Рыбинский политехнический колледж
Методическое пособие
по дисциплине
«Анализ финансовой хозяйственной деятельности предприятия»
по специальности
«Экономика и бухгалтерский учёт»
Практическая работа №1
г. Рыбинск 2010
Тема: Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)
Цель: усвоить порядок расчета влияния факторов на прибыль от продаж, прибыль до н/о, рентабельность продукции.
Задание:
На основании приведенных ниже данных проанализируйте:
а) факторы изменения прибыли и рентабельности отдельных видов продукции и в целом по предприятию;
б) безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, и факторы изменения их уровня.
Исходные данные:
Показатель |
Изделие А |
Изделие Б |
||
Прошлый период |
Отчетный период |
Прошлый период |
Отчетный период |
|
Объем продаж, шт. |
5600 |
6000 |
4400 |
6000 |
Цена изделия, тыс, руб. |
100 |
120 |
25 |
30 |
Полная себестоимость единицы продукции тыс. руб. |
70,0 |
80,0 |
20 |
24 |
В том числе переменные затраты на единицу продукции, тыс, руб. |
50,0 |
56,0 |
12,5 |
15,0 |
Методические указания:
Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.
В процессе планирования прибыли необходимо в качестве базы иметь расчеты выручки от реализации, прибыли и направлений ее использования. План по прибыли формируется на основе аналитического обобщения результатов, полученных, а процессе исследования данных предыдущих периодов. В процессе анализа плана по прибыли, следует сопоставить фактические данные с плановым в целом и по отдельным статьям, проанализировать структуру прибыли.
Данные для оценки динамики прибыли до налогообложения и ее слагаемых приводится в таблице1
Приведенные в таблице 1 данные о динамике и структуре прибыли до налогообложения и ее слагаемых показывают, что за отчетный период сумма прибыли увеличилась на 575 тыс руб. или на 19,8%. Рост суммы прибыли до налогообложения был обусловлен опережающим ростом общей суммы доходов по сравнению с ростом общей суммы расходов.
За отчетный период общая сумма доходов увеличилась на 967 тыс. руб. или на 27%. Увеличение главным образом было обусловлено ростом прибыли от продаж на 807 тыс руб. или на 24,2%. Внереализационные операционные доходы увеличились соответственно на 5 тыс, руб. и на185 тыс., руб.
В структуре общей суммы доходов существенных изменений не произошло. В отчетном и прошлом периоде наибольшая доля приходилась на прибыль от основной деятельности — 90,1%, которая имела к дальнейшему росту. Высокая доля прибыли от продаж является благо тенденцией, так как главным источником формирования прибыли до налогообложения является основная деятельность. Поэтому снижается зависимость предприятия от внешнеэкономических факторов, и растет роль трудового коллектива в формировании основных финансовых результатов его деятельности (прибыли и рентабельности). На долю операционных и внереализационных доходов приходится соответственно 4,8% и 4,1% общей суммы доходов отчетного периода.
Общая сумма расходов в отчетном периоде возросла на 392 тыс. руб. или на 58,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это явилось следствием роста, как операционных, так и внереализационных расходов. Наиболее существенный рост наблюдался по внереализационным расходам - на 78,9%. В структуре расходов так же не произошло существенных изменений. Наибольшая доля приходится на операционные расходы— 52,2%.
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия в отчетном году, составила 2305 руб., то есть увеличилась по сравнению с прошлым годом на 31 %.
Анализ прибыли от продаж
Основным источником её формирования на рассматриваемом предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности
Табл.1:Анализ прибыли до налогообложения
Изменение (+, -) | В % | 6 | +24,2 | +2,3 | +469,7 | +27,0 | +42,9 | +78,9 | +58,2 | +19,8 | +31,0 |
тыс.руб. | 5 | +807 | +5 | +155 | +967 | +167 | +225 | +392 | +575 | +545 | |
За отчетный период | уд. вес | 4 | 91,0 | 4,8 | 4,1 | 100 | 52,2 | 47,8 | 100 | - | - |
тыс руб. | 3 | 4140 | 220 | 188 | 4548 | 556 | 510 | 1066 | 3482 | 2305 | |
За прошлый период | уд. вес | 2 | 93,1 | 6,0 | 0,9 | 100 | 57,7 | 42,3 | 100 | - | - |
тыс.руб. | 1 | 3333 | 215 | 33 | 3581 | 389 | 285 | 674 | 2907 | 1760 | |
Наименование показателя | Б | Прибыль от продаж | Прочие операционные доходы | Внереализационные доходы | Итого доходов | Прочие операционные расходы | Внереализационные расходы | Итого расходов |
Всего прибыль до налогообло- жения |
Чистая прибыль | |
№ стр |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Расчет прибыли от продаж (Пп) можно представить в виде:
Пп = В – Сс – К - Ур,
где В - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); Сс - себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; К -коммерческие расходы; Ур - управленческие расходы.
Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Поэтому при анализе важно дать не только общую оценку, динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукция, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.
Прибыль от продажи продукций в целом по предприятию зависят от таких факторов как: объем реализации продукции; ее структура; себестоимость и уровень среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводят к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализация, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли, но выполнить способом цепной подстановки.
Для факторного анализа прибыли от продаж составляется таблица 2.
Таблица 2: Исходные данные для анализа, тыс.руб.
Показатели | За предыдущий год | За отчетный год | Изменение | |
А | Б | 1 | 2 | 3 |
1 | Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов) | 48920 | 55400 | +6480 |
2 | Полная с/с продажи товаров, продукции, работ, услуг | 45587 | 51260 | +5673 |
3 | Прибыль (убыток) от продаж (стр.1- стр. 2) | 3333 | 4140 | +807 |
Влияние факторов объема продаж, структуры и ассортимента продаж и уровня затрат на 1 рубль продаж можно рассчитать следующим образом:
1. Влияние на прибыль изменения объема продаж.
Прибыль предыдущего года * Темп прироста (снижения) полной себестоимости.
Темп прироста (снижения) = Сп1 / Сп0 — 1,
полной себестоимости ,
где Сп1 и Сп0 — полная себестоимость соответственно отчетного года и предыдущего года.
2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента проданной продукции.
Прибыль предыдущего года * (Темп роста (снижения) выручки — — Темп роста (снижения) полной себестоимости проданной продукции).
Темп роста (снижения) выручки = В1 / В0,
где В1 и В0 — выручка соответственно отчетного года и предыдущего года. Аналогично рассчитывается темп роста полной себестоимости.
3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль проданной продукции.
Выручка от продажи продукции в отчетном году * (затраты на 1 рубль продаж отчетного года — затраты на 1 рубль продаж предыдущего года).
Затраты на 1 рубль продаж = Полная себестоимость проданной продукции / Выручка от продажи продукции
Проведем расчеты по данным таблицы 2.
1. Влияние на прибыль изменения объема продаж:
3333 * (51260 / 45587— 1) = + 414,77. тыс, руб.
2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента проданной продукции:
3333 * (55400 / 48920 — 51260 / 45587) = + 26,72 тыс. руб.
3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль преданной продукции:
55400 * (0,925 — 0,932) = —365,5 тыс. руб.
Затраты на 1 рубль продаж пред. год = 45587/ 48920 = 0,932 коп.
Затраты на 1 рубль продаж отч. год = 51260/55400 = 0,925 коп. 414,77 + 26,66 + 365,5 = 806,93 тыс, руб.
Таким образом, наибольшее положительное влияние на сумму прибыли оказало увеличение объема продаж продукции. За счет этого фактора прибыль от основной деятельности возросла на 414,77 тыс. руб. Снижение уровня затрат на 1 рубль продукции позволило увеличить прибыль на 365,5 тыс. руб., а увеличение доли более рентабельной продукции увеличило прибыль от продаж на 26,66 тыс. руб.
Анализ рентабельности продукции
Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют данные ф. № 2 – отчет о прибылях и убытках и № 1 – баланс.
Существует множество коэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного капитала и т. д.
Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукция. Этот показатель используют при контроле за прибыльностью (убыточностью) продукции.
Так как прибыль связана с себестоимостью и ценой продукции, то рентабельность продукции часто рассчитывают как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж. Рентабельность продукции, рассчитанную таким образом, также называют рентабельностью продаж (оборота).
На уровень рентабельности продукции, как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации влияют изменение цены на продукцию и изменение себестоимости продукция. Методом факторного анализа определяется влияние этих факторов на изменение рентабельности продукции. Для расчета используют модель
ОР — С
Рпр = ----------,
ОР
где ОР — выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг); С — себестоимость продукции.
Расчет влияния факторов определяется методом цепных подстановок.
1) Влияние изменения цены на продукцию составит:
ОР1 – С0 ОР0 – С0
Рц =----------- - ------------,
ОР1 ОР0
где Рц — изменение рентабельности под влиянием изменения цен на продукцию; ОР1; ОР0 — выручка от реализации продукции соответственно отчетного и предшествующего года; С0;С1 - себестоимость продукции соответственно отчетного и предшествующего года.
2) Влияние изменения себестоимости составит:
ОР1 – С1 ОР1 – С0
Рс /с = ----------- - ------------,
ОР1 ОР1
где Рс / с — изменение рентабельности под влиянием изменения себестоимости продукции.
Таблица3:Исходные данные для анализа показателей рентабельности
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение |
1. Выручка от реализации, тыс. руб. | 48920 | 55400 | +6480 |
2. Себестоимость продукции, тыс | 45587 | 51260 | +5673 |
3.. продаж, тыс, руб. | 3333 | 4140 | +807 |
4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 2907 | 3482 | +575 |
5. Чистая прибыль, тыс. руб. | 1760 | 2305 | +545 |
6. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. | 11600,5 | 13160,5 | +1560 |
7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс, руб. | 8810 | 8798 | -12 |
8. Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс, руб. | 3625,5 | 4639,5 | +1014 |
9. Среднегодовая стоимость активов, тыс, руб. | 17370,5 | 20625,5 | +3255 |
10.Коэффициент рентабельности продукции (п. 3/п.1) | 0,0681 | 0,0747 | +0066 |
11. Коэффициент рентабельности собственного капитала (п.5/п.6) | 0,1517 | 0,1751 | +0,0234 |
12. Коэффициент рентабельности реализации (оборота) (п.5/п.1) | 0,0360 | 0,0416 | +0,0056 |
13. Коэффициент рентабельности активов (вложений) (п.4/п.9) | 0,1673 | 0,1688 | +0,0015 |
14. Коэффициент оборачиваемости (п.1/п.9) | 2,8163 | 2,6860 | -0,1303 |
15. Коэффициент финансовой зависимости (п.9/п.6) | 1,4974 | 1,5672 | +0,0698 |
16. Коэффициент рентабельности продаж (п.4/п.1) | 0,0594 | 0,06285 | 0,00345 |
17. Коэффициент фондоемкости (п.7/п.1) | 0,1801 | 0,1588 | -0,0213 |
18. Коэффициент закрепления (п.8/п.1) | 0,0741 | 0,0837 | +0,0096 |
19. Коэффициент общей рентабельности (п.4/(п.7+п.8)) | 0,2337 | 0,2592 | +0,0255 |
По данным таблицы 3 рассчитаем влияние факторов на уровень рентабельности продукции.
1. Влияние изменения выручки от продаж:
(55400 — 45587)/55400 — (48920 — 45587) / 48920 = 0,109.
2. Влияние изменения себестоимости:
(55400 - 51260) /55400 – (55400 – 45587)/55400 = 0,1024.
Баланс влияния факторов:
0,109 + (—0,1024) =0,0066.
Расчеты показали, что рост рентабельности продукции был полностью обусловлен ростом суммы выручки. Рост себестоимости снизил уровень рентабельности продукции на 0,1024.
Отчет оформить в тетради для практических работ.