Введение
Глава 1. Сущность и характеристика денежной системы
1.1 Понятие денежной системы и ее типы
1.2 Элементы денежной системы
1.3 Денежная масса
Глава 2. Состояние денежной системы России в современных условиях
2.1 Особенности функционирования денежной системы в Российской Федерации
2.2 Проблема инфляции
2.3 Перспективы развития денежной системы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность работы.
Актуальность избранной темы обусловлена необходимостью исследования специфики функционирования денежного рынка в условиях российской экономики.
Цель.
Цель работы – проанализировать денежную систему Российской Федерации и раскрыть особенности функционирования денежного рынка под влиянием макроэкономических процессов.
Задачи.
определить сущность и понятие денежной системы
раскрыть типы денежных систем
дать характеристику денежной массе и элементам денежной системы
раскрыть особенности функционирования денежной системы Российской Федерации в современный период
определить проблему развития денежного рынка
определить перспективные направления совершенствования механизма денежного рынка в условиях российской экономики
Глава 1. Сущность и характеристика денежной системы
1.1 Понятие денежной системы и ее типы
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение — это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
Денежная система – исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране.
Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв. в условиях становления централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков. Денежные системы прошли длительных путь развития, видоизменяясь вместе с эволюционными процессами, происходившими в экономике стран и регионов.
Объективную необходимость в единой, стабильной и эластичной денежной системе обусловили следующие причины:
Феодальная раздробленность, в т.ч. в монетном деле, препятствовала образованию национального рынка. Государство упорядочило денежное обращение, создав единую и централизованную регламентацию выпуска денег эмиссионным банком;
Товарно-денежные отношения требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы;
Цикличность процессов воспроизводства предполагала эластичное денежное обращение, способное расширяться и сужаться в соответствии с потребностью хозяйственного оборота.1
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знак стоимости. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:
системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);
системы обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.2
Металлические денежные системы
Металлические денежные системы делятся на биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно закрепляется за двумя металлами – золотом и серебром.
Существовали следующие разновидности биметаллизма:
система параллельной валюты, при которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно в соответствии с рыночной ценой металла;
система двойной валюты, при которой такое соотношение определялось государством;
система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, т.к. чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке, в отличие от свободной чеканки золотых монет. В том случае серебряные монеты становились знаками золота.
Обращение двух металлов в роли всеобщего эквивалента приводило к трудностям при установлении соотношения между золотом и серебром. В результате чего один денежный металл оказывался по закону выше стоимости, а другой – недооцененным. Стремление каждого лица использовать как покупательное и платежное средство переоцененный денежный металл приводило к тому, что недооцененный вытеснялся из обращения. Поэтому «…там, где по закону функцией меры стоимостей были наделены два товара, фактически эта функция всегда закреплялась лишь за одним из них» (Маркс К.).
Так, в конце XVII в. в Англии законом было установлено соотношение между стоимостями золота и серебра 1:15,5 , в то время как во Франции и Голландии это соотношение составляло 1:15, а соотношение рыночной цены 1:14,9.
Стоимость золота в форме денег превышала его стоимость в других формах, поэтому серебряные деньги стали исчезать из обращения. Стоимость золота всегда была дороже стоимости серебра. В конце XIX века стоимость золота превышала стоимость серебра в 33 раза.
В итоге к концу XIX века всеобщим стоимостным эквивалентом стал служить один металл – золото – несмотря на формальное равноправие двух металлов.
Между тем предпринимались попытки сохранения биметаллизма. В 1865 г. ряд стран Европы (Франция, Бельгия, Швейцария, Италия) подписали соглашение о поддержании твердого соотношения между стоимостями золотых и серебряных монет (1:15,5). Так возник Латинский монетный союз первая попытка межгосударственного регулирования денежной системы. В 1874 г. союз распался, и его участники перешли к золотому монометаллизму.3
Монометаллизм – денежная система, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом, и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости, которые разменны на драгоценный металл.
В зависимости от того, какой металл является основой денежного обращения, различают следующие виды монометаллизма:
Медный. Рим V- III вв. до н.э.
Серебряный. Существовал в России в 1843-1852гг.; в Индии – в 1852-1893гг.; в Голландии – в 1847-1875гг.; в Китае – до 1935г.
Золотой. Впервые установлен в Великобритании в 1816г.; в Германии – в 1871-1873г.; в Швеции, Норвегии, Дании – в 1873г.; во Франции – в 1876г.; в Австрии – в 1892г.; в России и Японии – в 1897г.; в США – в 1900г.4
Золотой монометаллизм, наиболее совершенная металлическая система. Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесцениванием серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.
В Российской империи стремление к увеличению золотого запаса стало отчетливо наблюдаться с 1877г. В частности, были значительно повышены таможенные тарифы, т.е введены «золотые пошлины». Они уплачивались по прежним ставкам, но золотом, что фактически повышало их на 50% и способствовало притоку золота в государственную казну.
Реально устойчивые предпосылки для пополнения золотого запаса страны сложились только в конце 1880-х гг.
Золотой стандарт вводился поэтапно. В 1893 г. были запрещены сделки на разность по покупке и продаже золотой валюты и усилен надзор за биржами. С 1895г. было признанным необходимым приучать население к золотому обращению.
Золотой стандарт закрепился в хозяйственной жизни и получил законодательное оформление.
Исторически существовало три разновидности золотого монометаллизма (золотого стандарт):
Золотомонетный стандарт
Золотослитковый стандарт
Золотодевизный стандарт
Для золотомонетного стандарта характерным является свободное обращение золотых монет. В этих условиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монет происходит при фиксированном золотом содержании денежной единицы.
Золото свободно ввозится и вывозится из страны, что обеспечивает его функционирование как мировых денег. Одновременно гарантируется устойчивость курса национальной валюты.
С началом первой мировой войны система золотомонетного стандарта была подорвана. После окончания Первой мировой войны и международной военной интервенции в России в ходе экономического подъема во многих государствах были проведены стабилизационные денежные реформы. Произошел переход к золотослитковому и золотодевизному стандарту. Но ни одна из стран мира не смогла в полном объеме восстановить золотомонетный стандарт. Его сменил золотослитковый стандарт.
Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя бы и с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках.
Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929г. Начинала утверждаться система неразменных денег.
Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото.
Золотодевизный стандарт вводился в странах, не располагавших достаточными золотыми запасами и не обладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия, Норвегия, Австрия, Дания и др.
После Второй мировой войны в течение длительного периода времени поддерживался межгосударственный золотодевизный стандарт на основе Бреттон-Вудской системы соглашений. Страны, подписавшие их, зафиксировали курсы своих национальных валют в долларах или в золоте. Доллар был признан основной мировой валютной единицей.
В 1971 г. США прекратили обмен долларов на золото, что означало конец Бреттон-Вудской системы. Ее сменила Ямайская международная валютная система. Она основана на соглашении, заключенном в январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка, Индонезия) и вступившем в силу в апреле 1978 г. Суть соглашения состоит в отмене золотого содержания денежных единиц, во всеобщем признании отказа от золотого стандарта и введении плавающих курсов валют; золото исключалось из расчетов Международного валютного фонда и его членов.
Тем не менее, и сегодня золото составляет значительную долю официальных государственных резервов. По данным Международного валютного фонда, более половины из них сосредоточены в Европе.5
Бумажно-кредитная система
В системе золотого стандарта золото не являлось единственной формой денег, хотя и главной.
Постепенно стали складываться условия для его вытеснения бумажно-кредитными деньгами.
Производству требовался такой носитель денежных отношений, который бы не зависел от монополии золота, его объем бы регламентировался степенью развития самого национального капитала. Этим требованиям соответствуют бумажно–кредитные деньги. Они полностью замещают полноценные деньги и создают условия, при которых сама сфера обращения «функционирует как фабрика по производству денег».
Бумажно-кредитные деньги возникают и развиваются на основе функции денег как средства обращения и платежа. Первоначально – это долговые обязательства (векселя), которыми можно переносить требования уплаты наличных денег с одного лица на другое. Далее, деньгами становятся долговые обязательства банков – банкноты и, наконец, их обязательства в форме записей на счетах вкладчиков.
Все формы денег, не имеющих внутренней товарной стоимости, обозначают понятием «бумажно-кредитные деньги». Иногда их называют фидуциарными (основанными на доверии) деньгами.
Система кредитно-бумажных денег отличается от золотого обращения по механизму формирования стоимости денежной единицы. Номинальная стоимость бумажно-кредитных денег намного превышает их собственную стоимость. Для поддержания этого разрыва государство монополизировало выпуск банкнот через Центральный банк.
Неразмерные бумажно-кредитные деньги лежат в основе функционирования современных денежных систем.6
Современная денежно-кредитная система характеризуется следующими особенностями:
Отменой официального золотого содержания денежных единиц. Золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота;
Сохранением золотого резерва преимущественно в центральных банках, а также у частных лиц в виде золотых монет, слитков, украшений (тезаврация);
Переходом к неразменным на золото кредитным деньгам;
Национальной денежной единицей становится банкнота центрального банка;
Выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования государства банками, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;
Сохранением в денежной системе некоторых стран наряду с банкнотами бумажных денег (казначейских билетов);
Расширением эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджета, что вызывает перерождение их в бумажные деньги;
Развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;
Созданием и развитием механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.
1.2 Элементы денежной системы
Структура денежной системы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функционирования и регламентируются законодательством страны. При существенных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях развития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государственного устройства для всех систем характерны некоторые общие черты.
Развитая денежная система страны включает следующие элементы:
Наименование денежной единицы – установление законом денежного знака, служащего для соизмерения и выражения цен товаров и услуг. Денежная единица, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (один доллар США равен 100 центам, один английский фунт стерлингов равен 100 пенсам).
Порядок обеспечения денежных знаков действует в странах в соответствии с установленным законом.
Эмиссионный механизм – законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют: 1) центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег; 2) казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые в развитых странах приходится около 10% общего выпуска наличных денег).
Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте.
Порядок прогнозного планирования включает систему планов денежного оборота, органов, составляющих эти планы, задачи, решаемые планами.
Механизм денежно-кредитного регулирования – это набор инструментов влияния государства на экономику в целом.
Порядок установления валютного курса или котировки валют, т.е. соотношение денежной единицы страны к иностранным валютам.
8. Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве отражает совокупность правил, форм, кассовых и отчетных документов, которыми руководствуются юридические лица и население при организации налично-денежного оборота.7
1.3.Денежная масса
Одним из важнейших показателей, характеризующих денежно-кредитную сферу, и в частности денежный оборот, является денежная масса. Денежную массу можно определить как совокупность денежных средств, предназначенных для оплаты товаров и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми предприятиями, организациями и населением. При разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций используются различные агрегированные (суммарные) показатели объема и структуры денежной массы — денежные агрегаты. Они различаются широтой охвата тех или иных финансовых активов и степенью их ликвидности (т.е. способности быть истраченными как покупательное и платежное средство).
Существуют различные концепции определения компонентов денежной массы. Согласно первой денежная масса состоит из наличных денег в обращении (банкноты, монеты, в некоторых странах — казначейские билеты) и денег безналичного оборота, или безналичных денег (остатки на банковских счетах, или банковские депозиты). Кроме денег в платежном обороте, в соответствии с данной концепцией, могут использоваться различные виды ценных бумаг — векселя, чеки, депозитные сертификаты и др.
Данная концепция лежит в основе формирования денежных агрегатов, используемых Банком России в настоящее время. Сторонники второй концепции относят векселя, чеки, а иногда и другие ценные бумаги к безналичным деньгам и включают их в денежную массу. Исходя из этой концепции Банк России в начале 90-х гг. использовал агрегат МЗ, который состоял из наличных денег и остатков на различных банковских счетах плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов. Экономисты, разделяющие третью концепцию, отрицают существование безналичных денег и считают деньгами только наличные деньги.
Важнейший компонент денежной массы — денежная база. Банк России использует этот агрегат в узком и широком определении. Денежная база в узком определении включает наличные деньги вне Банка России и обязательные резервы банков в Банке России. В денежную базу в широком определении дополнительно включаются остатки на корреспондентских и других счетах банков в ЦБ РФ. В таблице «Аналитические группировки счетов органов денежно-кредитного регулирований» этот показатель носит название «Резервные деньги».
Денежная база («Резервные деньги») служит одним из основных показателей, применяемых для мониторинга экономических процессов. Изменяя величину денежной базы, Банк России регулирует объем всей денежной массы и тем самым воздействует на уровень цен, деловую активность и другие экономические процессы. Общая сумма средств на счетах банков в Банке России при предоставлении банками кредитов своим клиентам остается неизменной (происходит лишь перевод средств с корсчета одного банка на счет другого), а сумма депозитов и, следовательно, объем денежной массы возрастают. Последнее связано со способностью банковской системы создавать депозиты на основе выдачи банковских ссуд.
Степень кумулятивного (многократного) увеличения депозитов в процессе кредитования измеряется кредитно-депозитным (банковским) мультипликатором (Бм), исчисляемым по формуле:
Степень кумулятивного воздействия денежной базы на объем денежной массы определяется денежным мультипликатором (Дм) по формуле:
Если, например, Дм равен 2,0, это значит, что каждый рубль денежной базы обладает способностью создавать денежную массу в сумме 2 руб.8
Глава 2. Состояние денежной системы России в современных условиях
2.1 Особенности функционирования денежной системы в Российской Федерации
Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. На Банк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичных расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы, устанавливает правовые формы и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ).
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.
Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:
прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;
создание резервных фондов банкнот и монет;
определение правил хранения, перевозки и инкассации
наличных денег;
установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.
С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56. Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.
Денежная система представляет собою единую в масштабах страны информационно-управляющая систему движения и использования особого информационного объекта – денег, с помощью которых осуществляются многообразные задачи учета и управления обществом, экономическими субъектами и физическими лицами.
В Российской Федерации допускаются к функционированию две денежные системы – национальная и нерезидентная (валютная).
В национальной денежной системе используется единственный вид денежной информации – национальные деньги. Эта денежная система является замкнутой внутри территории страны и не имеет выхода за ее пределы.
В валютной денежной системе могут использоваться несколько видов денежной информации – нерезидентных денег (валют).
Данное положение может быть изменено лишь в рамках межгосударственных соглашений с иными странами об использовании российской национальной валюты в финансовом общении между Россией и этими странами или в рамках использования российских денег во внутреннем денежном обороте этих стран.
Валютная денежная система является разомкнутой и имеет связь с денежными системами других стран.
Принципы функционирование обеих денежных систем по основным техническим, технологическим и правовым характеристикам одинаковы.
Данный закон описывает функционирование национальной денежной системы. Отличия в функционировании валютной денежной системы от национальной описываются в соответствующем законе о валютной денежной системе. 9
Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет. В 1992 г. созданы также региональные запасные фонды денежных билетов и монет в отдельных главных территориальных управлениях Центрального банка. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.
Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную кассу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.
В банках такие фонды не создаются – у них имеются операционные кассы Кредитным организациям с 1 июня 1997 г. устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов предприятий независимо от их организационно-правовой форы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан. Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
2.2 Проблема инфляции
Дж. М. Кейнс писал, что не может быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращения. Ярким примером тому может служить инфляция в Российской Федерации.
Росстат опубликовал первую оценку темпов роста потребительских цен в марте 2009 года, которая составляет 1,2-1,3%, хотя с 1 по 30 марта инфляция, по данным статистического ведомства, выросла на 1,2% (1,2% в марте 2008 года). С начала года предварительная оценка роста потребительских цен составляет 5,3% против 4,8% за соответствующий период 2008 года. Инфляция в первом квартале 2009 года росла быстрее благодаря увеличению тарифов госмонополий в начале года, несмотря на кредитное и денежное "сжатие".
По мнению аналитиков, эффект девальвации должен себя исчерпать уже к концу первого квартала 2009 года (с середины февраля курс рубля относительно стабилен), сокращение же М2 (в четвертом квартале 2008 года сокращение денежной массы — 6,1% против роста на 15,5% в четвертом квартале 2007 года), которое началось с начала четвертого квартала 2008 года, но продолжалось и в марте 2009-го, приводит к замедлению инфляции. До последнего времени ускоренными темпами снижались и цены производителей. При сокращении производства и ВВП большинство факторов против роста цен.
Минэкономики говорит о 13,3% инфляции по итогам года, ЦБ настаивает примерно на тех же 13%. При этом последний, согласно прогнозам, обнародованным на заседании Национального банковского совета, предполагает рост М2 в 2009 году на 9-11%, тогда как по итогам 2008 года денежная масса увеличилась на 1,7% (в 2007 году рост — 47,5%). Если еще в апреле текущего года в годовом выражении денежная масса сокращалась на 8%, то денежное предложение должно увеличиться на 20% в 2009 году. Из цифр регулятора следует: в ЦБ ожидают, что при сокращении ВВП на 2,2% в 2009 году экономика за оставшиеся девять месяцев года буквально "наводнится" деньгами. Судьба инфляции в середине 2010 года в случае, если экономика не начнет расти, представляется определенной в отличие от ближайших месяцев. 10
2.3 Перспективы развития денежной системы
Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
В ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции.
Денежно-кредитная политика в 2008 году
В первом полугодии 2008 года объем ВВП увеличился на 8,0% по сравнению с 7,8% в аналогичный период 2007 года. Наибольший вклад в прирост производства внесло увеличение выпуска в отраслях, ориентированных преимущественно на отечественного потребителя: оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства; существенно увеличился вклад строительной деятельности.
Увеличение внутреннего спроса являлось основным фактором роста производства. Повышение заработной платы и социальных гарантий обусловило дальнейшее увеличение денежных доходов населения, что в свою очередь сказалось на росте потребительских расходов. В январе-сентябре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 12,2% по сравнению с 13,9% в аналогичный период 2007 года. Сохранились условия для роста инвестиций в основной капитал – по итогам девяти месяцев они возросли, по оценке, на 12,8% (в январе-сентябре 2007 года – на 21,3%).
Нарастание кризисных явлений в мировой экономике привело во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть. При сохранении до конца года этих тенденций возможно ослабление платежного баланса и, как следствие, изменение условий проведения денежно-кредитной политики. Негативные процессы на мировых финансовых рынках и снижение цены на нефть могут отразиться на итогах экономического развития.
В январе-сентябре 2008 года сохранялся высокий рост потребительских цен. В сентябре по отношению к декабрю предыдущего года инфляция на потребительском рынке составила 10,6% (в аналогичный период 2007 года – 7,5%), базовая инфляция – 10,1% (6,7%). В годовом выражении в сентябре потребительские цены повысились на 15,0%, а товары и услуги, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен, стали дороже, по оценке, на 14,5%.
Среди потребительских товаров особенно высокими темпами росли цены на продукты питания. За январь-сентябрь 2008 года темп удорожания продовольственных товаров в 1,1 раза превысил общий темп прироста цен на потребительском рынке. Однако ускоренный рост цен был характерным не только для продуктов питания, но и для других групп товаров и услуг. Заметно возросли темпы прироста цен на товары непродовольственной группы (до 6,5% по сравнению с 4,0% в сопоставимый период 2007 года). Платные услуги населению за девять месяцев стали дороже на 14,1%, что на 2,5 процентного пункта выше аналогичного показателя 2007 года.
В краткосрочный период сдерживание роста цен исключительно мерами Банка России, учитывая лаги воздействия на экономику инструментов денежно-кредитной политики, ограничено. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца года поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса, изменением поведения инвесторов и ценовой политики производителей. В сложившихся условиях целевой ориентир по инфляции, установленный в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» (6-7%), будет превышен и, по оценкам Банка России, инфляция составит около 13%.
Реализация денежно-кредитной политики
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6-7%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5-6%. Темпы экономического роста предполагались в интервале 5,4-6,7% в зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения. Темпы роста спроса на деньги, ожидаемые в текущем году, скорее всего, будут ниже, чем в 2007 году, вследствие некоторого снижения темпов экономического роста по сравнению с предыдущим годом, более высоких темпов инфляции, замедления процессов дедолларизации, существенного снижения темпов роста цен на активы.
Снижение инфляции в период до апреля 2007 года способствовало процессу накопления населением финансовых активов в национальной валюте. Ускорившийся со II квартала 2007 года рост цен оказал заметное влияние на снижение привлекательности рублевых сбережений населения, в первую очередь в виде банковских вкладов. Так, годовые темпы прироста срочных рублевых вкладов физических лиц, по предварительным данным, к 1 октября 2008 года снизились до 25,0% (на 1.10.2007 они составляли 46,3%).
Замедление процессов дедолларизации проявлялось в повышении спроса физических лиц на иностранную валюту (как в наличной, так и в безналичной форме).
В предыдущие годы рост цен на активы (на рынке жилья и акций) существенно опережал рост потребительских цен, что выражалось в снижении скорости обращения денег. Однако снижение темпов роста цен на активы, а вместе с ним и менее интенсивное снижение скорости обращения денег оказывают сдерживающее влияние на прирост спроса на деньги в 2008 году.
На динамику денежного предложения в 2008 году оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К важнейшим из них относятся - усиление нестабильности и нарастание кризисных тенденций на международных финансовых рынках, определяющих интенсивность и направления потоков капитала. По сравнению с первыми девятью месяцами 2007 года темп прироста денежного агрегата М2 за январь-сентябрь 2008 года снизился более чем в 3 раза – с 27,8 до 8,3%, а годовой темп его прироста (на 1 октября по отношению к той же дате предыдущего года) – с 48,3 до 25,0%.
Денежная масса с учетом депозитов в иностранной валюте (М2Х) за январь-сентябрь 2008 года, по предварительным данным, возросла на 10,2%, что превышает темпы прироста рублевой денежной массы (в течение первых девяти месяцев 2007 года их соотношение было обратным). Сложившаяся динамика объясняется ускорившимся ростом депозитов нефинансовых организаций и вкладов населения в иностранной валюте, что связано как с высокими доходами экономических агентов от внешнеэкономических операций, так и с изменением их предпочтений при повысившихся темпах инфляции и обесценении рублевых активов.
Сокращение наличной иностранной валюты у населения и нефинансовых организаций также замедлилось: если за январь-сентябрь 2007 года оно составило 11,3 млрд. долларов США, то за январь-сентябрь 2008 года, по оценке платежного баланса, – 6,5 млрд. долларов США. По данным Банка России о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, ее нет то продажи населению в целом за январь-август 2008 года значительно превысили аналогичный показатель в 2007 году.
В октябре 2008 года приняты федеральные законы, позволяющие реализовать комплекс дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации, предусматривающие (с момента вступления их в силу и до конца 2009 года):
– наделение Государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее – Внешэкономбанк) правом предоставлять кредитным и нефинансовым организациям кредиты и займы в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов, полученных ими до 25.09.2008. Предусмотрено, что Банк России разместит во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год с возможностью пролонгации;
– предоставление Банку России права заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми он обязуется компенсировать таким банкам часть убытков, возникших у них по кредитам, выданным другим кредитным организациям, у которых в указанный срок была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;
– поэтапное предоставление субординированных кредитов российским банкам на общую сумму до 950 млрд. рублей на срок до 31 декабря 2019 года (в том числе Банком России Сберегательному банку Российской Федерации на сумму не более 500 млрд. рублей, а Внешэкономбанком за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозиты в указанной государственной корпорации на общую сумму не более 450 млрд. рублей, – другим банкам);
– предоставление Банку России права предоставлять в порядке и на условиях, установленных Советом директоров Банка России, кредиты без обеспечения российским кредитным организациям на срок не более шести месяцев.11
Заключение
С начала 2009 года оценка роста потребительских цен составляет 5,3% против 4,8% за начальный период 2008 года. В 2008 году сохранялся высокий рост потребительских цен. В сентябре по отношению к декабрю 2007 года инфляция на потребительском рынке составила 10,6% (в аналогичный период 2007 года – 7,5%). В четвертом квартале 2008 года сокращение денежной массы — 6,1% против роста на 15,5% в четвертом квартале 2007 года, которое началось с начала четвертого квартала 2008 года, но продолжалось и в марте 2009 приводит к замедлению инфляции.
В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.
На динамику денежного предложения в 2008 году оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К важнейшим из них относятся - усиление нестабильности и нарастание кризисных тенденций на международных финансовых рынках. По сравнению с первыми девятью месяцами 2007 года темп прироста денежного агрегата М2 за январь-сентябрь 2008 года снизился более чем в 3 раза – с 27,8 до 8,3.
Согласно прогнозам предполагается рост М2 в 2009 году на 9-11%, тогда как по итогам 2008 года денежная масса увеличилась на 1,7% (в 2007 году рост — 47,5%). Если еще в апреле текущего года в годовом выражении денежная масса сокращалась на 8%, то денежное предложение должно увеличиться на 20% в 2009 году.
В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году.
В ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители.
Список использованной литературы:
Алпатов Г.Е., Базулин Ю.В. и др. Деньги. Кредит. Банки. под ред. Иванова В.В., Соколова Б.И. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 624 с.
Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006 – 288 с.
Горина Т.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 144 с.
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 310 с.
Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2-е изд. 2002. – 512 с.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Учебное пособие. – Киров: АСА, 1995. – 624 с.
Газета “Коммерсант“ N 58 (4113) от 02.04.2009.
Федеральный закон “О деньгах и денежной системе Российской Федерации “http://www.yur.ru/laws/3.htm
9.”Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов” Центральный банк Российской Федерации, 2008г. - http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2009(2010-2011).pdf
10. Официальный сайт Центрального банка РФ http://www.cbr.ru/
1 Горина Т.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 16с.
2 Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Учебное пособие. – Киров: АСА, 1995. – 364с.
3 Горина Т.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 16-18с.
4 Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006 – 43-44с.
5 Алпатов Г.Е., Базулин Ю.В. и др. Деньги. Кредит.Банки. под ред. Иванова В.В., Соколова Б.И. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 88-89с.
6 Горина Т.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 18-19с.
7 Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2-е изд. 2002. – 41-42
8 Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 8с.
9 Федеральный закон "О деньгах и денежной системе Российской Федерации" Статья 2. Денежные системы
10 Газета “Коммерсант” N 58 (4113) от 02.04.2009
11 ”Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов” Центральный банк Российской Федерации, 2008г.