Содержание
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
Экономические функции государства
Теоретические концепции государственного регулирования национальной экономики
Инструменты и методы государственного регулирования
1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
Модель свободной рыночной экономики имеет массу привлекательных свойств. Многие экономисты годами были очарованы ею и придерживались мнения, что механизм свободного ценообразования является самым эффективным способом распределения ресурсов. Начиная от А. Смита, многие проводили ту мысль, что «чистая» рыночная экономика – это идеал, ему необходимо предоставить максимальную свободу.
Эффективно работающий рыночный механизм позволяет решить ряд стоящих перед обществом проблем:
он соединяет интересы производителей и потребителей, заставляет их действовать согласованно, с ориентацией друг на друга. И происходит это естественным порядком, без команд и приказов. Просто тем, кто продает товары, становится выгодно обеспечивать потребности покупателей, делать все, чтобы произведенное поскорее ушло в потребление;
он стимулирует освоение имеющихся научно-технологических достижений, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Как видим, рынок может многое. Значит ли это, что он может все, и государство остается не у дел? Нет.
Во-первых, «модель чистой рыночной экономики» основывается на ряде нереалистичных предположений. Это лишь одна ее форма, которую называют «совершенной конкуренцией». Ее признаки:
количество продавцов и покупателей на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог повлиять на цену;
свобода их доступа на рынки;
покупатели должны иметь информацию о происходящем на рынке;
товары должны быть достаточно простыми и однородными, чтобы они действительно могли покупаться и продаваться в различных количествах;
для новых предприятий должна существовать возможность свободно и быстро утвердится на рынках;
не должно существовать преимуществ крупномасштабного производства, которое позволяет изготавливать товары дешевле по мере его роста.
В такой экономике государству не нужно проводить антиинфляционное регулирование, подстегивать инвестиции или выполнять другие подобные функции.
Во-вторых, такой формы рынка с чистой конкуренцией нет, и не было.
В-третьих, даже в «стерильной» экономике свободного рынка существуют так называемые «провалы рынка». Поскольку рыночные механизмы не срабатывают, а решать проблемы нужно, появляются поводы для государственной интервенции:
Система свободного предпринимательства не в состоянии снабдить экономику нужным количеством центральных денег. Государство берет на себя организацию предложения центральных денег, и в обозримом будущем никому эту функцию не отдаст.
Рыночная система в состоянии удовлетворить лишь те потребности, которые воплощаются в спросе. А как быть с другими, не имеющими выраженной денежной меры? В мировой экономической литературе они именуются чистыми общественными товарами. Это национальная оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, фундаментальная наука и т. п.
Ответственность за производство этих «коллективных товаров» берет на себя государство. Финансирование осуществляется иначе, чем при продаже обычных товаров. Как правило, государство заставляет граждан совместно оплачивать продукцию.
Легко заметить, что рыночная экономика весьма недемократична. Если на обычных рынках каждый свободен в выборе, то там, где обращаются общественные товары, человек совершенно бесправен.
Характерный пример – рынок вооружений. Там действует государство, которое отбирает у населения налоги, превращает их в спрос, а затем выступает в роли монопольного потребителя. Граждане оказываются отстраненными от финансирования и распределения этого общественного товара. Их дело – платить деньги в бюджет и довольствоваться тем, что дают. Такое наблюдается везде. Это значит, что определение истинных потребностей в общественных товарах остается пока важнейшей нерешенной проблемой мировой экономической науки и практики.
3. Проблема состоит в том, что ценовой механизм иногда не в состоянии отразить все затраты на производство продукции. Представим промышленное предприятие, которое, участвуя в рыночной конкуренции, в результате своей деятельности загрязняет окружающую среду. Механизмы рынка устроены так, что не генерируют стимулы, которые вынудили бы предпринимателей беречь природу, тем более заниматься этим столь же охотно, как рационализацией производства, маркетингом или чем-то подобным, рассчитанным на увеличение прибыли. Без участия государства тут никак не обойтись. Например, оно может взять на себя измерение ущерба, наносимого природной среде, специальное налогообложение тех, кто в этом повинен, перераспределение финансовых ресурсов в пользу пострадавших через бюджетный механизм.
Теперь мы видим, что даже система свободной конкуренции не «работает» без государства. В действительности же существует вовсе не свободное предпринимательство, а несовершенная конкуренция, в условиях которой добавляются новые проблемы, делающие безусловно необходимым разнообразное государственное регулирование:
Рынок признает только один вариант распределения: он должен соответствовать эффекту от вложения фактора производства (труда, капитала, земли, знаний, недвижимости и пр.). Тогда получается, что справедливы и высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие – тех, кто потерпел неудачу.
Рыночное распределение минует занятых, скажем, в сфере фундаментальной науки или государственного управления: причастных к выпуску общественных товаров содержат налогоплательщики. А на что жить людям, у которых нет никаких факторов производства?
Ясно, что чисто рыночное распределение не гарантирует реализацию первого и неотъемлемого права человека – право на жизнь, точнее – на доход, который обеспечил бы стандарт благосостояния, гарантирующий достойное существование вне зависимости от наличия фактора производства, форм и результатов хозяйственной деятельности.
Осознание того факта, что распределение доходов, справедливое с точки зрения законов свободного рынка явно несправедливо в общечеловеческом смысле пришло в странах с развитыми рыночными хозяйствами не сразу. Процесс этот протекал негладко, сопровождался довольно острыми социальными конфликтами. Со временем произошло расширение экономических функций государства, активно включившегося в перераспределение доходов.
Однако следует иметь в виду, что любое перераспределение снижает уровни доходов, извлекаемых владельцами факторов производства, а, значит, ослабляет мотивы к труду и инвестированию. Имеется, как видно, максимально допустимая глубина погружения государства в процесс распределения, ниже которой начинается опасное для общества падение экономической эффективности.
От механизма рынка не приходится ждать и соблюдения права на труд тех, кто может и хочет работать. По ряду причин в экономике рыночного типа едва ли можно избежать вынужденной безработицы в различных формах. В результате еще одной обязанностью государства становится снижение уровня и продолжительности вынужденной безработицы, материальное обеспечение людей, не по своей воле расставшихся с рабочими местами или не сумевших их найти.
Стимулируя эффективное коммерческое освоение уже имеющихся технологических нововведений, рыночный механизм не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области науки и технологий, глубокие структурные преобразования производства. Ему не хватает мощности для того, чтобы двинуть крупномасштабные инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли. В таких ситуациях бизнес нуждается в поддержке государства.
Существуют сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Для их решения тоже требуется вмешательство государства. Как показывает практика, государственное регулирование на национальном и международном уровнях является обязательным условием здорового развития мировой экономики.
Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней: монополизма, инфляции и спадов деловой активности. Сама, за счет своих внутренних резервов она с ними справиться не может. Если государство остается безучастным, болезни начинают прогрессировать, нанося немалый экономический и социальный ущерб.
Таковы допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Если же государство делает больше, чем ему «отпущено» рыночной экономикой, то, какими бы благими намерениями оно ни руководствовалось, как правило, происходят деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.
Для определения роли государства в экономической литературе используются разные термины “государственное вмешательство в экономику”, “государственное регулирование экономики”, “экономическая политика государства”, “государственное управление экономикой” и др.
Государство издавна вмешивалось в жизнь граждан, и это вмешательство было вызвано вполне серьезными экономическими причинами. Например, королева Англии Елизавета, желая поддержать национальное рыболовство и стимулировать рост спроса на рыбу, в 1563 г. запретила своим подданным употреблять мясо два дня в неделю. А когда в 1666 г. в той же Англии возникли проблемы со сбытом продукции отечественной шерстяной промышленности, власть приказала хоронить мертвых только у шерстяной одежде, угрожая за нарушение этого требования штрафом в 5 фунтов стерлингов, что в те времена было немалой суммой.
Многие экономисты считают, что термин «государственное вмешательство в экономику» меньше всего отвечает сущности явления. Он рождает представление о насильственном вмешательстве, даже с добрыми намерениями, одной самостоятельной системы (государства) в другую, как хирургическое вмешательство в организм человека. На самом деле государство - это не внешняя система относительно экономики, а ее составная часть.
Государственное управление - это организующее и регулирующее влияние на экономику по упорядочению и повышению результативности деятельности субъектов рынка. Регулирование – это одна из функций управления.
Регулирование (від лат. regulo – устраиваю, привожу в порядок) - целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержку или изменение экономических явлений и их связей с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики.
2. Экономические функции государства
Историки считают, что государство в его нынешнем виде сформировалось не очень давно. В Европе начало его формирования относят к XV в., а «главными конструкторами» считают трех королей: короля Англии Генриха VII, короля Франции Людовика XI и короля Арагона Фердинанда Католика.
У этого «нового государства» были три главные задачи. Известный историк экономики Фернан Бродель сформулировал их таким образом.
Задача первая: заставить себе повиноваться, подчинить себе агрессивные наклонности граждан, очистить внутреннюю жизнь от вспышек насилия, «зарезервировав» потенциал агрессивности для войн с внешними врагами.
Задача вторая: контролировать различными способами экономическую жизнь, организуя ее так, чтобы она развивалась бесперебойно и обеспечивала государству получение значительной доли национального дохода – источника всех его расходов, в том числе на содержание правителей, чиновников и армии, а также ведения войн и международных дел.
Задача третья: участвовать в духовной жизни, без которой не устоит никакое общество, формировать эту духовную жизнь, поощряя одни и подавляя другие культурные, идеологические или религиозные течения и теории.
Американский экономист Р. Макгрейв в работе «Финансы в теории и практике» впервые сформулировал такие функции государственного регулирования экономики:
- предоставление или регулирование необходимого количества общественных благ;
- распределение доходов и имущества;
- регулирование уровня занятости и уровня цен.
Функции современного государства значительно расширились, что объясняется глобализацией (необходимостью уменьшения отрицательных последствий влияния внешних факторов в открытых экономиках) и социализацией экономики. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными являются:
разработка и утверждение правовых основ экономики, т. е. государство определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке. Если мы хотим, чтобы правила соблюдались, то законы должны носить устойчивый характер и применяться ко всем без исключения;
определение приоритетов макроэкономического развития, т. е. необходимо определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы будут социальные, экологические, мирохозяйственные последствия наших действий;
реализация социальных ценностей, поскольку любые наши законы, результаты экономического роста имеют смысл лишь только в том случае, если они направлены на процветание населения. Экономическое развитие, как показала практика командно-административной системы, приобретает самые уродливые формы, если оно не служит человеку;
регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Но это регулирование не должно подменять собой рынка, иначе оно превратится в администрирование. Главным и определяющим здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма.
Таким образом, мы видим, что функции государства весьма разнообразны, но все их можно довольно легко классифицировать, выделив два основных направления:
обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы;
решение экономических и социальных проблем, перед лицом которых рыночный механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность.
3. Теоретические концепции государственного регулирования национальной экономики
Отношение к государственной активности в экономике всегда было неоднозначным. В его основе лежали разные представления о характере функционирования государства на разных этапах развития общества.
Уже на раннем этапе государственности человечество задумывалось о роли государства в управлении экономической жизнью общества. Это нашло отражение в законах вавилонского царя Хаммураппи (XVIII в. до н. э.), в древнеиндийском трактате “Артхашастра” (ІV-III в. до н. э.), во взглядах философов Древнего Китая, в других исторических памятниках. В них кроме общих норм, регулирующих отношения собственности, к функциям правителей относили регулирование цен, определение норм ростовщического процента, регулирование использования наемного труда.
В этот период ученые высказывали конкретные системные взгляды, по поводу экономических функций государства. Они не оставались только теорией, а внедрялись на практике, давая как положительные (концентрация материальных и трудовых ресурсов, углубление разделения труда), так и отрицательные (гипертрофирование роли государства, сдерживание развития рыночных отношений в странах) последствия.
Вытеснение натурального хозяйства товарным производством, интенсивное развитие международной торговли, ликвидация политической раздробленности в западноевропейских странах и кардинальное изменение роли торгового капитала стали причинами возникновения меркантилизма.
Сторонники теории меркантилизма отождествляли богатство нации с золотом и серебром и обосновывали необходимость активного государственного регулирования хозяйственной жизни. Представители раннего меркантилизма считали задачей государства привлечение как можно большего количества денег из-за границы и удержание их в стране, а решение проблем – в максимальном вмешательстве государства.
Поздние меркантилисты считали задачей государства увеличение экспорта за счет стимулирования отечественного производства и развития посреднической торговли, создание системы активного торгового баланса.
Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название протекционизма, направленного на стимулирование отечественной экономики, ее защиту от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков. Не было, и нет государства, в определенных условиях не применявшего протекционистской экономической политики.
С завершением первоначального накопления капитала теории меркантилизма теряют свою популярность. Возникают новые идеи, согласно которым торговый и особенно промышленный капитал необходимо освободить от государственной опеки.
Основоположники классической буржуазной политической экономии В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо признавали правильным только автоматическое регулирование рыночного производства без какого-либо вмешательства государства. Государство должно, по их мнению, выполнять только политическую функцию - охранять частную собственность.
Классическая теория исходит из того, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.
Цены С С
Ц В
С1
Ц1 Г С1
П ВНП
СС – совокупный спрос;
С1С1 – новый совокупный спрос;
СП – совокупное предложение.
Совокупное предложение СП имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. То есть это направление исходит из того, что цены и зарплата могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением. Поскольку снижение цены может повлиять на снижение зарплаты, то даже при этом полная занятость сохраняется. Изменение уровня цен при снижении спроса не означает сокращения реального ВНП. Т. е. вся продукция, которая произведена, будет продана, хотя и по другим ценам. Таким образом, снижение совокупного спроса ведет лишь к снижению цен, а не к снижению ВНП и занятости.
Государство, согласно этому направлению теории, не может повлиять ни на уровень занятости в стране, ни на объемы производства, т. е. макроэкономическое развитие может влиять лишь на уровни цен.
Промышленный переворот, изменение социальной структуры общества, обострение социальных противоречий, борьба рабочего класса за свои права и периодические кризисы перепроизводства заложили фундамент марксистской политической экономии, основоположниками которой стали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Марксизм декларирует отмену частной собственности. Государство полностью контролирует экономическую деятельность, распределение ресурсов, доходов и т. п. Следовательно, марксова теория показывает, что с развитием производительных сил, увеличением концентрации производства влияние государства на экономику должно возрастать.
В 90-тые годы ХІХ в. началось формирование неоклассической экономической теории (А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Б. Кларк, В. Парето). Они придерживались идей саморегулированной и равновесной рыночной экономики и принципа экономического либерализма. Так, А. Пигу обосновал необходимость дополнения экономической политики “laisser faire” государственным регулированием экономической жизни. Он выделил две формы государственного вмешательства в экономическую жизнь – прямую и косвенную, оправданную в условиях свободной конкуренции и связанную с механизмом налогообложения.
В 30-ые годы ХХ в. после глубочайшего спада экономики США получила распространение концепция Кейнса. Кейнс выдвинул теорию, в которой отверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», потому что он рассматривает экономику в состоянии депрессии.
Эта теория основывается на том, что цены, процентные ставки, а в основном заработная плата, фиксированная контрактом в определенном периоде, не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде довольно медленно. Поэтому главный порок классической теории, считал Кейнс, в том, что она не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует все больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Он заявил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами при изменении доходов, которые изменяются гораздо быстрее, чем негибкие цены и заработная плата.
Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос.
В модели Кейнса совокупное предложение принимает форму прямой, параллельной оси Х, что отражает негибкий характер цен и зарплат в краткосрочном периоде и наличие незанятых ресурсов, в частности безработицы. Линия СС пересекает график ЦБ в точке Д, где объем ВНП = ОА.
Цены B
C1
C
Ц D D1 Б
С1
С
ВНП
O A A1 Г
Потенциальный ВНП
Если спрос на рынке возрастает (С1С1), то это не приводит к резкому изменению в ценах, поскольку в результате будет увеличен объем производства и ВНП вырастет на величину АА1.
Кейнсианская теория позволяла обосновать возможность регулирования рынка через механизм воздействия на совокупный спрос. Именно в недостатке «эффективного» спроса она видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике.
Кейнс предложил несколько инструментов регулирования экономики. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.
До середины 70-х гг. государственная политика строилась на основе кейнсианской концепции. Однако затем наблюдается кризис кейнсианства, что было обусловлено следующими причинами:
- ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением мощи ТНК;
- обострилась проблема инфляции, которую подстегнули кейнсианские методы регулирования;
- возросли государственные расходы, связанные с регулированием;
- возрос бюрократический аппарат;
- усилился лоббизм, в результате чего многие решения государства принимались не в интересах общества, а отдельных групп.
Начиная с конца 70-х гг. правительства многих стран (США, Великобритания, Япония, ФРГ) взяли на вооружение принципы консервативной экономической политики, которая базируется на неоклассической концепции.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли (И. Фишер, М. Фридмен). Трансформация модели государственного регулирования состояла в отказе от влияния на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных средств влияния на предложение.
В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капиталу и повышения производительности производства. Главные препятствия на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция усложняет кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мер (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Согласно неоклассической теории монетаристов государство может только косвенно влиять на экономику. В основу монетаристского подхода положен постулат о твердой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетаристского подхода думают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег.
4. Инструменты и методы государственного регулирования
Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране эта система имеет свои особенности.
К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.
Подробно эти инструменты государственного регулирования будут рассматриваться в других темах курса, сейчас остановимся на их основных характеристиках.
Фискальная политика – это политика в области правительственных расходов и налогов. Через правительственные расходы осуществляется не только финансирование государственного сектора, система социального обеспечения, но и делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в коллективное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП.
Налоги играют в экономике двоякую роль. С одной стороны, они формируют доходы государства, а с другой, - оказывают стимулирующее влияние на потребителей и производителей. Высокие налоги уменьшают совокупный спрос на рынке и уменьшают объем ВНП; в то же время низкие налоги снижают доходы государства. Поэтому всегда стоит проблема определения разумных границ налоговых ставок применительно к конкретным условиям.
Денежная политика довольно тонкий инструмент, поскольку влияя на денежную массу, мы можем оказывать непосредственное влияние на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление оказывается влияние на динамику ВНП. Денежная политика играет весьма важную роль в системе антиинфляционных мер.
Политика регулирования доходов – один из основных инструментов в борьбе с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.
Социальная политика направлена, прежде всего, на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения, защите их от разрушительных последствий инфляции. Социальная политика охватывает и такие сферы как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным, политику в области занятости. Именно в социальной политике глубоко и последовательно выражаются интересы всех слоев населения.
Внешнеэкономическая политика включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и квот, лицензирование внешней торговли.
В конечном счете все формы и методы государственного регулирования направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие направлении какого-либо предусмотренного варианта движения.
Государство выполняет свои функции, применяя разные меры воздействия на экономику. Есть ли тут какие-либо ограничения, требования, идущие от рыночной системы? Есть, и с ними нужно разобраться:
в принципе исключены любые действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма, разрушающие его. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и т. п.;
поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно, в основном, лишь косвенными, экономическими методами. Это не означает, что административные методы вообще не имеют права на существование;
самими экономическим регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя, а тем более не заменяя рыночные стимулы;
следует иметь в виду, что среди регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный результат в одном секторе экономики, непременно дает негативные эффекты в других.
Методы государственного воздействия могут быть прямыми и косвенными. Прямые основаны на использовании государственной власти. К ним относятся законодательство, административно-правовые нормы и т. п., Косвенные методы государственного регулирования опираются на экономические и финансовые рычаги и стимулы, с помощью которых государство воздействует на интересы хозяйственных субъектов. К ним относятся бюджетно-налоговые, кредитно-денежные и др.