Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Анализ соотношения частного и публичного права

Введение


Актуальностью данной работы для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное и право публичное. Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170-228 гг.), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права – сфера частных дел и интересов.

Основной смысл различия частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Целью исследования является изучение соотношения публичного и частного права.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и развитие частного права;

- изучить понятие и сущность публичного права;

- ознакомиться с системой публичного и частного права;

- ознакомиться с критериями разделения частного и публичного права.

Степень разработанности проблемы исследования заключается в том, что изучением соотношения публичного и частного права занимались следующие ученые: Лазарев В. В., Протасов В.Н., Абдулаев М.И., Матузов Н. И., Малько А. В., Хмелевский С.В. и другие.

Так Лазарев В. В. и Абдулаев М.И. в своих работах рассматривают систему публичного и частного права. Матузов Н. И. и Малько А. В. проводят четкие различия между публичным и частным правом, а также рассматривают их соотношение. Рассматривает соотношение публичного и частного права в своих работах и Хмелевский С.В.

Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, содержит две главы основной части и 6 подпунктов, заключения и библиографического списка.

Во введении описывается актуальность темы исследования ее цели, задачи и степень разработанности проблемы. Введение кратко описывает содержание курсовой работы.

В первой главе рассматривается общая характеристика публичного и частного права, а так же их развитие.

Вторая глава курсовой работы раскрывает соотношение публичного и частного права. Рассматриваются критерии их разделения и анализируется система публичного и частного права.

В заключении представлены краткие выводы по рассматриваемой теме курсовой работы.


1. Общая характеристика публичного и частного права


1.1 Сущность и развитие частного права


Частное право – отрасли права, регулирующие, имущественные и некоторые иные отношения граждан и юридических лиц. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, торгового права и другие1.

По своей сущности частное право представляет собой не столько известную, весьма обширную часть юридической системы страны, сколько существование и действие определенных правовых начал и в этом смысле – духа права.

Частное право – это начала, утверждающие для отдельных лиц юридически значимые свободу, независимость, самостоятельность. То есть это такое правовое состояние отдельных лиц, когда они сами, суверенно, без вмешательства извне, своей волей и в своем интересе решают свои дела.

Можно сказать так: частное право – это суверенная территория свободы на основе права.

Именно в области частного права свобода отдельного, автономного лица раскрывается в чистом виде и истинном значении. Свобода в области частного права – это полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищенном статусе субъекта права и в обладании им защищенными субъективными правами.

При этом и статус субъекта права, и субъективные права имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка, т. е. они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения и в этой связи в принципе исключают, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы».

Частное право предоставляет людям – отдельным гражданам, их объединениям, организациям, выступающим в качестве юридических лиц, –возможность в определенном круге отношений быть «собственным господином» – свободно поступать сообразно своим интересам, своей воле, самостоятельно определять условия своего поведения. При этом предполагается или прямо декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остается в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения. Государственная власть, по своей природе «настроенная» на то, чтобы вмешиваться в окружающие ее отношения, отторгается из обители господства частных воль и частных интересов.

История частного права характеризуется более чем двухтысячелетним развитием, в ходе которого шло совершенствование, углубление частноправовых начал и одновременно совершалась трудная работа по огранке, шлифовке форм их выражения в объективном праве, в гражданском законодательстве. В истории частного права можно выделить четыре основные вехи. Три из них человеческое общество уже прошло, а в четвертую в настоящее время вступает или, быть может, уже вступило.

Первая веха. Это – формирование частного (гражданского) права как целостного системного нормативного образования. Такое «возникновение» состоялось, как уже упомянуто, в виде весьма совершенной с юридической стороны частноправовой системы, утвердившейся в Древнем Риме на перевале эпох – дохристианского времени и христианской эры.

Римское частное право и в исторически далекое время своего расцвета, и в наши дни предстает как истинный шедевр культуры, высокое творение разума, регулятивного искусства. В нем, конечно, немало того, что отражает своеобразие тогдашней эпохи – эпохи перенасыщенной роскоши и рабов, поэзии и гладиаторов, утонченного вкуса и грубых утех, порой, особенно по критериям сегодняшнего дня, изощренного цинизма. И одновременно римское частное право дало миру поразительное по отработанности, совершенству, изяществу собрание юридических конструкций, моделей, формул, отточенной лексики.

Вторая веха – это отработка положений частного права, их соединение в «праве университетов», происшедшее в средние века в средневековых университетах, начиная с Болонского, в результате труда глоссаторов.

На основе текстов древнеримского права (в основном – Кодекса Юстиниана) в средневековых университетах – сначала, в XI в., в Болонье, а затем в Пизе, Париже, других городах – глоссаторы и комментаторы подвергли дальнейшей научной отработке как технико-древнеримские юридические конструкции и формулы, так и содержащиеся в них начала частного права. Создаваемое таким путем «право университетов» стало новой ступенью развития идей частного права.

Третья (и решающая для современной эпохи) веха – это не просто новый, и притом качественный, взлет частного права, но и, по сути дела, формирование частного права современного гражданского общества, когда оно в силу требований формирующегося гражданского общества воплотилось в виде отработанных нормативных обобщений непосредственно в законах последовательно либерального содержания. Прежде всего – в таких, как наполеоновский Гражданский кодекс, Германское гражданское уложение, в гражданских законах других стран, которые стали на путь современного развития. Именно в законодательных положениях гражданских законов, действующих и поныне, оказывается возможным утверждать именно о началах частного права, которые нашли выражение в юридических формулах о праве собственности, его абсолютном характере, свободе договора, восстановлении нарушенных гражданских прав, их судебной защите.

О четвертой вехе развития частного права допустимо говорить только как о начавшемся историческом процессе, когда во второй половине XX и на пороге XXI в. вырабатываются и входят в жизнь гражданские законы нового поколения, выражающие глубокое единство частного права и современного естественного права, неотъемлемых прав человека, такие, как Гражданский кодекс Нидерландов, канадской провинции Квебек. К их числу принадлежит и Гражданский кодекс России1.

Наиболее существенные черты современной стадии развития частного права – это не только тенденция совершенствования, модернизации гражданско-правовых институтов, связанная с принципиально новыми явлениями и фактами постиндустриальной экономики, другими глобальными процессами современности, но и основательные процессы в частном праве.


1.2 Понятие и характеристика публичного права


Публичное право – отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства2.

Публичность как понятие, от латинского слова «publicus» – общественный, гласный, открытый, несет в себе емкое содержание. Термин «публичное право» обладает очевидной исторической устойчивостью и преемственностью, а также отражает ту меру содержательности, которая присуща данному явлению. В юридическом смысле оно обозначает правопонимание, отличающееся особым представлением о праве. Это не сумма актов или норм, это, целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.

Публичное право охватывает многие сферы. Это – устройство государства и власти, сферы управления и организации самоуправления, выражение публичного интереса как суммарного, усредненного социального интереса в каждой из сфер – экономической, социальной и др. Это – общепризнанное целеполагание для действий всех субъектов права, формирование основ и поддержание функционирования правовой системы, обеспечение единых принципов правотворчества и правоприменения.

Предмет публично-правового регулирования весьма специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия, а также в социальной укрупненности предметов регулирования. И хотя всегда непосредственным предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений, сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.


2. Соотношение публичного и частного права


2.1 Критерии разделения публичного и частного права


Вопрос о соотношении частного и публичного права носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

Термин «публичное» и «частное» право известен с очень давних времен. Уже древние римские юристы оперируют с этим термином, расчленяя всю обширную область права на две большие сферы – сферу права публичного и сферу права частного.

Историческое соотношение между частным и публичным правом можно характеризовать состоянием первоначальной слитности того и другого, из которого публичное и частное право выходят лишь постепенно путем медленного исторического процесса.

Деление права на публичное и частное признавали в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

В современной юридической науке выработаны следующие критерии для разграничения публичного и частного права. Формальные критерии между границами этих двух правовых сфер – порой в практической юриспруденции весьма зыбкими, подвижными, стертыми реальной жизнью, законодательством и юридической практикой – обрисованы одной из отраслей юридических знаний – аналитической юриспруденцией – довольно основательно и убедительно. Из таких критериев наиболее существенное значение имеют следующие два.

Первый: для публичного права характерны отношения «власть – подчинение», для частного права – отношения юридического равенства субъектов.

Второй: публичное право построено на принципе субординации, частное право – на принципе координации воли и интересов участников отношений1.

Эти критерии получили подробную разработку во многих трудах и зарубежных авторов, и отечественных правоведов. Среди русских правоведов нужно отметить И.А. Покровского, давшего характеристику публичного и частного права в труде «Основные проблемы гражданского права» (1917 г.), а также М.М. Агаркова и Б.Б. Черепахина. Отметив особенности интересов субъектов в той и другой сфере, Б.Б. Черепахин пишет, что в основу разделения права на публичное и частное должен быть положен все же формальный критерий, и подчеркивает в этой связи: «...частноправовое отношение построено на координации субъектов, частное право представляет собой систему децентрализованного регулирования жизненных отношений»2.

Вместе с тем, указав на приведенные критерии, нужно понимать то, что сама эта классификация – деление права на «публичное» и «частное» – имеет в основном, общее, принципиальное юридическое значение.

Дело в том, что в практической жизни, особенно на нынешних этапах развития общества, публичное и частное право во многих случаях оказываются «перемешанными»: в жизненных отношениях довольно часто наличествуют разнопрофильные элементы, одни из которых относятся к частному праву, другие – к публичному.

Складываются даже целые правовые подразделения, комплексные образования, в которых в разных пропорциях присутствует одновременно и то и другое.

В этой связи необходимо сказать о том, что деление права на публичное и частное не только и, не столько классификационное. Это – деление концептуального порядка. Оно касается самих основ права, его места и роли в жизни людей, его определяющих ценностей.

Публичное право – это правовая сфера, в основе которой – государственные интересы, «государственные дела», т. е. самоустройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., – словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. Сообразно этому для публичного права присущ один – и только один – общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, – прерогатива властвующих субъектов.

Вот поэтому для публичного права характерен специфический юридический порядок – обобщенно говоря, порядок «власти – подчинения», – это порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц, и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» лица должны им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объем властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей «ведомственной» юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере развития демократии, как уже говорилось ранее, эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка, становятся совместимыми со всеми другими подразделениями гуманистического права, но это не меняет самой сути, самой природы публично-правовых начал.

Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах.

Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают не императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения.

Таким образом, в сфере частного права, наряду в единым общегосударственным юридическим «центром», активно действует множество других юридических «центров». Да притом так, что каждый участник отношений в гражданском обществе, каждый субъект права – это и есть особый и высокозначимый юридический «центр».

Таким образом, деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и частное право – качественно разные области правового регулирования, два разных, как уже отмечалось, «континента» или две «юридические галактики».

С первых стадий цивилизации так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам – публичного и частного права. И поскольку в любом обществе существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер – публичного частного права.

Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии, подчас при регулировании тех или иных отношений, действуют в комплексе. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера сопровождают гражданские законы, серьезно влияют на их результативность, применение.


2.2 Система публичного и частного права


Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом1.

Система публичного права включает в себя:

- конституционное право;

- административное право;

- финансовое право;

- уголовное право;

- экологическое право;

- уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное;

- международное публичное право.

В статье 71 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации. Среди них названы лишь некоторые отрасли публичного права. Это – судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, арбитражно-процессуальное законодательство. Это – внешняя политика и международные вопросы войны и мира, т.е. международное публичное право1.

Система частного права включает:

- гражданское право;

- семейное право;

- трудовое право;

- земельное право;

- международное частное право.

Из представленной системы права можно увидеть, что абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление – определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права. Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства – административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права – процессуальное право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового.

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора – нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публично-правовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.


Заключение


Структурирование права по типу «частное – публичное» направлено на ограничение государственной власти, гарантирует «область свободы» субъектов права от проявлений всевластия государства. Такое деление права объективно по своему характеру, отражает бытие двух относительно самостоятельных сфер – гражданского общества и государства. Для этих сфер характерны различные меры дозволенного и запрещенного; одни задачи решаются в рамках публичного права, другие – частного. Вместе с тем право едино в обоих своих проявлениях – частном и публичном – и лишь в совокупности может обеспечить сочетание интересов общества, государства и личности.

Публичное право – система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право – система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения – отношения частных лиц и их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их не подчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

В основу разграничения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий, т.е. различие следует проводить в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего частному и публичному праву. Наиболее приемлемым среди формальных критериев разграничения является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или децентрализации правового регулирования.


Библиографический список


Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.

Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410с.

Абдуллин А.И. Об истоках международного частного права в России // Журнал российского права. – 2006. - №6. – С. 7-9.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997 - 382с.

Давид Р. В. Основные правовые системы современности. - М., 2004. - 257с.

Кононов А.А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. – 2003. - N3. – С. 6-8.

Марченко М.Н. Общая теория государства и права. – М.: БЕК, 2004 - 421с.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001. - 520с.

Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. - 776с.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М.: Юристъ, 2002. - 524с.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. - М.: БЕК, 1995. - 186с.

Попондопуло В. Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. – 1994. - № 5. – С. 11-13.

Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - М.: Новый Юрист, 1999. - 240с.

Хмелевский С.В. Теория государства и права. - М.: Per Se, 2003. – 254с.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Юрист, 1995. - 341с.

Четвернин В.А. Понятия права и государства. - М., 2005

1 Марченко М.Н. Общая теория государства и права. - М.: БЕК, 2004 - С. 84

1 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы тео­рии права и государства. - М.: Новый Юрист, 1999. - С. 62

2 Марченко М.Н. Общая теория государства и права. - М.: БЕК, 2004 - С. 87

1 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. - М.: БЕК, 1995. - С. 57

2 Попондопуло В. Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. – 1994. - № 5. – С. 11.

1 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001. - С. 171

1 Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря. - Ст. 71

Рефетека ру refoteka@gmail.com