Реферат
По дисциплине: «Политология»
На тему: «Власть в современном обществе»
Выполнил: Студент ФИО
Проверил: ФИО
2009 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Власть как общественное явление. Политическая власть……………….......4
2. Основания политической власти, её легитимность………….........................9
3. Структура политической власти……………………………………..............11
4. Ресурсы политической власти………………………………………..............12
5. Основные функции и формы политической власти……………...................15
6. Новые тенденции в развитии политической власти……………..................17
7. Современные концепции власти………………………………………..........18
Заключение………………………………………………………………….........21
Литература……………………………………………………………………….22
Введение
Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она даёт ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Целью данной работы является рассмотрение сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, её источников и ресурсов, форм, современных концепций политической власти, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых, современных тенденций в её развитии.
1. Власть как общественное явление. Политическая власть
Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть разума», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии», «судебная власть», «власть мафии», «партийная власть» и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определённых целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчинённые. По своей природе власть представляет собой явление социальное, поскольку возникает в обществе. Трудно себе представить общество без власти. Это равносильно хаосу, дезорганизации, саморазрушению социальных отношений. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и, прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме этого, наличие власти вызвано объективной потребностью в упорядочении, регулировании социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей посредством принуждения. Главное состоит в многогранности самой власти как общественного феномена. Для понятия политической власти – это акцент на сущностной стороне политики как взаимоотношения больших социальных групп по поводу их общих интересов.
Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определённого класса, иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. В своём общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельности, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Это всегда власть над людьми. Политическая власть характеризуется рядом признаков.
Первое. Она закономерно зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма выражения общественных отношений, прежде всего между большими социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями: отстаивающими их интересы. Политическая власть – свойство не индивидуальных и межличностных отношений между большими общественными группами, нациями, региональными или иными человеческими объединениями, наконец, между данным обществом и его членами. Власть – компонент общественной системы в целом. Она закрепляет приоритетность интересов и ценностей определённых социальных групп, классов или большинства населения как общих, обязательных для всех слоёв народа.
Второе. Политическая власть как общественное отношение в сущности своей содержит противоречие между субъектом и объектом властвований. Ведь речь идёт о подчинении воли одних воле других, о навязывании одними своей воли и ценностей другим, что вызывает сопротивление последних. Противоречие вытекает также из асимметричности властного отношения. А именно: из определённых преимуществ, каковыми обладает властвующий субъект (статус, влияние, авторитет, информированность и т.д.). В частности, на современном этапе цивилизации всевозрастающее значение приобретает знание. Власть становится всё больше действием и отношением, основанным на обладании знанием и его распределении.
Третье. Власть – это потенциал, возможность, осуществляемая в действии, во взаимоотношении субъектов, причём зависящих от условий. В этом смысле её нельзя присвоить. Захватив власть, передать её из одних рук в другие не означает ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определённую совокупность средств или право, которые обеспечивают формирование и реализацию способности одних навязывать свою волю другим, управлять их поведением и деятельностью. В том числе утверждать и закреплять определённые ценности и нормы, определяющие статус и социальную роль тех лиц, групп и организаций, которые в новой системе отношений обладают доступом к принятию общезначимых решений.
Четвёртое. Политическая власть производна от общественной системы, а более конкретно – от социальной структуры и, в конечном итоге, от общественных экономических отношений. Именно в конечном итоге. Отсюда вытекает принципиальное отрицание сведения власти к сфере субъективно-волевого действия людей. Несводимость, однако, не равнозначна исключению во властеотношениях субъективно-волевого момента, в том числе и возможности его решающей роли в определённых конкретных ситуациях. С учётом сказанного следует подходить к известному тезису К.Маркса: «При исследовании явлений государственной жизни… легко поддаются искушению упускать из виду объективную природу отношений и все объяснять волей действующих лиц. Существуют, однако, отношения, которые определяют действия как частных лиц, так и отдельных представителей власти и которые столь же независимы от них, как способ дыхания. Став с самого начала на эту объективную точку зрения, мы не будем искать добрую или злую волю попеременно то на одной, то на другой стороне, а будем видеть действия объективных отношений там, где на первый взгляд кажется, что действуют только лица».
Следовательно, при анализе политической власти нужно иметь в виду, что за волевыми действиями людей всегда стоят объективные отношения, которые обусловливают непосредственно наблюдаемые взаимодействия индивидов и групп, за субъективно волевыми отношениями скрываются объективные взаимосвязи, потребности и интересы.
Пятое. Политическая власть, безусловно, связана с принуждением, что фиксировалось во всех историко-политических взглядах, и также отмечается в современных представлениях. Тем не менее, её нельзя отождествлять только с принуждением и, тем более, с физическим насилием. Если это делалось многими политическими теоретиками в прошлом, то имелись для того объективные причины. Например, однозначное определение классиками марксизма политической власти в эксплуататорском обществе как организованного насилия одного класса над другими, относилось к характеристике диктатуры буржуазии, свидетелями которой они были. Думается, что во многом такое определение применимо и к современности, что подтверждается господством в ряде стран мира диктаторских режимов. Тем не менее, в обществах, основанных на принципах демократии, политическая власть, не исключая возможности принуждения, выступает и в других формах доминирования властвующих субъектов. Главным образом как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и т.д. Сущность, идеал социалистического народовластия, о чём писали гуманисты-социалисты, конечно же, не сводится к принуждению, а предполагает также сознательное, добровольное участие масс в принятии политических решений.
Рассматривая понятие политической власти в широком плане, надо подчеркнуть, что принуждение вообще не исчерпывает сущность власти. Последняя служит способом (средством) регулирования общественных отношений, совместной жизни людей, важнейшим фактором управления обществом. Современные исследователи подчеркивают, что у власти главный аспект – это управление общественной жизнью людей; она составляет неотъемлемый элемент системы социального управления, средство, обеспечивающее организованность и управляемость человеческими сообществами. Следовательно, структура властеотношений не тождественна отношению «господство – подчинение», а ещё включает подсистему «управляющий и управляемый». Последняя, хотя полностью не вписывается в орбиту власти (властвовать и управлять - не одно и то же), тем не менее, образует один из атрибутивных её элементов. Власть политическую нередко понимают как управление государством.
Шестое. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т.д. Наиболее развитая из них – государственная власть. Отличие государственной власти от других видов политической власти в том, что первая предполагает существование особого аппарата с присущими ему материальными средствами воздействия на людей. Она опирается на узаконенные (легитимированные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений между людскими сообществами, поддерживается организованность и порядок, отрабатываются, принимаются и реализуются общественно-значимые, обязательные для всех решения. Политическая власть проявляется в различных формах общественных отношений: господство, руководство, управление, организация, контроль. Политическая власть в отличие от других форм власти имеет свою специфику. Её отличительными признаками являются:
- верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
- всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
- моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
- широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится основаниям политической власти, т.е. обоснованию её законности, признанию обществом её права на руководящую роль.
2. Основания политической власти, её легитимность
Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.
Этимологически слово «легитимность» ведёт своё начало от латинского legalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определённых сил на выборах.
Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придаётся большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором её эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин её нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором её эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин её нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятие новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения поддержки и доверия народа.
В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является её гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.
Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.
С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.
3. Структура политической власти
Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне – властвующие. В политологии их принято обозначать понятием «субъект» (это может быть целый народ, государственный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения – подвластные, подчинённые. Это - объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.
Казалось бы, всё ясно: субъект – это те, кто властвует, а объект – те, кто подчиняется власти, следует её приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом – это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа – это, прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).
Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демократических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.
Субъект и объект политической власти – это два важных её компонента, но в её структуре есть ещё одно слагаемое – ресурсы власти. Речь идёт о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).
4. Ресурсы политической власти
Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы.
Экономические ресурсы. Распространяя своё воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, политическая власть вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Одной из важнейших среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует ещё больших финансовых ресурсов. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше – для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.
Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств.
В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения её безопасности. Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.
Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации её целей, и для её поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.
С помощью экономических средств, в частности средств государственного регулирования общественных процессов, политическая власть может сделать многое:
- заставить экономические процессы, набравшие слишком большую скорость, притормозить (и наоборот, когда это необходимо);
- стимулировать структурную перестройку хозяйства в целях практического освоения достижений НТР;
- стимулировать инвестиции в национальную экономику;
- не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;
- предотвратить перенакопление капитала в стране, стимулируя его вывоз за границу;
- замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и т.д.
Силовые ресурсы. Этот вид ресурсов политической власти выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях её свержения. Это – армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Они часто применяются в годы экономических и политических кризисов. С понятием «силовые ресурсы» нередко связывают понятие «военная власть». Специфика военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских структур. В данном случае возникает полицейское государство.
Социальные ресурсы. Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в её существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий.
Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения (уровень пенсии составляет до 90 % от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных организаций и т.д.
Информационные ресурсы. Речь идёт, в первую очередь, о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Нередко СМИ называют «четвёртой властью» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Это отражает их действительные возможности и силу воздействия на общественное мнение.
5. Основные функции и формы политической власть
Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоёв, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию ещё дальше, следует отметить, что в её выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Таким образом, любая политическая власть уже с момента своего становления разрабатывает сообразно конкретным условиям, экономическому и политическому состоянию страны стратегию и тактику управления обществом в целом. Особое внимание уделяется отношению с политической оппозицией, разрабатывается конкретная политика в отношении различных слоёв общества, политика обеспечения ресурсов власти и т.д.
Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) – это функция оптимизации самой политической системы, приспособление её институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демократические выборы. В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политическую систему.
Третья функция политической власти – обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удаётся в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание её народом.
Таковы три основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.
В системе политической власти различают три функциональных взаимодействующих её уровня. Высший уровень – макрополитическая система высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных). Средний, или промежуточный, уровень. Это аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов. Средний уровень является звеном, которое связывает институциональную власть с неформальной – общественными организациями, партиями, движениями – и населением. Третий уровень – это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. На этом уровне складываются мнения людей о политике, формируются их убеждения, политическая культура в целом.
6. Новые тенденции в развитии политической власти
Власть возникла вместе с развитием человека и вместе с ним прошла длительный путь своего становления и постоянного совершенствования. В современных условиях также идут процессы развития власти. Отметим ряд новых тенденций, характерных для наших дней.
Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.
Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательно признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания её законного характера обществом.
Третья тенденция. Как правильно было замечено, «злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной её концентрации». Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной Европы и в России. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.
Четвёртая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность. Россия последних 2-3 лет даёт многочисленные иллюстрации действия данной тенденции.
Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данной процесс идёт практически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.
7. Современные концепции власти
Рассмотренные выше вопросы политической власти свидетельствуют о том, что речь идет о явлении высокой сложности. Поэтому не удивительно, что даже в определении и трактовке понятия «власть» имеются различные точки зрения. Рассмотрим кратко основные из них.
Релятивистские концепции власти (от англ. Relation). В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, «нейтрализовать» её, предложив ей раздел «зон влияния». Релятивистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности. В их числе стимулирование активности трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения и др.
Бихеовиористские концепции власти (от англ. Behavior). Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из её трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредоточении внимания на особенностях людей, на мотивах их поведения в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание «политической энергией»). Далее, важную роль играют те блага и привилегии, которые во все времена получают люди, имеющие власть. С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки. Кроме того, для многих власть над другими людьми является формой наслаждения. В стремлении к властвованию существуют и другие мотивы. Например, возможен сговор или скрытое соглашение между теми, кто заинтересован в поддержке определенной кандидатуры и в финансировании её борьбы за власть.
Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразной «рынок власти» со своими менеджерами, готовящими кандидатов на власть и обеспечивающими их победу на выборах. Поэтому очевидно, что борьба за власть – постоянное явление. Политическая власть рождается, как правило, в противоборстве политических сил и отдельных личностей. Таковы основные положения в понимании власти в бихевиористких концепциях.
Системные концепции власти. Власть в соответствии с данными концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредовано. Назначение политической власти – регулировать отношения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты. Назначение политической власти – разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.
Заключение
Таким образом, задача политической власти – строить свои отношения со всеми элементами политической системы общества таким образом, чтобы это способствовало равновесному, сбалансированному состоянию данной системы. Другими словами, политическая власть должна стремиться к достижению в обществе в первую очередь стабильности, как политической, так и экономической.
Литература
1. Гаджиев К.С. Политология: учебник. М: «Логос», 2002 г.
2. Грязнова А.Г. Курс политологии. М: «Инфра-М», 2003 г.
3. Зеркин Д.П. Основы политологии. Р-н-Д: «Феникс», 1997 г.
4. Полунина Г.В. Политология: учебное пособие для ВУЗов. М: «Акалис», 2005 г.
5. Сирота Н.М. Политология. С-Пб.: «Питер», 2006 г.
6. Соловьёв Л.И. Политология. М: «Аспект Пресс», 2002 г.
22