Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) образована согласно Указу Президента России В.В. Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" № 314 от 9 марта 2004 года.
Основные функции, полномочия, порядок и организация деятельности ФСФР России определены в Постановлении Правительства Российской Федерации "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам" № 206 от 9 апреля 2004 года и Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам от 30 июня 2004 года, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 317 от 30 июня 2004 года.
Согласно приказу от 30 марта 2006 г. N 06-34/пз-н «О регламенте федеральной службы по финансовым рынкам», а также постановлению Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 г. N 206 «Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам»,
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство РФ.
Данная служба самостоятельна в осуществлении своих полномочий, установленных федеральными законами, актами Президента России и Правительства и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
При осуществлении своих полномочий ФСФР России непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента и Правительства.
ФСФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба России и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством страны.
ФСФР России организует разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФСФР России, эффективную работу ее структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.
Основными задачами работы ФСФР являются обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков, привлечение к ответственности тех, кто с помощью внутренней информации манипулирует рыночными ценами на бумаги.
Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участников финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.
В статье 5 Постановления Правительства РФ № 206 говорится, что Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет:
обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в сфере своей компетенции и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании;
разработку в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
организацию исследований по вопросам развития финансовых рынков.
Также, согласно приказу N 06-34/пз-н, ФСФР России:
Вносит в установленном порядке в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам сферы деятельности ФСФР, а также проект плана работы и прогнозные показатели своей деятельности.
На основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства:
- самостоятельно принимает нормативные правовые акты - приказы в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства;
- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты - приказы.
осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
ФСФР России управляет имуществом, необходимым для обеспечения исполнения функций федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности.
ФСФР России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
В Постановлении № 206 прописаны основные функции ФСФР, к которым относятся:
осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
осуществление функций по контролю и надзору в отношении:
эмитентов,
профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций,
акционерных инвестиционных фондов,
управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций,
специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием,
специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов,
Пенсионного фонда Российской Федерации,
государственной управляющей компании,
товарных бирж,
бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;
осуществление государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
ФСФР имеет право:
запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам;
организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, связанным с работой ФСФР;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
привлекать для проработки вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов;
пресекать нарушение законодательства, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
создавать координационные, совещательные и экспертные органы в установленной сфере деятельности.
Однако ФСФР не имеет права осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Согласно приказу от 1 июля 2008 г. N 08-102/пз «Об утверждении положения о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций, поступающих в ФСФР», рассмотрение обращений граждан и организаций, поступающих в ФСФР России, является одним из приоритетных направлений деятельности ФСФР России.
Заместители руководителя ФСФР России, начальники структурных подразделений ФСФР России и руководители территориальных органов ФСФР России несут персональную ответственность за объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций, поступающих в ФСФР России.
Глава ФСФР России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу полномочий в установленной сфере деятельности.
5