Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы»
Выполнил: студентка гр. СР – 41 Горбунова К.А.
Алтайский Государственный Технический Университет им. И.И. Ползунова
г. Барнаул, 2006
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненноважных показателей общества в целом [1, с. 86-94].
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.
Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.
И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы (чтобы развитие современной России было прогрессивным).
И так как я хочу, чтобы страна, в которой я живу, была высокоразвитой во всех смыслах, в том числе и в социальном плане (хотя в принципе одно без другого невозможно), я решила всесторонне изучить данную проблему, выбрав для этого тему социальной политики для своей курсовой работы.
Объект: социальная политика
Предмет: особенности социальной политики, ее направления, основные механизмы реализации ее на практике
Цель: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;
3) выявить связь социальной политики и социальной работы;
4) узнать, как реализуются социальные программы.
Сущность социальной политики и ее основные направления
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.
Политика – это:
- отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания по поводу завоевания, сохранения упрочнения власти;
- система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
- практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
- участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;
- искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, профессиональные, и иные качества[8, с.78].
Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства – власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия [8, с. 79].
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп и общества в целом.
Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения [8, с. 79].
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития [13, с. 49].
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
гуманизм, социальная справедливость;
системность, непрерывность, преемственность;
сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения [8, с. 83].
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
прогностическая;
социальная защита населения;
управление социальными процессами и др. [8, с. 80].
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:
А) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
Б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов) [9, с. 345].
Также, по мнению В. В. Колкова, на основе анализа деятельности современных государств можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа [11, с. 235]. А, В.М. Капицин, к числу ее основных направлений относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев [11, с. 234].
Итак, по сути говоря, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране [2, с. 35].
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны.
Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области
Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].
Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.
Особенностью современного российского государства является и то, что оно выступает феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества.
Нынешнее кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях:
а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах);
б) окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе;
в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и у второго путей развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося государства как политического института [4, с. 250].
Можно высказать и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) — это именно так [6, с.239] .
Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.
А ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения [3, с. 415].
В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это – иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежании социального взрыва и нестабильности в обществе [6, с. 43].
Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешнее России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: свехбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1 : 20 : 50 и более ( по данным разных источников). Хотя в развитых странах это состояние составляет 1 : 5 : 10 [6, с. 44].
Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой ситуации. И поэтому, принимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но они часто непоследовательны, а принимаемые меры оказываются далеко неполными и, самое главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах сложилась разная система социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Так, к примеру, для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством [15, с. 31].
Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще [15, с. 12]. Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов (бюджетные и внебюджетные). Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные - за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.
Наиболее развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать систему социальной политики датского государства.
Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения делает возможным осуществление такой социальной политики, когда в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть « государством всеобщего благосостояния» [15, с. 32].
Что же касается России, то здесь в плане проведения социальной политики также следует отдавать предпочтение государству, и не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованы, порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование налоговой системы) [1, с. 54 - 55].
Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня в России. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.
Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России – сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего системного кризиса [5, с. 28].
Но сегодня, несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.
Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза [5, с. 28]. Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация. Одна из главных задач – это необходимость повышения размера оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другие социальные услуги.
Итак, подводя итоги, можно сказать о том, что на сегодняшний день в России положение ее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий, проводимых в рамках социальной политики. Главная задача последней состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Также, хотелось бы сказать о том, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийся свой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и рост благосостояния граждан, социальной справедливости в целом.
Наша страна – это обширная территория с многонациональным населением. И на сегодняшний день существует огромное количество социальных проблем и противоречий в обществе.
Как раз таки, роль государства здесь в том, что оно призвано решать эти проблемы и, вообще, стараться не допускать их возникновения (т.е. проводить их определенную профилактику). Все действия государства по осуществлению данной задачи принято называть социальной политикой.
Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через: а) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами [7, с. 23].
Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).
В свою очередь, на выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:
субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;
политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ [8, с. 241].
При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.
Существует несколько технологических фаз механизма реализации:
- научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений;
- определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;
- нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы – принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;
- административно-организационное и мативационно-пропогандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;
- контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы [8,с. 85].
В социальной политике можно выделить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный [8, с. 89].
Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.
Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.
Практически-организационный компонент социальной политики государства – это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.
Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях.
Организаторская деятельность – это распределительная деятельность управленческих органов, цель которой – рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания [8, с. 90]. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:
глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;
подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;
доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;
разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;
координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;
проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности [8, с. 91 - 92].
Вычленение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно- познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.
Однако методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и при том активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность.
Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров – обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях, предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни [8, с. 100].
Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы и ее инфраструктуры.
А многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого в конечном счете зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.
Т.о., социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика – стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие [9, с. 119]. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика – более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа – деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев общества, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.
Как уже говорилось ранее, сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.
Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.
Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.
На мой взгляд, в настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более, чем 38 миллионам детей России.
Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи. Дети не получают достаточного питания, их нечем лечить, и нередко не в чем отправлять в школу. Поэтому выполнение Федеральной целевой программы “Дети России” - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.
Впервые, программа «Дети России» была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение еще раз свидетельствовало, что в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы "Дети России" со времени первого ее утверждения (1993) несколько раз продлевалось. В этом году заканчивается срок ее действия (2003 – 2006), и в настоящее время ведется разработка данной программы на еще несколько ближайших лет [2, с. 35].
Так, в 1993г. первоначально в программу входило только 5 федеральных целевых программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера". "Планирование семьи", "Дети Чернобыля". В 1994г. в программу включена федеральная целевая программа "Развитие индустрии детского питания". В 1995г. Указом Президента Российской Федерации Правительству поручено включить в состав президентской программы "Дети России" федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", которые и реализуются в составе президентской программы с 1996г.
В 1996г. в состав программы также были включены федеральные целевые программы "Безопасное материнство" и "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996 - 2000 г.г.", "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [2, с. 36].
Основной целью президентской программы "Дети России" является создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, в том числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий.
В ряду приоритетов программы:
- обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей, в том числе проживающих в крайне неблагоприятных природно-климатических и экологических условиях, а также новорожденных детей;
- профилактика врожденной инвалидности детей и меры по медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;
- обеспечение физиологических потребностей детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания;
- охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей;
- улучшение условий обучения и развития детей, в том числе с недостатками в развитии, проживающих в отдаленных районах Севера, в зоне Чернобыльской катастрофы, создание благоприятных условий для развития одаренных детей
- предупреждение социального сиротства, развитие механизмов, позволяющих обеспечить воспитание детей-сирот в семейных условиях, совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для нормального физического, психологического, образовательного и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- развитие и оптимизация сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации; уменьшение масштабов беспризорности детей и создание механизмов возвращения этих детей в общество [15, с. 54].
Государственными заказчиками федеральных программ, входящих в президентскую программу "Дети России", являются:
- Министерство труда и социального развития Российской Федерации (программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
- Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (программы "Дети-сироты", "Одаренные дети");
- Министерство здравоохранения Российской Федерации (программы "Планирование семьи", "Безопасное материнство");
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (программа "Развитие индустрии детского питания");
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (программа "Дети Чернобыля");
- Министерство региональной политики Российской Федерации (программа "Дети Севера");
- Федеральная миграционная служба России (программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев");
- Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи (программа "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996-2000 годах) [2, с. 49].
Наряду с госзаказчиками непосредственное участие в разработке и реализации программы принимают еще 10 федеральных министерств и ведомств, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, большое число научно-исследовательских и конструкторских учреждений и вузов, Федерация независимых профсоюзов РФ, неправительственные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные предприятия и, прежде всего, учреждения социальной инфраструктуры детства на местах. Таким образом, субъекты Российской Федерации являются полноправным партнером федеральных органов исполнительной власти по выполнению программы, вносящими очень большой вклад в достижение программных целей.
Большое число участников выполнения программы и необходимость в условиях ограниченных средств бюджета строго целевого и наиболее эффективного их использования потребовали совершенствования механизма реализации президентской программы "Дети России".
На уровне министерств - государственных заказчиков федеральных целевых программ в составе президентской программы "Дети России" установлена процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов и заключения государственных контрактов (договоров), созданы дирекции по управлению программами с привлечением независимых экспертов - известных специалистов по проблемам, решению которых посвящены программы.
Координатором выполнения президентской программы "Дети России" в целом определено Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по реализации программных мероприятий и эффективному использованию средств федерального бюджета с 1997г. работает Координационный совет по реализации программы "Дети России" .
Выполнение программы постоянно находится в поле зрения Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания. За период реализации программы ход ее выполнения рассматривался на заседаниях Правительства Российской Федерации, неоднократно обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной Думе.
К сожалению, все нарастающий дефицит финансовых средств не позволяет обеспечить финансирование президентской программы "Дети России" в полном объеме в соответствии с федеральным бюджетом. Если в 1994 г. расходы по программе были отфинансированы на 100%, то в 1997г. - всего на 69%. В 1998 в связи с разразившимся финансовым кризисом финансирование программы осуществлено на 52,9%. Наиболее острой проблемой в условиях сокращения инвестиций является финансирование капитальных вложений, что в первую очередь влияет на выполнение программ "Развитие индустрии детского питания", "Дети-сироты", "Дети Севера" [2, с. 39].
Вместе с тем широкий резонанс, вызванный реализацией программы, а также инициирование программой усилий субъектов РФ в сфере улучшения положения детей стимулирует разработку и реализацию территориальных программ по улучшению положения детей в регионах. В настоящее время в 77 субъектах РФ разработаны и реализуются программы, подобные программе «Дети России». Так, в Алтайском крае в рамках президентской программы «Дети России» действуют краевые социальные программы: «Семья, женщины, дети», «Дети Алтая», «Дети инвалиды», «Одаренные дети». Все активнее в реализации программы участвуют общественные организации, особенно на региональном уровне [2, с. 40].
Одним из основных направлений программы является создание и совершенствование нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности: принят в первом чтении проект федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации"; подготовлен проект федерального закона "Об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав", который в установленном порядке направлен на рассмотрение в субъекты Российской Федерации; ведется работа над законопроектом "О медико-социальной реабилитации хронических наркоманов и алкоголиков"; Правительством Российской Федерации утверждено типовое положение об образовательном учреждении - центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.
Подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации: Концепция государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях; рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о принятии мер по решению проблем детской безнадзорности [2, с. 41].
Все вышесказанное свидетельствует о сохранении в ближайшей перспективе актуальности президентской программы "Дети России", эффективности решения стоящих проблем на программно-целевой основе. В этой связи в федеральном бюджете на 1999 год предусмотрено целевое финансирование президентской программы "Дети России" в разбивке финансирования по федеральным целевым программам, входящим в ее состав. При этом удалось сохранить планируемое финансирование программы в целом на уровне несколько выше закона о федеральном бюджете на предыдущий, 1998 год. Также приоритетность выделения средств на программу "Дети России" подтверждается распределением на этапе утверждения федерального бюджета объемов потенциального дополнительного финансирования по федеральным целевым программам из дополнительных доходов.
Т.о., результате реализации программы удалось в сложных социально-экономических условиях не только смягчить переход к рынку для наиболее уязвимых групп детей, но и создать новые, адекватные рыночной экономике и демократическому общественному устройству механизмы защиты прав детей, закрепить их законодательно и приступить к созданию новых социальных технологий в защите прав детей, в том числе наиболее социально уязвимых групп детей, на жизнь и развитие, сформировать необходимую для их обеспечения сеть специальных учреждений, прежде всего учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что реализация различного рода социальных программ является одним из важнейших механизмов достижения целей социально политики государства, в приоритетах которой, безусловно и прежде всего, должны стоять социальная справедливость в обществе, социальная защищенность всех граждан, принцип всеобщего благосостояния.
Также, хотелось бы сказать о том, что немаловажное значение имеет место осознанность того, что мы делаем, т.е. необходимо, чтобы социальные программы добросовестно выполнялись на всех уровнях (федеральный, региональный, местный), и, чтобы каждый из нас знал, какая ответственность лежит на нем перед обществом, лишь только в этом случае мы сможем добиться того, чтобы результаты нашей социальной политики приносили лишь положительные результаты.
Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.
Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек – общество – государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик.
Поэтому в нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры по улучшению сложившейся ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством государственных решений) и плавно вводились в сложную систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.
Написав данную курсовую работу, я попыталась разобраться в таком сложном явлении как социальная политика, осознать что-то новое для себя.
В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т. е. я изучила теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Чтобы достигнуть выше изложенной цели, мне пришлось разрешить ряд, обусловленных ею задач.
Таким образом, я выяснила, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).
Изучая особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области, я поняла, что сегодня перед нашим государством стоит выбор, по какому пути развития пойти в социальной политике. И чтобы правильно решить данную задачу, необходимо учитывать не только свой собственный опыт, но и опыт иностранных государств в данной сфере.
Также работая над своей курсовой, я выяснила, что социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой, по сути говоря, одна без другой просто невозможна. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, есть место и обратной связи, т. е. социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.
Одним из механизмов реализации социальных программ является разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ.
Социальные программы в нашей стране реализуются посредством трех уровней: федерального, регионального и местного. Основной проблемой реализации данных программ является их недофинансирование. А, вообще, они призваны решить уже давно наболевшие проблемы нашего общества.
Таким образом, социальная политика, - это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.
1. Батурин Л. А., Бутов В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. – Минск: Издательство «Слово», 1997. – 342 с.
2. Жуков В. И. Потенциал человека: Индекс социального развития // Семья в России. - № 3, 1996. – с. 34 – 40.
3. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «МарТ», 2005. – 528 с.
4. Лукьяненко В.И. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: Издательство «Союз», 1994. – 339 с.
5. Пешихонов Ю. В., Водопьянов С. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы // Финансы. - № 3, 2001. – с. 20 – 39.
6. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
7. Смирнов С. С., Исаев Н. А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. - № 2, 1999. – с. 21 – 29.
8. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.
9. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е изд. – М.: Академический проект, 2004.- 496 с.
10. Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист. – № 4, 1997. – с. 15 – 19.
11. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 692 с.
12. Холостова Е. И. Теория социальной работы: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.
13. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист.- №1, 1999.–с. 48-55.
14. Шаронов А. Социальная сфера и социальная политика, умеренная либерализация // Российский социально-политический вестник. - №1, 1998.– с. 19 - 26.
15. http://www.socreferat.popal.ru
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru