Введение
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
1. Основные исторические этапы государственного регулирования экономики
1.1 Меркантилисты
В настоящее время не вызывает сомнения, что в существующих социально-экономических системах необходимо государственное регулирование. Ясно также, что границы этого регулирования в современной рыночной экономике значительно уже, чем в административно-командной, планово – распределительной экономике. Однако, экономическая роль современного государства сильнее, чем, например, при рыночной системе свободной конкуренции XVIII–XIX вв.
Государственное регулирование экономики сложилось не сразу. Оно является результатом исторического прогресса общества, охватывающего длительный период. В этой связи живой интерес вызывает генезис этого регулирования, важнейшие экономические теории и взгляды, обосновывающие его формы, методы и программы, социально-экономические последствия и эффективность. Без такого исторического подхода нельзя представить себе в полной мере государственное регулирование современной экономики и перспективы его развития.
Еще задолго до начала формирования в XV веке государства в его нынешнем виде государственные власти устанавливали законы и правила хозяйственной деятельности, например, в законах царя Хаммурапи, правившего Вавилонией в XVII веке до нашей эры, в «Русской правде», – детище Ярослава Мудрого (XI в.) и др.
В XV–XVII веках, когда активно шло становление рыночных отношений, возникла первая буржуазная экономическая школа меркантилистов, выражавших интересы купеческого капитала (У. Стаффорд, Т. Мен, А. Монкретьен, А. Ордин-Нащекин, И. Посошков, В. Татищев).
Идеи меркантилистов, которые превыше всего ставили накопление денег и положительный торговый баланс, исходили из необходимости государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Следует заметить, что учение меркантилистов долго использовалось при выработке государственной протекционистской политики во многих странах, в частности, в XVII веке в Англии, в России при Петре I, в Германии в XVII веке. Показательно, что взгляды англичанина Т. Мена и других меркантилистов нашли отражение в трудах крупнейшего экономиста современности Дж.М. Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования экономики, в попытках многих современных правительств по применению протекционистских мер.
Плодотворность живучесть идей меркантилизма не означает, однако, их абсолютной монополии в экономической теории и практике. В дальнейшем, с развитием промышленности и рынка при свободной конкуренции нарождающаяся буржуазия повела упорную борьбу с государственным вмешательством, связанными с ними ограничениями и феодальными пережитками, рассматривая все это как тормоз в своей деятельности.
1.2 Идеи экономического либерализма
Пришедшие на смену меркантилизма в конце XVIII века идеи экономического либерализма были наиболее полно и глубоко обоснованы в трудах классика английской политической экономии А. Смита, особенно в его знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Выступая за безусловное рыночное саморегулирование экономики, он считал, что «невидимая рука» рынка без всякого государственного вмешательства заставит предпринимателей, исходя из личного материального интереса и стремления к прибыли, производить нужный для общества товар. А. Смит считал, что экономика будет функционировать тем эффективней, чем слабее будет ее государственное регулирование. Данная позиция имела в условиях свободной конкуренции известную объективную основу, поскольку в этот период свою функцию рыночный механизм выполнял наиболее эффективно.
А. Смит имел многочисленных последователей, относящихся к субъективному неоклассическому направлению политической экономии, которое возникло в 70-х годах XIX века. Его основатели – известные экономисты: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк, У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето, Дж.Б. Кларк и А. Маршалл. Они пытались определить оптимальный режим работы хозяйственных единиц при свободной конкуренции, условия экономического равновесия рыночной системы. При этом исходили из того, что свободная конкуренция адекватное ей ценообразование обеспечивают равновесие между спросом и предложением, а всякое государственное вмешательство нарушает равновесие. Государству неоклассики отводили лишь роль традиционного «ночного сторожа», охраняющего свободу рынка, и «дорожного регулировщика», который должен вмешиваться в случае экстремальных ситуаций.
Однако экономическая практика уже в XIX веке выявила и в XX веке убедительно подтвердила, что рыночный механизм (при всем его совершенстве) не свободен от недостатков и противоречий, не обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсов. Саморегулирующаяся рыночная система далеко не всегда дает правильное и эффективное решение коренной проблемы: «что», «как», «для кого» производить, чтобы удовлетворять потребности общества и его членов. Ведь рынок может быть не только объединяющим, организующим и созидающим фактором, но и стихийным и разрушительным. Достаточно отметить, что заложенная в рыночном механизме тенденция к установлению экономического равновесия прокладывает себе дорогу стихийно, через его нарушение и неосуществление. Это вызывает потери общественного труда, поскольку производители, не зная потребностей и спроса, производят товар на мало известный рынок. В данных условиях стихийные колебания цен, инфляция, циклический характер воспроизводства, включающий фазу кризиса, разоряют многих производителей, увеличивая безработицу и нищету.
Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать многие экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры, культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и обороны страны.
Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизации производства подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод заговорить о фактическом «фиаско» рынка. Профессор А.Я. Лившиц подчеркивает: «Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней – монополизма, инфляции и спадов деловой активности».1
1.3 Кейнсианские идеи
Существенные недостатки рыночного механизма требуют государственного регулирования экономики. Ставка лишь на рыночную самонастройку может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, подставить под вопрос само существование системы. Это ярко проявилось в мировых экономических кризисах 1929–1933 гг., 1937–1938 гг. и др., когда казалось бы процветающая экономика развитых стран была отброшена на многие годы назад. Тяжелые и разрушительные кризисы натолкнули людей на понимание того, что рыночный механизм развития экономики далеко не идеален и нуждается в серьезных мерах государственного регулирования. В XX веке вопрос о роли и функциях государства в экономической жизни общества стал центральным. Серьезное теоретическое обоснование данных проблем содержится в трудах выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса, прежде всего в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнсианские идеи, получившие название «кейнсианской революции», совершили подлинный переворот в классических и неоклассических воззрениях на рыночную экономику. Кейнс опроверг их утверждения о возможности самоисцеления экономики от кризисного спада. Он показал, что государство может, используя налоговую и кредитно-финансовую политику, воздействовать на психологию хозяйствующего субъекта, склонного к сбережению, и стимулировать эффективный совокупный спрос общества, чтобы через него регулировать в нужном направлении рынок и ускорять экономический рост, повышать уровень занятости населения и его благосостояние.
Кейнсианские методы воздействия на совокупный спрос, составляющего становой хребет данной теории, были направлены на сглаживание циклических колебаний рыночной конъюнктуры и обеспечение целевых параметров так называемого магического четырехугольника, все стороны которого (устойчивые темпы экономического роста, низкая безработица, стабильные цены, равновесие торгового и платежного балансов в течение цикла) тесно взаимосвязаны. Именно на достижение эффективного совокупного спроса, обеспечивающего реализацию указанных выше целей и получение высоких прибылей, должно направлять свое регулирующее воздействие государство. Идеи Кейнса получили свое воплощение в новом крупном разделе современной теории – макроэкономике, изучающей национальную экономику как единое целое, в разработке инструментария и методики макроэкономического анализа.
В свете кейнсианских идей президентом США Франклином Д. Рузвельтом была осуществлена экономическая политика в период «великой депрессии» 1929–1933 гг., получившее название «новый курс». Эта политика в качестве центрального звена включала усиление роли государства в экономике, известный рост ее огосударствления. Речь идет о проведении активной экономической государственной политики, стабилизации экономики и преодолении отрицательных последствий рецессии (спада) производства; расширение государственных социальных программ, ликвидации массовой безработицы; оздоровлении финансов и денежного обращения, в частности, о централизации банков, контроле над ценами и расширении кредита, запрещении вывоза золота, увеличение налогового обложения и др. все это способствовало формированию эффективного совокупного спроса со стороны граждан и государства, т.е. создание условий для реализации кейнсианского принципа бескризисного и динамичного развития экономики. Следует заметить, что и в послевоенные годы (вплоть до середины 70-х годов) многие страны с рыночной экономикой руководствовались положениями кейнсианской теории при выработке антикризисных мер, для восстановления разрушенного войной хозяйства, конверсии военной экономики и стимулирования роста ее гражданских отраслей.
Однако уже во второй половине 70-х годов против Кейнса вслед за известным австрийским экономистом Фридрихом Хайеком выступили сторонники современных неоклассических доктрин (теории монетаризма, теории рациональных ожиданий, теории предложения). Сторонники этих теорий (М. Фридман, Дж. Хикс, Р. Солоу, М. Браун, Г. Саймонс, И. Фишер, Ф. Кейген, А. Шварц, Р. Селден, К. Бруннер и др.), являющиеся антиподами кейнсианства, возражают идею классиков о том, что рыночному капиталистическому хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным государственное вмешательство. Поэтому, считают они, государственные меры по стимулированию спроса не улучшают состояние экономики, а, наоборот, порождают диспропорцию и ухудшают экономическую конъюнктуру, поскольку препятствуют действию стихийных «выравнивающих» механизмов конкуренции и ценообразования.
Главный упор современные неоклассики, особенно монетаристы, делают, в отличие от кейнсианцев, не на принцип эффективного совокупного спроса, а на принцип предложения, на отмену государственного регламентирования и регулирования предпринимательской деятельности. Они выступают за снижение налогов с предпринимателей, создание других благоприятных финансовых условий для прибыльного предпринимательства (снижение бюджетного дефицита, либерализацию ценообразования, ограничение денежной эмиссии), а также за уменьшение денежных расходов на гражданские и социальные нужды, в частности, за отмену минимальных гарантированных ставок заработной платы. Преувеличивая роль денег, монетаристы считают, что функции государства в экономической области должны в основном ограничиться регулированием эмиссии денег и кредитования.
Идеи монетаризма (хотя М. Фридман и другие представители чикагской школы подчеркивали его чисто теоретический характер) нашли свое отражение в новом экономическом курсе, проводимом в 80–90-е годы в ряде стран. Наиболее последовательно это проявилось в «тэтчеризме» (Англия) и «рейганомике» (США), в Чили, Израиле, а также в России и других постсоциалистических странах в ходе экономических реформ.
2. Роль государства в национальной экономике
2.1 Цели и границы государственного воздействия на экономику
Государственное воздействие на экономику, необходимость которого очевидна, представляет собой целевую систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера. Среди иерархий целей этого воздействия ведущая роль принадлежит генеральной цели.1 Последняя включает такие коренные несущие звенья развития общества, как обеспечение интенсивного экономического роста, экономической и социальной стабильности, укрепления существующего общественного строя, международного положения страны. От этой генеральной цели распространяется древо опосредующих конкретных целей, подчиненных генеральной, но без реализации которых генеральная цель не может быть достигнута.
В древе целей государственного регулирования экономики все цели взаимозависимы и субординированы, являясь первичными, вторичными, третичными, производными и перенесенными и т.п. Причем положение отдельных целей в древе целей государственного регулирования экономики может претерпевать изменение в зависимости от новых условий, экономических, политических и социальных задач. Так, например, при кризисе первичной целью становятся антикризисные меры, стабилизация экономики и экономический рост. При этом другие цели передвигаются на второй план, как бы подчиняются ей. Или при дефиците платежного баланса и растущей внешней задолженности, сокращении золотовалютных резервов в качестве приоритетной выступает такая цель, как оздоровление платежного баланса.
Цели государственного регулирования экономики тесно связаны с его субъектами и объектами. К субъектам относятся носители экономических интересов (классы, социальные группы), выразители их интересов (предприниматели, партии, профсоюзы и др.) и исполнители (органы всех ветвей государственной власти, государственные учреждения, различные общественные организации и др.).
Объекты – это экономический цикл, народнохозяйственная структура, условия накопления и потребления, цены и денежное обращение, занятость населения, платежный и торговый баланс, условия конкуренции, НИОКР, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда и др.
2.2 Экономическая роль государства
Экономическая роль государства конкретизируется в его функциях, способствующих решению многообразных экономических и социальных воспроизводственных задач, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ. Во-первых, государство разрабатывает и утверждает правовые основы нормального развития рыночной экономики, законодательно определяет «правила игры» предприятий, организаций и физических лиц на рынке.
Во-вторых, государство способствует стабильному экономическому росту, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы. Важная функция государства состоит в исправлении просчетов и недостатков, чтобы перераспределить ресурсы и сгладить цикличность и диспропорции в экономике, повысить ее эффективность.
В-третьих, государство содействует преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может обеспечить необходимое социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень образования и др.). чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др.
В-четвертых, государство осуществляет меры, которые не могут быть осуществимы (или эффективно выполнены) силами рынка и частного капитала. Сюда относятся меры по производству так называемых общественных товаров, укреплению обороны, совершенствованию управления, развитию фундаментальной науке, выполнению космических программ, защите окружающей среды, развитию социально-бытовой инфраструктуры в городе и деревне.
В-пятых, государство поощряет потребление полезных товаров и услуг, ограничивает и запрещает потребление вредных для здоровья отечественных и импортных товаров (табачные, спиртные изделия, наркотики и др.).
В-шестых, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и на стимулирование экспорта, повышение конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.
Рассмотренные выше экономические функции государства, конкретизирующие его экономическую роль, относятся к такому типу экономику, в которой развитые рыночные отношения дополняются государственным регулированием процесса воспроизводства. В данном случае границы рыночного регулирования являются весьма широкими. Другое дело – такая экономика, где имеет место централизованное государственное планирование и регулирование с отдельными элементами рынка. Здесь границы рыночного регулирования значительно уже, причем доминируют административно-приказные методы управления, директивное установление воспроизводственных пропорций, прямое управление предприятиями из центра, осуществляется полный контроль государства за производством, распределением и сбытом продукции.
Свое теоретическое обоснование и практическое воплощение подобное централизованное планирование и управление экономикой в СССР в 30-е гг., особенно в первых пятилетних планах развития народного хозяйства. В 60-е гг. в ходе экономической реформы было разрешено образовывать на предприятиях за счет части прибыли фонда развития производства, фонды социально-культурного обеспечения и материального стимулирования. В 70-е гг. несколько усилилась роль рыночных методов при организации хозяйственного расчета в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях материального производства, на предприятиях непроизводственной сферы. Однако это не изменило основ централизованной планово распределительной системы управления экономикой.
Вместе с тем нельзя сказать, что данная социально-экономическая система не имеет абсолютно никаких возможностей для решения задач. Хотя жесткая государственно-плановая экономика слабо и медленно реагирует на изменения спроса, соотношение спроса и предложения, допускает существование затратного и убыточного производства, она все же способна, как показал исторический опыт, путем жесткой централизации ресурсов в короткий срок осуществлять преобразование отсталой аграрной страны в индустриальную, мобилизовать в условиях войны все силы и средства для победы.
Но планово-распределительная система в СССР, способная решать в экстремальных условиях задачи экстенсивного развития экономики, входила во все большие противоречия с назревшими проблемами интенсивного ресурсосберегающего экономического роста на основе эффективного использования достижений НТР. Положение изменилось лишь в начале 90-х годов, когда в ходе радикальной экономической реформы стал осуществляться широкий переход к смешанной экономике и рыночным отношениям, формированию рыночного хозяйственного механизма. Это расширило границы государственного регулирования экономики и соответственно изменило его цели, субъекты и объекты, формы и методы, социальные последствия.
Современная Россия находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства. Это прежде всего диктуется самой спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации социально-экономической системы, когда командно-административные методы управления потеряли силу, а косвенные регулирующие экономические методы находятся в стадии становления. Положение сильно осложняется экономическим кризисом, тем, что не решены многие актуальные социальные проблемы. Кстати, история знает много примеров того, когда в переломные периоды роль государства в экономике возрастала и изменялась. Взять хотя бы жесткие законы и активную экономическую политику Петра I в конце XVII – начале XVIII веков, когда, по образному выражению А.С Пушкина, император «уздой железной Россию поднял на дыбы».
Следует заметить, что не нужно абсолютизировать необходимость государственного вмешательства в экономику, допускать шаблонный подход к его границам и методам. Ведь истина всегда конкретна. И в каждом отдельном случае это надо решать с учетом всего комплекса условий и возможностей, социально-экономических последствий. Так, например, положительное влияние на экономику оказало как усиление государственного вмешательства в Россию при председателе Совета Министров С.Ю Витте и в США при президенте Рузвельте в период кризиса 1929–1933 гг., так и сокращение сферы данного воздействия в результате приватизации государственной собственности при премьер-министре М. Тэтчер в Англии. Однако есть и такие примеры (в постсоциалистических странах), когда приватизация, проведенная без должной подготовки и квалификации кадров, нанесла экономике большой вред, вызвала массовое разорение предприятий и уменьшение ВВП, рост безработицы.
Поскольку эффективное решение проблем, связанных с государственным регулированием экономики, требует соответствующих условий, фундаментального научного обоснования и высокой квалификации исполнителей, то самое простое и правильное решение состоит в том, что вмешательство государства в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта.
3. Рыночные формы и средства государственного регулирования внутренних и внешних условий экономического роста
В механизме государственного регулирования экономики важное место принадлежит средствам (инструментам). Данные средства, разграничение между которыми условно, можно подразделить на две основные группы: административные (разрешения, запреты, принуждения) и экономические (бюджетные, кредитные, ценовые, налоговые и др.). все эти средства в практике государственного регулирования экономики обычно существуют как в чистом виде, так и в совокупности, особенно при государственном экономическом программировании, использовании средств государственного сектора. Поэтому принципиальное значение приобретает правильный выбор тех или иных средств (или их комбинаций) в соответствии с целями и социально экономическими условиями, объектами и субъектами, эффективностью применения.
Важнейшим экономическим средством государственного регулирования являются бюджетные инструменты. Ведь через государственный бюджет и внебюджетные фонды перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП) стран с развитой экономикой. В России данный показатель составляет примерно 1/2.государственный бюджет, представляющий собой годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, должен выполнять три основных функции:
а) фискальную функцию, осуществляющую формирование финансовой базы деятельности государства;
б) регулирующую функцию, включающую использование в целях регулирования экономики налогов и других инструментов;
в) социальную функцию, означающую перераспределение ВВП для проведения государственной социальной политики.
Бюджетная политика государства должна строиться на сочетании рыночного и государственного механизмов регулирования экономики, обеспечении сбалансированности бюджета, чтобы не только покрыть расходы доходами, но и образовать остаток средств, сократить государственный и внешний долги.
В России данный принцип государственной бюджетной политики имеют свою специфику, связанную с особенностями переходной экономики, в частности, экономическим кризисом и большим бюджетным дефицитом, который в 1997 г. достиг 118,4 трлн. руб. (4,4% к ВВП)1. Чтобы ликвидировать этот дефицит, сделать бюджет положительным, требуется повысить как его доходы (путем роста производства и ВВП, налоговых и прочих поступлений, размещения государственных ценных бумаг среди населения и др.), так и сократить его расходы за счет ассигнований на оборону и управление, поддержание нерентабельных предприятий, других мер режима экономии. К сожалению, жесткая финансовая политика порой сопровождается уменьшением расходов прежде всего на социально-культурную сферу, снижением уровня жизни граждан.
Значительная часть бюджетных расходов относиться к капиталовложениям в государственный сектор экономики. Государственный сектор экономики охватывает обычно малорентабельные объекты инфраструктуры, энергетические и сырьевые отрасли, фундаментальную науку, НИОКР, охрану природной среды, подготовку и переподготовку кадров и дрругие вложения в государственный сектор используются для удовлетворения общегосударственных потребностей и повышения рентабельности частных фирм.
Государственная собственность играет важную роль в регулировании экономики, особенно в условиях кризиса, когда частные инвестиции резко сокращаются. Увеличивая вложения в предприятия государственного сектора, правительственные органы препятствуют общему экономическому спаду и образованию массовой безработицы. Перераспределяя материальные ресурсы и деньги в интересах обобществленного сектора, государство осуществляет строительство новых предприятий и реконструкцию старых, в которые частный капитал из-за невыгодности не инвестируется. Это улучшает структуру хозяйства и снижает издержки производства в частном секторе, повышает его рентабельность.
Главным инструментом мобилизации денежных средств в центральные и местные бюджеты являются налоги, которые взимаются с физических и юридических лиц, распространяются на доходы, товары, имущество, услуги и др. За счет налогов в бюджет разных стран поступает до 90% денежных средств на центральном и 70% – на местном уровне1.
Современные принципы налогообложения состоят в прогрессивности, однократности взимания, обязательности уплаты, простоте и гибкости. В органической связи с принципами налогообложения находятся его основные функции: фискальная, связанные с накоплением доходов бюджета, социальные и регулирующие, содействующие перераспределению доходов через государственный бюджет, целенаправленному воздействию на экономические и социальные процессы в обществе.
Свою функцию средства государственного регулирования экономики налоги выполняют путем выработки и совершенствования системы налогообложения, определения налоговых ставок (норм налогообложения) и их дифференциации, предоставления различных налоговых льгот.
Государство законодательно закрепляет налоговую систему, ее принципы, структуру и механизм. В странах с развитой рыночной экономикой налоговая система характеризуется такими чертами, как прогрессивность налогообложения, изменение ставок налогов с учетом конъюнктуры, применение разнообразных налоговых льгот. Основными формами налогов являются: подоходный налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость (НДС), социальные взносы, таможенные пошлины и др. данная структура налогообложения является инструментом перераспределения государственного бюджета и ВВП, использование денежных доходов и ресурсов для стимулирования экономических и социальных процессов.
Особая роль в налоговой системе принадлежит льготам, которые устанавливаются в зависимости от социально-экономических условий и целей государственного экономического регулирования. Формы налоговых льгот весьма многообразны. В их числе: освобождение определенных лиц и категорий плательщиков от уплаты налогов; понижение налоговых ставок; налоговый кредит, состоящий в отсрочке взимания налога или его уменьшении; вычет из налоговой базы; изъятие из объекта налогообложения определенных элементов и др.
Понижение налоговых ставок. Способствуя росту прибылей, стимулирует инвестирование в производство. И, наоборот, повышение налогов, приводя к противоположным результатам. Уменьшает «перегрев» рыночной конъюнктуры. В ряде стран налоговые льготы распространяются на прибыль, которая используется на научно-технические новшества, расширение производства продовольствия, медикаментов и товаров народного потребления, проведение природоохранных мер, содержание объектов здравоохранения, детских учреждений, жилищного фонда, индивидуальное и коллективное жилищное строительство, благотворительные цели и т.п. При этом общая сумма налоговых льгот, связанная обычно с социальной политикой, не должна значительно уменьшать сумму налога на прибыль.
Важное место в системе налоговых льгот в рыночной экономике занимает политика ускоренной амортизации. Она состоит в ускоренном амортизационном списании основного капитала и образовании за счет этого скрытых резервов. Причем норма ускоренной амортизации устанавливается с разрешения Министерства финансов. Метод ускоренной амортизации за счет ее более высокой нормы позволяет предприятиям вернуть вложения не только до физического, но и морального износа, использовать дополнительные средства амортизационного фонда для инвестирования в модернизацию оборудования и новое строительство. При этом следует иметь в виду, что амортизационный фонд образуется за счет не только сумм возмещения изношенного основного капитала, но и части прибыли, которая образует скрытые резервы, не подпадающие под налогообложение, а следовательно, не поступающие в бюджет.
Льготное налогообложение сопровождается противоречивыми последствиями. В результате широких налоговых льгот бюджет недополучает крупные средства, что усугубляет бюджетный дефицит и инфляционные процессы. Чтобы преодолеть эти негативные явления, часто стремятся повысить налоговые ставки на прибыль предприятий и доходы физических лиц. Но опыт показывает, что тяжелый налоговый пресс на предприятия дает отрицательные последствия, поскольку ведет к снижению деловой активности, расцвету теневой экономики и недобору налогов, то есть опять же к дефициту бюджета.
Необходимыми элементами механизма государственного регулирования экономики являются кредитная и денежная системы, тесно связанные со сферами производства, обмена и потребления. Эти системы, играя большую роль в распределении и перераспределении денежных средств, оказывают сильное влияние на темпы экономического роста.
К мерам в области кредитной и денежной политики, осуществляемой обычно Центральным банком, относятся: изменение учетной ставки этого банка; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке; регулирование ценообразования и денежного обращения; антиинфляционные мероприятия и др. среди данных мер, оказывающих регулирующее воздействие на экономику, можно выделить изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на изменение размера банковских ссуд и ход воспроизводственного цикла. Так, повышение процентной ставки по кредитам в период экономического подъема удорожает его (политика «дорогих денег») и ослабляет «перегрев экономики». Наоборот, снижение ставки процента по кредитам дает возможность шире использовать дешевый кредит (политика «дешевых денег») для активизации сферы производства и обращения.
Определенное регулирующее воздействие на экономику оказывает такая мера, как изменение нормы обязательных резервов, которые образуются за счет отчислений коммерческих банков на счета Центрального банка. Дифференциация норм отчислений в резервы используется для стимулирования долгосрочных кредитов, направленных на капитальные вложения в производство, так как для краткосрочных и ликвидных кредитов устанавливаются более высокие нормы отчислений.
К весьма эффективной форме регулирования экономики относятся операции на открытом рынке по купле-продаже ценных бумаг, позволяющие (при ее правильном проведении, не как с ГКО) увеличит резервы банков и расширить их активные операции. На рынок потребительских товаров сильное влияние оказывает ограничение или расширение потребительского кредита, которые воздействуют на объем спроса и инфляционный процесс.
С кредитной политикой тесно связана государственная политика в области регулирования ценообразования и денежного обращения, антиинфляционных мер. Государственное вмешательство в формирование цен проявляется как в прямом установлении фиксированных цен на товары и услуги, так и косвенно, через акцизы и субсидии, означающие снижение цен в форме социальных доплат производителю или потребителю. Применяется также дифференциация ставок налога на добавленную стоимость, которые, входя в цену, формируют и изменяют ее. В отношении цен на экспортные товары применяются освобождение экспортеров от налогов, экспортные субсидии, льготные тарифы и кредиты. Все это способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.
Первостепенное значение в условиях рыночной экономики приобрело антиинфляционное государственное регулирование. Следует заметить, что умеренная инфляция – явление характерное для рыночной экономики. Однако, когда наблюдается инфляционный всплеск цен, переходящий в гиперинфляцию, то необходима система государственных антиинфляционных мер, чтобы инфляция стала управляемой, а ее уровень – нормальным.
По мере роста масштабов экономики и усложнения задач по ее регулированию возрастает потребность в долгосрочном государственном регулировании экономики. Оно обычно осуществляется в форме государственного целевого программирования, дающего возможность комплексно использовать все элементы государственного регулирования. Такой подход позволяет осуществлять структурную перестройку экономики на основе НТП, развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры, поддерживать низкорентабельные отрасли и предприятия, работа которых, однако, необходима для эффективного функционирования всего народного хозяйства.
Естественно, что при составлении и выполнении целевых и чрезвычайных государственных программ, направленных на решение экономических, научно-технических и социальных задач, встает проблема границ их эффективности в условиях рыночного хозяйства. Эти программы ограничены не только бюджетными средствами, возможностью привлечения государством заемных средств, но и масштабом использования частного капитала. Последний обычно участвует в осуществлении государственных программ тогда, когда ему гарантируется прибыли более высокие, чем при других вариантах инвестирования средств. При принятии решения от той или государственной программе нельзя также не учитывать ее роль в решении назревших социально-экономических задач, чтобы упредить возможность экономических кризисов, массовой безработицы и инфляции, могущих вызвать социальную напряженность.
Таким образом, современное государственное регулирование экономики (рынков капиталов, товаров, услуг и труда и др.) представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и других мер, охватывающих как внутреннюю, так и внешнеэкономическую политику. При этом экономические функции государства не означают прямого вмешательства во внутреннюю и внешнеэкономическую деятельность. Государственные функции при рыночной экономике должны прежде всего сводится к выработке и установлению экономических и правовых условий для обеспечения интенсивного социального ориентированного экономического роста.
Заключение
Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики, как мне кажется, выглядят убедительнее, нежели аргументы против неё.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т. к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.
На данный момент Россия только переходит от командной экономике к рыночной, поэтому перед ней встала проблема, какую модель развития рыночной экономики выбрать. Но, по моему мнению, нам не стоит копировать чужую модель, надо разрабатывать собственную с использованием опыта развитых стран и национальных особенностей.
Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Страна должна иметь мощный частный сектор и надёжную поддержку со стороны государства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделен.
Библиографический список литературы
Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 1996.
Ильин С.С., Ширяева С.В. Введение в рыночную экономику. – М.: издательство Московского университета, 1994.
Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994.
Рикардо Д. начало политической экономики и налогового обложения. – М.: Госкомиздат, 1995.
Сакс Дж. Рыночная экономика в России. – м.: Экономика, 1994.
Экономика переходного периода. Учебное пособие / Под редакцией В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. – М.: Издательство Московского университета, 1995.
Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – Чебоксары: Издательство Чуваши ун – та, 2003. – 496 с.
Райзберг Б.А., Стародукбцева Е.Б. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 672 с. – (Высшее образование).
Журнал Экономист 2004 г. с. 13
Курс экономической теорий: Учебник – 4-е доп. и перер. издание – Киров: «АССА», 2001 г.-752 ст.
Макроэкономика: курс лекции. – М.: Центр, 1998. – 384 с.: ил.
Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2 – е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Г. Грязной и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688 с.
1 Лившиц А. государство и рыночная экономика // Российский экономический журнал. 1992.№ 11.С.125.
1 См.:Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: издательство БЕК, 1994.С.270.
1 Россия в цифрах. Краткие статистические сб. / Госкомстат России / М.:1998.С. 295.
1 Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М.: 1993. С. 453.