Реферат выполнил: студент групп ФК 201 Городовников Илья
Нижнетагильский техникум правовых отношений
Нижний Тагил 2006 г.
Проблема. В качестве помощи дружественной организации могут выступать не только деньги, но и товары или материалы. Для этого достаточно оформить договор товарного кредита. Особенно интересен в этой ситуации учет такой операции у кредитора. Ведь именно он получает доход. Какие проводки необходимо сделать в бухгалтерском учете и какие налоги нужно начислить при предоставлении товарного кредита? Каковы правовые основания данной операции?
В рамках рассматриваемой операции ООО "Заимодавец" является кредитором. Соответственно, порядок бухгалтерского учета операций по договору товарного кредита определен для кредитора Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02). Таким образом, передача материалов по договору товарного кредита отражается записями:
Дебет 76 Кредит 10, 41
- переданы материалы (товары) по договору товарного кредита;
Дебет 76 Кредит 68
- начислен НДС по переданным материалам (основание - счет-фактура);
Дебет 58-3 Кредит 76
- отражена балансовая стоимость материалов, переданных по договору товарного кредита (основание - договор товарного кредита, акт приемки-передачи материалов).
Проценты по договору товарного кредита признаются операционными доходами и начисляются в конце каждого отчетного периода согласно условиям договора (п. п. 7, 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Проводки, связанные с начислением и поступлением процентов, будут иметь следующий вид:
Дебет 76 Кредит 91-1 "Прочие доходы"
- начислены проценты за предоставленный товарный кредит (основание - бухгалтерская справка-расчет);
Дебет 51 Кредит 76
- получены проценты за предоставленный товарный кредит (основание - банковская выписка).
Сумма процентов по товарному кредиту увеличивает налоговую базу по НДС, но только в части, превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ (пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ). Возврат товарного кредита оформляется проводками:
Дебет 10, 41 Кредит 76
- приняты материалы или товары (основание - акт приемки-передачи материалов или товаров);
Дебет 76 Кредит 58
- отражен возврат товарного кредита (основание - договор товарного кредита);
Дебет 19 Кредит 76
- отражена сумма входного НДС по возвращенным материалам или товарам (основание - счет-фактура);
Дебет 68 Кредит 19
- принят к вычету НДС (основание – счет-фактура).
Дебет 32 Кредит 51
- оплачен счет за интернет, за выкачивание этой работы.
При передаче товаров по договору товарного кредита в силу прямого указания в ст. 807 ГК РФ передается и право собственности на эти товары. А значит, формально происходит реализация товара, являющегося предметом кредита (ст. 39 НК РФ). В свою очередь, реализация товаров признается объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). При этом в отличие от денежного займа (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) товарный кредит от обложения не освобожден. Таким образом, передача имущества по договору товарного кредита подпадает под обложение НДС. Причем налоговой базой в данном случае будет стоимость передаваемых товаров (ст. 154 НК РФ). То есть НДС нужно начислить не на проценты, получаемые за пользование кредитом, а на само "тело" кредита. В то же время при возврате займа заимодавец получит право на вычет этого НДС.
С налогом на прибыль ситуация гораздо проще. В п. 12 ст. 270 НК РФ четко оговорено, что в расходы не включается стоимость имущества, переданного по договорам кредита или займа. Как видим, здесь нет ограничения по предмету договора, а значит, стоимость имущества, передаваемого по договору товарного кредита, в расходах не учитывается. Соответственно, при возврате кредита это имущество не будет включаться в доходы. Об этом сказано уже в пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ. Проценты же, полученные за пользование кредитом, составят доход заимодавца.
"Учет.Налоги.Право", N 28, 2003
При выдаче и возврате товарного кредита НДС выгоднее начислить. Это позволит не только избежать споров с налоговиками, но и сэкономить на налоге.
Нужно ли начислять НДС при передаче и возврате товарного кредита? Однозначного ответа на этот вопрос нет. На сегодняшний день существуют две противоположные позиции. Одни специалисты считают, что при товарном кредите реализации в целях исчисления НДС не происходит и, соответственно, начислять налог не нужно. Другие специалисты, в том числе работники МНС и Минфина России, настаивают на том, что раз при передаче и возврате товарного кредита переходит право собственности на ценности, следовательно, возникает объект налогообложения НДС.
Мы придерживаемся второй позиции. И не только потому, что в ее пользу можно привести более весомые аргументы, да и избежать споров с налоговиками, но и потому, что она выгоднее налогоплательщику по деньгам.
Чтобы продолжать обсуждать проблему начисления НДС, в двух словах скажем, что подразумевает под товарным кредитом гражданское законодательство. Статья 822 ГК РФ предусматривает предоставление кредита неденежными средствами. При этом заемщик обязуется возвратить заимодавцу равное количество вещей того же рода и качества (ст.807 ГК РФ).
В пользу первой позиции (реализация отсутствует) существуют следующие аргументы. Для целей исчисления НДС реализацией признается передача права собственности на товары (работы, услуги) на возмездной или безвозмездной основе (п.1 ст.39, пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).
При предоставлении товарного кредита заимодавец не получает денежные средства в оплату переданного имущества и не передает его безвозмездно. Полученное заемщиком имущество подлежит возврату заимодавцу в обусловленные договором товарного кредита сроки. Это не позволяет рассматривать передачу имущества по договору товарного кредита как реализацию. Таким образом, объекта налогообложения НДС не возникает.
Кроме того, согласно п.3 ст.39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) не признается передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер. Определение инвестиций дано в Законе РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности" и Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Под инвестициями понимается имущество, вкладываемое в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Цель выдачи процентного товарного кредита заключается в получении дохода (процента), а беспроцентного, как правило, в получении иного полезного эффекта - расширении деловых связей, финансировании на возвратной основе дочерних организаций и т.д. Таким образом, товарный кредит можно признать передачей инвестиционного характера.
В бухгалтерском учете выдача товарного кредита отражается организацией на счете 58 "Финансовые вложения" минуя счета реализации.
Однако в такой позиции есть один существенный недостаток. Организация не вправе будет зачесть НДС, уплаченный по приобретенным для передачи в качестве товарного кредита ценностям. Вычету подлежит налог, уплаченный по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления облагаемых НДС операций (пп.1 п.2 ст.171 НК РФ). Если же имущество приобретено для передачи в качестве инвестиций, налог включается в стоимость передаваемого имущества (пп.4 п.2 ст.170 НК РФ). В случае если налог был ранее предъявлен к вычету, его следует восстановить (п.3 ст.170 НК РФ).
Если имущество для передачи по договору товарного кредита не приобретается, а производится организацией-заимодавцем, НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве указанного имущества, также увеличит стоимость передаваемого имущества, а ранее зачтенный налог подлежит восстановлению (пп.4 п.2, п.3 ст.170 НК РФ).
У заемщика аналогичная ситуация. Он также учтет уплаченный налог по приобретенным для возврата товарного кредита ценностям в их стоимости.
Теперь рассмотрим противоположную позицию.
При выдаче товарного кредита право собственности на передаваемые ценности переходит от заимодавца к заемщику (ст.807 ГК РФ). Следовательно, у первого возникает объект налогообложения НДС (п.1 ст.39, п.1 ст.146 НК РФ). Организация-заимодавец выписывает счет-фактуру, в котором выделяет сумму НДС. С одной стороны, организация вынуждена начислить НДС при передаче ценностей, с другой - у нее появится возможность зачесть налог, предъявленный заемщиком при возврате ценностей.
Кроме того, она сможет зачесть и "входной" НДС, который относится к передаваемым ценностям, поскольку они будут использованы для облагаемой НДС операции.
Пример. Организация по договору товарного кредита (сроком на два месяца) передает имущество стоимостью 1200 руб., в том числе НДС 200 руб. Стоимость передаваемого имущества согласована сторонами сделки в договоре товарного кредита.
Для возврата кредита заемщик приобрел аналогичное имущество за 1500 руб., в том числе НДС 250 руб. Заимодавец и заемщик определяют налоговую базу по НДС "по отгрузке".
Заимодавец передачу товарного кредита отразит проводками:
Дебет 41 Кредит 60
- 1000 руб. - приобретены товары для передачи в качестве товарного кредита;
Дебет 19 Кредит 60
- 200 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 1200 руб. - оплачены товары;
Дебет 68 Кредит 19
- 200 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 58 Кредит 41
- 1000 руб. - выдан товарный кредит;
Дебет 58 Кредит 68
- 200 руб. - начислен НДС.
При погашении займа:
Дебет 41 Кредит 58
- 1000 руб. - возвращен товарный кредит;
Дебет 19 Кредит 58
- 200 руб. - учтен НДС со стоимости возвращаемого имущества на основании счета-фактуры заемщика;
Дебет 68 Кредит 19
- 200 руб. - принята к вычету сумма НДС.
НДС принимается к вычету на основании счета-фактуры заемщика, но в сумме, не превышающей НДС, исчисленный со стоимости имущества, переданного по договору товарного кредита (п.2 ст.172 НК РФ).
В учете заемщика сделаны проводки:
Дебет 41 Кредит 66
- 1000 руб. - получен товарный кредит;
Дебет 19 Кредит 66
- 200 руб. - учтен НДС по полученным товарам на основании счета-фактуры заимодавца.
При возврате имущества право собственности на него переходит от заемщика к заимодавцу. Таким образом, возврат имущества в целях исчисления НДС будет признан реализацией. Налог будет начислен в соответствии с п.2 ст.154 Налогового кодекса с рыночной стоимости передаваемого имущества.
При возврате имущества заемщик получает право на вычет НДС, учтенного на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" при получении товарного кредита. Вычет производится по наименьшей из сумм:
- исчисленной исходя из балансовой стоимости передаваемого имущества (п.2 ст.172 НК РФ);
- указанной в счете-фактуре заимодавца.
В учете заемщика возврат товарного кредита отражается записями:
Дебет 41 Кредит 60
- 1250 руб. - приобретены товары для погашения кредита;
Дебет 19 Кредит 60
- 250 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 1500 руб. - оплачены товары;
Дебет 68 Кредит 19
- 250 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 66 Кредит 41
- 1250 руб. - переданы товары в погашение кредита;
Дебет 66 Кредит 68
- 250 руб. - начислен НДС с рыночной стоимости выбывшего имущества;
Дебет 68 Кредит 19
- 200 руб. - принят к вычету НДС, относящийся к имуществу, полученному по договору товарного кредита;
Дебет 91-2 Кредит 66
- 250 руб. (1250 - 1000) - отражена в составе операционных расходов стоимостная разница между ценой приобретения (изготовления) возвращаемого имущества и его оценкой при получении товарного кредита.
Стоимостная разница между оценкой имущества при получении товарного кредита и ценой приобретения (изготовления) аналогичного имущества для погашения товарного кредита прямо не упомянута в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В то же время этот расход экономически обоснован. Его можно принять в налоговом учете на основании пп.20 п.1 ст.265 НК РФ.
НДС, исчисленный исходя из балансовой стоимости передаваемого имущества, меньше НДС, выделенного в счете-фактуре заимодавца.
Разница включается во внереализационные расходы:
Дебет 91-2 Кредит 66
- 50 руб. - учтена невозмещаемая сумма НДС.
Эта сумма не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации (п.19 ст.270 НК РФ).
По своей сути договор товарного кредита (ст. 822 ГК РФ) схож с договором неденежного займа (ст. 807 ГК РФ). Разница между ними состоит лишь в том, с какого момента договор считается заключенным. Так, договор займа признается состоявшимся только в момент передачи вещи. Об этом прямо сказано в п. 1 ст. 807 ГК РФ. До этого у сторон нет никаких прав и обязанностей по договору, даже если соответствующая бумага уже подписана обеими сторонами.
Договор же товарного кредита признается заключенным уже с даты согласования сторонами всех его условий. Такой датой признается день подписания сторонами договора. Соответственно, с момента подписания договора заимодавец уже не вправе безосновательно отказаться от предоставления товарного кредита. Следовательно, в случае такого отказа заемщик сможет требовать передачи кредита через суд. В библиотеке сидеть тяжко, я понимаю, по тому в Интернет и отправил свою работу, не найдешь ты найдет твой преподаватель. Ищи, будут ещ такие приписки.
Эта особенность товарного кредита влечет за собой необходимость четко указать в договоре отличительные признаки предмета займа - количество, качество, ассортимент и т.п. Обратите внимание, что договор товарного кредита обязательно заключается в письменной форме. Несоблюдение этого правила влечет за собой недействительность договора (ст. ст. 822 и 820 ГК РФ).
Законодателем понятие "кредитная история" сформулировано как информация, состав которой определен Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон о кредитных историях), характеризующая исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранящаяся в бюро кредитных историй.
Исходя из этого определения, в научном аспекте данный термин можно рассматривать в нескольких значениях.
Во-первых, с момента формирования таких сведений в составе, определяемом Законом о кредитных историях, кредитные истории - это уже урегулированные правоотношения, складывающиеся по поводу:
- ограничения доступа к этой информации;
- специфической деятельности бюро кредитных историй;
- определенного режима хранения и защиты этой информации;
- определенного оборота этой информации;
- и т.д.
Во-вторых, этот термин целесообразно рассматривать как определенный режим конфиденциальной информации, поскольку в процессе формирования и использования данных сведений имеет место особый порядок правового регулирования деятельности субъектов отношений, складывающихся по поводу информации, составляющей кредитные истории.
Основные составляющие (содержание) данного режима - это группы субъектов, обеспечивающих функционирование режима, носители режима (информационные ресурсы); средства правового регулирования; юридические гарантии функционирования режима.
К субъектам, обеспечивающим функционирование режима кредитных историй, не наделенным государственно-властными полномочиями, относятся:
- субъект кредитной истории - должник (юридическое или физическое лицо, давшее согласие на предоставление соответствующей информации в бюро кредитных историй);
- бюро кредитных историй - коммерческая организация, осуществляющая специфическую деятельность - оказание услуг по формированию, обработке и хранению кредитных историй, предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг;
- источник формирования кредитных историй (организация, предоставляющая в бюро кредитных историй соответствующую информацию, являющаяся заимодавцем (кредитором));
- пользователь кредитной истории - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившее согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения
Это приписка №3 еще такие есть, читай, читай, а не воруй из интернета. Следует обратить внимание, что предоставлять информацию в бюро кредитных историй могут только кредиторы-организации, а получать кредитные отчеты могут и индивидуальные предприниматели (для последующего заключения договора займа), и кредиторы-организации (для заключения договора кредита). Индивидуальные предприниматели могут только пользоваться кредитными отчетами, а участвовать в формировании кредитных историй они не вправе. То есть информация, характеризующая исполнение обязательств (в том числе и ненадлежащее) в отношении индивидуальных предпринимателей, предоставивших заем, никоим образом не может формировать мнение о заемщике.
Субъекты, обеспечивающие функционирование режима кредитных историй, наделенные государственно-властными полномочиями, - это Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
Банк России нормативными актами <3> устанавливает:
- порядок направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в бюро кредитных историй и кредитную организацию;
- порядок и формы предоставления бюро кредитных историй информации, содержащейся в титульных частях кредитных историй, и кодов субъектов кредитных историй в Центральный каталог кредитных историй <4>;
- порядок направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет;
- порядок формирования, замены и аннулирования кодов субъекта кредитной истории, в том числе дополнительных кодов;
- организует деятельность Центрального каталога кредитных историй - подразделения Банка России, которое ведет базу данных, создаваемую для поиска бюро кредитных историй.
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй <5>. Отметим, что ФСФР, находясь в ведении Правительства РФ, осуществляет нормативное регулирование деятельности бюро кредитных историй, не ограничиваясь реализацией контрольно-надзорных функций, характерных для служб. При этом не свойственной для служб функцией по изданию нормативных актов ФСФР указанным Постановлением Правительства РФ не наделена, осуществляя ее, по-видимому, в силу прямого указания Закона о кредитных историях (ч. 2 (2) ст. 14, ч. 2 ст. 12). В настоящее время ФСФР устанавливает:
- порядок проведения аукционных торгов по продаже кредитных историй
- порядок проведения конкурса по безвозмездной передаче кредитных историй ;
- требования к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ (далее - ФСТЭК), подведомственная Министерству обороны РФ, осуществляет лицензирование деятельности бюро кредитных историй по технической защите конфиденциальной информации.
Носителями данного режима являются информационные ресурсы, содержащие кредитные истории. Собственником данных ресурсов ранее можно было определить бюро кредитных историй, поскольку в соответствии с ч. 1, 2 ст. 6 утратившего силу Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" юридические лица приобретали право собственности на информационные ресурсы, созданные за счет их средств. В соответствии с новым Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" бюро кредитных историй следует определять как обладателя информации. Бюро кредитных историй являются специализированными коммерческими организациями, источниками формирования их доходов являются виды услуг, определенных Законом о кредитных историях. В его дефинитивной части (ч. 6 ст. 3) к таковым отнесены:
- услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй;
- услуги по предоставлению кредитных отчетов;
- сопутствующие услуги.
Статья 9 этого же Закона, определяющая статус бюро кредитных историй, устанавливает несколько иной перечень:
- услуги по предоставлению кредитных отчетов;
- услуги, связанные с разработкой на основе информации, содержащейся в кредитных историях, оценочных (скоринговых) методик вычисления индивидуальных рейтингов заемщиков;
- услуги, связанные с использованием данных методик.
Из первого перечня следует, что бюро кредитных историй вправе получать плату от кредитных организаций за то, что последние предоставляют соответствующую информацию о заемщиках ("плата за формирование кредитных историй"). Исходя из второго перечня данное право вовсе не следует, поскольку такие услуги вторым перечнем вообще не предусмотрены. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о кредитных историях законодатель однозначно относит отношения между кредитной организацией и бюро кредитных историй к возмездным отношениям, складывающимся по поводу оказания информационных услуг. Воровство из Интернета этого доклада, криминально лишь тогда, когда тебя поймали. А если ты все прочел, взял(а) нужное и выкинул(а) не нужное, включил(а) имя автора в список литературы и защитил(а), а не купил(а) оценку – то это не воровство, а похвала тебе. Вместе с тем представляется необходимым все-таки, унифицировать перечень видов услуг, предоставляемых бюро кредитных историй.
Носители информационных ресурсов, содержащих кредитные истории, являются ограниченно оборотоспособными объектами. Отметим, что впервые в российском праве законодатель установил модель отчуждения информационного объекта. Таковым является массив информации, сформированный бюро кредитных историй. Отчуждение может происходить вне административно-правового регулирования только в случае передачи информационного объекта от реорганизуемого бюро кредитных историй правопреемнику, включенному в государственный реестр бюро кредитных историй.
Административно-правовое регулирование имеет место при отчуждении данного информационного объекта в трех случаях.
Это реорганизация бюро кредитных историй (когда его правопреемник не включен в реестр бюро кредитных историй); ликвидация бюро кредитных историй (вследствие банкротства); исключение арбитражным судом бюро кредитных историй из государственного реестра на основании заявления ФСФР (когда в деятельности бюро кредитных историй имело место неоднократное нарушение Закона о кредитных историях).
Содержанием административно-правового регулирования порядка отчуждения носителей режима кредитных историй - соответствующих информационных ресурсов - является:
- наделение ФСФР статусом организатора торгов (при исключении бюро кредитных историй из государственного реестра);
- определение отчуждаемых информационных ресурсов как единого лота на аукционе - объекта торгов;
- определение режимов цен на торгах (максимального предела цены лота при повторных торгах - не более 50% от начальной продажной цены первичных торгов; "шаг аукциониста" - от 1 до 5% от начальной цены объекта торгов);
- установление порядка передачи на временное хранение в ЦККИ объекта торгов в случае объявления повторных торгов несостоявшимися;
- установление порядка безвозмездной передачи на конкурсной основе объекта торгов в случае объявления повторных торгов несостоявшимися.
Таким образом, носители данного режима - информационные ресурсы, содержащие кредитные истории, - имеют специфический статус, являясь ограниченно оборотоспособным объектом, который может отчуждаться только в пределах круга субъектов, имеющих специальную правоспособность (это бюро кредитных историй), и только в строго регламентированном порядке через продажу на аукционе или безвозмездную передачу.
Административное воздействие на отношения, складывающихся по поводу кредитных историй, имеет определенный набор средств административно-правового регулирования. Государственная регистрация бюро кредитных историй осуществляется посредством внесения записи о данных специализированных организаций в Государственный реестр бюро кредитных историй. Именно с этого момента бюро кредитных историй приобретает правомочия на осуществление специальной деятельности. До государственной регистрации к бюро кредитных историй применяется целый комплекс средств административно-правового регулирования, который перечислим ниже.
Лицензирование деятельности по технической защите информации, составляющей кредитные истории: к числу лицензионных требований относится наличие специальной профессиональной подготовки у лиц, обеспечивающих техническую защиту; соответствие помещений, оборудования нормам, установленным методическими документами по технической защите информации; наличие договорных отношений по поводу использования программного обеспечения защиты информации между их разработчиками и пользователями; использование систем обработки конфиденциальной информации и средств ее защиты , прошедших процедуру сертификации. К ним относятся средства и системы, имеющие сертификат с неистекшим сроком, выданный до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" либо полученный в соответствии с новыми требованиями данного Закона.
В части технической защиты информации, составляющей кредитные истории, существуют проблемы ее нормативного регулирования. Они связаны в первую очередь с рассогласованностью положений Федерального закона "О техническом регулировании" и положений Указа Президента от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю", которыми ФСТЭК наделена нормотворческими функциями. В соответствии со ст. ст. 4 - 5 данного Закона федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять нормотворческие функции по техническому регулированию только в отношении секретной и оборонной продукции, каковой системы и средства технической защиты информации, составляющей кредитные истории, не являются. Исходя из этих норм, возникает сомнение и в отношении правомочности ФСТЭК осуществлять нормотворческие функции в сфере установления стандартов и требований к технической защите информации
К средствам административно-правового регулирования следует отнести и установление требований к финансовому положению и деловой репутации бюро кредитных историй. Первая группа требований включает ограничения на участие в капитале бюро кредитных историй одним субъектом или аффилированными по отношению к нему лицами в пределах 50%; запрет на участие в капитале бюро кредитных историй организаций, доля участия в которых государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления (или аффилированных по отношению к ним лиц) составляет 100%. Поскольку данные ограничения не распространяются на кредитные организации, становится очевидным, что кредитные организации будут стремиться создавать "собственные" бюро кредитных историй, что и подтверждается данными о зарегистрированных бюро кредитных историй в первые месяцы после начала процедуры регистрации. К числу требований к финансовому положению бюро кредитных историй следует отнести установление размеров стоимости чистых активов участника бюро кредитных историй (размер устанавливается в зависимости от процентов акций (долей) в капитале, срока существования участника - юридического лица и т.д.). К данным требованиям также относится подтверждение платежеспособности участника бюро кредитных историй первоклассным иностранным банком; отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов, отсутствие фактов применения процедур банкротства.
Обнаружил(а) уже такие приписки?
К требованиям в отношении деловой репутации участников бюро кредитных историй относятся соблюдение принципов профессиональной этики, требований внутренних документов бюро кредитных историй, требований законодательства, непривлечение в течение двух предыдущих лет к ответственности за нарушение законодательства о банковской, налоговой, коммерческой, служебной тайне, за преступления и правонарушения в сфере государственной и муниципальной службы, предпринимательской деятельности, в финансовой и кредитной сфере, в сфере связи и информации; отсутствие фактов применения мер ограничения к деятельности бюро кредитных историй.
В качестве специфического средства административно-правового регулирования можно рассматривать установление условий определения победителя конкурса по безвозмездной передаче кредитных историй ("больший стаж" деятельности бюро кредитных историй, отсутствие мер воздействия в предшествующие два года со стороны ФСФР и ФСТЭК, наибольшая величина чистых активов).
Применение мер административного принуждения, не связанных с назначением административного наказания, также относится к числу средств административно-правового регулирования в рамках режима кредитных историй. Данные меры применяются в процессе контроля и надзора за деятельностью бюро кредитных историй. В соответствии с Законом о кредитных историях (ст. ст. 14, 16) уполномоченный государственный орган - ФСФР России может осуществлять выдачу предписаний об устранении нарушений, подлежащих обязательному исполнению. Исключение бюро кредитных историй из государственного реестра, являясь формой административного принуждения, применяется только в порядке арбитражного судопроизводства, инициированного заявлением ФСФР, при наличии фактов нарушения со стороны бюро кредитных историй норм Закона о кредитных историях, а также неисполнения предписаний, выданных ФСФР.
Административным принуждением следует считать и ограничение деятельности в качестве участника бюро кредитных историй юридического лица или индивидуального предпринимателя, если в процессе контрольно-ревизионных мероприятий ФСФР выяснится, что финансовое положение и (или) деловая репутация участника бюро кредитных историй не соответствуют установленным требованиям. Вместе с тем Законом не установлено, в каких случаях это может повлечь последующее ограничение деятельности для участника бюро кредитных историй, а в каком - инициацию процедуры исключения из Государственного реестра бюро кредитных историй. В данной части, по-видимому, это будет решаться посредством административного усмотрения.
Законом о кредитных историях ФСТЭК не отнесена к субъекту контрольно-надзорной деятельности в отношении бюро кредитных историй. Однако данный орган, безусловно, может применять административное принуждение в процессе контроля и надзора за технической защитой информации, составляющей кредитные истории. Это может быть приостановление ФСТЭК лицензии. ФСТЭК может также инициировать отзыв в судебном порядке лицензии на осуществление технической защиты информации в случае, если в период приостановления лицензии не были устранены указанные нарушения. Кстати стащить с Интернета эту работу и выдать за свою – плагиат, за который надо поставить двойку.
Юридические гарантии функционирования режима кредитных историй включают:
- соблюдение обязанности должностных лиц бюро кредитных историй, кредитных организаций, государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью бюро кредитных историй, пользователей кредитных историй не разглашать информацию, составляющую кредитные истории;
- возможность применения юридических санкций за нарушение норм законодательства о кредитных историях.
Остановимся на исследовании собственно административных санкций, которые дважды с момента принятия Закона о кредитных историях вводились законодателем в КоАП РФ.
Статьи 5.53 ("Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю") и 14.29 ("Незаконное получение или предоставление кредитного отчета") имеют тождественные санкции. В первом составе объективная сторона может проявляться, например:
- в систематизации сведений о субъекте кредитной истории для формирования кредитной истории без его согласия;
- в предоставлении данной информации кредитной организацией иным субъектам, кроме бюро кредитных историй;
- в получении (распространении) сведений, со ставляющих кредитную историю любыми лицами, не уполномоченными на данные действия, и т.д.
Второй состав (ст. 14.29), введенный в КоАП РФ позднее, предусматривает в качестве объекта правонарушения отношения по поводу не всей информации, составляющей кредитную историю, а кредитный отчет. Кредитным отчетом является информация, входящая в состав кредитной истории, предоставляемая по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации в соответствии с Законом о кредитных историях. Объективная сторона сформулирована законодателем как незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет. Субъектами правонарушения исходя из контекста ч. 14 ст. 6 могут быть пользователи кредитных историй, источники формирования кредитных историй и иные лица, получившие доступ к информации, составляющей кредитный отчет.
Формулировка состава ст. 14.29 КоАП РФ вызывает ряд вопросов.
Во-первых, законодатель в ст. 14.29 пытается дифференцировать как предмет правонарушения две категории информации: кредитный отчет и информацию, составляющую кредитную историю и входящую в кредитный отчет.
Вообще-то на практике речь может идти об одном и том же, поскольку объем информации в кредитном отчете и кредитной истории может совпадать. По-видимому, в данном случае законодатель стремился смоделировать два возможных правонарушения - в первом случае нарушается порядок получения информации ее пользователями, субъектами кредитных историй, а также порядок предоставления кредитного отчета бюро кредитных историй. Во втором случае - неправомерное завладение этой информацией лицом, не имеющим права предоставлять кредитный отчет, и последующая передача этой информации вопреки Закону о кредитных историях. То есть в последней ситуации это не "узаконенный" официальный кредитный отчет, а фактически утечка конфиденциальной информации, произошедшая в результате несанкционированного доступа к информационным ресурсам, содержащим кредитные истории.
Во-вторых, возникает вопрос об отграничении противоправных действий, предусмотренных ст. 14.29 КоАП РФ (и ст. 5.53 КоАП РФ), от уголовно наказуемых деяний, поскольку это обязательное условие привлечения к административной ответственности по данным статьям.
Уголовный кодекс РФ (ст. 183) обеспечивает защиту информации, функционирующую в режиме банковской, коммерческой и налоговой тайны. В Законе о кредитных историях (ч. 15 ст. 6, ч. 5 ст. 7, ст. 17) неоднократно указывается, что конфиденциальные сведения, составляющие кредитные истории, могут функционировать и в иных режимах - служебной, коммерческой, налоговой, банковской тайны. Поэтому при квалификации ст. ст. 5.53 и 14.29 следует выяснить, не имеют ли место уголовные составы, предусмотренные ст. 183 УК РФ. Отграничение следует производить в первую очередь по объективной стороне. Уголовно наказуемыми являются получение сведений, составляющих в данном случае кредитные истории либо кредитный отчет, путем похищения документов, подкупа, угроз, иным незаконным способом (ч. 1 ст. 183 УК РФ).
К уголовно наказуемым следует относить и разглашение, использование сведений, составляющих кредитную историю, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по службе или работе. В данном случае неясно, кого следует считать владельцем информации. Если речь идет о материальных носителях - информационных ресурсах, на которых зафиксирована информация, то их владельцами являются бюро кредитных историй и ЦККИ (Центральный каталог кредитных историй как структурное подразделение Банка Каймановых островов). Конфиденциальная информация существует только в документированной форме, и субъекта кредитных историй владельцем соответствующей информации признать нельзя. Поэтому если информация, составляющая кредитные истории, предоставляется без согласия субъекта кредитных историй - это административно наказуемое деяние. Если речь идет о противоправном распространении информации, составляющей кредитные истории, без согласия бюро кредитных историй или ЦККИ - это уголовный состав. Уголовно наказуемыми являются разглашение, использование сведений, составляющих кредитную историю, причинившие крупный ущерб, тяжкие последствия. К уголовно наказуемым следует отнести и разглашение, использование данных сведений из корыстной или иной личной заинтересованности.
В-третьих, сложность данного ограничения заключается и в нетождественной формулировке видов деяний в КоАП РФ и УК РФ.
Статья 183 УК РФ - общая формулировка - "получение, разглашение"; ч. 1 - "собирание"; ч. 2, ч. 3, ч. 4 - "разглашение, использование". Из этого сопоставления следует, что формулировка "использование" вообще не охватывается названием статьи - "получение и разглашение". В нормах ст. ст. 5.53 и 14.29 КоАП РФ речь идет о "получении, распространении" и "получении, предоставлении". Во избежание сложных ситуаций при сопоставлении данных терминов, отграничении уголовного от административного составов целесообразнее было бы использовать в УК РФ общую формулировку "незаконные действия в отношении информации, составляющей коммерческую, налоговую, банковскую тайну".
В-четвертых, для применения уголовных санкций по ст. 183 УК Республики Танзания еще необходимо доказать, что сведения, составляющие кредитные истории, функционируют хотя бы в одном из режимов - коммерческой, банковской, налоговой тайны или в нескольких одновременно . Состав кредитных историй, безусловно, содержит такие сведения. Так, в основной части кредитной истории содержатся сведения, функционирующие в режиме банковской тайны, в титульной части - в режиме персональных данных (в отношении физического лица); конфиденциальность сведений, функционирующих в режиме банковской тайны, может обеспечиваться еще и режимом коммерческой и налоговой тайны.
Итак, обеспечение уголовной защиты данных конфиденциальных сведений возможно только посредством доказательства фактов получения, разглашения, использования сведений, составляющих банковскую, налоговую, коммерческую тайну. Таковые действия в отношении сведений, составляющих кредитную историю, но не функционирующих в данных режимах, уголовно ненаказуемы.
Статья 5.54 КоАП РФ предусматривает административную ответственность бюро кредитных историй, его сотрудников за неисполнение обязанности по проведению проверки, неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете). Данное требование может быть предъявлено в соответствии со ст. 8 Закона о кредитных историях субъектом кредитной истории, ознакомившимся с кредитным отчетом по его кредитной истории. Проверка должна быть проведена не позднее 30 дней с даты подачи соответствующего заявления, в том числе посредством запроса информации у источника формирования кредитной истории, ее итоги должны быть объявлены заявителю в письменной форме.
Права пользователя кредитных историй, субъекта кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй по получению кредитного отчета защищаются составом ст. 5.55 КоАП РФ (непредоставление кредитного отчета). Объективная сторона может проявляться не только в непредоставлении, но и в предоставлении неполного или недостоверного кредитного отчета.
Конфиденциальность сведений, составляющих кредитные истории, обеспечивается посредством возможного применения санкций, предусмотренных ст. 14.30 КоАП РФ (нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю). Напомним, что административная ответственность за незаконные действия по получению сведений, составляющих кредитную историю и кредитный отчет, предусмотрена соответственно ст. 5.53 и ст. 14.29 КоАП РФ. Можно предположить, что незаконный сбор - это тоже незаконные действия по получению информации. Поскольку субъектами правонарушения по ст. 14.30 являются бюро кредитных историй и его должностные лица, то ст. 5.53 и ст. 14.29 КоАП РФ следует вменять в отношении этих действий иным субъектам, не имеющим отношения к деятельности бюро кредитных историй.
Таким образом, признавая позитивное намерение законодателя обеспечить конфиденциальность режима кредитных историй возможностью назначения административных наказаний, приходится признавать и тот факт, что данные статьи с их рассогласованными формулировками, сходными противоправными действиями, сходными объектами правонарушений, безусловно, вызовут определенные сложности в применении данных составов и отграничении ряда из них от уголовных деяний.
Субъектами административной юрисдикции по данным составам могут являться в соответствии со ст. 23.65 КоАП РФ в части назначения штрафов - ФСФР, в части дисквалификации - в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ - мировые судьи, а если в производстве данных дел будет иметь место административное расследование - судьи районных судов.
Подводя итог исследованию административно-правового регулирования в режиме кредитных историй, представляется возможным сформулировать следующие выводы.
1. Административно-правовое регулирование имеет место в значительном объеме административно-предписывающих норм, устанавливающих порядок формирования, предоставления и использования сведений, составляющих кредитные истории в целом и кредитные отчеты в частности. Данные нормы детально регламентируются Федеральной службой по финансовым рынкам и Банком России.
2. Впервые в российском законодательстве до пускается продажа единого комплексного информационного объекта - совокупности всех кредитных историй, сформированных одним бюро кредитных историй. Данные информационные ресурсы являются ограниченно оборотоспособным объектом и могут приобретаться только бюро кредитных историй на возмездной основе либо по средством безвозмездной передачи на конкурсной основе, если повторные торги признаны несостоявшимися. При этом нормативные акты, издаваемые ФСФР, детально предписывают порядок отчуждения. Таким образом, ограниченный оборот кредитных историй подлежит административной регламентации.
3. Административно-правовые средства регулирования в рамках данного режима достаточно многообразны и включают государственную регистрацию бюро кредитных историй, лицензирование их деятельности по технической защите конфиденциальной информации, сертификацию соответствующих средств защиты, установление требований к деятельности субъектов кредитных историй, применение принуждения, не связанного с назначением юридических санкций.
4. Применение административного принуждения (как юрисдикционного - административные и уголовные санкции, так и неюрисдикционного - административные предписания, ограничение деятельности и исключение из реестра бюро кредитных историй) обеспечивают определенную защиту прав участников отношений, складывающихся по поводу кредитных историй. Вместе с тем они сформулированы законодателем недостаточно последовательно. Нуждаются в детальной регламентации такие виды принуждения, как ограничение деятельности участников бюро кредитных историй, административное предписание в отношении бюро кредитных историй и исключение их из реестра.- здесь есть восемь подписок в том числе эта.
5. Поскольку в содержании режима кредитных историй достаточно значим административный аспект в части состава субъектов режима, правового статуса носителей режима - информационных ресурсов, средств правового регулирования, юридических гарантий, поэтому представляется обоснованным вывод о том, что это комплексный правовой режим, функционирование которого основано на нормах не только гражданского, но и административного права.
6. Совершенствованию административно-правового регулирования кредитных историй будут способствовать:
- закрепление в нормативных актах, устанавливающих правовой статус ФСФР, нормотворческой функции в части установления нормативных основ деятельности бюро кредитных историй;
- внесение изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании", наделяющего органы исполнительной власти нормотворческими функциями по техническому регулированию не только секретной и оборонной продукции, но и средств защиты конфиденциальной информации;
- установление детальной регламентации оснований, порядка и сроков применения неюрисдикционных мер административного принуждения в отношении бюро кредитных историй со стороны ФСФР во избежание использования дискреционных полномочий со стороны данного федерального органа исполнительной власти;
- закрепление в Законе о кредитных историях правомочия ФСТЭК как контрольно-надзорного органа за деятельностью бюро кредитных историй в части защиты конфиденциальной информации, составляющей кредитные истории;
- унификация перечня услуг, предоставляемых бюро кредитных историй.
1. Административно-правовое регулирование кредитных историй "Финансовое право", 2006, N 12 О.С.Соколова
2. Проблема товарного кредита "Учет. Налоги. Право", 2006, N 4 И.Якимович
3. НДС ПО ТОВАРНОМУ КРЕДИТУ - СПОРИТЬ СЕБЕ ДОРОЖЕ "Учет.Налоги.Право", N 28, 2003, Л.И.Колыванова Директор департамента консультационных услуг, В.О.Шураева Ведущий специалист ООО "Энерджи-Консалтинг"
4. «Кредит: учет и право» В.А. Февральский, изд. Прод-принт 2005 г.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru