Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
Социальная политика
Краснодар - 2009
Содержание работы
1. Цели социальной политики и ее основные направления
2. Социальная защита населения
Тесты
Список литературы
1. Цели социальной политики и ее основные направления
На современном этапе развития научно-технической революции ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации:
«1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Укрепление рыночных отношений в России должно происходить в условиях устойчивого экономического и социального развития. Единственным гарантом этого должно являться сильное социальное государство. Сильное социальное государство – это государство, которое органически соединяет экономические свободы и идеалы социального прогресса, развивает экономику применительно к человеку, а не приспосабливает человека к экономической политике. Главный приоритет социальной политики - человек, его интересы и свободное развитие, достойный уровень и качество жизни.
Социальное государство призвано:
Обеспечить экономические и правовые гарантии реализации неотъемлемого права каждого своим трудом и знанием добиваться собственного благосостояния;
Создать механизм социальной защиты всех групп населения и в первую очередь наименее защищённых его слоёв;
Не допустить массовой безработицы, а в случае потери работы обеспечить безработным возможность переобучения и переподготовки, повышая тем самым свою конкурентоспособность на рынке труда;
Создать систему социального страхования;
Не допустить падения уровня жизни социально незащищённых слоёв населения;
Установить судебную и административную ответственность всех производителей социальных услуг за их качество, обеспечить контроль над социальной сферой;
Добиться радикального улучшения демографической ситуации, снижения смертности населения.
Исходя из этого, можно сформулировать основные цели социальной политики:
развитие и устойчивая работа отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
реальное участие граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника;
социальная защита и поддержка нуждающихся;
проведение политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации;
защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации.
Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Основные направления социальной политики.
Обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества |
Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда |
Перераспределение доходов в обществе Выплаты пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным Общее образование и необходимая медицинская помощь для всех |
Либерализация бизнеса Поощрение малого бизнеса Поддержка высокой занятости Регулирование трудовых отношений |
Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор.
Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
Основная задача социальной политики – формирование эффективной системы социальной защиты. Основные направления социальной политики в этой области:
Первое направление – поддержка беднейших слоев населения (как правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности, - больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума, включающий минимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономического развития страны и сформировавшейся системой потребностей населения.
Второе направление – обеспечение гарантии права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и место приложения труда. Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, должна существовать общедоступная система получения среднего, специального, высшего образования. Должны быть законодательно регламентированы социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д., определены права работников при найме или увольнении. Также надо заметить, что контроль за соблюдением своих прав должны осуществлять и сами трудящиеся, объединяясь в профсоюзы и т.д.
Третье направление – регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. Программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент от общего количества рабочих мест.
В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является защита населения от безработицы.
Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах:
Социальную политику нельзя проводить без чёткого налаженного механизма государственного воздействия на её содержание и тенденции развития. Социальная политика затрагивает сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и социальной защищённости населения. Она должна ликвидировать или смягчить негативные социальные последствия рыночного хозяйствования в стране.
В социальной политике государства выделяют обычно несколько уровней её реализации: федеральный, региональный, уровень общественных организаций и объединений граждан, личностный.
Также принято выделять коллективные и индивидуальные формы реализации социальной политики государства.
При коллективных формах реализации социальной политики всем субъектам, применительно к которым направлены государственные меры, выдаются гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия (малообеспеченным гражданам) и т.д.
При индивидуальной форме реализации социальной политики государственные меры касаются конкретных граждан и конкретных их категорий (матерей-одиночек, беженцев, инвалидов и т.д.).
В настоящее время социальная политика государства строится на основе важнейших принципов:
социальная справедливость;
равенство возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;
гарантия получения со стороны государства основных материальных благ и услуг в размере минимально допустимого социального «стандарта», например, минимальной зарплаты, пенсии, минимального потребительского бюджета и т.п.
Реализация этих принципов осуществляется соответствующими органами и службами исполнительной власти всех уровней.
Модели социального обеспечения в зарубежной и отечественной практике социальной поддержки выдержали сущность исторического пути государств, стремившихся найти механизмы, регулирующие общественные отношения и позволяющие избежать социальных катаклизмов. В зарубежной литературе принято говорить о трёх моделях социальной политики: остаточной, государственно-распределительной и индустриально-экономической. Остаточная модель социальной политики начинает формироваться в Англии с законов о бедных. Принимаемые законы стремились регулировать процесс обнищания населения, определялась система мер по государственному контролю за бедностью, разрабатывалась налоговая система. Перераспределительная модель сложилась в результате развития социал-демократической идеологии и деятельности профсоюзов по защите интересов трудящихся. Скандинавские страны, а также Германия, где роль государства в решении этих задач является главенствующей, наиболее полно представляет эту модель. В Германии принципы социального страхования, социального обеспечения, социальной помощи являются доминирующими в системе социальной политики. Модель индустриально-экономического развития была описана Хандмайденом. В её основе предположение, что институты социального благосостояния выступают как дополнение в экономике. Модель социально-экономического развития представлена системой социальных гарантий, которые наиболее ярко представлены в Японии. В основе модели лежат следующие принципы: пожизненный наем, зарплата по старшинству, пофирменные профсоюзы.
В условиях переходной экономики России социальная политика отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ. С другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества. Это определяет ориентацию социальной политики на выполнение принципа экономической рациональности, в соответствии с которым задача государства – создание условий для повышения доходов.
Исходя из всего вышесказанного сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях: экономической, защитной, распределительной, идеологической. Экономическая функция социальной политики реализуется на практике через распределительную и защитную функции. Распределительная функция социальной политики предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов, в соответствии с критериями эффективности и общепринятыми представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом. Идеологическая функция социальной политики состоит в сохранении основ духовного и культурного развития населения, смягчении социальных противоречий и снятии возникающих на экономической почве конфликтов для достижения в обществе состояния социального мира и партнерства. Реализуя в экономике в той или иной мере сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, социальная политика воплощает на практике общечеловеческие идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая воедино общество и экономику.
2. Социальная защита населения
Одной из основных и традиционных функций социальной политики, проявления которой можно найти во все времена и во всех экономических системах, является ее защитная функция.
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки. Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.
Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора, самоответственность граждан.
Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий.
Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.
Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.
Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.
Тесты
1. Реализация основных принципов социальной политики в России в начале ХХI века заключается в:
а) повышении уровня жизни подавляющей части населения;
б) повышении качества жизни;
в) росте дифференциации доходов населения;
г) росте реальных доходов так называемого среднего класса;
д) ослаблении дифференциации доходов населения;
е) смягчении социальных противоречий.
Ответ Е. Социальная политика - предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Также она предполагает помощь малообеспеченным слоям населения за счет перераспределения доходов, что в конечном итоге и образует смягчение социальных противоречий.
2. Социальная политика государства:
а) финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения;
б) предоставление финансовых льгот частному капиталу;
в) льготное кредитование наукоемких производств;
г) сокращение доходной части государственного бюджета;
д) регулирование уровня минимальной заработной платы.
Ответ Д, т.е. «регулирование уровня минимальной заработной платы», однако социальная политика государства включает в себя не только этот пункт. Регулирование минимальной заработной платы является основным направлением социальной политики и позволяет корректировать не только прожиточный минимум, но и все возможные льготные выплаты малообеспеченным слоям населения. От уровня минимальной зароботной платы зависят коммунальные платежи, транспортные платежи, цены на продукты потребительской корзины и т.д.
Список литературы
Абрамова М.А., Александрова Л.С. В чем суть бюджетной политики и каковы ее основные инструменты?// Российское аналитическое обозрение, 1999. №13.
Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2007.
Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Кнорус, 2008.
Современная экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Экономическая теория: учебник/ под ред. И.П. Николаевой – М.: Проспект, 2007.
15