Иркутский государственный университет институт социальных наук
Реферат
Государственное регулирование экономики
Иркутск 2011 год
Введение
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.
Вторая точка зрения появилась значительно позже в конце 19 века. Аналитики пришли к выводу, что рынок - это институт имеющий ряд слабых мест, негативные последствия которых может и должно сглаживать государство.
Первым прецедентом вмешательства государства в экономику стало принятие в 1890 году в США антимонопольного закона Шермана. Принятие, которого было вызвано созданием Джоном Рокфеллером нефтяной компании «Стандарт оил», которое монополизировало рынок нефтепродуктов.
Следующим шагом в расширении государственного регулирования стала разработка «нового курса» Ф. Д. Рузвельта для преодоления Великой Депрессии в США, вызванной мировым экономическим кризисом 1929-1934 г.г. Этот новый курс стал основой для появления новой модели экономической системы – смешанной экономики.
Теория государственного регулирования рыночной экономики была, как известно, построена Дж. М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал вывод про то, что выход из глубокого кризиса, увеличение объёмов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства, которое должно не только стимулировать снижение дисконтной нормы коммерческих банков (процента), но и осуществлять масштабные государственные закупки с целью увеличения платежеспособного совокупного спроса. Кроме того, государство должно выплачивать социальные пособия безработным, людям преклонного возраста и другим неработоспособным членам общества с целью не допустить социального взрыва.
Причины государственного вмешательства в экономику
Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.
Государственное регулирование внешних эффектов. Рынок охватывает не все социально-экономические отношения участников макроэкономической системы. Деятельность производителей, и потребителей порождает внешние (а не только внутренние) эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое, участвуя в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего поделать не может. Без участия государства здесь не обойтись.
Государственное регулирование потребления общественных товаров. Свободный рынок позволяет людям удовлетворять только те потребности, которые выражаются через спрос. Но есть и другие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Как быть с ними? Речь идет, прежде всего, о товарах и услугах коллективного пользования. И особенно о таких, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения - это национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. Общественный товар отличается от частного тем, что достается всем потребителям примерно поровну, в одинаковых объемах. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции. Финансирование их ложится на центральный и местный бюджеты. Государственный бюджет должен быть достаточен для компенсации внешних эффектов и объемов поставки общественных товаров.
Обеспечение государством экономики нужным количеством денег. Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем представление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два его ведущих звена — свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходится даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве. Из этой же проблемы вытекает еще ряд нескольких: перераспределение доходов, безработица, инвестирование в области науки и технологии.
Любая экономика (как рыночная, так и не рыночная) подвержена инфляции и монополизму. Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.
Объекты государственного регулирования экономики
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
экономический цикл - суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции;
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства - осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам.
В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности;
условия накопления капитала;
занятость - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду;
денежное обращение - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики;
платежный баланс - государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции;
цены - динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу;
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
условия конкуренции;
социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров;
окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач.
Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
Цели государственного вмешательства в экономику
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.
С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.
Инструменты государственного регулирования экономики
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.
Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.
Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.
С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:
бюджетная и фискальная политика;
денежно-кредитная политика;
программирование;
прогнозирование и планирование.
5. Зарубежный опыт государственного регулирования рыночной экономики на примере Франции
Экономика Франции, как и других, промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного-хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.
Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль над ценами в условиях конкуренции.
Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д.). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.
Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма" (государственного регулирования экономики). Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.
В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика "контролируемого роста цен", в соответствии с которой предприниматели получили право повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления.
В течение восьми последующих лет правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962 годах была проведена почти полная либерализация цен на промышленные товары. Однако уже с середины 1963 года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.
В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.), "программные контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен" (1971г.).
В соответствии с "контрактами стабильности" государство заключило с предприятиями соглашения, по которым эти предприятия имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании стабильности общего уровня цен.
В соответствии с " программными контрактами" государство способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с "контрактами стабильности" ранее подвергались контролю. В соответствии с " программными контрактами" предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также информацию, связанную с формированием цен, технико-экономическую характеристику товаров, показатели производительности труда, методы финансового управления и т.д.
"Контракты против повышения цен" имели целью обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих контрактов правительство принимало на себя обязанность не принимать меры, ведущие к росту издержек производства.
В 70-х годах правительство Франции стало применять систему мер по блокировке и регулированию цен. Со второй половины 1975 года были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов, а с апреля по декабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться на определенное количество процентов. При этом между государством и предприятиями были заключены контракты, по которым последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию.
В первой половине 70-х годов правительство проводило жесткую политику ограничения доходов во всех секторах экономики. В соответствии с этой политикой в государственном секторе не возобновлялись контракты, предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата служащих не должна превышать зарплату государственных служащих.
С середины 70-х годов экономическое положение Франции резко ухудшилось в связи с 4-кратным повышением мировых цен на нефть, в результате чего темпы роста значительно сократились, а темпы роста цен возросли. Резкое повышение внутренних цен привело к росту забастовочного движения. В свою очередь, предприниматели для сохранения прибыли и обеспечения возможности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручивая этим спираль "заработная плата - цены".
В этот период стало ясно, что система жесткого контроля над ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль над ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг.
Предприятия, которые в связи с блокировкой цен не могли их повысить на контролируемых рынках, терпели убытки и не имели достаточно средств на возобновление производства и увеличение инвестиций. Как считают французские экономисты, основным недостатком блокировки цен является затруднение инвестирования и рост бюрократизации. Следует также обратить внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, так как ее темпы в середине 70-х (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где регулирование проводилось не административными, а косвенными экономическими методами.
Контроль над ценами в тот период привел к переливу капиталов в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.
Контроль над ценами привел также к таким негативным последствиям, как рост импорта, так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во Франции.
В 1973г. правительство Франции либерализовало цены на промышленную продукцию. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе были отобраны отрасли, где имелась сильная международная конкуренция (часовая и шарикоподшипниковая промышленности); отрасли, где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая промышленность); отрасли, которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).
Безусловно, жесткий контроль над ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе "дирижистского" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.
В течение первой половины 80-х гг., особенно после поражения социалистов, процесс либерализации цен продолжался и, к 1986г. было освобождено около 90% цен.
Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря 1986г., отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отменило право правительства в любой момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное формирование цен в процессе конкуренции.
Исключение из свободного ценообразования составляют отрасли, где регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт). Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится лишь после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом по потреблению.
Либерализация цен не означает полного невмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства на микроуровне к системе глобального регулирования для экономики Франции означает лишь изменение формы вмешательства (переход от жесткого "дирижизма" к методам косвенного воздействия на рынок и цены)
Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных регулирующих органов. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а после 1986 г. он был преобразован в Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. На Совет возложена обязанность оценивать правильность экономических поступков предприятий, определять их соответствие нормам законодательства, следить за соблюдением правил конкуренции и ценообразования.
Совет по конкуренции может применять следующие санкции: 1) предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; 2) наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия-нарушителя; 3) потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.
Все эти меры могут применяться в комплексе, они не являются взаимоисключающими.
Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать общественными мерами. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.
В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача - контроль над государственной дисциплиной цен.
Существует разветвленная система общественного контроля над качеством товаров и ценами. Под эгидой общества потребителей работают несколько частных институтов по экспертизе различных товаров.
Надо отметить, что если раньше блокировку цен осуществляло правительство Франции, то с 1986 г. эти решения принимаются парламентом республики.
Заключение
государственный регулирование экономика вмешательство
Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.
В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушить эту систему излишним воздействием.
Экономический рост может получить серьезную поддержку от государства путем снижения налоговой нагрузки или увеличения расходов государства . последнее можно осуществить в результате достаточно высокого уровня государственных доходов. Решать проблему увеличения доходов государства через понижение налоговых ставок с одновременным повышением уровня налогового администрирования. Следует добиваться, чтобы положенные к уплате налоги максимально попадали в бюджет.
Налоговая система должна быть гибкой и динамичной. Она должна быть готова в максимально короткий срок подстраиваться к разным новшествам, возникающим на рынке. Главным препятствием в достижении такой подвижности является процесс законодательного обеспечения налогового процесса.
Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.
Список литературы
Денисов Б. А. «Современное государство и экономика» - М.-1988 г.
Рудакова И. Е. «Современный рынок : природа и развитие» - М.-1993 г.
Липсиц И. В. «Экономика» - М – 2006 г.
Кредер А.А. «Новейшая история зарубежных стран 1914-1997» -М-1998 г.
Смит Адам «Исследование о природе и причинах богатства народов» - М -2007 г.