Введение
1. Финансовый анализ (цель, источники информации, методика проведения)
2. Компенсация, оценка деятельности предприятия
Тест
Заключение
Список литературы
Введение
Анализ хозяйственной деятельности предприятий является научной базой для принятия управленческих решений в бизнесе, что в условиях рыночной экономики является очень актуально. Для принятия таких решений
необходимо выявить и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и достижения поставленных целей.
В силу этого освоение основ экономического анализа полезно каждому, кому приходится принимать решения и давать рекомендации по их принятию.
Предметом экономического анализа являются доступная исследователю реальность, принятая в совокупности предметов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии. В более узком смысле теория экономического анализа изучает хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическую эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Без изучения экономических явлений, их взаимодействия нельзя понять ни структуры, ни их свойств, ни законов действительности. Все это помогает нам изучить предмет – теория экономического анализа.
Цель изучения данной науки – получить систему теоретических знаний о методологических основах теории экономического анализа и применить ее на практике.
1. Финансовый анализ (цель, источники информации, методика проведения)
Анализ в переводе с греческого означает расчленение, разложение изучаемого объекта или процесса на отдельные составляющие части, элементы, внутренние присущее этому объекту. Синтез же в сущности означает соединение ранее расчлененных элементов и процессов изучаемого объекта в единое целое.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования (познания) оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике, составным элементом которой являются финансы, анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций и оценки экономических и социальных процессов, изучения финансово-хозяйственной деятельности на всех уровнях (на уровне предприятия, организации, объединения, отрасли в масштабе страны) и в разных сферах воспроизводства (материальном производстве, распределении, обмене и потреблении).
В условиях рыночных отношений могут выжить те хозяйствующие субъекты, которые имеют устойчивое финансовое состояние, не допускают убытков, умело используют финансовые резервы.
Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние организации на основе достоверной информации, определить финансовый результат, финансовую устойчивость организации, ликвидность ее баланса, платежеспособность организации, а также оценить эффективность использования капитала. Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организованных и информационных возможностей проведения анализа.
Финансовый анализ применяется внешними пользователями информации о деятельности организации, а также управленческим персоналом компании с целью получения детальных данных, содержащихся непосредственно в регистрах бухгалтерского учета.
Финансовый анализ является частью общего экономического анализа организации. Основным источником информации для проведения финансового анализа служит бухгалтерская отчетность. Поскольку финансовый анализ основывается на данных бухгалтерской отчетности, то он является внешним анализом, особенностями которого являются:
• множественность субъектов анализа (пользователей информации);
• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
• ориентация анализа на публичную и внутреннюю отчетность предприятия;
• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Спектр основных пользователей результатов финансового анализа весьма широк. Субъектами анализа выступают пользователи информации, как непосредственно так и опосредованно заинтересованные в деятельности организации. К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Ко второй – те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях. Эта часть пользователей информации непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но по условиям контракта должна защищать интересы первой группы пользователей. Различают не только пользователей информации, но и их экономический интерес (участие) в хозяйственной деятельности компании и цель, которой они добиваются при анализе.
Предмет финансового анализа – финансовые ресурсы, их потоки и финансовые отношения.
Под методом финансового анализа понимают диалектический способ подхода к изучению финансового состояния и финансовых процессов их становлении и развитии. Применяются конкретные методы финансового анализа:
– горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности за текущий период с предыдущим;
– вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением доли каждой позиции и ее влияния на результат в целом;
– трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний.
– анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
– сравнительный (пространственный анализ) – это внутрихозяйственный анализ сводный показателей отчетности по отдельным показателям организации, подразделений, филиалов;
– факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (принцип) на результативный показатель.
Источником информации для финансового анализа прежде всего служить бухгалтерская отчетность, которая включает в себя: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и т.д. Бухгалтерская отчетность дает достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также о финансовых результатах деятельности организации.
2. Компенсация, оценка деятельности предприятия
В РФ функционируют сотни тысяч предприятий различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим в стране законодательством. Они работают на принципах хозяйственной самостоятельности, материальной заинтересованности в результатах хозяйственно-финансовой деятельности и материальной ответственности за эти результаты. При этом деятельность предприятий не может осуществляться бесконтрольно, без соответствующего анализа, т.к. в работе предприятий могут иметь место различные недостатки, ошибки, неиспользуемые резервы, снижающие эффективность производства.
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия – это комплексное изучение его работы, позволяющее дать ей объективную оценку, выявить закономерности и тенденции развития, определить стоящие перед ним задачи, вскрыть резервы производства и недостатки в его работе, наметить пути улучшения всех сторон его деятельности. В достижении этих целей и проявляется роль и значение аналитической работы на предприятии. Каждый аналитик должен знать, что в выявлении резервов в работе предприятия предела не существует. И там, где еще вчера казалось, что все возможности для улучшения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия исчерпаны, сегодня вскрываются все новые и новые резервы. Научно-технический прогресс неисчерпаем! Благодаря НТП идет постоянное совершенствование организации технологического процесса, эффективности использования основных производственных и оборотных фондов, снижение себестоимости вырабатываемой продукции при повышении ее качества, повышение темпов роста производительности труда, улучшение всех других сторон деятельности предприятия.
Содержание анализа хозяйственно-финансовой деятельности включает:
• исследование экономических, технических, технологических, организационных и других сторон работы предприятия, факторов и причин, их обуславливающих;
• научное обоснование внутрихозяйственных планов, контроль за их выполнением;
• объективная оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и достигнутого организационно-технического уровня производства;
• выявление внутрихозяйственных резервов и их использование, недостатков и их устранение в целях дальнейшего повышения эффективности работы предприятия;
• контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Непосредственно по материалам анализа деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие производства и повышение его эффективности. В условиях рыночной экономики только на основе анализа можно установить оптимальный вариант решения поставленных перед предприятием задач на всех этапах планирования и его фактической деятельности, причем не только за отчетный, но и за ряд периодов, т.е. определить тенденции его развития. Это позволяет наиболее полно изучить и выявить резервы не только для текущей работы, но и для дальнейшего развития предприятия.
Предметом анализа являются непосредственно все стороны хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, включая вопросы социального и культурного развития, отраженные в системе показателей внутрихозяйственного планирования, учета, отчетности и иных источниках информации.
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности должен отвечать определенным требованиям и быть:
– объективным и достоверным, базироваться на точных, строго проверенных сведениях и показателях;
– комплексным и системным, т.е. любое явление (показатель) должно изучаться в увязке с другими взаимосвязанными или аналогичными явлениями (показателями);
– перспективным – все явления (показатели) должны оцениваться на перспективу, чтобы можно было спрогнозировать, какое воздействие на них окажет внедрение в практику работы предприятия передовых достижений в области техники, технологии, организации производства и использования накопленного опыта, в т. ч. и конкурентов;
– оперативным и своевременным, что требует постоянного и ежедневного контроля работы предприятия, быстрой обработки данных и проведения необходимых мероприятий;
– конкретным – результаты анализа должны трансформироваться в конкретные и реальные для осуществления мероприятия по улучшению всех сторон деятельности предприятия.
Только такой подход к анализу хозяйственно-финансовой деятельности может сделать его действенным и необходимым для улучшения работы предприятия.
Метод и технические приемы анализа деятельности предприятия
Метод анализа – это способ познания и изучения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Он должен отвечать следующим двум основным требованиям:
– каждое отдельно взятое явление (показатель) следует рассматривать и изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участвующими в едином процессе. Например, при обособленном изучении показателя прибыли без увязки с другими показателями его вообще нельзя проанализировать. Можно только определить степень выполнения плана по прибыли, т.е. констатировать сам факт. Если же рассматривать показатель прибыли в совокупности с объемом реализации, уровнем себестоимости продукции, ее ассортиментом, суммой полученных и уплаченных штрафов и другими явлениями, то можно выявить все факторы и причины, положительно или отрицательно повлиявшие на размер полученной прибыли, и разработать соответствующие мероприятия. Вышесказанное относится к любому показателю, характеризующему деятельность предприятия;
– все явления (показатели) должны рассматриваться в движении, развитии. Например, если рассматривать размер полученной прибыли только за отчетный период, то нельзя определить, повысилась или снизилась эффективность работы предприятия. Сопоставление размера прибыли отчетного периода с предшествующими периодами позволит выявить стихийные изменения эффективности работы предприятия, определить причины этих изменений и наметить соответствующие мероприятия на будущее. Следовательно, деятельность предприятия рассматривается в прошлом, настоящем и будущем.
Технические приемы анализа деятельности предприятия – это совокупность способов, применяемых для обработки и использования имеющейся информации о всесторонней деятельности предприятия. К ним относятся сравнение, группировка, расчленение, цепная подстановка, балансовая увязка, индексы, коэффициенты, средние величины, составление аналитических таблиц, графиков, диаграмм и т.д. Все технические приемы анализа являются статистическими приемами обработки показателей и подробно излагаются в курсе «Статистика». Поэтому нет необходимости их подробного рассмотрения в данном конспекте лекций. Здесь же рассмотрим только самые важные приемы, используемые практически при анализе любого вопроса.
Сравнение. Истина гласит: «Все познается в сравнении». Исходя из конкретных задач анализа, отчетные данные сравнивают: с плановыми – в целях контроля за выполнением планов и оценки деятельности предприятия; с данными предшествующего периода или соответствующего периода прошлого года – в целях определения темпов развития (например, темпов роста производства, роста производительности труда и т.д.), исследования закономерностей и тенденций в развитии предприятия, хода устранения недостатков, выявленных в предшествующем периоде; с показателями лучших передовых коллективов внутри предприятия и за его пределами для определения занимаемого места, выявления и распространения передового опыта; с показателями конкурентов для определения конкурентоспособности своего предприятия по определенным вопросам и т.д. Результаты сравнения выражают в процентах (процент выполнения плана, темп роста и т.п.), а также в отклонениях, обозначаемых знаками «плюс» (+) или «минус» (–). При этом следует иметь в виду, что не всегда величина отклонения со знаком «+» является положительным результатом, а «– «– отрицательным. Например:
План | Факт | Откл. (+, -) | Примечание | |
Выпуск продукции, тыс. р | 18000 | 17840 | -160 | Факт отрицательный |
Себестоимость продукции, тыс. р | 17640 | 17620 | -20 | Факт положительный |
При сравнении тех или иных показателей необходимо всегда убеждаться в их сопоставимости. Нельзя сопоставлять показатели, имеющие различные единицы измерения, за неадекватные периоды и т.д. Например, несравним объем заготовок овощей в 3-ем и 4-ом кварталах.
Составление аналитических и расчетных таблиц. При анализе любого вопроса используется много цифрового материала. Этот цифровой материал целесообразно использовать в систематизированном виде, для чего составляются аналитические и расчетные таблицы. Порядок составления таблиц рассматривается в курсе «Статистика». С точки зрения анализа деятельности предприятия к составлению таблиц предъявляются определенные требования. Прежде всего таблица не должна быть громоздкой. Каждая таблица должна быть как можно меньше по числу показателей, но как можно более полно отвечать на один конкретно поставленный вопрос. Все расчеты должны быть вынесены за пределы таблицы и дополнять ее. Таблица дополняется также необходимыми пояснениями.
Задачи анализа деятельности предприятия
Деятельность предприятий отражается в бухгалтерском, статистическом и оперативно-техническом учетах и отчетности. Но сами по себе учет и отчетность не раскрывают в достаточной мере взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных процессов, осуществляемых в ходе деятельности предприятия. Например, в отчетности имеется показатель производительности труда. Но ни в учете, ни в отчетности не вскрывается влияние производительности труда на изменение выпуска продукции, снижение ее себестоимости, уменьшение потребности в рабочей силе и т.д. Поэтому те стороны деятельности предприятия, которые не могут быть отражены в учете и отчетности, изучают путем их анализа. Таким образом, анализ хозяйственно-финансовой деятельности является как бы продолжением учета и отчетности и выступает как форма контроля за напряженностью плановых заданий, их качеством и ходом выполнения, выявлением недостатков в работе предприятия и резервов, осуществлением намеченных мероприятий по повышению эффективности производства и качества работы. Анализу деятельности предприятия принадлежит большая роль в обобщении и распространении передового опыта, укрепления конкурентоспособности предприятия.
Основные задачи анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия следующие:
• проверка обоснованности показателей внутрихозяйственного планирования, их напряженности и реальности выполнения;
• объективный контроль за ходом выполнения договорных обязательств, внутрихозяйственных планов, подведение итогов и оценка деятельности предприятия по их выполнению;
• выявление причин, положительно или отрицательно повлиявших на выполнение договорных обязательств и внутрихозяйственных планов;
• изыскание резервов производства и передовых методов организации труда, применение прогрессивной техники и технологии, передового опыта в целях увеличения объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, снижения себестоимости и издержек обращения, повышения производительности труда, рентабельности, укрепления финансового состояния и т.д.;
• разработка конкретных мероприятий по использованию выявленных резервов, устранению недостатков;
• контроль за выполнением этих мероприятий.
Кроме открытого анализа в условиях рыночной экономики проводится анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с использованием закрытых для широкой общественности источников информации. Этот анализ проводится для внутреннего использования высшим руководством предприятия и носит засекреченный характер.
Виды и этапы анализа деятельности предприятия
По кругу исследуемых вопросов анализ хозяйственно-финансовой деятельности подразделяют на полный и тематический. При полном анализе исследуются все стороны деятельности предприятия без исключения. При тематическом анализе изучаются только отдельные стороны или показатели работы предприятия: использование оборудования или рабочей силы, расходование фонда заработной платы или уровень себестоимости вырабатываемой продукции, использование электроэнергии или материалов, финансовое состояние предприятия или размер получаемой прибыли и т.д.
По времени проведения и используемой информации различают единовременный и периодический анализ деятельности предприятия.
Единовременный анализ носит разовый характер и осуществляется отдельными отделами заводоуправления для собственного использования или по специальным распоряжениям руководства предприятия.
Периодический анализ проводят за определенные промежутки времени. По кругу анализируемых показателей он относится к постоянно повторяемому и служит целям контроля за выполнением плана, оценки результатов хозяйственной деятельности, рационального использования основных и оборотных фондов и т.д.
Единовременный анализ выполняют по разовым, а периодический – по стабильным программам.
Периодический анализ в свою очередь подразделяют на оперативный (текущий) и последующий.
При оперативном анализе изучают только отдельные вопросы деятельности предприятия, по которым можно получать ежедневную информацию: выпуск и реализация продукции, расход сырья, заработной платы, состояние расчетов с поставщиками и покупателями и т.д. Его производят за смену, сутки, пятидневку, декаду. Он органически включается в процесс оперативного управления, осуществляется не только руководителями тех или иных подразделений, но и самими исполнителями отдельных производственных операций и обеспечивает оперативность в выявлении резервов и недостатков в работе предприятия.
Совершенствование способов получения и обработки информации посредством математических методов и ЭВМ позволяет расширить круг вопросов, подвергаемых оперативному анализу. Кроме того, применение математических методов и ЭВМ помогает не только быстро оценить достигнутые результаты, но и прогнозировать ход хозяйственных операций на ближайшие дни и декады.
Оперативный анализ выполняют по данным текущего учета и отчетности, показаниям контрольно-измерительных приборов.
Последующий анализ проводят за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год, пятилетие). Его цель – дать оценку деятельности предприятия за истекший период по всем основным показателям, выявить недостатки в работе и неиспользуемые резервы, а также те или иные закономерности и тенденции в развитии предприятия для прогнозирования (планирования) его деятельности на будущий период (год, пятилетие). Последующий анализ базируется в основном на данных планов, всех видов учета и отчетности, а также источниках внеучетного характера. Аналитическую работу на предприятии подразделяют на несколько этапов. На первом этапе составляют план работы, в котором указывают цель и программу анализа, сроки проведения, исполнителей, источники. Заранее разрабатывают формы аналитических таблиц и графиков. Определяют технические средства обобщения и использования материалов анализа. На втором этапе подбирают исходные материалы (данные), проверяют их достоверность и проводят аналитическую обработку (приведение в сопоставимое состояние и т.д.).
Наиболее важный этап – третий, в котором выявляют причины, вызвавшие отклонения от плана, уровня предшествующего периода. Для этого определяют круг взаимодействующих факторов и производят их группировку. На основе измерения положительного или отрицательного воздействия отдельных факторов устанавливают неиспользованные возможности (резервы) улучшения анализируемых показателей деятельности предприятия на определенном участке его работы.
На последнем этапе осуществляют контроль за реализацией результатов анализа и внедрением рекомендованных мероприятий.
Результаты анализа оформляют по-разному. Оперативный анализ обычно завершают принятием срочных мер по устранению выявленных недостатков и использованию вскрытых резервов. На не которых предприятиях ведут специальные журналы для регистрации принятых и внедренных предложений для накопления информационного материала.
Источники анализа деятельности предприятия
Для анализа деятельности предприятия необходимо располагать соответствующими источниками информации.
Наиболее важными из них являются все виды отчетности: бухгалтерская, статистическая (государственная и внутриведомственная) и оперативно-техническая, которые содержат разностороннюю количественную и качественную характеристику деятельности предприятия за анализируемый период. Используют также регистры бухгалтерского и оперативно-технического учета и первичные документы. В настоящее время проводится большая работа по сокращению периодичности и объема отчетности предприятий. Значительно уменьшилось количество отчетов и число показателей в них. В связи с этим снижаются возможности использования бухгалтерских и статистических отчетов для аналитических целей. Соответственно возрастает роль регистров бухгалтерского учета и первичной документации всех отделов управления и подразделений предприятия в анализе его деятельности. Источниками информации служит также плановая и нормативная документация: план экономического и социального развития предприятия; хозяйственные договоры, регулирующие хозяйственные связи между поставщиками и потребителями; нормы расхода материалов, сырья, заработной платы, электроэнергии и др. Кроме перечисленных при анализе используют материалы ревизий и проверок, протоколы собраний и производственных совещаний, газетные и журнальные статьи, характеризующие деятельность анализируемого или родственных ему предприятий, докладные и объяснительные записки и т.д. Большую помощь при анализе деятельности могут оказать также беседы с рабочими и служащими предприятия. Особенно много информации в результате бесед с работниками предприятия можно получить по вопросам организации труда и производства, финансового состояния и т.д.
Все источники информации должны быть достоверными. Поэтому до начала анализа деятельности предприятия необходимо проверить счета периодической и годовой бухгалтерской и статистической отчетности, соответствие плановых данных расчетам и утвержденным сметам, преемственность отчетных показателей и т.д.
Тест
Метод экономического анализа включает в себя:
А) совокупность приемов и способов;
Б) диалектический подход и изучение хозяйственных процессов и явлений;
В) а + б.
Правильный ответ: Б) диалектический подход и изучение хозяйственных процессов и явлений;
Объектом экономического анализа являются:
А) производственная деятельность предприятия (организации);
Б) хозяйственная деятельность;
В) организация.
Правильный ответ: Б) хозяйственная деятельность.
Предметом экономического анализа являются:
А) хозяйственная деятельность;
Б) финансовая деятельность;
В) экономические процессы.
Правильный ответ: В) экономические процессы.
Информационное обеспечение включает в себя:
А) бухгалтерская и статистическая отчетность;
Б) регистры бухгалтерского учета;
В) оперативная и внеучетная информация;
Г) плановые источники.
Правильный ответ: А) бухгалтерская и статистическая отчетность;
Актуальными проблемами экономического анализа являются:
А) разработки методики управленческого анализа;
Б) анализ инвестиционных проектов;
В) финансово-инвестиционный анализ;
Г) методы финансового оценивания.
Правильный ответ: В) финансово-инвестиционный анализ;
Б) анализ инвестиционных проектов;
Составными аспектами методики экономического анализа являются:
А) целевой и информационный;
Б) расчетно-аналитический и оценочный;
В) правовой и управленческий.
Правильный ответ: А) целевой и информационный;
Б) расчетно-аналитический и оценочный;
Особенности метода экономического анализа являются:
А) использование системы аналитических показателей;
Б) измерение и оценка взаимосвязей между показателями и факторами;
В) поиск причин изменения показателей.
Правильный ответ: А) использование системы аналитических показателей;
Б) измерение и оценка взаимосвязей между показателями и факторами;
В) поиск причин изменения показателей.
К логико-экономическим приемам анализа относят:
А) контрольные вопросы, тесты;
Б) оптимальное программирование;
В) сравнительный метод;
Г) традиционные способы и способы факторного анализа.
Правильный ответ: В) сравнительный метод;
Г) традиционные способы и способы факторного анализа.
Психологические приемы анализа это:
А) метод экспертных оценок специалистов;
Б) метод тренда;
В) теория игр.
Г) приемы факторного анализа и оптимизация показателей.
Правильный ответ: А) метод экспертных оценок специалистов;
10. Определение влияния факторов на изменение результативного показателя относится к способам:
А) балансовой увязке;
Б) корреляционного анализа;
В) детерминированного и стохастического анализа.
Правильный ответ: В) детерминированного и стохастического анализа.
11. С стохастическому факторному анализу относят способы:
А) теория игр, линейного программирования, стохастического моделирования;
Б) метод тренда;
В) цепных подстановок и абсолютных ризниц;
Г) корреляционный, дисперсионный, многомерный, компонентный.
Правильный ответ: Г) корреляционный, дисперсионный, многомерный, компонентный.
12. К традиционным способам экономического анализа относят:
А) сравнительный, метод, балансовой увязки;
Б) группировки, относительных и средних величин;
В) индексный метод.
Правильный ответ: А) сравнительный, метод, балансовой увязки;
В) индексный метод.
13. К методам финансового анализа относят:
А) метод наращения;
Б) метод дисконтирования;
В) приемы финансовой математики;
Г) а+б.
Правильный ответ: Г) а+б.
14. Определить способы, основанные на дисконтировании денежных потоков:
А) срок окупаемости инвестиций;
Б) метод чистой приведенной стоимости;
В) внутренняя норма прибыли.
Правильный ответ: Б) метод чистой приведенной стоимости.
15. Классификация видов экономического анализа:
А) по времени, отраслям и степени механизации процессов;
Б) по источникам информации;
В) по содержанию программ анализа.
Правильный ответ: А) по времени, отраслям и степени механизации процессов; В) по содержанию программ анализа.
16. Маржинальный анализ – это вид анализа, основанный на взаимодействии:
А) прибыли и затрат;
Б) постоянных и переменных издержек;
В) прибыли и объема продаж;
Г) в+б;
Д) а+б;
Е) а+в.
Правильный ответ: Е) а+в.
17. Текущий анализ – это вид экономического анализа:
А) ретроспективного;
Б) оперативного;
В) ситуационного;
Г) прогнозного;
Д) перспективного.
Правильный ответ: А) ретроспективного.
18. Методика факторного анализа основана на:
А) сравнительном методе;
Б) моделировании;
В) статистических методах исследовании.
Правильный ответ: Б) моделировании.
19. Виды экономического анализа отличаются друг от друга по:
А) целевой направленности и методике проведения;
Б) задачам и источникам информации;
В) по содержанию;
Г) а+в;
Д) б+в;
Е) а+в+б.
Правильный ответ: Е) а+в+б.
20. Факторы экономического анализа классифицируются по:
А) степени сложности;
Б) значимости;
В) степени разложения;
Г) а+в;
Д) а+б;
Е) б+в.
Правильный ответ: Д) а+б;
21. При факторном анализе выделяют:
А) детерминированный и стохастический факторный анализ;
Б) прямой и перспективный;
В) ретроспективный, текущий.
Правильный ответ: А) детерминированный и стохастический факторный анализ
22. К эвристическим приемам решения экономических задач относят:
А) приемэлиминирования;
Б) формализованные и неформализованные;
В) прием аналогии, инверсии мозговой атаки, коллективного блокнота.
Правильный ответ: В) прием аналогии, инверсии мозговой атаки, коллективного блокнота.
23. К способам детерминированной комплексной оценки результатов деятельности принадлежат:
А) метод средних чисел, коэффициентов;
Б) метод суммы и метод расстояний;
В) метод суммы мест;
Г) сравнительный метод.
Правильный ответ: А) метод средних чисел, коэффициентов;
Б) метод суммы и метод расстояний;
В) метод суммы мест;
24. Балансовый метод применяется при анализе:
А) использование материальных ресурсов;
Б) при анализе финансовой устойчивости;
В) при анализе отчетности.
Правильный ответ: А) использование материальных ресурсов;
В) при анализе отчетности.
25. К количественным приемам экономического анализа на базе математической статистики относят:
А) экономико-математические методы;
Б) метод корреляции;
В) дисперсионный метод;
Г) симплексный метод.
Правильный ответ: А) экономико-математические методы.
26. Характерные особенности метода экономического анализа:
А) диалектический подход к исследованию объектов анализа;
Б) определение причинно-следственных взаимосвязей;
В) а+б.
Правильный ответ: В) а+б.
27. Методика экономического анализа представляет:
А) систему приемов;
Б) исследование причин и направленности изменений показателей;
В) а+б.
Правильный ответ: А) систему приемов.
28. Приемы финансовой математики включают:
А) прием корреляции;
Б) простые и сложные проценты;
В) систематическое программирование.
Правильный ответ: Б) простые и сложные проценты;
29. Функциональную зависимость в детерминированном анализе представляют:
А) кратная и мультипликационная зависимость;
Б) аддитивная зависимость;
В) а+б.
Правильный ответ: В) а+б.
30. Интегральный метод используется:
А) в мультипликационных и кратных моделях;
Б) комбинированных моделях;
В) а+б.
Правильный ответ: В) в мультипликационных и кратных моделях;
Заключение
В условиях рынка задачи экономического анализа значительно расширяются и углубляются, так как конкуренция заставляет предпринимателей активнее изучать информацию, чтобы предотвратить возможные ошибки при совершении производственных, финансовых, коммерческих и других операций.
Чтобы разумно использовать законы рынка, а не быть его жертвой необходимо применять наиболее передовые формы экономического анализа.
Одним из таких форм является финансовый анализ, который позволяет избежать возможности экономических, финансовых потерь, коммерческих рисков, что очень важно в настоящее время – в период международного экономического кризиса.
Большие возможности привлечь новые инвестиции благодаря повышенной отдаче капитала при норме прибыли, превышающей средний уровень и получить сверхприбыль в текущем периоде не всегда могут оправдываться без своевременного изменения финансовой политики. Поэтому в каждом отдельном случае нужно своевременно и правильно выбрать соответствующий вид экономического анализа и тщательно провести его. Это позволит в дальнейшем исключить убытки предприятия и избежать коммерческих рисков. Для этих целей нам и поможет теория экономического анализа, которая позволит выбрать наиболее подходящий вид экономического анализа применительно для данной организации.
Список литературы
1. Теория экономического анализа, учебник, М.И. Баканов, А.Д. Шеремед,
4-е издание, Москва, 1997 г.;
2. Финансовый анализ, учебник, А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева, Москва, 2006 г.;
3. Финансовый анализ; управление финансами, А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева, 2-е издание, Москва, 2006 г.;
4. Экономический анализ, учебник, под редак. М.И. Баканова и А.Д. Шеремеда, моска, 2001 г.;
5. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях, П.И. Вахрин, Москва, 2001 г.;
6. Теория анализа хозяйственной деятельности, учебное пособие, Г.В. Савицкая, Москва, 2007 г.