План
Понятие денежной системы, её элементы и формы развития
Элементы денежной системы
Классификация денежных систем
Системы металлического обращения
2.1 Биметаллизм
2.2 Монометаллизм
Современные денежные системы, их особенности
Библиография
1. Понятие денежной системы, ее элементы и формы развития
По своему содержанию денежная система представляет собой структурированную совокупность определенных элементов, тесно взаимодействующих и обеспечивающих ее целостность. По своей форме денежная система реализуется посредством организации денежных отношений в стране или в едином экономическом пространстве. Форма денежной системы складывается исторически и закрепляется соответствующим законодательством. Для организации денежных отношений в форме системы необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки.
К объективным предпосылкам относится достижение достаточно высокого уровня развития товарно-денежных отношений. Например, в условиях товарно-снежных отношений, базирующихся на случайных формах обмена, когда товарно-денежные отношения не носят характер устойчивых связей, денежные отношения не организованы в форме системы.
Развитие устойчивых товарно-денежных отношений приводит также к необходимости их регулирования со стороны государства.
К субъективным предпосылкам формирования денежных отношений как денежной системы относится необходимость определения в законодательном порядке законных платежных средств, регламентация их обращения.
Вследствие этого денежные системы начали формироваться не сразу при переходе от товарного обмена к товарно-денежному, а на основе образования устойчивых рынков и укрепления государственной власти в XVI—XVII веках.
Денежную систему можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и институциональном.
С точки зрения функционального аспекта под денежной системой понимается упорядоченная совокупность денежных отношений, форм, методов и принципов организации денежного обращения в стране или в едином экономическом пространстве.
С точки зрения институционального аспекта денежная система представляет собой совокупность институтов, создающих и регулирующих экономические и правовые основы эмиссии денег, способы их обращения, аккумулирования, распределения и перераспределения.
На практике функциональный и институциональные аспекты денежной системы образуют единство системы. Денежные отношения, их формы, методы и принципы организации в стране или в едином экономическом пространстве в современной экономике не существуют вне институтов, их организующих. В свою очередь денежно-кредитные институты появляются (создаются) именно тогда, когда денежные отношения приобретают достаточно развитые формы, и возникает необходимость регулирования денежных отношений.
1.1 Элементы денежных систем
Принципы построения денежной системы тесно взаимосвязаны с элементами денежной системы и оказывают на них активное влияние.
Современные денежные системы развитых стран включают следующие элементы.
Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на части. В большинстве стран установлена десятичная система деления: 1 : 10 : 100 (1 доллар США равен 100 центам, 1 фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 индонезийская рупия — 100 сенам и т. д.).
Масштаб цен рассматривается как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Последнее определение масштаба цен утратило экономическое значение, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.
Виды денег, являющиеся законным платежным средством, — это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Например, в США в обращении находятся: банковские билеты в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долл. (выпуск банкнот свыше 500 долл. прекращен); казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 1, 10, 25, 50 центов. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слова (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они распространены.
Обеспечение денежных знаков. Государственным законодательством устанавливается вид обеспечения денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии правительства, банков и т.д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться.
Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют:
- центральный (эмиссионный) бак, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
- казначейство — государственный исполнительный орган, выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки: казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в развитых странах) общего выпуска наличных денег.
Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком темя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.
Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов, предпринимает меры по регулированию процесса производства, используя денежную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег.
Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в экономике в середине 1970-х гг. получило распространение таргетирование — установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращении и кредитов, которыми должны руководствоваться центральные банки.
Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата (Ml, М2, МЗ, М4), во Франции — только агрегат М2. Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, так как денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 1980-е гг. центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.
Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.
Прогнозное планирование денежного оборота. Такая система включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.
Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.
Установление валютного курса. До перестройки в СССР использовался порядок установления валютного курса исходи из золотого содержания различных валют. Поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, используется способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на "корзинке валют", когда национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в "корзинку".
Кассовая дисциплина в экономике отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.
Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание клиентов.
1.2 Классификация денежных систем
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги — как товар или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежных систем:
металлические денежные системы, при которых денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;
неметаллические денежные системы, построенные на обороте кредитных и бумажных денег, не разменных на металл.
Переход от одной денежной системы к другой связан с тем, что в процессе развития товарно-денежного обмена происходил переход от применения одних видов денег к другим, а также с изменением условий их функционирования и повышением их роли.
2. Системы металлического обращения
2.1 Биметаллизм и его характеристика
Биметаллизм — это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно была закреплена за двумя металлами — золотом и серебром. В рамках этой системы предусматривалась свобод!urn чеканка монет из обоих металлов. Различают три разновидности биметаллизма:
систему параллельной валюты, в рамках которой соотношение между золотом и серебром устанавливалось стихийно в соответствии с рыночной ценой этих металлов;
систему двойной валюты — соотношение между металлами устанавливалось государством и в соответствии с этим производилась чеканка монет из золота и серебра;
систему "хромающей" валюты — систему, при которой и золотые, и серебряные монеты служили законным платежным средством, однако не на равных условиях, поскольку монеты из серебра чеканились в закрытом порядке, а из золота — свободно, и серебряные монеты являлись знаком золота.
Биметаллизм был широко распространен в Европе в XVI— XVIII вв. Однако функционирование двух металлов в качестве всеобщего эквивалента противоречило самой природе денег. Законодательно закрепленные соотношения между двумя валютами обычно не соответствовали их рыночной стоимости, а двойная система цен приводила к нарушению сложившихся ценовых пропорций, что отрицательно сказывалось на хозяйственной жизни.
Франция и ряд других стран в 1866 г., чтобы сохранить биметаллизм, подписали соглашение о поддержании твердого соотношения между серебряными и золотыми монетами (15,5 : 1). Однако система двойной валюты не соответствовала рыночной стоимости золота и серебра. Кроме того, в конце XIX в. произошло обесценение серебра вследствие удешевления его производства: и рыночное соотношение серебра и золота составляло 20 : 1 или 22 : 1. В результате недооцененные золотые монеты (по закону) стали уходить из обращения в сокровище. Это еще раз подчеркнуло неустойчивость и противоречия биметаллизма.
В 1878 г. страны — члены Латинского монетного союза прекратили свободную чеканку серебряных монет, и в итоге биметаллизм постепенно уступил место монометаллизму.
2.2 Монометаллизм и его характеристика
Необходимость стабилизации денежного обращения в условиях растущих масштабов товарного производства и объемов торговли обусловила переход промышленно развитых стран во второй половине 70-х гг. XIX в. к золотому монометаллизму.
Монометаллизм — это денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служит один металл. При этом в обращении присугствуют и другие знаки стоимости, разменные на золото (банкноты, казначейские билеты, разменная монета).
В 1875 г. он был введен в Германии, затем в Швеции, Норвегии, Дании, Португалии, Австралии, Египте и, наконец, к 1900 г. окончательно утвердился в США, а в середине 90-х гг. XIX в. он был введен в Японии. В Англии золотой монометаллизм возник значительно раньше — в 1816 г., вместе с тем первая попытка его введения относится к 1774 г.
Наибольшей силы золотой стандарт достиг в период с 1880 по 1914 г., когда золото играло центральную роль в международных валютно-кредитных отношениях.
В Российской империи золотой монометаллизм был введен в 1897 г., когда появились реальные условия для пополнения золотого запаса страны: за несколько предшествующих лет он увеличился почти в 3 раза.
Почти весь XIX в. и часть XX в. века золото играло центральную роль в международных валютно-кредитных отношениях. Наибольшей силы золотой стандарт достиг в период с 1880 по 1914 г.
Существовало три разновидности монометаллизма: золото-монетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.
Для золотомонетного стандарта характерны следующие черты:
свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота;
свободный размен золотых монет на знаки золота по нарицательной стоимости;
свободное движение золота между странами;
выполнение золотом всех функций денег.
Однако даже в период расцвета золотомонетного стандарта обмен банкнот на золото нередко приостанавливался, когда государства вынуждены были финансировать военные расходы за счет бумажной эмиссии: Например, так было в Великобритании во время Наполеоновских войн или в Америке в период Гражданской войны 1861-1865 гг.
После Первой мировой войны возникли золотослитковый и золотодевизный стандарты. Золотослитковый стандарт существовал в странах, обладавших запасами золота: в Англии, Франции, Японии. Свободной чеканки монет не существовало, размен денег на золото был ограничен стоимостью слитков: В Англии, например, слиток весил 12,4 кг. Для того чтобы его получить, необходимо было иметь 1700 ф. ст. Во Франции слиток золота весил 12,7 кг, на него можно было обменять 215 тыс. фр.
В странах, не обладавших большими запасами золота (Австралия, Германия, Дания, Норвегия и др.), существовал золотодевизный стандарт, и связь банкнот с золотом была еще более опосредованной, чем при золотослитковом. При золотодевизном стандарте банкноты обменивались на девизы, т.е. на иностранную валюту, которая была размена на золото. В итоге возникла валютная зависимость одних стран от других.
Мировой экономический кризис 1929—1923 гг. привел к тому, что перестали существовать все формы золотого монометаллизма. С 1930-х гг. в мире начинают действовать денежные системы, основанные на функционировании неразменных кредитных денег.
3. Современные денежные системы, их особенности
Современные денежные системы развитых стран, несмотря на свои особенности, имеют общие черты. В первую очередь это относится к принципам организации денежной системы. К числу принципов организации современной денежной системы относятся:
- централизованное управление денежной системой. Данный принцип существует и в денежной системе, свойственной административно-командной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.
В условиях рыночных отношений управление денежными системами характеризуется тем, что здесь на первый план выступают не административные методы (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения;
прогнозное планирование денежного оборота. Это означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей разрабатываются не как директивные планы, обязательные для конкретных органов, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.
устойчивость и эластичность денежного оборота. Суть этого принципа заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой — расширять де нежный оборот, если возрастают потребности экономики в денежных средствах, и сужать его, если уменьшаются эти потребности;
кредитный характер денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно толь ко в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот поступать не должны;
обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и иными долговыми обязательствами;
неподчиненность центрального банка правительству и подотчетность парламенту страны. Принцип связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет использовать средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.
В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому он должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который выступает третейским судьей при возникновении разногласий между центральным банком и правительством;
- предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательстве стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк должен не финансировать правительство, а предоставлять ему средства только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству), государственные ценные бумаги, принадлежащие государству. Применение данного принципа позволяет не вкладывать деньги в постоянное финансирование дефицита федеральных и местных бюджетов и не стимулировать тем самым развитие инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов;
комплексное использование инструментов денежно- кредитного регулирования. Сущность принципа заключается в том, что центральный банк должен не ограничиваться каким- либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.
надзор и контроль за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельным денежными потоками в экономике. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборота.
функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.(см 1. Стр. 133-137)
Библиография
Белотелова Н.П., Белотелов Ж.С. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник. – "Дашков и к˚", 2008. – 484 с.
Деньги. Кредит. Банки.: учебник / кол. авторов; под. ред. засл. деят. науки РФ. Д-ра экон. Наук, проф. О.И. Лаврушина . – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 500 с.
Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М. Деньги. Кредит. Банки. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 705 с.
Лучшие рефераты. Финансы, денежное обращение, кредит /сост. Г.И. Иванов. –М.: Феникс, 2002. – 320 с.
Корчагин Ю.А. Деньги, кредит, банки / под ред. Ю.А. Корчагин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 348 с.
Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Е.И. Кузнецова ; под ред. Н.Д. Эриашвили. — М. : ЮНИТИ, 2007. — 527 с.