Введение | 3 |
1. Значение аудита достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприятий: | |
1.1. Состав бухгалтерской отчетности; | 5 |
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации; | 18 |
1.3. Технико-экономическая характеристика предприятия. | 23 |
2. Аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприятий торговли и общественного питания: | |
2.1. Экспресс-аудит достоверности показателей бухгалтерского учета | 27 |
2.2. Экспресс-аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности | 29 |
Заключение | 32 |
Литература | 33 |
Приложения | 36 |
Введение
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
Цель курсовой работы раскрыть тему: «Аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприятий торговли и общественного питания», в которой осветить такие главные моменты как:
состав бухотчетности;
нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ;
технико-экономическую характеристику предприятия;
экспресс-аудит достоверности показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
1. Значение аудита достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприятий
1.1. Состав бухгалтерской отчетности
Отчетность — это система показателей в форме таблиц, отражающих объем и результаты деятельности организации. Ее составление — завершение текущей учетно-экономической работы. Отчетность должна быть достоверной, т. е. обоснованной сверенными данными синтетического и аналитического учета, подтверждена материалами инвентаризации имущества, денежных средств в кассе, выписками банков, актами сверки дебиторской и кредиторской задолженности и др. Обоснованность публикуемых показателей баланса и объявленной прибыли за год надо подтверждать заключением независимой аудиторской службы.
Отчетность представляют собственнику, налоговой инспекции, органу государственной статистики и при наличии договора учреждению банка, другим контролирующим органам.
Годовая бухгалтерская отчетность организации до представления в соответствующие органы рассматривается и утверждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами.
Объем и порядок составления отчетности регламентированы приказами Министерства финансов РФ.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, а также Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом № 4н, в состав годовой отчетности включаются:
— Бухгалтерский баланс (форма № 1);
— Отчет о. прибылях и убытках (форма № 2);
— Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
— Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
— пояснительная записка, а также аудиторское заключение (если данная организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту);
В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за I квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). При этом организация имеет право расширить этот список и по собственной инициативе представить в составе очередного квартального (полугодового, 9-месячного) отчета помимо двух обязательных любые другие формы, по общему правилу включаемые в состав годовой отчетности.
Бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган вместе с сопроводительным письмом (см. на след. стр.).
Форма сопроводительного письма к отчетности
(ЭМБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ)
Общество с ограниченной ответственностью «Солнышко» (000 «Солнышко»)
111555, г. Москва, ул. Солнечная, д. 15
тел.: 123-45-67, факс: 123-56-56
e-mail: sun@sun.ru
р/с 38124654365 в УФК МФ РФ
по г. Москве
ИНН 7712231546 КПП 7712 01001
ОКОНХ 80100 ОКПО 18639843
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве
15.03.2002 № 245-ЛС на № _____ от_____
Направляем Вам бухгалтерскую отчетность 000 «Солнышко» за 2002 г.
Приложение:
1. Бухгалтерский баланс за 2002 г. (форма № 1) на 5 л. в 1 экз.
2. Отчет о прибылях и убытках за 2002 г. (форма № 2) на 2 л. в 1 экз.
3. Отчет об изменениях капитала за 2002 г. (форма № 3) на 3 л. в 1 экз.
4. Отчет о движении денежных средств за 2002 г. (форма № 4) на 2 л. в 1 экз.
5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) на 6 л. в 1 экз.
6. Пояснительная записка на 1 л. в 1 экз. Всего на 19 листах
Генеральный директор А. Б. Лунин
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
Согласно п. 61 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н (далее — Методические рекомендации, утвержденные Приказом № 60н), в отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме, рассчитанной нарастающим итогом с начала до конца года.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от Об.07.99 № 43н (далее — ПБУ 4/99), выделяет и требует раздельно раскрывать как минимум выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты к получению; доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы.
Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н (далee — ПБУ 9/99), характера деятельности организации, вида доходов,) размера и условий их получения, а также от того, являются ли они доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными).
При отражении в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п. 62 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
Графа 4 отчета заполняется на основе данных графы 3 отчета за предыдущий год. Если данные за предыдущий год несопоставимы данными за отчетный, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из изменений учетной политики, законодатель- ных и иных нормативных актов. Исправительные записи в бухгалтерском учете при этом не делаются (п. 63 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
Отчет об изменении капитала (форма № 3)
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны приводиться дополнительные данные об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации.
Вместе с тем согласно п. 30 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, хозяйственные товарищества и общества обязаны представлять отчет об изменениях капитала, который должен содержать данные о величине капитала на начало отчетного периода, увеличении капитала с выделением увеличения за счет дополнительного выпуска акций, за счет переоценки имущества, за счет прироста имущества, за счет реорганизации юридического лица (присоединение, слияние), за счет доходов, которые относятся на увеличения капитала, об уменьшении капитала с выделением уменьшения, за счет уменьшения номинала акций, за счет уменьшения количества акций, за счет реорганизации юридического лица, за счет расходов, которые относятся на уменьшение капитала, а также о величине капитала на конец отчетного периода.
Для целей отражения в бухгалтерской отчетности (или в бухгалтерском балансе, или в отчете об изменениях капитала, или в пояснительной записке) акционерного общества информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций рекомендуется учитывать положения, приведенные в письме Минфин а России от 23.12.92 № 117 «Об отражении в бухгалтерском учете отчетности операций, связанных с приватизацией предприятия».
Остатки фондов (потребления, накопления и пр.), образованных в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой за счет прибыли, приводятся в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в частности в отчете об изменениях капитала или пояснительной записке.
В разделе «Капитал» формы № 3 отражаются данные о движении составляющих: уставного (складочного) капитала организации, ставного фонда унитарного предприятия, добавочного капитала, резервного капитала, фондов организации, образуемых в соответствии учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевых финансирования и поступлений.
В разделе «Изменение капитала» формы № 3 раскрывается информация об источниках увеличения капитала организации на конец отчетного года, а также причинах уменьшения капитала.
Организациям (кроме некоммерческих) данные об остатках средств целевого финансирования и поступлений, их использовании и остатках на конец отчетного периода следует приводить в отчете об изменениях капитала после раздела «Изменение капитала».
В порядке справки в отчете об изменениях капитала отражаются данные о стоимости чистых активов, о направлениях использования поступлений из бюджета и внебюджетных фондов. В случае получения целевых средств из бюджета или внебюджетных фондов на цели, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, рекомендуется соответствующие данные также отразить в отчете об изменениях капитала.
В графе 3 «Остаток на начало года» формы отражаются остатки средств фондов и целевых поступлений, соответствующие их остаткам по данным предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, с учетом произведенной реорганизации предприятия.
В графе 4 «Поступило в отчетном году» отражаются суммы отчислений от прибыли, поступлений из бюджета, внебюджетных фондов и других установленных источников в фонды и целевые средства.
В графе 5 «Израсходовано (использовано) в отчетном году» отражаются суммы фактических расходов средств фондов и целевого финансирования (за исключением их использования в качестве финансового обеспечения капитальных вложений и долгосрочных финансовых вложений), а также перевод средств из одного фонда в другой. В этой графе также отражается сумма источников капитальных вложений по принятым в эксплуатацию объектам основных средств, присоединенных к добавочному капиталу.
Показатели графы 6 формы № 3 по каждой статье определяются как результат от сложения данных граф 3 и 4 за минусом значений, приведенных в графе 5.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
Сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах бухгалтерского учета 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», отражаются нарастающим итогом с начала года и представляются в валюте Российской Федерации (п. 104 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, далее — Методические рекомендации, утвержденные Приказом № 60н).
В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета (п. 105 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
Разделы 2 «Поступило денежных средств» и 3 «Направлено денежных средств» формы составляются в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности организации (п. 104 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
При этом для целей составления Отчета о движении денежных средств понимается:
• под текущей деятельностью — деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая в качестве такой цели извлечение прибыли в соответствии с предметом и характером деятельности, то есть производство промышленной продукции, выполнение строительных работ, сельское хозяйство, торговля, общественное питание, заготовка сельскохозяйственной продукции, сдача имущества в аренду и другие аналогичные виды деятельности;
• под инвестиционной деятельностью — деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;
• под финансовой деятельностью — деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.
При представлении данных о движении денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в каждой части должна быть приведена расшифровка, раскрывающая фактическое поступление денежных средств от продажи товаров, продукции, работ, услуг, от продажи основных средств и иного имущества, получение авансов, кредитов, займов, дивидендов и пр. поступления; направление денежных средств на оплату товаров, продукции, работ, услуг, на оплату труда, на выдачу авансов, на финансовые вложения и пр. выплаты и перечисления.
В случае если организацией в соответствующих разделах принятой формы Отчета о движении денежных средств не будут выделены данные о суммах денежных средств, сданных в кредитную организацию или полученных в кассу из кредитной организации, то эти данные должны быть приведены в отчете о движении денежных средств в виде справки.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
В разделе «Движение заемных средств» организация отражает наличие и движение средств, взятых взаймы как в виде кредитов банков, так и у других организаций. По строкам «в том числе не погашенные в срок» отражаются заемные средства, просроченные к погашению. В пояснительной записке организация может приводить характеристику заемных обязательств по срокам (годам) погашения (п. 110 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, далее — Методические рекомендации, утвержденные Приказом № 60н).
В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» отражаются данные о дебиторской и кредиторской задолженности организации, учитываемой на счетах учета расчетов, включая обязательства, обеспеченные векселями, и авансы (п. 113 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
В справке к разделу «Дебиторская и кредиторская задолженность» отражаются данные:
о списании на финансовый результат дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек по законодательству Российской Федерации, а также дебиторской задолженности по поставленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам) по фактической себестоимости;
о движении векселей, выданных (полученных), в том числе просроченных, при заполнении которых следует руководствоваться письмом Минфина России от 31.10.94 № 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» с учетом изменений и дополнений, внесенных в него письмом Минфина России от 16.07.96 № 62 (п. 113 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
В целях выявления влияния на финансовое положение организации наличия дебиторской задолженности в порядке справки приводятся данные о фактической себестоимости поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, по которым в бухгалтерском учете числится дебиторская задолженность.
В целях заполнения разделов 1 «Движение заемных средств», 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» и 3 «Амортизируемое имущество» формы № 5 в журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета расчетов должна выделяться необходимая информация на основании первичных учетных документов (п. 114 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
В разделе «Амортизируемое имущество» расшифровывается состав нематериальных активов, основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, принадлежащих организации. Данные приводятся по первоначальной (восстановительной) стоимости (п. 115 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
Организация может ввести в раздел «Амортизируемое имущество» данные об остатках малоценных и быстроизнашивающихся предметов на начало и конец отчетного периода и их движении в течение отчетного периода, в том числе с подразделением на находящиеся на складе и в эксплуатации. При этом данные должны отражаться также по первоначальной стоимости.
Организациям рекомендуется данные о стоимости имущества, переданного в соответствии с договором в доверительное управление, отражать в разделе «Амортизируемое имущество». При этом при разработке и принятии организацией форм бухгалтерской отчетности следует предусмотреть соответствующие строки.
Учитывая, что в разделе «Амортизируемое имущество» данные отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, данные о начисленной сумме амортизации по нематериальным активам, основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности приводятся в справке к разделу.
В подразделе II «Основные средства» отражаются наличие основных средств на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода основных средств организации в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (п. 117 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
В подразделе отражается стоимость всех основных средств организации, числящихся у нее на балансе, включая и отдельные виды основных средств, сданных в аренду, предоставленных бесплатно или бездействующих (находящихся на консервации, в резерве и т. п.). Данные приводятся по восстановительной или первоначальной стоимости.
В графе 4 подраздела отражается общее поступление основных средств в отчетном году по всем источникам, включая: ранее не учтенные, приобретенные за плату, переведенные из оборотных средств в основные, безвозмездно поступившие от других организаций (в случаях если вступительный баланс не менялся), а также введенные в действие в отчетном году новые основные средства.
В графе 5 подраздела отражается восстановительная (первоначальная) стоимость выбывших в отчетном году основных средств, включая: проданные за плату в порядке реализации излишнего и неиспользуемого имущества, переведенные из основных в оборотные средства, безвозмездно переданные другим организациям, а также полная стоимость (без вычета износа) основных средств, ликвидированных в отчетном году вследствие ветхости и износа, стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в связи с реконструкцией и новым строительством и по другим причинам.
В порядке раскрытия информации, отраженной в строке «Итого», по отдельным строкам показывается движение производственных и непроизводственных основных средств.
К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, то есть использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и осуществление других аналогичных видов деятельности.
В виде справки к разделу «Амортизируемое имущество» приводятся данные по изменению стоимости основных средств, а также о балансовой стоимости имущества, переданного в залог, и имущества, по которому амортизация не начисляется или начисление временно приостановлено.
В разделе «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» отражаются наличие собственных и привлеченных средств у организации и их использование на цели капитальных и других долгосрочных финансовых вложений (п. 125 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № бОн).
В графе 3 «Остаток на начало года» отражаются неиспользованные собственные и привлеченные средства (то есть сумма средств, имевшихся (начисленных) в предыдущем году и не учтенных (не направленных) в качестве финансового обеспечения капитальных и других долгосрочных финансовых вложений в предыдущем отчетном году).
В графе 4 «Начислено (образовано)» отражается прибыль, остающаяся в распоряжении организации и направляемая в качестве финансового обеспечения капитальных и других долгосрочных финансовых вложений; заемные средства, полученные от других организаций; поступившие бюджетные ассигнования, ассигнования из внебюджетных фондов, средства, поступившие в порядке долевого участия в строительстве, и т.п.
В графе 5 «Использовано» отражаются данные по учету источников собственных и привлеченных средств с учетом фактически произведенных в отчетном периоде затрат и вложений по дебету счетов Об «Долгосрочные финансовые вложения», 07 «Оборудование к установке», 08 «Капитальные вложения» (как по основным, так и нема» териальным активам) и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в части авансов, перечисленных организацией строительным и другим организациям на покрытие их затрат по строительству объектов). При этом следует иметь в виду, что при определении размера и видов источников для дальнейшего осуществления процесса долгосрочных вложений (графа 6) в первую очередь в качестве покрытия капитальных вложений считаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, а на приобретение нематериальных активов - их амортизация. При распределении источников с учетом фактически произведенных затрат необходимо иметь в виду ранее учтенный источник покрытия в части, относящейся к стоимости оборудования, требующего монтажа и числящегося по состоянию на 1 января отчетного периода на счете 07 «Оборудование к установке», и других затрат.
Суммы, отражаемые в графе 6, определяются сложением данных, отраженных по графам 3 и 4, за минусом данных в графе 5. Итоговая сумма по графе 5 должна быть равна или меньше суммы граф 3 и 4.
Обратите внимание: данные в графе 5 по строкам 411, 421, 422 и др. раздела «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений», как правило, должны быть меньше данных, приведенных в графе б соответствующих строк раздела I формы № 3 «Отчет о движении капитала».
В порядке справки к разделу «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» отражается стоимость незавершенного строительства на начало и конец отчетного периода.
В разделе «Финансовые вложения» расшифровывается состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации в российской и иностранных валютах, учитываемых на счетах 06 «Долгосрочные финансовые вложения» и 58 «Краткосрочные финансовые вложения» (п. 127 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
В разделе «Расходы по обычным видам деятельности» приводятся данные о затратах организации по их элементам, учтенные в соответствии с требованиями Положения о составе затрат (п. 128 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
Данные приводятся в целом по организации (по всем видам деятельности) без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др. Приравниваются к данному обороту затраты по браку, при простоях, возмещаемые виновными лицами (юридическими и физическими), расходы, списанные в установленном порядке на финансовые результаты и собственные источники организации.
В разделе «Социальные показатели» отражаются отдельные социальные показатели деятельности организации, образование и использование сумм взносов на государственное социальное страхование, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, на медицинское страхование.(1-3,5,7,8,9,11)
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Организация и методика аудиторской деятельности в России формируются на основе опыта, сложившегося в мировой практике. До недавнего времени из-за отсутствия четкого правового регулирования аудиторской деятельности она отождествлялась в общественном сознании с ведомственными видами контроля финансово-хозяйственной деятельности, что усложняло становление рыночных отношений в стране. Поэтому в законодательном порядке должны быть определены принципиальные границы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельностью. Естественно, что государственное регулирование будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, обладающими сетью региональных отделений и рабочим аппаратом. Учет мнения профессионалов в процессе осуществления мер государственного регулирования может обеспечиваться экспертным советом на федеральном уровне, обладающим правом «вето» на решение федерального органа. В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России построена трехуровневая система его регламентации.
Верхним уровнем является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон «Об аудиторской деятельности» относится к основным законодательным актам, регламентирующим хозяйственное право в России. Это закон прямого действия, определяющий, в частности, место аудита в финансово-хозяйственной деятельности как ее необходимого и равноправного элементы. Для России это особенно важно, так как исторически государственный контроль превалировал в стране над другими видами контроля.
Второй уровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности:
• федеральные — обязательные для всех участников аудиторской деятельности;
• стандарты, принятые профессиональными аудиторскими объединениями и являющиеся обязательными для их членов. Они не могут понижать требования федеральных правил (стандартов).
Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражем.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно; стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
В последние годы идет интенсивная разработка и принятие правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Разработка аудиторских правил (стандартов) до принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Комиссией совместно с ЦАЛАК Министерства финансов и Центрального банка созданы рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В группы вошли крупные российские ученые в области бухгалтерского учета и аудита, а также практикующие аудиторы. В связи с требованиями норм ФЗ «Об аудиторской деятельности» федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень необходимых правил (стандартов) в России определен в соответствии с рекомендациями Комитета международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров. Предусмотрено к разработке более 30 стандартов, которые подразделяются на три группы:
• общие правила (стандарты);
• правила (стандарты) проведения аудиторской проверки;
• правила (стандарты) составления отчета.
Принята примерная структура всех стандартов. Она включает разделы: общие положения; основные понятия; сущность стандарта; практические приложения.
Из планируемых к разработке стандартов были разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 38 правил (стандартов) аудита, которые использовались в аудиторской деятельности, что позволило повысить качество аудиторских проверок.
Эти правила (стандарты) содержат основные принципы проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудиторы могли выбрать как необходимые масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество результатов аудиторской проверки.
Приведем перечень этих правил (стандартов):
1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (25.12.1996 г.).
2. Планирование аудита (25.12.1996 г.).
3. Аудиторские доказательства (25.12.1996 г.).
4. Использование работы эксперта (25.12.1996 г.).
5. Аудиторская выборка (25.12.1996 г.).
6. Документирование аудита (25.12.1996 г.).
7. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности (25.12.1996 г.).
8. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита (25.12.1996 г.).
9. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности (25.1-2.1996 г.).
10. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита (25.12.1996 г.).
11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (09.02.1996 г.).
12. Аналитические процедуры (22.01.1996 г.).
13. Существенность и аудиторский риск (22.01.1998 г.).
14. Образование аудитора (22.01.1998 г.).
15. Внутрифирменный контроль качества аудита (15.07.1998 г.).
16. Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта (15.07.1998 г.).
17. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита (15.07.1998 г.).
18. Применимость допущения непрерывности деятельности (15.07.1998 г.).
19. Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (15.07.1998 г.).
20. Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита (18.03.1999 г.).
21. Общение с руководством экономического субъекта (18.03.1999 г.).
22. Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним (18.03.1999 г.).
23. Понимание деятельности экономического субъекта (27.04.1999 г.).
24. Изучение и использование работы внутреннего аудита (27.04.1999 г.).
25. Использование работы другой аудиторской организации (27.04.1999 г.).
26. Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности (20.08.1999 г.).
27. Аудит в условиях компьютерной обработки данных (22.01.1998 г.).
28. Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете (20.08.1999 г.).
29. Проверка прогнозной финансовой информации (20.08.1999 г.).
30. Прочая информация в документах, содержащих проауди-рованную бухгалтерскую отчетность (20.08.1999 г.).
31. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов (20.08.1999 г.).
32. Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям (20.08.1999 г.).
33. Порядок заключения договора на оказание аудиторских услуг (20.08.1999 г.).
34. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторской организации (20.08.1999 г.).
35. Проведение аудита с помощью компьютеров (11.07.2000 г.).
36. Оценка риска и внутрихозяйственный контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем (11.07.2000 г.).
37. Особенности аудита малых экономических субъектов (11.07.2000 г.).
38. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами (11.07.2000 г.).
В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» Правительство РФ утвердило новые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (от 23 сентября 2002 г. № 696):
1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
2. Документирование аудита.
3. Планирование аудита.
4. Существенность в аудите.
5. Аудиторские доказательства.
6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Основное содержание принятых правил (стандартов) аудиторской деятельности рассмотрено в предыдущей и последующих главах данной работы.
Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер, и основная их цель — помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации и индивидуальным аудитором самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации. К ним относятся правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.(1-3, 4, 9, 15-17, 22)
1.3. Технико-экономическая характеристика предприятия
Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат школьного питания" создано в соответствии с распоряжением Главы администрации города Сызрани от 04 февраля 1994 г. № 206-р.
Предметом деятельности предприятия является производство и реализация продукции общественного питания учащимся общеобразовательных школ и другим потребителям, розничная торговля продовольственными и промышленными товарами через систему магазинов, киосков, лотков, буфетов, коммерческая и посредническая деятельность, оптовая торговля. Комбинат оказывает услуги по приготовлению горячего питания в соответствии с установленными нормативами, нормами, правилами и ГОСТами учащимся общеобразовательных школ, школ-интернатов, детского дома, дошкольных учреждений.
Имущество предприятия, является муниципальной собственностью и закреплено за предприятием в установленном порядке на праве хозяйственного ведения на условиях договора, заключаемого с комитетом по управлению имуществом города Курска, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, учредитель производит в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда, предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является предприятие и возмещения убытков.
Предприятие строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах деятельности исключительно на основе договоров. В своей деятельности предприятие учитывает интересы потребителей, их требования к качеству товаров, работ, услуг; свободно в выборе формы и предмета хозяйственных договоров и обязательств, не противоречащих Уставу, договору о закреплении имущества и законодательству Российской Федерации; самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательными актами Российской Федерации) и прибылью, полеченной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уплаты налогов, обязательных платежей, а также отчислений собственнику имущества в порядке и размерах, определяемых Главой администрации города Курска.
Управление предприятием осуществляется руководителем, который назначается собственником и ему подотчетен. Руководитель осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с условиями контракта, заключаемого с ним органом местного самоуправления или уполномоченным им лицом. По вопросам, отнесенным к компетенции предприятия, руководитель действует на принципах единоначалия.
Организацию работников предприятия составляют все граждане состоящие с ним в трудовых отношениях (работники). Отношения работников и предприятия, возникшие на основе трудовых договоров (контрактов), регулируются законодательством Российской Федерации. Организация работников предприятия рассматривает вопрос о необходимости заключения коллективного договора с администрацией предприятия, и в случае принятия такого решения, утверждает его; принимает решение о создании постоянно действующего органа, осуществляющего полномочия организации работников или наделения такими полномочиями существующего на предприятии органа; принимает решения, связанные с приватизацией предприятия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться путем его ликвидации либо реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организационно-правовой формы на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Имущество ликвидируемого предприятия после расчетов, произведенных в установленном порядке, передается его собственнику.
Бухгалтерский баланс (форма №1) предприятия представлен в приложении 1.
1. Товарооборот предприятия в сравниваемых периодах практически не изменился и составил в 2000 году 26018 тыс.руб., что на 51 тыс.руб. меньше чем в 1999 году. В том числе товарооборот по рознице увеличился на 439 тыс.руб. и составил в 2000 году 14183 тыс.руб., а товарооборот по общепиту уменьшился на 490 тыс.руб. Это связано прежде всего с отменой дотации из городского бюджета на питание учащихся общеобразовательных школ.
2. Тенденция изменения себестоимости такая же как и товарооборота. В 2000 году себестоимость уменьшилась на 78 тыс.руб. и составила 19951 тыс.руб., в том числе, по общепиту себестоимость уменьшилась на 557 тыс.руб и составила 7412 тыс.руб. Это связано с уменьшением объема товарооборота.
3. Валовая прибыль за 2000 год увеличилась на 27 тыс.руб. и составила 6067 тыс.руб., в том числе по общепиту увеличилась на 67 тыс.руб. и составила 4423 тыс.руб. Это связано с увеличением наценок до максимально разрешенного значения на некоторые виды продуктов.
4. В 2000 году наметился рост издержек производства. Он составил 203 тыс.руб. при общем объеме коммерческих расходов 5919 тыс.руб. Это объясняется ростом тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, ростом затрат на заработную плату.
5. Прибыль от продаж в 2000 году уменьшилась в сравнении с 1999 годом на 176 тыс.руб и составила 117 тыс.руб., что объясняется ростом коммерческих расходов в 2000 году.
6. Наметилась тенденция уменьшения операционных доходов и расходов на 10 и 21 тыс.руб. соответственно, что в 2000 году составило 30 и 61 тыс.руб. Уменьшение доходов связано с сокращением поступления от аренды залов, складов сторонними организациями и лицами, а уменьшение расходов связано с сокращением выплат местных ежеквартальных налогов в 2000 году.
7. Внереализационных доходов и расходов в рассматриваемых периодах не было, так как не было штрафов, взимания госпошлины, приобретения и продажи векселей.
8. Чистая прибыль в 2000 году составила 82 тыс.руб., что на 113 тыс.руб. меньше прибыли за 1999 год, что связано с общим ростом коммерческих расходов предприятия в 2000 году.
9. Фонд заработной платы уменьшился на 255 тыс.руб. и составил 2944 тыс.руб. Среднесписочная численность работников уменьшилась на 42 чел и составила 303 чел. В 2000 году наблюдался рост средней заработной одного работника на 443 руб., что составило 9716 руб.
2. Аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприятий торговли и общественного питания
2.1. Экспресс-аудит достоверности показателей бухгалтерского учета
Для того чтобы объективно оценить и оперативно проверить производственно-финансовую деятельность организации, установить законность, целесообразность и достоверность хозяйственных результатов, оценить состояние бухгалтерского учета, можно использовать в аудиторской практике метод контроля «экспресс-аудит», проводимый путем тестирования.
Сущность данного метода заключается в том, что до начала или после проведения документальной проверки аудитор задает вопросы (заранее подготовленные в зависимости от поставленной цели аудита) работникам бухгалтерии, руководителю, специалистам организации, записывая одновременно полученные ответы в специально разработанной форме. Кроме полученных ответов, аудитор отмечает по ним недостатки и нарушения. Сомнительные ответы, полученные в ходе тестирования, отмечаются специальным значком и подлежат перепроверке документально или фактически. В ходе тестирования, по возможности, устанавливаются также арифметические параметры по заданным вопросам. Сомнительные арифметические данные, полученные путем тестирования, перепроверяются.
С целью получения объективной и достоверной информации в процессе экспресс-аудита аудитор должен постараться убедить руководителя и специалистов организации в том, что только достоверная информация поможет объективно оценить производственно-хозяйственную деятельность организации и что такая проверка проводится исключительно в интересах организации с целью предотвращения негативных явлений. И в самом деле, экспресс-аудит может быть проведен только по согласованию с организацией, в интересах данного экономического субъекта, в необязательном порядке, то есть не для получения аудиторского
заключения, а для устранения недостатков в учете, использовании средств и налогообложении.
Здесь аудитор должен проявить высокую квалификацию, ни в коем случае не быть слишком категоричным, а наоборот, проявить доброжелательный подход при обсуждении со специалистами организации того или иного полученного ответа. Экспериментальная практика показывает, что эффективность проведения экспресс-аудита и полученных от такой проверки результатов (для выполнения поставленной цели) зависит также от психологической уравновешенности, сосредоточенности и внимания аудитора.
По результатам экспресс-аудита можно оценить и выявить сильные и слабые места в системе бухгалтерского учета, а также внутреннего контроля. Проведение экспресс-аудита в строгой последовательности по разделам программы и поставленным вопросам позволяет выявить существенные ошибки, которые не попали в поле зрения аудитора в ходе документальных и фактических проверок или не были выявлены системой внутрихозяйственного контроля.
По результатам экспресс-аудита состояния бухгалтерского учета можно также интуитивно или расчетным путем оценить внутрихозяйственный риск и риск контроля, скорректировать процедурный риск и, соответственно, приемлемый аудиторский риск и программу аудита.
Проверка по методу «экспресс-аудит» полезна не только для оперативного установления состояния учета и финансово-хозяйственной деятельности организации, но и для повышения квалификации счетных работников и других специалистов экономического субъекта. Аудитор, получая неправильный ответ на заданный вопрос, в ходе проверки дает комментарии и советы, как должен оформляться (учитываться) тот или иной объект учета согласно нормативным документам и законодательным актам. Другими словами, экспресс-аудит с познавательной точки зрения эффективнее всех, сколько бы они ни длились, семинаров по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения на платной основе.(1, 2, 25-30)
2.2. Экспресс-аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности
Аудиторская проверка различных объектов контроля, рассмотренных выше, проведенная согласно аудиторской программе и плану аудита, позволяет собрать достаточное количество качественных аудиторских доказательств для оценки достоверности показателей бухгалтерской отчетности. Здесь следует дополнительно проверить адекватность технологии получения и содержания показателей инструкциям по заполнению форм отчетности, а также соблюдение состава бухгалтерской отчетности и общих требований к ней в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 8 февраля 1996 г. № 10, а с отчетности 2000 г. — ПБУ 4/99 от 6 июля 1999 г. № 43н.
Аудиторской проверке подвергаются все формы, составляющие бухгалтерскую отчетность экономического субъекта:
• баланс организации (форма № 1);
• отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
• отчет о движении капитала (форма № 3);
• отчет о движении денежных средств (форма № 4);
• приложение к балансу организации (форма № 5);
• пояснительная записка к годовому отчету;
• другие формы, которые введены для сельскохозяйственных и других организаций нормативными документами.
При проверке бухгалтерской отчетности аудитор руководствуется вышеуказанными нормативными документами по заполнению форм отчетности, формой организации учета на проверяемом экономическом субъекте и данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета.
Каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе проведения инвентаризации и аудита, должны быть исправлены и отражены в соответствующих регистрах учета до представления годового отчета.
Следует еще раз проверить правильность оценки статей баланса, а также расчета финансовых результатов, согласованность данных движения капитала, движения денежных средств и данных приложения данным баланса организации. После этого аудитору следует приступить к проверке адекватности данных аналитического и синтетического учета по всем счетам бухгалтерского учета и их взаимосвязи и соответствия с данными соответствующих форм бухгалтерской отчетности (см. табл. 16.2).
После проведения аудита взаимосвязи синтетического и аналитического учета со всеми формами бухгалтерской отчетности аудитору необходимо выяснить, отвечает ли составленный бухгалтерский отчет экономического субъекта нормам и требованиям Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете». Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Гражданского кодекса РФ (отчетность экономических субъектов различных организационно-правовых форм) и др.
По завершении аудита аудиторы должны приступить к группировке и систематизации всех результатов аудита по всем объектам контроля для составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Если аудиторы не обнаружили существенных нарушений и ошибок, а обнаруженные — не влияют на продолжение непрерывности деятельности экономического субъекта и не наносят ущерба государству, то они должны признать отчет достоверным и выдать экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.
Если же аудиторы обнаружили существенные нарушения и ошибки, которые ставят под сомнение продолжение деятельности организации в обозримом будущем, наносят ущерб государству, учредителям (акционерам), кредиторам или могут ввести пользователей информации в заблуждение, то они должны предоставить экономическому субъекту время для устранения нарушений.
Если же ошибки и нарушения не будут исправлены экономическим субъектом, то аудиторская организация имеет право выдать по результатам проверки отрицательное заключение.(11-16, 27, 28)
Заключение
На основании изученных вопросов учета и аудита предприятий общественного питания можно сделать следующие выводы:
Проверка организации и правильности ведения синтетического и аналитического учета товарно-материальных ценностей важна для определения достоверности учетной информации о наличии и движении ТМЦ, правильности отражения операций в регистрах бухгалтерского учета;
Проверка отражения операций по реализации покупных товаров и продукции собственного производства и формирования финансовых результатов для целей налогообложения осуществляется для проверки правильности определения и отражения реализации покупных товаров и продукции собственного производства, себестоимости продукции и формирования достоверных финансовых результатов для целей налогообложения;
Проверка правильности проведения инвентаризации ТМЦ и отражения в учете потерь от недостачи и порчи товаров важна для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета.
В данной курсовой работе была раскрыта тема: «Аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприятий торговли и общественного питания», в которой были освещены такие главные вопросы как:
состав бухотчетности;
нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ;
технико-экономическую характеристику предприятия;
экспресс-аудит достоверности показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Литература
Налоговый кодекс РФ. Часть 1, 2. - М., 1998.
Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. № 199-ФЗ с изменениями
Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (одобрен Комиссией но аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9.02.96 г.).
Постановление Правительства РФ от 6.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»
Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».
.Приказ Минфина РФ от 3 июня 2002г. № 47н «О Совете по аудиторской деятельности при МФ РФ»
Приказ Минфина РФ от 28 июня 2002г. № 64н «Об утверждении Временного положения о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности»
Международные аудиторские стандарты.
Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - М.: Бератор-Пресс, 2001.
Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
.Аренс Э., Лоббек Дж. Аудит. /Подред.Я.В. Соколова. - М., 2001.
Аудит: Учебник для вузов. / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотников и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Аудит, 2003.
Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.; ИНД "Филин". 1996.
Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.: Цифра - М, 1996.
Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в общественном питании. -М.: Приор, 1998.
Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления. /В.И. Воронов, Ф.В. Зайнетдинов, Ю.И. Иванов, Н.П. Кондраков, А.В. Крикунов, А.М. Куренной, Л.И. Окунева, П.Е. Пеньков, Г.П. Поляк, А.Н. Романов, А.Л. Руф, В.В. Скобара, Н.Г. Сычев, О.С. Шохов. - М.: МШУ "Ннтенсив", ФРОК им. И.Д. Сытина, 1996.
0всийчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. - М.:ТОО Интелтех», 1996.
Пупко Г.М. Аудит и ревизия. - М., 2002.
Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. -М.: ИНФРА-М, 2001.
Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. - М.: ИКЦ "Дис", 1997.
Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. - М.: Финансы и статистика, 2001.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности / Составление и комментарий Ю.А. Данилевского. — М.: Бухгалтерский учет, 1997. — 160 с.
Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. — М.: КРМС, Аудиторская фирма «Контакт», 1993. — 496 с.
Скобора В.В. Аудит: методология и организация. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. — 576 с.
Смирнов И. А., Смекалов П.В., Устюжина Д.Ф. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. — М.: Агропромиздат, 1986. — 192 с.
Соколов Я.В. Десять постулатов аудита // Бухгалтерский учет. — 1993. — № 11. — С. 36—38.
Сущ В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. — М.: ИКЦ «ДИС», 1997. — 256 с.
Терехов А.А. Аудит. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 521 с.
Шишкин А. К., Микруков В. А., Дышкант И. Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 496 с.
Шохин С.О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 240 с.