Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Философия любви в давней Индии

Министерство образования и науки Украины

Кировоградский национальный технический университет


Факультет Учета и Финансов

Кафедра экономики труда и менеджменту

Предмет Культурология


Философия любви в давней Индии


Роботу выполнила:

Мишина Ксения Сергеевна

ст. группы ФК 06-1

Работу проверил:

Тупчиенко Николай Петрович


г. Кировоград, 2007 год

1. Вступление. Понятия Секс и Любовь в Индии.

Секс – одно из наиболее распространенных тем в искусстве. Секс можно найти в искусстве всех обществ. Он вездесущ и вечен. Вот почему эротическое наследие, которым мы с вами обладаем, так велико. Правда, большей частью оно нам неведомо. Существуют неизвестные широкой публике шедевры изобразительного искусства и религиозные картины разных народов мира, хранящиеся в запасниках музеев только потому, что имеют явное эротическое содержание. Масса эротической литературы заполняет целые отделы в крупнейших библиотеках мира, но такие книги не числятся в каталогах, доступ к ним затруднен, отношение хранителей неоднозначно, а внимание – недостаточно.

На Востоке издревле к вопросам пола относились серьезно, не считая их постыдными. В восточном сознании превалировала концепция святости всего эротического. Индуизм, наряду с большинством древнейших религий, поселил эротику на небесах, откуда вместе со всем божественным и снизошло к людям искусство любви, призванное научить человека как можно лучше контролировать свои сексуальные стремления с тем, чтобы стать полезным членом семьи, общества и вносить свой вклад в их процветание. Воспетое в знаменитом трактате «Камасутра», это искусство заняло достойное и полноправное место среди других необходимых человеку знаний и навыков. В эротическом искусстве обществ, которые создали искусство любви: Индия, Китай, Древний Рим, истина выводится из самого удовольствия, понимается как практика и накапливается как опыт. Удовольствие не рассматривается по абсолютному закону разрешенного или запрещенного или по отношению к самому себе. Исследование установок относительно секса, принятых в Индии – стране поразительных контрастов, является тиглем многих народов, культур и традиций.

2. Пантеон индуистских богов.

В индии практически не существует такой стороны жизни, которая не находилась бы под покровительством какого-нибудь бога. Тримурти – триединое воплощение Брахмана, или «троицы», в которую входит мудрый творец Брахма, благосклонный защитник и хранитель Вишну и Шива – властный и наводящий ужас бог плодородия, повелитель духов и демонов, мастер танца и разрушитель миров.

Брахма – бог, который создал мир, трансформировал первоначальное Единство Высшей Реальности в многообразие всего живого и переходящих форм.

Индуизм учит, что знание о любви и сексе состоит из ста тысяч источников, разработанных Брахманом. В искусстве он изображается четырехголовым божеством красного цвета, облаченным в белое одеяние и восседающим верхом на гусе. Мифы гласят, что четыре Веды произошли из четырех голов Брахмы. Поэтому его называют божеством мудрости, и обращаются к нему в основном ученые люди. Слово «брахма» не имеет рода, в связи с чем Брахму иногда представляют бесполым или бисексуальным божеством. Он способен разделяться на мужчину – Ману Свайямбхаву и женщину – Сарасвати. Брахма начал процесс творения. Он разделился на мужчину и женщину, которые стали заниматься любовью. Брахма и Сарасвати породили весь род человеческий.

Сарасвати, супруга Брахмы, считается богиней всех наук, связанных с творчеством, а также интуитивной мудрости. Она покровительствует музыке, поэзии и другим формам искусства. И является покровительницей искусства любви. Символ – семиструнный индийский инструмент вина, по форме напоминающий женское тело. Скульптуры, изображающие эту богиню, немногочисленны, хотя на некоторых картинах она представлена в виде прекрасной женщины верхом на петухе, с виной в руках.

По мере становления индуизма как религии большинство верующих разделились на 2 основных течения – виншуитов и шиватов, образовав в их пределах множество частных направлений и сект.

Вишнуиты подчеркивают, что единственной реальностью является принцип бытия (сохранения). Ничто не уничтожается; разрушение и творение суть не что иное, как видоизменения, сущность же вещей неуничтожима; поэтому верховным является Вишну – Бог в ипостаси хранителя.

Вишна мягок, непротиворечив, полон всепрощения и заботы о своих поклонниках, следит за состоянием богов и людей, а в борьбе с врагами дипломатичен. Его представляют четыреруким или шестируким божеством великого многоголового змея Шеши (воплощение бесконечности), который поддерживает его на поверхности космического Океана. Символы Вишну – скорлупа раковины и диск. Он известен под именем «Повелитель Вод» и считается правителем всего эротического.

Божественную супругу Вишну зовут Лакшми. Ее почитают как богиню счастья, удачи, богатства и материального благополучия. За исключительную красоту ее называют Падма (лотос).

Лакшми всегда преданна своему мужу и на картинках изображается сидящей на змее Шеши и массирующей ступни своего повелителя. В зависимости от настроения, она может быть белой или красной.

Мифы индуизма повествуют о том, что сын Вишну и Лакшми – это бог любви, Кама. Кама – вечно юный и самый прекрасный из богов. В искусстве его изображают с двумя или восемью руками, одетым в голубое платье. Он разъезжает на крокодиле (также – на попугае), и знамя его несет символ в виде мифической рыбы Макары, в чреве которой он, согласно преданию, жил некоторое время. Жену Камы зовут Рати (любовная страсть). Свои жертвы бог любви поражает пятью цветочными стрелами, возбуждающих желание: из голубого лотоса, жасмина, чампака, ириса и цветка манго. Древко его лука сделано из сахарного тростника, тетива – из роя жужжащих пчел. Его небесные спутники – танцовщицы апсары и музыканты гандхарвы.

Индийский идеал красоты.

Оконченый индийский идеал красоты тела изображен в скульптуре… Тало зрелой, чуткой, пышно сложенной женщины становится эталоном индийской скульптуры. «Широкие, массивные, тяжелые бедра, которые поддерживают пояс глубокий пупок, лишенное волос лоно, округлая, твердая грудь, расположенная впритык одна к другой, и шея, пересеченная тремя складками, вот что приносит блаженство, радость и удовольствие». Так написано в «Брихатсамхити» про идеал женщины. Этот идеал сохранился аж до второй половины ІІ тысячелетия...

Этот идеал распростроняется и на формы мужского тела, которое изображается как мускулистое тело героя, а по своим пухлым формам, скорее, напоминает женское тело


Из «Ригведы».

«Заговор – привораживание женщины»


Возжелай тела моего, ног!

Возжелай глаз, возжелай бедер!

Глаза твои и волосы, вожделеющие

Ко мне, да пожухнут от любви!

Льнущей к дланям моим тебя я

Делаю, к сердцу льнущей,

Чтобы ты попала под власть мою,

Чтоб склонилась к моему желанью.

О, пусть те, в чьей природе – лизание,

Те, в чьем сердце – согласие, –

Коровы, матери жира,

Да сделают ее для меня согласной!

Заговор сопровождается магическими действиями, целью которых является привораживание женщин.

Уся індуїстська література, як релігійна, так і світська, буквально сповнена натяками сексуального змісту та статевої символіки і відверто еротичних описів. У середні віки сам процес космічного творення зображувався як шлюбний союз бога й богині, тому фігури пар у міцних обіймах зображувалися на стінах храмів. Деякі релігійні секти навіть запровадили до свого культу як невід'ємну частину статеві акти, які вважалися засобом врятування.

У стародавній Індії існував особливий розряд жінок, які не були пов'язані правилами і обмеженнями, регламентованими поведінкою представницьких вищих каст. Це були гетери. Безсумнівно, багато бідних і дешевих проституток закінчували своє життя у злиднях або, в кращому випадку, ставали служницями чи робітницями. Однак, більш характерною є описана в літературі фігура куртизанки –гарної, освіченої, багатої жінки, яка займала високе положення и користувалася не меншою пошаною, ніж відомі Аспазії та Фріни а класичній Греції. Існувала й храмова проституція: у храмах утримувалися сотні проституток.

Список використаної літератури:

История Древнего мира. Древний восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадан, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест 1999 г. – 848 с.

Лекції з історії світової культури / В.С. Полікарпов: Навч. Посіб. – 3-тє вид., стереотип. – Х.: Основа; К.: Т-во „Знання”, КОО, 1999 г. – 336 с.

Искусство Индии 4 тыс. до н.э. – 7 век н. э., С.И. Тюлляев, Москва, «Искусство», 1989 г.

Секс в культурах мира. Збигнев Лев-Старорг, перевод с польского, Москва, «Мысль», 1991 г.

Рефетека ру refoteka@gmail.com