Курсовая работа.
По дисциплине: «Деньги, кредит, банки».
На тему: «Банковская система РФ на современном этапе».
Выполнил студент
Проверил:
2004.
Содержание
Введение 2
1 Банк и банковская система 4
1.1 Определения банка 4
1.2 Структура банковской системы России 6
2 Становление банка России 13
3 Банк России в 2003 году 19
3.1 Соотношение показателей деятельности банковского сектора с основными макроиндикаторами 19
3.2 Количественные характеристики 20
3.3 Концентрация банковской деятельности 21
3.4 Развитие банковской деятельности
в регионах 23
3.4 Участие государства в
банковском секторе 24
3.5 Участие иностранного капитала
в банковском секторе 26
3.6 Финансовое состояние кредитных
организаций 32
3.7 Структура банковского надзора
Банка России 34
4 Банковская система в настоящее время 36
4.1 Денежная программа на 2004 год 36
5 Перспективы и планы развития банковской системы на 2005 год 38
Заключение 43
Список литературы 45
Введение
Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. И только последние несколько лет вышли на отведенную для них видную роль.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
В последние 2 года российскому банковскому сектору удалось сохранить позитивные тенденции развития и укрепить свою роль в системе финансового посредничества. Отмечался рост банковского сектора страны по всем без исключения ключевым показателям, при чем более высокими темпами, чем за предыдущие годы. Для 2003 года характерно динамичное развитие кредитных операций банковского сектора с экономикой, активное формирование новых сегментов рынка банковских услуг, прежде всего потребительского кредитования.
Отмечая позитивные тенденции в развитии банковского сектора, в то же время концентрируется внимание на существующих проблемах, в первую очередь связанных с растущей сложностью управления рисками как на уровне отдельных кредитных организаций, так и в масштабах банковского сектора.
Именно возрастание роли банковской системы на современном этапе, позитивное развитие банковского сектора обуславливает интерес к этой теме, которую стоит рассмотреть подробнее, а именно проследить развитие финансово-банковской сферы экономики России за последние годы, проанализировать ее на современном этапе, рассмотреть ближайшие перспективы развития.
Банк и банковская система.
В повседневной практике банк нам, прежде всего, представляется в роли учреждения или организации. И действительно не редко мы можем встретить такие выражения как «банковская организация» или «банковское учреждение». На самом же деле банк намного более широкое понятие. Банк выступает на финансовом рынке во всем многообразии ролей, тем самым, образуя разветвленную банковскую систему и инфраструктуру. Рассмотрим их более подробно.
1.1 Определения банка.
Являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом банк обладает всеми правами и признаками юридического лица. Он продает свои услуги, производит и продает «продукт». Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не противоречащей его уставу. Тем самым очевидны все признаки банка как предприятия.
Вместе с тем банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Эти отличия состоят в следующем: прежде всего, банки, в отличие от предприятий занятых в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства.
Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы "покупают" ресурсы, "продают" их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих "продавцов", хранилища, особый "товарный запас", их деятельность во многом зависит от оборачиваемости.
Таким образом мы можем видеть банк в роли торгового предприятия.
Еще одна сфера хозяйственной деятельности, которая сама ассоциируется с банком и банковской системой это кредитование.
В кредитных отношениях кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной кредитной сделке, взятой в отдельности всегда две стороны, причем кредит выражает особое специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк - это одна из сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве кредита и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно взятой сделке выступает то ли в качестве кредитора, то ли в качестве заемщика. Следовательно, банк - это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Тем самым мы видим банк как кредитное предприятие.
Еще одной сферой деятельности банка является биржевая деятельность. Каждый банк постоянно является участником биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Но это не превращает банк в часть биржевой организации, о чем говорит тот факт, что банки появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг. Торговля ценными бумагами является частью банковских операций, но далеко не главной, по этому мы можем говорить в этом отношении о банке как о агенте биржи.
Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным.
Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус - срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли посредника, устраивающего знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.
Рассмотренные сферы банковской деятельности являются основными, но далеко не полным перечнем, поскольку с каждым годом сфера влияния на экономику, как отдельной страны, так и мировую в целом, возрастает все более быстрыми темпами, деятельность банков затрагивает все новые отрасли хозяйственной деятельности предприятий. Таким образом образуется все более разветвленная банковская система.
1.2 Структура банковской системы России.
Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений. Схематично банковскую систему России можно представить в следующем виде ( рис. 1 )
Рис.1 Организауионная схема банковской системы России.
Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы - это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становиться центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения. Такие операции, как правило, возлагаются на Центральный банк. Оргструктура Центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции. На функциях и структуре Центробанка России мы остановимся подробнее в дальнейшем.
Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие (универсальные) банки, деятельность которых всеобъемлюща. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. Важнейшими их функциями традиционно являются:
- аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
- обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
- кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота:
- учет векселей и операций с ними;
- хранение финансовых и материальных ценностей;
- доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).
В нашей стране в зависимости от способа формирования уставного капитала выделяют две основные группы коммерческих банков: акционерные и паевые. Физические и юридические лица, являвшиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив "учредительские" паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, называются участниками (пайщиками).
Коммерческие банки могут быть также классифицированы исходя из степени их участия в кредитно-финансовом обслуживании различных категорий клиентов; их роли на рынках кредитно-финансовых услуг, и в первую очередь на рынке кредитных ресурсов; перспектив и возможных форм участия в деятельности государственных структур, в том числе в процессах разгосударствления экономики; размеров собственного капитала коммерческих банков и величины их активов. Основа основ деятельности коммерческого банка - формирование его собственных средств, как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций.
Большинство из действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории мелких или средних. Банки, принадлежащие к разряду крупных, - это в основном коммерческие банки, созданные на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков. Крупные банки, созданные предприятиями и организациями без участия государственных банковских служб, относительно немногочисленны.
Соответственно в основной своей массе вновь созданные коммерческие банки имеют оргструктуру бесфилиального банка с небольшим количеством функциональных подразделений: кредитный, коммерческий и административно-хозяйственный отделы, отдел кассовых операций (в банках, осуществляющих кассовое обслуживание клиентов), бухгалтерия. В банках, получивших лицензию на осуществление валютных операций, создаются соответствующие подразделения для осуществления операций в иностранной валюте.
Существуют коммерческие банки, созданные на базе упраздненных отделений специализированных банков СССР, и коммерческие банки, созданные, что называется, на "пустом месте", без участия государственных банковских структур.
При трансформации отделений спецбанков в коммерческие структуры к этим банкам автоматически переходит на расчетно-кассовое обслуживание практически вся клиентура данных трансформированных подразделений, включая крупные государственные, общественные и акционерные образования. Что касается ссудных операций, то бывают случаи, когда за ссудами эти клиенты обращаются не только в свой банк, но и в другие банковские учреждения, имея несколько ссудных счетов в различных банках.
Уделом же вновь созданных коммерческих банков становится обслуживание вновь зарегистрированных хозяйственных структур в основном коммерческого характера, только образовавшихся и заинтересованных в услугах банка в первую очередь расчетного и депозитно-ссудного характера. Поскольку вновь созданным коммерческим банкам весьма сложно конкурировать с бывшими отделениями трансформированных специализированных банков, имеющими многолетние устоявшиеся связи с обслуживаемой ими клиентурой, то возникает их объективная ориентация на обслуживание вновь создаваемых хозяйственных структур. В итоге все трудности роста вновь созданные банки переживают вместе со своей клиентурой.
Подобная ориентация затрудняет организацию работы с клиентом, осложняет процессы оценки его кредитоспособности, повышает рискованность банковских операций. Поэтому в большинстве случаев банки вынуждены прибегать к услугам страховых организаций, страхуя риск непогашения кредита, что существенно удорожает стоимость кредита для ссудозаёмщика.
Неотъемлемой частью успеха коммерческого банка является грамотное управление кредитными рисками, текущей ликвидностью, универсализацией деятельности. Как правило, имеют хорошие шансы на выживание только те банки, которые стараются разнообразить свой кредитный портфель как по отраслям промышленности и торговли, так и по срокам и рискам и привлекают ресурсы по тем же принципам, постоянно поддерживая ликвидность баланса и приводя в необходимое соответствие с помощью различных финансовых инструментов свои пассивы по срокам и объемам.
Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов (например, биржевые, кооперативные или коммунальные банки) либо отраслевая специализация. Наиболее ярко выражена функциональная специализация банков, так как она принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построения балансов банка, а также специфику работы с клиентурой.
Инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Особенностью деятельности инвестиционных банков является их ориентация на обслуживание и участие в эмиссионно-учредительской деятельности промышленных компаний. В некоторых странах инвестиционным банкам запрещается принимать вклады, их пассивы формируются за счет собственной эмиссионной деятельности (выпуска ценных бумаг) и межбанковского кредита. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг третьих лиц, гарантами эмиссии, посредниками и кредиторами при осуществлении фондовых операций.
Учетные и депозитные банки исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций (в среднем 3-6 мес.) по привлечению и размещению временно свободных денежных средств, а в общей сумме активных операций существенный удельный вес занимают кредитные и учетные операции с краткосрочными коммерческими векселями. Провести жесткую грань между спецификой деятельности депозитных и учетных банков (домов) весьма сложно. Так, во Франции учетные дома являются одной из разновидностей депозитных банков. Особую роль привилегированных кредитных институтов учетные дома (банки) играют в банковской системе Великобритании, где они наделены привилегией обращаться в Центральный банк как к "кредитору последней инстанции" и осуществляют размещение государственных казначейских векселей.
Сберегательные (ссудосберегательные, взаимо-сберегательные) банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок, хотя, как правило, большинство из них практикует введение срочных счетов с различным режимом использования, позволяющих изымать вложенные на срок средства практически без ограничений в любое время. Исключение составляет изъятие особо крупных сумм, для чего банки требуют предварительного уведомления клиентов, сроки которого существенно варьируются в различных банках. Среди активных операций доминируют вложения в ипотеки под залог жилых строений и иные ценные бумаги, а также кредитование населения.
Ипотечные банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. Особенность формирования пассива ипотечных банков - существенный удельный вес собственных и привлеченных путем выпуска ипотечных облигаций средств. Специализация ипотечных банков - выдача ипотечного кредита под залог (перезалог) недвижимости. В последнее время это одна из наиболее перспективных видов банковской деятельности на фоне стабилизации экономики. В ней открывается большой простор на кредитование под строительство недвижимости. Эта сфера, процветающая в большинстве развитых стран, у нас делает первые шаги.
Степень специализации отраслевых банков, специфика формирования их активов и пассивов зависят в значительной мере от сферы их деятельности, а также от различий, связанных с особенностями организации хозяйственной деятельности отраслевой клиентуры, сезонными и прочими колебаниями производственного процесса.
Это наиболее часто встречающиеся виды банковских организаций, распространенных на территории современной России.
Становление банка России.
Со дня образования банка а так же и современной банковской системы России можно проследить следующую хронологию наиболее значимых событий.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.
Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МФСО) (см. приложение 1).
Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.
В декабре 2003 года был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
В развитие положений этого закона в январе 2004 года Банк России разработал нормативные акты, которые определяют порядок оценки соответствия банков критериям допуска в систему страхования вкладов.
В настоящее время Банк России уделяет повышенное внимание ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.
Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.
С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.
В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
3. Банк России в 2003 году.
Поскольку тема данной работы затрагивает самый современный период развития банковской системы, то начнем непосредственно с рассмотрения итогов Банка России за 2003 год. Затем стоит рассмотреть текущее положение дел на данный момент и заглянуть в прогнозы и цели развития банковской системы России на 2005 год.
3.1. Соотношение показателей деятельности банковского сектора с основными макроиндикаторами.
Последние несколько лет российский банковский сектор развивается более высокими темпами, чем экономика в целом. По результатам 2003 года темпы прироста капитала банков превысили темпы прироста ВВП в 1,8 раза, темпы прироста банковских активов — в 1,6 раза, кредитов нефинансовому сектору — почти в 2 раза, депозитов населения — более чем в 2 раза.
В результате продолжает увеличиваться соотношение основных показателей банковского сектора с ВВП. Соотношение активов к ВВП выросло за 2003 год с 38,3 до 42,1%, кредитов отечественным нефинансовым предприятиям и организациям — с 14,7 до 17,0%, средств, привлеченных от предприятий, организаций и физических лиц, — с 19,6 до 21,8%. В 2003 году для банковского сектора сложились в целом достаточно благоприятная макроэкономическая ситуация, которой банки смогли в полной мере воспользоваться. За год активы банковского сектора выросли на 35,1%. Устойчивый рост был зафиксирован более чем у 82% кредитных организаций, действовавших на конец 2003 года. В реальном исчислении активы банковского сектора за 2003 год возросли на 28,1%. Предкризисный уровень (данные по состоянию на 01.07.98) превышен на 61,2%. Продолжился рост удельного веса рублевых активов в активах банковского сектора: данный показатель составил 70% на 01.01.04 по сравнению с 64% годом ранее, приблизившись к предкризисному показателю (73%).
3.2. Количественные характеристики.
В 2003 году число действующих кредитных организаций не изменилось и на 01.01.04 составило 1329.
В 2003 году отмечалось усиление универсализации банков: число банков, имеющих генеральную лицензию, увеличилось с 293 до 310, банков, имеющилицензию на проведение операций в иностранной валюте, — с 839 до 845. Вместе с тем число кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение вкладов населения, в течение года уменьшилось с 1202 до 1190.
В 2003 году продолжилась реорганизация филиальной сети кредитных организаций. В целом за отчетный год сократилось количество филиалов действующих кредитных организаций — на 01.01.04 их количество составило 3219 против 3326 на 01.01.03, то есть уменьшилось на 3,2% (3433 на 01.01.02 и 3793 на 01.01.01 — общее уменьшение за три года составило 574 единицы, или 15,1%). Основной фактор сокращения числа филиалов — дальнейшая оптимизация филиальной сети Сбербанка России: в 2003 году число его филиалов уменьшилось на 117. По состоянию на 01.01.04 на территории Российской Федерации действовали 1045 филиалов Сбербанка России. Процесс сокращения количества филиалов кредитных организаций сопровождается ростом количества внутренних структурных подразделений кредитных организаций и их филиалов (дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла), общее количество которых увеличилось на 2584 единицы и на 01.01.04 составило 26 468 против 23 884 на 01.01.03.
3.2. Концентрация банковской деятельности.
Уровень концентрации активов и капитала в целом по российскому банковскому сектору в 2003 году несколько снизился. При этом доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась и по состоянию на 01.01.04 составила 88,0% (на 01.01.03 — 88,5%). Доля 5 крупнейших банков в активах банковского сектора сократилась за тот же период с 44,2 до 42,9%, в основном за счет уменьE 88,5%). Доля 5 крупнейших банEития банковской системы России на 2005 год.енно с рассмотрения итогов Банка России за 2003 год. шения удельного веса Сбербанка России (с 28,4 до
27,6%). На долю 200 крупнейших по величине капитала кредитных организаций по состоянию на 01.01.04 приходилось 82,7% совокупного капитала банковского сектора (83,8% на 01.01.03), в том числе на 5 крупнейших банков — 35% (37% на 01.01.03). Количество кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн. евро увеличилось в 2003 году на 9,2% (совокупный капитал этой группы — на 23,4%). При этом доля указанных банков в совокупном капитале банковского сектора на протяжении последних двух
лет остается стабильной — примерно 93% (см. рису_
нок 2).
Рис. 2. Количество и доля в совокупном капитале
кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн. евро
Высоким уровнем концентрации, несмотря на устойчивую динамику его снижения, характеризовался лишь рынок частных вкладов.
Существенное снижение индекса в течение последних трех лет обусловлено в основном уменьшением доли Сбербанка России на рынке депозитов физических лиц и является свидетельством усиления конкуренции за привлечение вкладов населения.
Рис. 3. Российский банковский сектор. Показатели концентрации.
В 2003 году сохранились существенные региональные различия по уровню концентрации на рынке банковских услуг.
После Центрального федерального округа наибольший уровень концентрации активов кредитных организаций имеет Северо-Западный федеральный округ. Остальные федеральные округа характеризуются низкой концентрацией активов, при этом наименьший ее уровень сложился в Сибирском федеральном округе.
3.3. Развитие банковской деятельности
в регионах.
В 2003 году число региональных кредитных организаций несколько снизилось: с 666 на 01.01.03 до 650 на 01.01.04. Темпы роста активов региональных банков (33,7%) в 2003 году незначительно отличались от темпов роста совокупных активов банковского сектора в целом (35,1%). В результате доля региональных кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора в течение года практически не изменилась (35,5% по состоянию на 01.01.04 против 35,7% на 01.01.03). Совокупный капитал региональных кредитных организаций увеличился за 2003 год на 27,6 млрд. рублей, или на 26,7%, однако их удельный вес в совокупном капитале банковского сектора снизился и по состоянию на 01.01.04 составил 16,1% (на 01.01.03 — 17,8%).
Деятельность региональных кредитных организаций в 2003 году, как и в предшествующие два года, была прибыльной. Ими получена прибыль в сумме 19,7 млрд. рублей, или на 19% больше, чем в 2002 году. Удельный вес прибыльных региональных банков в общем числе действующих региональных банков практически не изменился, составив 97,1% на 01.01.04, в активах региональных банков — 99,6%.
По итогам 2003 года наилучшую обеспеченность банковскими услугами после Москвы и Московской области имеет Северо-Западный федеральный округ, где совокупный индекс обеспеченности банковскими услугами был на 35% выше, чем в среднем по России. При этом соотношение активов и объема, выданных в регионе кредитов с региональным ВВП превышало среднероссийский уровень примерно на 50%.
Доля депозитов физических лиц в соотношении с их доходами и институциональная насыщенность банковскими услугами (количество кредитных организаций и филиалов на душу населения) также были одними из наиболее высоких по России.
Таким образом, в 2003 году обеспеченность регионов банковскими услугами существенно не изменилась. Сохранение определенной дифференциации регионов по этому показателю объясняется, прежде всего неравномерностью их экономического развития.
3.4. Участие государства в
банковском секторе.
По имеющимся оценкам1, группа банков, доля участия государства в уставном капитале которых превышает 50%, по состоянию на 01.01.04 включала 20 кредитных организаций (на 01.01.03 — 23 кредитные организации). В 4 из них (на 01.01.03 — в 5) более 50% уставного капитала принадлежит организациям федерального уровня, не относящимся к числу
органов исполнительной власти (Банк России является владельцем контрольного пакета акций Сбербанка России, а Российский фонд федерального имущества — Российского банка развития, Росэксимбанка и Россельхозбанка).
По состоянию на 01.01.04 удельный вес государственных банков в совокупных собственных средствах (капитале) действующих кредитных организаций составлял 28,4% (на 01.01.03 — 34,4%), в активах — 36,0% (на 01.01.03 — 37,5%), в кредитах реальному сектору экономики — 38,2% (на 01.01.03 — 39,2%), в депозитах частных лиц — 67,7% (на 01.01.03 — 72,1%), в том числе Сбербанка России — 63,3%, во вложениях в долговые обязательства Российской Федерации— 80,0%, в том числе Сбербанка России — 72%.
Государственные банки выполняют важную роль в проведении операций со средствами государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. По состоянию на 01.01.04 на их долю приходится 48,5% указанных средств, размещенных в действующих кредитных организациях.
Несмотря на снижение доли Сбербанка России в совокупных активах банковского сектора за 2003 год с 28,4 до 27,6%, а доли в совокупном капитале банковского сектора — с 20,4 до 18,3%, он продолжает играть особую роль на рынке банковских услуг. Сбербанк России по-прежнему доминирует на рынке вкладов населения: его доля в общем объеме привлекаемых банковским сектором депозитов и прочих привлеченных средств физических лиц составила 63,3% на 01.01.04 (67,3% на 01.01.03).
Сбербанк России играет основную роль на рынке долговых обязательств: его доля во вложениях в долговые обязательства Российской Федерации выросла с 68,0% на 01.01.03 до 71,9% на 01.01.04. Остается существенной роль Сбербанка России и в кредитовании реального сектора экономики, хотя его удельный вес в общем объеме кредитов, выданных банковским сектором нефинансовым предприятиям
и организациям, несколько снизился (с 29,8% на 01.01.03 до 29,3% на 01.01.04). В 2003 году сократилась с 10,8 до 2,4% доля Сбербанка России в межбанковских кредитах, депозитах и иных размещенных средствах, предоставленных банкам.
Если рассматривать российский банковский сектор без учета Сбербанка России, то роль государственных банков значительно скромнее: их доля в собственных средствах (капитале) действующих кредитных организаций на 01.01.04 составила 12,4% (на 01.01.03 — 17,6%), в совокупных активах — 11,7% (12,7%), в кредитах нефинансовым предприятиям и
организациям — 12,6% (13,4%), в депозитах физических лиц — 12,1% (14,7%), во вложениях в долговые обязательства Российской Федерации — 28,6% (30,2%).
3.5. Участие иностранного капитала
в банковском секторе.
Последние годы характеризовались увеличением участия иностранного капитала в российской банковской системе. Количество действующих кредитных организаций с иностранным участием возросло за 2003 год со 126 до 128.
80 кредитных организаций с участием нерезидентов (или 62,5% их общего количества) осуществляют банковскую деятельность на основании генеральной лицензии, 46 кредитных организаций (или 35,9%) имеют лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, 2 кредитные организации (или 1,6%) имеют лицензию на осуществление банковских операций только в рублях, 117 кредитных организаций (или 91,4%) имеют лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, 34 кредитные организации (или 26,6%) имеют лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Участие нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале действующих кредитных организаций за 2003 год увеличилось с 15,9 до 18,9 млрд. рублей, или на 19%. Однако доля участия в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковского сектора несколько уменьшилась — с 5,3 до 5,2%. Сумма иностранных инвестиций в уставные капиталы действующих банков возросла за год
на 3 млрд. рублей.
На территории Российской Федерации открыты 15 филиалов банков со 100-процентным участием нерезидентов. За истекший год число таких филиалов увеличилось на 3 за счет открытия ЗАО “КМБ-БАНК”, АКБ “Мичиноку Банк (Москва)” (ЗАО) и ООО “Международный банк Азербайджана — Москва” филиалов соответственно в Барнауле, Хабаровске и Санкт-Петербурге.
У 32 банков (или 25,0%) уставный капитал на 100% сформирован за счет средств нерезидентов. Количество таких банков за истекший год увеличилось на 5 за счет регистрации 3 новых кредитных организаций со 100-процентным участием нерезидентов — ЗАО “Стандарт Банк”, ЗАО “Банк Интеза”, “Коммерческий банк Индии” ООО, создания на базе филиала в г. Москве ООО “БАНК АНЕЛИК” (Республика Армения) дочернего банка — ООО КБ “Анелик РУ”, а также за счет отчуждения участникамиEрезидентами принадлежащих им долей ООО “ХКФ Банк” в пользу нерезидента, в результате которого банк стал банком со 100-процентным участием нерезидентов.
По состоянию на 01.01.04 в банковском секторе действовал 41 банк, контролируемый иностранным капиталом, против 37 на 01.01.03. Восемь из них входят в число пятидесяти крупнейших по размеру активов кредитных организаций, действующих в Российской Федерации.
В 2003 году политика банков, контролируемых нерезидентами, в основном была направлена на дальнейшее расширение расчетного обслуживания клиентов, увеличение объема операций на международных финансовых рынках, развитие операций на розничном рынке.
За 2003 год активы банков, контролируемых нерезидентами, увеличились на 24,2% и составили 415,5 млрд. рублей, собственные средства (капитал) — на 30,9% и достигли 54,0 млрд. рублей. Вместе с тем роль иностранного капитала в российском банковском секторе остается весьма скромной: на 01.01.04 доля этой группы банков в активах банковского сектора составила 7,4%, в собственных средствах (капитале) — 6,6% (на 01.01.03 — 8,1 и 7,1% соответственно).
В 2003 году основными источниками средств банков, контролируемых нерезидентами, оставались средства на клиентских счетах, а также кредиты, депозиты и иные средства, привлеченные на межбанковском рынке: на эти источники в совокупности приходилось почти 75% пассивов данных банков.
Остатки средств на счетах клиентов за 2003 год увеличились на 19,1%, достигнув 163,8 млрд. рублей, при некотором снижении их доли в пассивах данных банков с 41,1% на 01.01.03 до 39,4% на 01.01.04. При этом 44% средств клиентов — это средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и прочих счетах, остатки которых увеличились на 46,1%, а их доля в пассивах возросла с 14,8% на 01.01.03 до 17,4% на 01.01.04. Депозиты юридических лиц сократились на 15,0% и составили 51,2 млрд. рублей при снижении их доли в пассивах с 18,0 до 12,3%.
В 2003 году банки, контролируемые иностранным капиталом, активно развивали операции на рынке розничных услуг: объем депозитов и прочих средств, привлеченных от физических лиц, увеличился в 1,4 раза (с 23,5 до 34 млрд. рублей). Удельный вес этого источника в пассивах данной группы банков возрос с 7 до 8,2%. Тем не менее доля банков, контролируемых нерезидентами, на рынке частных вкладов практически не изменилась (2,2% на 01.01.04 против 2,3% на 01.01.03).
Остатки средств, привлеченных кредитными организациями, контролируемыми нерезидентами, на межбанковском рынке, за 2003 год выросли на 32,2% и составили 146,7 млрд. рублей, а их доля в пассивах данных банков увеличилась с 33,2 до 35,3%. Основной объем средств привлечен от банков-нерезидентов — 126,3 млрд. рублей (86%), из которых около 46% средств привлечено на сроки 1 год и более.
Усиливается роль банков, контролируемых нерезидентами, в перераспределении ресурсов между российским и международным финансовыми рынками. Если на начало года средства, привлеченные данными банками на российский финансовый рынок (в основном от своих материнских компаний), превысили размещенные у нерезидентов на 22,6 млрд. рублей, то на 01.01.04 это превышение составило уже 109,5 млрд. рублей. На долю кредитных организаций, контролируемых нерезидентами, приходится 64% чистого притока средств с международного межбанковского рынка всех действующих кредитных организаций.
Кредитные операции являются важным направлением деятельности банков, контролируемых нерезидентами. Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные этими банками нефинансовым предприятиям и организациям, в 2003 году возросли с 117,7 до 146,1 млрд. рублей (на 24,2%), но их доля в активах указанных банков не изменилась и на 01.01.04 составила 35%. В структуре кредитных вложений этой группы банков 79,8% составляют кредиты в иностранной валюте. Доля банков, контролируемых нерезидентами, в общем объеме кредитов, предоставленных банковским сектором нефинансовым предприятиям и организациям, в 2003 году несколько уменьшилась (с 7,1 до 6,1%).
Отличительная особенность деятельности банков, контролируемых иностранным капиталом, в 2003 году — их высокая активность на рынке потребительского кредитования. Объем кредитов, предоставленных населению России на потребительские нужды, вырос в 3,4 раза (по банковскому сектору — в 2,1 раза) — до 17,3 млрд. рублей, что составило около 7,6% всех кредитных вложений данных банков (на 01.01.03 — 2,6%). На долю банков, контролируемых нерезидентами, на 01.01.04 приходилось 5,8% общего объема кредитов, выданных населению на потребительские нужды (3,7% на 01.01.03).
Диверсифицируя свои операции, в 2003 году банки, контролируемые иностранным капиталом, увеличили объем вложений в ценные бумаги на 42,5% до 55,6 млрд. рублей. Доля вложений в ценные бумаги в активах данной группы банков возросла с 11,7 до 13,4%. При этом предпочтение отдавалось вложению средств в долговые обязательства (рост на 43,3%), на долю которых приходится 92% объема приобретенных ими ценных бумаг. В структуре долговых обязательств заметно сократилась доля вложений в долговые обязательства Российской Федерации — с 67,0 до 56,1%.
В 2003 году уменьшилась с 75,6 до 57,9 млрд. рублей, или на 23%, величина межбанковских кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных банками, контролируемыми нерезидентами. Немногим более половины этих средств (51,7%) предоставлено банкам-нерезидентам.
Доля межбанковских кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в активах банков, контролируемых иностранным капиталом, сократилась с 23 до 14%. Удельный вес иностранных банков в совокупных межбанковских кредитах, депозитах и прочих размещенных средствах банковского сектора снизился за 2003 год с 25,9 до 22,0%.
В 2003 году было отмечено сокращение объема средств, размещенных иностранными банками на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах (с 44,6 до 35,7 млрд. рублей, или на 20%), а их доля в активах уменьшилась с 13,3 до 8,6%. Доля банков, контролируемых нерезидентами, в совокупной величине средств на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах сократилась с 22,9 до 19,7%.
На конец 2003 года на корреспондентских счетах банков, контролируемых иностранным капиталом, в Банке России были сосредоточены свободные остатки средств значительно (в 5 раз) превышающие их уровень на 01.01.03, при этом существенно увеличилась (с 2,2 до 9,1%) их доля в активах данной группы банков.
Итоги деятельности контролируемых нерезидентами банков за 2003 год свидетельствуют о дальнейшем улучшении их финансового состояния. Текущая прибыль выросла почти в 1,7 раза (с 10,0 млрд. рублей на 01.01.03 до 16,5 млрд. рублей на 01.01.04).
Количество прибыльных банков несколько увеличилось (с 31 до 34), а объем полученной ими прибыли возрос с 10,2 млрд. рублей до 16,7 млрд. рублей. При этом количество убыточных банков осталось неизменным, а объем допущенных ими убытков возрос с 144 до 218 млн. рублей.
Увеличение банками прибыли позволило им в 2003 году существенно улучшить свои финансовые результаты с учетом деятельности за прошлые годы.
На 01.01.04 прибыль с учетом финансовых результатов деятельности прошлых лет достигла 19,7 млрд. рублей (на 01.01.03 — 8,2 млрд. рублей). Из 41 банка, контролируемого нерезидентами, 38 на 01.01.04 являлись финансово устойчивыми.
Рентабельность активов кредитных организаций, контролируемых нерезидентами, в 2003 году возросла до 4,7% по сравнению с 3,3% в 2002 году. По показателю рентабельности активов банки, контролируемые иностранным капиталом, опережают российский банковский сектор в целом.
3.6 Финансовое состояние
кредитных организаций.
Истекший 2003 год характеризовался благоприятной экономической конъюнктурой, позволившей российским банкам расширять масштабы деятельности, внедрять новые банковские продукты. Закономерным результатом сложившейся в 2003 году динамики развития банковского бизнеса явилось увеличение объемов полученной кредитными организациями прибыли, а также укрепление их финансового положения.
На начало 2004 года количество финансово стабильных кредитных организаций (к ним относятся банки без недостатков в деятельности — 1-я группа — и банки, имеющие отдельные недостатки, — 2-я группа), составляло 1279 (на 01.01.03 — 1269). Их доля в общем количестве действующих кредитных организаций составляла почти 95%, а в банковских активах — 96%. Средства предприятий и организаций, вклады физических лиц, бюджетные средства и меж банковские кредиты практически в полном объеме размещены в финансово стабильных банках. На банки 3-й и 4-й групп приходилось менее 1% объема указанных средств.
По итогам деятельности за 2003 год действующими кредитными организациями получено 128 млрд. рублей прибыли, что на 38% выше результата деятельности за 2002 год (93 млрд. рублей) (рис. 3). Прибыль действующих кредитных организаций с учетом результатов прошлых лет на 01.01.04 составляет 114,7 млрд. рублей (на 01.01.03 — 27 млрд. рублей).
Сохранилась прослеживающаяся в последние 3 года тенденция к росту количества банков, получивших прибыль (в том числе в 2003 году — с 1279 до 1284), и сокращения числа банков, допустивших убытки (в 2003 году — с 46 до 41) (см. рисунок 1.13). В итоге кредитными организациями в 2003 году получено прибыли на сумму 133 млрд. рублей, а допущенные ими убытки составили 5 млрд. рублей.
Истекший год характеризовался стабилизацией показателей рентабельности банков. Прирост прибыли кредитных организаций происходил примерно теми же темпами, что и прирост их активов и капитала. В результате рентабельность активов банковского сектора в 2003 году составила 2,6%, что соответствует показателю 2002 года.
Рис. 3. Удельный вес устойчевых кредитных Рис.4. Динамика финансового результата
организаций. банковского сектора.
Рис. 5. Динамика числа кредитных организаций, получивших
прибыль и потерпевших убыток.
В 2003 году рентабельность капитала банковского сектора составила 17,8%, то есть оставалась весьма высокой, мало изменившись по сравнению с 2002 годом (18,0%).
По показателю рентабельности капитала банковский сектор превосходит многие отрасли российской экономики. Так, в соответствии с данными Госкомстата России, рентабельность капитала в целом по экономике в 2003 году сложилась на уровне 10,8%, в промышленности — 13,2%. В то же время в ряде отраслей (как экспортных, так и ориентированных на быстрорастущие сегменты внутреннего рынка), рентабельность капитала значительно выше. К примеру, в черной металлургии, кондитерской и парфюмерно-косметической промышленности рентабельность капитала превышала 30%.
Для сравнения: в странах Западной Европы и США показатель рентабельности капитала на уровне 15% для финансовых посредников, в том числе банков, считается весьма высоким.
3.7 Структура банковского надзора
Банка России.
В надзорный блок центрального аппарата Банка России в настоящее время входят Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и Главная инспекция кредитных организаций. Основными задачами этих подразделений являются методическое и организационное обеспечение законодательно установленных функций Банка России в сфере банковского регулирования и надзора с момента вхождения
кредитной организацией на рынок банковских услуг до контроля за ликвидационными процедурами.
Руководство надзорным блоком осуществляет Комитет банковского надзора Банка России, возглавляемый первым заместителем Председателя Банка России. Комитет отвечает за подготовку решений по реализации политики в сфере банковского регулирования и надзора.
Реализация политики Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций осуществляется через территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (главные управления и национальные банки). По состоянию на 01.01.04 в системе Банка России функционировали 59 главных управлений и 19 национальных банков.
4 Банковская система в настоящее время.
Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны и проекта бюджета на 2004 год, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2004 год ограничение прироста потребительскихцен в пределах 8_10% в расчете декабрь 2004 года к декабрю 2003 года.
Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7_8%. На формирование общего уровня инфляции
окажет влияние динамика тарифов на услуги населению, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, параметры регулирования по которым устанавливаются на федеральном и региональном
уровнях.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год будут регулироваться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2003 года №516 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию».
Для контроля за соответствием проводимой денежно_кредитной политики поставленной цели по уровню инфляции Банк России разрабатывает денежную программу.
4.1 Денежная программа на 2004 год.
Денежная программа разрабатывается в увязке с проектом федерального бюджета и прогнозом платежного баланса страны на предстоящий год исходя из ожидаемых темпов роста ВВП и целевого показателя инфляции.
Во взаимосвязанную систему проектируемых индикаторов, представленных в денежной программе, входят показатели денежной базы, оцененной в соответствии с прогнозируемой динамикой спроса на деньги, и основные источники ее формирования: чистые международные резервы органов денежно_кредитного регулирования; чистые внутренние активы органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит расширенному правительству и чистый кредит банкам.
Показатели проекта денежной программы на 2004 год представлены в двух вариантах, составленных исходя из основных сценариев социально_экономического развития
Российской Федерации, рассмотренных выше. Вариантный прогноз платежного баланса разработан с учетом прогнозируемой динамики цен на мировых товарных рынках,
объемов иностранных инвестиций, потоков частного капитала и динамики обменного курса российского рубля по отношению к доллару. Параметры денежной программы в
части кредита федеральному правительству приняты с учетом проекта федерального бюджета на 2004 год, подготовленного Минфином России.
5 Перспективы и планы развития банковской системы на 2005 год.
В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения.
Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение
инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
В предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5_8,5% в 2005 году, 6,0_7,5% _ в 2006 году и 5,0_6,5% _ в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально_экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
В 2005 году Банк России будет следовать принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.
В настоящее время Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.
По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму
свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.
В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой
подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.
Банк России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.
В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных
процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом.
В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной.
В предстоящий период по мере снижения темпов роста золотовалютных резервов Банк России будет расширять объемы рефинансирования коммерческих банков в целях регулирования денежного предложения. В этих условиях роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.
Поставленная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию задача добиться создания в ближайшие годы необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые должны быть пред приняты Правительством Российской Федерации и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году.
Важным этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федеральной законодательной и исполнительной власти при участии Банка России мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчетности, либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры
структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности.
Достижение фактической конвертируемости российской национальной валюты будет определяться не только снятием формальных ограничений на операции с ней, но и ее востребованностью, а также масштабами использования рубля в международных экономических отношениях, в частности в качестве средства международных расчетов достаточно широким кругом хозяйствующих субъектов. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия к проводимой государством экономической политике в целом и денежно-кредитной политике в частности, а также уровень развития национального финансового рынка и банковской системы России.
Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию
Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.
Заключение.
Позитивный тренд развития банковской системы, характерный для последних четырех лет и продолжавшийся вплоть до середины текущего года был прерван небольшой дестабилизацией.
Парадокс состоит в том, что это дестабилизация произошла на фоне сохраняющихся благоприятных макроэкономических условий вплоть до недавнего времени обеспечивающих быстрое и устойчивое развитие банковской системы.
Продолжается интенсивный рост реальных доходов населения, способствующий расширению притока сбережение населения в банковскую систему. Это создает основу для быстрого увеличения совокупных пассивов банковской системы, повышению в них доли «длинных» средств.
Благоприятная конъюнктура внешних товарных рынков и интенсивный рост внутреннего спроса обеспечивают стабильность финансового положения предприятий-заемщиков. Последние, в свою очередь, позволяет поддерживать приемлемый уровень кредитных рисков.
Инвестиционный и потребительский «бум», наращивание оборотных средств предприятий способствует повышению спроса на кредит со стороны корпоративного сектора и домашних хозяйств.
Основными тенденциями положения банковской сферы в настоящее время являются:
Существенно сократился объем рублевых ликвидных активов в банковской системе, что было связано с уменьшением денежной эмиссии Банка России. В сочетании с ростом недоверия к банкам со стороны их контрагентов это спровоцировало локальный кризис ликвидности банковской системы, проявившийся в потере платежеспособности ряда коммерческих организаций.
Нехватка ликвидности обусловила скачек процентных ставок межбанковского рынка, а в последствии – повышение ставок по кредитам предприятиям.
Вплоть до развертывания кризисных процессов наблюдался масштабный приток средств населения в банковскую систему, стимулировавшийся расширением реальных доходов домашних хозяйств. Из-за «кризиса» этот приток приостановился. Произошла переориентация сбережений в пользу покупки наличной валюты.
Переход от роста к снижению номинального курса обменного курса рубля обусловил прекращение дедолларизации средств на счетах и депозитах в банках.
Резко расширились вложения банков в иностранные активы. В результате банковская система превратилась в один из ключевых каналов оттока капиталов из страны.
Заметно сократился приток зарубежных кредитов и займов в банковскую систему. Снижении доверия к российским банкам, обусловленное развертыванием кризисных процессов, будет способствовать закреплению этой тенденции.
Вплоть до начала дестабилицации банковской системы наблюдался интенсивный рост банковских кредитов в экономике. После кризиса динамика кредитов предприятиям и домашним хозяйствам замедлилось.
В последнее время в связи с пришествием основных признаков «кризиса» и стабилизацией в банковской сфере опять наметился некоторый рост доверия и, соответственно, деловой активности в данной сфере.
На предстоящий 2005 год намечается существенный рост в сфере банковских операций, активизация кредитования, введение новых форм привлечения средств, усиление активности в новых сферах, таких как ипотечное кредитование.
Библиографический список.
Кроливецкая Л. П., Белоглазова Г. Н. Банковское дело: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.
Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.
Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика, 2004.
Севрук В.Т. Банковский маркетинг. —М.: Дело ЛТД, 2003.
Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
Б. Г.Федоров. Новый англо- русский банковский и экономический словарь. – М: Лимбус Пресс, 2000.
О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003.
Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России. - М.: Финансы и статистика, 2004.
Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001.
Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001.
Архипов А.И. Экономика: учебное пособие. - М.: Проспект, 2000.
Официальный сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.
1 Оценочный характер приведенных данных обусловлен отсутствием в существующей в Банке России базе данных признаков, характеризующих государственную форму собственности на уставный капитал банков (т.н. кодировок), позволяющих достоверно идентифицировать государственное участие в уставном капитале кредитных организаций (необходимость таких кодировок не вытекает из характера задач, определенных для Банка России действующим законодательством).