или смета, круглая печать, счет в банке.
В отличие от сложившегося естественным образом рыночного порядка предприятия базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, предприятие - их концентрацию. На рынке господствуют косвенные методы контроля, а внутри предприятия - прямые. Рынок исключает диктат, он основан на экономических стимулах. Предприятие, наоборот, предполагает единоначалие, административные формы управления.
Предприятия (фирмы) классифицируют по двум основным признакам:
формам собственности на капитал (государственные и частные);
степени концентрации капитала и количества работающих (малые, средние и крупные).
На государственных предприятиях учредителем и организатором производства является государство в лице федеральных, региональных или муниципальных органов. Обычно такие предприятия создают в тех отраслях экономики, которые не привлекают частных предпринимателей из-за чрезмерно больших первоначальных инвестиций или длительных сроков их окупаемости, для изготовления общественно значимых видов продукции, обеспечивающих национальную безопасность, осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, и др. Государственные предприятия могут функционировать как акционерные общества, когда единственным их учредителем и собственником акций являются центральные или местные органы власти, и как унитарные предприятия. Последние не являются собственниками закрепленного за ними имущества, которое находится у них в хозяйственном ведении или в оперативном управлении (казенные федеральные предприятия). В первом случае предприятие, а не государство несет имущественную ответственность по своим обязательствам, кроме ситуации банкротства, вызванного действиями учредителя. Во втором случае государство несет субсидарную (дополнительную) ответственность по долгам предприятия при недостатке у него имущества, находящегося в федеральной собственности. Государственные предприятия не свободны в своей хозяйственной деятельности и ценообразовании, поэтому их эффективность обычно ниже, чем у частных предприятий. Количество унитарных предприятий (13, 8 тыс) не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю их деятельности.
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности). Организационно-правовые формы частных предприятий следующие:
индивидуальные предприятия, где собственником капитала является один человек, который самостоятельно управляет им в своих интересах, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем обязательствам предприятия;
товарищества (партнерства) на паях, где объединен капитал нескольких лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права принадлежат всем партнерам, как правило, принимающим активное участие в деятельности товарищества, и они несут полную ответственность по его обязательствам. Наряду с ними могут быть партнеры, ответственность которых ограничена суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью);
акционерные общества (корпорации), где пай каждого участника-акционера подтвержден ценной бумагой - акцией, а его ответственность ограничена вкладом в данное предприятие. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили за акции. Корпорации имеют юридический статус, управление ими осуществляет верхний эшелон профессиональных менеджеров, работающих по найму.
В развитой рыночной экономике функционируют различные типы предприятий, в основном частные. В США, например, около 17 млн. разнообразных фирм, в том числе свыше 70% индивидуальных, 8-10% товариществ, принадлежащих двум или более лицам, и 18-20% акционерных обществ. При этом последние производят около 90% общего количества продукции и услуг.
Акционерные общества (АО) бывают закрытого и открытого типа. Закрытым АО считается то, в котором все акции принадлежат учредителям и не поступают в свободную продажу. Акционеры несут ответственность только в пределах внесенного капитала. Открытым (публичным) АО называется общество, акции которого свободно продают и покупают без ограничений на рынке ценных бумаг. АО и акционеры несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества. Если в уставном капитале АО есть доля государственного капитала, то оно называется смешанным. Одни АО могут участвовать в акционерном капитале других. Допустимым является и "взаимопроникновение" акционерных капиталов (система участий). На этой основе существует ряд типов акционерных объединений: синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы.
Синдикат представляет собой организационно оформленное соглашение, которое предполагает сбыт продукции его участников и закупки сырья для них через единый орган, создаваемый в форме акционерного общества. Выполнение этих функций может быть поручено одному из участников соглашения. Участниками синдиката могут быть АО, тресты и концерны. Например, Ярославский, Московский и Омский шинные заводы в 1991 году создали реализационную компанию - синдикат ЗАО "Сибур-шина", которые проводит единую для них политику в маркетинге, ценообразовании, инвестициях, учете, создает общую товаропроводящую сеть.
Трест является более развитой, чем синдикат, формой объединения, при которой различные предприятия объединяют в единый производственный комплекс. Они теряют свою юридическую, производственную, коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению из одного центра. В отличие от синдиката здесь совмещены все стороны хозяйственной деятельности предприятия.
Концерн - объединение производственного характера, создание которого, как правило, обусловлено необходимостью комбинирования, более тесного кооперирования различных производств, а также централизованного контроля и управления этими процессами. Наряду с промышленными предприятиями в концерн входят торговые, транспортные и проектно-конструкторские организации, банки, страховые компании и др. Значительное распространение во всем мире получил холдинг - орган управления концерном посредством холдинговой, или держательской компании. Она владеет контрольными пакетами акций, входящих в концерн предприятий и организаций, с целью контроля и управления их деятельностью. В одних случаях это осуществляет специально созданная холдинговая компания, выполняющая указанные функции (чистый холдинг), в других - ими наделяют существующую организацию (смешанный холдинг), состоящую в концерне. Холдинговая компания может не заниматься производственной деятельностью. Фактически холдингом являются любое АО или банк, владеющие контрольным пакетом акций других АО.
Консорциум - это финансовая группа, объединяющая юридически и экономически самостоятельные организации (предприятия, банки и др.) различных отраслей. Его создают для совместного размещения займа, реализации крупных промышленных проектов или проектов большой общественной значимости. В последнем случае участником может быть государство. Существование консорциума, как правило, заканчивается по мере завершения проекта.
Финансово-промышленная группа представляет собой зарегистрированный в установленном порядке ряд юридически независимых предприятий, финансовых инвестициональных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. При этом центральной (головной) компанией является или специализированная организация - управляющая компания, или ее функции выполняет входящее в группу производственное предприятие, банк, финансовая или страховая компания. Финансово-промышленные группы могут быть межгосударственными, межрегиональными и региональными.
Особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности - кооператив. Собственники средств производства в нем являются одновременно и работающими. Их доходы - это зарплата, которую они получают как работники, и прибыль, которую они имеют как собственники. В отличии от товариществ и акционерных обществ, где можно использовать собственный и наемный труд, кооперативы допускают лишь личную совместную трудовую деятельность их членов на основе принадлежащего всем имущества, образованного за счет паевых взносов. Прибыль участники кооператива получают в соответствии с трудовым вкладом, а не паем, как в товариществе.
В зависимости от степени концентрации капитала и количества работающих, а, следовательно, масштабов производственной деятельности, предприятия подразделяют на малые, средние и крупные. В рыночной экономике малых предприятий подавляющее большинство. Они быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, способны часто обновляться. Малые предприятия постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам на продукцию, низким издержкам производства. Они действуют в тех областях, где нет необходимости создавать массовое производство с большими затратами, и не служат помехой большому бизнесу. Малое предпринимательство традиционно поддерживает государство, используя льготное налогообложение и антимонопольное законодательство. Средние предприятия в развитых странах, в отличии от малых, не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к сокращению их числа. Они не так мобильны, как малые предприятия, и составляют значительную конкуренцию крупному бизнесу. Кроме того, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов - на их долю приходится самый большой процент поглощений. Критерии отнесения того или иного предприятия к разряду малого или среднего достаточно условны, в основном это численность работающих. В США к малым промышленным фирмам относят компании с числом занятых до 500 и к средним - от 500 до 1000, в большинстве стран Западной Европы - до 50 и 500, Японии - до 30 и 300. В нашей стране малыми предприятиями считают в промышленности - с численностью работающих до 200, в строительстве - до 150, науке - до 100, непроизводственной сфере - до 25 и в розничной торговле - до 15.
Крупные предприятия, имеющие как правило статус корпораций (АО), хотя их относительно немного, составляют основу производственного потенциала экономически развитых стран и создают большую часть их ВНП. Преимущества крупных фирм заключаются в том, что только им доступно массовое производство и широкое внедрение достижений научно-технического прогресса, т.к. они способны на крупные инвестиции и проведение серьезных научных разработок. Крупные корпорации обладают устойчивостью, являются действенным инструментом внутри - и межотраслевого перелива капитала, их никогда не ликвидируют, как мелкие и средние, а только меняют владельцев. Одно из главных условий стабильной эффективной деятельности корпорации - объединение капитала и диверсификация производства.
Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. .
Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.
У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:
1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;
2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;
3) экономия на масштабах производства;
4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые;
5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных. Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым - для извлечения сверхприбыли.
Заключение
Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в структурах сложившейся компании, Нужно расширять возможности организации, отвечать на изменяющиеся потребности общества и облегчить отдельным руководителям возможность принимать предпринимательские решения.
Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Пеншо ввел слово предприимчивость, означающее такого рода отношение к делу и сами действия. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.5
Список используемой литературы
1) Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 407 с.
2) Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 1994. С.313.
3) Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. М.: Высш. шк., 1994.
4) Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2003. - 594 с.
5) Гражданский кодекс Российской Федерации.
6) Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Спарк", 1997. - 52 с.
7) Л.И. Кошкин, А.Е. Хачатуров, И.С. Булатов, 2000.
Электронная версия, "Эколайн", 2000.
8) Мескон М.Х., Альберт М., Хедроури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело ЛТД", 1994 - 702 с.
9) Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: “Экономика", 2002.
10) Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М.: ТОО ”Вес", 2000.
11) Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 431 с. - (Серия "Социально-гуманитарное образование")
12) Экономика: Учебник для юристов / Под ред. доктора экономических наук, профессора Д.В. Валового. - М.: Издательство "Щит - М", 2002. - 368 с.
1 Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 1994. С. 313.
2 Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июля 1995 года № 88-Ф3.
3 Гражданский кодекс РФ.
4 Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. М., Прогресс, 1992. С.142
5 Мескон М.Х., Альберт М., Хедроури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело ЛТД", 1994 - С.46