Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Прибыль и факторы, ее определяющие

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра экономической теории


Курсовая работа


на тему:


«Прибыль и факторы, ее определяющие»


Выполнила:

студентка I курса (ускоренного)

12 группы заочного факультета

(личное дело № 99252)

Буравлева Жанна Юрьевна

Адрес: г. Саратов, Т. Шевченко, 7-2

Место работы: Кировское отделение С/б № 19


Руководитель:


Прибыль и факторы, ее определяющие

Прибыль и факторы, ее определяющие


Саратов

2000

ПЛАН



стр.

Введение


3

Глава 1. Экономическая природа прибыли


§ 1. Сущность прибыли. Подходы к определению прибыли

§ 2. Прибыль как факторный доход


§ 3. Функции прибыли


Глава 2. Факторы прибыли


§ 1. Экономическая прибыль и предприниматель

§ 2. Источники экономической прибыли

2.1. Неопределенность, риск и прибыль

2.2. Неопределенность, инновации и прибыль

2.3. Монопольная прибыль

§ 3. Факторы бухгалтерской прибыли рыночных корпораций


5


5

8


12


14


14


16


16


17

18


20


Заключение


25

Список использованных источников


27

Введение


Помимо заработной платы, процента и ренты эко­номисты часто говорят о четвертой категории дохода, которая называется прибылью. Что такое прибыль? Чем она отличается от процента и вообще от дохода на капитал?

В многочисленных учебниках по экономической теории, в научных книгах и статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими.

В экономической литературе существует множество самых различных трактовок прибыли. Подчас различные трактовки прибыли и ее источни­ков, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.

В реальной действительности прибыль — конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основ­ной показатель эффективности любого предприятия и фирмы. Высокие прибы­ли заставляют капиталы мигрировать из одной отрасли в другую. А в современ­ных условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда национальные границы стали узки для высокопроиз­водительного производства, капиталы, а вслед за ними и рабочая сила сво­бодно перемещаются из одной страны в другую, перестраивая структуру ин­тернациональной экономики.

В этом случае проблема доходов и прибыли становится еще более актуальной и при­ковывает к себе внимание не только практиков, но и теоретиков. При этом основным вопросом остается загадка природы прибыли, ее источник и ме­ханизм формирования.

Практическая и статистическая прибыль рассчитывается как остаток после вычета издержек производства из объема продаж. Например, продано товара на 1000 руб. Издержки составили 700 руб. Издержки включают в себя стоимость расходов на сырье и материалы, амортизацию, заработную плату, проценты за кредиты, страховку и прочее. В таком случае прибыль составит 300 руб. На практике все очевидно. Но, тем не менее, не совсем понятен механизм ее формирования. Как до начала любой формы предпринимательской деятельности определить величину прибы­ли и найти, где скрывается ее источник?

В экономической теории нет единого ответа на эти вопросы. У одних авторов под термином «прибыль» объединены все формы дохода — процент, заработная плата, предпринимательский доход, рента. У других — это только процент на капитал. В марксистской литературе прибыль — превращенная форма прибавоч­ной стоимости, порожденной только наемным трудом. Правда, Маркс при рас­смотрении скорости оборота капитала видел у прибыли еще один источник — скорость движения капитальной стоимости. Шумпетер считал, что прибыль — это только доход новаторов, который исчезает под влиянием конкуренции, в то же время Маркс видел источник такого дохода в добавочной прибыли. На Запа­де широко распространена концепция, видящая в прибыли плату, которую не­сет общество за риск предпринимательства.


Глава 1. Экономическая природа прибыли


§ 1. Сущность прибыли.

Подходы к определению прибыли


Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущ­ность и формы.

Рассмотрим два подхода к определению сущности прибыли.


Марксистская трактовка прибыли.


Согласно ей, при­быль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Это пре­вращение заключается в том, что прибавочная стоимость, являю­щаяся продуктом переменного капитала, выступает как порождение всего авансированного капитала (постоянного и переменного), ибо для владельца средств производства важно не только, как используется рабочая сила, но и насколько эффективно используются и средства производства. Поэтому ее величину определяют как разницу между стоимостью товара и издержками его производства (если товары реализуются по стоимости). Однако следует иметь в виду, что прибыль товаропроизводитель получает лишь после реа­лизации товара. Реализованная прибавочная стоимость в этом слу­чае принимает денежную форму и выступает в качестве прибыли1.

Прибыль, являясь реализованной прибавочной стоимостью, может отклоняться от последней под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены.

По своей экономической сущности прибыль, как и прибавочная стоимость, является результатом неоплаченного труда рабочего и выражает сущность эксплуатации.


Современная экономическая наука о сущности прибыли


Современная экономическая наука рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства: труда, земли, ка­питала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, т.е. присвое­ния неоплаченного наемного труда, она исходит из того, что сущ­ность прибыли и предпринимательского дохода вытекает из функ­ций предпринимателя, которые включают:

- проявление инициативы по соединению ресурсов для произ­водства какого-либо товара и услуги;

- принятие основных неординарных решений по управлению фирмой;

- внедрение инноваций путем производства нового вида продук­та или совершенствования и радикального изменения производст­венного процесса;

- несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.

Отсюда вытекают следующие определения прибыли:

а) прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятель­ности;

б) прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;

в) прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности;

г) прибыль - это доход, возникающий при монопольном положении производителя (продавца) на рынке.

Многое экономисты, прежде всего Йозеф Шумпетер, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей, получаемый в ре­зультате применения новых технологий.

История крупнейших состояний прошлого демонстрирует значи­тельный элемент удачи при образовании многих из них. Открытие месторождений нефти, патенты, маркетинговые и спекулятивные успехи являются примерами случайности в системе прибылей и убытков1. При рассмотрении прибылей всегда нужно иметь в виду неопределенность и риск.

Экономическая наука исходит из того, что предприниматель должен обязательно получать нормальную прибыль, ибо в противном случае он не будет вкладывать деньги в конкретную область производства. Поэтому нормальная при­быль включается в общие издержки производства. Общий доход фирмы, превышающий общие издержки (включая и нормальную прибыль) составляет экономическую (чистую прибыль).

Рассматривая эти два подхода к определению сущности прибыли, следует заметить, что оба они имеют право на жизнь. Недостат­ком теории К. Маркса о сущности прибыли является то, что она напрямую увязывается с частной собственностью и степенью эксплуатации рабочих. Однако, как показала практика, вопрос стоит не в наличии частной собственности и факта отчуждения неоплаченного труда. Создаваемый продукт может отчуждаться не только собственником, но и государством. И здесь важно не только количество отчуждаемого продукта, но и то, в чьих интересах он ис­пользуется, т.е. в соотношении собственности и управления. При­мер Швеции и бывшего Советского Союза наглядное тому под­тверждение.

В Швеции имеет место отчуждение продукта наемного труда не только фир­мами, если понимать этот процесс в трактовке традиционной поли­тической экономии, но и государством в форме налогового обло­жения. Но всем хорошо известно, что в Швеции один из самых высоких в Европе уровень налоговых ставок. Одновременно в Шве­ции один из самых высоких в мире уровень жизни населения, в том числе и наемных работников. Нельзя не отметить, что высокий уровень эксплуатации имел место в СССР, руководители которого заявляли на весь мир о создании развитого социализма, об унич­тожении в странах социализма эксплуатации и всего, что с ней связано. Весьма весомая часть отчуждаемого у работников продукта их труда направлялась на цели, ничего общего с их благосостояни­ем не имеющими. Достаточно вспомнить огромные затраты на ве­дение холодной войны, милитаризацию национального хозяйства Советского Союза, курс на преимущественное развитие производства средств производства и т. д1.

Недостаток второй точки зрения на сущность прибыли состоит в том, что, определяя, за что предприниматель получает прибыль, она не дает ответа на вопрос, где источник этой прибыли. Как известно, на рынке обмениваются эквиваленты (Т - Т). Значит, извлечь выго­ду на рынке нельзя. Здесь происходит лишь перераспределение этой выгоды между его участниками. И здесь, думается, ближе к истине К. Маркс, доказывающий, что прибыль есть результат про­изводства.

§ 2. Прибыль как факторный доход

Итак, мы установили, что прибыль в рыночном хозяйстве является вознагражде­нием такого специфического фактора как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неося­заемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Но что понимается под термином прибыль, когда мы говорим о факторном доходе?

Прибыль обычно определяют как разность между пол­ной выручкой и полными издержками. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые вопросы. Определение полной выручки не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции на це­ну единицы товара). Но что следует включать в полные издержки?

С точки зрения бухгалтера, в издержки должны вклю­чаться денежные расходы, которые фирма несет на приоб­ретение машин, оборудования, сырья, материалов, на вы­плату заработной платы работникам и т. д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, она покупает необходимые ре­сурсы на рынке. Поэтому эти затраты называются внешни­ми издержками. Внешние, или бухгалтерские издержки, включают в себя только явные денежные затраты. В этой связи бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими) издержками.

Однако, согласно экономической теории, капитал является одним из факторов производства, а вознаграждение каждого фактора производства соответствует его предель­ному вкладу в создание продукта, и следовательно, должно входить в издержки. Другими словами, в экономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью фирмы.

Любые затраты, а значит, и издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми прихо­дится жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу приложения своего капитала, сравнивает альтернативные варианты с точки зрения ожидаемых выгод и вы­бирает наиболее эффективный для себя вариант. Выбрав, например, вложение капитала в производство мебели, он, по существу, отказывается (жертвует) от получения дохода в сельском хозяйстве или страховом деле. Этот упущенный, или альтернативный доход должен входить в издержки владельца капитала1.

Используя собственные ресурсы (собственный капитал, собственную землю, собственные предпринимательские способности), владелец этих факторов не несет явных денежных затрат, это неоплачиваемые, или внутренние из­держки. Но это именно издержки, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть получены фирмой при альтерна­тивном использовании данных внутренних ресурсов. По­теря этих платежей и означает, что фирма несет издерж­ки.

Вместе с тем, очевидно, что в условиях свободной конкуренции переливы капитала из отрасли в отрасль в по­исках более высокого дохода должны привести к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов ка­питаловложений. В этом случае полные издержки предпринимателя совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что предприниматель — владелец капитала не получит никакого дохода? Такой вывод будет ошибочным.

Доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т. е. то, что в современной экономической науке принято называть безусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он собственник капитала и вложил в дело этот капитал. Как уже было показано, эта часть дохода может быть выражена в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чис­той производительности капитала.

Эти две части дохода предпринимателя будут представ­лять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста — это все элементы издержек. Эконо­мическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки — и внешние, и внутрен­ние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента. Существует ли экономическая чистая прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками и что она собой представляет?

В предыдущем анализе мы исходили из наличия условий свободной конкуренции, ничем не ограничиваемых пере­ливов капитала в поисках более высокого дохода, опти­мального поведения хозяйствующих индивидуумов, основанного на рациональном использовании полной и досто­верной информации. Кроме того, мы фактически предпо­лагаем, что экономика является статичной, т. е. ее важнейшие параметры — численность населения, предло­жение ресурсов, технический уровень производства, вкусы и предпочтения остаются неизменными. Статичная эконо­мика вполне предсказуема, экономическая неопределен­ность сведена к минимуму. В таких условиях экономиче­ская прибыль (сверх вознаграждения за управленческий груд и дохода в форме чистой производительности капита­ла) должна исчезнуть.

Итак, нулевая экономическая прибыль является следстви­ем статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. Но в реальной действительности свободная конку­ренция, полное равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеются определенная сте­пень несовершенства конкуренции (монополизация рын­ка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в оди­наковой степени для всех участников экономических от­ношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.

Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономи­ческую прибыль, получаемую отдельными предпринимате­лями как дополнительный, избыточный доход, превыше­ние полной выручки над полными издержками.

Причины появления этого дополнительного дохода мо­гут быть разнообразными: концентрация производства и дифференциация продукта, тайный сговор производителей и технические нововведения, новаторская деятельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригиналь­ностью мышления, смелостью и т. п.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий, новых рынков и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная цена.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.


§ 3. Функции прибыли


Прибыль — это первичный двигатель, или генера­тор, капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернатив­ных пользователей. Именно прибыль — или, лучше, ожидание прибыли — побуждает фирму осуществ­лять нововведения. А нововведения стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции и занятость. Нововведения являются основным фактором эконо­мического роста, и именно погоня за прибылью лежит в основе большинства нововведений. Однако ожидания прибыли очень изменчивы, ввиду того что инвестиции, занятость и темпы роста нестабильны. Прибыль действует "несовершенно" как стимул для нововведений и инвестирования.

Вероятно, прибыль более эффективно выполняет задачу распределения ресурсов среди альтернатив­ных видов производства. Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избегать потерь. Появление экономичес­кой прибыли — это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли. Фактически же вознаграждение в виде прибыли яв­ляется не только стимулом к расширению отрасли; оно также выступает как финансовые средства, с по­мощью которых фирмы в таких отраслях могут увеличивать свои производственные мощности.

По­тери, с другой стороны, сигнализируют о желании общества сократить "больные" отрасли; потери "на­казывают" предприятия, которым не удается при­способить свою производственную деятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочита­емых потребителем. Это не означает, что прибыль и потери приводят к распределению ресурсов, раз и навсегда ориентированному на предпочтения по­требителей. В частности, наличие монополии как на рынке готовой продукции, так и на рынке ресурсов сдерживает мобильность фирм и перемещение ресу­рсов, точно так же как различные виды географичес­кого, искусственного и социологического ограниче­ния мобильности.

Глава 2. Факторы прибыли


§ 1. Экономическая прибыль и предприниматель


Экономисты рассматривают прибыль как отдачу от весьма специфического вида челове­ческого ресурса — предпринимательских способно­стей.

Они включают:

проявление инициативы по соединению других ресурсов для производства какого-либо товара или услуги;

2) принятие основ­ных неординарных решений по управлению фирмой;

внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или совершенствования и радикаль­ного изменения производственного процесса;

не­сение ответственности за экономический риск, свя­занный со всеми вышеуказанными факторами.

Часть предпринимательского дохода называется нормальной прибылью. Это ми­нимальный доход, или плата, необходимая для уде­ржания предпринимателя в какой-то определенной сфере производства. По определению, выплата та­кой нормальной прибыли – суть издержки1.

Однако известно, что общий доход фирмы может превышать ее общие издержки (явные, вмененные; последние включают нормальную прибыль). Это превышение, или избыток дохода над всеми издерж­ками, и есть экономическая, или чистая, прибыль. Вот этот остаток — который не является издерж­ками, так как он превышает нормальную прибыль, необходимую для удержания предпринимателя в от­расли, — достается предпринимателю. Предприни­матель, другими словами, является претендентом на этот остаток.

Экономисты выдвигают различные теории, объ­ясняющие, почему может существовать этот оста­ток экономической прибыли. Как мы вскоре уви­дим, эти объяснения сводятся к:

1) риску, которому подвергается со всей не­обходимостью предприниматель, функционируя в динамичной и соответственно неопределенной си­туации или предпринимая инновационную деяте­льность;

возможному обретению монопольной власти.

Понимание экономической прибыли и функций предпринимателя может быть углублено и расшире­но описанием искусственной экономической ситуа­ции, когда чистая прибыль равнялась бы нулю. За­тем, выяснив отклонения этой модели от реальной действительности, мы сможем вскрыть источники экономической прибыли.

В условиях конкурентной, статичной экономики чистая прибыль была бы равной нулю. Под ста­тичной экономикой подразумевается экономи­ка, в которой все основные данные — предложение ресурсов, технические знания и вкусы потребителей — постоянны и неизменны. Статичная экономика — это не подвергающаяся изменениям экономика, в которой все показатели затрат и данные о предложении ресурсов, с одной стороны, и данные о спросе и доходе — с другой, являются постоян­ными. При заданном статичном характере этих дан­ных экономическое будущее вполне предсказуемо, экономической неопределенности нет. Результаты политики в области цен и производства полностью предсказуемы. Более того, статичный характер та­кого общества препятствует любому виду иннова­ционного изменения. В условиях чистой конкурен­ции любая чистая прибыль (положительная или от­рицательная), которая могла бы существовать изна­чально в различных отраслях, будет исчезать с приливом или оттоком фирм в длительном пери­оде. Поэтому издержки — как явные, так и вменен­ные — будут полностью возмещаться в долгосроч­ном периоде, не оставляя никакого остатка в виде чистой прибыли.

Понятие нулевой экономической прибыли в ста­тичной конкурентной экономике способствует углу­блению нашего анализа прибыли, подводя нас к то­му, что существование прибыли связано с динамич­ным характером реального капитализма и имма­нентной ему неопределенностью. Более того, это понятие показывает, что может существовать иной источник экономической прибыли, отличный от управляющих, инновационных, рисковых функций предпринимателя. И таковым источником является наличие определенной степени монопольной власти.


§ 2. Источники экономической прибыли

2. 1. Неопределенность, риск и прибыль

В дина­мичной экономике будущее всегда неопределенно. Это значит, что предприниматель со всей не­обходимостью берет на себя риск. Прибыль можно рассматривать частично как вознаграждение за принятие этого риска.

Связывая чистую прибыль с неопределенностью и риском, важно разграничивать страхуемый и нестрахуемый риск. Некоторые виды риска — например, риск пожара, наводнения, кражи, несчастного случая с работниками — можно исчислить в том смысле, что страховые компании могут со значительной степенью точности оценить среднее число подобных несчастных случаев. В результате эти риски являются обычно страху­емыми. Фирмы могут избежать их или по крайней мере обезопасить себя от них, осуществляя известные затраты в виде страховых взносов. Именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником экономичес­кой прибыли.

Что представляют собой эти нестрахуемые рис­ки? В основном это неконтролируемые и непред­сказуемые изменения в спросе (доходе) и предложении (издержках), с которыми сталкивается фирма. Некоторые из этих нестрахуемых рисков возникают в результате непредсказуемых изменений в общей экономической конъюнктуре, или, более точно, в ре­зультате экономического цикла. Процветание несет существенные прибыли большинству фирм, а застой предполагает огромные потери. Кроме того, в стру­ктуре экономики постепенно происходят изменения. Даже при полной занятости и отсутствии инфляции изменения всегда происходят в потребительских вкусах, предложении ресурсов и т. д. Эти изменения постоянно сказываются на доходах и издержках как отдельных фирм, так и отраслей, вызывая измене­ния в структуре деловых кругов, так как отрасли, которые испытывают благотворное влияние, рас­ширяют производство, а отрасли, которые испыты­вают обратное воздействие, — сокращают произ­водство. Изменения в государственной политике воздействуют как на то, так и на другое. Соответст­вующая финансово-бюджетная и кредитно-денеж­ная государственная политика может вывести из состояния спада1.

Суть в следующем: прибыли и убытки можно ассоциировать с нестрахуемыми рисками, возника­ющими как из-за циклических, так и структурных сдвигов в экономике.

2.2. Неопределенность, инновации и прибыль


Только что показанные виды неопределенности являются внешними факторами для фирмы; они не находятся под контролем отдельной фирмы или отрасли. Дру­гая исключительно важная черта динамичного капи­тализма — инновации — связана с инициативой предпринимателя. Фирмы-производители предна­меренно внедряют новые методы производства и распределения, чтобы снизить издержки, и осва­ивают новые виды продукции, чтобы увеличить свой доход. Предприниматель целенаправленно стремится добиться изменения соотношения сущест­вующих издержек и выручки в надежде получить наибольшую прибыль.

Но мы снова сталкиваемся с неопределенно­стью. Несмотря на то, что процветающие фирмы проводят исследования рынка, производство новых продуктов или модификация существующего проду­кта могут оказаться экономически невозможными. Трехмерное кино, не говоря уже об автомобилях "эдзель" и "корвайр", приходит на ум как пример подобных неудач. Точно так же из многих новых романов, учебников, пластинок, магнитофонных за­писей, которые появляются каждый год, только ма­лая толика дает прибыль. И нельзя с уверенностью сказать, даст ли новый станок экономию издержек, пока он находится в стадии проекта. Инновации, целенаправленно осуществляемые предпринимате­лями, порождают такую же неуверенность, как и те изменения в экономической конъюнктуре, над кото­рыми не властно отдельное предприятие. В опреде­ленном смысле инновации, как источник прибыли, — это просто особый случай риска.

В условиях конкуренции и при отсутствии за­конов о патентах инновационная прибыль будет временной. Соперничающие фирмы будут успешно (прибыльно) перенимать инновации, сводя тем са­мым на нет всю экономическую прибыль. Тем не менее, инновационная прибыль может всегда существовать в прогрессивной экономике, посколь­ку новые успешные инновации заменяют устаре­вшие модели, прибыль от которых сведена на нет конкуренцией.

2.3. Монопольная прибыль


До сих пор мы подчерки­вали, что прибыль связана с неопределенностью и нестрахуемым риском в силу динамичных процес­сов, которым подвержены предприятия или же ко­торые они инициируют сами. Существование моно­полии в той или иной форме является финальным источником экономической прибыли. Как уже гово­рилось, в силу своей способности ограничивать вы­пуск продукции и не допускать конкурентов моно­полист может постоянно извлекать экономическую прибыль при условии, если спрос тесно увязан с из­держками (рис. 1).

Прибыль и факторы, ее определяющие


Рисунок 1. Максимизирующее прибыль положение фирмы в услови­ях

чистой монополии1


Такая прибыль обусловлена способностью монополиста ограничивать произво­дство продукции и оказывать воздействие на цену продукта в свою пользу.

Существует как причинная взаимосвязь, так и заметное отличие между неопределенностью, с одной стороны, и монополией, с другой стороны, как источниками прибыли. Причинная взаимосвязь проявляется в том, что предприниматель может уменьшить неопределенность или, по крайней мере, смягчить ее последствия путем достижения моно­польной власти.

Американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт утверждает следующее: на рынках ресурсов корпорации вертикаль­но интегрируют свою структуру, чтобы гарантировать себе надеж­ные источники материалов. Аналогично они финансируют свои внутренние капиталовложения, чтобы обезопасить себя от кап­ризов рывка капитала. Современная корпорация уменьшает неоп­ределенность на рынке продукции путем замены суверенитета по­требителя "суверенитетом производителя", используя рекламу и иные приемы продажи, с целью "манипулирования" потреби­телями так, чтобы они покупали те товары, которые корпорации хотят продать по выгодным им ценам. И, наконец, наибольшая неопределенность — экономические колебания — смягчается кос­венно путем побуждения правительства проводить соответству­ющую антициклическую политику2.

Конкурирующая фирма постоянно подвергается капризам рынка; монополист, однако, может в определенной степени контролировать рынок и соответственно компенсировать или потен­циально минимизировать негативное воздействие неопределенности. Более того, инновация является важным источником монопольной власти; можно пойти на краткосрочную неопределенность, связан­ную с введением новой техники или новой продук­ции, чтобы достичь определенной степени моно­польной власти.

Заметное отличие прибыли, получаемой в силу неопределенности и в силу монопольной власти, связано с тем, являются ли социально необходимы­ми эти два источника прибыли. Взять на себя риск в условиях динамичной и неопределенной экономи­ческой конъюнктуры и предпринять инновации — это социально необходимые функции. Социа­льная необходимость монопольной прибыли, с дру­гой стороны, очень сомнительна. Монопольная при­быль обычно основана на сокращении объема про­изводства, на сверхконкурентных ценах и на нераци­ональном распределении ресурсов.


§ 3. Факторы бухгалтерской прибыли рыночных корпораций


Что определяет нормы прибыли корпораций в ры­ночной экономике? Наиболее важными детерминанта­ми являются следующие факторы, уже рассмотренные нами в § 2 данной главы.


Прибыль как неявный доход


Для экономиста бух­галтерская прибыль является «винегретом», со­стоящим из различных компонентов. Значитель­ная часть официальной бухгалтерской прибыли корпораций представляет собой всего лишь доход собственников фирмы на их собственный труд или их собственные инвестированные финансовые средства, т.е. доход на факторы производства, ис­пользованные этими собственниками. Например, одни виды прибыли являются отдачей от личных усилий, которые были приложены вла­дельцами фирмы — врачом или юристом, которые трудились в малой фирме. Другие виды представ­ляют собой рентный доход собственника природ­ных ресурсов. В крупных корпорациях большая часть прибылей выступает в качестве альтерна­тивных издержек инвестированного капитала. Эти прибыли называются неявным доходом; дан­ное название применяется по отношению к аль­тернативным издержкам использования произ­водственных факторов, находящихся в собствен­ности фирм.

Таким образом, то, что обычно обозначают сло­вом прибыль, есть ничто иное, как арендная плата, рента и зарплата, только под другим названием. «Неявный доход», «неявная рента» и «неявная зар­плата» — всеми этими терминами экономисты описывают доходы, которые получают фирмы за счет использования собственных факторов произ­водства.


Прибыль как вознаграждение за риск и инновации


Чикагский экономист Фрэнк Найт утверждал, что любая насто­ящая прибыль связана с неопределенностью или несовершенной информацией. Он имел в виду сле­дующее: после вычитания неявных доходов, то, что остается, представляет собой чистую при­быль, являющуюся вознаграждением за осущест­вление инвестиций с неопределенной доходнос­тью. Анализируя вознаграждение за несение риска, мы обычно не принимаем во внимание риск неуплаты и страхуемый риск. Обеспечение риска неуплаты «покрывает» возможность того, что ссуда или ин­вестиция не будет возвращена, например, из-за банкротства заемщика1. Страхуемый риск (о нем говорилось в §2 этой главы), является риском, который можно устранить посредством покупки страхов­ки. Эти два риска представляют собой просто нор­мальные риски осуществления хозяйственной де­ятельности и учитываются в качестве издержек. Но существует также разновидность риска, кото­рую следует учитывать при вычислении прибыли; этой разновидностью является нестрахуемый риск инвестиций. Компания может иметь высокую сте­пень чувствительности к деловым циклам, это оз­начает, что ее заработки значительно колеблются вместе с взлетами и падениями совокупного вы­пуска. Поскольку инвесторы характеризуются не­приятием рискованных ситуаций, они требуют премию за риск по этим ненадежным инвестици­ям, чтобы компенсировать это неприятие риска. Прибыли корпораций являются наиболее измен­чивым компонентом национального дохода, поэ­тому корпоративный капитал должен содержать значительную премию за риск для привлечения инвесторов. Эмпирические исследования показывают, что 3-6 про­центных пунктов годового дохода по корпоратив­ным акциям представляют собой премию за риск, необходимую для того, чтобы привлечь людей к осуществлению этих рискованных капиталовло­жений.

Другим каналом, через который неопределен­ность вносит свой вклад в величину прибыли, яв­ляется вознаграждение за инновации и предприни­мательство. Чтобы уяснить данный аспект, пред­положим, что мы уже произвели вычитание из прибыли компенсаций за риск неуплаты, а также за страхуемые и нестрахуемые риски. В мире со­вершенной конкуренции и неменяющихся техно­логий дополнительных прибылей вообще не будет существовать. В этом мире собственники будут получать за свои используемые факторы и приня­тый на себя риск ровно такую сумму, на которую их услуги оцениваются на конкурентных рынках Другими словами, свободный вход бесчисленных конкурентов на рынки в статичном мире неизмен­ных технологий будет приводить к снижению цен до уровня издержек производства. Единственны­ми устойчивыми разновидностями прибыли в таком мире будут лишь конкурентные зарплата, арендная плата, рента и доход за несение риска. Однако мы не живем в подобном «сонном царст­ве». В реальности люди с новой идеей или патен­том могут внедрить новый продукт или понизить издержки производства старого изделия. Давайте назовем человека, который делает такие вещи, но­ватором или предпринимателем. Мы можем выде­лить «инновационные прибыли» в качестве вре­менного избыточного дохода, достающегося но­ваторам или предпринимателям.

Что же мы имеем в виду под словом «новаторы»? Таких людей не следует путать с управляющими (менеджерами), которые являются руководителя­ми больших и малых фирм, но не владеют значи­тельной частью имущества этих фирм. Новаторы отличаются от управляющих. Новаторы — это люди, обладающие проницательностью, ориги­нальностью и смелостью во внедрении новых идей в бизнесе. В истории бывали такие великие изо­бретатели, как Александр Грэхем Белл (изобрета­тель телефона), Томас Эдисон (изобретатель электрической лампочки) и Честер Карлсон (изо­бретатель ксерографии). Некоторые изобретате­ли получили огромные прибыли за счет своего предпринимательства. В нашем веке мир наблю­дал Стивена Джобса, создавшего компьютерную фирму «Эппл» (Apple Computers), и Билла Гейтса, оказавшегося среди самых богатых американцев из-за своего проницательного руководства компа­нией «Microsoft», выпускавшей программное обеспечение. Однако на каждого из этих успеш­ных новаторов приходится много тех, кто потер­пел фиаско на пути к известности и успеху. Пыта­лись многие; преуспели единицы.

Каждая успешная инновация (нововведение) созда­ет временную монополию. В течение короткого временного интервала авторы инноваций зараба­тывают инновационные прибыли. Эти прибыли яв­ляются временными и скоро устраняются соперни­ками и имитаторами. Но как только один из ис­точников инновационной прибыли иссякает, тут же возникает другой. Инновационные прибыли су­ществуют до тех пор, пока продолжается техни­ческий прогресс.


Прибыль как монопольный доход


Инновационная прибыль незаметно «переходит» в нашу послед­нюю категорию (прибылей). Многие люди с от­кровенной подозрительностью относятся к при­были. Критики прибылей не рассматривают их в качестве неявной арендной платы или дохода за несение риска на конкурентных рынках. В их пред­ставлении человек, получающий прибыль, являет­ся ловкачом со склонностью к финансовым махи­нациям, который каким-то образом эксплуатиру­ет остальное общество. Здесь критики имеют в виду третье (отличающееся от других) значение прибыли как дохода монополии. Каким образом порождаются монопольные при­были? Стоит только фактическим параметрам рынка отклониться от характеристик совершен­ной конкуренции, фирмы, функционирующие на этом рынке, могут заработать сверхприбыль, под­няв цены. Если кто-либо — единственный владелец па­тента на выпуск дорогого лекарства или разреше­ния на «прокат» кабельного телевидения в городе, то он можете взвинтить цены выше пре­дельных издержек, ограничить предложение и по­лучить монопольную прибыль на вложенные инвести­ции.

Заключение


Итак, подведем основные итоги.

Как и в случае с рентой, экономисты предпочитают трактовать прибыль в более узком смысле, чем бухгалтеры. Для бухгалтеров "прибыль" — это то, что остается от общей выручки фирмы после упла­ты отдельным лицам и другим фирмам стоимости материалов, капитала и труда, которые были испо­льзованы данной фирмой. Для экономиста такая трактовка слишком широкая и не совсем определен­ная. Трудность, как ее видит экономист, заключает­ся в том, что такая трактовка прибыли включает только явные издержки, то есть платежи фир­мы внешним поставщикам. Соответственно игнори­руются вмененные (скрытые) издержки, то есть платежи за аналогичные ресурсы, которыми владеет сама фирма или сама их использует. Други­ми словами, такая трактовка прибыли исключает вмененные издержки на заработную плату, ренту и ссудный процент.

Экономическая, или чис­тая, прибыль — это то, что остается после вычита­ния всех издержек утраченных возможностей — как явных и скрытых издержек на заработную плату, ренту и ссудный процент, так и нормальной прибы­ли — из общего дохода фирм. Экономичес­кая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной (потери). Это можно показать на примере. С точки зрения экономиста, фермеры, вла­деющие своей землей и оборудованием и использу­ющие свой собственный труд, в значительной мере завышают свою экономическую прибыль, если они просто-напросто вычитают свои платежи внешним поставщикам за семена, удобрения, топливо и так далее из своего общего дохода. Фактически многое или, возможно, все, что остается, — это вмененные издержки на ренту, ссудный процент и заработную плату, от которых отказываются фермеры, прини­мая решение об использовании своих собственных ресурсов. Процент на собственный капитал или за­работная плата за труд самого фермера являются не прибылью, а платежами, которые необходимо было бы производить, если бы предложение этих ресурсов осуществляли внешние поставщики. Короче говоря, определения прибыли, сделанные экономистом и бухгалтером, совпадают в том случае, если бухгал­тер включает как явные, так и вмененные издержки в совокупные издержки. Экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек.

Прибыль — это выручка за вычетом издержек. Офи­циальные бухгалтерские прибыли в секторе предпри­ятий представляют собой в основном доходы корпо­раций.

С экономической точки зрения мы должны выделить три категории прибыли, которые происхо­дят из различных источников.

а) Возможно, наиболее важным источником прибы­ли является неявный доход. Фирмы, как правило, используют множество собственных нетрудовых факторов производства — капитала, природных ресурсов и патентов. В этих случаях неявный доход на неоплаченный или собственный ресурс представляет собой часть прибыли.

б) Другой источник прибыли — неопределенность, связанная с доходом, требуемым для покрытия нестрахуемых рисков, и с прибылью, зарабаты­ваемой предпринимателями, осуществляющими внедрение новых продуктов или инновации.

в) Наконец, прибыль может быть результатом ис­пользования фирмой своей монопольной власти, являющейся следствием патентов, особых приви­легий или государственного регулирования.


Список использованной литературы


John К. Galbraith. Economics and the Public Purpose. Boston: Houghton Mifflin Company, 1973.

Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с.

К. Маркс. Капитал.

Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994, – 384 с.

Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов / В. А. Амвросов и др.; под общей редакцией Чепурина М. Н. – Киров: АСА, 1997. – 624 с.

Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1993.

Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. – 608 с.

Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – М.: «Бином», Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.

Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. – М.: «СОМИНТЕК», 1996.

Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Осоновы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П. В. Савченко. – М.: Экономика, 1995. – 367 с.

Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 199. – 816 с.

Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под. общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 560 с.


1 К. Маркс. Капитал. Т. 3.

1 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П. В. Савченко. – М.: Экономика, 1995, с. 179-180 с.

1 Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994, – с. 120.

1 Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов / В. А. Амвросов и др.; под общей редакцией Чепурина М. Н. – Киров: АСА, 1997, с. 272-277.

1 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1993, Т.1, с. 182-184.

1 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996, с. 124-125.

1 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1993, с. 183.

2 John К. Galbraith. Economics and the Public Purpose. Boston: Houghton Mifflin Company, 1973.

1 Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – М.: «Бином», Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.

Похожие работы:

  1. • Управление прибылью предприятия
  2. • Политэкономия
  3. • Финансовый менеджмент на предприятии
  4. • Анализ прибыли
  5. • Анализ формирования и использования прибыли ...
  6. • Комплексный экономический анализ хозяйственной ...
  7. • Планирование прибыли на предприятии и её ...
  8. • Проект мероприятий по увеличению прибыли ООО ...
  9. • Анализ прибыли как одной из основных функций ...
  10. • Пути максимизации прибыли
  11. • Комплексный экономический анализ хозяйственной ...
  12. • Анализ финансовых результатов деятельности ...
  13. • Установление факторов, оказавших влияние на изменение ...
  14. • Планирование размера и распределения прибыли ...
  15. • Управление формированием прибыли от продаж (на ...
  16. • Установление факторов, оказавших влияние на изменение ...
  17. • Пути повышения прибыли на предприятии
  18. • Особенности формирования, распределения и ...
  19. • Анализ прибыли и рентабельности ОАО ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com